58562

Тема революции и любви в творчестве В. Маяковского

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цель: дать представление учащихся о любовной лирике Маяковского и о теме революции в творчестве поэта; познакомить их с фактами биографии Маяковского...

Русский

2014-04-27

3.98 MB

22 чел.

Урок-спектакль « Тема революции и любви в творчестве В. Маяковского»

Цель  :  дать представление учащихся  о любовной лирике Маяковского и о теме революции в творчестве поэта; познакомить их с фактами биографии Маяковского;

развивать творческое мышление, актерские способности;

заставить учащихся задуматься

Вводное слово учителя….Здравствуйте, ребята! Сегодня вы не просто ученики, сегодня вы и зрители, и герои  урока-спектакля под названием « Революция и любовь в творчестве В. Маяковского». Нами была проделана огромная работа: мы читали произведения , смотрели фильмы и ролики, слушали музыку, вживались в образ, придумывали художественное оформление, костюмы…и сейчас мы  должны увидеть плод нашего труда….мы должны понять и прочувствовать лирику Маяковского…порой такую непонятную и трудную…заглянуть в его душу, пережить вместе с ним значимые события его жизни……………

Итак, мы начинаем …урок-спектакль в 2 действия…, без антракта.

Действие  1. Революция .        ( Рабочая марсельеза )

Выходит конферансье, берет колокольчик, звонит….успокаивает аудиторию…

-Сегодня перед вами предстанет оригинальный мастер художественного слова, поэт-горлан, поэт-трибун, по его собственным выражениям, классик советской  литературы…. для вас читает свои стихи поэт-футурист…. Владимир Маяковский!!!!!!

                           ( музыка)Высоцкий? «Я не люблю….. «

- Из зала выходит Поэт …

 А вы могли бы?

Я сразу смазал карту будня,

  плеснувши краску из стакана;

  я показал на блюде студня

  косые скулы океана.

  На чешуе жестяной рыбы

  прочел я зовы новых губ.

  А вы

  ноктюрн сыграть

  могли бы

на флейте водосточных труб?

                                  БУРНЫЕ АПЛОДИСМЕНТЫ

Диалог

- Маяковский, почему вы в желтой кофте?(

-Чтобы отличаться от вас! Я поэт –футурист!  Я –поэт будущего! И этим всем сказано! Раз поэт-то гражданин своей страны. Я жил тревогами века. Я перенес его потрясения. Протестовал против сытости, тупости, подхалимства, лести, лжи…

- Как вы отнеслись к революции?(

- «Принимать или не принимать»- вопроса не было….Моя революция…..я восхищался подвигом Ленина, энтузиазмом коммунистов-большевиков. Считал, что « партия и Ленин-близнецы-братья»…..

Ода революции

Тебе,

  освистанная,

  осмеянная батареями,

  тебе,

  изъязвленная злословием штыков,

  восторженно возношу

  над руганью реемой

  оды торжественное

  "О"!

10 О, звериная!

  О, детская!

  О, копеечная!

  О, великая!

  Каким названьем тебя еще звали?

  Как обернешься еще, двуликая?

  Стройной постройкой,

  грудой развалин?

  Машинисту,

  пылью угля овеянному,

20 шахтеру, пробивающему толщи руд,

  кадишь,

  кадишь благоговейно,

  славишь человечий труд.

  А завтра

  Блаженный

  стропила соборовы

  тщетно возносит, пощаду моля,-

  твоих шестидюймовок тупорылые боровы

  взрывают тысячелетия Кремля.

30 "Слава".

  Хрипит в предсмертном рейсе.

  Визг сирен придушенно тонок.

  Ты шлешь моряков

  на тонущий крейсер,

  туда,

  где забытый

  мяукал котенок.

  А после!

  Пьяной толпой орала.

40 Ус залихватский закручен в форсе.

  Прикладами гонишь седых адмиралов

  вниз головой

  с моста в Гельсингфорсе.

  Вчерашние раны лижет и лижет,

  и снова вижу вскрытые вены я.

  Тебе обывательское

  - о, будь ты проклята трижды!-

  и мое,

  поэтово

- о, четырежды славься, благословенная! –

УЧЕНИКИ ОТСТУКИВАЮТ МАРШ

  

Под марш появляются матросы, скандируя

-РАЗ,ДВА,ЛЕВОЙ!

-1. Ешь ананасы

                            Рябчиков жуй,

                                                  день твой последний приходит, буржуй!

