58586

Звуки [н]. Строчная буква «н»

Конспект урока

Педагогика и дидактика

На этапе актуализации знаний предложены задания (в том числе и развивающего характера), которые подготовят учащихся к восприятию нового материала.

Русский

2014-06-05

36.28 KB

1 чел.

Тема: Звуки [н] [н']. Строчная буква «н»

УМК «Школа 2100» 1 класс

Методический комментарий к уроку

Урок чтения это урок – исследование, построен в технологии деятельностного метода. Урок проведен по учебнику «Букварь» (авт. Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина)

На первом этапе художественное оформление доски и музыкальное сопровождение позволит ученикам настроиться на работу.

На этапе актуализации знаний предложены задания (в том числе и развивающего характера), которые подготовят учащихся к восприятию нового материала.

Постановка учебной проблемы осуществляется посредством подводящего диалога: выстроена логическая цепь вопросов и заданий, что поможет учащимся выявить учебную проблему и сфорулировать тему урока (знакомство с новой буквой).

На этапе поиска решения и «открытия» новых знаний для поддержания мотивации создана ситуация успеха для всех учеников, когда за хорошую работу они получают «билеты в цирк». На данном этапе ученики записывают новую букву, развивают воображение, сравнивая букву с различными предметами, работая в нарах, изображают букву и. Работа над звуками проходит в виде учебной игры со звуковичками, как предлагается в названном учебнике.

На этапе первичного закрепления предусмотрены задания на развитие внимания (игра «Твердый — мягкий»), на различные виды чтения слогов и слов с изученной буквой (чтение глазами, шепотом, вслух, чтение с красным карандашом, т.е. отметка гласных; составление слов путем добавления или изменения буквы). Смена видов работы позволит поддерживать внимание, работоспособность и мотивацию школьников на необходимом уровне.

Новые знания учащиеся приобретают на следующем этапе. Повторяется правило об оформлении предложений, о правописании имен собственных, отрабатывается чтение вслух с интонацией перечисления и с паузой. Хорошо читающий ученик (или учитель) зачитывает из учебника стихотворение С.Маршака «Цирк», после чего ученики рассказывают об артистах цирка.

На этапе рефлексии организована фиксация нового содержания, изученного на уроке, в игровой форме организовано проведение самооценки учениками работы на уроке.

Таким образом, начиная с I класса на уроках используются различные проблемно-диалогические методы обучения, помогающие ученикам ставить и решать проблемы, а не получать знания в готовом виде.

Тема: Звуки [н] [н']. Строчная буква «н»

Цели: предметные: познакомить с буквой н и звуками [н], [н]; формировать умение читать слоги и слова с изученными буквами; совершенствовать умение проводить звукобуквенный анализ слов; обогащать словарный запас; развивать фонематический слух, орфографическую зоркость (видеть орфограмму «Большая буква в именах собственных»), мышление, воображение, внимание, речь; развивать умение анализировать и сравнивать; воспитывать эстетическое восприятие мира, чувство дружбы, интерес к учебному процессу.

Формирование УУД: личностные (знать основные моральные номы поведения в новой школьной жизни); регулятивные ( принимать учебную задачу, соответствующую этапу обучения; оценивать совместно с учителем результат своих действий, вносить соответствующие корректива); познавательные (в соответствии с заданным вопросом строить ответ в устной форме,; на основе анализа и сравнения группировать языковой материал по заданному основанию; соотносить изучаемый материал с собственным опытом); коммуникативные (знать правила общения в школе, в классе; использовать в общении правила вежливости; участвовать в разных формах работы в классе (индивидуальной, фронтальной, в пар6); строить понятные высказывания; задавать вопросы, адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач).

Ход урока.

  1.  Организационный момент.
  2.  Сегодня на уроке чтения мы совершим увлекательное путешествие. Для этого нужно быть внимательными, наблюдательными, дружными.

Послушайте, куда мы отправимся.

Звучит фрагмент «Песенки о цирке» (сл М. Пляцковского, муз. В. Шаинского).

Открывается доска — нарисован цирковой шатер, сверху написано слово цирк.

  1.  Прочитайте слово. Каких артистов цирка вы знаете? (Создание речевой ситуации)
  2.  Начинается урок чтения. Что мы обычно делаем на уроке чтения?

  1.  Актуализация знаний.

Из чего состоит слово цирк?

Звуковички помогают нам изобразить звуки. Посмотрите на них. По какому признаку они разбились на группы?

На доске звуковички распределены на три группы. Буквы о, а, ы, и обозначают гласные звуки, буквы п, т обозначают глухие согласные звуки, буквы г, р обозначают звонкие согласные.

  1.  Постановка проблемы.
  2.  Из чего состоит музыка, которую мы слушали? (Из звуков.)

Записывают музыкальные звуки специальными значками.

  1.  Кто знает, как они называются? (Ноты.)

