58588

Олимпийские игры в древности

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цель урока: Знакомство с историей Олимпийских игр в древности оценка их значения в жизни Древней Греции и современности; осознание миротворческой роли Олимпийских игр Задачи урока: Способствовать формированию знаний учащихся по истории Олимпийских игр...

Русский

2014-04-27

81.5 KB

1 чел.

Конспект урока на тему

«Олимпийские игры в древности»

(5 класс)

                                          Подготовила

учитель истории и обществознания

                                                   Ключникова Н.В.

Воронеж - 2012

Тема урока: Олимпийские Игры

Тип урока:   урок изучения нового материала

Цель урока:  Знакомство с историей Олимпийских игр в древности, оценка  их значения в жизни Древней Греции и современности; осознание миротворческой роли Олимпийских игр

Задачи урока:

1)    Способствовать формированию знаний учащихся по истории Олимпийских игр

2)    Продолжить формирование информационных, аналитических умений через организацию работы с текстом учебника, дополнительными  источниками информации, оценку имеющихся знаний

3) Способствовать формированию коммуникативных качеств учащихся через работу в группах, формировать стремление вести здоровый образ жизни на примере героев Олимпийских игр

Метод обучения: частично-поисковый, репродуктивный

Формы организации познавательной деятельности:

фронтальная, индивидуальная, групповая

Средства обучения:1) А.А.Вигасин «История Древнего мира» 5 класс, учебник для                                            общеобразовательных учебных заведений, Просвещение 2009                                   2) Степанищев А.Т. Методический справочник учителя истории. – М.: ВЛАДОС, 2005 3) карта, иллюстрации из набора картин, иллюстрации из учебника

Оборудование: карта «Древняя Греция», мультимедийный проектор, учебник, тетрадь, рабочие листы.

Развитие универсальных учебных действий (УУД)

Познавательные :

  •  Умение поставить задачу, работать с учебником и дополнительной литературой, таблицей, владеть различными видами пересказа.
  •  Умение выделять главное, сравнивать факты, подытоживать информацию.
  •  Умение высказывать суждения, задавать уточняющие вопросы, слушать друг друга, распределять работу при совместной деятельности, организовывать работу в группе.

Регулятивные :

  •  Соотносить то, что известно, с тем, что неизвестно.
  •  Прогнозировать
  •  Сравнивать результаты с целью.

         Коммуникативные : 

  •  Умение участвовать в коллективном диалоге, интегрироваться в группу сверстников, сотрудничать со сверстниками и взрослыми.

Ход урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Оргмомент

Приветствует учащихся, создает рабочую атмосферу, проверяет готовность рабочего места учеников

Приветствуют учителя, проверяют готовность места, настраиваются на работу

Актуализация, целеполагание, мотивация (Вызов)

Вступительное слово учителя о Греции, греческих богах, в честь которых устраивались Олимпийские игры - тема урока.

Что знаете об Олимпийских играх?

На основе ответов учащихся на доске начинает заполнять таблицу ЗХУ графу «знаю»

Помогает формулировать вопросы для 2 графы таблицы ЗХУ «хочу знать»

Вспоминают все, что знают об Олимпийских играх из СМИ

 

Заполняют в таблице ЗХУ графу «знаю» (у себя в тетрадях)

Формулируют вопросы к графе «хочу знать» и записывают

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Изучение нового материала и его закрепление (осмысление)

 

 

 

 

 

Делит класс на 4 группы, каждой группе дается пакет с материалами для изучения и соответствующий пункт в учебнике. Корректирует, дополняет выступления, помогает кратко записать.

Дает дополнительный материал о современных Олимпийских играх.

Заканчивает заполнение таблицы ЗХУ графы «узнал»

Выполняют задания по закреплению изученного материала.

Изучают материалы учебника и пакета, карту, обсуждают, выбирают выступающего, слушают в группе его выступление, дополняют, формулируют краткую запись

Выступления представителей групп перед  классом, предложения по записи в графу «узнал».

Записи в таблицу ЗХУ в графу «узнал» в соответствии с поставленными вопросами и дополнениями учителя

Выполняют задания по закреплению изученного материала.

Подведение итогов урока

(Рефлексия)

Предлагает просмотреть записи в тетради и сделать вывод: что нового узнали об Олимпийских играх?                    

Отвечают, что нового узнали

 

Домашнее задание

Прочитать §33, подготовить рассказ от имени зрителя, дополнительные сообщения о спортсменах.