                                                                                                     

2. ЛЕВЫЙ МАРШ

2Разворачивайтесь в марше!
Словесной не место кляузе.
Тише, ораторы!
Ваше
слово,
товарищ маузер.
Довольно жить законом,
данным Адамом и Евой.
Клячу истории загоним.
Левой!
Левой!
Левой!

3Эй, синеблузые!
Рейте!
За океаны!
Или
у броненосцев на рейде
ступлены острые кили?!
Пусть,
оскалясь короной,
вздымает британский лев вой.
Коммуне не быть покоренной.
Левой!
Левой!
Левой!

4Там
за горами горя
солнечный край непочатый.
За голод
за мора море
шаг миллионный печатай!
Пусть бандой окружат нанятой,
стальной изливаются леевой,-
России не быть под Антантой.
Левой!
Левой!
Левой!

5Глаз ли померкнет орлий?
В старое станем ли пялиться?
Крепи
у мира на горле
пролетариата пальцы!
Грудью вперед бравой!
Флагами небо оклеивай!
Кто там шагает правой?
Левой!
Левой!
Левой!

Я. 17 декабря 1918 года стихотворение было прочитано в Матросском Театре Петрограда, приобрело огромную популярность: под его ритм училась походному маршу отправлявшаяся на гражданскую войну молодёжь, его читали хором колонны демонстрантов.

Призывные интонации, маршевые ритмы- весь строй стиха утверждает необходимость диктуемой революцией железной дисциплины.  Пришло новое время, а с ним –новое искусство!( музыка) ИНТЕРНАЦИОНАЛ

            

                                                                   Звучат призывы:

Искусство должно стать массовым, объединить людей на началах новых революционных идей: «Улицы – наши кисти./ Площади – наши палитры».

Искусство – главная идеологическая сила. Творчество, услаждающее слух, неактуально: «Все совдепы не сдвинут армий,/ Если марш не дадут музыканты», «Бросьте!/ Забудьте, плюньте/ и на рифмы,/ и на арии,/ и на розовый куст,/ и на прочие мелехлюндии/ из арсеналов искусств».

Искусство должно способствовать строительству нового общества: «Товарищи,/ дайте новое искусство -/ такое,/ чтобы выволочь республику из грязи».

Я. Маяковского часто обвиняли в том, что его творчество –это не поэзия, а а пропаганда классовых идей, несущая смерть и хаос, призыв к насилию и разрушению всего, что « не с нами»,  уничтожению тех, кто шагает не левой, а правой.

На одном из своих публичных выступлений в 1920 году на вопрос: «Почему в поэзии вы отказываетесь от всяких оттенков и всему предпочитаете грубость?» последовал ответ Маяковского: «Не время. Я к старости и сам буду писать, как Фет. Если хотите, я сейчас могу прочесть вам наизусть о ветре и ласточках». Маяковской отдавал себе отчёт в том, что время требует от поэта жертв: ясное, чёткое, бескомпромиссное выражение гражданской позиции.

Музыка( Время, вперед)

1Граждане!
Сегодня рушится тысячелетнее “Прежде”.
 
Сегодня пересматривается миров основа.
Сегодня
до последней пуговицы в одежде
 
жизнь переделаем снова.
Граждане!
Это первый день рабочего потопа.
 
Идем
запутавшемуся миру на выручку!

2Я с небес поэзии
бросаюсь в коммунизм,
 
потому что нет мне
без него
любви.

Делами, 
кровью,
 
строкою вот этою,
 
нигде
 
не бывшею в найме, -
 
я славлю
 
взвитое красной ракетою
Октябрьское,
 
руганное
и пропетое
 
пробитое пулями знамя!


планов наших
люблю громадье,
 
размаха
шаги саженьи.
 
Я радуюсь
маршу,
которым идем
 
в работу
и в сраженье.
- Я вижу -
где сор сегодня гниет,
 
где только земля простая –
 
на сажень вижу,
 
из-под нее
 
коммуны
дома
прорастают.
“Хорошо!”
- Посреди
винтовок
и орудий голосища
 
Москва –
островком
и мы на островке.
 
Мы - голодные,
мы - нищие,
 
С Лениным в башке
и с наганом в руке.

5Я буду писать
и про то и про это,
 
Но нынче не время
любовных ляс.
 
Я всю свою звонкую
 
силу поэта
 
тебе отдаю,
атакующий класс.

