58572

Музыкальная драматургия в увертюре «Эгмонт», в фрагменте сонаты № 14, Л.В.Бетховена

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цель урока: формирование понятия музыкальная драматургия через исполнение музыкальных произведений Бетховена; развитие музыкальных способностей: слуха чувства ритма музыкальной памяти вокально-хоровых навыков при исполнении песен; пробуждать и активизировать...

Русский

2014-04-27

89 KB

0 чел.

МОУ Новоямская средняя школа

Урок музыки в 7 классе

тема урока:

«Музыкальная драматургия в увертюре «Эгмонт»,

в фрагменте сонаты № 14,

 Л.В.  Бетховена.

 

Учитель музыки: Брагина Н.Д.

2008 – 2009 учебный год

Тема урока:

Музыкальная драматургия в увертюре «Эгмонт», фрагменте сонаты № 14,

 Л.В.  Бетховена.

      Цель урока:

                       - формирование понятия «музыкальная драматургия», через исполнение

                         музыкальных произведений  Бетховена;

                       - развитие музыкальных способностей: слуха, чувства ритма, музыкальной

                         памяти, вокально-хоровых навыков при исполнении песен;

                       - пробуждать и активизировать художественно-образное мышление,

                         фантазию, любовь к музыке.

      Тип урока:

                      - углубление знаний.

      Методы:

                     - беседа, показ, объяснение, исполнение.

     Оборудование:

                     - проигрыватель, грампластинки, иллюстрации, портрет композитора.

                                   

                Ход урока:

  1. Организационный момент.

Учитель музыки (УМ): Здравствуйте, ребята!

ученики: Здравствуйте!

 2. Повторение пройденного:

УМ: Ребята, давайте вспомним основную тему четверти.

ученики: Музыкальная драматургия.

УМ: Назовите «музыкальную драматургию» в увертюре М. Глинки к опере «Руслан и Людмила», О. Тактакишвили в оратории «Сегодня умер Руставели»?

Варианты ответов детей: добро – зло, Родина – чужбина.

УМ: А что же такое «музыкальная драматургия»?  

ученики: Воплощение автора в музыке своих героев, противоречащих друг другу.

  3.  Введение в тему:

УМ: Сегодня мы с вами поговорим о творчестве известного немецкого композитора Л.В.Бетховена, послушаем его музыкальные произведения, определим музыкальную драматургию.

 С  творчеством Бетховена нас ознакомит ученица.           

      Людвиг Ван Бетховен родился в городе Бонне в 1770 году. Рано стал заниматься музыкой. Его первым учителем музыки был отец. Семья Бетховена издавна была музыкальной: дед, отец композитора – придворные певцы. В 11 лет Людвиг Бетховен – помощник органиста в боннской консерватории, в 13 лет – придворный органист и концертмейстер придворного театра. Мальчик был талантлив, трудолюбив, самостоятелен.

 В 1787 году Людвиг Бетховен посетил Вену. Этот город был прославлен великими музыкальными традициями. В Вене он знакомится с музыкой Моцарта, Гайдна.

  С 17 лет Бетховен формируется как композитор, пишет музыку по ночам, днём даёт уроки в частных домах, играет на органе в капелле и в соборе. Ему близки внезапные переходы от скорби и счастливой весёлости, резкие контрасты проявлялись в первых его сонатах.

 Бетховен написал 5 концертов для фортепьяно с оркестром, 16 струнных квартетов, 32 сонаты, оперу «Фиделио» и множество других музыкальных произведений.

 Жизнь композитора была очень трудной, но ничто не могло сразить его мощного таланта и сильной воли к жизни. Ни болезни, ни мрак тишины, ни бедность, которая преследовала его постоянно. Он жил музыкой, а музыка жила в нём и поддерживала его до конца дней. Умер Бетховен 27 марта 1827 года в Вене.

 Заочное знакомство с композитором по портрету.

Вопросы  к классу:

1. Опишите черты лица композитора.

2. В каком настроении художник изобразил Бетховена?

3. Обратите внимание на внешний вид, одежду, причёску периода XVIII века.

  Ответы учеников.

 4. Знакомство с музыкой композитора.

Перед уроком на доску вывесить определения «Соната», «Увертюра».

  Соната – музыкальный жанр, состоящий из нескольких частей, разных по звучанию, но связанных между собой единым идейным замыслом.

