58572

Музыкальная драматургия в увертюре «Эгмонт», в фрагменте сонаты № 14, Л.В.Бетховена

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цель урока: формирование понятия музыкальная драматургия через исполнение музыкальных произведений Бетховена; развитие музыкальных способностей: слуха чувства ритма музыкальной памяти вокально-хоровых навыков при исполнении песен; пробуждать и активизировать...

Русский

2014-04-27

89 KB

0 чел.

МОУ Новоямская средняя школа

Урок музыки в 7 классе

тема урока:

«Музыкальная драматургия в увертюре «Эгмонт»,

в фрагменте сонаты № 14,

 Л.В.  Бетховена.

 

Учитель музыки: Брагина Н.Д.

2008 – 2009 учебный год

Тема урока:

Музыкальная драматургия в увертюре «Эгмонт», фрагменте сонаты № 14,

 Л.В.  Бетховена.

      Цель урока:

                       - формирование понятия «музыкальная драматургия», через исполнение

                         музыкальных произведений  Бетховена;

                       - развитие музыкальных способностей: слуха, чувства ритма, музыкальной

                         памяти, вокально-хоровых навыков при исполнении песен;

                       - пробуждать и активизировать художественно-образное мышление,

                         фантазию, любовь к музыке.

      Тип урока:

                      - углубление знаний.

      Методы:

                     - беседа, показ, объяснение, исполнение.

     Оборудование:

                     - проигрыватель, грампластинки, иллюстрации, портрет композитора.

                                   

                Ход урока:

  1. Организационный момент.

Учитель музыки (УМ): Здравствуйте, ребята!

ученики: Здравствуйте!

 2. Повторение пройденного:

УМ: Ребята, давайте вспомним основную тему четверти.

ученики: Музыкальная драматургия.

УМ: Назовите «музыкальную драматургию» в увертюре М. Глинки к опере «Руслан и Людмила», О. Тактакишвили в оратории «Сегодня умер Руставели»?

Варианты ответов детей: добро – зло, Родина – чужбина.

УМ: А что же такое «музыкальная драматургия»?  

ученики: Воплощение автора в музыке своих героев, противоречащих друг другу.

  3.  Введение в тему:

УМ: Сегодня мы с вами поговорим о творчестве известного немецкого композитора Л.В.Бетховена, послушаем его музыкальные произведения, определим музыкальную драматургию.

 С  творчеством Бетховена нас ознакомит ученица.           

      Людвиг Ван Бетховен родился в городе Бонне в 1770 году. Рано стал заниматься музыкой. Его первым учителем музыки был отец. Семья Бетховена издавна была музыкальной: дед, отец композитора – придворные певцы. В 11 лет Людвиг Бетховен – помощник органиста в боннской консерватории, в 13 лет – придворный органист и концертмейстер придворного театра. Мальчик был талантлив, трудолюбив, самостоятелен.

 В 1787 году Людвиг Бетховен посетил Вену. Этот город был прославлен великими музыкальными традициями. В Вене он знакомится с музыкой Моцарта, Гайдна.

  С 17 лет Бетховен формируется как композитор, пишет музыку по ночам, днём даёт уроки в частных домах, играет на органе в капелле и в соборе. Ему близки внезапные переходы от скорби и счастливой весёлости, резкие контрасты проявлялись в первых его сонатах.

 Бетховен написал 5 концертов для фортепьяно с оркестром, 16 струнных квартетов, 32 сонаты, оперу «Фиделио» и множество других музыкальных произведений.

 Жизнь композитора была очень трудной, но ничто не могло сразить его мощного таланта и сильной воли к жизни. Ни болезни, ни мрак тишины, ни бедность, которая преследовала его постоянно. Он жил музыкой, а музыка жила в нём и поддерживала его до конца дней. Умер Бетховен 27 марта 1827 года в Вене.

 Заочное знакомство с композитором по портрету.

Вопросы  к классу:

1. Опишите черты лица композитора.

2. В каком настроении художник изобразил Бетховена?

3. Обратите внимание на внешний вид, одежду, причёску периода XVIII века.

  Ответы учеников.

 4. Знакомство с музыкой композитора.

Перед уроком на доску вывесить определения «Соната», «Увертюра».

  Соната – музыкальный жанр, состоящий из нескольких частей, разных по звучанию, но связанных между собой единым идейным замыслом.

