58529

Я вас любил…

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Углубить представления учащихся о личности и творчестве поэта показать благородство искренность и неистребимость пушкинских чувств. В ходе работы над сборником у вас появится возможность глубже познакомиться с личностью и творчеством...

Русский

2014-04-27

63 KB

0 чел.

Урок литературы


9 класс


Тема: «Я вас любил…»

(Любовная лирика А.С. Пушкина) (
1 слайд)


Оформление урока: презентация «Адресаты лирики А.С.Пушкина», распечатка стихотворений, фонограмма романса «Я помню чудное мгновенье», рисунки учащихся.


Цель урока: знакомство учащихся с любовной лирикой А.С.Пушкина.


Задачи: 

  1.  
    Познакомить учащихся с адресатами
     любовной лирики А.С.Пушкина.
  2.  
    Углубить представления учащихся о личности и творчестве поэта, показать благородство, искренность и неистребимость пушкинских чувств.
  3.  
    Развить навыки выразительного чтения.
  4.  
    Развивать умение анализировать поэтическое произведение.
  5.  
    Создать благоприятные условия для эстетического восприятия поэзии.



Тип урока: урок изучения нового материала в форме ролевой игры.


Любви все возрасты покорны,

Ее порывы благотворны…
 

^ ХОД УРОКА:

  1.  
    Организационный момент


Здравствуйте, садитесь. Я хочу начать урок со стихотворения моего любимого поэта Эдуарда Асадова «Когда порой влюбляется поэт»

Когда порой влюбляется поэт,

Он в рамки общих мерок не вмещается,

Не потому, что он избранник, нет,

А потому, что в золото и свет

Душа его тогда переплавляется.


Кто были те, кто волновал поэта?

Как пролетали ночи их и дни?

Не в этом суть, да и неважно это.

Все дело в том, что вызвали они!


Пускай горды, хитры или жеманны,-

Он не был зря, сладчайший этот плен.

Вот две души, две женщины, две Анны,

Две красоты – Оленина и Керн.


Две Анны. Два отбушевавших лета.

Что нам сейчас их святость иль грехи?!

И все-таки спасибо им за это

Святое вдохновение поэта,

За пламя, воплощенное в стихи!

О чем же мы сегодня будем говорить на уроке?


^ Вступительное слово учителя.

«Любви все возрасты покорны»,- написал в знаменитом романе «Евгений Онегин» А.С.Пушкин – «солнце нашей поэзии». А ведь еще Данте заметил, что именно любовь «движет солнце и светила». Это самое прекрасное, самое облагораживающее человеческое чувство, которое дарит человеку крылья, поднимает его от земли до небес, наполняет его жизнь особым смыслом, одухотворенностью, делает ее возвышенней и красивее. Даже страдания любви очищают душу.

Все это можно пережить, понять и почувствовать, читая стихи А.С.Пушкина о любви.

Ребята, сегодня на уроке мы будем составлять сборник стихов «Шедевры любовной лирики А.С.Пушкина». Каждый из нас сегодня побудет в роли составителя, художника, литературоведа. В ходе работы над сборником у вас появится возможность глубже познакомиться с личностью и творчеством поэта, а также возможность увидеть благородство, искренность, неистребимость пушкинских чувств.

В конце урока мы постараемся сделать выводы: Почему у Пушкина поэзия и любовь – родные сестры? Что для него любовь? Можно ли написать стихотворение о любви, если самому не любить?

^ III. Сообщения учащихся и чтение стихотворений.

(2 СЛАЙД)

Учитель: Как известно, Пушкин от природы не был красив. Сознавая это, поэт охотно рисовал на себя шаржи и сочинял эпиграммы. Но женщин Пушкин очаровывал мгновенно, Пушкин ценил живые и остроумные беседы, которые охотно вел со многими современницами. «Он не умел скрывать своих чувств, выражал их всегда искренне и был неописуемо хорош, когда что- либо приятно волновало его», - вспоминала А.П. Керн.

Учитель: Любовь у Пушкина раскрывается просто и глубоко, непосредственно и тепло
. 

