58559

Решение задач. Сказочный задачник по технологии ТРИЗ

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Очень важно выложить задачу четко по предложениям. Необходимо отметить почему данный текст является задачей в задаче есть условие вопрос Так как мы решаем сказочную задачу замечаем почему данная задача называется сказочной в условии говорится о сказочном предмете совершается волшебство.

Русский

2014-04-27

49.5 KB

4 чел.

                                                  ГОУ ЦО № 429

           

                                      «Урок математики во 2 классе на тему:  

                 «Решение задач. Сказочный задачник» по технологии ТРИЗ».

              конспект урока математики во 2  классе

                                    

 

             учитель начальных классов Центра  Образования № 429 «Соколиная гора»

г. Москвы      Баранова Мария Олеговна

    

 Цели урока: на этапе актуализации знаний – совершенствовать вычислительные навыки путем применения различных действий, игра «ручеек», пропедевтика  групповой работы – «шифровка», подготовить детей к работе в парах.

Вспомнить структурные части задачи, повторить усвоенные ранее навыки решения задач, развивать логическое мышление, математическую речь, внимание, память;

Воспитывать интерес к изучению математики, любознательность, аккуратность в работе.

Тип урока: закрепление.

Форма проведения: комбинированная.

Материалы для работы:

у учеников: листы белой бумаги, разрезанной на  карточки, фломастеры.

                                                        План урока.

  1.  Актуализация знаний.

На этапе актуализации знаний детям предлагаются задания на повторение и закрепление вычислительных навыков.

        Ручеек. 

Трем рядам предлагается решить примеры «ручейком», по очереди, «какой ряд быстрее другого справится».

     Шифровка. Решенные примеры двух рядов отдаются сильному ученику каждого ряда, все остальные встают около него и все вместе  разгадывают шифровку, 1 ряд – один столбик, 2 ряд – второй столбик, в итоге получаются слова «СКАЗОЧНЫЙ ЗАДАЧНИК», можно хором их сообщить, это и является темой урока.

    Параллельно этому  третий  ряд выкладывает на доске задачу ( здесь представлены элементы групповой работы).

2. Основной этап. Работа над темой урока.

Задача 1.  ( задачу на доске выложил третий ряд).

На доске выложена задача ( текст задачи напечатан на отдельных разрезанных карточках, включая карточку знака «?»).

ВОЛШЕБНАЯ ПАЛОЧКА ИСПОЛНЯЕТ ТОЛЬКО 13 ЖЕЛАНИЙ.

7 ЖЕЛАНИЙ ОНА УЖЕ ИСПОЛНИЛА.

СКОЛЬКО ЖЕЛАНИЙ ОСТАЛОСЬ ИСПОЛНИТЬ ВОЛШЕБНОЙ ПАЛОЧКЕ?

Очень важно выложить задачу четко, по предложениям. Предложения располагаются друг под другом.

а) Работа над задачей.

Работа над текстом данной задачи проходит поэтапно.

1 ряд читает первую строку;

2 ряд читает вторую строку;

3 ряд читает третью строку.

Необходимо отметить, почему  данный текст является задачей

( в задаче есть условие, вопрос),

Так как мы решаем «сказочную» задачу, замечаем, почему данная задача называется сказочной (в условии говорится о сказочном  предмете, совершается  волшебство).

Далее каждый ребенок фломастером или цветным карандашом на заранее приготовленных карточках записывает нужные ключевые слова, которые далее выкладываются на парте в виде краткой записи задачи. Здесь уместна работа в парах.

На отдельных листочках дети записывают числа, наименование:

   Всего

    

    Исполнила

  

   Осталось

  

13 ж.

  

7 ж.

 ?

    

         На доске выложено:

ВСЕГО – 13 Ж.

ИСПОЛНИЛА – 7 Ж.

ОСТАЛОСЬ - ?

Далее  необходимо включить игровой момент.

Детям можно сообщить, что Баба-Яга заколдовала задачу, запретила её решать, пока вопрос находится на последней строчке.

Перед детьми возникает проблема – перестроить задачу так, чтобы вопрос оказался на 1-ой строчке.

                                                         Задача 2.

К доске выходит один ученик, переставляет вопрос.

           Получается задача:

СКОЛЬКО ЖЕЛАНИЙ ОСТАЛОСЬ ИСПОЛНИТЬ ВОЛШЕБНОЙ ПАЛОЧКЕ, если ВОЛШЕБНАЯ ПАЛОЧКА ИСПОЛНЯЕТ ТОЛЬКО 13 ЖЕЛАНИЙ, а 7 ЖЕЛАНИЙ ОНА УЖЕ ИСПОЛНИЛА?

Один ребенок с места читает полученную задачу.

   Далее детям предлагается выложить краткое  условие к данной задаче при помощи карточек на парте.

   Здесь необходимо заметить, что условие не изменится, так как в кратком условии вопрос всегда должен стоять на последнем месте.

  1.  Физминутка

 Иван-Царевич, вот герой!

Смело он вступает в бой.

    Волшебным он взмахнул мечом

И Змей-Горыныч нипочём.

Сделал выпад раз и два –

    Отлетела голова.

    Ещё выпад – три, четыре

    Отлетели остальные.

    А царевич потянулся

    А потом назад прогнулся

    А потом вперёд пригнулся

    До земли он дотянулся

    Вправо быстро потянулся

Потом влево  оглянулся

И позвал к себе коня

    Время не теряя зря

    Коня быстро оседлал

И домой он поскакал.