  Увертюра – вступление к опере, балету, кинофильму, выражающая характерные черты и общий дух того произведения, которому она предшествует, или той идеи, которая заложена в её названии.

  УМ: Увертюра «Эгмонт» была написана в 1810 году. Главный герой, юноша по имени Эгмонт, возглавил народ на борьбу против завоевателей. Герой погиб один из первых, народ продолжил начатую борьбу и победил врага.

 По звучанию увертюра делится на три части: 1 часть – вступление, 2 часть – основная, 3 часть – заключительный финал.

  Давайте прослушаем увертюру, определим, какие инструменты звучат, какое настроение вызывает это музыкальное произведение, определим его музыкальную драматургию.

   Звучит грамзапись увертюры « Эгмонт».

Ответы учеников: серьёзная, суровая музыка, прослеживаются образы смелых борцов, коварных завоевателей,  увертюру исполнял симфонический оркестр.

  УМ: Кто определит музыкальную драматургию увертюры «Эгмонт»? Угнетенный народ идет на борьбу с завоевателями; суровая музыка наступления и решительная победа народа над врагом.

Ответы учеников.

  УМ: Для сравнения послушаем следующее произведение Л.В. Бетховена; фрагмент сонаты №14

Звучит грамзапись.

  УМ: Проанализируем с вами, ребята, фрагмент сонаты №14. Какое настроение вы почувствовали этой  музыке, какие музыкальные образы вы здесь услышали и могли бы назвать?

Ответы учеников: образ одиночества, борьбы, мужественности.

 УМ: Каков характер музыки, музыкальная драматургия?

Ответы учеников: плавность музыки, скорбные чувства одиночества; есть печаль и радость, скорбь и мужество

 УМ: Как видим с вами, ребята, музыка Бетховена по характеру звучания  совершенно разная и на слушателя воздействует по-разному. Кажется, что композитор все свое музыкальное творчество старался направить на слушателя, передать глубокие чувства

любви к Родине, близким людям, проникнуться и прочувствовать своих героев через себя; вместе с музыкальными образами радоваться и печалиться, страдать и веселиться.

  5.Исполнение песен.

 УМ: В современных произведениях песенного жанра  основной темой является любовь к Родине, призыв к миру.

- Давайте, ребята, послушаем и исполним песни «Бухенвальдский  набат», «Школьный корабль».   (Прослушать песни по пластинкам, исполнить под фонограмму. Учитель при этом обращает внимание на изменение громкости во время исполнения, на выделение важных по смыслу слов в песнях.)

   Анализ песен:

 УМ: С каким настроением вы исполняли песню « Бухенвальдский набат»?

Варианты ответов учеников; серьезно, с выражением тревоги за свою Родину.

-Назовем музыкальные образы в песне.

Образ скорби о погибших и страстный призыв к борьбе за мир.

-Какова музыкальная драматургия песни «Бухенвальдский набат»?

Песня- воспоминание, память о войне, образы добра и зла, призыв к миру.

  УМ: Изменилось ли ваше настроение при исполнении песни «Школьный корабль»?

Ответы  учеников: музыка вальсовая, плавная, придает хорошее настроение, зовет в романтическое путешествие на корабле.

- Школа – корабль, безостановочный путь вперед к познанию нового, радость достижения новых целей и неизменная доброта к людям – «Моряками ли мы станем, звездолет ли поведем, никогда мы не оставим человека за бортом…». Обе песни красивы по звучанию и в исполнении.

    6. Итог урока.

 УМ: Ребята, сегодня на уроке мы с вами определяли музыкальные образы, музыкальную драматургию в симфонических произведениях, музыке песенного жанра. Молодцы! Работали все активно, особенно хочется сказать спасибо мальчикам. Давали полные ответы, логически рассуждали, хорошо исполняли песни по программе. Все получают за урок хорошие оценки.