(3 СЛАЙД) 

Гоголь писал о лирике Пушкина: «Здесь нет красноречия, здесь одна поэзия;  никакого наружного блеска, все просто… все исполнено внутреннего блеска, который раскрывается не вдруг; всё – лаконизм, каким бывает чистая поэзия. Слов немного, но они так точны, что обозначают всё. В каждом слове бездна пространства; «каждое слово необъятно, как сам поэт…»
- Давайте подтвердим слова Гоголя, послушав сообщения «литературоведов» и прочитав стихотворения.

4 СЛАЙД


Мария Раевская-Волконская

(Тарасова Саша)

1820 год – новый этап в жизни Александра Сергеевича. Он ехал на юг, в ссылку. Навстречу стихам, любви, надеждам. Еще не осознавая, чем обернется для него эта поездка. Сердце его теснили предчувствия.
 

Счастливой неожиданностью оказалась для Пушкина его путешествие с семьей Раевских по Крыму и Кавказу. Здесь он встретил необыкновенную девушку – Марию Раевскую, ставшую впоследствии женой декабриста Сергея Волконского и отправившуюся за ним в Сибирь, где ей было суждено прожить 30 лет. Это ей на прощанье Пушкин сказал: “Завидую Вам, княгиня, вы будете жить среди лучших людей нашего времени”. А пока нашей героине всего 15 лет…

Из “записок” Марии Волконской: “Пушкин, как поэт, считал своим долгом быть влюбленным во всех хорошеньких и молоденьких девушек, с которыми он встречался. Во время нашего путешествия, недалеко от Таганрога, я ехала в карете с сестрой. Завидев море, мы приказали остановиться, вышли из кареты и бросились любоваться морем. Оно было покрыто волнами, и, не подозревая, что поэт шел за нами, я стала забавляться тем, что бегала за волной, а когда она настигала меня, я убегала от нее; кончилось тем, что я промочила ноги… Пушкин нашел, что эта картинка была очень грациозна и, поэтизируя детскую шалость, написал прелестные стихи: мне было тогда 15 лет”.

Мария Раевская-Волконская вновь и вновь является поэту: и в образе Черкешенки в “Бахчисарайском фонтане” и в посвящении к “Полтаве”.

Прошлое со временем затянулось дымкой, но остались стихи, передавшие очарование молодости и любви
. 

«На холмах Грузии лежит ночная мгла…»

(читает ученик)

- Как соотносятся картины природы и душевное состояние поэта?  (Шумит – горит, мгла – грусть и т.д.)
-
 ^ Даже тому из читателей, кто не знает причин печального настроения поэта, стихотворение понятно и близко: печаль поэта светла.

- Как вы думаете, почему?  
 (Источник этой просветленности – чистая любовь к прекрасной женщине, образ которой связан с этой южной ночью.)
- А теперь, давайте вернемся к словам Гоголя. Как понимаете слова «нет наружного блеска» в стихах; все просто?
(Здесь использовано очень мало выразительных средств, характерных для поэтического текста: нет красочных ярких эпитетов; для образности используются метафоры: «лежит мгла», « сердце горит»). 

- Стихотворение наполнено «внутреннего блеска». Оно волнует нас не словесной красивостью, а глубиной мысли и чувства. А чувство поэта окрашено светлой и тонкой грустью, выражено просто, непосредственно, тепло, и, как всегда у Пушкина, чарующе музыкально.

- За другой поэтической легендой отправимся в Одессу.
 

5 СЛАЙД

^ ЕЛИЗАВЕТА КСАВЕРЬЕВНА ВОРОНЦОВА

(Лелик Аня)


Жена М.С.Воронцова, урожденная графиня Браницкая.

Современники видели в ней красивую, умную, прекрасно образованную и воспитанную женщину.

