58586

Звуки [н]. Строчная буква «н»

Конспект урока

Педагогика и дидактика

На этапе актуализации знаний предложены задания (в том числе и развивающего характера), которые подготовят учащихся к восприятию нового материала.

Русский

2014-06-05

36.28 KB

1 чел.

Тема: Звуки [н] [н']. Строчная буква «н»

УМК «Школа 2100» 1 класс

Методический комментарий к уроку

Урок чтения это урок – исследование, построен в технологии деятельностного метода. Урок проведен по учебнику «Букварь» (авт. Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина)

На первом этапе художественное оформление доски и музыкальное сопровождение позволит ученикам настроиться на работу.

На этапе актуализации знаний предложены задания (в том числе и развивающего характера), которые подготовят учащихся к восприятию нового материала.

Постановка учебной проблемы осуществляется посредством подводящего диалога: выстроена логическая цепь вопросов и заданий, что поможет учащимся выявить учебную проблему и сфорулировать тему урока (знакомство с новой буквой).

На этапе поиска решения и «открытия» новых знаний для поддержания мотивации создана ситуация успеха для всех учеников, когда за хорошую работу они получают «билеты в цирк». На данном этапе ученики записывают новую букву, развивают воображение, сравнивая букву с различными предметами, работая в нарах, изображают букву и. Работа над звуками проходит в виде учебной игры со звуковичками, как предлагается в названном учебнике.

На этапе первичного закрепления предусмотрены задания на развитие внимания (игра «Твердый — мягкий»), на различные виды чтения слогов и слов с изученной буквой (чтение глазами, шепотом, вслух, чтение с красным карандашом, т.е. отметка гласных; составление слов путем добавления или изменения буквы). Смена видов работы позволит поддерживать внимание, работоспособность и мотивацию школьников на необходимом уровне.

Новые знания учащиеся приобретают на следующем этапе. Повторяется правило об оформлении предложений, о правописании имен собственных, отрабатывается чтение вслух с интонацией перечисления и с паузой. Хорошо читающий ученик (или учитель) зачитывает из учебника стихотворение С.Маршака «Цирк», после чего ученики рассказывают об артистах цирка.

На этапе рефлексии организована фиксация нового содержания, изученного на уроке, в игровой форме организовано проведение самооценки учениками работы на уроке.

Таким образом, начиная с I класса на уроках используются различные проблемно-диалогические методы обучения, помогающие ученикам ставить и решать проблемы, а не получать знания в готовом виде.

Тема: Звуки [н] [н']. Строчная буква «н»

Цели: предметные: познакомить с буквой н и звуками [н], [н]; формировать умение читать слоги и слова с изученными буквами; совершенствовать умение проводить звукобуквенный анализ слов; обогащать словарный запас; развивать фонематический слух, орфографическую зоркость (видеть орфограмму «Большая буква в именах собственных»), мышление, воображение, внимание, речь; развивать умение анализировать и сравнивать; воспитывать эстетическое восприятие мира, чувство дружбы, интерес к учебному процессу.

Формирование УУД: личностные (знать основные моральные номы поведения в новой школьной жизни); регулятивные ( принимать учебную задачу, соответствующую этапу обучения; оценивать совместно с учителем результат своих действий, вносить соответствующие корректива); познавательные (в соответствии с заданным вопросом строить ответ в устной форме,; на основе анализа и сравнения группировать языковой материал по заданному основанию; соотносить изучаемый материал с собственным опытом); коммуникативные (знать правила общения в школе, в классе; использовать в общении правила вежливости; участвовать в разных формах работы в классе (индивидуальной, фронтальной, в пар6); строить понятные высказывания; задавать вопросы, адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач).

Ход урока.

  1.  Организационный момент.
  2.  Сегодня на уроке чтения мы совершим увлекательное путешествие. Для этого нужно быть внимательными, наблюдательными, дружными.

Послушайте, куда мы отправимся.

Звучит фрагмент «Песенки о цирке» (сл М. Пляцковского, муз. В. Шаинского).

Открывается доска — нарисован цирковой шатер, сверху написано слово цирк.

  1.  Прочитайте слово. Каких артистов цирка вы знаете? (Создание речевой ситуации)
  2.  Начинается урок чтения. Что мы обычно делаем на уроке чтения?

  1.  Актуализация знаний.

Из чего состоит слово цирк?

Звуковички помогают нам изобразить звуки. Посмотрите на них. По какому признаку они разбились на группы?

На доске звуковички распределены на три группы. Буквы о, а, ы, и обозначают гласные звуки, буквы п, т обозначают глухие согласные звуки, буквы г, р обозначают звонкие согласные.

  1.  Постановка проблемы.
  2.  Из чего состоит музыка, которую мы слушали? (Из звуков.)

Записывают музыкальные звуки специальными значками.

  1.  Кто знает, как они называются? (Ноты.)

