58531

Лирика М.Ю. Лермонтова

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цели: показать необходимость и важность анализа лирического стихотворения; научить самостоятельному анализу лирического стихотворения; познакомить с понятием лирический герой; дать представление о внутреннем мире лирического героя М.Полухина...

Русский

2014-04-27

32.5 KB

2 чел.

Урок литературы в 6 классе

Учитель школы № 1624 “Созвездие” Журавлева Л.Е.

Тема: Лирика М.Ю. Лермонтова

 

Цели: - показать необходимость и важность анализа лирического

стихотворения;

- научить самостоятельному анализу лирического стихотворения;

- познакомить с понятием “лирический герой”;

- дать представление о внутреннем мире лирического героя М.Ю. Лермонтова

 

Оборудование урока:

  •  учебник литературы для 6 кл. (автор-составитель В.П.Полухина);
    •  распечатка стихотворения М.Ю. Лермонтова “Нищий” для всего класса;
    •  рабочие листы с примерным планом анализа лирического стихотворения

 

План

  1.  Мотивация.

Учитель:

- Сегодня на уроке мы будем изучать лирические стихи М.Ю. Лермонтова. Послушайте стихотворение “Нищий” и зарисуйте свои первые впечатления от этого стихотворения.

Самостоятельная работа детей в течение 5-10 минут.

Учитель:

  • Поместите свои работы на доске. Давайте вместе отметим сходство в ваших работах и объединим сходные работы в группы. (Кто-то нарисовал нищего, а кто-то несчастного человека с разбитым сердцем; учитель вместе с детьми классифицирует работы)
    • Какие же рисунки больше соответствуют содержанию стихотворения? Что нужно, чтобы это понять? (Провести анализ стихотворения)
    • К какому роду литературы отнесем мы это стихотворение? (лирика) Почему?
    • А что значит проанализировать лирическое стихотворение? (Понять мысли и чувства автора)

 

  1. Введение информации.

Учитель:

  •  Хотя в лирическом стихотворении рассказ часто ведется от первого лица, мы не можем сказать, что герой лирического стихотворения и автор – одно и то же лицо. Герой может оказаться в ситуации, в которой никогда не был автор, может испытывать чувства, которые могут быть противоположны авторским.
    •  Лирический герой – это образ того героя, чьи переживания, мысли и чувства отражены в лирическом стихотворении.
    •  Лирический герой – посредник между автором и читателем. Он может не иметь внешнего описания, но у него всегда есть внутренний мир, в котором воплощены мысли и чувства автора. (Лирический герой – рассказчик и исследователь одновременно)

Выберите для себя наиболее понятное определение лирического героя и запишите в тетради.

На что же нужно обратить внимание в стихотворении, чтобы понять чувства и мысли лирического героя?

Вспомните схему, которую мы составляли при изучении лирики Пушкина. Все перечисленное вами я собрала в один примерный план, с которым предлагаю вам сегодня поработать.

  1. Работа в группах.

Ученики распределены в 5 небольших групп по 4-5 человек в каждой. Каждая группа работает со своим стихотворением:

1 – “На севере диком…”

2 – “Утес”

3 – “Листок”

4 – “Три пальмы”

5 – “Нищий”

Ответы дети записывают на рабочих листах, готовят выразительное чтение и иллюстрации к стихотворениям, анализ стихотворения по плану и дополнительным вопросам в виде рассказа.

  1. Отчет групп.

Ученики каждой группы сначала выразительно читают стихотворение М.Ю.Лермонтова, затем анализируют стихотворение и, если это необходимо, комментируют свой рисунок. Остальные ученики внимательно слушают, задают вопросы, если им что-то непонятно или они с чем-либо не согласны.

После выступления всех групп учитель подводит итоги.

  1. Подведение итога и выводы.

Учитель:

- Так каков же лирический герой в изученных нами стихотворениях М.Ю.Лермонтова?

- Увидели ли вы что-то общее в его настроении?

Записать вывод:

Лирический герой Лермонтова изображен в какой-то трудный момент жизни. Он страдает от одиночества и ищет утешения в природе.

Учитель:

- Давайте вернемся к вашим рисункам. Кто теперь хотел бы изменить свой рисунок? Что бы вы изменили в нем?

