58510

Понятие информации. Виды информации. Свойства информации

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цель урока: Познакомить учащихся с понятием информации и носителями информации. Учащиеся должны понимать, что существуют различные подходы к определению информации в различных областях человеческой деятельности...

Русский

2014-04-25

62.5 KB

10 чел.

Конспект пробного урока по информатике, 8 класс.

Тема: «Понятие информации. Виды информации. Свойства информации.»

Цель урока: Познакомить учащихся с понятием информации и носителями информации. Учащиеся должны понимать, что существуют различные подходы к определению информации в различных областях человеческой деятельности; знать виды носителей информации, а также познакомить учащихся с видами информации по способу восприятия, по форме представления, по общественному значению; рассмотреть качественные характеристики информации - свойства информации.

Ход урока:

  1.  Орг. момент: Здравствуйте ребята! Сейчас у вас будет урок информатики. Проведу его я, меня зовут Анна Александровна. На партах у вас должны лежать тетрадь, ручка и карандаш. Вы готовы? садитесь.
  2.  Сообщение темы урока:  

У - Сегодня мы поговорим об информации, об ее видах и свойствах, узнаем какие действия можно выполнять над информацией.

У - В настоящее время с каждым годом количество получаемой нами информации увеличивается в огромное количество раз, поэтому возникает необходимость в правильном её использовании. Для этого сначала всю поступающую информацию необходимо сначала структурировать, выделив в ней важные и менее значимые детали, изучить характер этой информации, а ненужную и неинтересную нам отбросить. А затем уже, используя полученные знания в области автоматизации обработки информации, используя компьютер или другие средства вычислительной техники, правильно и быстро обработать. Таким образом, конечная цель информатики - это научить правильно обрабатывать поступающую из разных источников информацию, то есть в конечном итоге научить правильно использовать эту информацию. Для большинства из нас слово “информация” – нечто само собой разумеющееся. Но попробуйте сформулировать, что такое информация.

у – преполагают

У – само по себе понятие информации является первичным и ему невозможно дать какое-то полное определение, которое бы полностью характеризовало и объясняло его значение. Информация ("informatio"( лат.) - сведения, разъяснения, изложение) — сведения об объектах и явлениях окружающей среды, их параметрах, свойствах и состоянии, которые воспринимают информационные системы (живые организмы, управляющие машины и др.) в процессе жизнедеятельности и работы;

у – записываю тему урока и определение в тетрадь.

У -  Информация вокруг нас существует в различных видах: в виде текстов, рисунков, чертежей, фотографий; в виде световых или звуковых сигналов; в виде радиоволн; в виде электрических и нервных импульсов; в виде магнитных записей; в виде жестов и мимики; в виде запахов и вкусовых ощущений; в виде хромосом, посредством которых передаются по наследству признаки и свойства организмов.

Что же является носителем информации?

Любой сигнал, будь то свет костра, телеграмма, код Морзе, написанный текст, несет какое-либо сведение или сообщение, т. е. информацию.

Т.о. Носитель информации- это среда, для записи и хранения информации.

Приведите примеры.

1)материальные предметы (бумага камень, дерево стол, доска звездная пыль и т.д.)

2)волны различной природы (акустическая (звук), электромагнитная (свет, радиоволна), гравитационная (давление, притяжение) и т.д.)

3)состояния вещества (концентрация молекул в жидком растворе, температура, давление, и т.д.)

У - Какие типы или виды информации можно выделить?

Во-первых, по способу восприятия информации.

У человека пять органов чувств:

  зрение; с помощью глаз люди различают цвета, воспринимают зрительную информацию, к которой относятся и текстовая, и числовая, и графическая;

  слух; уши помогают воспринимать звуковую информацию – речь, музыку, звуковые сигналы, шум;

  обоняние; с помощью носа люди получают информацию о запахах окружающего мира;

  вкус; вкусовые рецепторы языка дают возможность получить информацию о том, каков предмет на вкус – горький, кислый, сладкий, соленый;

  осязание; кончиками пальцев (или просто кожей), на ощупь можно получить информацию о температуре предмета – горячий он или холодный, о качестве его поверхности – гладкий или шершавый.

Человек получает информацию о внешнем мире с помощью своих органов чувств. Практически около 90% информации человек получает при помощи органов зрения (визуальный), примерно 9% – при помощи органов слуха (аудиальный) и только 1% при помощи остальных органов чувств (обоняния, вкуса, осязания). Следует отметить, что органы чувств человека получили название анализаторов, поскольку именно через эти органы информация попадает в головной мозг. А вот, например, для лисы, собаки и многих других животных основная информация та, которая поступает через нос. У них хорошо развито обоняние. Для летучих мышей главная информация – звуковая, они воспринимают ее своими большими, чуткими ушами.

Компьютер, помогающий человеку хранить и обрабатывать информацию, приспособлен в первую очередь для обработки текстовой, числовой, графической информации.