  Домашнее задание: Слушать музыкальные произведения, обращать внимание на то, какие инструменты в ней используются, определять в прослушанной музыке музыкальные образы, музыкальную драматургию.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

42713. Электронные таблицы. Вычисления по формулам с использованием абсолютных ссылок 57.5 KB
  В некоторых ситуациях в формулах требуется использовать содержимое конкретной ячейки и не изменять ее адрес при копировании формул. Чтобы отменить автоматическое изменение адреса ячейки, ей следует назначить «абсолютный адрес». Для этого перед номером столбца и номером строки в адресе ставят знаки доллара $ (или нажать клавишу F4). В Excel предусмотрен и другой, очень удобный способ ссылки на ячейку с помощью присвоения ей имени. Чтобы присвоить имя ячейке, выделите её и выберите команду Вставка – Имя – Присвоить. В появившемся диалоговом окне введите имя ячейки. В дальнейшем это имя можно использовать вместо адреса.
42714. Электронные таблицы. Анализ и управление данными 119 KB
  Выделите весь диапазон ячеек с данными и объявите его списком Данные Список Создать список. Отметьте пункт Список с заголовками; 3. Отсортируем список сразу по трем ключам: по отделам внутри отдела по должностям для одинаковых должностей сортировка продолжится по фамилиям. Самостоятельно отсортируйте список по отделам по возрастанию далее по величине зарплат по убыванию.
42715. Электронные таблицы. Использование функций 140.5 KB
  Для облегчения поиска нужной функции все функции разделены на категории: математические статистические и т. После выбора функции в окне мастера имеется ссылка на справку по применению конкретной функции с примерами. При выполнении лабораторной работы читайте справочные сведения по каждой применяемой функции.
42716. Электронные таблицы. Использование функции Если 101.5 KB
  Использование функции ЕСЛИ И В приведенном ниже списке задана информация о сдаче сессии студентами. Учтите что в этом случае условие будет сложным с использованием функции И.
42717. Электронные таблицы. Построение диаграмм 237 KB
  Горизонтальная ось X ось категорий вертикальная ось Y ось значений. Горизонтальная ось X ось значений вертикальная ось Y ось категорий. они отображают зависимость данных ось Y от величины которая меняется с постоянным шагом ось Х.
42718. ОЦЕНКА ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММ НА ОСНОВЕ ЛЕКСИЧЕСКОГО АНАЛИЗА 199.5 KB
  Определить значения метрик Холстеда на основе которых дать оценку качества разработанного исходного текста программы.1 Реализация программы Текст программы для реализации возможного решения поставленной задачи разработанной с использованием языка программирования С приведен в таблице 1: Таблица 1 Текст программы для вычисления значения функции F Номер строки Строки программы 1 using System; 2 nmespce holsted 3 { 4 clss Progrm 5 { 6 sttic void Minstring[] rgs 7 { 8 double x y F; 9 chr check; 10 do 11 { 12 Console.2 Словарь программы В...
42719. Оценка характеристик программ на основе лексического анализа. Метрики 262.5 KB
  Наиболее ценным для практики является то что такая оценка может быть получена вручную на основе зрительного анализа текста программы либо автоматически с помощью специально разработанных программных анализаторов причем относительно несложных. Джилб предположил что логическая сложность должна являться значимым если не определяющим фактором для оценки стоимости программы на начальных этапах ее проектирования. Логическая сложность программы Джилб определяет как насыщенность программы условными операторами типа IFTHENELSE и...
42720. Оценка надежности программных средств 227.5 KB
  Она основана на предположении об экспоненциальной зависимости плотности вероятности интервалов времени между проявлением ошибок от интенсивности ошибок. Кроме того в модели полагается что интенсивность ошибок на каждом случайном интервале времени линейно зависит от количества оставшихся в программе ошибок. Если допустить что ошибка после ее каждого проявления устраняется и при этом в программный модуль не вносятся новые то интенсивность ошибок ti на интервале ti определяется следующим соотношением: 1 где N количество ошибок...
42721. Интерфейсы, делегаты, события 277.5 KB
  Таблица 1 Список используемых элементов управления Элемент управления Класс Описание textBox1 TextBox Окно ввода имени продавца textBox2 TextBox Окно ввода фамилии продавца textBox3 TextBox Окно ввода стажа продавца textBox4 TextBox Окно вывода списка продавцов textBox5 TextBox Окно ввода оклада продавца textBox6 TextBox Окно ввода имени менеджера textBox7 TextBox Окно ввода фамилии менеджера textBox8 TextBox Окно ввода стажа менеджера textBox9 TextBox Окно ввода оклада менеджера textBox10 TextBox Окно вывода зарплаты менеджера button1 Button...