58559

Решение задач. Сказочный задачник по технологии ТРИЗ

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Очень важно выложить задачу четко по предложениям. Необходимо отметить почему данный текст является задачей в задаче есть условие вопрос Так как мы решаем сказочную задачу замечаем почему данная задача называется сказочной в условии говорится о сказочном предмете совершается волшебство.

Русский

2014-04-27

49.5 KB

4 чел.

                                                  ГОУ ЦО № 429

           

                                      «Урок математики во 2 классе на тему:  

                 «Решение задач. Сказочный задачник» по технологии ТРИЗ».

              конспект урока математики во 2  классе

                                    

 

             учитель начальных классов Центра  Образования № 429 «Соколиная гора»

г. Москвы      Баранова Мария Олеговна

    

 Цели урока: на этапе актуализации знаний – совершенствовать вычислительные навыки путем применения различных действий, игра «ручеек», пропедевтика  групповой работы – «шифровка», подготовить детей к работе в парах.

Вспомнить структурные части задачи, повторить усвоенные ранее навыки решения задач, развивать логическое мышление, математическую речь, внимание, память;

Воспитывать интерес к изучению математики, любознательность, аккуратность в работе.

Тип урока: закрепление.

Форма проведения: комбинированная.

Материалы для работы:

у учеников: листы белой бумаги, разрезанной на  карточки, фломастеры.

                                                        План урока.

  1.  Актуализация знаний.

На этапе актуализации знаний детям предлагаются задания на повторение и закрепление вычислительных навыков.

        Ручеек. 

Трем рядам предлагается решить примеры «ручейком», по очереди, «какой ряд быстрее другого справится».

     Шифровка. Решенные примеры двух рядов отдаются сильному ученику каждого ряда, все остальные встают около него и все вместе  разгадывают шифровку, 1 ряд – один столбик, 2 ряд – второй столбик, в итоге получаются слова «СКАЗОЧНЫЙ ЗАДАЧНИК», можно хором их сообщить, это и является темой урока.

    Параллельно этому  третий  ряд выкладывает на доске задачу ( здесь представлены элементы групповой работы).

2. Основной этап. Работа над темой урока.

Задача 1.  ( задачу на доске выложил третий ряд).

На доске выложена задача ( текст задачи напечатан на отдельных разрезанных карточках, включая карточку знака «?»).

ВОЛШЕБНАЯ ПАЛОЧКА ИСПОЛНЯЕТ ТОЛЬКО 13 ЖЕЛАНИЙ.

7 ЖЕЛАНИЙ ОНА УЖЕ ИСПОЛНИЛА.

СКОЛЬКО ЖЕЛАНИЙ ОСТАЛОСЬ ИСПОЛНИТЬ ВОЛШЕБНОЙ ПАЛОЧКЕ?

Очень важно выложить задачу четко, по предложениям. Предложения располагаются друг под другом.

а) Работа над задачей.

Работа над текстом данной задачи проходит поэтапно.

1 ряд читает первую строку;

2 ряд читает вторую строку;

3 ряд читает третью строку.

Необходимо отметить, почему  данный текст является задачей

( в задаче есть условие, вопрос),

Так как мы решаем «сказочную» задачу, замечаем, почему данная задача называется сказочной (в условии говорится о сказочном  предмете, совершается  волшебство).

Далее каждый ребенок фломастером или цветным карандашом на заранее приготовленных карточках записывает нужные ключевые слова, которые далее выкладываются на парте в виде краткой записи задачи. Здесь уместна работа в парах.

На отдельных листочках дети записывают числа, наименование:

   Всего

    

    Исполнила

  

   Осталось

  

13 ж.

  

7 ж.

 ?

    

         На доске выложено:

ВСЕГО – 13 Ж.

ИСПОЛНИЛА – 7 Ж.

ОСТАЛОСЬ - ?

Далее  необходимо включить игровой момент.

Детям можно сообщить, что Баба-Яга заколдовала задачу, запретила её решать, пока вопрос находится на последней строчке.

Перед детьми возникает проблема – перестроить задачу так, чтобы вопрос оказался на 1-ой строчке.

                                                         Задача 2.

К доске выходит один ученик, переставляет вопрос.

           Получается задача:

СКОЛЬКО ЖЕЛАНИЙ ОСТАЛОСЬ ИСПОЛНИТЬ ВОЛШЕБНОЙ ПАЛОЧКЕ, если ВОЛШЕБНАЯ ПАЛОЧКА ИСПОЛНЯЕТ ТОЛЬКО 13 ЖЕЛАНИЙ, а 7 ЖЕЛАНИЙ ОНА УЖЕ ИСПОЛНИЛА?

Один ребенок с места читает полученную задачу.

   Далее детям предлагается выложить краткое  условие к данной задаче при помощи карточек на парте.

   Здесь необходимо заметить, что условие не изменится, так как в кратком условии вопрос всегда должен стоять на последнем месте.

  1.  Физминутка

 Иван-Царевич, вот герой!

Смело он вступает в бой.

    Волшебным он взмахнул мечом

И Змей-Горыныч нипочём.

Сделал выпад раз и два –

    Отлетела голова.

    Ещё выпад – три, четыре

    Отлетели остальные.

    А царевич потянулся

    А потом назад прогнулся

    А потом вперёд пригнулся

    До земли он дотянулся

    Вправо быстро потянулся

Потом влево  оглянулся

И позвал к себе коня

    Время не теряя зря

    Коня быстро оседлал

И домой он поскакал.

        

                                                Задача 3.