Во-вторых, по форме представления информации.

Рассмотрим только те виды информации, которые “понимают” технические устройства (в частности, компьютер).

Текстовая информация, например текст в учебнике, сочинение в тетради, реплика актера в спектакле, прогноз погоды, переданный по радио. Заметим, что в устном общении (личная беседа, разговор по телефону, радиопостановка спектакля) информация может быть представлена только в словесной, текстовой форме. Числовая информация, например таблица умножения, арифметический пример, счет в хоккейном матче, время прибытия поезда и др. В чистом виде числовая информация встречается редко, разве что на контрольных по математике. Чаще всего используется комбинированная форма представления информации.

  •  Рассмотрим пример. Вы получили телеграмму: “Встречайте двенадцатого. Поезд прибывает в восемь вечера”. В данном тексте слова “двенадцатого” и “восемь” мы понимаем как числа, хотя они и выражены словами.

Графическая информация: рисунки, схемы, чертежи, фотографии. Такая форма представления информации наиболее доступна, так как сразу передает необходимый образ (модель), а словесная и числовая требуют мысленного воссоздания образа. В то же время графическая форма представления не дает исчерпывающих разъяснений о передаваемой информации. Поэтому наиболее эффективно сочетание текста, числа и графики.

  •  Например, при решении задач по геометрии мы используем чертеж (графика) + пояснительный текст (текст) + числовые расчеты (числа).

Музыкальная (звуковая) информация.

В настоящее время мультимедийная (многосредовая, комбинированная) форма представления информации в вычислительной техники становится основной. Цветная графика сочетается в этих системах со звуком и текстом, с движущимися видеоизображением и трехмерными образами.

В-третьих, по общественному значению информации.

Информация может быть:

  •  личной – это знания, опыт, интуиция, умения, эмоции, наследственность конкретного человека;
    •  общественной – общественно-политическая, научно-популярная, т. е. то, что мы получаем из средств массовой информации. Кроме того, это опыт всего человечества, исторические, культурные и национальные традиции и др.;
    •  обыденная – та, которой мы обмениваемся в процессе общения;
    •  эстетическая – изобразительное искусство, музыка, театр и др.;
    •  специальная – научная, производственная, техническая, управленческая.

У - Свойства информации

Информация нам нужна для того, чтобы принимать правильные решения.

Рассмотрим свойства информации, т.е. качественные признаки.

  1.  Объективность информации. Информация – это отражение внешнего мира, а он существует независимо от нашего сознания и желания. Поэтому в качестве свойства информации можно выделить ее объективность. Информация объективна, если она не зависит от чьего либо мнения, суждения.
  •  Пример. Сообщение “На улице тепло” несет субъективную информацию, а сообщение “На улице 220С” - объективную (если термометр исправен).

Объективную информацию можно получить с помощью исправных датчиков, измерительных приборов. Но, отражаясь в сознании конкретного человека, информация перестает быть объективной, т.к. преобразовывается (в большей или меньшей степени) в зависимости от мнения, суждения, опыта, знания или “вредности” конкретного субъекта.

  1.  Достоверность информации. Информация достоверна, если она отражает истинное положение дел.

Объективная информация всегда достоверна, но достоверная информация может быть как объективной, так и субъективной.

Достоверная информация помогает принять нам правильное решение.

Недостоверной информация может быть по следующим причинам:

  •  Преднамеренное искажение (дезинформация);
  •  Искажение в результате воздействия помех (“испорченный телефон”);
  •  Когда значение реального факта преуменьшается или преувеличивается (слухи, рыбацкие истории).

3 Полнота информации. Информацию можно назвать полной, если ее достаточно для понимания и принятия решения.

  •  Например, мечта историка – иметь полную информацию о минувших эпохах. Но историческая информация никогда не бывает полной, и полнота информации уменьшается по мере удаленности от нас исторической эпохи. Даже события происходившие на наших глазах, не полностью документируются, многое забывается, и воспоминания подвергаются искажению.

Неполная информация может привести к ошибочному выводу или решению. Не зря русская пословица гласит: “Недоученный хуже неученого”.

4 Актуальность (своевременность) информации – важность, существенность для настоящего времени. Только вовремя полученная информация может принести необходимую пользу. Неактуальной информация может быть по двум причинам: она может быть устаревшей (прошлогодняя газета) либо незначимой, ненужной (например, сообщение о том, что в Италии снижены цены на 5%).

5 Полезность или бесполезность (ценность) информации.

Так как границы между этими понятиями нет, то следует говорить о степени полезности применительно к нуждам конкретных людей. Полезность информации оценивается по тем задачам, которые мы можем решить с ее помощью.

Самая ценная для нас информация – достаточно полезная, полная, объективная, достоверная и новая. При этом примем во внимание, что небольшой процент бесполезной информации даже помогает, позволяя отдохнуть на неинформативных участках текста. А самая полная, самая достоверная информация не может быть новой.