Записывают информацию о домашнем задании, заслушивают комментарии учителя

 

 

План урока:

  1.  Первые Олимпийские игры.
  2.  Подготовка к состязаниям
  3.  Пять незабываемых дней.
  4.  Победители Олимпийских игр.

                                                      ХОД УРОКА

I ОРГМОМЕНТ

II ВПП.

Вводное слово учителя.

Сегодня мы с вами продолжаем путешествие по удивительному, загадочному миру, миру Древней истории.

? . С каким государством мы с вами знакомились на прошлых уроках? (Греция)   

? Что нам известно о Древней Греции?

(Я знаю, что…)  

 Итак, тема нашего сегодняшнего урока…А впрочем, попытайтесь сами догадаться, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке.

  Перед вами разные изображения, взаимосвязанные между собой.

? . Что общего между ними? (Это эмблемы разных Олимпийских игр)         (слайд 1)

?. И в чем различия? (Проходили Олимпийские игры в разных городах, бывают зимними и летними)

? Итак, как будет называться тема нашего сегодняшнего урока?

  Олимпийские игры в древности (слайд 2)

 

Что вы уже знаете об Олимпийских играх?

(заполнят 1 столбец таблицы «Что знаю»)

Родиной Олимпийских игр считается Древняя Греция. Любимым зрелищем всех греков, где бы они ни жили, являлись Олимпийские игры. В год Олимпийских игр прекращались войны между греческими государствами, дороги, морские и сухопутные, становились безопасными, и все желающие могли добраться до Олимпии. «Все в Олимпию! Священный мир объявлен, дороги безопасны! Да победят сильнейшие!».Этим призывом греки приглашались принять участие в Олимпийских играх. День за днем 10 месяцев подряд велась подготовка к Олимпийским играм, проводились они 1раз в 4 года, проходили летом и продолжались 5 дней.  Итак, мы на пути к Олимпии.

  Итак, впереди – пять знаменательных дней игры!

Что мы должны, что вы хотели бы  узнать на сегодняшнем уроке?

(Узнать:

  •  Где проводились первые олимпийские игры;
  •  Когда были проведены первые Олимпийские игры;
  •  Кто принимал участие в первых Олимпийских играх;)  (Слайд 3)

Но прежде чем мы начнем нашу работу, я бы хотела обратить ваше внимание на вопрос, ответ на который мы постараемся дать в конце урока: (слайд 4)

  

3. Изучение нового материала. Работа в группах. Разбиты учащиеся на 4 группы. Каждая получает лист с заданиями и дополнительными материалами.

Задания для групп

1 группа

Когда, где,  в честь кого проводились Олимпийские игры?

1)    прочитать  в учебнике  в §33 пункт «Праздник, объединявший эллинов»

2)    изучить дополнительные материалы

3)    обсудить материалы в группе, выбрать выступающего, подготовить выступление перед классом, предложить краткую запись в графу «узнал»

Дополнительные материалы

Как рождался всемирный праздник

Легенды  и  мифы

В истории возникновения Олимпийских игр древности немало неясностей, а порой и просто легенд и мифов. Да и сроки их проведения еще вызывают споры ученых. Но бесспорно, что родиной Олимпийских игр является Древняя Греция, а именно почитаемое греками святилище Олимпия, расположенное в западной части Пелопоннесского полуострова. Здесь, у подножья горы Кронос, в долине реки Алфей, до сих пор зажигается олимпийский огонь современных Игр. Отсюда начинается факельная эстафета...

А вот о возникновении Игр нам известно лишь из легенд и мифов, персонажи которых - почитавшиеся древними греками «боги» и герои.

 Итак, легенда первая... Могучий Зевс-громовержец одолел в смертельном бою своего беспощадного отца Кроноса-пожирателя собственных детей, освободил их и в честь этого знаменательного события повелел проводить Игры, которые (по месту, где они устраивались) получили название Олимпийских.

Легенда вторая… Придумал и организовал первые Игры знаменитейший Геракл, сын Зевса, - тот самый, который совершил свои двенадцать легендарных подвигов. В честь одного из них и стали проводить Олимпийские игры. Геракл собственными стопами отмерил дистанцию для бега - шестьсот стоп. «стадий».

Легенда третья... Игры учредили в честь победы Пелопса-внука великого громовержца Зевса, над царем города Писы Эномаем в  состязаниях конных колесниц.

В благодарность богам Пелопс воздвиг в Олимпии святилище, где приносил жертвы. А еще - и это главное - он учредил  Игры

Легенда утверждает, что именно благодаря Пелопсу Игры стали традиционными. Они проводились через каждые четыре года

На время Игр на всей территории Древней Эллады наступал всеобщий мир. Нарушителя священного перемирия, которое именовалось «экехирия», ждало суровое наказание!