- Почему вы решили изменить свой рисунок? Что помогло вам лучше понять лирическое стихотворение? (Литературный анализ)

  1. Домашнее задание.

Выучить наизусть одно из стихотворений М.Ю.Лермонтова и нарисовать к нему иллюстрацию.

 

Приложения к уроку

Примерный план анализа

лирического стихотворения

  1.  Определите тему стихотворения.
  2.  Какова идея стихотворения (его основная мысль)? Какие проблемы, вопросы важны для автора?
  3.  К какому жанру относится стихотворение? Как оно построено?
  4.  Как воспринимает мир лирический герой? Каково его настроение? Подчеркните слова, которые раскрывают внутренний мир лирического героя.
  5.  Определите, какие художественные средства помогают раскрыть настроение и чувства лирического героя:

а) стихотворный размер;

б) поэтика:

- эпитеты,

- повторы,

- инверсия,

- сравнения,

- метафоры,

- антитеза и т. д.

  1.  Ваше личное отношение к стихотворению.

К стихотворению М.Ю. Лермонтова

На севере диком…”

Примерный план анализа

лирического стихотворения

1. Определите тему стихотворения.

2. Какова идея стихотворения (его основная мысль)? Какие проблемы, вопросы важны для автора?

Это стихотворение представляет собой вольный перевод стихотворения немецкого поэта Генриха Гейне. Это же стихотворение перевел и другой русский поэт – Федор Иванович Тютчев. Чтобы лучше понять идею лермонтовского стихотворения, сравните оба варианта перевода.

С чужой стороны (из Гейне)

На севере мрачном, на дикой скале

Кедр одинокий под снегом белеет,

И сладко заснул он в инистой мгле,

И сон его вьюга лелеет.

Про юную пальму все снится ему,

Что в дальних пределах Востока,

Под пламенным небом, на знойном холму

Стоит и цветет одиноко…

Ф.И.Тютчев

Если вы обратили внимание на то, что у Тютчева не сосна, а кедр, то объяснить это могут слова замечательного исследователя биографии и творчества Лермонтова Ираклия Андроникова:

Лермонтов отступил от подлинника. По-немецки сосна – “он”… а пальма – “она”… У Лермонтова же и сосна и пальма получились одного грамматического рода. Поэтому у Гейне – стихотворение о судьбе двух любящих существ, которым не суждено встретиться, а у Лермонтова…(?)” Закончите сами мысль И.Л. Андроникова.

  1.  К какому жанру относится стихотворение? Как оно построено?
  2.  Как воспринимает мир лирический герой? Каково его настроение? Подчеркните слова, которые раскрывают внутренний мир лирического героя.
  3.  Определите, какие художественные средства помогают раскрыть настроение и чувства лирического героя:

а) стихотворный размер;

б) поэтика:

- эпитеты,

- повторы,

- инверсия,

- сравнения,

- метафоры,

- антитеза и т. д.

6. Ваше личное отношение к стихотворению.

Рабочий лист № ЛИРИКА М.Ю.ЛЕРМОНТОВА

ЗАДАНИЕ:

  1. Прочитайте предложенное вам стихотворение и выпишите важные для понимания смысла слова.
  2. Используя предложенный план, проведите анализ лирического стихотворения.
  3. Посмотрите на слова, которые вы выписали при первом знакомстве со стихотворением. Какие слова вы бы оставили, а какими дополнили бы свою работу?
  4. Подготовьте выразительное чтение стихотворения и рисунок к нему.
  5. Сделайте вывод о том, каков лирический герой в предложенном вам стихотворении Лермонтова.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

