58559

Решение задач. Сказочный задачник по технологии ТРИЗ

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Очень важно выложить задачу четко по предложениям. Необходимо отметить почему данный текст является задачей в задаче есть условие вопрос Так как мы решаем сказочную задачу замечаем почему данная задача называется сказочной в условии говорится о сказочном предмете совершается волшебство.

Русский

2014-04-27

49.5 KB

4 чел.

                                                  ГОУ ЦО № 429

           

                                      «Урок математики во 2 классе на тему:  

                 «Решение задач. Сказочный задачник» по технологии ТРИЗ».

              конспект урока математики во 2  классе

                                    

 

             учитель начальных классов Центра  Образования № 429 «Соколиная гора»

г. Москвы      Баранова Мария Олеговна

    

 Цели урока: на этапе актуализации знаний – совершенствовать вычислительные навыки путем применения различных действий, игра «ручеек», пропедевтика  групповой работы – «шифровка», подготовить детей к работе в парах.

Вспомнить структурные части задачи, повторить усвоенные ранее навыки решения задач, развивать логическое мышление, математическую речь, внимание, память;

Воспитывать интерес к изучению математики, любознательность, аккуратность в работе.

Тип урока: закрепление.

Форма проведения: комбинированная.

Материалы для работы:

у учеников: листы белой бумаги, разрезанной на  карточки, фломастеры.

                                                        План урока.

  1.  Актуализация знаний.

На этапе актуализации знаний детям предлагаются задания на повторение и закрепление вычислительных навыков.

        Ручеек. 

Трем рядам предлагается решить примеры «ручейком», по очереди, «какой ряд быстрее другого справится».

     Шифровка. Решенные примеры двух рядов отдаются сильному ученику каждого ряда, все остальные встают около него и все вместе  разгадывают шифровку, 1 ряд – один столбик, 2 ряд – второй столбик, в итоге получаются слова «СКАЗОЧНЫЙ ЗАДАЧНИК», можно хором их сообщить, это и является темой урока.

    Параллельно этому  третий  ряд выкладывает на доске задачу ( здесь представлены элементы групповой работы).

2. Основной этап. Работа над темой урока.

Задача 1.  ( задачу на доске выложил третий ряд).

На доске выложена задача ( текст задачи напечатан на отдельных разрезанных карточках, включая карточку знака «?»).

ВОЛШЕБНАЯ ПАЛОЧКА ИСПОЛНЯЕТ ТОЛЬКО 13 ЖЕЛАНИЙ.

7 ЖЕЛАНИЙ ОНА УЖЕ ИСПОЛНИЛА.

СКОЛЬКО ЖЕЛАНИЙ ОСТАЛОСЬ ИСПОЛНИТЬ ВОЛШЕБНОЙ ПАЛОЧКЕ?

Очень важно выложить задачу четко, по предложениям. Предложения располагаются друг под другом.

а) Работа над задачей.

Работа над текстом данной задачи проходит поэтапно.

1 ряд читает первую строку;

2 ряд читает вторую строку;

3 ряд читает третью строку.

Необходимо отметить, почему  данный текст является задачей

( в задаче есть условие, вопрос),

Так как мы решаем «сказочную» задачу, замечаем, почему данная задача называется сказочной (в условии говорится о сказочном  предмете, совершается  волшебство).

Далее каждый ребенок фломастером или цветным карандашом на заранее приготовленных карточках записывает нужные ключевые слова, которые далее выкладываются на парте в виде краткой записи задачи. Здесь уместна работа в парах.

На отдельных листочках дети записывают числа, наименование:

   Всего

    

    Исполнила

  

   Осталось

  

13 ж.

  

7 ж.

 ?

    

         На доске выложено:

ВСЕГО – 13 Ж.

ИСПОЛНИЛА – 7 Ж.

ОСТАЛОСЬ - ?

Далее  необходимо включить игровой момент.

Детям можно сообщить, что Баба-Яга заколдовала задачу, запретила её решать, пока вопрос находится на последней строчке.

