58554

Время. Единицы времени

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цели урока: Создать условия для формирования понятий: Время Единицы времени. Способствовать развитию навыков перевода из одних единиц времени в другие. Какие знаете вы Нет времени.

Русский

2014-04-27

61 KB

3 чел.

Математика 4 класс

Тема урока: Время. Единицы времени.

Тип урока: комбинированный

Цели урока:

  1.  Создать условия для формирования  понятий: «Время», «Единицы времени».
  2.  Способствовать развитию приёмов умственной деятельности: классификация, сравнение, анализ, обобщение.
  3.  Способствовать развитию навыков перевода из одних единиц времени в другие.
  4.  Создать условия для формирования:

-коммуникативной компетентности: умение организовывать и

поддерживать  диалог, способность слушать;

-социальной компетентности: взаимное сотрудничество.

  1.  Воспитывать толерантное  отношение друг к другу, умение выслушивать собеседника и принимать его точку зрения.

Методы работы: объяснительно – иллюстративные, частично – поисковые,

словесные, наглядные, практические.

Оборудование: компьютер, мультимедиа, слайды

Педагогические  технологии:

- личностно – ориентированного обучения;

- объяснительно – иллюстративного обучения;

- педагогика сотрудничества (учебный диалог, учебная дискуссия);

-ИКТ - технология (презентация).

Ожидаемые результаты:

- повышение активности учащихся  на уроках;

- улучшение результатов обучения;

- использование учащимися приобретённых знаний и  умений в

практической деятельности и повседневной жизни.

                      Ход урока

1.Орг момент. Психологический настрой учащихся.

Итак, сядьте удобно, закройте глаза. Повторяйте за мной:

Я в школе на уроке.

Сейчас я начну учиться.

Я радуюсь этому.

Память моя крепка.

Я готов к работе.

Я работаю!!!

2. Актуализация знаний.

Задание 1. Запишите единицы измерения в порядке возрастания: см, дм, мм, м, км

(слайд № 2)

-Какую величину измеряют данными  единицами измерения? (слайд № 3)

Задание 2.  Запишите единицы измерения в порядке убывания: кг, г, т, ц, г(слайд № 4)

- Что скажите про данные единицы измерения? (слайд № 5)

Задание 3. Запишите единицы измерения в порядке возрастания: месяц, сутки, год, неделя, век.

(слайд № 6)

Учитель: Скажите, к какой группе относятся данные единицы измерения к первой или второй? (слайд № 7 )

3.Постановка учебной задачи.

Определите тему нашего урока. (слайд № 8)

Чему будем учиться?   

Что мы уже знаем об этой величине? Что умеем? Зачем в 4 классе опять эта тема?

4.Составление плана для достижения учебной задачи.

По какому плану мы изучаем величины?

Что я знаю об этой величине?

Какие я знаю единицы измерения данной величины?

Соотношение единиц данной величины

Перевод единиц данной величины

Сравнение единиц данной величины

Арифметические действия с единицами измерения

5. Физминутка.

Физкультурная минутка составлена из упражнений, имитирующих работу часов. Например:
1) "Часики" - повороты глазами влево - вправо без поворота головы.
2) "Маятник" - наклоны туловища влево и вправо, а затем вперед и назад.
3) "Колесики" - круговые движения согнутыми в локтях и приставленными к плечам руками.
4) "Будильник" - хлопки над головой.
5) "Пружинка" - приседания.
6) "Часы идут, идут, а с места не сойду..." - ходьба на месте.

6.Реализация плана.

Что вы знаете о величине – время?

ЧТО ТАКОЕ ВРЕМЯ? Этим вопросом, вероятно, задавался каждый человек. В современном мире очень важно знать, что такое время. Отправление поездов, вылет самолетов, начало рабочего дня, занятий в школах, спортивных соревнований и передач по телевидению - все это происходит в точно назначенный час.

ВРЕМЯ, понятие, позволяющее установить, когда произошло то или иное событие по отношению к другим событиям, т. е. определить, на сколько секунд, минут, часов, дней, месяцев, лет или столетий одно из них случилось раньше или позже другого.

Во многих европейских языках “время” – одно из самых употребительных имен существительных. В русском языке мы тоже можем найти немало выражений с этим словом. Какие знаете вы?

Нет времени.

Время летит.

Время как резиновое.

Тратить время.

Убить время!

Времени хоть отбавляй!

Экономить время.

(слайд № 9)

Проснувшись утром, мы сразу же задаем себе вопрос: «Который час?» — и смотрим на часы, чтобы решить, то ли еще поспать, то ли вставать. И в течение всего дня постоянно помним о времени. Взглянув на часы, мы понимаем, что пора, скажем, уходить или обедать, встречаться с другом или включать любимую телепередачу. В самом деле, буквально вся наша жизнь организована по часам, и трудно вообразить, как можно было бы прожить день, не следя за временем. Оно помогает составить распорядок дня. По часам мы определяем, чем должны заняться или какое событие скоро наступит.

