58562

Тема революции и любви в творчестве В. Маяковского

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цель: дать представление учащихся о любовной лирике Маяковского и о теме революции в творчестве поэта; познакомить их с фактами биографии Маяковского...

Русский

2014-04-27

3.98 MB

22 чел.

Урок-спектакль « Тема революции и любви в творчестве В. Маяковского»

Цель  :  дать представление учащихся  о любовной лирике Маяковского и о теме революции в творчестве поэта; познакомить их с фактами биографии Маяковского;

развивать творческое мышление, актерские способности;

заставить учащихся задуматься

Вводное слово учителя….Здравствуйте, ребята! Сегодня вы не просто ученики, сегодня вы и зрители, и герои  урока-спектакля под названием « Революция и любовь в творчестве В. Маяковского». Нами была проделана огромная работа: мы читали произведения , смотрели фильмы и ролики, слушали музыку, вживались в образ, придумывали художественное оформление, костюмы…и сейчас мы  должны увидеть плод нашего труда….мы должны понять и прочувствовать лирику Маяковского…порой такую непонятную и трудную…заглянуть в его душу, пережить вместе с ним значимые события его жизни……………

Итак, мы начинаем …урок-спектакль в 2 действия…, без антракта.

Действие  1. Революция .        ( Рабочая марсельеза )

Выходит конферансье, берет колокольчик, звонит….успокаивает аудиторию…

-Сегодня перед вами предстанет оригинальный мастер художественного слова, поэт-горлан, поэт-трибун, по его собственным выражениям, классик советской  литературы…. для вас читает свои стихи поэт-футурист…. Владимир Маяковский!!!!!!

                           ( музыка)Высоцкий? «Я не люблю….. «

- Из зала выходит Поэт …

 А вы могли бы?

Я сразу смазал карту будня,

  плеснувши краску из стакана;

  я показал на блюде студня

  косые скулы океана.

  На чешуе жестяной рыбы

  прочел я зовы новых губ.

  А вы

  ноктюрн сыграть

  могли бы

на флейте водосточных труб?

                                  БУРНЫЕ АПЛОДИСМЕНТЫ

Диалог

- Маяковский, почему вы в желтой кофте?(

-Чтобы отличаться от вас! Я поэт –футурист!  Я –поэт будущего! И этим всем сказано! Раз поэт-то гражданин своей страны. Я жил тревогами века. Я перенес его потрясения. Протестовал против сытости, тупости, подхалимства, лести, лжи…

- Как вы отнеслись к революции?(

- «Принимать или не принимать»- вопроса не было….Моя революция…..я восхищался подвигом Ленина, энтузиазмом коммунистов-большевиков. Считал, что « партия и Ленин-близнецы-братья»…..

Ода революции

Тебе,

  освистанная,

  осмеянная батареями,

  тебе,

  изъязвленная злословием штыков,

  восторженно возношу

  над руганью реемой

  оды торжественное

  "О"!

10 О, звериная!

  О, детская!

  О, копеечная!

  О, великая!

  Каким названьем тебя еще звали?

  Как обернешься еще, двуликая?

  Стройной постройкой,

  грудой развалин?

  Машинисту,

  пылью угля овеянному,

20 шахтеру, пробивающему толщи руд,

  кадишь,

  кадишь благоговейно,

  славишь человечий труд.

  А завтра

  Блаженный

  стропила соборовы

  тщетно возносит, пощаду моля,-

  твоих шестидюймовок тупорылые боровы

  взрывают тысячелетия Кремля.

30 "Слава".

  Хрипит в предсмертном рейсе.

  Визг сирен придушенно тонок.

  Ты шлешь моряков

  на тонущий крейсер,

  туда,

  где забытый

  мяукал котенок.

  А после!

  Пьяной толпой орала.

40 Ус залихватский закручен в форсе.

  Прикладами гонишь седых адмиралов

  вниз головой

  с моста в Гельсингфорсе.

  Вчерашние раны лижет и лижет,

  и снова вижу вскрытые вены я.

  Тебе обывательское

  - о, будь ты проклята трижды!-

  и мое,

  поэтово

- о, четырежды славься, благословенная! –

УЧЕНИКИ ОТСТУКИВАЮТ МАРШ

  

Под марш появляются матросы, скандируя

-РАЗ,ДВА,ЛЕВОЙ!

-1. Ешь ананасы

                            Рябчиков жуй,

                                                  день твой последний приходит, буржуй!

