58547

Урок - основная форма организации обучения математики

Научная статья

Педагогика и дидактика

Поэтому это влияет на построение урока математики и методики его проведения. Специфика уроков математики обуславливается особенностями освоения детьми материала: абстрактный характер материала требует тщательного отбора наглядных средств методов...

Русский

2014-04-27

64 KB

52 чел.

Урок  - основная форма организации обучения математики

Особенности урока математики.

  1.  Начальный курс математики включает арифметический, алгебраический, геометрический материалы. Следовательно, на одном курсе очень часто рассматривается материал из разных разделов. Поэтому это влияет на построение урока математики и методики его проведения.
  2.  Другой особенность является рассмотрение теоретических и практических вопросов. Поэтому работа по освоению материала идет одновременно с выработкой умений и навыков.
  3.  На уроке реализуется несколько дидактических целей: по отношению к одному материалу ведутся подготовительная заблаговременная работа. По отношению к другому – ознакомление с новым и его первичное восприятие. По отношению к третьему – проводится закрепление с целью обобщения систематизации знаний, с целью выработки прочных умений и навыков. Одновременно изучается контроль и учет знаний, умений и навыков. Поэтому учитель должен хорошо знать, чем должны овладеть учащиеся.
  4.  Специфика уроков математики обуславливается особенностями освоения детьми материала: абстрактный характер материала требует тщательного отбора наглядных средств, методов обучения, разнообразных видов деятельности учащихся в течении одного урока.
  5.  На уроке необходим постоянный контроль за ходом усвоения материала. Важно не только учителю, но и ученику осознать чему учим на уроке? Поэтому в начале урока необходимо перед учащимися четко поставить задачи, которые нужно усвоить по ходу урока. А в конце урока выяснить у детей чему научились (что узнали нового).

Подготовка учителя к уроку.

  •  Сформулировать тему (в соответствии с программой)
  •  Тщательно изучить материал учебника, необходимый для изучения на этом уроке; определить для каких целей может служить то или иное упражнение, если упражнений недостаточно найти дополнительный материал
  •  Сформулировать образовательные цели, развивающие, воспитательные
  •  Определить тип урока, оборудование к уроку, средства наглядности
  •  Определить структуру урока: основные этапы урока, их последовательность и логическая связь
  •  Выбрать методы и приемы обучения, формы организации работы.

Типы уроков

Комбинированный

  1.  закрепление и проверка знаний ранее изученного материала
  2.  изучение нового
  3.  закрепление нового
  4.  домашнее задание

время каждого этапа распределяется примерно одинаково.

Урок изучения нового материала

  1.  повторение материала, необходимого для нового
  2.  изучение нового
  3.  первичное закрепление
  4.  домашнее задание

В начальной школе нет уроков, которые поставлены только на новом.

Уроки закрепления знаний, умений и навыков

Основное – выполнение упражнений, обязательно самостоятельная работа.

  1.  воспроизведение учащимися знаний, умений, навыков, которые потребуются для выполнения заданий
  2.  самостоятельная работа
  3.  проверка выполнения работы, подведение итогов
  4.  домашнее задание

Контрольные и зачетные уроки

Проверка усвоения изученного.

Любой урок математики состоит из отдельных логически законченных частей, связанных между собой целями урока. Эти части называются структурными элментами или этапами урока:

  •  Организационный момент
    •  Проверка домашнего задания
    •  Устный счет
    •  Изучение нового
    •  Работа над задачей
    •  Самостоятельная работа
    •  Домашнее задание
    •  Итог урока.

Организационный момент (1 – 2 минуты)

Учитель входит в класс, добивается порядка, здоровается и садит (сразу весь класс, по колонкам, девочки-мальчики, по количеству букв в имени, после выполнения заданий и др.). Сообщить, чем будем заниматься на уроке. Можно включить анализ выполнения домашнего задания предыдущего дня.