Посмотрите, сколько их в специальных музыкальных книгах, которые умеют читать только музыканты. (Учитель показывает книгу с нотами.)

Один из этих значков изображен в букваре на странице 52. Откроем книгу бережно, по закладке.

Кто знает, какая нота изображена на картинке? (Ля.)

Проведем звукобуквенный анализ слова нота. Нам поможет алгоритм. (Один ученик работает у доски. Остальные работают на листочках.)

Произносим слово.

Делим на слоги.

Определяем ударение.

Определяем звуки.

Обозначаем звуки знакомыми буквами.

Используются круги зеленого, красного и синего цвета и магнитные буквы т, п, о, а, и, г, р.

  1.  Для обозначения первого звука мы букву пока не знаем. Поставьте в схеме вопросительный знак. 

Теперь послушайте загадку и доскажите слово – отгадку.

Адрес перепутали маленькие кони.

Вместо Лилипутии в цирк попали...

Посмотрите на эту лошадку. Проведем  звукобуквенный анализ слова пони (по алгоритму).

В слове пони для обозначения третьего звука мы букву не знаем. Поставьте вопросительный знак в схеме.   

Назовем еще раз звуки, которые мы не обозначили буквой.

Почему мы не смогли обозначить их буквой?

Кто догадался, какая тема сегодняшнего урока? (Новая буква.)

 IV. Поиск решения. Открытие нового знания.

Попробуйте написать новую букву в своих схемах. (В это время к буквам, написанным на доске, добавляются две букв н.)

Сравните свою запись с записью в учебнике. Покажите цветами светофора, как вы справились с заданием.

Как эта буква правильно называется? (Буква эн.)

Откройте последнюю страничку в букваре и найдите там домик буквы н.

Поставим эту букву на свои места в словах нота, пони на доске.

Пофантазируйте, на что похожа буква н.

За хорошую работу вы получаете «билеты в цирк».

Ф и з к у л ь т м и н у т к а (проводится в парах)

Изобразим букву н.

На букве н

Я, как на лесенке,

Сижу и распеваю песенки!

Вспомним, какие звуки буква н обозначает? Согласные (объясняют)

Эти звуки звонкие или глухие? Проверим, закрыв уши.

Значит, с какими буквами будет дружить буква н? (Учитель ставит звуковичка на доску в группу к буквам р и г, обозначающим звонкие согласные.)

Давайте оденем звуковичка для буквы н. (Учитель кладет в кармашек «ленты букв» букву.)

Какую шапочку мы ему наденем? Почему?

Какого цвета будут его башмачки? Почему?

V. Первичное закрепление. 

1. Игра «Твердый - мягкий».

- Проверим, сумеете ли вы правильно  подобрать башмачок. Сейчас я буду называть вам слова. Если вы услышите в слове твердый звук ], поднимите синий кружок, если мягкий [н'] — зеленый,

Конь, арена, ученики, канат, клоун, акробат.

(Последнее слово — ловушка. Если будет допущена ошибка, следует медленно хором произнести слово, выяснить, что звуков [н], [н'1 там нет.

- Кто такой акробат? (Цирковой гимнаст.)

2. Чтение слогов. 

- Сейчас перед нами выступит клоун-жонглер, который очень ловко умеет подбрасывать и ловить шарики. Прочитаем слоги, записанные в шариках, — на, но, ны, ни:

— глазами,

— шепотом,

— вслух.

Теперь вы сами станете жонглерами, прочитав слоги в букваре.

Сначала прочитайте первые три столбика слогов, отмечая гласные красными точками, Прочитайте вслух: 1-й столбик - девочки, 2-й - мальчики, 3-й вместе.

Выборочное чтение: прочитайте слоги с глухими согласными звуками; слоги со звонкими согласными звуками,

Прочитайте 4-й столбик слогов с красным карандашом (им отмечаются гласные буквы) и подумайте, чем он отличается от прочитанных. (В нем все согласные — мягкие.) Какая буква говорит о мягкости согласных? Обозначьте вместе со мной согласные перед буквой и зелеными точками. Прочитайте вслух по указке.

Прочитайте самостоятельно 5-й столбик с карандашом и подумайте, чем он отличается от остальных. (В словах по две гласных буквы.)

3. Составление и чтение слов.

- Среди этих слогов есть слово, найдите его. (Они.) О ком можно так сказать? (Открывается наборное полотно.)

Подпишите к слову они впереди букву г. Какое слово получилось? Найдите его среди записанных ниже слов. Прочитайте. Когда так говорят?

Зачеркните в слове гони первую гласную букву.

Какое слово получилось? Покажите движением рук это действие.

Какое слово получим, если в слове гни заменим первую согласную букву? Что означает слово пни?

VI. Включение в систему знаний.

Чтение предложения.

- Посмотрите на нижнюю строчку в букваре. Кто еще пришел на выступление? Рассмотрите иллюстрацию. Как вы думаете, как этих девочек можно назвать одним словом? Как вы догадались, что они подруги?