2 группа

Подготовка к играм.  Участники Олимпиады.

1)    прочитать текст в учебнике в § 33 пункт «Подготовка к играм»

2)    изучить дополнительные материалы

3)    обсудить материалы в группе, выбрать выступающего, подготовить выступление перед классом, предложить краткую запись в графу «узнал»

Дополнительные материалы:

Олимпийские игры были в Элладе национальными праздниками и объявлялись днями всеобщего мира. С приближением игр специальные послы направлялись во все греческие города, провозглашая «священное перемирие». Всякие войны прекращались, никто не имел права не только применять оружие, но даже вносить его на территорию Греции.

Кого только не видела Олимпия в дни традиционных празднеств! Афиняне добирались сюда за пять – шесть дней пешком. По реке Алфей лодки с гостями поднимались от устья до Олимпии. Города посылали священные посольства. Вся долина расцвечивалась разноцветными палатками болельщиков и торговцев. Перед посетителями выступали актеры, акробаты, певцы. Каждый, кто хотел прославиться, должен был побывать в Олимпии. Ученые показывали изобретения, художники – картины. На ступенях храмов поэты читали свои произведения. «Отец истории» Геродот однажды прочел собравшимся отрывки из принесшего ему славу труда.

  Вначале вся программа соревнований Олимпийских игр укладывалась в один день. Но постепенно, по мере того как они становились все более важным делом в жизни Древней Греции, соревнования стали продолжительнее – до пяти дней

 В храмах перед открытием Игр все участники давали олимпийскую клятву. «Я честно и упорно готовился и буду честно соревноваться со своими соперниками!» - примерно так она звучала

 Элладониками назывались лица, следившие за выполнением правил состязаний. Это были судьи и распорядители игр. Они наблюдали за подготовкой мест соревнований за отбором их участников, за ходом состязаний, присуждали награды победителям. Элладоники имели право лишить атлета победы, достигнутой нечестным путем, могли наложить на него штраф и даже подвергнуть телесному наказанию

3 группа

Виды состязаний, пятиборье

1)   прочитать текст в учебнике в § 33 в пункте «Пять незабываемых дней», начиная с 3 абзаца на стр.151  до последнего абзаца в пункте.

2)   изучить дополнительные материалы

3)   обсудить материалы в группе, выбрать выступающего, подготовить выступление перед классом, предложить краткую запись в графу «узнал»

Дополнительные материалы:

В программу античных олимпийских игр входили:

- бег на один стадий (стадиодром) – с 1 -й Олимпиады

- бег на два стадия (диаул) – с 14-й Олимпиады

- долгий бег (долиходром) – с 15-й Олимпиады

- борьба и пятиборье (пентатлон) – с 18-й Олимпиады

- кулачный бой – с 23-й Олимпиады

- гонки на колесницах – с 25-й Олимпиады

- панкратион (состязания, содержавшие элементы борьбы и кулачного боя) и скачки – с 33-й Олимпиады

- бег в полном вооружении – с 65-й Олимпиады

Начиная с 37-й Олимпиады, проводились также различные состязания мальчиков (до18 лет)

Схватки борцов и кулачных бойцов временем не ограничивались. Поединок продолжался до полного изнеможения одного из спортсменов.

О скорости бегунов рассказывали невероятное. Был будто бы один, которого видели только в начале и в конце дорожки, посредине его не успевали заметить - так стремительно он мчался. Другой мог обогнать зайца. Третий бежал так легко и быстро, что не оставлял следов в песке. 

 4 группа

Награждение победителей.  Великие атлеты

1)    Прочитать текст в § 33 пункт5, «Легендарные рассказы о знаменитых атлетах» и 2 последних абзаца

2)    изучить дополнительные материалы в пункте «Возращение в родной город»

3)    обсудить материалы в группе, выбрать выступающего, подготовить выступление

4)   перед классом, предложить краткую запись в графу «узнал»

Дополнительные материалы:

Соревнования проходили необыкновенно упорно, а главное – честно. Победители, олимпионики, награждались оливковой ветвью или лавровым венком. Их ждала бессмертная слава не только в своем родном городе, но и во всем греческом мире. После победы олимпионик с друзьями обходил рощу, распевая песни. До зари в Олимпии шумели пиры в честь победителей

Олимпионику – победителю игр – соотечественники воздавали почести, каких удостаивались боги. В их честь создавались памятники при жизни, слагались хвалебные оды, устраивались пиры. Олимпийский герой въезжал в родной город на колеснице, одетый в пурпур, увенчанный венком, въезжал не через ворота, а через пролом в стене, который в тот же день заделывали, чтобы олимпийская победа вошла в город и никогда не покидала его.

