58531

Лирика М.Ю. Лермонтова

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цели: показать необходимость и важность анализа лирического стихотворения; научить самостоятельному анализу лирического стихотворения; познакомить с понятием лирический герой€; дать представление о внутреннем мире лирического героя М.Полухина...

Русский

2014-04-27

32.5 KB

2 чел.

Урок литературы в 6 классе

Учитель школы № 1624 “Созвездие” Журавлева Л.Е.

Тема: Лирика М.Ю. Лермонтова

 

Цели: - показать необходимость и важность анализа лирического

стихотворения;

- научить самостоятельному анализу лирического стихотворения;

- познакомить с понятием “лирический герой”;

- дать представление о внутреннем мире лирического героя М.Ю. Лермонтова

 

Оборудование урока:

  •  учебник литературы для 6 кл. (автор-составитель В.П.Полухина);
    •  распечатка стихотворения М.Ю. Лермонтова “Нищий” для всего класса;
    •  рабочие листы с примерным планом анализа лирического стихотворения

 

План

  1.  Мотивация.

Учитель:

- Сегодня на уроке мы будем изучать лирические стихи М.Ю. Лермонтова. Послушайте стихотворение “Нищий” и зарисуйте свои первые впечатления от этого стихотворения.

Самостоятельная работа детей в течение 5-10 минут.

Учитель:

  • Поместите свои работы на доске. Давайте вместе отметим сходство в ваших работах и объединим сходные работы в группы. (Кто-то нарисовал нищего, а кто-то несчастного человека с разбитым сердцем; учитель вместе с детьми классифицирует работы)
    • Какие же рисунки больше соответствуют содержанию стихотворения? Что нужно, чтобы это понять? (Провести анализ стихотворения)
    • К какому роду литературы отнесем мы это стихотворение? (лирика) Почему?
    • А что значит проанализировать лирическое стихотворение? (Понять мысли и чувства автора)

 

  1. Введение информации.

Учитель:

  •  Хотя в лирическом стихотворении рассказ часто ведется от первого лица, мы не можем сказать, что герой лирического стихотворения и автор – одно и то же лицо. Герой может оказаться в ситуации, в которой никогда не был автор, может испытывать чувства, которые могут быть противоположны авторским.
    •  Лирический герой – это образ того героя, чьи переживания, мысли и чувства отражены в лирическом стихотворении.
    •  Лирический герой – посредник между автором и читателем. Он может не иметь внешнего описания, но у него всегда есть внутренний мир, в котором воплощены мысли и чувства автора. (Лирический герой – рассказчик и исследователь одновременно)

Выберите для себя наиболее понятное определение лирического героя и запишите в тетради.

На что же нужно обратить внимание в стихотворении, чтобы понять чувства и мысли лирического героя?

Вспомните схему, которую мы составляли при изучении лирики Пушкина. Все перечисленное вами я собрала в один примерный план, с которым предлагаю вам сегодня поработать.

  1. Работа в группах.

Ученики распределены в 5 небольших групп по 4-5 человек в каждой. Каждая группа работает со своим стихотворением:

1 – “На севере диком…”

2 – “Утес”

3 – “Листок”

4 – “Три пальмы”

5 – “Нищий”

Ответы дети записывают на рабочих листах, готовят выразительное чтение и иллюстрации к стихотворениям, анализ стихотворения по плану и дополнительным вопросам в виде рассказа.

  1. Отчет групп.

Ученики каждой группы сначала выразительно читают стихотворение М.Ю.Лермонтова, затем анализируют стихотворение и, если это необходимо, комментируют свой рисунок. Остальные ученики внимательно слушают, задают вопросы, если им что-то непонятно или они с чем-либо не согласны.

После выступления всех групп учитель подводит итоги.

  1. Подведение итога и выводы.

Учитель:

- Так каков же лирический герой в изученных нами стихотворениях М.Ю.Лермонтова?

- Увидели ли вы что-то общее в его настроении?

Записать вывод:

Лирический герой Лермонтова изображен в какой-то трудный момент жизни. Он страдает от одиночества и ищет утешения в природе.

