58591

Этика и наука

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Рассказывается миф о царе Эдипе: Царь Лаий и его жена Иокаста получили страшное предсказание от дельфиского оракула: Если в вашей семье родится сын то отец погибнет от его руки. Царь усыновил младенца и назвал Эдипом. Эдип вырос умным и сильным мужчиной. Эдип отправился за ответом к дельфийскому оракулу.

Русский

2014-04-27

44.5 KB

0 чел.

Урок первый Этика и наука

  1.  Дается адаптированные фрагмент, в котором описывается принцип работы и разрушительная сила атомной бомбы, необходимо, чтобы в конце были упомянуты случай с Хиросимой и Нагасаки и идея «мирного атома». Как вы оцениваете последствия применения атомной бомбы? К чему приведет ее непосредственное использование сегодня, когда все крупные страны уже обзавелись своими ядерными ракетами? В науке множество примеров открытий и разработок, которые могут привести к непоправимым последствиям.
  2.  Использование атомной бомбы и, например, клонирование человека, не практикуются, так как противоречат этическим нормам (Саша, посмотри, может это понятие тоже нужно объяснить?) принятым в обществе. Внутри науки таких норм не существует, ученый волен делать почти что угодно, оставаясь в пределах лаборатории. Более того, один и тот же научный феномен может быть использован нравственно и безнравственно (клонирование человека и выращивание органов для трансплантации,  освещение улиц и электрический стул). Существует ли такая отрасль знания, которая занимается нравственностью?
  3.  Объяснить, что такая отрасль называется этикой, которая в свою очередь, оказывается отраслью философии. Однако, до появления этических учений люди часто прибегали к советам оракулов – жрецов, которые передавали людям волю богов. Рассказывается миф о царе Эдипе:

Царь Лаий и его жена Иокаста получили страшное предсказание от дельфиского оракула: «Если в вашей семье родится сын, то отец погибнет от его руки». Когда у царя родился сын, он отнял его у матери, отдал младенца пастуху, велел отнести его на пастбища Киферона, и оставить его на произвол судьбы и на съедение хищным зверям. Пастух пожалел ребенка и, встретив на пастбищах Киферона местного пастуха, отдал ему мальчика, не сказав о его происхождении, а киферонский пастух отнес дитя своему бездетному царю. Царь усыновил младенца и назвал Эдипом.

Эдип вырос умным и сильным мужчиной. Он считал киферонского царя своим отцом, но до юноши дошли слухи, что он приемный. Эдип отправился за ответом к дельфийскому оракулу. Тот ответил: «Чьим бы сыном ты ни был, тебе суждено убить отца и жениться на матери». Эдип испугался и решил не возвращаться в отчий дом, а пойти куда глаза глядят.

Пошел я в Дельфы. Но не удостоил

Меня ответом Аполлон, лишь много

Предрек мне бед, и ужаса, и горя:

Что суждено мне с матерью сойтись,

Родить детей, что будут мерзки людям,

И стать отца родимого убийцей.

Вещанью вняв, решил я: пусть Коринф

Мне будет дальше звезд,- и я бежал

Туда, где не пришлось бы мне увидеть,

Как совершится мой постыдный рок.

По дороге ему встретилась колесница, в которой сидел горделивый старик в окружении нескольких слуг. Старик нечаянно ударил путника стрекалом, Эдип в ответ ударил его посохом, старик упал замертво. Началась заваруха, в которой Эдип перебил всех слуг, кроме одного, который спасся бегством. Такие случаи на большой дороге не были редкостью, поэтому Эдип продолжил путь.

Наконец наш путник добрался до города Фивы и обнаружил его жителей в страшном смятении: на скале перед вхдом в город поселилась Сфинкс – страшное чудовище, женщина с телом льва, которая задавала всем прохожим загадки и убивала каждого, кто был не в силах отгадать загадку. К слову, никому еще не удавалось найти правильную отгадку. Эдипу тоже досталась своя загадка: «Кто ходит утром на четырех, днем на двух, а вечером на трех?» Эдип ответил: «Это человек: младенец на четвереньках, взрослый на своих двоих и старик с посохом». Побежденная верным ответом, Сфинкс бросилась со скалы в пропасть; Фивы были освобождены. Народ, ликуя, объявил мудрого Эдипа царем и дал ему в жены Лаиеву вдову Иокасту, а в помощники — брата Иокасты, Креонта.

Прошло много лет, Эдип прослыл мудрым царем. Внезапно на Фивы обрушилась эпидемия чумы. Эдип вместе с народом Фив снова обращается к оракулу. Ответом было: «Эта божья кара — за убийство Лаия; найдите и накажите убийцу!» — «А почему его не искали до сих пор?» — «Все думали о Сфинкс, а не о нем». — «Хорошо, теперь об этом подумаю я». Хор народа поет молитву богам: отвратите ваш гнев от Фив, пощадите гибнущих!

Эдип объявляет свой царский указ: найти убийцу Лаия, отлучить его от огня и воды, от молений и жертв, изгнать его на чужбину, и да падет на него проклятие богов! Он не знает, что этим он проклинает самого себя, но сейчас ему об этом скажут, В Фивах живет слепой старец, прорицатель Тиресий: не укажет ли он, кто убийца? «Не заставляй меня говорить, — просит Тиресий, — не к добру это будет!» Эдип гневается: «УЖ не сам ли ты замешан в этом убийстве?» Тиресий вспыхивает: «Нет, коли так: убийца — ты, себя и казни!» — «УЖ не Креонт ли рвется к власти, уж не он ли тебя подговорил?» — «Не Креонту я служу и не тебе, а вещему богу; я слеп, ты зряч, но не видишь, в каком живешь грехе и кто твои отец и мать». — «Что это значит?» — «Разгадывай сам: ты на это мастер». И Тиресий уходит. Хор поет испуганную песню: кто злодей? кто убийца? неужели Эдип? Нет, нельзя этому поверить!