Знакомство Е.К.Воронцовой с Пушкиным состоялось не ранее 6 сентября 1823 года в Одессе. Поэт часто бывал в ее салоне. Она стала предметом его любви. Увлечение было сильным и взаимным. Е.К.Воронцова проявляла живой интерес к Пушкину и ценила в нем незаурядного поэта. Взаимная склонность Е.К.Воронцовой и Пушкина стала причиной раздражения ее мужа – прямого начальника поэта.

В конце июля 1824 года Пушкин был выслан из Одессы в далекое Михайловское.

Известно, что в Михайловском Пушкин получал от Е.К.Воронцовой письма и по ее просьбе уничтожал их после прочтения.

Свидетельством того, что Е.К.Воронцова оставила глубокий след в душе поэта, являются его рукописи: на протяжении многих лет (1823 – 1829) Пушкин рисовал портреты Е.К.Воронцовой на полях своих бумаг. К ней обращены шедевры его лирики: “Сожженное письмо”, “Храни меня, мой талисман”, “Талисман”, “Все в жертву памяти твоей” и другие.

Известно, что Е.К.Воронцова писала Пушкину уже после его женитьбы в 1833, а он ей – в 1834году.

При расставании графиня Воронцова подарила Пушкину перстень с восточными буквами, оберегающий от несчастной любви. Известно, что Пушкин был весьма суеверным человеком, он носил перстень на руке, называя его талисманом. Он верил в магическую силу колец.

Стихотворение
 «Храни меня, мой талисман…» (1825г.) 

(выразительное чтение учеником).

^ 6 СЛАЙД

Анна Петровна Керн

Учитель: Еще одной музой поэта была Анна Петровна Керн. Благодаря ей появился шедевр мировой лирики – «Я помню чудное мгновенье…». Пушкинский шедевр положил на музыку русский композитор М.И. Глинка, и он обрел еще одну жизнь, став знаменитым романсом. (Включить романс)

Учитель: (На фоне музыки) Двадцатилетний Пушкин встретился с девятнадцатилетней Анной керн, уже тогда женой старого генерала, в Петербурге, в доме Олениных в 1819 году.
 

Она произвела на поэта неизгладимое впечатление, но тогда эта встреча не стала началом каких-то отношений и на короткое время превратилась в приятное воспоминание. Однако спустя пять лет им снова суждено было встретиться, теперь уже вдали от шумной столицы, в имении Тригорском, куда Анна Петровна приехала погостить.
 

Новая встреча вызвала бурю чувств в душе поэта, особенно после посещения Анной Петровной Михайловского. «Чудное мгновенье» обрело жизнь в стихах и стало гимном любви.
 

Послушайте это удивительное стихотворение.
 

7 СЛАЙД

(чтение учителем)

Анализ стихотворения

  1.  
    Всмотримся в композицию этого стихотворения. (
    ^ Чётко делится на три равные части по две строфы в каждой. Они взаимосвязаны друг с другом и в то же время самостоятельны по смыслу.)
  2.  
    Как показано развитие интимного чувства?
     ( Первая часть напоминает музыкальный аккорд – замирающий и печальный. Это воспоминание о былом, чудном мгновении встречи с одухотворённой и чистой женской красотой. Отзвуки встречи долго хранит душа, вопреки «тревогам шумной суеты». Память о любимой, о её нежном голосе, о милых чертах её лица защищает от разрушительных влияний жизни, подобно ангелу-хранителю, оберегает чистоту и душевную гармонию любящего человека.


Но вот наступает мгновение, когда жизненные бури и тревоги убивают это спасительное чувство. И тогда случается томительное душевное помрачение. Гармонический аккорд отзвучал, память о любимой исчезла, душа поэта «вкушает хладный сон». Вторая часть, самая драматическая, продолжает наметившееся в первой затухание возвышенных чувств вплоть до наступления пугающей, немой тишины.

Третья часть – как пробуждение от мучительного сна – построена иначе: движение в ней не от к кульминации к спаду, а от пробуждения к нарастанию душевного подъёма, стремительно восстанавливающего всё утраченное и достигающего в финале ликующего, мажорного торжества).

