58582

Развитие общества

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цель: сформировать у учащихся комплекс знаний о развитии общества. Задачи: Учебная: усвоение учащимися сведений о развитии общества глобальных проблемах человечества понятий прогресс регресс реформа революция глобализация. 2 назовите основные сферы жизни...

Русский

2014-04-27

110.5 KB

6 чел.

                                    Урок обществознания в 8 классе.

                                          Тема “Развитие общества”

                                                       План урока

Тип урока: формирование новых знаний.

Вид урока: урок – размышление.

Цель: сформировать у учащихся комплекс знаний о развитии общества.

Задачи:

  •  Учебная:  усвоение учащимися сведений о развитии общества,  глобальных проблемах человечества,  понятий «прогресс», «регресс», «реформа», «революция», «глобализация».
  •  Развивающая:  дальнейшее развитие у учащихся навыков научного мышления: умения анализировать, сравнивать, обобщать, аргументировать свою точку зрения;  развитие способностей обучающихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки социальным событиям и процессам;
  •  Воспитательная:  развитие навыков культуры общения,  социального кругозора.

 

                                                   Ход урока:

 

  1.  Организационный момент.
  2.  Проверка домашнего задания.

Вопросы к пройденному материалу: 1) что мы называем обществом ( предполагаемый ответ – в науке обществом называют  часть мира, отличающуюся от природы. Это совокупность способов взаимодействия и форм объединения людей, в которых выражается их всесторонняя взаимозависимость.) 2) назовите основные сферы жизни общества ( экономическая, политическая- сфера управления обществом, социальная- рассматривает проблемы деления общества, духовная сфера) 3) что такое социальные нормы ( это правила поведения, которые складывались в соответствии с потребностями общества) 4) Какую они могут иметь форму ( Эти нормы имеют форму дозволения – разрешения вести себя определенным образом; предписания – указания на требуемые действия; запрета – указания на действия , которых не следует совершать.) 5) назовите три ступени развития общества ( 1- традиционное ( аграрное) общество – характерно господство натурального хозяйства, сословной иерархии. 2 – индустриальное  – преобладает не сельскохозяйственное, а промышленное производство. 3 – постиндустриальное общество – использование информационных технологий, производство ориентировано не на объёмы, а на качество, на потребителя.)

  III.Актуализация знаний

Какие проблемы поднимаются в данной притче?

  « Порхая возле окна, мотылёк увидел в комнате свет.

—  Мотыльки, зарубите себе на носу: пламя жжётся, оно гибельно! — пробурчал паук. — Вас огорчает наличие стекла. Но ведь именно стекло предохраняет вас от гибели!

Мотылёк рассмеялся.

— Дед, — сказал он, —   мы, мотыльки нынешнего поколения, знаем больше, чем ты полагаешь. К счастью, я знаю, что этот восхитительный свет в комнате — холодный. Дело в том, что с твоего времени научное развитие ушло далеко вперёд. — О, я пролезу туда через эту щель и прильну к свету!

C этими словами мотылёк протиснулся в комнату и запорхал вокруг холодного света в быстром танце.

Но научный прогресс действительно ушёл далеко вперёд. Лампа была опрыскана жидкостью от насекомых…»

 Действительно,  сегодня мы будем рассуждать  о прогрессе, его последствиях, желании    развиваться, видеть новое. Тема  занятия  «Развитие общества».   На нем мы поговорим об изменчивости общества,  рассмотрим пути его развития, выясним значение понятия глобализация и поговорим о проблемах, которые вызывает данное явление.

 

Что вы знаете о развитии общества? Выясним это в ходе анкетирования.

 Учитель предлагает заполнить анкету для определения начальных знаний по теме. 

Начало формы

  1.  Оцените темп развития современного общества

 низкий

 средний

 высокий

  1.  Прогресс для общество несет

 благо

 проблемы

 двойственный результат в развитии

  1.  Запишите известные вам глобальные проблемы
  2.  Глобальные проблемы для человечества

 не решаемы

 можно ликвидировать

 не есть первоочередная задача для решения

Конец формы

IV. Изучение нового материала. 

1.    Неравномерность исторического развития

На уроках истории мы говорили о развитии государств. Если мы вспомним события, которые происходили в их истории, то увидим немало общего. Первобытное общество сменилось обществом, управляемым государством. На смену феодальной раздробленности пришли централизованные государства. В некоторых странах произошли буржуазные революции. Перечисление    можно продолжать еще долго.   Общество не стоит на месте.  Все эти события говорят о его развитии. Но каково это развитие?

« Медленно начинает история свой бег от невидимой точки, вяло совершая вокруг своей орбиты; но круги её растут, всё – быстрее и живее становится полёт, наконец, она мчится, часто касаясь старых своих путей, часто пересекая их, и с каждым оборотом всё больше приближается к бесконечности…»

                                                                                                            Ф. Энгельс.

