58582

Развитие общества

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цель: сформировать у учащихся комплекс знаний о развитии общества. Задачи: Учебная: усвоение учащимися сведений о развитии общества глобальных проблемах человечества понятий прогресс регресс реформа революция глобализация. 2 назовите основные сферы жизни...

Русский

2014-04-27

110.5 KB

6 чел.

                                    Урок обществознания в 8 классе.

                                          Тема “Развитие общества”

                                                       План урока

Тип урока: формирование новых знаний.

Вид урока: урок – размышление.

Цель: сформировать у учащихся комплекс знаний о развитии общества.

Задачи:

  •  Учебная:  усвоение учащимися сведений о развитии общества,  глобальных проблемах человечества,  понятий «прогресс», «регресс», «реформа», «революция», «глобализация».
  •  Развивающая:  дальнейшее развитие у учащихся навыков научного мышления: умения анализировать, сравнивать, обобщать, аргументировать свою точку зрения;  развитие способностей обучающихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки социальным событиям и процессам;
  •  Воспитательная:  развитие навыков культуры общения,  социального кругозора.

 

                                                   Ход урока:

 

  1.  Организационный момент.
  2.  Проверка домашнего задания.

Вопросы к пройденному материалу: 1) что мы называем обществом ( предполагаемый ответ – в науке обществом называют  часть мира, отличающуюся от природы. Это совокупность способов взаимодействия и форм объединения людей, в которых выражается их всесторонняя взаимозависимость.) 2) назовите основные сферы жизни общества ( экономическая, политическая- сфера управления обществом, социальная- рассматривает проблемы деления общества, духовная сфера) 3) что такое социальные нормы ( это правила поведения, которые складывались в соответствии с потребностями общества) 4) Какую они могут иметь форму ( Эти нормы имеют форму дозволения – разрешения вести себя определенным образом; предписания – указания на требуемые действия; запрета – указания на действия , которых не следует совершать.) 5) назовите три ступени развития общества ( 1- традиционное ( аграрное) общество – характерно господство натурального хозяйства, сословной иерархии. 2 – индустриальное  – преобладает не сельскохозяйственное, а промышленное производство. 3 – постиндустриальное общество – использование информационных технологий, производство ориентировано не на объёмы, а на качество, на потребителя.)

  III.Актуализация знаний

Какие проблемы поднимаются в данной притче?

  « Порхая возле окна, мотылёк увидел в комнате свет.

—  Мотыльки, зарубите себе на носу: пламя жжётся, оно гибельно! — пробурчал паук. — Вас огорчает наличие стекла. Но ведь именно стекло предохраняет вас от гибели!

Мотылёк рассмеялся.

— Дед, — сказал он, —   мы, мотыльки нынешнего поколения, знаем больше, чем ты полагаешь. К счастью, я знаю, что этот восхитительный свет в комнате — холодный. Дело в том, что с твоего времени научное развитие ушло далеко вперёд. — О, я пролезу туда через эту щель и прильну к свету!

C этими словами мотылёк протиснулся в комнату и запорхал вокруг холодного света в быстром танце.

Но научный прогресс действительно ушёл далеко вперёд. Лампа была опрыскана жидкостью от насекомых…»

 Действительно,  сегодня мы будем рассуждать  о прогрессе, его последствиях, желании    развиваться, видеть новое. Тема  занятия  «Развитие общества».   На нем мы поговорим об изменчивости общества,  рассмотрим пути его развития, выясним значение понятия глобализация и поговорим о проблемах, которые вызывает данное явление.

 

Что вы знаете о развитии общества? Выясним это в ходе анкетирования.

 Учитель предлагает заполнить анкету для определения начальных знаний по теме. 