Как должны вести себя друзья?

Узнаем, как этих девочек зовут. Прочитайте. Как написаны слова? Почему? Отметим уголком большую букву.

Подчеркните букву н в именах девочек.

Найдите букву н в слове Ирина (Инга, Инна и др.).

Найдите имя, в котором две буквы н стоят рядом. Это опасное место в слове, его нужно запомнить, зажжем для себя зеленый сигнал.

Что стоит в конце предложения? Подчеркнем точку.

Обратите внимание на запятые. Имена девочек перечисляются, поэтому стоят запятые. А еще в этом предложении есть знак тире. Он показывает, что при чтении в этом месте надо сделать паузу.

Прочитаем предложение вслух с интонацией перечисления и с паузой.

Как вы думаете, кого увидят в цирке подруги?

Сейчас вы послушаете стихотворение «Цирк», которое написал известный поэт С.Я. Маршак, и узнаете, кого еще можно встретить в цирке.

Показ фотографии писателя.

Чтение учителем (хорошо читающим учеником).

- О каких артистах цирка рассказал поэт?

VII. Рефлексия (итог) урока.

Переверните свои билетики. Кто из артистов там изображен?

  1.  Произнесите слово слон. Есть ли в этом слове новый звук? Какой? Где он находится в слове? Какой буквой будем его обозначать? Какой еще звук обозначает буква н?

Головой кивает слон.

За хорошую работу

Вам, ребята, шлет поклон.

У слона есть мячик. Сейчас вы закрасите его красным цветом, если довольны своей работой на уроке, или зеленым цветом, если что-то у вас немного не получилось.

13


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

74129. Операционные системы реального времени 16.47 KB
  Система называется системой реального времени СРВ если правильность её функционирования зависит не только от логической корректности вычислений но и от времени за которое эти вычисления производятся. Говорят что система работает в реальном времени если ее быстродействие адекватно скорости протекания физических процессов на объектах контроля или управления. Здесь имеются в виду процессы непосредственно связанные с функциями выполняемыми конкретной системой реального времени.
74130. Классификация систем реального времени 16.9 KB
  Принято различать системы жёсткого и мягкого реального времени. Системой жёсткого реального времени называется система где неспособность обеспечить реакцию на какие-либо события в заданное время является отказом и ведёт к невозможности решения поставленной задачи. В качестве условной временной границы допустимого времени реакции обычно принимают 100 мкс.
74131. Функции ядра операционной системы реального времени 19.07 KB
  Ядра предоставляют пользователю такие базовые функции как планирование синхронизация задач межзадачная коммуникация управление памятью и т. В дополнение к сервисам ядра многие ОСРВ предлагают линейки дополнительных компонентов для организации таких высокоуровневых понятий как файловая система сетевое взаимодействие управление сетью управление базой данных графический пользовательский интерфейс и т. Многие но не все ядра ОСРВ поддерживают эту группу сервисов.
74132. Внутренняя архитектура операционных систем реального времени 47.63 KB
  Определяется как набор модулей взаимодействующих между собой внутри ядра системы и предоставляющих прикладному программному обеспечению входные интерфейсы для обращений к аппаратуре. Переход из пользовательского режима в режим ядра осуществляется через системные вызовы интерфейс ядра операционной системы. Альтернативой является построение операционной системы на основе микроядра рис. Тогда как функции операционной системы более высокого уровня выполняют специализированные компоненты серверы работающие в пользовательском режиме.
74133. АСКУЭ Энергия+ 17.54 KB
  Комплекс с целью привязки всех данных к точному астрономическому времени оснащён системой обеспечения единого времени. Программируемое управление АСКУЭ Энергия обеспечивается центром сбора и обработки данных ЦСОД в составе: специализированного вычислительного комплекса СВК системы обеспечения единого времени СЕВ; технических средств организации каналов связи выделенных и или коммутируемых. Основные характеристики Основные характеристики определяющие предельные возможности базового программного обеспечения БПО: Характеристика...
74134. Формы осуществления исполнительной власти 15.84 KB
  Различают следующие формы исполнительной власти: правовые связаны с изданием правовых актов которые влекут изменения или превращения административных правоотношений. Правовые формы осуществления исполнительной власти: правотворческая и правоприменительная деятельность. Правоприменительная деятельность органов и должностных лиц исполнительной власти разрешение вопросов управления на основе собственных правовых норм т.
74136. Административно-правовые нормы: понятие, виды, особенности 17.11 KB
  Структура административно-правовой нормы: гипотеза указывает на условия применения того или иного правила поведения конкретные фактические условия применения нормы права; диспозиция основная часть нормы в которой определяется само правило поведения предписывающего запрещающего или дозволяющего характера; санкция всегда закрепляется в нормах предусматривающих конкретные составы административных правонарушений.