         А теперь пробуем второй вариант. Детьми перестраивается  задача детьми так,    чтобы вопрос оказался на второй строчке.

ВОЛШЕБНАЯ ПАЛОЧКА ИСПОЛНЯЕТ ТОЛЬКО 13 ЖЕЛАНИЙ.

СКОЛЬКО ЖЕЛАНИЙ ОСТАЛОСЬ ИСПОЛНИТЬ ВОЛШЕБНОЙ ПАЛОЧКЕ, если  7 ЖЕЛАНИЙ ОНА УЖЕ ИСПОЛНИЛА?

Дети читают задачу, выкладывают краткое условие и на доске, и на парте при помощи карточек. Замечают, что и оно не изменится.

Далее  на парте выкладывается  решение, а на доске его можно записать.

13 – 7 = 5 (ж.)

Сообща, дети выясняют, что  данное решение подходит ко всем трем задачам.

                                  4. Своя задача.

        Детям предлагается по данному краткому условию, которое выложено на доске и на парте детей:

   Всего

    

    

  

   Осталось

составить свою сказочную задачу ( необходимо заметить, что вторая карточка пуста, так как дети сами вписывают туда своё ключевое слово.)

После составления задачи, дети пробуют её записать, переставить вопрос задачи и записать решение.

     Рефлексия.

На этапе рефлексии   подводится  общий итог по всем  трем задачам:

 «Все три задачи читаются по-разному, но краткое условие одно и решение одно».

Учитель акцентирует внимание детей на вопросах:

Что общего между задачами?

Чем отличаются?

Приложение. Игра «Ручеек».

15 – 8 =

16 + 5 =

30 + 40 =

19 + 3 =

98 + 2 =

51 + 9 =

90 – 8 =

2 х 4 =

10 : 2 =

18 + 4 =

90 – 20 =

6 + 19 =

100 – 30 =

71 – 11 =

92 – 10 =

50 + 8 =

14 + 7 =

5

7

8

21

22

25

58

60

70

82

100

й

с

ы

к

з

д

и

ч

а

н

о


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

19007. Интегралы движения. Однородность времени и закон сохранения энергии. Однородность пространства и закон сохранения импульса 328.5 KB
  Лекция 5. Интегралы движения. Однородность времени и закон сохранения энергии. Однородность пространства и закон сохранения импульса. Изотропность пространства и закон сохранения момента импульса Величины и меняются со временем. Однако существуют такие их комбина
19008. Общие свойства одномерного движения. Интегрирование уравнения одномерного движения. Период финитного движения в произвольном потенциале 301 KB
  Лекция 6. Общие свойства одномерного движения. Интегрирование уравнения одномерного движения. Период финитного движения в произвольном потенциале Одномерным называется движение системы с одной степенью свободы: . в самом общем виде функция Лагранжа выглядит так:
19009. Движение двух взаимодействующих частиц. Приведение к задаче о движении в цен-тральном поле. Общие закономерности движения в центральном поле 268 KB
  Лекция 7. Движение двух взаимодействующих частиц. Приведение к задаче о движении в центральном поле. Общие закономерности движения в центральном поле Полное аналитическое решение в общем виде допускает чрезвычайно важная задача о движении системы из взаимодействую
19010. Движение в центральном поле. Финитное и инфинитное движение. Падение на центр 828 KB
  Лекция 8. Движение в центральном поле. Финитное и инфинитное движение. Падение на центр Выберем начло координат в центре поля См. рисунок. В начальный момент времени частица находилась в какото точке имела импульс и следовательно имела относительно центра поля м...
19011. Общие закономерности движения частицы в кулоновском поле притяжения. Эффективный потенциал. Минимальное и максимальное расстояние до центра поля 1.28 MB
  Лекция 9. Общие закономерности движения частицы в кулоновском поле притяжения. Эффективный потенциал. Минимальное и максимальное расстояние до центра поля Рассмотрим движение частицы массы во внешнем поле ; 1 когда Это соответствует полю притяж...
19012. Движение в кулоновском поле притяжения (задача Кеплера). Классификация орбит при финитном и инфинитном движении 281 KB
  Лекция 10. Движение в кулоновском поле притяжения задача Кеплера. Классификация орбит при финитном и инфинитном движении В предыдущей лекции мы выяснили при каких значениях энергии движение будет инфинитным финитным а так же определили условия при которых траект
19013. Кинематика и динамика упругого столкновения частиц. Переход в Ц-систему. Импульсные диаграммы. Связь углов рассеяния в Л- и Ц-системах 1.06 MB
  Лекция 11. Кинематика и динамика упругого столкновения частиц. Переход в Цсистему. Импульсные диаграммы. Связь углов рассеяния в Л и Цсистемах Столкновение двух частиц называется упругим если оно не сопровождается изменением их внутреннего состояния в том числе не ...
19014. Дифференциальное сечение рассеяния частиц. Формула Резерфорда 2.55 MB
  Лекция 12. Дифференциальное сечение рассеяния частиц. Формула Резерфорда Для изучения характера взаимодействия частиц друг с другом обычно проводятся эксперименты по рассеянию целого пучка одинаковых частиц которые падают из бесконечности с одинаковой начальной с...
19015. Малые одномерные колебания (свободные и вынужденные). Вынужденные колебания под действием произвольной силы 2.55 MB
  Лекция 13. Малые одномерные колебания свободные и вынужденные. Вынужденные колебания под действием произвольной силы. Вынужденные колебания под действием гармонической силы. Резонанс. Затухающие колебания Распространенным движением в природе являются колебания те