Посмотрите, сколько их в специальных музыкальных книгах, которые умеют читать только музыканты. (Учитель показывает книгу с нотами.)

Один из этих значков изображен в букваре на странице 52. Откроем книгу бережно, по закладке.

Кто знает, какая нота изображена на картинке? (Ля.)

Проведем звукобуквенный анализ слова нота. Нам поможет алгоритм. (Один ученик работает у доски. Остальные работают на листочках.)

Произносим слово.

Делим на слоги.

Определяем ударение.

Определяем звуки.

Обозначаем звуки знакомыми буквами.

Используются круги зеленого, красного и синего цвета и магнитные буквы т, п, о, а, и, г, р.

  1.  Для обозначения первого звука мы букву пока не знаем. Поставьте в схеме вопросительный знак. 

Теперь послушайте загадку и доскажите слово – отгадку.

Адрес перепутали маленькие кони.

Вместо Лилипутии в цирк попали...

Посмотрите на эту лошадку. Проведем  звукобуквенный анализ слова пони (по алгоритму).

В слове пони для обозначения третьего звука мы букву не знаем. Поставьте вопросительный знак в схеме.   

Назовем еще раз звуки, которые мы не обозначили буквой.

Почему мы не смогли обозначить их буквой?

Кто догадался, какая тема сегодняшнего урока? (Новая буква.)

 IV. Поиск решения. Открытие нового знания.

Попробуйте написать новую букву в своих схемах. (В это время к буквам, написанным на доске, добавляются две букв н.)

Сравните свою запись с записью в учебнике. Покажите цветами светофора, как вы справились с заданием.

Как эта буква правильно называется? (Буква эн.)

Откройте последнюю страничку в букваре и найдите там домик буквы н.

Поставим эту букву на свои места в словах нота, пони на доске.

Пофантазируйте, на что похожа буква н.

За хорошую работу вы получаете «билеты в цирк».

Ф и з к у л ь т м и н у т к а (проводится в парах)

Изобразим букву н.

На букве н

Я, как на лесенке,

Сижу и распеваю песенки!

Вспомним, какие звуки буква н обозначает? Согласные (объясняют)

Эти звуки звонкие или глухие? Проверим, закрыв уши.

Значит, с какими буквами будет дружить буква н? (Учитель ставит звуковичка на доску в группу к буквам р и г, обозначающим звонкие согласные.)

Давайте оденем звуковичка для буквы н. (Учитель кладет в кармашек «ленты букв» букву.)

Какую шапочку мы ему наденем? Почему?

Какого цвета будут его башмачки? Почему?

V. Первичное закрепление. 

1. Игра «Твердый - мягкий».

- Проверим, сумеете ли вы правильно  подобрать башмачок. Сейчас я буду называть вам слова. Если вы услышите в слове твердый звук ], поднимите синий кружок, если мягкий [н'] — зеленый,

Конь, арена, ученики, канат, клоун, акробат.

(Последнее слово — ловушка. Если будет допущена ошибка, следует медленно хором произнести слово, выяснить, что звуков [н], [н'1 там нет.

- Кто такой акробат? (Цирковой гимнаст.)

2. Чтение слогов. 

- Сейчас перед нами выступит клоун-жонглер, который очень ловко умеет подбрасывать и ловить шарики. Прочитаем слоги, записанные в шариках, — на, но, ны, ни:

— глазами,

— шепотом,

— вслух.

Теперь вы сами станете жонглерами, прочитав слоги в букваре.

Сначала прочитайте первые три столбика слогов, отмечая гласные красными точками, Прочитайте вслух: 1-й столбик - девочки, 2-й - мальчики, 3-й вместе.

Выборочное чтение: прочитайте слоги с глухими согласными звуками; слоги со звонкими согласными звуками,

Прочитайте 4-й столбик слогов с красным карандашом (им отмечаются гласные буквы) и подумайте, чем он отличается от прочитанных. (В нем все согласные — мягкие.) Какая буква говорит о мягкости согласных? Обозначьте вместе со мной согласные перед буквой и зелеными точками. Прочитайте вслух по указке.

Прочитайте самостоятельно 5-й столбик с карандашом и подумайте, чем он отличается от остальных. (В словах по две гласных буквы.)

3. Составление и чтение слов.

- Среди этих слогов есть слово, найдите его. (Они.) О ком можно так сказать? (Открывается наборное полотно.)

Подпишите к слову они впереди букву г. Какое слово получилось? Найдите его среди записанных ниже слов. Прочитайте. Когда так говорят?

Зачеркните в слове гони первую гласную букву.

Какое слово получилось? Покажите движением рук это действие.

Какое слово получим, если в слове гни заменим первую согласную букву? Что означает слово пни?

VI. Включение в систему знаний.

Чтение предложения.

- Посмотрите на нижнюю строчку в букваре. Кто еще пришел на выступление? Рассмотрите иллюстрацию. Как вы думаете, как этих девочек можно назвать одним словом? Как вы догадались, что они подруги?

