58572

Музыкальная драматургия в увертюре «Эгмонт», в фрагменте сонаты № 14, Л.В.Бетховена

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цель урока: формирование понятия музыкальная драматургия через исполнение музыкальных произведений Бетховена; развитие музыкальных способностей: слуха чувства ритма музыкальной памяти вокально-хоровых навыков при исполнении песен; пробуждать и активизировать...

Русский

2014-04-27

89 KB

0 чел.

МОУ Новоямская средняя школа

Урок музыки в 7 классе

тема урока:

«Музыкальная драматургия в увертюре «Эгмонт»,

в фрагменте сонаты № 14,

 Л.В.  Бетховена.

 

Учитель музыки: Брагина Н.Д.

2008 – 2009 учебный год

Тема урока:

Музыкальная драматургия в увертюре «Эгмонт», фрагменте сонаты № 14,

 Л.В.  Бетховена.

      Цель урока:

                       - формирование понятия «музыкальная драматургия», через исполнение

                         музыкальных произведений  Бетховена;

                       - развитие музыкальных способностей: слуха, чувства ритма, музыкальной

                         памяти, вокально-хоровых навыков при исполнении песен;

                       - пробуждать и активизировать художественно-образное мышление,

                         фантазию, любовь к музыке.

      Тип урока:

                      - углубление знаний.

      Методы:

                     - беседа, показ, объяснение, исполнение.

     Оборудование:

                     - проигрыватель, грампластинки, иллюстрации, портрет композитора.

                                   

                Ход урока:

  1. Организационный момент.

Учитель музыки (УМ): Здравствуйте, ребята!

ученики: Здравствуйте!

 2. Повторение пройденного:

УМ: Ребята, давайте вспомним основную тему четверти.

ученики: Музыкальная драматургия.

УМ: Назовите «музыкальную драматургию» в увертюре М. Глинки к опере «Руслан и Людмила», О. Тактакишвили в оратории «Сегодня умер Руставели»?

Варианты ответов детей: добро – зло, Родина – чужбина.

УМ: А что же такое «музыкальная драматургия»?  

ученики: Воплощение автора в музыке своих героев, противоречащих друг другу.

  3.  Введение в тему:

УМ: Сегодня мы с вами поговорим о творчестве известного немецкого композитора Л.В.Бетховена, послушаем его музыкальные произведения, определим музыкальную драматургию.

 С  творчеством Бетховена нас ознакомит ученица.           

      Людвиг Ван Бетховен родился в городе Бонне в 1770 году. Рано стал заниматься музыкой. Его первым учителем музыки был отец. Семья Бетховена издавна была музыкальной: дед, отец композитора – придворные певцы. В 11 лет Людвиг Бетховен – помощник органиста в боннской консерватории, в 13 лет – придворный органист и концертмейстер придворного театра. Мальчик был талантлив, трудолюбив, самостоятелен.

 В 1787 году Людвиг Бетховен посетил Вену. Этот город был прославлен великими музыкальными традициями. В Вене он знакомится с музыкой Моцарта, Гайдна.

  С 17 лет Бетховен формируется как композитор, пишет музыку по ночам, днём даёт уроки в частных домах, играет на органе в капелле и в соборе. Ему близки внезапные переходы от скорби и счастливой весёлости, резкие контрасты проявлялись в первых его сонатах.

 Бетховен написал 5 концертов для фортепьяно с оркестром, 16 струнных квартетов, 32 сонаты, оперу «Фиделио» и множество других музыкальных произведений.

 Жизнь композитора была очень трудной, но ничто не могло сразить его мощного таланта и сильной воли к жизни. Ни болезни, ни мрак тишины, ни бедность, которая преследовала его постоянно. Он жил музыкой, а музыка жила в нём и поддерживала его до конца дней. Умер Бетховен 27 марта 1827 года в Вене.

 Заочное знакомство с композитором по портрету.

Вопросы  к классу:

1. Опишите черты лица композитора.

2. В каком настроении художник изобразил Бетховена?