  1.  
    Отметьте черты, которыми поэт наделяет женский образ. Есть ли в стихотворении черты реальной А.П.Керн?
     ( Даны самые общие контуры пленительного женского образа. Единственная черта – «нежный голос»: Керн прекрасно пела. )
  2.  
    Какое значение вкладывает поэт в слово «гений
    »? (Слово «гений» во времена Пушкина употреблялось в поэтическом языке в значении «дух» или «образ»). 
  3.  
    Что говорится в стихотворении о самом поэте? Какие подробности его жизни представлены в нём?
     ( Поэт от имени влюблённых обращается к любимой, утверждая, что любовь пробудила его к жизни. Любовь похожа на вдохновение.)


8 СЛАЙД

- Итак, есть ли в послании реальный образ А.П.Керн? Почему же Пушкин, умевший несколькими словами создать запоминающийся образ человека, в данном случае отступил от выработанных ими же приемов? ( Поэт не стремился нарисовать образ красавицы, поэт доверительно, взволнованно рассказал о своих чувствах к женщине. Образ женщины идеальный, чистый, неземной).


- А мы снова возвращаемся в Петербург.

9 СЛАЙД


^ АННА АЛЕКСЕЕВНА ОЛЕНИНА

(Власов Алексей)

Пушкин стал посещать петербургский салон Олениных в начале 1817 года и здесь познакомился с десятилетней девочкой. Она привлекла внимание молодого поэта своей миловидностью и умом.

После шестилетней ссылки Пушкин вернулся в Петербург в мае 1827 года и снова был тепло принят в просвещенной семье Олениных. Живая и обаятельная А.Оленина вновь встретилась с поэтом. Пушкин увлекся юной красавицей.

Часто они стали видеться с весны 1828 года в Петербурге и летом, в усадьбе Олениных, знаменитом имении Приютино.


Анна Алексеевна Оленина слыла при дворе одной из первых красавиц. Была она небольшого роста, миниатюрна, с золотисто-русыми кудрями и необыкновенно живыми глазами. В немалой степени мнение о красоте Аннет основывалось и на свободной, изящной, раскованной манере вести себя, быть кокетливой, острой на язык, уметь поддерживать беседу, видеть изящество во всем, и, главное, на ее живом, блестящем уме. Она хорошо рисовала, была восприимчива к искусствам, очень музыкальна, пробовала себя в стихах и прозе. Увлечение Пушкина оказалось нешуточным, хоть в нем и было много игры и шутливого флирта. В 1828 году весной он почти ежедневно встречался с ней в Летнем саду, куда ходил гулять вместе с Вяземским и Плетневым. Если вдруг она не приходила, он был очень удручен.

Юной придворной красавице, безусловно, льстили ухаживания поэта. Она вела «Дневник-журнал», где в романтической форме описала знакомство с Пушкиным, назвав его «самым интересным человеком своего времени». Пушкин посватался к Олениной в 1829 году, но родители ее были к нему неблагосклонны. После отказа, он был грустен, Аннет записала: «Прощаясь, Пушкин мне сказал, что он должен уехать в свое имение, если, впрочем, у него хватит духу, - прибавил он с чувством».
 

При отъезде на Кавказ он записал в ее альбом «Я вас любил». Позже под стихотворением появляется приписка «plusqueparfait» ‹давно прошедшее›, сделанная Пушкиным в 1833.

«Я вас любил»

(читает ученик)

Анализ стихотворения:

- О какой любви идет речь в этом стихотворении? (невысказанной, безмолвной, не связанной с надеждами на взаимность. Он вспоминает грустные мгновения своего чувства, которое колебалось между робостью и ревностью).
 
- Почему поэт не осуждает свою возлюбленную за то, что она его оставила?(Он понимает, что сердцу не прикажешь, напротив, он благодарен ей за светлое чувство. Это, прежде всего, любовь к своей избраннице (искренно, так нежно), а не к самому себе. Он желает ей счастья, желает найти того, кто будет любить ее так же сильно, как он.)

