58547

Урок - основная форма организации обучения математики

Научная статья

Педагогика и дидактика

Поэтому это влияет на построение урока математики и методики его проведения. Специфика уроков математики обуславливается особенностями освоения детьми материала: абстрактный характер материала требует тщательного отбора наглядных средств методов...

Русский

2014-04-27

64 KB

34 чел.

Урок  - основная форма организации обучения математики

Особенности урока математики.

  1.  Начальный курс математики включает арифметический, алгебраический, геометрический материалы. Следовательно, на одном курсе очень часто рассматривается материал из разных разделов. Поэтому это влияет на построение урока математики и методики его проведения.
  2.  Другой особенность является рассмотрение теоретических и практических вопросов. Поэтому работа по освоению материала идет одновременно с выработкой умений и навыков.
  3.  На уроке реализуется несколько дидактических целей: по отношению к одному материалу ведутся подготовительная заблаговременная работа. По отношению к другому – ознакомление с новым и его первичное восприятие. По отношению к третьему – проводится закрепление с целью обобщения систематизации знаний, с целью выработки прочных умений и навыков. Одновременно изучается контроль и учет знаний, умений и навыков. Поэтому учитель должен хорошо знать, чем должны овладеть учащиеся.
  4.  Специфика уроков математики обуславливается особенностями освоения детьми материала: абстрактный характер материала требует тщательного отбора наглядных средств, методов обучения, разнообразных видов деятельности учащихся в течении одного урока.
  5.  На уроке необходим постоянный контроль за ходом усвоения материала. Важно не только учителю, но и ученику осознать чему учим на уроке? Поэтому в начале урока необходимо перед учащимися четко поставить задачи, которые нужно усвоить по ходу урока. А в конце урока выяснить у детей чему научились (что узнали нового).

Подготовка учителя к уроку.

  •  Сформулировать тему (в соответствии с программой)
  •  Тщательно изучить материал учебника, необходимый для изучения на этом уроке; определить для каких целей может служить то или иное упражнение, если упражнений недостаточно найти дополнительный материал
  •  Сформулировать образовательные цели, развивающие, воспитательные
  •  Определить тип урока, оборудование к уроку, средства наглядности
  •  Определить структуру урока: основные этапы урока, их последовательность и логическая связь
  •  Выбрать методы и приемы обучения, формы организации работы.

Типы уроков

Комбинированный

  1.  закрепление и проверка знаний ранее изученного материала
  2.  изучение нового
  3.  закрепление нового
  4.  домашнее задание

время каждого этапа распределяется примерно одинаково.

Урок изучения нового материала

  1.  повторение материала, необходимого для нового
  2.  изучение нового
  3.  первичное закрепление
  4.  домашнее задание

В начальной школе нет уроков, которые поставлены только на новом.

Уроки закрепления знаний, умений и навыков

Основное – выполнение упражнений, обязательно самостоятельная работа.

  1.  воспроизведение учащимися знаний, умений, навыков, которые потребуются для выполнения заданий
  2.  самостоятельная работа
  3.  проверка выполнения работы, подведение итогов
  4.  домашнее задание

Контрольные и зачетные уроки

Проверка усвоения изученного.

Любой урок математики состоит из отдельных логически законченных частей, связанных между собой целями урока. Эти части называются структурными элментами или этапами урока:

  •  Организационный момент
    •  Проверка домашнего задания
    •  Устный счет
    •  Изучение нового
    •  Работа над задачей
    •  Самостоятельная работа
    •  Домашнее задание
    •  Итог урока.

Организационный момент (1 – 2 минуты)

Учитель входит в класс, добивается порядка, здоровается и садит (сразу весь класс, по колонкам, девочки-мальчики, по количеству букв в имени, после выполнения заданий и др.). Сообщить, чем будем заниматься на уроке. Можно включить анализ выполнения домашнего задания предыдущего дня.

Проверка домашнего задания

Необходима целевая установка (сообщить, что будет проверяться). Обратить внимание на организацию этого этапа(подготовить тетради, учебники, сигнальные карточки, разрезные цифры и др.)

Способы проверки примеров:

  1.  Один ученик читает примеры с ответами остальные проверяют в своих тетрадях или товарищей и исправляют ответы карандашом.
  2.  Ответы к примерам заранее записаны на доске.
  3.  сочетание проверки с устным счетом(назовите число, в котором 2 десятка и 4 единицы и прочитайте пример с таким ответом, увеличьте это число на 6 и прочитайте соответствующие примеры)
  4.  показать ответы разрезными цифрами.