        

                                                Задача 3.

         А теперь пробуем второй вариант. Детьми перестраивается  задача детьми так,    чтобы вопрос оказался на второй строчке.

ВОЛШЕБНАЯ ПАЛОЧКА ИСПОЛНЯЕТ ТОЛЬКО 13 ЖЕЛАНИЙ.

СКОЛЬКО ЖЕЛАНИЙ ОСТАЛОСЬ ИСПОЛНИТЬ ВОЛШЕБНОЙ ПАЛОЧКЕ, если  7 ЖЕЛАНИЙ ОНА УЖЕ ИСПОЛНИЛА?

Дети читают задачу, выкладывают краткое условие и на доске, и на парте при помощи карточек. Замечают, что и оно не изменится.

Далее  на парте выкладывается  решение, а на доске его можно записать.

13 – 7 = 5 (ж.)

Сообща, дети выясняют, что  данное решение подходит ко всем трем задачам.

                                  4. Своя задача.

        Детям предлагается по данному краткому условию, которое выложено на доске и на парте детей:

   Всего

    

    

  

   Осталось

составить свою сказочную задачу ( необходимо заметить, что вторая карточка пуста, так как дети сами вписывают туда своё ключевое слово.)

После составления задачи, дети пробуют её записать, переставить вопрос задачи и записать решение.

     Рефлексия.

На этапе рефлексии   подводится  общий итог по всем  трем задачам:

 «Все три задачи читаются по-разному, но краткое условие одно и решение одно».

Учитель акцентирует внимание детей на вопросах:

Что общего между задачами?

Чем отличаются?

Приложение. Игра «Ручеек».

15 – 8 =

16 + 5 =

30 + 40 =

19 + 3 =

98 + 2 =

51 + 9 =

90 – 8 =

2 х 4 =

10 : 2 =

18 + 4 =

90 – 20 =

6 + 19 =

100 – 30 =

71 – 11 =

92 – 10 =

50 + 8 =

14 + 7 =

5

7

8

21

22

25

58

60

70

82

100

й

с

ы

к

з

д

и

ч

а

н

о


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

69123. Масиви в динамічній пам’яті 37.5 KB
  Як уже зазначалось у розділі 10.2, зображення послідовностей однотипних у формі лінійних списків має і переваги, і недоліки. Основним недоліком є значна трудомісткістъ операції доступу до елемента лінійного списку за його номером. Цей недолік непритаманний масивам.
69124. Поняття архітектури комп’ютера. Архітектура комп’ютера фон Неймана. Типи комп’ютерів. Програмне забезпечення 192 KB
  Поняття архітектури обчислювальних систем є одним з основних в інформатиці. Уперше термін «архітектура комп’ютера» був введений фірмою IBM при розробці обчислювальних систем серії IBM 360 і застосований до тих засобів, які може використовувати програміст під час написання програм на рівні машинних команд.
69125. Засоби створення програм. Класифікація мов програмування. Технологія створення программ 74 KB
  Основна функція всіх мов програмування крім машинної полягає у тому щоб надати програмісту засоби абстрагування від характеристик та особливостей апаратного забезпечення на якому виконуватимуться програми. Такий спосіб написання програм називається програмуванням у числових кодах...
69126. Поняття алгоритму й основні алгоритмічні структури. Властивості та способи опису алгоритму. Алгоритмічна структура розгалуження і перетворення 56.5 KB
  Одним з базових понять інформатики є поняття алгоритму. Алгоритм вказує, які операції, пов’язані з обробкою даних, і в якій послідовності треба виконати, щоб отримати розв’язок задачі. Алгоритм розрахований на певного виконавця, з погляду котрого вказівки мають бути елементарними...
69127. Робота у середовищі Borland Pascal 7.0 202.5 KB
  Інтегроване середовище розробки Borland Pascal 7.0 - далі IDE (Integrated Development Environment) Borland Pascal 7.0 - складається з текстового редактора, компілятора, компонувальника, налагоджувача і довідкової системи. Стандартна поставка IDE Borland Pascal 7.0 являє собою...
69128. Словник мови та загальна структура програми. Алфавіт та словник мови 58 KB
  У будь-якій мові програмування програма — це набір зрозумілих компілятору команд. Для створення програм треба знати синтаксис мови, тобто правила запису команд і використання лексичних одиниць мови. Знайомство з мовою розпочнемо з алфавіту.
69129. Прості типи даних. Операції над даними 93 KB
  Поняття типу даних є одним із фундаментальних понять програмування. Тип даних визначає: множину допустимих значень яких може набувати змінна або константа зазначеного типу; множину допустимих операцій що застосовуються до даних певного типу; спосіб зображення даних...
69130. Константи, змінні, вирази. Найпростіші оператори. Процедури введення, виведення 126.5 KB
  Будь-які значення, що використовуються у програмі, - це або значення змінних, або константи. Принципова відмінність між змінними і константами полягає у тому, що для зберігання значень змінних під час виконання програми відводяться ділянки...
69131. Алгоритмічний вибір альтернатив. Вкладеність конструкцій вибору 48 KB
  Під час програмування деяких розгалужень виникає потреба у використанні операторних блоків що розглядатимуться у розділі 3. У цьому ж розділі буде пояснено як орієнтуватися в коді великих програм що містять численну кількість конструкцій вибору та операторних блоків.