10 СЛАЙД
- Есть ли описание возлюбленной поэта?  (Как и в других стихотворениях, нет. Это обобщенный образ любви)


И всё-таки главной женщиной в жизни А. С. Пушкина стала Наталья Николаевна Гончарова.

11 СЛАЙД

Наталья Николаевна Гончарова

(Смирнова Кристина)

(Аве Мария)

С Наталией Николаевной Гончаровой связаны самые счастливые и трагичные годы жизни Пушкина.

По шутливому признанию поэта, Гончарова была его сто тринадцатым увлечением. Но именно она стала его самой большой любовью.

“Когда я увидел ее первый раз, - писал Пушкин, - красоту ее едва начинали замечать в свете. Я полюбил ее. Голова у меня закружилась…”
 

“Участь моя решена. Я женюсь… Та, которую я любил целых два года, которую везде первую отыскивали глаза мои, с которой встреча казалась мне блаженством, - боже мой, она почти моя…” 18 февраля 1831 г. в церкви Большого Вознесения в Москве Александр Сергеевич и Наталья Николаевна были обвенчаны. “Я женат – и счастлив; одно желание мое, чтоб ничего в жизни моей не изменилось – лучшего не дождусь. Это состояние для меня так ново, что, кажется, я переродился”.
 

Пушкин был счастлив, вводя в дом молодую красавицу – жену. Наталья Николаевна была прекрасна, это бесспорно, но только внешность не привлекла бы поэта. Ее отмечало какое-то необыкновенное обаяние.
 

12 СЛАЙД

“Гляделась ли ты в зеркало и уверилась ли ты, что с твоим лицом ничего сравнить нельзя на свете, - а душу твою люблю я еще более твоего лица”, - писал Пушкин жене.
 

Письма поэта к Наталье Николаевне необычайно искренни, полны любви и нежности. В них Пушкин предстает перед нами счастливым, любящим, заботливым. Но супружеское счастье длилось всего шесть лет.

Но выше всех обвинений во все времена были и будут слова Пушкина: “Я должен был на тебе жениться, потому что всю жизнь был бы без тебя несчастлив”.

13 СЛАЙД

Стихотворение “Мадонна”.

(читает ученик)

14 СЛАЙД

- Посмотрите на картину Рафаэля «Мадонна Конестабиле». В чем их сходство? (В благородном спокойствии, умиротворении и гармонии. Печаль в глазах, внешнее сходство). Мадонна ассоциируется у нас с Девой Марией, Матерью Христа, перед которой все в благоговении склоняются.

- Как вы понимаете последнюю строку?
- Какие синонимы можно подобрать к слову «образец»? (эталон, идеал, пример)
- Чувство подлинной любви позволяет поэту увидеть в земной женщине отблеск небесного совершенства.


IV. Творческое задание.
Подберите ассоциации к ключевым словам «Любовь» и «Женщина» в лирике А.С.Пушкина.

(включить романс)

^ V. Выводы урока.

- Почему у Пушкина любовь и поэзия – родные сестры?

Любовь, как и поэзия, овладевает всем существом человека, приводит в движение все силы человека, вдохновляет на самые лучшие поступки, вызывает самые лучшие побуждения, будоражит творческое воображение.

15 СЛАЙД
Пушкин первый в русской поэзии с глубокой искренностью рассказал о любви, возвышающей человека. Он трепетал перед мощной властью красоты. В своих стихотворениях поэт показал, что любовь позволяет увидеть в земной женщине красоту чистую, небесного идеала Мадонны. Он любил женщину, он ее воспевал.

VI. Домашнее задание.

Я думаю, что наша работа по составлению книги носила творческий характер, была освящена высокими творческими мыслями и чувствами, вызванными при чтении стихов А.С. Пушкина.

Я благодарю всех за работу. Все справились со своими заданиями, нам осталось только написать послесловие к нашему поэтическому сборнику, ведь как бы хорошо не была издана книга, в ней обязательно должно быть послесловие.