                                                                                                     

2. ЛЕВЫЙ МАРШ

2Разворачивайтесь в марше!
Словесной не место кляузе.
Тише, ораторы!
Ваше
слово,
товарищ маузер.
Довольно жить законом,
данным Адамом и Евой.
Клячу истории загоним.
Левой!
Левой!
Левой!

3Эй, синеблузые!
Рейте!
За океаны!
Или
у броненосцев на рейде
ступлены острые кили?!
Пусть,
оскалясь короной,
вздымает британский лев вой.
Коммуне не быть покоренной.
Левой!
Левой!
Левой!

4Там
за горами горя
солнечный край непочатый.
За голод
за мора море
шаг миллионный печатай!
Пусть бандой окружат нанятой,
стальной изливаются леевой,-
России не быть под Антантой.
Левой!
Левой!
Левой!

5Глаз ли померкнет орлий?
В старое станем ли пялиться?
Крепи
у мира на горле
пролетариата пальцы!
Грудью вперед бравой!
Флагами небо оклеивай!
Кто там шагает правой?
Левой!
Левой!
Левой!

Я. 17 декабря 1918 года стихотворение было прочитано в Матросском Театре Петрограда, приобрело огромную популярность: под его ритм училась походному маршу отправлявшаяся на гражданскую войну молодёжь, его читали хором колонны демонстрантов.

Призывные интонации, маршевые ритмы- весь строй стиха утверждает необходимость диктуемой революцией железной дисциплины.  Пришло новое время, а с ним –новое искусство!( музыка) ИНТЕРНАЦИОНАЛ

            

                                                                   Звучат призывы:

Искусство должно стать массовым, объединить людей на началах новых революционных идей: «Улицы – наши кисти./ Площади – наши палитры».

Искусство – главная идеологическая сила. Творчество, услаждающее слух, неактуально: «Все совдепы не сдвинут армий,/ Если марш не дадут музыканты», «Бросьте!/ Забудьте, плюньте/ и на рифмы,/ и на арии,/ и на розовый куст,/ и на прочие мелехлюндии/ из арсеналов искусств».

Искусство должно способствовать строительству нового общества: «Товарищи,/ дайте новое искусство -/ такое,/ чтобы выволочь республику из грязи».

Я. Маяковского часто обвиняли в том, что его творчество –это не поэзия, а а пропаганда классовых идей, несущая смерть и хаос, призыв к насилию и разрушению всего, что « не с нами»,  уничтожению тех, кто шагает не левой, а правой.

На одном из своих публичных выступлений в 1920 году на вопрос: «Почему в поэзии вы отказываетесь от всяких оттенков и всему предпочитаете грубость?» последовал ответ Маяковского: «Не время. Я к старости и сам буду писать, как Фет. Если хотите, я сейчас могу прочесть вам наизусть о ветре и ласточках». Маяковской отдавал себе отчёт в том, что время требует от поэта жертв: ясное, чёткое, бескомпромиссное выражение гражданской позиции.

Музыка( Время, вперед)

1Граждане!
Сегодня рушится тысячелетнее “Прежде”.
 
Сегодня пересматривается миров основа.
Сегодня
до последней пуговицы в одежде
 
жизнь переделаем снова.
Граждане!
Это первый день рабочего потопа.
 
Идем
запутавшемуся миру на выручку!

2Я с небес поэзии
бросаюсь в коммунизм,
 
потому что нет мне
без него
любви.

Делами, 
кровью,
 
строкою вот этою,
 
нигде
 
не бывшею в найме, -
 
я славлю
 
взвитое красной ракетою
Октябрьское,
 
руганное
и пропетое
 
пробитое пулями знамя!


планов наших
люблю громадье,
 
размаха
шаги саженьи.
 
Я радуюсь
маршу,
которым идем
 
в работу
и в сраженье.
- Я вижу -
где сор сегодня гниет,
 
где только земля простая –
 
на сажень вижу,
 
из-под нее
 
коммуны
дома
прорастают.
“Хорошо!”
- Посреди
винтовок
и орудий голосища
 
Москва –
островком
и мы на островке.
 
Мы - голодные,
мы - нищие,
 
С Лениным в башке
и с наганом в руке.

5Я буду писать
и про то и про это,
 
Но нынче не время
любовных ляс.
 
Я всю свою звонкую
 
силу поэта
 
тебе отдаю,
атакующий класс.