Кроме Короибоса (первый победитель Олимпийских игр») до нас дошли имена ещё нескольких великих чемпионов, например, ставший почти легендарным Милон из города Кротона (была такая греческая колония на юге Италии). Он был учеником великого Пифагора, что уже само по себе о многом говорит. Милон завоевал семь лавровых венков, причем все – в соревнованиях по борьбе. И очень трудно себе представить, как этот человек сумел поддерживать спортивную форму в течение двадцати восьми лет!

Самым знаменитым кулачным бойцом Древней Греции был Диагор с Родоса, победивший на 79-х Олимпийских играх в 464 г. до н. э. Он основал целую олимпийскую династию: три сына и два внука Диагора были античными чемпионами. Диагор, его сыновья и внуки выступали на Олимпийских играх более 80 лет! Они приняли участие в 20 Играх! И завоевали для своего солнечного острова девять лавровых венков. На 83-х Играх сыновья Диагора  Дамагет и Акузилай одержали победы в панкратионе и борьбе. После традиционного торжества герои игр подбежали к отцу и возложили венки победителей на его седую голову. Затем они подняли Диагора на плечи и понесли вокруг стадиона под приветственные возгласы тысяч соотечественников. «Чего же ещё ждёшь ты от жизни, Диагор?», - воскликнул один из зрителей, но мгновением раньше сияющий от счастья старик схватился за сердце. Оно не выдержало бурной радости. Такой смерти можно было позавидовать.

Выступление представителей 1-2 групп, подведение промежуточных выводов.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Чтобы сильным стать и ловким,

Приступаем к тренировке (шагаем на месте)

Круг почета пробежать (бег на месте),

Или тяжести поднять (сгибание и разгибание рук)

Сделать выдох, сделать вдох (вдох-выдох)

Будь атлет всегда готов!

Выступление представителей 3-4 групп, подведение промежуточных выводов.

IV ЗАКРЕПЛЕНИЕ

Заполнение графы таблицы «Я узнал». Сегодня на уроке, я узнал, что…

  1.  Родиной Олимпийских игр является…
  2.  Первые в истории Олимпийские игры были проведены…
  3.  Город Древней Греции,  в котором проводили Олимпийские игры назывался…
  4.  Олимпийские игры устраивали в честь…
  5.  Олимпийские игры в Древней Греции продолжались…
  6.  Соревнование одного человека в пяти видах спорта, называлось…
  7.  Участник состязаний, человек крепкого телосложения…

Давайте проверим себя (слайды 12-17)

Соотнесите вид спорта и состязание:

  1.  Бег
  2.  Гимнастика
  3.  Борьба
  4.  Гонки на колесницах
  5.  Плавание
  6.  Велоспорт
  7.  Бег в полном вооружении
  8.  Теннис
  9.  Футбол
  10.  Бокс

? Чем еще отличаются современные Олимпийские игры от древнегреческих

? Что осталось традиционным со времен игр в Древней Греции

? Каким видом спорта вы занимаетесь, какие качества развивает спорт.

А теперь, самое время вернуться к нашему вопросу (слайд 18)

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ. ОЦЕНИВАНИЕ.

 Я убедилась в том, что вы хорошо усвоили материал новой темы. Я благодарю вас за активную работу на уроке, умение слушать, рассуждать, делать предположения, выводы. Особенно хотелось бы отметь работу (Ф.И. учащихся)…, которые получают оценки хорошо и отлично. Всем остальным я желаю не отчаиваться, ваши отличные оценки ещё впереди.

  И в заключении я хочу вас призвать к тому, чтобы вы стремились к здоровому образу жизни, любили спорт, так как он развивает точность, быстроту реакции, силу, выносливость и массу других качеств.

  Я надеюсь, что кто-то  из вас станет участником Олимпийских игр и в очередной раз прославит нашу страну.

