58531

Лирика М.Ю. Лермонтова

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цели: показать необходимость и важность анализа лирического стихотворения; научить самостоятельному анализу лирического стихотворения; познакомить с понятием лирический герой; дать представление о внутреннем мире лирического героя М.Полухина...

Русский

2014-04-27

32.5 KB

2 чел.

Урок литературы в 6 классе

Учитель школы № 1624 “Созвездие” Журавлева Л.Е.

Тема: Лирика М.Ю. Лермонтова

 

Цели: - показать необходимость и важность анализа лирического

стихотворения;

- научить самостоятельному анализу лирического стихотворения;

- познакомить с понятием “лирический герой”;

- дать представление о внутреннем мире лирического героя М.Ю. Лермонтова

 

Оборудование урока:

  •  учебник литературы для 6 кл. (автор-составитель В.П.Полухина);
    •  распечатка стихотворения М.Ю. Лермонтова “Нищий” для всего класса;
    •  рабочие листы с примерным планом анализа лирического стихотворения

 

План

  1.  Мотивация.

Учитель:

- Сегодня на уроке мы будем изучать лирические стихи М.Ю. Лермонтова. Послушайте стихотворение “Нищий” и зарисуйте свои первые впечатления от этого стихотворения.

Самостоятельная работа детей в течение 5-10 минут.

Учитель:

  • Поместите свои работы на доске. Давайте вместе отметим сходство в ваших работах и объединим сходные работы в группы. (Кто-то нарисовал нищего, а кто-то несчастного человека с разбитым сердцем; учитель вместе с детьми классифицирует работы)
    • Какие же рисунки больше соответствуют содержанию стихотворения? Что нужно, чтобы это понять? (Провести анализ стихотворения)
    • К какому роду литературы отнесем мы это стихотворение? (лирика) Почему?
    • А что значит проанализировать лирическое стихотворение? (Понять мысли и чувства автора)

 

  1. Введение информации.

Учитель:

  •  Хотя в лирическом стихотворении рассказ часто ведется от первого лица, мы не можем сказать, что герой лирического стихотворения и автор – одно и то же лицо. Герой может оказаться в ситуации, в которой никогда не был автор, может испытывать чувства, которые могут быть противоположны авторским.
    •  Лирический герой – это образ того героя, чьи переживания, мысли и чувства отражены в лирическом стихотворении.
    •  Лирический герой – посредник между автором и читателем. Он может не иметь внешнего описания, но у него всегда есть внутренний мир, в котором воплощены мысли и чувства автора. (Лирический герой – рассказчик и исследователь одновременно)

Выберите для себя наиболее понятное определение лирического героя и запишите в тетради.

На что же нужно обратить внимание в стихотворении, чтобы понять чувства и мысли лирического героя?

Вспомните схему, которую мы составляли при изучении лирики Пушкина. Все перечисленное вами я собрала в один примерный план, с которым предлагаю вам сегодня поработать.

  1. Работа в группах.

Ученики распределены в 5 небольших групп по 4-5 человек в каждой. Каждая группа работает со своим стихотворением:

1 – “На севере диком…”

2 – “Утес”

3 – “Листок”

4 – “Три пальмы”

5 – “Нищий”

Ответы дети записывают на рабочих листах, готовят выразительное чтение и иллюстрации к стихотворениям, анализ стихотворения по плану и дополнительным вопросам в виде рассказа.

  1. Отчет групп.

Ученики каждой группы сначала выразительно читают стихотворение М.Ю.Лермонтова, затем анализируют стихотворение и, если это необходимо, комментируют свой рисунок. Остальные ученики внимательно слушают, задают вопросы, если им что-то непонятно или они с чем-либо не согласны.

После выступления всех групп учитель подводит итоги.

  1. Подведение итога и выводы.

Учитель:

- Так каков же лирический герой в изученных нами стихотворениях М.Ю.Лермонтова?

- Увидели ли вы что-то общее в его настроении?

Записать вывод:

Лирический герой Лермонтова изображен в какой-то трудный момент жизни. Он страдает от одиночества и ищет утешения в природе.

Учитель:

- Давайте вернемся к вашим рисункам. Кто теперь хотел бы изменить свой рисунок? Что бы вы изменили в нем?

- Почему вы решили изменить свой рисунок? Что помогло вам лучше понять лирическое стихотворение? (Литературный анализ)

  1. Домашнее задание.

Выучить наизусть одно из стихотворений М.Ю.Лермонтова и нарисовать к нему иллюстрацию.

 

Приложения к уроку

Примерный план анализа

лирического стихотворения

  1.  Определите тему стихотворения.
  2.  Какова идея стихотворения (его основная мысль)? Какие проблемы, вопросы важны для автора?
  3.  К какому жанру относится стихотворение? Как оно построено?
  4.  Как воспринимает мир лирический герой? Каково его настроение? Подчеркните слова, которые раскрывают внутренний мир лирического героя.
  5.  Определите, какие художественные средства помогают раскрыть настроение и чувства лирического героя:

а) стихотворный размер;

б) поэтика:

- эпитеты,

- повторы,

- инверсия,

- сравнения,

- метафоры,

- антитеза и т. д.

  1.  Ваше личное отношение к стихотворению.

К стихотворению М.Ю. Лермонтова

На севере диком…”

Примерный план анализа

лирического стихотворения

1. Определите тему стихотворения.

2. Какова идея стихотворения (его основная мысль)? Какие проблемы, вопросы важны для автора?

