58531

Лирика М.Ю. Лермонтова

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цели: показать необходимость и важность анализа лирического стихотворения; научить самостоятельному анализу лирического стихотворения; познакомить с понятием лирический герой€; дать представление о внутреннем мире лирического героя М.Полухина...

Русский

2014-04-27

32.5 KB

2 чел.

Урок литературы в 6 классе

Учитель школы № 1624 “Созвездие” Журавлева Л.Е.

Тема: Лирика М.Ю. Лермонтова

 

Цели: - показать необходимость и важность анализа лирического

стихотворения;

- научить самостоятельному анализу лирического стихотворения;

- познакомить с понятием “лирический герой”;

- дать представление о внутреннем мире лирического героя М.Ю. Лермонтова

 

Оборудование урока:

  •  учебник литературы для 6 кл. (автор-составитель В.П.Полухина);
    •  распечатка стихотворения М.Ю. Лермонтова “Нищий” для всего класса;
    •  рабочие листы с примерным планом анализа лирического стихотворения

 

План

  1.  Мотивация.

Учитель:

- Сегодня на уроке мы будем изучать лирические стихи М.Ю. Лермонтова. Послушайте стихотворение “Нищий” и зарисуйте свои первые впечатления от этого стихотворения.

Самостоятельная работа детей в течение 5-10 минут.

Учитель:

  • Поместите свои работы на доске. Давайте вместе отметим сходство в ваших работах и объединим сходные работы в группы. (Кто-то нарисовал нищего, а кто-то несчастного человека с разбитым сердцем; учитель вместе с детьми классифицирует работы)
    • Какие же рисунки больше соответствуют содержанию стихотворения? Что нужно, чтобы это понять? (Провести анализ стихотворения)
    • К какому роду литературы отнесем мы это стихотворение? (лирика) Почему?
    • А что значит проанализировать лирическое стихотворение? (Понять мысли и чувства автора)

 

  1. Введение информации.

Учитель:

  •  Хотя в лирическом стихотворении рассказ часто ведется от первого лица, мы не можем сказать, что герой лирического стихотворения и автор – одно и то же лицо. Герой может оказаться в ситуации, в которой никогда не был автор, может испытывать чувства, которые могут быть противоположны авторским.
    •  Лирический герой – это образ того героя, чьи переживания, мысли и чувства отражены в лирическом стихотворении.
    •  Лирический герой – посредник между автором и читателем. Он может не иметь внешнего описания, но у него всегда есть внутренний мир, в котором воплощены мысли и чувства автора. (Лирический герой – рассказчик и исследователь одновременно)

Выберите для себя наиболее понятное определение лирического героя и запишите в тетради.

На что же нужно обратить внимание в стихотворении, чтобы понять чувства и мысли лирического героя?

Вспомните схему, которую мы составляли при изучении лирики Пушкина. Все перечисленное вами я собрала в один примерный план, с которым предлагаю вам сегодня поработать.

  1. Работа в группах.

Ученики распределены в 5 небольших групп по 4-5 человек в каждой. Каждая группа работает со своим стихотворением:

1 – “На севере диком…”

2 – “Утес”

3 – “Листок”

4 – “Три пальмы”

5 – “Нищий”

Ответы дети записывают на рабочих листах, готовят выразительное чтение и иллюстрации к стихотворениям, анализ стихотворения по плану и дополнительным вопросам в виде рассказа.

  1. Отчет групп.

Ученики каждой группы сначала выразительно читают стихотворение М.Ю.Лермонтова, затем анализируют стихотворение и, если это необходимо, комментируют свой рисунок. Остальные ученики внимательно слушают, задают вопросы, если им что-то непонятно или они с чем-либо не согласны.

После выступления всех групп учитель подводит итоги.

  1. Подведение итога и выводы.

Учитель:

- Так каков же лирический герой в изученных нами стихотворениях М.Ю.Лермонтова?

- Увидели ли вы что-то общее в его настроении?

Записать вывод:

Лирический герой Лермонтова изображен в какой-то трудный момент жизни. Он страдает от одиночества и ищет утешения в природе.

Учитель:

- Давайте вернемся к вашим рисункам. Кто теперь хотел бы изменить свой рисунок? Что бы вы изменили в нем?

- Почему вы решили изменить свой рисунок? Что помогло вам лучше понять лирическое стихотворение? (Литературный анализ)

  1. Домашнее задание.

Выучить наизусть одно из стихотворений М.Ю.Лермонтова и нарисовать к нему иллюстрацию.

 

Приложения к уроку

Примерный план анализа

лирического стихотворения

  1.  Определите тему стихотворения.
  2.  Какова идея стихотворения (его основная мысль)? Какие проблемы, вопросы важны для автора?
  3.  К какому жанру относится стихотворение? Как оно построено?
  4.  Как воспринимает мир лирический герой? Каково его настроение? Подчеркните слова, которые раскрывают внутренний мир лирического героя.
  5.  Определите, какие художественные средства помогают раскрыть настроение и чувства лирического героя:

а) стихотворный размер;

б) поэтика:

- эпитеты,

- повторы,

- инверсия,

- сравнения,

- метафоры,

- антитеза и т. д.

  1.  Ваше личное отношение к стихотворению.