Проверка домашнего задания

Необходима целевая установка (сообщить, что будет проверяться). Обратить внимание на организацию этого этапа(подготовить тетради, учебники, сигнальные карточки, разрезные цифры и др.)

Способы проверки примеров:

  1.  Один ученик читает примеры с ответами остальные проверяют в своих тетрадях или товарищей и исправляют ответы карандашом.
  2.  Ответы к примерам заранее записаны на доске.
  3.  сочетание проверки с устным счетом(назовите число, в котором 2 десятка и 4 единицы и прочитайте пример с таким ответом, увеличьте это число на 6 и прочитайте соответствующие примеры)
  4.  показать ответы разрезными цифрами.

Способы проверки задач:

  1.  Заранее до начала урока записать решение задачи на доске.
  2.  Предложить решить аналогичную задачу всему классу или отдельным ученикам.

Устная проверка домашнего задания на каждом уроке необязательна, но и совсем проводить нельзя.

Устный счет (8 -10 минут)

Устный счет включается почти на каждом уроке. Упражнения должны соответствовать теме и целям урока, должны быть разнообразными (арифметический материал, геометрические задания, логические вопросы, игры и др.) Желательно в устные упражнения включать задачу (можно даже аналогичную домашней).

- Откуда брать упражнения? – из учебника, из методических пособий к учебнику, из журнала «Начальная школа»

Когда проводить устный счет? – зависит от типа урока.

Желательно устные упражнения формулировать так, чтобы дети воспринимали их на слух и зрительно.

Особенности ответов: спрашивать на один вопрос по несколько человек, продумывать активизацию всех детей класса.

Значение устных упражнений

Устные упражнения играют большую роль в повышении эффективности урока. Они активизируют мыслительную деятельность учащихся, способствуют развитию речи, памяти, внимания, быстроте реакции. Устные упражнения позволяют за короткий промежуток времени охватить большой по объему материал, по реакции класса учитель может судить о той или иной степени освоения изученного, о готовности учащихся к восприятию нового. Устные упражнения активизируют дисциплину, могут служить разрядкой после напряженной письменной работы. Устные упражнения обеспечивают самостоятельность при выполнении заданий, дают возможность детям ответить, повышают интерес к предмету.

Когда проводить устные упражнения

Устные упражнения можно проводить в любое время урока. Они могут служить для закрепления ранее изученного. Для подготовки нового, для первичного закрепления. Если на уроке запланировано большое по объему изучение нового материала, то устные упражнения можно не включать.

В каком темпе проводить устные упражнения

В быстром если речь идет об отработке навыков. Например табличное сложение и умножение. Если устные упражнения используются только с целью закрепления изученного материала не стоит торопить учащихся, желательно, чтобы их действия были осознанными, а результаты безошибочными.

Форма ответов

Ответы учащихся могут быть полными или краткими. Учитель заранее сообщает, как должен быть сформулирован ответ. Если проверяется знание терминологии или вычислительного приема, то ответ полный.

Например: найдите сумму чисел 3 и 5.

Сумма чисел 3 и 5 равна 8.

Если учитель предлагает отработку навыков, когда речь идет о беглости вычислений, то ответы краткие.

Например: 7*2 = 14

Обычно сформулировав задание, учитель дает возможность ответить нескольким ученикам. Если кто-то из учащихся ошибается, то можно спросить, как считал.

Способы подачи устных упражнений

Устное упражнение воспринимается на слух, на доске. Желательно подготовить яркую наглядность. Формулировка задания должна быть четкая, лаконичная, легко восприниматься на слух, не допускать различных толкований. Материал для устных упражнений подбираются из учебника и других пособий. Материал дожжен быть разнообразным и соответствовать теме урока. Этот этап урока часто проводиться в игровой форме, в виде соревнования. Устные упражнения включают в себя арифметические задания, задания на соревнования. Алгебраический и геометрический материал, логические задачи.

