58531

Лирика М.Ю. Лермонтова

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цели: показать необходимость и важность анализа лирического стихотворения; научить самостоятельному анализу лирического стихотворения; познакомить с понятием лирический герой; дать представление о внутреннем мире лирического героя М.Полухина...

Русский

2014-04-27

32.5 KB

2 чел.

Урок литературы в 6 классе

Учитель школы № 1624 “Созвездие” Журавлева Л.Е.

Тема: Лирика М.Ю. Лермонтова

 

Цели: - показать необходимость и важность анализа лирического

стихотворения;

- научить самостоятельному анализу лирического стихотворения;

- познакомить с понятием “лирический герой”;

- дать представление о внутреннем мире лирического героя М.Ю. Лермонтова

 

Оборудование урока:

  •  учебник литературы для 6 кл. (автор-составитель В.П.Полухина);
    •  распечатка стихотворения М.Ю. Лермонтова “Нищий” для всего класса;
    •  рабочие листы с примерным планом анализа лирического стихотворения

 

План

  1.  Мотивация.

Учитель:

- Сегодня на уроке мы будем изучать лирические стихи М.Ю. Лермонтова. Послушайте стихотворение “Нищий” и зарисуйте свои первые впечатления от этого стихотворения.

Самостоятельная работа детей в течение 5-10 минут.

Учитель:

  • Поместите свои работы на доске. Давайте вместе отметим сходство в ваших работах и объединим сходные работы в группы. (Кто-то нарисовал нищего, а кто-то несчастного человека с разбитым сердцем; учитель вместе с детьми классифицирует работы)
    • Какие же рисунки больше соответствуют содержанию стихотворения? Что нужно, чтобы это понять? (Провести анализ стихотворения)
    • К какому роду литературы отнесем мы это стихотворение? (лирика) Почему?
    • А что значит проанализировать лирическое стихотворение? (Понять мысли и чувства автора)

 

  1. Введение информации.

Учитель:

  •  Хотя в лирическом стихотворении рассказ часто ведется от первого лица, мы не можем сказать, что герой лирического стихотворения и автор – одно и то же лицо. Герой может оказаться в ситуации, в которой никогда не был автор, может испытывать чувства, которые могут быть противоположны авторским.
    •  Лирический герой – это образ того героя, чьи переживания, мысли и чувства отражены в лирическом стихотворении.
    •  Лирический герой – посредник между автором и читателем. Он может не иметь внешнего описания, но у него всегда есть внутренний мир, в котором воплощены мысли и чувства автора. (Лирический герой – рассказчик и исследователь одновременно)

Выберите для себя наиболее понятное определение лирического героя и запишите в тетради.

На что же нужно обратить внимание в стихотворении, чтобы понять чувства и мысли лирического героя?

Вспомните схему, которую мы составляли при изучении лирики Пушкина. Все перечисленное вами я собрала в один примерный план, с которым предлагаю вам сегодня поработать.

  1. Работа в группах.

Ученики распределены в 5 небольших групп по 4-5 человек в каждой. Каждая группа работает со своим стихотворением:

1 – “На севере диком…”

2 – “Утес”

3 – “Листок”

4 – “Три пальмы”

5 – “Нищий”

Ответы дети записывают на рабочих листах, готовят выразительное чтение и иллюстрации к стихотворениям, анализ стихотворения по плану и дополнительным вопросам в виде рассказа.

  1. Отчет групп.

Ученики каждой группы сначала выразительно читают стихотворение М.Ю.Лермонтова, затем анализируют стихотворение и, если это необходимо, комментируют свой рисунок. Остальные ученики внимательно слушают, задают вопросы, если им что-то непонятно или они с чем-либо не согласны.

После выступления всех групп учитель подводит итоги.

  1. Подведение итога и выводы.

Учитель:

- Так каков же лирический герой в изученных нами стихотворениях М.Ю.Лермонтова?

- Увидели ли вы что-то общее в его настроении?

Записать вывод:

Лирический герой Лермонтова изображен в какой-то трудный момент жизни. Он страдает от одиночества и ищет утешения в природе.

Учитель:

- Давайте вернемся к вашим рисункам. Кто теперь хотел бы изменить свой рисунок? Что бы вы изменили в нем?

- Почему вы решили изменить свой рисунок? Что помогло вам лучше понять лирическое стихотворение? (Литературный анализ)

  1. Домашнее задание.

Выучить наизусть одно из стихотворений М.Ю.Лермонтова и нарисовать к нему иллюстрацию.

 

Приложения к уроку

Примерный план анализа

лирического стихотворения

  1.  Определите тему стихотворения.
  2.  Какова идея стихотворения (его основная мысль)? Какие проблемы, вопросы важны для автора?
  3.  К какому жанру относится стихотворение? Как оно построено?
  4.  Как воспринимает мир лирический герой? Каково его настроение? Подчеркните слова, которые раскрывают внутренний мир лирического героя.
  5.  Определите, какие художественные средства помогают раскрыть настроение и чувства лирического героя:

а) стихотворный размер;

б) поэтика:

- эпитеты,

- повторы,

- инверсия,

- сравнения,

- метафоры,

- антитеза и т. д.

  1.  Ваше личное отношение к стихотворению.

К стихотворению М.Ю. Лермонтова

На севере диком…”

Примерный план анализа

лирического стихотворения

1. Определите тему стихотворения.