К стихотворению М.Ю. Лермонтова

На севере диком…”

Примерный план анализа

лирического стихотворения

1. Определите тему стихотворения.

2. Какова идея стихотворения (его основная мысль)? Какие проблемы, вопросы важны для автора?

Это стихотворение представляет собой вольный перевод стихотворения немецкого поэта Генриха Гейне. Это же стихотворение перевел и другой русский поэт – Федор Иванович Тютчев. Чтобы лучше понять идею лермонтовского стихотворения, сравните оба варианта перевода.

С чужой стороны (из Гейне)

На севере мрачном, на дикой скале

Кедр одинокий под снегом белеет,

И сладко заснул он в инистой мгле,

И сон его вьюга лелеет.

Про юную пальму все снится ему,

Что в дальних пределах Востока,

Под пламенным небом, на знойном холму

Стоит и цветет одиноко…

Ф.И.Тютчев

Если вы обратили внимание на то, что у Тютчева не сосна, а кедр, то объяснить это могут слова замечательного исследователя биографии и творчества Лермонтова Ираклия Андроникова:

Лермонтов отступил от подлинника. По-немецки сосна – “он”… а пальма – “она”… У Лермонтова же и сосна и пальма получились одного грамматического рода. Поэтому у Гейне – стихотворение о судьбе двух любящих существ, которым не суждено встретиться, а у Лермонтова…(?)” Закончите сами мысль И.Л. Андроникова.

  1.  К какому жанру относится стихотворение? Как оно построено?
  2.  Как воспринимает мир лирический герой? Каково его настроение? Подчеркните слова, которые раскрывают внутренний мир лирического героя.
  3.  Определите, какие художественные средства помогают раскрыть настроение и чувства лирического героя:

а) стихотворный размер;

б) поэтика:

- эпитеты,

- повторы,

- инверсия,

- сравнения,

- метафоры,

- антитеза и т. д.

6. Ваше личное отношение к стихотворению.

Рабочий лист № ЛИРИКА М.Ю.ЛЕРМОНТОВА

ЗАДАНИЕ:

  1. Прочитайте предложенное вам стихотворение и выпишите важные для понимания смысла слова.
  2. Используя предложенный план, проведите анализ лирического стихотворения.
  3. Посмотрите на слова, которые вы выписали при первом знакомстве со стихотворением. Какие слова вы бы оставили, а какими дополнили бы свою работу?
  4. Подготовьте выразительное чтение стихотворения и рисунок к нему.
  5. Сделайте вывод о том, каков лирический герой в предложенном вам стихотворении Лермонтова.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

2775. Исследование и применение зеркального гальванометра 236 KB
  Исследование и применение зеркального гальванометра Приборы и принадлежности: гальванометр М17, лабораторная панель, длинный соленоид, катушка на вращающейся подставке. Введение. Гальванометр – это электроизмерительный прибор высокой чувствител...
2776. Измерение индукции магнитного поля электромагнита 57 KB
  Измерение индукции магнитного поля электромагнита Приборы и принадлежности: электромагнит, весы Ампера, разновес, два стабилизированных источника постоянного тока. Введение. Согласно закону Ампера на элемент тока  в магнитном поле действует сил...
2777. Изучение эффекта холла в полупроводниках 138.5 KB
  Изучение эффекта холла в полупроводниках Приборы и принадлежности: датчик Холла, электромагнит, два источника питания постоянного тока, милливеберметр, миллиамперметр, цифровой вольтметр. Введение. Одним из наиболее интересных гальваномагнитных явле...
2778. Определение точки кюри ферромагнетиков 119.5 KB
  Определение точки кюри ферромагнетиков Приборы и принадлежности: электрические печи с ферромагнитными образцами, автотрансформатор РНШ (регулятор напряжения школьный), амперметр, термопара, два милливольтметра. Введение. Основные особенности феррома...
2779. Определение магнитного момента протона 275.5 KB
  Определение магнитного момента протона Приборы и принадлежности, электромагнит ЭМ-1, источник питания постоянного тока Б5-49, измеритель магнитной индукции Ш1-9, частотомер Ч3-44, амперметр постоянного тока. Введение. Магнитное поле в веществе созда...
2780. Изучение компенсационного метода измерений 37.08 KB
  Изучение компенсационного метода измерений. Цель работы. Ознакомиться с компенсационным методом измерений. Произвести измерения с помощью потенциометра ПП-63. Компенсационный метод применяется для точного измерения ЭДС, напряжения и потенциала.
2781. Электростатическое моделирование электростатического поля 48 KB
  Цель работы: изучить свойства электростатического поля, изучить метод электростатического моделирования электростатического поля. Теория. Суммарный заряд электрически изолированной системы не может изменяться. Это закон сохранения электрического зар...
2782. Изучение резонанса токов и напряжений 245 KB
  Изучение резонанса токов и напряжений Приборы и принадлежности. Реостат, катушка с выдвигаемым железным сердечником, магазин емкостей, амперметр, вольтметр. Резонанс напряжений. Рассмотрим электрическую цепь, состоящую из соединенных последовательно...
2783. Формирование рациональной структуры технологического объекта с ПИД регулятором 237 KB
  Цель работы: Построение пусковой характеристики технологического процесса. Сравнение способов математического представления звена с запаздыванием. Формирование ПИД - закона регулирования. Определение оптимальных параметров ПИ...