-Как вы думаете, давно ли люди умеют ориентироваться во времени?

Люди, жившие в древние времена в Египте и на Ближнем Востоке, также хотели ориентироваться во времени, однако у них не было часов. Тем не менее, пять тысяч лет тому назад астрономы из древнего города Вавилон в Месопотамии разделили период времени от восхода солнца до следующего восхода на 24 часа. Сегодня, когда у нас есть часы, измеряющие время до мельчайших долей секунды, древние единицы времени по-прежнему остаются в силе.

ИЗМЕРЕНИЕ ВРЕМЕНИ         

Ещё в древние времена люди умели ориентироваться во времени и в пространстве: по звёздам, по Солнцу, ещё тогда были изобретены первые солнечные часы. За много веков до наших дней в различных культурах создавались инструменты для отсчёта времени.

Тысячи лет назад люди определяли время, наблюдая за сменой дней, ночей и времен года. Простейшими часами, указывающими течение времени, были солнечные часы. Впервые такими часами начали пользоваться в Древнем Египте.

Эти часы были изобретены в Китае свыше тысячи лет назад. Внутри находилось водяное колесо, к которому были прикреплены чашки, наполняемые водой. Когда чашки становились слишком тяжелыми, колесо вращалось, приводя в действие шестеренки часового механизма.

Первыми точными часами были маятниковые часы. Маятник - грузик на конце длинного стержня - качается с равными интервалами. В настенных часах он затрачивает на одно качание секунду. Маятник соединен с подвешенной гирькой системой зубчатых колес — шестеренок. Благодаря анкерному механизму стрелки, приводимые в движение висящей гирей, равномерно движутся по кругу.

О чём мы сейчас говорили?

Что изучаем дальше?

Какие вы ещё знаете единицы измерения времени?

 Тысячелетие – промежуток времени, равный 1000 годам.

 Век – промежуток времени, равный 100 календарным годам. XXI век длится с 1 января 2001 года по31 декабря  2100г.

 Год – промежуток времени, приблизительно равный  периоду обращения Земли вокруг Солнца. В астрономии различают звёздный, солнечный, лунный, календарный (365, 366дней).

  Месяц – промежуток времени, близкий к периоду обращения Луны вокруг Земли. Время от одного полнолуния до другого составляет 29 с половиной дней.

 Неделя – промежуток времени, равный 7 суткам. Впервые введён на Древнем Востоке.

(Семь дней недели отождествляли с известными в то время планетами.)

 Сутки – единица времени, равная 24ч.

 Час – единица времени, равная 60 мин.

 Минута – единица времени, равная 60 с, от латинского «маленький, мелкий».

 Секунда – единица времени, от латинского «второе деление».

(слайд №  10 )

По опорным словам, которые появились у нас на доске, опишите сегодняшний день, используя как можно больше единиц измерения времени. (Например: "Сегодня 2 марта, вторник, зима, 2010 год, ХХI век, 9 часов" и т.п.)

Давайте проведем исследование, как взаимосвязаны между собой данные единицы времени.

 Ребята, у вас есть сейчас такая возможность показать насколько вы внимательны и дружны.

Работа в парах (повторение правил работы  в паре)

Восстановите  правильную последовательность:

1век                        60 с  

1год                         60мин

                               7 суток        

1 сут                          24ч                         

1ч                            30 сут.  или 31 сутки (в феврале 28 или 29 суток)                                               

1 мин                      100 лет                                              

1 неделя                365 или 366 суток

1 месяц                12мес

(Данные листочки предложены детям и используется слайд № 11)

для проверки (слайд № 12)

Используя таблицу, которую вы составили вырази:

  1.  в сутках: 48ч, 96ч;
  2.  в часах: 2 сут., 120 мин;
  3.  в месяцах: 3 года, 8 лет и 4 мес.
  4.  в годах: 60 мес., 84 мес.
  5.  в  секундах: 5 мин, 16мин;
  6.  в минутах: 600с, 5ч.

(слайд № 13)

Какую работу выполняли?

Что изучаем дальше?  (по учебнику № 334, 335, 336)

7.Итог урока. Рефлексия.

  Что изучали? Как?

Выставление оценок за урок. На слайд № 14 изображение лесенки со ступенями:

Ничего не понятно на уроке.

Все понятно на уроке, затруднений нет.

Хочу знать больше.

8.Домашнее задание

«Обнаружить» время, ощутить его можно лишь по изменениям каких-либо свойств окружающего мира. Чем наглядней эти изменения, тем легче сознавать, что они протекают во времени. Так с течением времени меняется положение стрелки на циферблате, положение солнца на небосклоне, температура воды в чайнике при нагревании, вид страницы в учебнике при выполнении заданий …

Что можно принять за меру времени?

Первой естественной единицей времени, тесно связанной с чередованием труда и отдыха человека, стали сутки. Слово это происходит от восточнославянского «сътъкъ» - «столкновение», т.е. буквально столкновение, слияние дня и ночи. Сутки - период обращения  Земли вокруг своей оси.