Начало формы

  1.  Оцените темп развития современного общества

 низкий

 средний

 высокий

  1.  Прогресс для общество несет

 благо

 проблемы

 двойственный результат в развитии

  1.  Запишите известные вам глобальные проблемы
  2.  Глобальные проблемы для человечества

 не решаемы

 можно ликвидировать

 не есть первоочередная задача для решения

Конец формы

IV. Изучение нового материала. 

1.    Неравномерность исторического развития

На уроках истории мы говорили о развитии государств. Если мы вспомним события, которые происходили в их истории, то увидим немало общего. Первобытное общество сменилось обществом, управляемым государством. На смену феодальной раздробленности пришли централизованные государства. В некоторых странах произошли буржуазные революции. Перечисление    можно продолжать еще долго.   Общество не стоит на месте.  Все эти события говорят о его развитии. Но каково это развитие?

« Медленно начинает история свой бег от невидимой точки, вяло совершая вокруг своей орбиты; но круги её растут, всё – быстрее и живее становится полёт, наконец, она мчится, часто касаясь старых своих путей, часто пересекая их, и с каждым оборотом всё больше приближается к бесконечности…»

                                                                                                            Ф. Энгельс.

 

 

 

Резюме учителя.  Развитие общества происходит по спирали,  скорость развития неодинакова не только на разных этапах, но и у разных народов.  Ученые, изучающие эволюцию обществ, пришли к выводу, что на каждую последующую стадию уходит меньше времени, чем на предыдущую.

 

2.    Прогресс. Регресс.

 В чем проявляется развитие общества?

Говоря о развитии, нужно знать такое понятие как прогресс - направление развития от низшего к высшему, поступательное движение вперед, к лучшему.

 

Какие прогрессивные изменения в вашей жизни произошли за последние 2-3 года?

Какие последствия для вас имели эти изменения?

Всегда ли общество движется вверх (вперёд) в своём развитии?

 Процессом , противоположным  прогрессу, является регресс - процесс, характеризующийся отступлением общества от завоеванных позиций, возвращением к предшествующему уровню.

 

Ранее мы выяснили, что изменения большие или малые в обществе происходят всегда.

 Любая страна, любой народ в определенные моменты истории оказываются перед выбором. Такой выбор осуществляется государственными деятелями, народными массами, которые и определяют путь развития своей страны.

 Рассмотрим  основные способы общественного развития.  Принято выделять два : эволюция, революция.

●     Используя полученные ранее знания, назовите отличия одного способа развития от другого?

Предполагаемый ответ учащихся.  Скорость,  первый путь проходит мирно, второй - через силу и агрессию.

Рассмотрим подробнее каждый способ. Ученые, являющиеся сторонниками идеи эволюционного развития человечества, утверждают, что   эволюция часто осуществляется в форме реформ.

●     Значение понятия реформа?

Данный путь предполагает постепенность,  поэтапность и не имеет сиюминутных результатов. В ходе проведения реформ  могут меняться планы, изменяя действия людей, а предполагаемый результат не соответствовать поставленной цели. Вскоре мы изучим с вами реформы, проведенные в России   в  1861 году,  и убедимся в истинности данных утверждений.

  Известно, что реформы на первом этапе  приводят не к улучшению, а ухудшению жизни людей.  Иногда  таким же печальным бывает итог всей реформы. Поэтому принято различать реформы   прогрессивные  и регрессивные.

●     Приведите пример   из истории.

●     Кто является  организатором реформ в стране?

Второй путь  внесения преобразований в ход общественного развития - революция. 

●     Каково определение этого понятия?

Революции различают по срокам проведения. Например, Великая Французская революция относится к долговременным, а революция, которая произошла в Феврале 1917 года (ее мы будем изучать в 9 классе), к кратковременным.

●     Кто чаще всего бывает организатором революций?

 

Резюме.  Исторический процесс создает возможность выбора, от которого зависит своеобразие путей и форм развития каждой страны.

 Мы рассмотрели с вами вопрос о реформах и революциях. Теперь нам предстоит убедиться в том,  что эти способы общественного развития не только различны, но и схожи.