Перед детьми возникает проблема – перестроить задачу так, чтобы вопрос оказался на 1-ой строчке.

                                                         Задача 2.

К доске выходит один ученик, переставляет вопрос.

           Получается задача:

СКОЛЬКО ЖЕЛАНИЙ ОСТАЛОСЬ ИСПОЛНИТЬ ВОЛШЕБНОЙ ПАЛОЧКЕ, если ВОЛШЕБНАЯ ПАЛОЧКА ИСПОЛНЯЕТ ТОЛЬКО 13 ЖЕЛАНИЙ, а 7 ЖЕЛАНИЙ ОНА УЖЕ ИСПОЛНИЛА?

Один ребенок с места читает полученную задачу.

   Далее детям предлагается выложить краткое  условие к данной задаче при помощи карточек на парте.

   Здесь необходимо заметить, что условие не изменится, так как в кратком условии вопрос всегда должен стоять на последнем месте.

  1.  Физминутка

 Иван-Царевич, вот герой!

Смело он вступает в бой.

    Волшебным он взмахнул мечом

И Змей-Горыныч нипочём.

Сделал выпад раз и два –

    Отлетела голова.

    Ещё выпад – три, четыре

    Отлетели остальные.

    А царевич потянулся

    А потом назад прогнулся

    А потом вперёд пригнулся

    До земли он дотянулся

    Вправо быстро потянулся

Потом влево  оглянулся

И позвал к себе коня

    Время не теряя зря

    Коня быстро оседлал

И домой он поскакал.

        

                                                Задача 3.

         А теперь пробуем второй вариант. Детьми перестраивается  задача детьми так,    чтобы вопрос оказался на второй строчке.

ВОЛШЕБНАЯ ПАЛОЧКА ИСПОЛНЯЕТ ТОЛЬКО 13 ЖЕЛАНИЙ.

СКОЛЬКО ЖЕЛАНИЙ ОСТАЛОСЬ ИСПОЛНИТЬ ВОЛШЕБНОЙ ПАЛОЧКЕ, если  7 ЖЕЛАНИЙ ОНА УЖЕ ИСПОЛНИЛА?

Дети читают задачу, выкладывают краткое условие и на доске, и на парте при помощи карточек. Замечают, что и оно не изменится.

Далее  на парте выкладывается  решение, а на доске его можно записать.

13 – 7 = 5 (ж.)

Сообща, дети выясняют, что  данное решение подходит ко всем трем задачам.

                                  4. Своя задача.

        Детям предлагается по данному краткому условию, которое выложено на доске и на парте детей:

   Всего

    

    

  

   Осталось

составить свою сказочную задачу ( необходимо заметить, что вторая карточка пуста, так как дети сами вписывают туда своё ключевое слово.)

После составления задачи, дети пробуют её записать, переставить вопрос задачи и записать решение.

     Рефлексия.

На этапе рефлексии   подводится  общий итог по всем  трем задачам:

 «Все три задачи читаются по-разному, но краткое условие одно и решение одно».

Учитель акцентирует внимание детей на вопросах:

Что общего между задачами?

Чем отличаются?

Приложение. Игра «Ручеек».