      Древние народы обратили внимание на то, что Луна периодически меняет свой внешний вид, попеременно переходя от новолуния к первой четверти, затем к полнолунию, последней четверти и вновь - к новолунию. Разные виды Луны назвали фазами Луны. Промежуток времени между двумя одинаковыми фазами первоначально определялся в 30 дней, которые составили новую, более крупную единицу времени - лунный месяц. Месяц - период обращения Луны вокруг Земли.

Наблюдения  за Луной показали, что промежуток времени между двумя соседними фазами составляет примерно семь дней. Так появилась семидневная неделя. 

Период обращения Земли вокруг Солнца - год - 365-366 дней.

     Как возникли другие единицы времени - час, минута, секунда? Деление суток на 24 равных часа, деление часа на 60 минут, а минуты на 60 секунд было введено в Древнем Вавилоне. 

    Сложность измерения и «хранения» времени побуждала людей к изобретению приборов, которые облегчили бы решение проблем измерения времени. История создания таких приборов чрезвычайно богата интересными фактами.

Какие приборы для измерения времени знаете вы?

Тема урока была мною выбрана не случайно. При изучении остальных величин (массы, длины, площади) числа связаны между собой кратно 10, 100, 1000 и т.д. В единицах времени совсем другие числа.  Часто дети путают и

1ч становится равным 100 мин. Надеюсь, применение технологии критического мышления обеспечит достижение качественно нового результата и такие ошибки исчезнут.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

28855. Развитие отраслей психологии в конце 19 века 65.5 KB
  Факторы эволюции: Изменчивость наследственность и естественный отбор причины многообразия видов растений и животных их единство и генетическая связь. Его учение отвергло теорию постоянства видов и точку зрения о божественном происхождении животных и человека. Преемственность психической организации животных связь психики животных и человека В работах Выражение эмоций у человека и животных Происхождение человека и половой отбор показал наличие общих генетических корней в психических способностях человека и животных оскал сжатые...
28856. Политико-правовые учения эпохи Просвещения 64.5 KB
  Он не только создал своеобразную философию права и государства но и активно защищал свои идеи на практике за неоднократно подвергался гонениям прежде всего за свои антирелигиозные нападки на католическую церковь и религиозный фанатизм. Свое учение о происхождении общества государства и права В. разделяет мысль о договорном характере государства предложенную его предшественниками но при этом отрицает реальную возможность заключения такого договора. В основе государства с его т.
28858. Учения о государстве и праве в Германии конца ХVІІІ - начала ХІХ ст. 110.5 KB
  Философское обоснование права и государства в философии права Георга Гегеля. Теоретическая доктрина исторической школы права. Телеологическая концепция права Рудольфа Иеринга. Система философии права Канта не поддается такому простому изложению как система Локка Гоббса Руссо и Спинозы.
28859. Учения о государстве и праве в Западной Европе в 19 ст. 53.5 KB
  Утилитаристская теория права Дж. на смену идеям естественного права приходит юридический позитивизм характерной чертой которого является отрицание существования иного права кроме позитивного. Утилитаристская теория права Дж. Основной задачей юридической науки является критический анализ дейтвующего права с целью его совершенствования.
28860. Учения о государстве и праве в Западной Европе в 19 ст. 92.5 KB
  Одновременно также складывалось консервативное и социологическое направление в исследовании государства. Среди ведущих представителей политикоправовой мысли во Франции этого периода необходимо назвать: Жозефа де Местра представитель консервативного направления Бенжамена Констана и Алексиса де Токвиля либеральнодемократическое направление Огюста Конта основатель социологического направления в понимании государства и права. Происхождение и сущность государства: Необходимость и одновременно предназначение государства М. Сущность...
28861. Становление правовой науки в Российском государстве 99.5 KB
  Однако собственно теории права тогда еще не было. Все теоретическое знание о праве формировалось в рамках самостоятельной дисциплины философии права. Последняя исследовала не столько теоретические основы позитивного права сколько право каким оно должно быть с точки зрения тех или иных идеальных критериев т. имело своим предметом то что исторически получило название естественного права.
28862. Учения о государстве и праве в Украине в 19первой половине 20 ст. 72 KB
  Философия права Панфила Юркевича. Что же касается собственно проблем осмысления и развития права то в силу приоритетности вопросов национальногосударственного самоопределения они оказываются на периферии внимания крупных ученых. Концептуальное значение для понимания права и автономности личности в учении Сковороды имеют идея сродности и природного равенства людей.1 Философия права Панфила Юркевича.
28863. Современные учения о государстве и праве 75 KB
  Неопозитивистские теории права Ганс Кельзен Герберт Харт. Социологические теории права Евгений Эрлих Роско Паунд. Психологическая теория права Лев Петражицкий. Это обусловлено с одной стороны тем что природа права такова что оно пронизывает все сверы человеческой жизнедеятельности и отражает как явление сложные экономические политические и социальные отношения.