Учитель:

- Давайте вернемся к вашим рисункам. Кто теперь хотел бы изменить свой рисунок? Что бы вы изменили в нем?

- Почему вы решили изменить свой рисунок? Что помогло вам лучше понять лирическое стихотворение? (Литературный анализ)

  1. Домашнее задание.

Выучить наизусть одно из стихотворений М.Ю.Лермонтова и нарисовать к нему иллюстрацию.

 

Приложения к уроку

Примерный план анализа

лирического стихотворения

  1.  Определите тему стихотворения.
  2.  Какова идея стихотворения (его основная мысль)? Какие проблемы, вопросы важны для автора?
  3.  К какому жанру относится стихотворение? Как оно построено?
  4.  Как воспринимает мир лирический герой? Каково его настроение? Подчеркните слова, которые раскрывают внутренний мир лирического героя.
  5.  Определите, какие художественные средства помогают раскрыть настроение и чувства лирического героя:

а) стихотворный размер;

б) поэтика:

- эпитеты,

- повторы,

- инверсия,

- сравнения,

- метафоры,

- антитеза и т. д.

  1.  Ваше личное отношение к стихотворению.

К стихотворению М.Ю. Лермонтова

На севере диком…”

Примерный план анализа

лирического стихотворения

1. Определите тему стихотворения.

2. Какова идея стихотворения (его основная мысль)? Какие проблемы, вопросы важны для автора?

Это стихотворение представляет собой вольный перевод стихотворения немецкого поэта Генриха Гейне. Это же стихотворение перевел и другой русский поэт – Федор Иванович Тютчев. Чтобы лучше понять идею лермонтовского стихотворения, сравните оба варианта перевода.

С чужой стороны (из Гейне)

На севере мрачном, на дикой скале

Кедр одинокий под снегом белеет,

И сладко заснул он в инистой мгле,

И сон его вьюга лелеет.

Про юную пальму все снится ему,

Что в дальних пределах Востока,

Под пламенным небом, на знойном холму

Стоит и цветет одиноко…

Ф.И.Тютчев

Если вы обратили внимание на то, что у Тютчева не сосна, а кедр, то объяснить это могут слова замечательного исследователя биографии и творчества Лермонтова Ираклия Андроникова:

Лермонтов отступил от подлинника. По-немецки сосна – “он”… а пальма – “она”… У Лермонтова же и сосна и пальма получились одного грамматического рода. Поэтому у Гейне – стихотворение о судьбе двух любящих существ, которым не суждено встретиться, а у Лермонтова…(?)” Закончите сами мысль И.Л. Андроникова.

  1.  К какому жанру относится стихотворение? Как оно построено?
  2.  Как воспринимает мир лирический герой? Каково его настроение? Подчеркните слова, которые раскрывают внутренний мир лирического героя.
  3.  Определите, какие художественные средства помогают раскрыть настроение и чувства лирического героя:

а) стихотворный размер;

б) поэтика:

- эпитеты,

- повторы,

- инверсия,

- сравнения,

- метафоры,

- антитеза и т. д.

6. Ваше личное отношение к стихотворению.

Рабочий лист № ЛИРИКА М.Ю.ЛЕРМОНТОВА

ЗАДАНИЕ:

  1. Прочитайте предложенное вам стихотворение и выпишите важные для понимания смысла слова.
  2. Используя предложенный план, проведите анализ лирического стихотворения.
  3. Посмотрите на слова, которые вы выписали при первом знакомстве со стихотворением. Какие слова вы бы оставили, а какими дополнили бы свою работу?
  4. Подготовьте выразительное чтение стихотворения и рисунок к нему.
  5. Сделайте вывод о том, каков лирический герой в предложенном вам стихотворении Лермонтова.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