Например:

  •  Из 10 вычесть сумму 5 и 4.
  •  Назови числа больше 5, но меньше10
  •  Сколько всего квадратов

Объяснение нового материала

Первичное объяснение следует проводить, демонстрационные наглядные пособия. Объяснение следует обязательно повторить. Для этого используют другие наглядные пособия или используют иллюстрацию учебника. После первичного объяснения вывод формулирует учитель, а после вторичного – дети (индивидуально и хором).

После объяснения первичное закрепление, т.е. повторение всех рассуждений. Как правило, один ученик работает у доски, остальные в тетрадях. Первое задание лучше выполнять сильному ученику. Оно заканчивается повторением вывода. После желательна небольшая самостоятельная работа, которая позволит судить о степени усвоения нового. Требуется проверить эту работу и еще раз повторить вывод. По возможности при объяснении следует применять опорные схемы, спец. Значки.

Желательно объяснение нового материала планировать на первую половину урока, обязательно продумать подготовительные упражнения на устный счет.

Самостоятельная работа.

Обязательна на каждом уроке (5-7 минут)

Примеры, упражнения готовятся заранее и записываются на доске. После формулировки заданий обязательно выяснить: кому не понятно. Номера упражнений обязательно записываются на доске. В первом классе нужны четкие указания: что записывать, где и как.

Во время самостоятельной работы учитель наблюдает за работой учеников и оказывает необходимую помощь. Самостоятельная работа обязательно проверяется. Уточнять решение только в примерах с ошибкой. Необходим контроль за итогами работы, т.е. выяснить, кто всю работу выполнил без ошибок, с одной ошибкой и т. д.

Домашнее задание.

Обычно домашнее задание записывают на доске в определенном месте до начала урока. Обязательно указывается страница и номер. Иногда к домашнему заданию нужен инструктаж. (можно прочитать задачу, выяснить во сколько действий она решается, может быть разобрать первое действие, оформить краткую запись…)

Для домашнего задания выбирается более простая.

Итог урока

Если на уроке было изучение нового материала, то в конце следует еще раз повторить выводы. На уроках закрепления можно выяснить, что понравилось ребятам, отметить работу класса в целом и отдельных учеников, объявить отметки.

Добиться организационного конца: привести в порядок рабочее место. Заканчивать урок строго со звонком.

Требования к уроку математики

  1.  К каждому уроку необходим поурочный план учителя. Он начинается с формулировки темы и целей(образовательная, воспитательная, развивающая);
  2.  На каждом уроке должно быть решено не менее двух задач;
  3.  Продумывается самостоятельная работа;
  4.  При выполнении заданий письменно напоминать учащимся о посадке;
  5.  Продумывать оформление доски до урока;
  6.  К первым урокам писать развернутый план – конспект, с четкой формулировкой заданий и предполагаемыми ответами на них. Давать методические указания для различных ответов;
  7.  Обязательно прорешивать все упражнения из учебника к уроку, и продумывать образец письменной работы учащихся;
  8.  Перед каждым этапом урока необходима целевая установка, а в конце подведение итогов;
  9.  Следить за организацией детей. Уметь пользоваться своим голосом. Видеть класс, следить за чередованием устной и письменной работы, не забывать о физкультминутках;
  10.  Подбирать к уроку дополнительные задания можно занимательного характера.



