58524

УРОК КАК ОСНОВНАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКЕ. КЛАССИФИКАЦИЯ ТИПОВ УРОКОВ ПО ИНФОРМАТИКЕ. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ УРОКОВ ИНФОРМАТИКИ

Научная статья

Педагогика и дидактика

Основной формой организации учебно-воспитательной работы с учащимися по всем предметам в средней школе является урок. Преподавание основ информатики и вычислительной техники без сомнения наследует все дидактическое богатство накопленное школой...

Русский

2014-04-27

31 KB

51 чел.

УРОК КАК ОСНОВНАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКЕ. КЛАССИФИКАЦИЯ ТИПОВ УРОКОВ ПО ИНФОРМАТИКЕ.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ УРОКОВ ИНФОРМАТИКИ

Основной формой организации учебно-воспитательной работы с учащимися по всем предметам в средней школе является урок. Школьный урок образует основу классно-урочной системы обучения, характерными признаками которой являются: постоянный состав учебных групп учащихся; строгое определение содержания обучения в каждом классе; определенное расписание учебных занятий; сочетание индивидуальной и коллективной форм работы учащихся; ведущая роль учителя; систематическая проверка и оценка знаний учащихся.

Классно-урочная система организации учебного процесса, введенная выдающимся чешским педагогом Я. А. Коменским (1592-1670), является основой структурной организации школы на протяжении почти всей истории ее существования. Преподавание основ информатики и вычислительной техники, без сомнения, наследует все дидактическое богатство, накопленное школой: урочную систему, домашние задания, лабораторную форму занятий, контрольные работы и т. п. Все это приемлемо и на уроках по информатике.

Классификацию типов уроков (или фрагментов уроков) можно проводить, используя различные критерии. Исходя из дидактической цели, можно выделить следующие виды уроков: 1) уроки сообщения новой информации (урок-объяснение); 2) уроки развития и закрепления умений и навыков (тренировочные уроки); 3) уроки проверки знаний, умений и навыков. На практике широкое распространение получили комбинированные уроки, имеющие разнообразную структуру и обладающие в связи с этим рядом достоинств: такие уроки обеспечивают многократную смену видов деятельности, создают условия для быстрого применения новых знаний, обеспечивают обратную связь и управление педагогическим процессом, накопление отметок, возможность реализации индивидуального подхода в обучении.

Важнейшая особенность постановки курса основ информатики и вычислительной техники на базе КВТ постоянная работа школьников с ЭВМ на каждом уроке информатики. Поэтому учебные ситуации на уроках по курсу информатики можно классифицировать также по объему и характеру использования ЭВМ: демонстрация, лабораторная работа, практикум.

Остановимся на дидактических особенностях уроков информатики, вытекающих из специфического характера учебного материала предмета информатики. Эти особенности были обнаружены Ю. А. Первиным в ходе экспериментальной работы по преподаванию программирования школьникам в период, предшествующий введению курса информатики в школу.

При проведении уроков по информатике есть возможность организации обучения и контроля знаний по белль-ланкастерской системе или по плану Трампа. Творческое применение этого подхода демонстрирует и передовой опыт учителей-практиков по разным школьным предметам. Причины явно проявляющегося феномена передачи знаний по программированию, обусловленные, очевидно, спецификой самого предмета, требуют более глубокого и детального осмысления. При этом отмечается важное обстоятельство: наиболее благоприятной сферой для проявления этого феномена являются различные формы внеклассных занятий по информатике, для которых характерна большая, чем на обычных уроках, свобода общения и перемещения школьников. Возникающая при этом демократическая система отношений сплачивает коллектив в достижении обшей учебной цели, а фактор обмена знаниями, передачи знаний от более компетентных менее компетентным начинает выступать как мощное средство повышения эффективности учебно-воспитательного процесса.

Традиционные формы организации учебного процесса плохо способствуют развитию коллективной учебной деятельности учащихся, полностью отвечающей этому определению. Между тем специфические особенности содержания курса информатики и новые возможности организации учебного процесса, предоставляемые локальной сетью КВТ, позволяют придать коллективной познавательной деятельности учащихся новый импульс развития.  Учитель может при организации соответствующих учебных ситуаций с успехом воспользоваться подходами, отработанными и испытанными в условиях производственного программирования: задача разбивается на ряд подзадач, решение которых поручается отдельным учащимся (или группе учащихся). Такие задачи должны, следовательно, составлять целенаправленный компонент учебного обеспечения курса.