Способы проверки задач:

  1.  Заранее до начала урока записать решение задачи на доске.
  2.  Предложить решить аналогичную задачу всему классу или отдельным ученикам.

Устная проверка домашнего задания на каждом уроке необязательна, но и совсем проводить нельзя.

Устный счет (8 -10 минут)

Устный счет включается почти на каждом уроке. Упражнения должны соответствовать теме и целям урока, должны быть разнообразными (арифметический материал, геометрические задания, логические вопросы, игры и др.) Желательно в устные упражнения включать задачу (можно даже аналогичную домашней).

- Откуда брать упражнения? – из учебника, из методических пособий к учебнику, из журнала «Начальная школа»

Когда проводить устный счет? – зависит от типа урока.

Желательно устные упражнения формулировать так, чтобы дети воспринимали их на слух и зрительно.

Особенности ответов: спрашивать на один вопрос по несколько человек, продумывать активизацию всех детей класса.

Значение устных упражнений

Устные упражнения играют большую роль в повышении эффективности урока. Они активизируют мыслительную деятельность учащихся, способствуют развитию речи, памяти, внимания, быстроте реакции. Устные упражнения позволяют за короткий промежуток времени охватить большой по объему материал, по реакции класса учитель может судить о той или иной степени освоения изученного, о готовности учащихся к восприятию нового. Устные упражнения активизируют дисциплину, могут служить разрядкой после напряженной письменной работы. Устные упражнения обеспечивают самостоятельность при выполнении заданий, дают возможность детям ответить, повышают интерес к предмету.

Когда проводить устные упражнения

Устные упражнения можно проводить в любое время урока. Они могут служить для закрепления ранее изученного. Для подготовки нового, для первичного закрепления. Если на уроке запланировано большое по объему изучение нового материала, то устные упражнения можно не включать.

В каком темпе проводить устные упражнения

В быстром если речь идет об отработке навыков. Например табличное сложение и умножение. Если устные упражнения используются только с целью закрепления изученного материала не стоит торопить учащихся, желательно, чтобы их действия были осознанными, а результаты безошибочными.

Форма ответов

Ответы учащихся могут быть полными или краткими. Учитель заранее сообщает, как должен быть сформулирован ответ. Если проверяется знание терминологии или вычислительного приема, то ответ полный.

Например: найдите сумму чисел 3 и 5.

Сумма чисел 3 и 5 равна 8.

Если учитель предлагает отработку навыков, когда речь идет о беглости вычислений, то ответы краткие.

Например: 7*2 = 14

Обычно сформулировав задание, учитель дает возможность ответить нескольким ученикам. Если кто-то из учащихся ошибается, то можно спросить, как считал.

Способы подачи устных упражнений

Устное упражнение воспринимается на слух, на доске. Желательно подготовить яркую наглядность. Формулировка задания должна быть четкая, лаконичная, легко восприниматься на слух, не допускать различных толкований. Материал для устных упражнений подбираются из учебника и других пособий. Материал дожжен быть разнообразным и соответствовать теме урока. Этот этап урока часто проводиться в игровой форме, в виде соревнования. Устные упражнения включают в себя арифметические задания, задания на соревнования. Алгебраический и геометрический материал, логические задачи.

Например:

  •  Из 10 вычесть сумму 5 и 4.
  •  Назови числа больше 5, но меньше10
  •  Сколько всего квадратов

Объяснение нового материала

Первичное объяснение следует проводить, демонстрационные наглядные пособия. Объяснение следует обязательно повторить. Для этого используют другие наглядные пособия или используют иллюстрацию учебника. После первичного объяснения вывод формулирует учитель, а после вторичного – дети (индивидуально и хором).

После объяснения первичное закрепление, т.е. повторение всех рассуждений. Как правило, один ученик работает у доски, остальные в тетрадях. Первое задание лучше выполнять сильному ученику. Оно заканчивается повторением вывода. После желательна небольшая самостоятельная работа, которая позволит судить о степени усвоения нового. Требуется проверить эту работу и еще раз повторить вывод. По возможности при объяснении следует применять опорные схемы, спец. Значки.

Желательно объяснение нового материала планировать на первую половину урока, обязательно продумать подготовительные упражнения на устный счет.

Самостоятельная работа.

Обязательна на каждом уроке (5-7 минут)

Примеры, упражнения готовятся заранее и записываются на доске. После формулировки заданий обязательно выяснить: кому не понятно. Номера упражнений обязательно записываются на доске. В первом классе нужны четкие указания: что записывать, где и как.

