58572

Музыкальная драматургия в увертюре «Эгмонт», в фрагменте сонаты № 14, Л.В.Бетховена

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цель урока: формирование понятия музыкальная драматургия через исполнение музыкальных произведений Бетховена; развитие музыкальных способностей: слуха чувства ритма музыкальной памяти вокально-хоровых навыков при исполнении песен; пробуждать и активизировать...

Русский

2014-04-27

89 KB

0 чел.

МОУ Новоямская средняя школа

Урок музыки в 7 классе

тема урока:

«Музыкальная драматургия в увертюре «Эгмонт»,

в фрагменте сонаты № 14,

 Л.В.  Бетховена.

 

Учитель музыки: Брагина Н.Д.

2008 – 2009 учебный год

Тема урока:

Музыкальная драматургия в увертюре «Эгмонт», фрагменте сонаты № 14,

 Л.В.  Бетховена.

      Цель урока:

                       - формирование понятия «музыкальная драматургия», через исполнение

                         музыкальных произведений  Бетховена;

                       - развитие музыкальных способностей: слуха, чувства ритма, музыкальной

                         памяти, вокально-хоровых навыков при исполнении песен;

                       - пробуждать и активизировать художественно-образное мышление,

                         фантазию, любовь к музыке.

      Тип урока:

                      - углубление знаний.

      Методы:

                     - беседа, показ, объяснение, исполнение.

     Оборудование:

                     - проигрыватель, грампластинки, иллюстрации, портрет композитора.

                                   

                Ход урока:

  1. Организационный момент.

Учитель музыки (УМ): Здравствуйте, ребята!

ученики: Здравствуйте!

 2. Повторение пройденного:

УМ: Ребята, давайте вспомним основную тему четверти.

ученики: Музыкальная драматургия.

УМ: Назовите «музыкальную драматургию» в увертюре М. Глинки к опере «Руслан и Людмила», О. Тактакишвили в оратории «Сегодня умер Руставели»?

Варианты ответов детей: добро – зло, Родина – чужбина.

УМ: А что же такое «музыкальная драматургия»?  

ученики: Воплощение автора в музыке своих героев, противоречащих друг другу.

  3.  Введение в тему:

УМ: Сегодня мы с вами поговорим о творчестве известного немецкого композитора Л.В.Бетховена, послушаем его музыкальные произведения, определим музыкальную драматургию.

 С  творчеством Бетховена нас ознакомит ученица.           

      Людвиг Ван Бетховен родился в городе Бонне в 1770 году. Рано стал заниматься музыкой. Его первым учителем музыки был отец. Семья Бетховена издавна была музыкальной: дед, отец композитора – придворные певцы. В 11 лет Людвиг Бетховен – помощник органиста в боннской консерватории, в 13 лет – придворный органист и концертмейстер придворного театра. Мальчик был талантлив, трудолюбив, самостоятелен.

 В 1787 году Людвиг Бетховен посетил Вену. Этот город был прославлен великими музыкальными традициями. В Вене он знакомится с музыкой Моцарта, Гайдна.

  С 17 лет Бетховен формируется как композитор, пишет музыку по ночам, днём даёт уроки в частных домах, играет на органе в капелле и в соборе. Ему близки внезапные переходы от скорби и счастливой весёлости, резкие контрасты проявлялись в первых его сонатах.

 Бетховен написал 5 концертов для фортепьяно с оркестром, 16 струнных квартетов, 32 сонаты, оперу «Фиделио» и множество других музыкальных произведений.

 Жизнь композитора была очень трудной, но ничто не могло сразить его мощного таланта и сильной воли к жизни. Ни болезни, ни мрак тишины, ни бедность, которая преследовала его постоянно. Он жил музыкой, а музыка жила в нём и поддерживала его до конца дней. Умер Бетховен 27 марта 1827 года в Вене.

 Заочное знакомство с композитором по портрету.

Вопросы  к классу:

1. Опишите черты лица композитора.

2. В каком настроении художник изобразил Бетховена?

3. Обратите внимание на внешний вид, одежду, причёску периода XVIII века.

  Ответы учеников.

 4. Знакомство с музыкой композитора.

Перед уроком на доску вывесить определения «Соната», «Увертюра».

  Соната – музыкальный жанр, состоящий из нескольких частей, разных по звучанию, но связанных между собой единым идейным замыслом.