28951. Борьба политический партий за власть, большевистский государственный переворот 31.5 KB
  Следствием кризиса был Корниловский мятеж в результате которого все большую популярность получили большевики был окончательно потерян авторитет ВП. ЦИК советов и ИСКД создали чрезвычайный орган Комитет народной борьбы с контрреволюцией в который входили меньшевики эсеры и большевики. В это время большевики активизировали работу в советах стали восстанавливать отряды Красной гвардии направили своих агитаторов в корниловские войска Донскую Уссурийскую и Дикую дивизии. Укрепили свои позиции большевики возросло их влияние в народе.
28952. Возникновение советской государственности. Политика «военного коммунизма» 46.5 KB
  С приходом большевиков к власти возможность расширения правительства за счет вхождения в него других социалистических партий не была утеряна. В рядах партии имелась влиятельная группа большевиков которая отстаивала эту позицию. На заседании ЦК большевиков 1 ноября эта линия была расценена как капитулянтская переговоры были свернуты а Каменев снят с поста председателя ВЦИКа. в него было избрано 715 из800 депутатов: 370 эсеров 175 большевиков 40 левых эсеров 17 кадетов 15 меньшевиков 86 представителей национальных партий.
28953. Гражданская война и военная интервенция в России, причины и последствия 33.5 KB
  Предпосылки и причины гражданской войны После Октябрьской революции сложилась напряжённая социалполитическая ситуация Приступая к грандиозному преобразованию России большевики нуждались в спокойствии на внешних границах. Внутренняя обстановка в России была не менее напряжённой. Вводилось единое для всего населения России наименование гражданин Российской республики.
28954. Теория и практика национальной политики большевиков. Образование СССР 47 KB
  Неустойчивость международного положения молодых советских республик в условиях капиталистического окружения также диктовала потребность в объединении. Значение этого разделения возросло после окончания Гражданской войны когда встала задача восстановления разрушенного хозяйства и преодоления экономической отсталости советских республик. сложился военнополитический союз советских республик. был подписан декрет Об объединении советских республик России Украины Латвии Литвы Белоруссии для борьбы с мировым империализмом.
28955. Новая экономическая политика и ее сущность 34 KB
  Нэп допускал некоторое развитие капиталистических элементов при сохранении командных высот народного хозяйства в руках государства диктатуры пролетариата; обеспечивал подъём производительных сил на базе роста социалистических и вытеснения капиталистических элементов преобразование многоукладной экономики в единую социалистическую на основе индустриализации страны и кооперирования сельского хозяйства. Нарушение в этот период экономических связей промышленности с сельское хозяйством через торговлю сокращение товарооборота подрывали...
28956. Курс большевистской партии на строительство социализма в одной стране. Индустриализация и коллективизация сельского хозяйства и их последствия 43.5 KB
  Предпосылки индустриализации. Техникоэкономическая отсталость могла стать хронической и перейти в историческую  необходимость индустриализации. Необходимость индустриализации. Социальная без индустриализации невозможно развитие экономики а следовательно и социальной сферы: образования здравоохранения сферы отдыха социального обеспечения.
28957. Формирование тоталитарно-бюрократического режима в СССР. Становление режима личной власти Сталина 25.5 KB
  Становление режима личной власти Сталина Борьба за власть среди партийных олигархов во второй половине 20х – начале 30х годов. Постепенно расправившись со внутрипартийной оппозицией новая оппозиция троцкистскозиновьевский блок правый уклон в ВКПб попытка отстранить Сталина от власти на XVII съезде последовательно устранив с политической арены Каменева Зиновьева Троцкого Бухарина Рыкова и Томского Сталин к середине 30х годов сосредоточивает в своих руках все властные полномочия и фактически устанавливает тоталитарную форму...
28958. Обострение международной обстановки во второй половине 30-х годов XX века. Противоречивый характер внешней политики ведущих стран Запада и СССР накануне II-ой мировой войны 30.5 KB
  Противоречивый характер внешней политики ведущих стран Запада и СССР накануне IIой мировой войны. СССР подписал подобные договора с Францией и Чехословакией. СССР осудил введение в Германии всеобщей воинской повинности и нападение Италии на Эфиопию. был подписан договор о взаимопомощи между СССР и Монголией.
28959. СССР в условиях начавшейся II-ой мировой войны. Военные события конца 1939-1940 гг. и их современная оценка 42 KB
  СССР в условиях начавшейся IIой мировой войны. СССР объявил о своём нейтралитете. СССР и Германия подписали договор о дружбе и границе. СССР потребовал перенести границу от Ленинграда на 70 км.