Во время самостоятельной работы учитель наблюдает за работой учеников и оказывает необходимую помощь. Самостоятельная работа обязательно проверяется. Уточнять решение только в примерах с ошибкой. Необходим контроль за итогами работы, т.е. выяснить, кто всю работу выполнил без ошибок, с одной ошибкой и т. д.

Домашнее задание.

Обычно домашнее задание записывают на доске в определенном месте до начала урока. Обязательно указывается страница и номер. Иногда к домашнему заданию нужен инструктаж. (можно прочитать задачу, выяснить во сколько действий она решается, может быть разобрать первое действие, оформить краткую запись…)

Для домашнего задания выбирается более простая.

Итог урока

Если на уроке было изучение нового материала, то в конце следует еще раз повторить выводы. На уроках закрепления можно выяснить, что понравилось ребятам, отметить работу класса в целом и отдельных учеников, объявить отметки.

Добиться организационного конца: привести в порядок рабочее место. Заканчивать урок строго со звонком.

Требования к уроку математики

  1.  К каждому уроку необходим поурочный план учителя. Он начинается с формулировки темы и целей(образовательная, воспитательная, развивающая);
  2.  На каждом уроке должно быть решено не менее двух задач;
  3.  Продумывается самостоятельная работа;
  4.  При выполнении заданий письменно напоминать учащимся о посадке;
  5.  Продумывать оформление доски до урока;
  6.  К первым урокам писать развернутый план – конспект, с четкой формулировкой заданий и предполагаемыми ответами на них. Давать методические указания для различных ответов;
  7.  Обязательно прорешивать все упражнения из учебника к уроку, и продумывать образец письменной работы учащихся;
  8.  Перед каждым этапом урока необходима целевая установка, а в конце подведение итогов;
  9.  Следить за организацией детей. Уметь пользоваться своим голосом. Видеть класс, следить за чередованием устной и письменной работы, не забывать о физкультминутках;
  10.  Подбирать к уроку дополнительные задания можно занимательного характера.



 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

41767. Настройка фрезерного станка и делительной головки на нарезание зубчатого колеса с винтовым зубом 946.84 KB
  Задание: Изучить устройство станка и делительной головки. Рассчитать настройку делительной головки и настроить её на работу. Поэтому необходимо усвоить следующее: Устройство механизмов отсчёта делительной головки и методику их наладки.
41768. Создании простейших программ с использованием регулярных выражений 492.02 KB
  Контрольные вопросы: Для чего используются регулярные выражения Для чего используются конструкции группирования и обратных ссылок Для чего используется класс Regex Пояснения и примеры: Регулярные выражения предназначены для обработки текстовой информации и обеспечивают: эффективный поиск в тексте по заданному шаблону; редактирование замену и удаление подстрок; формирование итоговых отчетов по результатам работы с текстом.NET для работы с регулярными выражениями объединены в пространство имен System. Для описания регулярного...
41771. АНАЛИЗ ПЕРЕХОДНЫХ ПРОЦЕССОВ В РАЗВЕТВЛЕННОЙ ЦЕПИ 427.69 KB
  Цель работы: Исследование токов и напряжений в разветвленной цепи при наличии в ней процессов коммутации. Расчёт параметров контура: Определим требуемое время коммутации ключа S1. Описание доработанной схемы цепи с учетом момента коммутации. Вывод Мы исследовали токи и напряжения в разветвленной цепи при наличии в ней процессов коммутации.
41772. Работа с текстовым редактором Word 616.47 KB
  Работа со сносками и примечаниями. Работа со стилями и автоматическим оглавлением. Работа с автотекстом и автозаменой.
41773. Изучение основного закона вращательного движения твердого тела на маятнике Обербека 352.26 KB
  ПРИБОРЫ И ОБОРУДОВАНИЕ: маятник Обербека секундомер штангенциркуль линейка набор грузов. УСТАНОВКА: Маятник Обербека представляет собой крестовинувращающуюся вокруг горизонтальной оси.
41774. Разработка специализированной системы визуализации и анализа городской среды 2.89 MB
  Цель работы – анализ методов информационной визуализации и визуального анализа и применение их для разработки прототипа системы поддержки конечного пользователя. В процессе работы проводился анализ возможностей географических информационных систем как средств визуализации и анализа данных, исследовались различные методы представления географических и семантических данных.
41775. Логічні функції двох змінних 191.22 KB
  Операції f: BnB називаються функціями алгебри логіки або логічні функції булевими БФ. Усяка логічна функція fx1x2. Функція називається конюнкцією логічним множенням й ; її позначення: або . Функція .