Как должны вести себя друзья?

Узнаем, как этих девочек зовут. Прочитайте. Как написаны слова? Почему? Отметим уголком большую букву.

Подчеркните букву н в именах девочек.

Найдите букву н в слове Ирина (Инга, Инна и др.).

Найдите имя, в котором две буквы н стоят рядом. Это опасное место в слове, его нужно запомнить, зажжем для себя зеленый сигнал.

Что стоит в конце предложения? Подчеркнем точку.

Обратите внимание на запятые. Имена девочек перечисляются, поэтому стоят запятые. А еще в этом предложении есть знак тире. Он показывает, что при чтении в этом месте надо сделать паузу.

Прочитаем предложение вслух с интонацией перечисления и с паузой.

Как вы думаете, кого увидят в цирке подруги?

Сейчас вы послушаете стихотворение «Цирк», которое написал известный поэт С.Я. Маршак, и узнаете, кого еще можно встретить в цирке.

Показ фотографии писателя.

Чтение учителем (хорошо читающим учеником).

- О каких артистах цирка рассказал поэт?

VII. Рефлексия (итог) урока.

Переверните свои билетики. Кто из артистов там изображен?

  1.  Произнесите слово слон. Есть ли в этом слове новый звук? Какой? Где он находится в слове? Какой буквой будем его обозначать? Какой еще звук обозначает буква н?

Головой кивает слон.

За хорошую работу

Вам, ребята, шлет поклон.

У слона есть мячик. Сейчас вы закрасите его красным цветом, если довольны своей работой на уроке, или зеленым цветом, если что-то у вас немного не получилось.

13


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

78364. Предмет и задачи дисциплины «Национальная экономика» 59.41 KB
  Предпосылки становления функционирования и развития национальной экономики. Становление национальной экономики. Современные подходы к предмету и методу национальной экономики. Предмет и задачи курса национальной экономики Под национальной экономикой принято считать народное хозяйство страны.
78365. Макроэкономические показатели и пропорции национальной экономики 55.54 KB
  Макроэкономические показатели и пропорции национальной экономики. Роль и значение макроэкономических показателей и пропорций в регулировании национальной экономики. Роль и значение макроэкономических показателей и пропорций в регулировании национальной экономики. Без этого невозможно эффективно управлять развитием национальной экономики в интересах достижения ближайших и отдаленных целей социально-экономического прогресса общества и государства.
78366. Типы национальных хозяйственных систем 44.06 KB
  Национальные экономики открытого закрытого типа. Типы хозяйственных систем национальной экономики и критерии их разграничения. Хозяйственная система национальной экономики состоит из следующих основных элементов: социально-экономических определяющих специфику отношений между хозяйствующими субъектами по поводу собственности порядка владения и распределения основных экономических ресурсов и результатов экономической деятельности хозяйствующих субъектов...
78367. Структура национальной экономики 43.87 KB
  Структура национальной экономики. Структура национальной экономики: понятие сущность и виды. Теории структурных реформ национальной экономики.Инфраструктура экономики: виды и значение для национальной экономики.
78368. Система потенциалов национальной экономики 36.08 KB
  Система потенциалов национальной экономики. Виды совокупного экономического потенциала национальной экономики. Национальное богатство – часть совокупного экономического потенциала национальной экономики. Совокупный экономический потенциал: понятие и сущность Основным направлением функционирования современной экономики РК ее реформирования является устранение сдерживающих факторов и активизация развития экономики.
78369. Домашние хозяйства, Фирмы и предпринимательство в Казахстане 35.42 KB
  Домашние хозяйства Фирмы и предпринимательство в Казахстане. Домашние хозяйства в экономической системе страны. Домашние хозяйства в экономической системе страны. В системе экономических отношений домашние хозяйства имеют исключительно важное значение поскольку они являются собственниками факторов производства находящихся в частной собственности.
78370. Государство в современном Казахстане и его функции 44.15 KB
  Производство общественных благ. Понятие сущность классификация общественных благ. Специфика потребления общественных благ. Условия эффективного обеспечения общественными благами в национальной экономике.
78371. ФРАКТАЛЬНАЯ ГРАФИКА 311.5 KB
  Понятие фрактала и история появления фрактальной графики. Понятие размерности и ее расчет. Геометрические фракталы. Алгебраические фракталы. Системы итерируемых функций. Стохастические фракталы. Фракталы и хаос.
78372. Растровая графика. Растровые представления изображений 163.5 KB
  Количество цветов растрового изображения. Растровые изображения напоминают лист клетчатой бумаги на котором любая клетка закрашена либо черным либо белым цветом образуя в совокупности рисунок. растровая графика описывает изображения с использованием цветных точек пиксели расположенных на сетке. В частности изменение размеров растровой графики может привести к разлохмачиванию краев изображения поскольку пиксели будут перераспределяться на сетке.