15 – 8 =

16 + 5 =

30 + 40 =

19 + 3 =

98 + 2 =

51 + 9 =

90 – 8 =

2 х 4 =

10 : 2 =

18 + 4 =

90 – 20 =

6 + 19 =

100 – 30 =

71 – 11 =

92 – 10 =

50 + 8 =

14 + 7 =

5

7

8

21

22

25

58

60

70

82

100

й

с

ы

к

з

д

и

ч

а

н

о


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

39030. Базовые технологии доступа к БД в Borland C++ Builder 159 KB
  Указания к выполнению лабораторной работы Процессор баз данных Borlnd Dtbse Engine не единственный механизм организации доступа к данным в БДприложениях. Важным примером таких разработок является технология ODBC которая на сегодняшний день стала фактическим отраслевым стандартом работы с базами данных из клиентских приложений. Аббревиатура ODBC расшифровывается как Open DtBse Connectivity что можно перевести как открытая система связи с базами данных. В системе взаимодействия приложений с базами данных посредством ODBC принято...
39031. Базовые технологии доступа к БД в Borland C++ Builder. Лабораторная работа 125.5 KB
  Указания к выполнению лабораторной работы Ранее уже говорилось что наборы данных представляют собой группы записей переданных из базы данных в приложения для просмотра и редактирования. Каждый набор данных инкапсулирован в специальном компоненте доступа к данным. Основные свойства и методы базового класса наборов данных TDtSet уже были рассмотрены нами ранее.
39032. Современные технологии доступа к БД 117 KB
  Технология ODBC все еще признается в качестве отраслевого стандарта доступа к базам данных однако также не развивается поэтому разработчики программного обеспечения все чаще обращают свое внимание на современные и возможно более эффективные технологии. С конца 90ых годов и до настоящего времени фирма Microsoft пытается создать универсальную платформу доступа к разнородным хранилищам данных для семейства своих операционных систем Windows. Источниками данных в данном случае могут являться не только SQLсервера Баз Данных но и иные...
39033. Технологии разработки распределенных информационных систем 121.5 KB
  Получить представление о компонентной объектной модели COM. Развитием трехуровневой архитектуры является так называемая многоуровневая nуровневая организация вычислений Multitier computing когда информационная система состоит из большого количества удаленных друг от друга объектов серверов каждый из которых может предоставлять другим объектам клиентам разнообразные информационные услуги. В настоящее время наиболее популярны следующие технологии организации распределенных информационных систем: Технология COM и ее развитие...
39034. Разработка технического задания на разработку ИС 77.5 KB
  Техническое задание ТЗ это завершающий предпроектную стадию документ который содержит цели и обоснование проектирования а также определяет основные требования к ИС и исходные данные необходимые при разработке. В настоящее время при составлении технического задания обычно руководствуются требованиями следующих ГОСТов: 34.60289 Техническое задание на создание автоматизированной системы описывает состав и содержание ТЗ которые распространяются на автоматизированную информационную систему в целом в том числе: общесистемные...
39035. Базовые технологии доступа к БД в Borland C++ Builder и их принципы 156 KB
  Указания к выполнению лабораторной работы Современные информационные системы не могут существовать без Баз Данных. По этой причине современные средства разработки приложений должны обеспечивать программиста средствами которые бы: Обеспечивали универсальный механизм доступа к базам данных построенных с использованием различных СУБД; Обеспечивали приемлемый уровень эффективности; Позволяли быстро разрабатывать полнофункциональные приложения для работы с БД любого размера. В Borlnd C Builder предлагается большое количество компонентов...
39036. Использование Borland C++ Builder в качестве средства быстрой разработки приложений 46 KB
  Компоненты для изучения: BitBtn StringGrid вкладка dditionl DteTimePicker вкладка Win32. Компоненты для изучения: StringGrid вкладка dditionl PgeControl вкладка Win32 Timer вкладка System. Компоненты для изучения: ColorBox вкладка dditionl RichEdit вкладка Win32 Timer вкладка System. Компоненты для изучения: MskEdit вкладка dditionl PgeControl вкладка Win32 Timer вкладка System.
39037. Разработка многооконных приложений с использованием Borland C++ Builder 88.5 KB
  Для добавления новой формы в проект приложения необходимо вызвать команду File New Form главного меню или нажать соответствующую кнопку на панели инструментов. Для каждой формы приложения вызывается метод CreteForm создать форму объекта приложения ppliction. Главная форма автоматически отображается на экране при запуске приложения в то время как остальные формы которые иногда называют вторичными будут созданы но останутся невидимыми для пользователя до тех пор пока не будут явно...
39038. Количество информации. Мера Хартли и мера Шеннона 80.5 KB
  Рассмотрение предложенных способов измерения количества информации удобно начать с примера. Тем не менее только на основе априорной информации мы не можем точно сказать какое именно число очков выпало в результате конкретного подбрасывания. С поступлением новой информации о результате подбрасывания эта неопределенность может уменьшаться.