                                      МУЗЫКА

Я.  В период Гражданской войны Маяковский работает в Окнах РОСТА: рисует революционные плакаты, сочиняет лозунги на злобу дня.» Окна РОСТА»-самобытный вид агитационно-массового искусства, возникший в период Гражданской войны и военной интервенции 1918-1920. Острые, доходчивые сатирические плакаты с краткими, легко запоминающимися стихотворными текстами разоблачали врагов молодой Советской республики, освещали злободневные события, иллюстрировали телеграммы. Плакаты, за исключением первых, нарисованных от руки, выполнялись и размножались с помощью трафарета  до 150 и более экземпляров, затем выставлялись в витринах в  Москве и др. городах. В 1920-е годы отдает свою лиру на службу рабоче-крестьянскому государству. Поэзия все более приобретает публицистический пафос и отвечает запросам социальной современности.

Нас
дело
должно
пронизать насквозь,
скуленье на мелочность
высмей.
Сейчас
коммуне
ценен гвоздь,
как тезисы о коммунизме.

Я. В 1920-е годы появляются также большие лиро-эпические полотна "150 000 000", "Владимир Ильич Ленин", "Хорошо!", "Во весь голос", пьесы, киносценарии, рекламные лозунги, проза. Революционный пафос не оставляет его творчество и в конце 1920-х годов: Маяковский безжалостно клеймит бюрократию, волокиту, совчванство, мещанский быт и мечтает об окончательной победе коммунизма в России и во всем мире.

Дней бык пег.
Медленна лет арба.
 
Наш бог бег.
Сердце наш барабан.

С пропагандой нового искусства Маяковский ездит по странам  и городам.. Новочеркасск, Харьков, Париж, Ростов, Берлин, Казань и т.д., и т.д. За 4 года он  выступил с лекциями и стихами в 52 городах Советского Союза. Личное общение с читательской аудиторией считал работой радостной и изнурительной. Кстати, в нашем городе он тоже побывал….В его честь названы сквер и улица….

 26 марта 1927 года в Витебске в городском театре Маяковский выступал с докладом «Лицо левой литературы», читал стихи, отвечал на записки горожан. В этот день им были написаны стихи «Витебские мысли», которые позже печатались под названием «Пиво и социализм» (поэта возмутил факт, что в Витебске действовал пивзавод, названный именем Бебеля, вождя немецких рабочих, руководителя германской социал-демократии). 

Маяковскому было 26 лет, когда он был признан « лучшим поэтом Советского Союза».

                                                  ФАНФАРЫ

Я.Возможно, Маяковский выдавал желаемое за действительное, превознося революцию и поднимая ее слишком высоко, незаслуженно высоко. Но этим поэт и вошел в историю: своей увлеченностью, силой воли, магнетизмом, будоражащей энергией стихов…..

Но Маяковский не только поэт «атакующего класса», он еще и  тонкий лирик,умевший радоваться и страдать, мечтать и любить….ДЕЙСТВИЕ 2. Любовь.

                                               МУЗЫКА

             Любовь – это самая сложная, таинственная и парадоксальная реальность, с которой сталкивается человек. И не потому, как обычно считается, что от любви до ненависти всего один шаг, а потому, что «ни просчитать, ни вычислить» любовь нельзя! В любви невозможно быть мелочным и бездарным – здесь требуются щедрость и талантливость, зоркость сердца, широта души, добрый, тонкий ум и многое-многое другое, чем в изобилии наделила нас природа, и что неразумно мы растрачиваем и притупляем в нашей суетной жизни..                  

Я.Владимир Маяковский жил, писал, выступал, любил….Любил…..Были в его жизни женщины, сумевшие зажечь в нем «пожар сердца».Когда ему было 20 лет, он впервые влюбился. Это произошло в Одессе, во время турне футуристов по России…..

                              Музыка «Мария»

Позвольте представиться-я Мария Денисова……

Марию Александровну Денисову Маяковский встретил впервые в январе 1914 г. в Одессе, где вместе со своими друзьями-футуристами Давидом Бурлюком и Василием Каменским выступал с чтением стихов в Русском театре. Каменский обратил его внимание на «совершенно необыкновенную девушку: высокую, стройную, с замечательными сияющими глазами… настоящую красавицу». Маяковский увлекся ею мгновенно, и это чувство всего его преобразило: к концу дня он предстал перед друзьями «возбужденный, чему-то улыбающийся, рассеянный необычно, совсем на себя не похожий». Он был настойчив, страдал, не желая примириться ни с какими условностями. Мария же, бросившая гимназию и учившаяся на курсах живописи и скульптуры, независимая по характеру, не ответила Маяковскому взаимностью, хотя он ей и нравился.

Маяковский потерпел неудачу в любви, но зато появилась позма об этом прекрасном чувстве» Облако в штанах».

