58559

Решение задач. Сказочный задачник по технологии ТРИЗ

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Очень важно выложить задачу четко по предложениям. Необходимо отметить почему данный текст является задачей в задаче есть условие вопрос Так как мы решаем сказочную задачу замечаем почему данная задача называется сказочной в условии говорится о сказочном предмете совершается волшебство.

Русский

2014-04-27

49.5 KB

4 чел.

                                                  ГОУ ЦО № 429

           

                                      «Урок математики во 2 классе на тему:  

                 «Решение задач. Сказочный задачник» по технологии ТРИЗ».

              конспект урока математики во 2  классе

                                    

 

             учитель начальных классов Центра  Образования № 429 «Соколиная гора»

г. Москвы      Баранова Мария Олеговна

    

 Цели урока: на этапе актуализации знаний – совершенствовать вычислительные навыки путем применения различных действий, игра «ручеек», пропедевтика  групповой работы – «шифровка», подготовить детей к работе в парах.

Вспомнить структурные части задачи, повторить усвоенные ранее навыки решения задач, развивать логическое мышление, математическую речь, внимание, память;

Воспитывать интерес к изучению математики, любознательность, аккуратность в работе.

Тип урока: закрепление.

Форма проведения: комбинированная.

Материалы для работы:

у учеников: листы белой бумаги, разрезанной на  карточки, фломастеры.

                                                        План урока.

  1.  Актуализация знаний.

На этапе актуализации знаний детям предлагаются задания на повторение и закрепление вычислительных навыков.

        Ручеек. 

Трем рядам предлагается решить примеры «ручейком», по очереди, «какой ряд быстрее другого справится».

     Шифровка. Решенные примеры двух рядов отдаются сильному ученику каждого ряда, все остальные встают около него и все вместе  разгадывают шифровку, 1 ряд – один столбик, 2 ряд – второй столбик, в итоге получаются слова «СКАЗОЧНЫЙ ЗАДАЧНИК», можно хором их сообщить, это и является темой урока.

    Параллельно этому  третий  ряд выкладывает на доске задачу ( здесь представлены элементы групповой работы).

2. Основной этап. Работа над темой урока.

Задача 1.  ( задачу на доске выложил третий ряд).

На доске выложена задача ( текст задачи напечатан на отдельных разрезанных карточках, включая карточку знака «?»).

ВОЛШЕБНАЯ ПАЛОЧКА ИСПОЛНЯЕТ ТОЛЬКО 13 ЖЕЛАНИЙ.

7 ЖЕЛАНИЙ ОНА УЖЕ ИСПОЛНИЛА.

СКОЛЬКО ЖЕЛАНИЙ ОСТАЛОСЬ ИСПОЛНИТЬ ВОЛШЕБНОЙ ПАЛОЧКЕ?

Очень важно выложить задачу четко, по предложениям. Предложения располагаются друг под другом.

а) Работа над задачей.

Работа над текстом данной задачи проходит поэтапно.

1 ряд читает первую строку;

2 ряд читает вторую строку;

3 ряд читает третью строку.

Необходимо отметить, почему  данный текст является задачей

( в задаче есть условие, вопрос),

Так как мы решаем «сказочную» задачу, замечаем, почему данная задача называется сказочной (в условии говорится о сказочном  предмете, совершается  волшебство).

Далее каждый ребенок фломастером или цветным карандашом на заранее приготовленных карточках записывает нужные ключевые слова, которые далее выкладываются на парте в виде краткой записи задачи. Здесь уместна работа в парах.

На отдельных листочках дети записывают числа, наименование:

   Всего

    

    Исполнила

  

   Осталось

  

13 ж.

  

7 ж.

 ?

    

         На доске выложено:

ВСЕГО – 13 Ж.

ИСПОЛНИЛА – 7 Ж.

ОСТАЛОСЬ - ?

Далее  необходимо включить игровой момент.

Детям можно сообщить, что Баба-Яга заколдовала задачу, запретила её решать, пока вопрос находится на последней строчке.

Перед детьми возникает проблема – перестроить задачу так, чтобы вопрос оказался на 1-ой строчке.

                                                         Задача 2.

К доске выходит один ученик, переставляет вопрос.

           Получается задача:

СКОЛЬКО ЖЕЛАНИЙ ОСТАЛОСЬ ИСПОЛНИТЬ ВОЛШЕБНОЙ ПАЛОЧКЕ, если ВОЛШЕБНАЯ ПАЛОЧКА ИСПОЛНЯЕТ ТОЛЬКО 13 ЖЕЛАНИЙ, а 7 ЖЕЛАНИЙ ОНА УЖЕ ИСПОЛНИЛА?

Один ребенок с места читает полученную задачу.

   Далее детям предлагается выложить краткое  условие к данной задаче при помощи карточек на парте.

   Здесь необходимо заметить, что условие не изменится, так как в кратком условии вопрос всегда должен стоять на последнем месте.

  1.  Физминутка

 Иван-Царевич, вот герой!

Смело он вступает в бой.

    Волшебным он взмахнул мечом

И Змей-Горыныч нипочём.

Сделал выпад раз и два –

    Отлетела голова.

    Ещё выпад – три, четыре

    Отлетели остальные.

    А царевич потянулся

    А потом назад прогнулся

    А потом вперёд пригнулся

    До земли он дотянулся

    Вправо быстро потянулся

Потом влево  оглянулся

И позвал к себе коня

    Время не теряя зря

    Коня быстро оседлал

И домой он поскакал.

        

                                                Задача 3.

         А теперь пробуем второй вариант. Детьми перестраивается  задача детьми так,    чтобы вопрос оказался на второй строчке.