Это стихотворение представляет собой вольный перевод стихотворения немецкого поэта Генриха Гейне. Это же стихотворение перевел и другой русский поэт – Федор Иванович Тютчев. Чтобы лучше понять идею лермонтовского стихотворения, сравните оба варианта перевода.

С чужой стороны (из Гейне)

На севере мрачном, на дикой скале

Кедр одинокий под снегом белеет,

И сладко заснул он в инистой мгле,

И сон его вьюга лелеет.

Про юную пальму все снится ему,

Что в дальних пределах Востока,

Под пламенным небом, на знойном холму

Стоит и цветет одиноко…

Ф.И.Тютчев

Если вы обратили внимание на то, что у Тютчева не сосна, а кедр, то объяснить это могут слова замечательного исследователя биографии и творчества Лермонтова Ираклия Андроникова:

Лермонтов отступил от подлинника. По-немецки сосна – “он”… а пальма – “она”… У Лермонтова же и сосна и пальма получились одного грамматического рода. Поэтому у Гейне – стихотворение о судьбе двух любящих существ, которым не суждено встретиться, а у Лермонтова…(?)” Закончите сами мысль И.Л. Андроникова.

  1.  К какому жанру относится стихотворение? Как оно построено?
  2.  Как воспринимает мир лирический герой? Каково его настроение? Подчеркните слова, которые раскрывают внутренний мир лирического героя.
  3.  Определите, какие художественные средства помогают раскрыть настроение и чувства лирического героя:

а) стихотворный размер;

б) поэтика:

- эпитеты,

- повторы,

- инверсия,

- сравнения,

- метафоры,

- антитеза и т. д.

6. Ваше личное отношение к стихотворению.

Рабочий лист № ЛИРИКА М.Ю.ЛЕРМОНТОВА

ЗАДАНИЕ:

  1. Прочитайте предложенное вам стихотворение и выпишите важные для понимания смысла слова.
  2. Используя предложенный план, проведите анализ лирического стихотворения.
  3. Посмотрите на слова, которые вы выписали при первом знакомстве со стихотворением. Какие слова вы бы оставили, а какими дополнили бы свою работу?
  4. Подготовьте выразительное чтение стихотворения и рисунок к нему.
  5. Сделайте вывод о том, каков лирический герой в предложенном вам стихотворении Лермонтова.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

69984. ОБЪЕКТИВНЫЕ И СУБЪЕКТИВНЫЕ ФАКТОРЫ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ МОЛОДОГО СПЕЦИАЛИСТА 107 KB
  В статье анализируются понятия качество жизни психологическое и субъективное благополучие и их взаимосвязь. Определяется значимость качества жизни и благополучия личности для профессиональной и личностной самореализации выпускника вуза.
69985. Развитие патриотического воспитания школьников Беларуси (1920 – 1930-е гг.) 68.5 KB
  В статье рассматривается процесс становления и развития патриотического воспитания школьников Беларуси в 1920-1930е гг. Определяются цели патриотического воспитания его место в воспитательной работе советской школы.
69986. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ 106 KB
  В статье рассматривается процесс проектирования функционирования субъектов образовательного взаимодействия в четко организованном образовательном поле в рамках которого реализуется проектирование образовательного взаимодействия.
69987. МАРКЕТИНГ И ИЗУЧЕНИЕ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ НАЦИОНАЛЬНЫХ БИБЛИОТЕК: ГРАНИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ 88.5 KB
  Методологические аспекты и методические приемы изучения пользователей в условиях национальной библиотеки во многом определяются социокультурной ситуацией и уровнем развития социологии чтения как отрасли социологического знания в рамках которой существует теория и практика изучения читателей.
69988. К ВОПРОСУ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АУДИОВИЗУАЛЬНЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ УЧИТЕЛЕЙ-ЛОГОПЕДОВ 72 KB
  В статье анализируются возможности использования аудиовизуальных средств обучения в профессиональной подготовке учителей-логопедов формулируются требования к применению аудиовизуальных средств в образовательном процессе описываются формы и методы представления...
69989. РАЗРАБОТКА ЛИЧНОСТНОГО ОПРОСНИКА ДЛЯ ПОДРОСТКОВ «РИСК ХИМИЧЕСКОЙ ЗАВИСИМОСТИ» 204 KB
  За последние десятилетия в Республике Беларусь как и во всем мире отмечена тенденция к распространению и увеличению многообразия форм девиантного поведения среди учащихся в частности химических аддикций. На сегодняшний день в арсенале педагогов-психологов учреждений образования...
69990. ПОДХОДЫ И ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННО-РЕГЛАМЕНТИРУЮЩЕГО КОМПОНЕНТА ШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ КАК ФАКТОРА РАЗВИТИЯ ОТВЕТСТВЕННОГО СОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ 99.5 KB
  В статье раскрываются культурологический и средовой подходы формирования организационно-регламентирующего компонента школьной образовательной среды как фактора развития ответственного социального поведения учащихся.
69991. ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ СУБЪЕКТНОСТИ СТУДЕНТОВ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 130 KB
  Проведен анализ эмпирических материалов взаимосвязи субъектности студентов в учебной деятельности и академической успеваемости. Описаны эмпирические признаки субъектности студентов у студентов по различным профилям образования.
69992. ДОЧЕРНИЕ ОКНА УПРАВЛЕНИЯ 78 KB
  Цель: Ознакомление с концепцией дочерних окон операционной системы Windows, особенностями работы с предопределенными дочерними окнами, получение практических навыков по созданию и организации программного взаимодействия между главным окном программы и дочерними окнами.