                                      МУЗЫКА

Я.  В период Гражданской войны Маяковский работает в Окнах РОСТА: рисует революционные плакаты, сочиняет лозунги на злобу дня.» Окна РОСТА»-самобытный вид агитационно-массового искусства, возникший в период Гражданской войны и военной интервенции 1918-1920. Острые, доходчивые сатирические плакаты с краткими, легко запоминающимися стихотворными текстами разоблачали врагов молодой Советской республики, освещали злободневные события, иллюстрировали телеграммы. Плакаты, за исключением первых, нарисованных от руки, выполнялись и размножались с помощью трафарета  до 150 и более экземпляров, затем выставлялись в витринах в  Москве и др. городах. В 1920-е годы отдает свою лиру на службу рабоче-крестьянскому государству. Поэзия все более приобретает публицистический пафос и отвечает запросам социальной современности.

Нас
дело
должно
пронизать насквозь,
скуленье на мелочность
высмей.
Сейчас
коммуне
ценен гвоздь,
как тезисы о коммунизме.

Я. В 1920-е годы появляются также большие лиро-эпические полотна "150 000 000", "Владимир Ильич Ленин", "Хорошо!", "Во весь голос", пьесы, киносценарии, рекламные лозунги, проза. Революционный пафос не оставляет его творчество и в конце 1920-х годов: Маяковский безжалостно клеймит бюрократию, волокиту, совчванство, мещанский быт и мечтает об окончательной победе коммунизма в России и во всем мире.

Дней бык пег.
Медленна лет арба.
 
Наш бог бег.
Сердце наш барабан.

С пропагандой нового искусства Маяковский ездит по странам  и городам.. Новочеркасск, Харьков, Париж, Ростов, Берлин, Казань и т.д., и т.д. За 4 года он  выступил с лекциями и стихами в 52 городах Советского Союза. Личное общение с читательской аудиторией считал работой радостной и изнурительной. Кстати, в нашем городе он тоже побывал….В его честь названы сквер и улица….

 26 марта 1927 года в Витебске в городском театре Маяковский выступал с докладом «Лицо левой литературы», читал стихи, отвечал на записки горожан. В этот день им были написаны стихи «Витебские мысли», которые позже печатались под названием «Пиво и социализм» (поэта возмутил факт, что в Витебске действовал пивзавод, названный именем Бебеля, вождя немецких рабочих, руководителя германской социал-демократии). 

Маяковскому было 26 лет, когда он был признан « лучшим поэтом Советского Союза».

                                                  ФАНФАРЫ

Я.Возможно, Маяковский выдавал желаемое за действительное, превознося революцию и поднимая ее слишком высоко, незаслуженно высоко. Но этим поэт и вошел в историю: своей увлеченностью, силой воли, магнетизмом, будоражащей энергией стихов…..

Но Маяковский не только поэт «атакующего класса», он еще и  тонкий лирик,умевший радоваться и страдать, мечтать и любить….ДЕЙСТВИЕ 2. Любовь.

                                               МУЗЫКА

             Любовь – это самая сложная, таинственная и парадоксальная реальность, с которой сталкивается человек. И не потому, как обычно считается, что от любви до ненависти всего один шаг, а потому, что «ни просчитать, ни вычислить» любовь нельзя! В любви невозможно быть мелочным и бездарным – здесь требуются щедрость и талантливость, зоркость сердца, широта души, добрый, тонкий ум и многое-многое другое, чем в изобилии наделила нас природа, и что неразумно мы растрачиваем и притупляем в нашей суетной жизни..                  

Я.Владимир Маяковский жил, писал, выступал, любил….Любил…..Были в его жизни женщины, сумевшие зажечь в нем «пожар сердца».Когда ему было 20 лет, он впервые влюбился. Это произошло в Одессе, во время турне футуристов по России…..

                              Музыка «Мария»

Позвольте представиться-я Мария Денисова……

Марию Александровну Денисову Маяковский встретил впервые в январе 1914 г. в Одессе, где вместе со своими друзьями-футуристами Давидом Бурлюком и Василием Каменским выступал с чтением стихов в Русском театре. Каменский обратил его внимание на «совершенно необыкновенную девушку: высокую, стройную, с замечательными сияющими глазами… настоящую красавицу». Маяковский увлекся ею мгновенно, и это чувство всего его преобразило: к концу дня он предстал перед друзьями «возбужденный, чему-то улыбающийся, рассеянный необычно, совсем на себя не похожий». Он был настойчив, страдал, не желая примириться ни с какими условностями. Мария же, бросившая гимназию и учившаяся на курсах живописи и скульптуры, независимая по характеру, не ответила Маяковскому взаимностью, хотя он ей и нравился.

Маяковский потерпел неудачу в любви, но зато появилась позма об этом прекрасном чувстве» Облако в штанах».