3. Обратите внимание на внешний вид, одежду, причёску периода XVIII века.

  Ответы учеников.

 4. Знакомство с музыкой композитора.

Перед уроком на доску вывесить определения «Соната», «Увертюра».

  Соната – музыкальный жанр, состоящий из нескольких частей, разных по звучанию, но связанных между собой единым идейным замыслом.

  Увертюра – вступление к опере, балету, кинофильму, выражающая характерные черты и общий дух того произведения, которому она предшествует, или той идеи, которая заложена в её названии.

  УМ: Увертюра «Эгмонт» была написана в 1810 году. Главный герой, юноша по имени Эгмонт, возглавил народ на борьбу против завоевателей. Герой погиб один из первых, народ продолжил начатую борьбу и победил врага.

 По звучанию увертюра делится на три части: 1 часть – вступление, 2 часть – основная, 3 часть – заключительный финал.

  Давайте прослушаем увертюру, определим, какие инструменты звучат, какое настроение вызывает это музыкальное произведение, определим его музыкальную драматургию.

   Звучит грамзапись увертюры « Эгмонт».

Ответы учеников: серьёзная, суровая музыка, прослеживаются образы смелых борцов, коварных завоевателей,  увертюру исполнял симфонический оркестр.

  УМ: Кто определит музыкальную драматургию увертюры «Эгмонт»? Угнетенный народ идет на борьбу с завоевателями; суровая музыка наступления и решительная победа народа над врагом.

Ответы учеников.

  УМ: Для сравнения послушаем следующее произведение Л.В. Бетховена; фрагмент сонаты №14

Звучит грамзапись.

  УМ: Проанализируем с вами, ребята, фрагмент сонаты №14. Какое настроение вы почувствовали этой  музыке, какие музыкальные образы вы здесь услышали и могли бы назвать?

Ответы учеников: образ одиночества, борьбы, мужественности.

 УМ: Каков характер музыки, музыкальная драматургия?

Ответы учеников: плавность музыки, скорбные чувства одиночества; есть печаль и радость, скорбь и мужество

 УМ: Как видим с вами, ребята, музыка Бетховена по характеру звучания  совершенно разная и на слушателя воздействует по-разному. Кажется, что композитор все свое музыкальное творчество старался направить на слушателя, передать глубокие чувства

любви к Родине, близким людям, проникнуться и прочувствовать своих героев через себя; вместе с музыкальными образами радоваться и печалиться, страдать и веселиться.

  5.Исполнение песен.

 УМ: В современных произведениях песенного жанра  основной темой является любовь к Родине, призыв к миру.

- Давайте, ребята, послушаем и исполним песни «Бухенвальдский  набат», «Школьный корабль».   (Прослушать песни по пластинкам, исполнить под фонограмму. Учитель при этом обращает внимание на изменение громкости во время исполнения, на выделение важных по смыслу слов в песнях.)

   Анализ песен:

 УМ: С каким настроением вы исполняли песню « Бухенвальдский набат»?

Варианты ответов учеников; серьезно, с выражением тревоги за свою Родину.

-Назовем музыкальные образы в песне.

Образ скорби о погибших и страстный призыв к борьбе за мир.

-Какова музыкальная драматургия песни «Бухенвальдский набат»?

Песня- воспоминание, память о войне, образы добра и зла, призыв к миру.

  УМ: Изменилось ли ваше настроение при исполнении песни «Школьный корабль»?

Ответы  учеников: музыка вальсовая, плавная, придает хорошее настроение, зовет в романтическое путешествие на корабле.

- Школа – корабль, безостановочный путь вперед к познанию нового, радость достижения новых целей и неизменная доброта к людям – «Моряками ли мы станем, звездолет ли поведем, никогда мы не оставим человека за бортом…». Обе песни красивы по звучанию и в исполнении.

    6. Итог урока.