 

 

 

Резюме учителя.  Развитие общества происходит по спирали,  скорость развития неодинакова не только на разных этапах, но и у разных народов.  Ученые, изучающие эволюцию обществ, пришли к выводу, что на каждую последующую стадию уходит меньше времени, чем на предыдущую.

 

2.    Прогресс. Регресс.

 В чем проявляется развитие общества?

Говоря о развитии, нужно знать такое понятие как прогресс - направление развития от низшего к высшему, поступательное движение вперед, к лучшему.

 

Какие прогрессивные изменения в вашей жизни произошли за последние 2-3 года?

Какие последствия для вас имели эти изменения?

Всегда ли общество движется вверх (вперёд) в своём развитии?

 Процессом , противоположным  прогрессу, является регресс - процесс, характеризующийся отступлением общества от завоеванных позиций, возвращением к предшествующему уровню.

 

Ранее мы выяснили, что изменения большие или малые в обществе происходят всегда.

 Любая страна, любой народ в определенные моменты истории оказываются перед выбором. Такой выбор осуществляется государственными деятелями, народными массами, которые и определяют путь развития своей страны.

 Рассмотрим  основные способы общественного развития.  Принято выделять два : эволюция, революция.

●     Используя полученные ранее знания, назовите отличия одного способа развития от другого?

Предполагаемый ответ учащихся.  Скорость,  первый путь проходит мирно, второй - через силу и агрессию.

Рассмотрим подробнее каждый способ. Ученые, являющиеся сторонниками идеи эволюционного развития человечества, утверждают, что   эволюция часто осуществляется в форме реформ.

●     Значение понятия реформа?

Данный путь предполагает постепенность,  поэтапность и не имеет сиюминутных результатов. В ходе проведения реформ  могут меняться планы, изменяя действия людей, а предполагаемый результат не соответствовать поставленной цели. Вскоре мы изучим с вами реформы, проведенные в России   в  1861 году,  и убедимся в истинности данных утверждений.

  Известно, что реформы на первом этапе  приводят не к улучшению, а ухудшению жизни людей.  Иногда  таким же печальным бывает итог всей реформы. Поэтому принято различать реформы   прогрессивные  и регрессивные.

●     Приведите пример   из истории.

●     Кто является  организатором реформ в стране?

Второй путь  внесения преобразований в ход общественного развития - революция. 

●     Каково определение этого понятия?

Революции различают по срокам проведения. Например, Великая Французская революция относится к долговременным, а революция, которая произошла в Феврале 1917 года (ее мы будем изучать в 9 классе), к кратковременным.

●     Кто чаще всего бывает организатором революций?

 

Резюме.  Исторический процесс создает возможность выбора, от которого зависит своеобразие путей и форм развития каждой страны.

 Мы рассмотрели с вами вопрос о реформах и революциях. Теперь нам предстоит убедиться в том,  что эти способы общественного развития не только различны, но и схожи.

 Резюме учителя.   Общество развивается постоянно.  Любая страна часто оказывается перед   выбором, и от того,  делается он или нет, в какой форме, зависит судьба этой страны. Можно ли обойтись без преобразований? Ответ на это вопрос,   позаимствованный у  английского философа, историка Френсиса Бэкона, завершит обсуждение вопроса “Реформы и революции”.

Предлагаю вам составить предложение. Задание “Облако слов”.  « Кто не применяет новых средств, тот должен ждать новых бед.»

4. Глобализация. Глобальные проблемы.

 Одну из особенностей общественного развития – ускорение его темпов – мы сегодня обсуждали. Другой важнейшей чертой развития современного общества является глобализация - исторический процесс, сближающий нации и народы, постепенно стирающий границы и превращающий человечество в единую систему.

 Назовите известные вам вещи, являющиеся символами глобализации

 Предполагаемый ответ учащихся.  Интернет, мировая валюта, мобильный телефон, электронные деньги, реклама. 

Любое явление, действие  несет в себе разные последствия.  Глобализация, как явление, также имеет   положительные   и отрицательные стороны.

Назовите их.

 Одним из негативных следствий глобализации стали глобальные проблемы.

Как вы думаете, почему они называются глобальными? Обратите внимание на корень прилагательного “глобальный”.

 Слово “глобальный” произошло от латинского слова globes - шар. Глобальными проблемами считаются те, которые носят планетарный характер, угрожают существованию всего человечества и требуют усилий всех стран для их решения.

   Учёные выделяют следующие глобальные проблемы современности: экологическую, демографическую, проблему «Север – Юг» (отсталость южных стран и опережающее развитие стран северных), проблему мира и разоружения, терроризм, наркоманию, СПИД).