Вы думаете, это бредит малярия?

Это было,
было в Одессе.

«Приду в четыре»,— сказала Мария.
Восемь.
Девять.
Десять.

Вот и вечер
в ночную жуть
ушел от окон,
хмурый,
декабрый.

В дряхлую спину хохочут и ржут
канделябры.

Меня сейчас узнать не могли бы:
жилистая громадина
стонет,
корчится.
Что может хотеться этакой глыбе?
А глыбе многое хочется!

Ведь для себя не важно
и то, что бронзовый,
и то, что сердце — холодной железкою.
Ночью хочется звон свой
спрятать в мягкое,
в женское.

И вот,
громадный,
горблюсь в окне,
плавлю лбом стекло окошечное.
Будет любовь или нет?
Какая —
большая или крошечная?
Откуда большая у тела такого:
должно быть, маленький,
смирный любёночек.
Она шарахается автомобильных гудков.
Любит звоночки коночек.

Я. поэму « Облако в штанах» помогли издать Маяковскому супруги Брик-Осип и Лиля. На поэме, которая родилась благодаря одной любви, пусть и драматической, появилось имя( посвящение: « Тебе, Лиля») персонажа другой любовной драмы, гораздо более длительно. Напряженной и испепеляющей….Лиля Брик….прошу любить и жаловать!

                             Выходит Лиля Брик

С Маяковским мы познакомились в 1915 году. “Июль 1915 года. Радостнейшая дата. Знакомлюсь с Л.Ю. и О.М. Бриками”, - записал Маяковский много лет позже в автобиографии. Наш дом скоро стал и его домом, наша семья - его семьей. Маяковский сразу влюбился в меня.

Маяковский ухаживал за мной бурно, безоглядно. Ему нравилось и то, что перед ним была дама, женщина другого круга - элегантная, умная, воспитанная, до конца непознаваемая, с прекрасными манерами, интересными знакомыми и лишенная всяких предрассудков. Мы встречались каждый день и стали неразлучны, но его чувства доминировали. Я же была спокойнее и умела держать его на расстоянии, от которого он сходил с ума. Я любила его, но не без памяти.

Втроем мы жили во всех квартирах в Москве, на даче в Пушкине. Одно время снимали домик в Сокольниках и жили там зимой, ибо в Москве была теснотища. В те годы обручальные кольца для меня являлись признаком буржуазности. Поэтому мы обменялись перстнями-печатками. На моём перстне он выгравировал инициалы Л Ю Б. По кругу они читались, как ЛЮБЛЮ - ЛЮБЛЮ. Эти три буквы поэт будет ставить как посвящения, художники - вписывать в орнаменты на его книгах.

Любовь наша была не простой, она не раз достигала кризисных рубежей. В годы, когда революция ломала и пересматривала все на свете, казалось, что и человеческие отношения должны найти новую форму, новые взаимосвязи. Осенью 1922 г. отношения наши выдержали кризис: мы приняли решение прожить два месяца врозь. 28 февраля в три часа дня истек для Маяковского “срок заключения”. В восемь часов вечера мы встретились на вокзале, чтобы поехать на несколько дней вместе в Петроград. Войдя в купе, Маяковский прочитал мне только что законченную поэму “Про это” и заплакал …

Маяковский виделся с нами в последний раз 18 февраля 1930 г., когда мы уезжали за границу. Последнюю открытку Маяковскому мы отправили из Амстердама 14 апреля, в день его самоубийства...

Любовь наша была очень непростой. Многое в наших отношениях остается непонятным

Все свои произведения М. посвящал мне.( кроме поэмы « Владимир Ильич Ленин».

                                «СПЛИН» « ЛИЛИЧКЕ!»

Я. В 1928 г. в париже М. знакомится с Татьяной Александровной Яковлевой. Это событие затмило все остальные. С первого дня знакомства возник «новый пожар сердца».О том, что они внешне составляют красивую пару, говорили многие. Люди оборачивались им вслед….

                                              МУЗЫКА   «Сансара»

  1.                      Конец
  2.  Грядущие люди!
  3.  Кто вы?
  4.  Вот - я,
  5.  весь
  6.  боль и ушиб.
  7.  Вам завещаю я сад фруктовый
  8.  моей великой души.

  1.  

Я хочу быть понят моей страной, 
     а не буду понят — что ж, 
    по родной стране пройду стороной, 
    как проходит косой дождь

Послушайте!
Ведь, если звезды
зажигают -
значит - это кому-нибудь нужно?
Значит - это необходимо,
чтобы каждый вечер
над крышами
загоралась хоть одна звезда?!

