58559

Решение задач. Сказочный задачник по технологии ТРИЗ

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Очень важно выложить задачу четко по предложениям. Необходимо отметить почему данный текст является задачей в задаче есть условие вопрос Так как мы решаем сказочную задачу замечаем почему данная задача называется сказочной в условии говорится о сказочном предмете совершается волшебство.

Русский

2014-04-27

49.5 KB

4 чел.

                                                  ГОУ ЦО № 429

           

                                      «Урок математики во 2 классе на тему:  

                 «Решение задач. Сказочный задачник» по технологии ТРИЗ».

              конспект урока математики во 2  классе

                                    

 

             учитель начальных классов Центра  Образования № 429 «Соколиная гора»

г. Москвы      Баранова Мария Олеговна

    

 Цели урока: на этапе актуализации знаний – совершенствовать вычислительные навыки путем применения различных действий, игра «ручеек», пропедевтика  групповой работы – «шифровка», подготовить детей к работе в парах.

Вспомнить структурные части задачи, повторить усвоенные ранее навыки решения задач, развивать логическое мышление, математическую речь, внимание, память;

Воспитывать интерес к изучению математики, любознательность, аккуратность в работе.

Тип урока: закрепление.

Форма проведения: комбинированная.

Материалы для работы:

у учеников: листы белой бумаги, разрезанной на  карточки, фломастеры.

                                                        План урока.

  1.  Актуализация знаний.

На этапе актуализации знаний детям предлагаются задания на повторение и закрепление вычислительных навыков.

        Ручеек. 

Трем рядам предлагается решить примеры «ручейком», по очереди, «какой ряд быстрее другого справится».

     Шифровка. Решенные примеры двух рядов отдаются сильному ученику каждого ряда, все остальные встают около него и все вместе  разгадывают шифровку, 1 ряд – один столбик, 2 ряд – второй столбик, в итоге получаются слова «СКАЗОЧНЫЙ ЗАДАЧНИК», можно хором их сообщить, это и является темой урока.

    Параллельно этому  третий  ряд выкладывает на доске задачу ( здесь представлены элементы групповой работы).

2. Основной этап. Работа над темой урока.

Задача 1.  ( задачу на доске выложил третий ряд).

На доске выложена задача ( текст задачи напечатан на отдельных разрезанных карточках, включая карточку знака «?»).

ВОЛШЕБНАЯ ПАЛОЧКА ИСПОЛНЯЕТ ТОЛЬКО 13 ЖЕЛАНИЙ.

7 ЖЕЛАНИЙ ОНА УЖЕ ИСПОЛНИЛА.

СКОЛЬКО ЖЕЛАНИЙ ОСТАЛОСЬ ИСПОЛНИТЬ ВОЛШЕБНОЙ ПАЛОЧКЕ?

Очень важно выложить задачу четко, по предложениям. Предложения располагаются друг под другом.

а) Работа над задачей.

Работа над текстом данной задачи проходит поэтапно.

1 ряд читает первую строку;

2 ряд читает вторую строку;

3 ряд читает третью строку.

Необходимо отметить, почему  данный текст является задачей

( в задаче есть условие, вопрос),

Так как мы решаем «сказочную» задачу, замечаем, почему данная задача называется сказочной (в условии говорится о сказочном  предмете, совершается  волшебство).

Далее каждый ребенок фломастером или цветным карандашом на заранее приготовленных карточках записывает нужные ключевые слова, которые далее выкладываются на парте в виде краткой записи задачи. Здесь уместна работа в парах.

На отдельных листочках дети записывают числа, наименование:

   Всего

    

    Исполнила

  

   Осталось

  

13 ж.

  

7 ж.

 ?

    

         На доске выложено:

ВСЕГО – 13 Ж.

ИСПОЛНИЛА – 7 Ж.

ОСТАЛОСЬ - ?

Далее  необходимо включить игровой момент.

Детям можно сообщить, что Баба-Яга заколдовала задачу, запретила её решать, пока вопрос находится на последней строчке.

Перед детьми возникает проблема – перестроить задачу так, чтобы вопрос оказался на 1-ой строчке.

                                                         Задача 2.

К доске выходит один ученик, переставляет вопрос.

           Получается задача:

СКОЛЬКО ЖЕЛАНИЙ ОСТАЛОСЬ ИСПОЛНИТЬ ВОЛШЕБНОЙ ПАЛОЧКЕ, если ВОЛШЕБНАЯ ПАЛОЧКА ИСПОЛНЯЕТ ТОЛЬКО 13 ЖЕЛАНИЙ, а 7 ЖЕЛАНИЙ ОНА УЖЕ ИСПОЛНИЛА?

Один ребенок с места читает полученную задачу.

   Далее детям предлагается выложить краткое  условие к данной задаче при помощи карточек на парте.

   Здесь необходимо заметить, что условие не изменится, так как в кратком условии вопрос всегда должен стоять на последнем месте.

  1.  Физминутка

 Иван-Царевич, вот герой!

Смело он вступает в бой.

    Волшебным он взмахнул мечом

И Змей-Горыныч нипочём.

Сделал выпад раз и два –

    Отлетела голова.