ВОЛШЕБНАЯ ПАЛОЧКА ИСПОЛНЯЕТ ТОЛЬКО 13 ЖЕЛАНИЙ.

СКОЛЬКО ЖЕЛАНИЙ ОСТАЛОСЬ ИСПОЛНИТЬ ВОЛШЕБНОЙ ПАЛОЧКЕ, если  7 ЖЕЛАНИЙ ОНА УЖЕ ИСПОЛНИЛА?

Дети читают задачу, выкладывают краткое условие и на доске, и на парте при помощи карточек. Замечают, что и оно не изменится.

Далее  на парте выкладывается  решение, а на доске его можно записать.

13 – 7 = 5 (ж.)

Сообща, дети выясняют, что  данное решение подходит ко всем трем задачам.

                                  4. Своя задача.

        Детям предлагается по данному краткому условию, которое выложено на доске и на парте детей:

   Всего

    

    

  

   Осталось

составить свою сказочную задачу ( необходимо заметить, что вторая карточка пуста, так как дети сами вписывают туда своё ключевое слово.)

После составления задачи, дети пробуют её записать, переставить вопрос задачи и записать решение.

     Рефлексия.

На этапе рефлексии   подводится  общий итог по всем  трем задачам:

 «Все три задачи читаются по-разному, но краткое условие одно и решение одно».

Учитель акцентирует внимание детей на вопросах:

Что общего между задачами?

Чем отличаются?

Приложение. Игра «Ручеек».

15 – 8 =

16 + 5 =

30 + 40 =

19 + 3 =

98 + 2 =

51 + 9 =

90 – 8 =

2 х 4 =

10 : 2 =

18 + 4 =

90 – 20 =

6 + 19 =

100 – 30 =

71 – 11 =

92 – 10 =

50 + 8 =

14 + 7 =

5

7

8

21

22

25

58

60

70

82

100

й

с

ы

к

з

д

и

ч

а

н

о


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

74026. Понятие преступления и его признаки. Категории преступлений 20.89 KB
  Понятие преступления и его признаки. Понятие преступления и его признаки. УК РФ впервые в законодательном порядке указал в качестве признаков преступления виновность и наказуемость. Ранее эти признаки преступления выделялись лишь наукой уголовного права.
74027. Ранний итальянский гуманизм и его представители 47 KB
  В России эпоха возрождения падает на XVIнач. Этому способствовало: рост городов и усиление их влияния на внутренний и внешний рынки; развитие цехового ремесленного производства следовательно формирование новых общественных капиталистических отношений; за очень короткий промежуток времени совершается много научных открытий которые формируют новую картину мира Николай Коперник Джордано Бруно Галилео Галилей открытия обосновали гелиоцентрический взгляд на мир; эпоха возрождения это эпоха великих географических открытий. В противовес...
74028. Становление и специфика развития европейского индустриального (капиталистического) общества в эпоху Нового времени 37 KB
  Он изменяет характер не только с х но и промышленности. Растет капиталистическая форма промышленности мануфактура разлагается средневековое городское ремесло рушатся оковы цехового строя; средневекового цехового мастера все больше вытесняет промышленный капиталист. Распределение машин использующих двигатель внутреннего сгорания повлекло за собой развитие нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей промышленности. Государство проводит политику протекционизма политика государства направленная на защиту собственной промышленности путем...
74029. Великие революции Нового времени и их последствия 54 KB
  Старый феодальный порядок подрывали многочисленные народные восстания, происходившие в Италии, Франции, России, Испании и других странах. Синхронность этих проявлений кризисных общественно-политических ситуаций свидетельствовала об универсализме глубинных противоречий
74030. Особенности внешней и колониальной политики европейских государств и США 68 KB
  Цели приобретения колоний метрополиями Экономика торговля: эксплуатация природных и людских ресурсов в ряде случаев прямой доступ к уникальным редким ресурсам в том числе транзиту стремление к монополизации мировой торговли ими...
74031. Генезис идеологии индустриального общества в странах Запада: от Просвещения до либерализма 56.5 KB
  Политические взгляды Руссо изложил в сочинении Об общественном договоре, в котором на первый план выдвигает общество, доказывая, что обществу раньше принадлежала вся власть, которую оно по договору передало правителям, чтобы они пользовались этой властью в интересах самого общества.
74032. Специфика процессов национального объединения Германии и Италии во второй половине XIX века 35 KB
  Специфика процессов национального объединения Германии и Италии во второй половине XIX века Образование Германской империи. В ходе революции в Германии был выдвинут вопрос о национальном объединении страны об устройстве единой Германии. Большая часть германской буржуазии поддерживала план создания Малой Германии т. Бисмарк приступил к объединению Германии железом и кровью.
74033. Основные тенденции политического и социально-экономического развития стран Запада на рубеже XIX-XX 42.5 KB
  Концентрация производства и капитала дошедшая до такой высокой ступени развития что она создала монополии играющие решающую роль в хозяйственной жизни; слияние банкового капитала с промышленным и создание на базе этого финансового капитала финансовой олигархии; вывоз капитала в отличие от вывоза товаров приобретает особо важное значение...
74034. Международные отношения в Европе во второй половине XIX – начале XX века. Первая Мировая война 42 KB
  Достаточно быстрыми темпами развивались остальные сферы национального хозяйства Германии наука образование и т. В то же время геополитическое положение Германии не соответствовало растущей мощи ее монополий амбициям государства. В частности колониальные владения Германии были весьма скромными в сравнении с другими индустриальными странами. усиливается экспансия Германии на Ближнем Востоке в связи с постройкой Багдадской железной дороги; в Китае в связи с аннексией порта Цзяочжоу 1897 и установлением ее протектората над Шаньдунским...