Я знаю - город будет,
я знаю - саду цвесть,
когда такие люди
в стране в советской есть!


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

81011. История развития специального (коррекционного) образования 26.64 KB
  Сеген в США открыл частные школы для слабоумных детей предполагающие обучение и воспитание трудовое и физическое. Первые школы для слепых и глухих детей в России появились в начале 19 в. появляются школы для умственно отсталых детей. разработка методик обучения для каждой категории детей с психофизическими нарушениями.
81012. Сеть специальных учреждений для детей с психофизическими нарушениями 26.53 KB
  специальные дошкольные образовательные учреждения: специальные ячли специальные детские сады группы конпенсирующего вида при массовых детских садах специальные детские дома для детей сирот подготовительные отделения при специальных школах; 2. специальные общеобразовательные учреждения: специальные школы первого вида для глухих; второго вида для слабослышащих; третьего вида для незрячих; четвертого вида для слабовидящих; пятого вида для детей с нарушениями речи; шестого вида для детей с нарушениями опорно двигательного аппарата; седьмого...
81013. Особенности дошкольного и школьного специального (коррекционного) образования 28.25 KB
  комплектование ДОУ по принципу ведущего отклонения в развитии ребенка с нарушениями слуха глухие и слабослышащие; с нарушениями зрения; с нарушениями речи; с нарушениями интеллекта; с ЗПР; с нарушениями опорно двигательного аппарата. для каждой категории детей с психофизическими нарушениями предусмотрена своя специальная школа; 2.
81014. Принципы специального образования 28.23 KB
  Выготского о зоне ближайшего развития ; принцип ранней педагогической помощи обеспечение раннего выявления и ранней диагностики отклонения ребенка для определения его образовательных потребностей; принцип коррекционнокомпенсирующей направленности опора на сохранные анализаторы а так же использование компенсаторных возможностей детей; принцип социальноадаптирующей направленности обучения подготовка ребенка с психофизическими нарушениями к максимально самостоятельной жизни в обществе чтобы избежать социального выпадения; принцип...
81015. Показатели развития ребенка, значимые для выявления психофизических нарушений 27.51 KB
  В соответствии с этим учитывается степень достижения зрелости в каждый период развития ребенка до и после его рождения. Во время эмбрионального развития организм плода очень восприимчив к различным неблагоприятным факторам. Развитие сенсорных и моторных функций которые являются базой для развития психических процессов.
81016. Причины аномального развития детей. Типы нарушений психического развития 29.04 KB
  Типы нарушений психического развития по Лебединскому: недоразвитие ранее время поражения незрелость мозга. Пример: умственная отсталость психические функции недоразвиты вынужденная недостаточность высших психических функций мышления речи; ✓ задержанное развитие замедление темпов формирования познавательной и эмоциональной сфер; ✓ поврежденное развитие более позднее после 2 3 лет патологическое воздействие на мозг; ✓ дефицитарное развитие тяжелые нарушения отдельных систем: зрения слуха речи опорнодвигательного...
81017. Принципы и методы диагностики отклонений в развитии ребенка. Функции психолого-медико-педагогической консультации 30.39 KB
  Принцип комплексного изучения ребенка который предполагает всестороннее обследование особенностей развития всех видов познавательной деятельности эмоциональноволевой сферы личности навыков и т.Принцип целостного системного изучения ребенка.Принцип динамического изучения ребенка согласно которому при обследовании важно выяснить не только то что дети знают и умеют но и их возможности в обучении зона ближайшего развития.
81018. Политический реализм и неореализм в теории международных отношений 36.26 KB
  Все концепции международных отношений нсмотря на кардинальные различия рассматривают мировую политику в целом а не отдельные ее элементы. Это отличает их от внутриобщественных отношений построенных на принципах иерархии субординации формализованных правовых нормах. В отличии от внутриобщественных отношений где формально закреплена функция государственного принятия решений в МО это невозможно на правовом уровне.
81019. Либерализм в теории международных отношений. Неолиберализм 37.31 KB
  увеличивается количество акторов и их направление интересов предсказать не всегда возможно. 2 развитие коммуникации нетрадиционных акторов международных отношений т.3 государство теряет способность деятельность других акторов которая все чаще осуществляется в обход государственного суверенитета и вопреки ему. Сужение полномочий национальных правительств увеличение многообразия акторов приводит к росту анархии в МО делают отношения неуправляемыми и плохо поддающимися структурированию.