  Увертюра – вступление к опере, балету, кинофильму, выражающая характерные черты и общий дух того произведения, которому она предшествует, или той идеи, которая заложена в её названии.

  УМ: Увертюра «Эгмонт» была написана в 1810 году. Главный герой, юноша по имени Эгмонт, возглавил народ на борьбу против завоевателей. Герой погиб один из первых, народ продолжил начатую борьбу и победил врага.

 По звучанию увертюра делится на три части: 1 часть – вступление, 2 часть – основная, 3 часть – заключительный финал.

  Давайте прослушаем увертюру, определим, какие инструменты звучат, какое настроение вызывает это музыкальное произведение, определим его музыкальную драматургию.

   Звучит грамзапись увертюры « Эгмонт».

Ответы учеников: серьёзная, суровая музыка, прослеживаются образы смелых борцов, коварных завоевателей,  увертюру исполнял симфонический оркестр.

  УМ: Кто определит музыкальную драматургию увертюры «Эгмонт»? Угнетенный народ идет на борьбу с завоевателями; суровая музыка наступления и решительная победа народа над врагом.

Ответы учеников.

  УМ: Для сравнения послушаем следующее произведение Л.В. Бетховена; фрагмент сонаты №14

Звучит грамзапись.

  УМ: Проанализируем с вами, ребята, фрагмент сонаты №14. Какое настроение вы почувствовали этой  музыке, какие музыкальные образы вы здесь услышали и могли бы назвать?

Ответы учеников: образ одиночества, борьбы, мужественности.

 УМ: Каков характер музыки, музыкальная драматургия?

Ответы учеников: плавность музыки, скорбные чувства одиночества; есть печаль и радость, скорбь и мужество

 УМ: Как видим с вами, ребята, музыка Бетховена по характеру звучания  совершенно разная и на слушателя воздействует по-разному. Кажется, что композитор все свое музыкальное творчество старался направить на слушателя, передать глубокие чувства

любви к Родине, близким людям, проникнуться и прочувствовать своих героев через себя; вместе с музыкальными образами радоваться и печалиться, страдать и веселиться.

  5.Исполнение песен.

 УМ: В современных произведениях песенного жанра  основной темой является любовь к Родине, призыв к миру.

- Давайте, ребята, послушаем и исполним песни «Бухенвальдский  набат», «Школьный корабль».   (Прослушать песни по пластинкам, исполнить под фонограмму. Учитель при этом обращает внимание на изменение громкости во время исполнения, на выделение важных по смыслу слов в песнях.)

   Анализ песен:

 УМ: С каким настроением вы исполняли песню « Бухенвальдский набат»?

Варианты ответов учеников; серьезно, с выражением тревоги за свою Родину.

-Назовем музыкальные образы в песне.

Образ скорби о погибших и страстный призыв к борьбе за мир.

-Какова музыкальная драматургия песни «Бухенвальдский набат»?

Песня- воспоминание, память о войне, образы добра и зла, призыв к миру.

  УМ: Изменилось ли ваше настроение при исполнении песни «Школьный корабль»?

Ответы  учеников: музыка вальсовая, плавная, придает хорошее настроение, зовет в романтическое путешествие на корабле.

- Школа – корабль, безостановочный путь вперед к познанию нового, радость достижения новых целей и неизменная доброта к людям – «Моряками ли мы станем, звездолет ли поведем, никогда мы не оставим человека за бортом…». Обе песни красивы по звучанию и в исполнении.

    6. Итог урока.

 УМ: Ребята, сегодня на уроке мы с вами определяли музыкальные образы, музыкальную драматургию в симфонических произведениях, музыке песенного жанра. Молодцы! Работали все активно, особенно хочется сказать спасибо мальчикам. Давали полные ответы, логически рассуждали, хорошо исполняли песни по программе. Все получают за урок хорошие оценки.

