58524

УРОК КАК ОСНОВНАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКЕ. КЛАССИФИКАЦИЯ ТИПОВ УРОКОВ ПО ИНФОРМАТИКЕ. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ УРОКОВ ИНФОРМАТИКИ

Научная статья

Педагогика и дидактика

Основной формой организации учебно-воспитательной работы с учащимися по всем предметам в средней школе является урок. Преподавание основ информатики и вычислительной техники без сомнения наследует все дидактическое богатство накопленное школой...

Русский

2014-04-27

31 KB

55 чел.

УРОК КАК ОСНОВНАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКЕ. КЛАССИФИКАЦИЯ ТИПОВ УРОКОВ ПО ИНФОРМАТИКЕ.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ УРОКОВ ИНФОРМАТИКИ

Основной формой организации учебно-воспитательной работы с учащимися по всем предметам в средней школе является урок. Школьный урок образует основу классно-урочной системы обучения, характерными признаками которой являются: постоянный состав учебных групп учащихся; строгое определение содержания обучения в каждом классе; определенное расписание учебных занятий; сочетание индивидуальной и коллективной форм работы учащихся; ведущая роль учителя; систематическая проверка и оценка знаний учащихся.

Классно-урочная система организации учебного процесса, введенная выдающимся чешским педагогом Я. А. Коменским (1592-1670), является основой структурной организации школы на протяжении почти всей истории ее существования. Преподавание основ информатики и вычислительной техники, без сомнения, наследует все дидактическое богатство, накопленное школой: урочную систему, домашние задания, лабораторную форму занятий, контрольные работы и т. п. Все это приемлемо и на уроках по информатике.

Классификацию типов уроков (или фрагментов уроков) можно проводить, используя различные критерии. Исходя из дидактической цели, можно выделить следующие виды уроков: 1) уроки сообщения новой информации (урок-объяснение); 2) уроки развития и закрепления умений и навыков (тренировочные уроки); 3) уроки проверки знаний, умений и навыков. На практике широкое распространение получили комбинированные уроки, имеющие разнообразную структуру и обладающие в связи с этим рядом достоинств: такие уроки обеспечивают многократную смену видов деятельности, создают условия для быстрого применения новых знаний, обеспечивают обратную связь и управление педагогическим процессом, накопление отметок, возможность реализации индивидуального подхода в обучении.

Важнейшая особенность постановки курса основ информатики и вычислительной техники на базе КВТ постоянная работа школьников с ЭВМ на каждом уроке информатики. Поэтому учебные ситуации на уроках по курсу информатики можно классифицировать также по объему и характеру использования ЭВМ: демонстрация, лабораторная работа, практикум.

Остановимся на дидактических особенностях уроков информатики, вытекающих из специфического характера учебного материала предмета информатики. Эти особенности были обнаружены Ю. А. Первиным в ходе экспериментальной работы по преподаванию программирования школьникам в период, предшествующий введению курса информатики в школу.

При проведении уроков по информатике есть возможность организации обучения и контроля знаний по белль-ланкастерской системе или по плану Трампа. Творческое применение этого подхода демонстрирует и передовой опыт учителей-практиков по разным школьным предметам. Причины явно проявляющегося феномена передачи знаний по программированию, обусловленные, очевидно, спецификой самого предмета, требуют более глубокого и детального осмысления. При этом отмечается важное обстоятельство: наиболее благоприятной сферой для проявления этого феномена являются различные формы внеклассных занятий по информатике, для которых характерна большая, чем на обычных уроках, свобода общения и перемещения школьников. Возникающая при этом демократическая система отношений сплачивает коллектив в достижении обшей учебной цели, а фактор обмена знаниями, передачи знаний от более компетентных менее компетентным начинает выступать как мощное средство повышения эффективности учебно-воспитательного процесса.

Традиционные формы организации учебного процесса плохо способствуют развитию коллективной учебной деятельности учащихся, полностью отвечающей этому определению. Между тем специфические особенности содержания курса информатики и новые возможности организации учебного процесса, предоставляемые локальной сетью КВТ, позволяют придать коллективной познавательной деятельности учащихся новый импульс развития.  Учитель может при организации соответствующих учебных ситуаций с успехом воспользоваться подходами, отработанными и испытанными в условиях производственного программирования: задача разбивается на ряд подзадач, решение которых поручается отдельным учащимся (или группе учащихся). Такие задачи должны, следовательно, составлять целенаправленный компонент учебного обеспечения курса.