V.  ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

 П.33,  подготовить рассказ от имени зрителя Олимпийских игр. Дополнительное задание для желающих – «Первый российский олимпийский чемпион», «Победители Олимпийских игр –наши земляки»



 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

25278. Деградація філософії К.Маркса у працях Ф.Енгельса у 80-90р XIX 28.5 KB
  Енгельса у 8090р XIX Послідовники Маркса не змогли утриматись на рівні адекватного розуміння його філософії. Типовим виявом цього стала для Енгельса абсолютизація специфічного для філософії XVIIXVIIIст. протистояння матеріалізму та ідеалізму поширюване ним на всю історію філософії звідти і проголошення питання про відношення матерії та свідомості основним питанням філософії а боротьби матеріалізму та ідеалізму основною рушійною силою історикофілософського процесу.
25279. Діалектичний та історичний матеріалізм – російсько-радянська вульгаризація Марксового матеріалістичного розуміння історії 27.5 KB
  Ця філософія вульгаризувавши і догматизувавши елементи Марксової філософії на базі ленінського принципу партійності постала як різновид тоталітарної філософії XXст. – так званого марксизмуленінізму що ніби знаменувала своєю появою революційний поворот у філософії і була в цьому ранзі проголошеною єдино правильною і єдино науковою філософією. Подоланню тоталітарного марксизмуленінізму великою мірою сприяла її критика в 1960х у дусі повернення до адекватного прочитання філософії Маркса молодим поколінням філософів у СРСР у...
25280. Західноєвропейський (Д.Лукач, група «Праксіс», К.Косік. Г.Маркузе, Ж-ПСартр) та радянський (Е.Ільєнков, Г.Братішев, П.Копнін, З.Кабадзе, Ж.Абдільдін) неомарксизм 60-70 рр 62 KB
  Неомарксизм – это особое течение общественной в том числе философской мысли 50–60х годов нашего века выражавшее тот большой интерес к творчеству Маркса и его философии который был характерен для этого периода. Речь идет не о новых исследованиях работ Маркса и не о новой интерпретации его творчества. Неомарксизм – это определенное теоретическое устремление найти при помощи Маркса ответы на животрепещущие вопросы современности. Как правило все они стремились понять насколько применимы взгляды Маркса к решению современных им проблем...
25281. Позитивізм ХІХ-ХХ ст. у Західній Європі та Російській імперії 34 KB
  Існує три історичні стадії позитивізму: перший€ класичний позитивізм другий€ позитивізм емпіріокритицизм і третій€ позитивізм неопозитивізм. Засновником позитивізму був О.Спенсер ще один представник першого позитивізму. Представниками ІІго позитивізму є Е.
25282. Философия прагматизма и неопрагматизма: основные идеи, их эволюция 36 KB
  опыте Мид социальный бихевиоризм и теория значения Неопрагмм К. Теория сомненияверы. наука сама на нее опирается Теория значения. Теория истины.
25283. ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ (Э.) 45 KB
  Альбер КАМЮ 19131960 Алжирский унивт. Альбер Камю 1913 1960. Особенностью философии Камю является то что у него нет систематизированного и всеохватывающего философского учения он занимается почти исключительно этическими проблемами. Основная философская работа Камю Миф о Сизифе открывается словами: Есть лишь одна действительно серьезная философская проблема: это самоубийство.
25284. Екзистеційна філософія у Східній Європі 25 KB
  Достоєвський. Достоєвський виступає проти будьякого насильства навіть якщо воно від імені Бога і проповідує шлях добровільного служіння людям задля досягнення земного раю . Достоєвський був палким прихильником релігії бо вважав що вона повністю ґрунтується на моральних мотивах а нерелігійне раціональне ставлення до світу провокує вседозволеність та аморалізм. Але Достоєвський розуміє релігію специфічно.
25285. Релігієзнавство як самостійна дисципліна гуманітарного знання встановлюється у другій половині ХІХ століття 38.5 KB
  Лише значні доробки в інших сферах знання щодо питання релігії сприяли постановці суто релігієзнавчих проблем. В контексті Просвітництва акумулювалася концепція яка стає відомою під назвою концепція природної релігії€ обмеженої лише розумом. Досвіди раціонального осмислення релігії які з’явилися у появі філософії релігії. Перші автори які торкалися проблеми релігії і їх дослідження з’являються в ХХІ ст.
25286. Проблема сутності релігії, її визначальні характеристики. Специфіка релігійного світосприйняття 29 KB
  Специфіка релігійного світосприйняття Походження слова релігія€: 1 Цицерон виводив релігію із relegere перечитувати перебирати. У нього релігія – це начитаність знання на відміну від неуцтва; 2 Лактанцій виводив назву релігія€ від основи ligo зв’язувати скріплювати сполучати. Релігія у нього – це зв’язок між Богом і людиною; 3 Августин – від основи religo поєднувати союз між двома істотами. Релігія розуміється як союз Бога із занепалою людиною.