Вы думаете, это бредит малярия?

Это было,
было в Одессе.

«Приду в четыре»,— сказала Мария.
Восемь.
Девять.
Десять.

Вот и вечер
в ночную жуть
ушел от окон,
хмурый,
декабрый.

В дряхлую спину хохочут и ржут
канделябры.

Меня сейчас узнать не могли бы:
жилистая громадина
стонет,
корчится.
Что может хотеться этакой глыбе?
А глыбе многое хочется!

Ведь для себя не важно
и то, что бронзовый,
и то, что сердце — холодной железкою.
Ночью хочется звон свой
спрятать в мягкое,
в женское.

И вот,
громадный,
горблюсь в окне,
плавлю лбом стекло окошечное.
Будет любовь или нет?
Какая —
большая или крошечная?
Откуда большая у тела такого:
должно быть, маленький,
смирный любёночек.
Она шарахается автомобильных гудков.
Любит звоночки коночек.

Я. поэму « Облако в штанах» помогли издать Маяковскому супруги Брик-Осип и Лиля. На поэме, которая родилась благодаря одной любви, пусть и драматической, появилось имя( посвящение: « Тебе, Лиля») персонажа другой любовной драмы, гораздо более длительно. Напряженной и испепеляющей….Лиля Брик….прошу любить и жаловать!

                             Выходит Лиля Брик

С Маяковским мы познакомились в 1915 году. “Июль 1915 года. Радостнейшая дата. Знакомлюсь с Л.Ю. и О.М. Бриками”, - записал Маяковский много лет позже в автобиографии. Наш дом скоро стал и его домом, наша семья - его семьей. Маяковский сразу влюбился в меня.

Маяковский ухаживал за мной бурно, безоглядно. Ему нравилось и то, что перед ним была дама, женщина другого круга - элегантная, умная, воспитанная, до конца непознаваемая, с прекрасными манерами, интересными знакомыми и лишенная всяких предрассудков. Мы встречались каждый день и стали неразлучны, но его чувства доминировали. Я же была спокойнее и умела держать его на расстоянии, от которого он сходил с ума. Я любила его, но не без памяти.

Втроем мы жили во всех квартирах в Москве, на даче в Пушкине. Одно время снимали домик в Сокольниках и жили там зимой, ибо в Москве была теснотища. В те годы обручальные кольца для меня являлись признаком буржуазности. Поэтому мы обменялись перстнями-печатками. На моём перстне он выгравировал инициалы Л Ю Б. По кругу они читались, как ЛЮБЛЮ - ЛЮБЛЮ. Эти три буквы поэт будет ставить как посвящения, художники - вписывать в орнаменты на его книгах.

Любовь наша была не простой, она не раз достигала кризисных рубежей. В годы, когда революция ломала и пересматривала все на свете, казалось, что и человеческие отношения должны найти новую форму, новые взаимосвязи. Осенью 1922 г. отношения наши выдержали кризис: мы приняли решение прожить два месяца врозь. 28 февраля в три часа дня истек для Маяковского “срок заключения”. В восемь часов вечера мы встретились на вокзале, чтобы поехать на несколько дней вместе в Петроград. Войдя в купе, Маяковский прочитал мне только что законченную поэму “Про это” и заплакал …

Маяковский виделся с нами в последний раз 18 февраля 1930 г., когда мы уезжали за границу. Последнюю открытку Маяковскому мы отправили из Амстердама 14 апреля, в день его самоубийства...

Любовь наша была очень непростой. Многое в наших отношениях остается непонятным

Все свои произведения М. посвящал мне.( кроме поэмы « Владимир Ильич Ленин».

                                «СПЛИН» « ЛИЛИЧКЕ!»

Я. В 1928 г. в париже М. знакомится с Татьяной Александровной Яковлевой. Это событие затмило все остальные. С первого дня знакомства возник «новый пожар сердца».О том, что они внешне составляют красивую пару, говорили многие. Люди оборачивались им вслед….

                                              МУЗЫКА   «Сансара»

  1.                      Конец
  2.  Грядущие люди!
  3.  Кто вы?
  4.  Вот - я,
  5.  весь
  6.  боль и ушиб.
  7.  Вам завещаю я сад фруктовый
  8.  моей великой души.

  1.  

Я хочу быть понят моей страной, 
     а не буду понят — что ж, 
    по родной стране пройду стороной, 
    как проходит косой дождь

Послушайте!
Ведь, если звезды
зажигают -
значит - это кому-нибудь нужно?
Значит - это необходимо,
чтобы каждый вечер
над крышами
загоралась хоть одна звезда?!