Ваше домашнее задание – сочинение-миниатюра: “Мое любимое стихотворение А.С. Пушкина о любви”.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

52160. Алкоголь - ворог № 1 64 KB
  Мета: сформувати уявлення що алкоголізм це хвороба викликати почуття образи до алкогольних напоїв визначити причини та наслідки вживання алкоголю активізувати увагу на статистичних даних щодо вживання алкогольних напоїв навчити використовувати здобуті на виховному заході знання в практичній діяльності виховувати дбайливе ставлення до власного здоров’я. Обладнання: фліпчарт листи А1 маркери мультимедійна установка рекламні плакати про вживання алкоголю клей ножиці.Інформаційне повідомлення Наслідки вживання алкоголю.Вплив...
52161. Вплив пивного алкоголізму на формування особливостей поведінки підлітка 39.5 KB
  Мета: розширити й поглибити знання учнів про шкідливий вплив пива, довести,що пивний алкоголізм-це соціальне зло і загроза здоров ю нації, показати,що вживання пива веде до деградації особистості, виховувати негативне ставлення до пива,досягти того,щоб учні усвідомили необхідність вести здоровий спосіб життя.
52162. Видатний український математик Георгій Вороний - одна з найяскравіших індивідуальностей в історії Чернігівщини 60.5 KB
  Познайомитись з життєвим шляхом та науковою спадщиною Георгія Вороного. Сьогодні ми ознайомимося із життєвим шляхом та науковою спадщиною великого математика Георгія Вороного. Вони вивчили матеріали про Георгія Вороного. Розповідь про життя і діяльність Георгія Вороного супроводжується презентацією.
52163. Амбіції та плани 2.61 MB
  So, you’ve understood that our today’s topic is «Jobs and Skills» and, what more, during lesson we are going to find out what skills a person needs to do his (her) job well, what professions are most demanded nowadays, what are the most suitable jobs for teenagers, how ambitious you are.
52164. Зелений агресор – амброзія полинолиста 100 KB
  Цілі: На прикладі амброзії полинолистої показати роль рослин в екосистемах. Тип уроку: практична робота з елементами бесіди Обладнання: гербарій амброзії полинолистої мультимедійна презентація робочий зошит Організаційний момент Мотивація навчальної діяльності Учитель. На мультимедійній дошці з’являється слайд з зображенням амброзії полинолистої Як ви здогадалися це – амброзія полинолиста.Розглянути слайд презентації та гербарний екземпляр амброзії полинолистої.
52165. Північна Америка. Загальні відомості, особливості фізико-географічного положення, Історія відкриття та освоєння Північної Америки 46 KB
  Тема уроку: Північна Америка. Обладнання: атласи контурні карти стінні карти Північна Америка Карта півкуль підручник слайди для мультимедійної дошки. Отже ми починаємо вивчати материк Північна Америка. Розповідь вчителя За своєю площею 204 млн км2а з островами 244 млн км2 Північна Америка посідає третє місце серед континентів планети.
52166. ПІВНІЧНА АМЕРИКА 67 KB
  Завдання етапу: Назвіть і покажіть на карті крайні точки материка. За яким планом вивчають материк Розкажіть план характеристики географічного положення материка та поясніть чому опис материка починається з характеристики його географічного положення 4.Опишіть географічне положення материка.Яка площа Північної Америки Порівняйте з іншими материками.
52167. Населення та політична карта Північної Америки. Українська діаспора 69.5 KB
  Міхелі фізична карта світу політична карта світу атласи таблиці картини про США та Канаду. Найбільші країни – це США Канада Мексика а також на крайньому півдні та островах Карибського моря багато дрібних за площею держав та залежних територій.197 Виписати країни та їх столиці учні виписують к стовпчик за зразком США Вашингтон Канада – Оттава...
52168. Геологічна будова та рельєф Північної Америки. Корисні копалини 50 KB
  Мета: сформувати нові поняття; дати знання про особливості будови земної кори Північної Америки та залежність рельєфу від геологічної будови материки; сформувати знання про вплив на рельєф материка ендогенних і екзогенних сил; закріпити знання про зв'язок між складом гірських порід і розміщенням родовищ...