2. Какова идея стихотворения (его основная мысль)? Какие проблемы, вопросы важны для автора?

Это стихотворение представляет собой вольный перевод стихотворения немецкого поэта Генриха Гейне. Это же стихотворение перевел и другой русский поэт – Федор Иванович Тютчев. Чтобы лучше понять идею лермонтовского стихотворения, сравните оба варианта перевода.

С чужой стороны (из Гейне)

На севере мрачном, на дикой скале

Кедр одинокий под снегом белеет,

И сладко заснул он в инистой мгле,

И сон его вьюга лелеет.

Про юную пальму все снится ему,

Что в дальних пределах Востока,

Под пламенным небом, на знойном холму

Стоит и цветет одиноко…

Ф.И.Тютчев

Если вы обратили внимание на то, что у Тютчева не сосна, а кедр, то объяснить это могут слова замечательного исследователя биографии и творчества Лермонтова Ираклия Андроникова:

Лермонтов отступил от подлинника. По-немецки сосна – “он”… а пальма – “она”… У Лермонтова же и сосна и пальма получились одного грамматического рода. Поэтому у Гейне – стихотворение о судьбе двух любящих существ, которым не суждено встретиться, а у Лермонтова…(?)” Закончите сами мысль И.Л. Андроникова.

  1.  К какому жанру относится стихотворение? Как оно построено?
  2.  Как воспринимает мир лирический герой? Каково его настроение? Подчеркните слова, которые раскрывают внутренний мир лирического героя.
  3.  Определите, какие художественные средства помогают раскрыть настроение и чувства лирического героя:

а) стихотворный размер;

б) поэтика:

- эпитеты,

- повторы,

- инверсия,

- сравнения,

- метафоры,

- антитеза и т. д.

6. Ваше личное отношение к стихотворению.

Рабочий лист № ЛИРИКА М.Ю.ЛЕРМОНТОВА

ЗАДАНИЕ:

  1. Прочитайте предложенное вам стихотворение и выпишите важные для понимания смысла слова.
  2. Используя предложенный план, проведите анализ лирического стихотворения.
  3. Посмотрите на слова, которые вы выписали при первом знакомстве со стихотворением. Какие слова вы бы оставили, а какими дополнили бы свою работу?
  4. Подготовьте выразительное чтение стихотворения и рисунок к нему.
  5. Сделайте вывод о том, каков лирический герой в предложенном вам стихотворении Лермонтова.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

11135. Статическая неопределимость. Канонические уравнения метода сил 617.5 KB
  Статическая неопределимость. Канонические уравнения метода сил. Канонические уравнения метода сил. Дополнительные уравнения перемещения удобно составлять в так называемой канонической форме т. е. по определенной закономерности. На рисунке 2.5.1 а показана один раз с...
11136. Сложное сопротивление. косой изгиб. изгиб с растяжением 701.5 KB
  Сложное сопротивление. косой изгиб. изгиб с растяжением. Сложное сопротивление. Под сложным сопротивлением подразумевают различные комбинации ранее рассмотренных простых напряженных состояний брусьев растяжение сжатия кручения и изгиба В общем случае нагружени...
11137. Сложное сопротивление. Изгиб с кручением 589.5 KB
  Сложное сопротивление. Изгиб с кручением. Круглые валы. Когда в поперечном сечении бруса равен нулю только один внутренний силовой фактор продольная сила такой вид деформации называют изгибом с кручением. Изгибу с кручением подвергаются валы различных видов меха
11138. Сложное сопротивление. Расчет пространственных стержней 593 KB
  Сложное сопротивление. Расчет пространственных стержней. Построение эпюр внутренних силовых факторов для пространственных стержней. В конструкциях встречаются стержневые системы ось которых не лежит в одной плоскости а так же и плоские системы находящиеся под воз
11139. Продольный изгиб 1.33 MB
  Продольный изгиб. Устойчивое и неустойчивое упругое равновесие До 2й половины 19 века единственным критерием прочности инженерных сооружений принималась величина действующих напряжений т. е. считалось что если напряжения не превосходят некоторого предела зависяще
11140. Продольно-поперечный изгиб 333 KB
  Продольнопоперечный изгиб. Если в поперечном сечении бруса возникают изгибающие моменты как от продольных так и от поперечных такой изгиб называют продольнопоперечным. При расчете стержней на продольнопоперечный изгиб изгибающие моменты в поперечном сечении вычис...
11141. Динамическое нагружение 485.5 KB
  Динамическое нагружение. Понятие о динамическом действии нагрузки. Ранее во всех рассмотренных нами задачах предполагалось что действующие нагрузки статические т. е. не изменяющиеся стечением времени. При проектировании машин обычно сталкиваются с деталями находя
11142. Напряжения, изменяющиеся во времени 927 KB
  Напряжения изменяющиеся во времени. Явление усталости материалов. Многие детали машин работают при переменных во времени нагрузках и следовательно возникающие в них напряжения также переменны во времени. Практика машиностроения уже в середине XIX века показала что
11143. Тонкостенные осесимметричные оболочки и толстостенные цилиндры 487.5 KB
  Тонкостенные осесимметричные оболочки и толстостенные цилиндры. Тонкостенные осесимметричные оболочки Тонкостенной осесимметричной называется оболочка имеющая форму тела вращения т. е. оболочка полярно симметричная относительно некоторой оси толщина которой в