Участие в коллективном решении задачи вовлекает школьника в отношения взаимной ответственности, заставляет его ставить перед собой и решать не только учебные, но и организационные проблемы. Все это чрезвычайно актуально с педагогической точки зрения, так как современный школьный учебный процесс должен нацеливать на формирование не только образованной, но и социально активной личности.

Важный обучающий прием, который может быть успешно реализован в преподавании курса информатики на базе КВТ, копирование учащимися действий педагога. Принцип "Делай, как я!", известный со времен средневековых ремесленников, при увеличении масштабов подготовки потерял свое значение, ибо, вмещая в себя установки индивидуального обучения, стал требовать значительных затрат временных, материальных и кадровых ресурсов. Возможности локальной сети КВТ, наличие демонстрационного экрана позволяют во многих случаях эффективно использовать идею копирования в обучении, причем учитель получает возможность одновременно работать со всеми учащимися при кажущемся сохранении принципа индивидуальности.

К конкретным организационным формам обучения информатике относятся урок-лекция, урок-семинар, урок-лабораторная работа, индивидуальный практикум.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

57552. Що означає бути щасливим? 34.5 KB
  Основні поняття і терміни: щастя індивідуальність характер самооцінка гармонія. Що таке щастя Що таке індивідуальність та характер Як здійснити самооцінку ІІІ. Що таке щастя.
57553. У чому виявляється милосердя? 54.5 KB
  Мета: розкрити поняття милосердя альтруїст егоїст; виховати почуття терпимості до думок та поглядів інших людей навчитися наводити приклади милосердя; навчити дітей розрізняти та аналізувати свої дії та вчинки...
57554. Спорт. Введення ЛО 81.5 KB
  Landschaftlich schönes Land mit vielen bewaldeten Bergen, blauen Seen, malerischen Städten und Dörfern; neutrales Land. (Österreich) Staat der „ewigen Neutralität“, Sitz vieler internationaler Organisationen, „kleiner Gigant“...
57555. Інтегрований урок з курсу «Я і Україна», образотворчого мистецтва, музики «Національний одяг, його особливості» 48.5 KB
  Ознайомити з українським національним одягом його особливостями. Оголошення теми завдань уроку Сьогодні на уроці ми будемо говорити про український одяг його особливості. Розповідь з елементами бесіди про український національний одяг.
57556. Богатырская тематика в изобразительном искусстве и музыке (А. П. Бородин – В. М. Васнецов) 81 KB
  Тип урока: интегрированный изобразительное искусство музыка биология продолжительность 90 мин. Организационный момент 2 мин. Изучение материала мотивация учебной деятельности подготовка к восприятию материала...
57557. Роль хімії та фізики в житті людини 94 KB
  Тип уроку: науковопрактична конференція. Головна проблема уроку: Інтеграція знань за допомогою методу проектів призводить до більш зацікавленого особистісно значимого і осмисленого сприйняття цих знаннь що посилює мотивацію і активність...
57558. Інтегрований урок “Любить свій край – це значить все любити” (Інтеграція з біологією та географією) 69.5 KB
  Мета уроку : повторити й поглибити знання учнів про займенник як частину мови його морфологічні ознаки; з’ясувати яку синтаксичну роль виконує в реченні займенник та які існують розряди займенників за значенням...
57559. Зречення принципів та ідеалів – шлях до успіху? (Б. Брехт «Життя Галілея», І. Багряний «Тигролови») 68 KB
  Уроки літератури є ефективними, якщо вони перетворюються на уроки життя. Життя – непередбачуване, гірке і солодке, одноманітне і барвисте, часом сумне чи радісне, але дивовижне й цікаве. А найголовніше (що дуже шкода) — дається один раз.
57560. МНОЖЕННЯ ЧИСЛА 2. РIЗНОМАНIТНIСТЬ ТВАРИН I ПТАХIВ 81.5 KB
  Мета: математика: перевірити знання учнів із теми Множення числа 2, формувати уміння знаходити значення виразів, які містять табличні випадки множення числа 2, розв’язувати задачі на множення, продовжувати змінювати приклади на додавання прикладами на множення...