 УМ: Ребята, сегодня на уроке мы с вами определяли музыкальные образы, музыкальную драматургию в симфонических произведениях, музыке песенного жанра. Молодцы! Работали все активно, особенно хочется сказать спасибо мальчикам. Давали полные ответы, логически рассуждали, хорошо исполняли песни по программе. Все получают за урок хорошие оценки.

  Домашнее задание: Слушать музыкальные произведения, обращать внимание на то, какие инструменты в ней используются, определять в прослушанной музыке музыкальные образы, музыкальную драматургию.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

83415. Пушкин в Украине. Сценарий внеклассного мероприятия 76.5 KB
  Пушкин в свое время внес большой вклад в духовную сокровищницу Украины и ее народа. Многие стихотворения написанные Пушкиным связаны с Украиной ее людьми прекрасной природой. Пушкин был великим жизнелюбом гуманистом умел находить общий язык с дворянином и простолюдином с человеком любой национальности.
83416. НЕСТАНДАРТНИЙ УРОК З ОБРАЗОТВОРЧОГО МИСТЕЦТВА І МУЗИКИ 56.5 KB
  Розвивати і поглиблювати знання учнів про одне з найдавніших, найбільших, найурочистіших релігійних свят – Великдень. Ознайомити дітей із символом воскресіння Ісуса Христа – писанкою. Розвивати творчість дітей, уяву, пам’ять, мислення, вокально-хорові та музично-ритмічні здібності, вміння підбирати кольори...
83417. Гра «Квест» 227 KB
  Учасникам видається завдання якщо ви вірно розгадуєте його за відведений час то одержуєте завдання в якому зашифровано номер чи назву кабінету в якому вам дадуть наступне завдання. Дискваліфікація за ЧІТ передавання відповіді іншій команді обох команд Команди самі слідкують за часом...
83418. Микола Трублаїні «Тико і Волохан» 30 KB
  Вибіркове читання оповідання Ю. Про той холодний край людей які живуть там письменник розповів у своїх оповіданнях. Вступова бесіда до оповідання З оповідання Миколи Трублаїні ми дізнаємося про життя людей у тундрі на березі холодного Північно-Льодовитого океану.
83419. Леся Українка і її вірші для маленьких. Робота з дитячою книжкою 253.5 KB
  Мета: ознайомити дітей з життям і творчістю Лесі Українки, її творами для малят; удосконалювати навички виразного усвідомленого читання; формувати вміння зв’язно, послідовно передавати почуте; розвивати пізнавальну активність школярів, усне мовлення, естетичні смаки; збагачувати словниковий запас учнів...
83420. А. Барто «Лебединое горе». Пословицы. Е. Благинина «Елка». Загадки 44.5 KB
  Работать над содержанием произведений. Формировать навыки выразительного чтения. Развивать познавательный интерес, связную речь, мышление, умение анализировать. Обогащать словарный запас. Воспитывать любовь к природе, желание приходить на помощь, сочувствие к чужому горю; чувства любви и дружбы.
83421. «Риторика та поезія» С.Я. Маршак 28.5 KB
  Реалізувати пропедевтичні знання про поетичну творчість дитячого поета С.Я. Маршака через методи інтерактивного навчання, розвивати уміння відрізняти риторичні не словесні засоби спілкування від літературних (поетичних)засобів, закріплювати уміння декламувати вірш з риторичними засобами...
83422. Здається, байка просто бреше, а справді ясну правду чеше. Л.Глібов «Лебідь, Щука і Рак», «Коник-стрибунець» 37 KB
  Ознайомити дітей із жанром байки; розвивати способи і види читання байки вчити передавати в інтонації характери дійових осіб оцінювати їхні вчинки виявляти мотиви їхньої поведінки; виховувати в дітей товариськість любов до праці. Сьогодні ми ознайомимося з новим розділом Байки.
83423. У різні пори року приваблива земля 237.5 KB
  У зелених пишних шатах у яскравому вінку прийшла до нас весна. Не забула весна заглянути і в ліс посіяла там травицю пролісками заквітчала галявини задзвеніла піснями пташок. Весна стала господаркою і в нашому краї а земля дочекалася працелюбних рук.