  Увертюра – вступление к опере, балету, кинофильму, выражающая характерные черты и общий дух того произведения, которому она предшествует, или той идеи, которая заложена в её названии.

  УМ: Увертюра «Эгмонт» была написана в 1810 году. Главный герой, юноша по имени Эгмонт, возглавил народ на борьбу против завоевателей. Герой погиб один из первых, народ продолжил начатую борьбу и победил врага.

 По звучанию увертюра делится на три части: 1 часть – вступление, 2 часть – основная, 3 часть – заключительный финал.

  Давайте прослушаем увертюру, определим, какие инструменты звучат, какое настроение вызывает это музыкальное произведение, определим его музыкальную драматургию.

   Звучит грамзапись увертюры « Эгмонт».

Ответы учеников: серьёзная, суровая музыка, прослеживаются образы смелых борцов, коварных завоевателей,  увертюру исполнял симфонический оркестр.

  УМ: Кто определит музыкальную драматургию увертюры «Эгмонт»? Угнетенный народ идет на борьбу с завоевателями; суровая музыка наступления и решительная победа народа над врагом.

Ответы учеников.

  УМ: Для сравнения послушаем следующее произведение Л.В. Бетховена; фрагмент сонаты №14

Звучит грамзапись.

  УМ: Проанализируем с вами, ребята, фрагмент сонаты №14. Какое настроение вы почувствовали этой  музыке, какие музыкальные образы вы здесь услышали и могли бы назвать?

Ответы учеников: образ одиночества, борьбы, мужественности.

 УМ: Каков характер музыки, музыкальная драматургия?

Ответы учеников: плавность музыки, скорбные чувства одиночества; есть печаль и радость, скорбь и мужество

 УМ: Как видим с вами, ребята, музыка Бетховена по характеру звучания  совершенно разная и на слушателя воздействует по-разному. Кажется, что композитор все свое музыкальное творчество старался направить на слушателя, передать глубокие чувства

любви к Родине, близким людям, проникнуться и прочувствовать своих героев через себя; вместе с музыкальными образами радоваться и печалиться, страдать и веселиться.

  5.Исполнение песен.

 УМ: В современных произведениях песенного жанра  основной темой является любовь к Родине, призыв к миру.

- Давайте, ребята, послушаем и исполним песни «Бухенвальдский  набат», «Школьный корабль».   (Прослушать песни по пластинкам, исполнить под фонограмму. Учитель при этом обращает внимание на изменение громкости во время исполнения, на выделение важных по смыслу слов в песнях.)

   Анализ песен:

 УМ: С каким настроением вы исполняли песню « Бухенвальдский набат»?

Варианты ответов учеников; серьезно, с выражением тревоги за свою Родину.

-Назовем музыкальные образы в песне.

Образ скорби о погибших и страстный призыв к борьбе за мир.

-Какова музыкальная драматургия песни «Бухенвальдский набат»?

Песня- воспоминание, память о войне, образы добра и зла, призыв к миру.

  УМ: Изменилось ли ваше настроение при исполнении песни «Школьный корабль»?

Ответы  учеников: музыка вальсовая, плавная, придает хорошее настроение, зовет в романтическое путешествие на корабле.

- Школа – корабль, безостановочный путь вперед к познанию нового, радость достижения новых целей и неизменная доброта к людям – «Моряками ли мы станем, звездолет ли поведем, никогда мы не оставим человека за бортом…». Обе песни красивы по звучанию и в исполнении.

    6. Итог урока.

 УМ: Ребята, сегодня на уроке мы с вами определяли музыкальные образы, музыкальную драматургию в симфонических произведениях, музыке песенного жанра. Молодцы! Работали все активно, особенно хочется сказать спасибо мальчикам. Давали полные ответы, логически рассуждали, хорошо исполняли песни по программе. Все получают за урок хорошие оценки.