 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

20606. Абонентские терминалы СПРС и ПСС 360.5 KB
  В верхней части аппарата обычно располагаются световой индикатор светодиод отображающий режим работы режим ожидания вызов включено и источник звукового сигнала звонок. При получении вызова о чем абонент оповещается звуковым сигналом звонком он манипулирует теми же клавишами. Во всех аппаратах на дисплее отображаются уровень принимаемого сигнала и степень разряда аккумуляторной батареи в большинстве из них имеется подсветка дисплея и клавиатуры. К стационарному аппарату обычно бывает возможно подключить телефонный аппарат...
20607. Методы формирования речевых сигналов в слуховой системе 103 KB
  В некоторых восточных языках например в китайском изменение частоты основного тона важный информативный параметр речи. Звуки речи в которых присутствует основной тон называются вокализованными. Темп характеризует скорость речи количество слов произнесённых в определённый временной промежуток. Темп речи в норме по своим временным и пространственным характеристикам соответствует органическим темповым и ритмическим параметрам присущим речевому и зрительному потоку информации человека.
20608. Слуховое восприятие речевых сигналов и оценка качества их звучания 335.5 KB
  Как правило слуховое восприятие речи у пожилых людей нарушается в большей степени чем чистых тонов. Среди существующих методов не утратили своего значения камертональные опыты или пробы и установление восприятия разговорной и шепотной речи. Наиболее распространенными способами оценки слуха в диагностики тугоухости являются измерение порогов слышимости чистых тонов и разборчивость записанной на ленте магнитофона и воспроизводимой через аудиометр речи определенной интенсивности см. являются гиперакузия заключающаяся в повышенной...
20609. Простой генератор кода 37 KB
  Данные вычисленные результаты находятся в регистрах как можно дальше и перенос их в память осуществляется только при необходимости использовать этот регистр. a:= bc b в регистр Ri c в регистр Rj. 2 b в регистр Ri c в памяти ADD Ri с.
20610. Распределение и назначение регистров. Счетчики использования регистров 52.5 KB
  Пример: Переменная Регистр b R0 d R1 a R2 e R3 B0: MOV R0b MOV R1d MOV R2a MOV R3e B1: MOV R2 R0 ADD R2c SUB R1 R0 MOV R3 R2 ADD R3f B2: SUB R2 R1 MOV f R2 B3: MOV R0 R1 ADD R0f MOV R3 R2 SUB R3c B4: MOV R0 R1 ADD R0c.
20611. Оптимизация базовых блоков c помощью дагов 88 KB
  1 t1:=4i t2:=a[t1] t3:=4i t4:=b[t3] t5:=t2t4 t6:=prodt5 prod:=t6 t7:=i1 i:=t7 i =20 goto1 Поочередно рассматривается каждая инструкция блока. e:=ab f:=ec g:=fd n:=ab i:=ic j:=ig = e:=ab f:=ec g:=fd i:=ic j:=ig Локальная оптимизация устранение лишних инструкций MOV R0a MOV a R0 устранение недостижимого кода if а = 1 goto L1 goto L2 L1: L2: = if а = 1 goto L2 goto L1 L1: goto L2 = goto L2 3.
20612. Использование динамического программирования при генерации кода 137.5 KB
  Пример: Пусть дана инструкция вида: add R1 R0 она может быть представлена в виде: R1:= R1 R0 Алгоритм динамического программирования разделяет задачу генерации оптимального кода для некоторого выражения на подзадачи генерации оптимального кода для подвыражений из которых состоит выражение Ei. Если E:=E1 E2 то генерация кода E разбивается на генерацию кода E1 и генерацию кода E2. Композиция получаемых элементов кода осуществляется в зависимости от типа вхождения подвыражений в основное выражение.
20613. Устранение общих подвыражений 92 KB
  2 Удаление бесполезного кода Допустим имеем следующую последовательность инструкций 3 Оптимизация циклов Пример 1: Пусть имеем цикл while i n2 Возможно модернизировать в следующую последовательность инструкций t:=n2 while i t Пример 2: while i t a:=b2 при условии что b не изменяется в теле цикла данную последовательность инструкций можно заменить на: a:=b2 while i t Метод перемещения кода заключается в выносе перед циклом выражений не изменяющихся в процессе его выполнения. 4 Переменные индукции и снижение стоимости 5 Оптимизация...
20614. Разработка компилятора 208.5 KB
  Параметры: S исходный язык I язык реализации компилятора на котором написан T целевой язык генерация кода для целевой машины Т. Если взять связку 3х компиляторов то получим еще один компилятор: Использование возможностей языка для компиляции его самого называется раскруткой. Кросскомпилятор LSN создан для нового языка Lна языке реализации S с генерацией кода для машины N.