    Ещё выпад – три, четыре

    Отлетели остальные.

    А царевич потянулся

    А потом назад прогнулся

    А потом вперёд пригнулся

    До земли он дотянулся

    Вправо быстро потянулся

Потом влево  оглянулся

И позвал к себе коня

    Время не теряя зря

    Коня быстро оседлал

И домой он поскакал.

        

                                                Задача 3.

         А теперь пробуем второй вариант. Детьми перестраивается  задача детьми так,    чтобы вопрос оказался на второй строчке.

ВОЛШЕБНАЯ ПАЛОЧКА ИСПОЛНЯЕТ ТОЛЬКО 13 ЖЕЛАНИЙ.

СКОЛЬКО ЖЕЛАНИЙ ОСТАЛОСЬ ИСПОЛНИТЬ ВОЛШЕБНОЙ ПАЛОЧКЕ, если  7 ЖЕЛАНИЙ ОНА УЖЕ ИСПОЛНИЛА?

Дети читают задачу, выкладывают краткое условие и на доске, и на парте при помощи карточек. Замечают, что и оно не изменится.

Далее  на парте выкладывается  решение, а на доске его можно записать.

13 – 7 = 5 (ж.)

Сообща, дети выясняют, что  данное решение подходит ко всем трем задачам.

                                  4. Своя задача.

        Детям предлагается по данному краткому условию, которое выложено на доске и на парте детей:

   Всего

    

    

  

   Осталось

составить свою сказочную задачу ( необходимо заметить, что вторая карточка пуста, так как дети сами вписывают туда своё ключевое слово.)

После составления задачи, дети пробуют её записать, переставить вопрос задачи и записать решение.

     Рефлексия.

На этапе рефлексии   подводится  общий итог по всем  трем задачам:

 «Все три задачи читаются по-разному, но краткое условие одно и решение одно».

Учитель акцентирует внимание детей на вопросах:

Что общего между задачами?

Чем отличаются?

Приложение. Игра «Ручеек».

15 – 8 =

16 + 5 =

30 + 40 =

19 + 3 =

98 + 2 =

51 + 9 =

90 – 8 =

2 х 4 =

10 : 2 =

18 + 4 =

90 – 20 =

6 + 19 =

100 – 30 =

71 – 11 =

92 – 10 =

50 + 8 =

14 + 7 =

5

7

8

21

22

25

58

60

70

82

100

й

с

ы

к

з

д

и

ч

а

н

о


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

31679. Поняття про спілкування 25.5 KB
  Спілкування явище глибоко соціальне. Соціальна природа спілкування виражається в тому що воно завжди відбувається в середовищі людей де субєкти спілкування завжди постають як носії соціального досвіду. Соціальний досвід спілкування виявляється у змісті інформації що є його предметом знання відомості способи діяльності у засобах мовна та немовна комунікація при спілкуванні у суспільно вироблених у процесі історичного розвитку різновидах спілкування.
31680. Різновиди і форми уваги 35.5 KB
  Усі різновиди уваги тісно взаємоповязані і за певних умов переходять один в одного. Мимовільна увага властива і людині і тваринам хоча її виникнення у людини якісно відрізняється від такої уваги у тварин. Фізіологічним підґрунтям мимовільної уваги є безумовнорефлекторна орієнтувальна діяльність.
31681. Поняття про відчуття 36.5 KB
  Отже у нас різні смаки оцінки відчуття. Відчуття це суб єктивне відображення окремих властивостей предметів і явищ навколишнього світу в корі головного мозку внаслідок їх безпоснрнднього впливу на наші органи чуття.хто не довіряє відчуттям той дурень і неминуче перетвориться на споглядача відчуття не одурюють одурюють судження .
31682. Поняття про сприймання 23.5 KB
  Таке цілісне їх відображення в мозку людини характеризує другу ланку єдиного процесу чуттєвого пізнання сприймання. Сприймання це психічний процес відображення в мозку людини предметів та явищ у цілому у сукупності всіх їх якостей та властивостей при безпосередній дії на органи чуття. У результаті сприймання виникають субєктивні образи сприйманих обєктів уявлення.
31683. Поняття про мислення. Соціальна природа мислення 36.5 KB
  Соціальна природа мислення Пізнавальна діяльність людини починається з відчуттів і сприй мань. Вичерпні знання про обєкти дійсності їх внутрішню безпосередньо не дану у відчуттях і сприйманнях сутність людина одержує за допомогою мислення вищої абстрактної форми пізнан ня обєктивної реальності. Опосередкованість мислення виявляється і в тому що всі його акти відбуваються за допомогою слова та попе реднього досвіду який зберігається в памяті людини.
31686. Процес створення образів уяви 26 KB
  поєднання якостей властивостей Найелементарнішою формою синтезування нових образів є аглютинація від лат. Прийомом створення нових образів є аналогія. Найскладнішим способом утворення образів уяви є створення типових образів.
31687. Поняття про пам’ять 22.5 KB
  Закріплення зберігання та наступне відтворення людиною її попереднього досвіду називається памяттю. Память є підґрунтям психічного життя людини. Завдяки памяті людина може здобувати необхідні для діяльності знання вміння та навички.