Участие в коллективном решении задачи вовлекает школьника в отношения взаимной ответственности, заставляет его ставить перед собой и решать не только учебные, но и организационные проблемы. Все это чрезвычайно актуально с педагогической точки зрения, так как современный школьный учебный процесс должен нацеливать на формирование не только образованной, но и социально активной личности.

Важный обучающий прием, который может быть успешно реализован в преподавании курса информатики на базе КВТ, копирование учащимися действий педагога. Принцип "Делай, как я!", известный со времен средневековых ремесленников, при увеличении масштабов подготовки потерял свое значение, ибо, вмещая в себя установки индивидуального обучения, стал требовать значительных затрат временных, материальных и кадровых ресурсов. Возможности локальной сети КВТ, наличие демонстрационного экрана позволяют во многих случаях эффективно использовать идею копирования в обучении, причем учитель получает возможность одновременно работать со всеми учащимися при кажущемся сохранении принципа индивидуальности.

К конкретным организационным формам обучения информатике относятся урок-лекция, урок-семинар, урок-лабораторная работа, индивидуальный практикум.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

7415. Методы изготовления и прокладки оптических кабелей 168 KB
  Методы изготовления и прокладки оптических кабелей. Технологический процесс изготовления оптического кабеля базируется на основных принципах кабельной технологии. Однако для практической реализации разнообразных конструкций ОК, обладающих отличитель...
7416. Программируемые логические матрицы 240 KB
  Тема: Программируемые логические матрицы Программируемая логическая матрица (ПЛМ) - это универсальная структура, позволяющая запрограммировать систему булевых функций путем организации связи между вертикальными и горизонтальными шинами. Набор э...
7417. Соединение оптических волокон 645 KB
  Соединение оптических волокон Соединение оптических волокон является наиболее ответственной операцией при монтаже кабеля, предопределяющей качество и дальность связи по ВОЛС. Соединение волокон и монтаж кабелей производятся как в процессе производст...
7418. Микропроцессоры (МП) и их характеристика 83.5 KB
  Тема: Микропроцессоры (МП) Микропроцессорами называются цифровые устройства, осуществляющие вычисления в соответствии с заданным законом функционирования, которые выполнены в виде интегральной схемы. Микропроцессоры (МП) по применимости класси...
7419. Синтез управляющих автоматов. Таблица переходов автомата Мили 82 KB
  Тема: Синтез управляющих автоматов. Таблица переходов автомата Мили. Таблица переходов используется для построения комбинационных частей автомата Мили, в частности - для определения функций возбуждения элементов памяти и определения функций вых...
7420. Основные принципы проектирования и эксплуатационно-технического обслуживания ВОЛС 267 KB
  Основные принципы проектирования и эксплуатационно-технического обслуживания ВОЛС. Требования к ВОЛС. Проектирование систем волоконно-оптической связи следует начинать с определения предъявляемых к системе требоваий, что определит в дальнейшем сам п...
7421. Микропрограммные автоматы с программируемой логикой (МПА с ПЛ) 87 KB
  Тема: Микропрограммные автоматы с программируемой логикой(МПА с ПЛ) МПА с ПЛ используется для построения устройств управления. Они функционируют автоматически автоматам Мили и Мура, которые строятся на жесткой логике. Отличительная способность...
7422. Формирование ландшафтов парка Ораниенбаум в XVIII – XXI вв 1.69 MB
  Формирование ландшафтов парка Ораниенбаум в XVIII - XXI вв. Введение Архитектурно-ландшафтный комплекс Ораниенбаум - уникальный дворцово-парковый ансамбль XVIII – начала XX веков был поврежден, но не разрушен в годы войны, сохранил ...
7423. Пассивные компоненты ВОЛС 752 KB
  Пассивные компоненты ВОЛС. К пассивным компонентам ВОЛС относятся оптические соединители и разветвители, которые служат для объединения или разъединения оптических сигналов. Различают чувствительные (селективные) и нечувствительные (неселективные) п...