 Резюме учителя.   Общество развивается постоянно.  Любая страна часто оказывается перед   выбором, и от того,  делается он или нет, в какой форме, зависит судьба этой страны. Можно ли обойтись без преобразований? Ответ на это вопрос,   позаимствованный у  английского философа, историка Френсиса Бэкона, завершит обсуждение вопроса “Реформы и революции”.

Предлагаю вам составить предложение. Задание “Облако слов”.  « Кто не применяет новых средств, тот должен ждать новых бед.»

4. Глобализация. Глобальные проблемы.

 Одну из особенностей общественного развития – ускорение его темпов – мы сегодня обсуждали. Другой важнейшей чертой развития современного общества является глобализация - исторический процесс, сближающий нации и народы, постепенно стирающий границы и превращающий человечество в единую систему.

 Назовите известные вам вещи, являющиеся символами глобализации

 Предполагаемый ответ учащихся.  Интернет, мировая валюта, мобильный телефон, электронные деньги, реклама. 

Любое явление, действие  несет в себе разные последствия.  Глобализация, как явление, также имеет   положительные   и отрицательные стороны.

Назовите их.

 Одним из негативных следствий глобализации стали глобальные проблемы.

Как вы думаете, почему они называются глобальными? Обратите внимание на корень прилагательного “глобальный”.

 Слово “глобальный” произошло от латинского слова globes - шар. Глобальными проблемами считаются те, которые носят планетарный характер, угрожают существованию всего человечества и требуют усилий всех стран для их решения.

   Учёные выделяют следующие глобальные проблемы современности: экологическую, демографическую, проблему «Север – Юг» (отсталость южных стран и опережающее развитие стран северных), проблему мира и разоружения, терроризм, наркоманию, СПИД).

Как вы думаете, почему именно на современном этапе развития общества возникли эти проблемы?

  Резюме учителя .Причинами этих проблем явились огромные масштабы человеческой деятельности, которые радикально изменили природу, общество, образ жизни людей, а также неспособность человека рационально использовать свои силы.  Глобальные проблемы - это вызов человеческому разуму. Уйти от них невозможно. Их можно только преодолеть. Преодолеть усилиями каждого человека и каждой страны в тесном сотрудничестве ради великой цели сохранения жизни на Земле. 

  VI. Закрепление. 

VII. Домашнее задание : п. 3. Записи в тетради.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

55857. Технологія організації учнівського самоврядування в школі 688 KB
  За цих умов організація учнівського самоврядування в школі є надзвичайно актуальною. Найвідчутніші результати у формуванні соціально-компетентної особистості школяра дає активна участь в роботі учнівського самоврядування.
55858. Класне самоврядування як одна із форм виховної роботи 107 KB
  Формування ініціативної здатної приймати нестандартні рішення особистості неможливе без широкого залучення учнів до управління класними справами через діяльність в органах учнівського самоврядування.
55860. Santa’s Little Helper 287 KB
  There are lots of presents in Santa’s sleigh for children around the world. Now they are off! Santa leaves a present for good boys and girls. He eats one mince pie. Then two… three… four! Amy is asleep at home. Santa climbs down the chimney with Amy’s present. But oh dear… he is too fat. He can’t move!
55861. Вибір професії 54.5 KB
  Prior to this lesson your task was to visit my teacher's website and read the materials that would help you in work on the topic of our project. Raise your hands, those who visited the site and looked through the materials. So, what was your homework?
55862. Save our nature 44.5 KB
  Well, you see that there are a lot of problems in our life. Today in our lessons we begin to discuss one of them: “People and nature”. During the lesson we’ll understand the reasons, compare activities in our country and in England and try to find the way out of some problems of our world.
55865. Развитие ситуативной речи 7-9 классы 1.68 MB
  Правила безопасного диалога Мы все дети одной планеты Человек и религия Каждая крупная статья предусматривает после себя три вида заданий: Обсуждаем прочитанное Выполняем задания Выполняем творческие задания.