  Домашнее задание: Слушать музыкальные произведения, обращать внимание на то, какие инструменты в ней используются, определять в прослушанной музыке музыкальные образы, музыкальную драматургию.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

28927. Приход к власти в России царской династии Романовых. Становление российского абсолютизма 28.5 KB
  21 февраля казаки ворвались на заседание Земского собора и потребовали избрать царем 16летнего Михаила Федоровича Романова сына патриарха Филарета родственника царя Федора Ивановича. Избрание Михаила не было случайностью: один из бояр писал что Михаил молод разумом еще не дошел и будет нам удобен; отсутствие у Михаила ярких талантов жесткого характера устраивало всех: страна устала от жестокости и хотела осторожной политики; избрание Михаила обещало всеобщее согласие и спокойствие; царская власть опять становилась...
28928. Причины и основные этапы установления крепостного права в России 22.25 KB
  Причины и основные этапы установления крепостного права в России Крепостничество представляет собой любую зависимость крестьян от землевладельца запрет менять прописку и хозяина. установившая правило €œЮрьева дня€ осенний праздник представляющий собой определенный и очень ограниченный срок перехода крестьян к другому землевладельцу после расчета с прежним. вводятся €œзаповедные лета€ в течение которых даже установленный переход крестьян запрещался. писцовые книги стали документальным основанием в процессе прикрепления крестьян.
28929. Петровская модернизация России, ее особенности и значение для дальнейшего развития страны 38 KB
  Это был верховный орган управления страной состоящий из девяти человек назначаемых царем. Каждая коллегия ведала определенной отраслью управления. была изменена система местного управления. Главную роль в системе управления играл царь Петр I.
28930. Внешняя политика Петра I. Становление Российской империи 29.5 KB
  Внешняя политика Петра I. Во внешней политике Петра I можно выделить 4 основных события: Азовские походы Великое посольство Северная война Каспийский поход. Однако уже в 1696 предварительно создав эскадру из 2 крупных кораблей 23 галер и более чем 1000 барок вдвое увеличив и оснастив армию Петр взял Азов и тля удержания захваченных земель приказал возвести крепость Таганрог. Весной 1697 посольство из 250 человек среди которых под именем Петра Михайлова был и царь отправилось в Европу.
28931. Дворцовые перевороты (1725—1762) 45 KB
  со смерти Петра I в России начинается эпоха дворцовых переворотов смена царствующих особ которая сопровождалась ожесточенной борьбой между различными группировками придворной знати. Старая знать Голицыны Долгоруковы выступала за царевича Петра сына Алексея. возвела на престол жену Петра Великого Екатерину I. Незадолго до смерти она выбрала своим преемником 12летнего царевича Петра сына убитого царевича Алексея.
28932. Россия в эпоху дворцовых переворотов 27 KB
  Среди претендентов на престол были: Екатерина – жена Петра I муж дочери Петра Анны герцог Гольштейн –Готторпский вторая дочь Петра I Елизавета внук Петра I Петр Алексеевич сын убитого царевича Алексея и наконец племянница Петра I Анна Иоанновна дочь Ивана Алексеевича брата царя. Спасло ее лишь воцарение Петра III в России. Сделав ставку на его жену Екатерину Орловы при помощи гвардии свергли Петра III позже он был €œслучайно€ убит в Ропше.
28933. Реформы Екатерины II. Государственное управление. Уложенная комиссия 35.5 KB
  Екатерина хотела претворить в жизнь идеал философа на троне который был весьма распространен во второй половине XVIII в. Екатерина отвергла проект создания Совета увидев в нем попытку ограничить самодержавную власть но при этом понимала что реформа государственного управления необходима. Тем самым Екатерина ослабила Сенат превратив его из законодательного в простой административный орган. Екатерина провела вторую секуляризацию монастырских земель забрав их в казну.
28934. Эпоха просвещенного абсолютизма Екатерины II 25 KB
  Население России увеличилось к концу XVIII до 36 000 000 человек. В условиях веянья идей этих философов в России строилась законная самодержавная монархия. Кроме того в условиях отмирания крепостного права в Европе в России оно лишь усилилось. Целью было реформирование законодательства России но когда был затронут крестьянский вопрос комиссию распустили.
28935. Внешняя политика России в середине и второй половине XVIII в. 39.5 KB
  Внешняя политика России в середине и второй половине XVIII в. Спасло ее лишь воцарение Петра III в России. Петр III заключил мир и союз с Пруссией но его своевременное свержение позволило России не участвовать в войне на стороне ей же битых пруссаков. При поддержке России королем Польши стал Станислав Понятовский в прошлом фаворит Екатерины хотя этому активно противодействовали Франция и Австрия.