Как вы думаете, почему именно на современном этапе развития общества возникли эти проблемы?

  Резюме учителя .Причинами этих проблем явились огромные масштабы человеческой деятельности, которые радикально изменили природу, общество, образ жизни людей, а также неспособность человека рационально использовать свои силы.  Глобальные проблемы - это вызов человеческому разуму. Уйти от них невозможно. Их можно только преодолеть. Преодолеть усилиями каждого человека и каждой страны в тесном сотрудничестве ради великой цели сохранения жизни на Земле. 

  VI. Закрепление. 

VII. Домашнее задание : п. 3. Записи в тетради.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

44147. Разработка визуальной системы обучения основам алгоритмизации и программирования курсантов высших военных учебных заведений 2.9 MB
  Целью изучения учебной дисциплины «Информатика и программирование» является приобретение курсантами базовых знаний и практических навыков, позволяющих эффективно применять средства автоматизации управления внутренними войсками для решения служебно-боевых задач в сфере военно-профессиональной деятельности по специальности
44148. Исследование физической подготовленности легкоатлетов групп начальной подготовки 254.5 KB
  Средства и методы обучения и тренировки легкоатлетов Структура и содержание спортивной тренировки на этапе начальной подготовки Оценить динамику физической подготовленности занимающихся в секции легкой атлетики в годичном цикле тренировки. Систематичность последовательность и постепенность лежат в основе планирования спортивной тренировки в легкой атлетике и осуществляются в недельном месячном годичном тренировочных циклах предполагая систематическое последовательное но постепенное повышение тренировочных нагрузок...
44149. Направления повышения экономической безопасности предприятия ООО «Дорожно-строительное предприятие» 648.5 KB
  Теоретико-методические положения обеспечения экономической безопасности предприятия. Сущность экономических подходов к повышению уровня безопасности предприятия. Методические положения по определению уровня экономической безопасности предприятия и факторов на нее влияющих. Методы повышения экономической безопасности предприятия.
44150. Реклама вентиляционных систем стандартные и нестандартные решения (на примере компании «Формик») 1.51 MB
  Большинство современных рынков подразделяют на множество сегментов. Многие товары и услуги имеют узкую нишу и ограниченный круг потребителей, охватить который с помощью традиционной рекламы сложно и затратно. Все равно, что бить из пушки по воробьям.
44151. Аграрная политика государства в условиях рынка 695.5 KB
  В связи с этим появились суждения о том что система колхозов способствовала развалу сельского хозяйства и лишь с ликвидацией такой системы наступит всеобщее благоденствие. Поэтому налицо отчуждение работника сельского хозяйства от земли спад интереса к сельскохозяйственному труду многие деревни опустели. Трудности развития сельского хозяйства и других отраслей АПК как показывают реформы с каждым годом только увеличиваются. Учитывая данные обстоятельства решение проблемы продовольственной безопасности страны должно представлять собой...
44152. Техническое обслуживание и ремонт электропривода ЭПЦ-1000 Д12УХЛ 340.1 KB
  Предназначен для управления рабочими органами запорной арматуры технологических и магистральных трубопроводов на объектах МН: линейной части нефтепровода, НПС (ЛПДС), нефтебаз, пунктов слива-налива, резервуарных парков, морских терминалов, а также регулирующих органов в системах автоматического регулирования давления на НПС (ЛПДС) и линейной части, трубопроводной запорной арматуры систем пожаротушения, водоснабжения и канализации, водяного охлаждения, клапанов систем автоматики отопления и вентиляции
44153. РАЗРАБОТКА МАРКЕТИНГОВОГО ПЛАНА УЧАСТИЯ В ВЫСТАВКЕ (НА ПРИМЕРЕ ООО «СЦ «СЭР», Г. ЛЕНИНСК-КУЗНЕЦКИЙ) 1.2 MB
  Целью работы является разработка плана участия в выставке для совершенствования деятельности предприятия на примере ООО Сервисный Центр СибЭнергоРесурс. Четвертая глава направлена на разработку маркетингового плана участия в выставке для ООО Сервисный Центр СибЭнергоРесурс.3 Разработка маркетингового плана участия в выставке.
44154. Инфаркт миокарда. Реанимационный этап лечения 675.5 KB
  Каждая миокардиальная клетка состоит из миофибрилл, которые состоят из длинных цепей индивидуальных саркомеров — основных сократительных единиц клетки. Каждый саркомер состоит из нитевидных структур — перекрывающихся филаментов, образованных сократительными белками — актином и миозином.
44155. Исследование проблем и разработка основных направлений совершенствования системы развития логистики запасов в ООО «Новые окна» 393 KB
  Теоретико-методологические основы логистики запасов Понятие сущность и виды материальных запасов . Необходимость существования запасов Анализ уровня развития логистики запасов в ООО Новые окна.