Я знаю - город будет,
я знаю - саду цвесть,
когда такие люди
в стране в советской есть!


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

69593. ВИЗНАЧЕННЯ КОЕФІЦІЄНТА ТЕМПЕРАТУРОПРОВІДНОСТІ СИПУЧИХ ТІЛ МЕТОДОМ РЕГУЛЯРНОГО РЕЖИМУ 771.5 KB
  Метою роботи є поглиблення знань з теорії нестаціонарної теплопровідності; вивчення методики дослідного визначення коефіцієнта температуропровідності, набуття навичок у проведенні експерименту та оцінка похибок дослідження.
69594. ТЕПЛОВІДДАЧА ГОРИЗОНТАЛЬНОЇ ТРУБКИ ЗА УМОВ ПРИРОДНОЇ КОНВЕКЦІЇ (ВІЛЬНИЙ РУХ ПОВІТРЯ) 1.33 MB
  Метою лабораторної роботи є поглиблення знань з теорїї тепловіддачі за умов природної конвекції вільний рух рідини дослідне визначення коефіцієнта тепловіддачі ознайомлення із методикою експериментального дослідження природної конвекції та отримання навичок у проведенні експерименту...
69595. УСТРОЙСТВО И НАСТРОЙКА СВАРОЧНОГО ТРАКТОРА ТС-17 НА ЗАДАННЫЙ РЕЖИМ РАБОТЫ 48.5 KB
  Назначение универсального сварочного трактора типа ТС17 МУ Сварочный трактор ТС17 МУ переносной автомат универсального типа предназначенный для сварки под слоем флюса соединенных встык с разделкой и без разделки кромок угловых швов вертикальным и наклонным электродом и нахлесточных швов.
69596. УСТРОЙСТВО И НАСТРОЙКА МАШИН ТИПА МГ-1215 ДЛЯ ТОЧЕЧНОЙ КОНТАКТНОЙ СВАРКИ НА ЗАДАННЫЙ РЕЖИМ РАБОТЫ 1.46 MB
  Контактная точечная машина машина для точечной сварки предназначенная для закрепления нагрева и сжатия деталей. Размеры ядра можно регулировать изменением тока сварки времени сварки и усилием сжатия деталей.
69597. ЭЛЕМЕНТЫ И ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ПАРАМЕТРЫ ТОКАРНЫХ РЕЗЦОВ 1.71 MB
  Оборудование инструменты и материалы: Резцы токарные проходные прямые отогнутые и упорные; угломер настольный с подкладками; макеты резцов с разъемом по главной секущей плоскости; плакаты части и элементы токарного резца координатные плоскости для определения углов резца углы резца.
69598. ИЗУЧЕНИЕ ХАРАКТЕРИСТИК ШЛИФОВАЛЬНЫХ КРУТОВ И3 ЭЛЕКТРОКОРУНДА И КАРБОРУНДА 2.64 MB
  Оборудование инструменты и материалы: наборы шлифовальных кругов; различные типы шлифовальных станков настроенных на соответствующую показательную обработку; плакаты характеристики шлифовальных кругов гидрокинематические схемы кругло плоско внутри и бесцентровошлифовального станков.
69599. ТЕХНОЛОГИЯ ОБРАБОТКИ ПОВЕРХНОСТЕЙ ВРАЩЕНИЯ ДЕТАЛЕЙ НА МЕТАЛЛОРЕЖУЩИХ СТАНКАХ 3.41 MB
  Изучение станков, инструментов и приспособлений для обработки поверхностей вращения на деталях, умение назначить тип станка, инструмент и последовательность обработки поверхности вращения детали. Оборудование, инструменты и материалы Токарно-винторезный станок и инструменты к нему.
69600. ТЕХНОЛОГИЯ ОБРАБОТКИ ПЛОСКИХ ПОВЕРХНОСТЕЙ ДЕТАЛЕЙ НА МЕТАЛОРЕЖУЩИХ СТАНКАХ 2.65 MB
  Изучение станков, инструментов и приспособлений для обработки плоских поверхностей на деталях, умение выбирать тип станка, инструмент и последовательность обработки плоской поверхности детали. Оборудование, инструменты и материалы Вертикально-, горизонтально-фрезерный к поперечно-строгальный.
69601. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТВЕРДОСТИ МАТЕРИАЛОВ 580 KB
  Цель работы. Связь твердости со структурой и прочностными свойствами. Измерение твердости позволяет проверить правильность приведенной термической обработки определяет возможность износа детали возможность механической обработки.