64317. ПОЛІПШЕННЯ ЕКСПЛУАТАЦІЙНОЇ ЕФЕКТИВНОСТІ КОЛІСНИХ ТРАНСПОРТНИХ ЗАСОБІВ КАТЕГОРІЇ М2 379 KB
  Це колісні транспортні засоби КТЗ категорії М2. Недостатній аналіз функціональної придатності КТЗ категорії М2 за умов експлуатаційної ефективності ускладнює їх вибір стримує досягнення оптимальних показників техніко експлуатаційних властивостей.
64318. УДОСКОНАЛЕННЯ МЕТОДОЛОГІЧНОГО ПІДХОДУ ДО ОЦІНКИ ЕКОНОМІЧНОЇ ЕФЕКТИВНОСТІ ПРОФІЛІВ ЗАЛІЗНИЧНИХ КОЛІС 865 KB
  Наприкінці попереднього сторіччя з ряду причин темпи зношування коліс бандажів досягли наднормативних значень. У ремонт на обточування коліс бандажів стали направляти рухомий склад не у звязку з передбаченим розрахунком прокатом поверхні кочення а у звязку зі зношуванням гребенів.
64319. СИНТЕЗ АВТОМАТИЗОВАНОЇ СИСТЕМИ КЕРУВАННЯ ОБРОБКОЮ ДЕРЕВИНИ ЗА РЕЗУЛЬТАТАМИ СТРУКТУРНОЇ ІДЕНТИФІКАЦІЇ СТРІЧКОПИЛКОВОГО ВЕРСТАТА 270.5 KB
  В умовах значної зміни фізико-механічних властивостей деревини ріжучої здатності інструменту та стану технологічного обладнання точність підтримання заданого режиму різання та енерговитрати на отримання пиломатеріалів визначаються...
64320. КОМПЛЕКСНА ОЦІНКА ЯКОСТІ НАТУРАЛЬНИХ ШКІР ДЛЯ ВЕРХУ ВЗУТТЯ 186 KB
  У звязку з тим що якість є одним з найголовніших показників конкурентоспроможності комплексний підхід до оцінки якості шкір для верху взуття є актуальним завданням для шкіряних та взуттєвих підприємств України.
64321. ПОЛІПШЕННЯ ГАЛЬМІВНИХ ХАРАКТЕРИСТИК РУХОМОГО СКЛАДУ ЗАЛІЗНИЦЬ ЗА РАХУНОК ПРИМУСОВОГО ОХОЛОДЖЕННЯ РОБОЧИХ ЕЛЕМЕНТІВ ДИСКОВОГО ГАЛЬМА 1.29 MB
  Зростання швидкості руху потягів на залізниці призвело до загострення проблеми гальмування рухомого складу що пояснюється значним збільшенням кінетичної енергії яка при гальмуванні впливає на підвищення температури фрикційних елементів гальма.
64322. ПЕРЕТРАВНІСТЬ КОРМУ, ОБМІН РЕЧОВИН І ПРОДУКТИВНІ ЯКОСТІ МОЛОДНЯКУ МЯСНИХ КАЧОК ЗА РІЗНИХ РІВНІВ ЕНЕРГІЇ, ПРОТЕЇНУ ТА ЛІЗИНУ В КОМБІКОРМАХ 234.5 KB
  Продуктивність сільськогосподарської птиці та якість одержуваної продукції значною мірою визначаються рівнем обмінної енергії і протеїну в комбікормах. Досягають високої продуктивності качок за рахунок достатньої кількості протеїну в комбікормах...
64323. УДОСКОНАЛЕННЯ МЕТОДІВ КОРЕКЦІЇ В ІНТЕГРОВАНІЙ НАВІГАЦІЙНІЙ СИСТЕМІ ЛІТАЛЬНИХ АПАРАТІВ 967 KB
  Проблемі спостережуваності інструментальних похибок ІП гіроскопів ГС й акселерометрів АК приділяється значна увага в спеціальній літературі. Особисто здобувачем який був співвиконавцем робіт у межах зазначених тем було поставлено і вирішено задачу виставки безплатформної...
64324. Оптимізація владно-управлінських відносин в умовах реформування політичної системи в Україні 164 KB
  Актуальність теми дисертаційного дослідження зумовлена потребою комплексного аналізу та пошуку механізмів вирішення однієї з важливих проблем вітчизняної теорії й практики державного управління – оптимізації та раціоналізації системи...
64325. СИНТЕЗ СИСТЕМ ОПТИМАЛЬНОГО УПРАВЛІННЯ ЕЛЕКТРОПРИВОДАМИ НА ОСНОВІ АНАЛІТИЧНИХ МОДЕЛЕЙ НЕЛІНІЙНОГО НАВАНТАЖЕННЯ 327 KB
  Підвищення точності роботи електромеханічних систем управління стримується недосконалістю механічних передач від виконавчого двигуна до робочого механізму. Це, насамперед, проявляється при розширенні смуги пропускання робочих частот швидкості системи...