  Домашнее задание: Слушать музыкальные произведения, обращать внимание на то, какие инструменты в ней используются, определять в прослушанной музыке музыкальные образы, музыкальную драматургию.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

41906. ИССЛЕДОВАНИЕ ЗАМЕДЛЯЮЩИХ СИСТЕМ НА РЕЗОНАНСНОМ МАКЕТЕ 98.13 KB
  Исследование проводится на резонансном макете (рис. 1), который представляет собой короткозамкнутый отрезок ЗС длиной пять периодов. С помощью петли связи 4 в макете возбуждается стоячая волна, амплитуда которой контролируется через петлю связи 5. Размеры петель выбраны из условия пренебрежимо малого искажения ими поля в ЗС.
41907. Создание консольного приложения на языке C# 12.39 KB
  Используя среду разработки MS Visul Studio 2010 необходимо создать консольное приложение выполняющее определённые действия над указанным текстовым файлом: Вариант 1: Рассчитать и вывести на консоль количество гласных и количество согласных букв в тексте файла. Вариант 2: Рассчитать и вывести на консоль сумму целых чисел перечисленных во входном файле. Вариант 3: Вывести самое длинное слово из текста находящегося во входном файле несколько таких слов если их длина одинакова. Вариант 4: Вывести три слова из текста находящегося во входном...
41908. Управление списком сущностей. 19.38 KB
  Выход из приложения происходит после ввода команды exit Создать класс для сущности по заданию см. Придумать не менее 6 свойств для этой сущности одно из свойств должно быть ключевым уникальным например уникальный номер. Все свойства класса сущности реализовать через property. Например каждая сущность в файле может храниться в отдельной строке файла а свойства сущности быть записаны в этой строке через пробел или символ табуляции или другой символ в определённом порядке продумать как хранить значения свойств которые в себе...
41909. Простое приложение Windows Presentation Foundation 19.29 KB
  Реализовать отображение свойств объекта сущности по своему варианту задания наподобие того как это сделано в демонстрационном приложении. Реализовать загрузку коллекции объектов из файла наподобие того как это сделано в демонстрационном приложении название файла вводить например через TextBox. Реализовать выбор редактируемого объекта через ввод ключевого свойства. Этого нет в примере Реализовать удаление объекта из коллекции.
41910. Использование приёма «внедрение зависимости» 19.62 KB
  Избавиться от зависимости MinViewModel от класса MessgeBox путём создания интерфейса IDilogService. Написать модульные тесты проверяющие результаты работы команды поиска объекта в классе MinViewModel по образцу в примере. Вызов диалогов из MinViewModel делать с соблюдением шаблона MVVM то есть не создавая зависимостей MinViewModel от конкретных классов диалогов делать через интерфейс. Если реализация будет как в примере то есть с использованием свойства типа ObservbleCollection в классе MinViewModel то в коде MinViewModel придётся...
41911. WPF приложение с многооконным (MDI) интерфейсом 19.15 KB
  Часть 1 Необходимо перенести интерфейс редактирования свойств объектов коллекции в отдельное окно. Главное окно приложения должно содержать грид со списком объектов функции открытия сохранения файла коллекции функции удаления объектов из коллекции и вызова окон для редактирования объекта или создания объекта в отдельном окне. При выборе пользователем команды редактирования выделенного объекта в гриде должно появиться отдельное окно для редактирования свойств этого объекта. Должна быть возможность открывать одновременно несколько окон для...
41912. ВИКОРИСТАННЯ СИСТЕМИ S-KEYS ТА ЗАСТОСУВАННЯ РЕЖИМУ ІМІТОВСТАВКИ АЛГОРИТМУ ГОСТ 28147-89 349.39 KB
  Проімітуйте роботу системи S/key при одноразовому підключенні користувача. Для цього підготуйте послідовність . Використовуйте хеш-функцію , значення пароля і параметра з наступної таблиці (пароль заданий в системі числення з основою 16).
41913. СЧЕТЧИКИ И РАСХОДОМЕРЫ ВОДЫ 1.08 MB
  Изучить устройство принцип действия и применение расходомеров и счетчиков Задачи: Изучить устройство принцип действия схемы установки учет передачу данных счетчиков горячей и холодной воды с ультразвуковым преобразователем; Изучить устройство принцип действия схемы...
41914. ИЗУЧЕНИЕ СИСТЕМЫ ТЕПЛОСНАБЖЕНИЯ УЧЕБНО-НАУЧНОГО КОМПЛЕКСА «ВОЛМА» 2.78 MB
  Изучить элементов системы теплоснабжения учебно-научного комплекса Волма котла на древесной щепе. Технические характеристики котла даны в таблице 1. Технические характеристики котла PYROT 300 Тепловая мощность кВт 300 Минимальная тепловая мощность кВт 80 Коэффициент полезного действия 9092 Максимальное содержание влаги 40 Средняя температура отходящих газов при номинальной тепловой мощности 160 Максимально допустимое давление в системе бар 30...