С точки зрения техники свойство полезности рассматривать бессмысленно, так как задачи машине ставит человек.

6 Понятность.

Информация понятна, если она выражена на языке, доступном для получателя.

Помимо свойств и видов информации, существую 2 подхода измерения информации : алфавитный и вероятностный.

Алфавитный подход к измерению информации не связывает кол-во информации с содержанием сообщения. Алфавитный подход - объективный подход к измерению информации. Он  удобен при использовании технических средств работы с информацией, т.к. не зависит от содержания сообщения. Кол-во информации зависит от объема текста и мощности алфавита. Ограничений на max мощность алфавита нет, но есть достаточный алфавит мощностью 256 символов. Этот алфавит используется для представления текстов в компьютере. Поскольку 256=28, то 1символ несет в тексте 8 бит информации.

Вероятностный подход к измерению информации. Все события происходят с различной вероятностью, но  зависимость между вероятностью событий и количеством информации, полученной при совершении того или иного события можно выразить формулой которую в 1948 году предложил  Шеннон.

Количество информации  - это мера уменьшения неопределенности.

1 БИТ – такое кол-во информации, которое содержит сообщение, уменьшающее неопределенность знаний в два раза.  БИТ- это наименьшая единица измерения информации

Для измерения больших объемов информации используются следующие единицы:

1 Кб  (один килобайт)= 1024 байт=210байт
1 Мб  (один мегабайт)= 1024 Кб=210Кбайт=220байт
1 Гб  (один гигабайт)= 1024 Мб=210Mбайт=230байт
1Тбайт (один терабайт)=210Гбайт=1024Гбайт=240байт
1Пбайт(один петабайт)=2
10Тбайт=1024Тбайт=250байт
1Эбайт(один экзабайт)=2
10Пбайт=1024Пбайт=260байт
1Збайт(один зетабайт)=2
10Эбайт=1024Эбайт=270байт
1Йбайт(один йотабайт)=2
10Збайт=1024Збайт=280байт.

Давай те подвеем итог урока!

У – определение информации?

У – носители информации?

У – виды информации?

У – свойства информации?

У- 2 подхода измерения информации?

У - итак, ребята, сегодня вы узнали что такое информация, на какие виды делится, какими свойствами обладает и с помощью каких единиц измерения можно  узнать количество информации. молодцы! на этот наш урок окончен.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

59697. Ти наше диво калинове, кохана українська мово (заняття за мотивами телепередачі «Ключовий момент») 41 KB
  А гостям студії буде якщо звісно прийде Українська Мова. Тарасове Франкове Та невмируще українське слово Ведуча: Так наша мова зазнала багато горя поки українці були в неволі. Аж зараз Україна стала незалежною у Конституції українська мова визнана державною.
59698. Зустріч з членами літературної студії: «Спочатку було Слово…» 48 KB
  Ведуча: Разом із Михайлом Васильовичем біля джерел Бистрінь стояла Галина Петрівна Христан наша односельчанка авторка 4х книжок член Спілки письменників України і просто чудова жінка. Ведуча: Степан Лук’янович Писуляк нещодавно потішив читачів збіркою Вирій синіх птиць.
59699. Сценарій. Наша мова, у тобі – великого народу ніжна і замріяна душа 50.5 KB
  Одним із найбільших скарбів які успадковує кожний народ від своїх предків є незаперечно його рідна мова. Мова ця то дзеркало душі народу то святиня з котрою звязана не тільки минувшість але і будучність народу і його повага в світі.
59700. День першокласника. Посвячення в читачі. Cценарій 46 KB
  Книги. А чи знаєте ви що книги мають назви Як кожне місто чи село вулиця чи площа деревина чи травичка мають назви так і книги мають свої назви. Дитяча бібліотека це справді Книжкове королівство в якому живуть різні книги і їхні герої.
59701. День козака 32 KB
  Із серця твого слово рідне виривали. Палили вроду у сліпім вогні. А ти весною знову зацвітала У вишитім вкраїнському вбранні... Тебе топтали, били, розпинали, Стріляли у калину і пісні.
59702. На перехресті (правила дорожнього руху для дітей) 67 KB
  Він до школи поспішає - перешкод не помічає (на сцену вибігає хлопець і виконує всі дії, про які говорять ведучі. В цей же час із-за куліс з двох сторін виходять водії (вантажівка та Мерседес) і рухаються по сцені на зустріч один одному.
59703. Свято першого дзвоника (сценарій) 32.5 KB
  Небесні вітрила блакитні Осіння пора підняла, І росяних трав оксамити З південних країв принесла.
59705. Інтегрований урок з української літератури і математики (6 клас) 66.5 KB
  Переорієнтація суспільства на розвиток людини зумовили якісно нові вимоги до вивчення шкільних предметів. Нині робота вчителів повинна бути спрямована головним чином на формування національно-мовної особистості — людини, яка володіє вміннями й навичками вільно...