Входит взволнованный Креонт: неужели Эдип подозревает его в измене? «Да», — говорит Эдип. «Зачем мне твое царство? Царь — невольник собственной власти; лучше быть царским помощником, как я». Они осыпают друг друга жестокими упреками. На их голоса из дворца выходит царица Иокаста — сестра Креонта, жена Эдипа. «Он хочет изгнать меня лживыми пророчествами», — говорит ей Эдип. «Не верь, — отвечает Иокаста, — все пророчества лживы: вот Лаию было предсказано погибнуть от сына, но сын наш младенцем погиб на Кифероне, а Лаия убил на распутье неведомый путник». — «На распутье? где? когда? каков был Лаий с виду?» — «По пути в Дельфы, незадолго до твоего к нам прихода, а видом был он сед, прям и, пожалуй, на тебя похож». — «О ужас! И у меня была такая встреча; не я ли был тот путник? Остался ли свидетель?» — «Да, один спасся; это старый пастух, за ним уже послано». Эдип в волнении; хор поет встревоженную песню: «Ненадежно людское величие; боги, спасите нас от гордыни!»

И тут в действии происходит поворот. На сцене появляется неожиданный человек: вестник из соседнего Коринфа. Умер коринфский царь, и коринфяне зовут Эдипа принять царство. Эдип омрачается: «Да, лживы все пророчества! Было мне предсказано убить отца, но вот — он умер своею смертью. Но еще мне было предсказано жениться на матери; и пока жива царица-мать, нет мне пути в Коринф». «Если только это тебя удерживает, — говорит вестник, — успокойся: ты им не родной сын, а приемный, я сам принес им тебя младенцем с Киферона, а мне тебя там отдал какой-то пастух». «Жена! — обращается Эдип к Иокасте, — не тот ли это пастух, который был при Лаие? Скорее! Чей я сын на самом деле, я хочу это знать!» Иокаста уже все поняла. «Не дознавайся, — молит она, — тебе же будет хуже!» Эдип ее не слышит, она уходит во дворец, мы ее уже не увидим. Хор поет песню: может быть, Эдип — сын какого-нибудь бога или нимфы, рожденный на Кифероне и подброшенный людям? так ведь бывало!

Но нет. Приводят старого пастуха. «Вот тот, кого ты мне передал во младенчестве», — говорит ему коринфский вестник. «Вот тот, кто на моих глазах убил Лаия», — думает пастух. Он сопротивляется, он не хочет говорить, но Эдип неумолим. «Чей был ребенок?» — спрашивает он. «Царя Лаия, — отвечает пастух. — И если это вправду ты, то на горе ты родился и на горе мы спасли тебя!» Теперь наконец все понял и Эдип. «Проклято мое рождение, проклят мой грех, проклят мой брак!» — восклицает он и бросается во дворец. Хор опять поет: «Ненадежно людское величие! Нет на свете счастливых! Был Эдип мудр; был Эдип царь; а кто он теперь? Отцеубийца и кровосмеситель!»

Из дворца выбегает вестник. За невольный грех — добровольная казнь: царица Иокаста, мать и жена Эдипа, повесилась в петле, а Эдип в отчаянии, охватив ее труп, сорвал с нее золотую застежку и вонзил иглу себе в глаза, чтоб не видели они чудовищных его дел. Дворец распахивается, хор видит Эдипа с окровавленным лицом. «Как ты решился?..« — «Судьба решила!» — «Кто тебе внушил?..« — «Я сам себе судья!» Убийце Лаия — изгнание, осквернителю матери — ослепление; «о Киферон, о смертное распутье, о двубрачное ложе!». Верный Креонт, забыв обиду, просит Эдипа остаться во дворце: «Лишь ближний вправе видеть муки ближних». Эдип молит отпустить его в изгнание и прощается с детьми: «Я вас не вижу, но о вас я плачу…» Хор поет последние слова трагедии: «О сограждане фиванцы! Вот смотрите: вот Эдип! / Он, загадок разрешитель, он, могущественный царь, / Тот, на чей удел, бывало, всякий с завистью глядел!.. / Значит, каждый должен помнить о последнем нашем дне, / И назвать счастливым можно человека лишь того, / Кто до самой до кончины не изведал в жизни бед».

  1.  Ученикам задается вопрос: С чем греки согласовывали свои поступки и решения? С предсказаниями оракулов, а через оракулов с волей богов. Значит, они считали, что течение их жизни предрешено богами. Такой взгляд на судьбу называется детерминизмом. Иной взгляд на это у философов: например, древнеримский философ Эпикур (несколько фактов из его жизни, начать лучше со смерти, т.е. с кульминации), а за ним и многие другие, считали, что жизнь человека – результат его собственного нравственного выбора. Ему принадлежит формулировка «Четвероякого лекарства», обеспечивающего душевное здоровье и спокойствие:

Не должно бояться богов

Не должно бояться смерти (когда мы есть, смерти еще нет, когда приходит смерть – нас уже нет)

Благо легко достижимо

Зло легко преодолимо.

Термины: Этика, оракул, детерменизм


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

26239. Экскурсионно-познавательный туризм 62 KB
  Этот факт подталкивает туристские компании к расширению предлагаемого ассортимента экскурсионнопознавательных туров. Экскурсионнопознавательный туризм давно выделился и стал самостоятельным видом туризма. Поэтому при разработке экскурсионнопознавательного тура при его рекламе особое внимание нужно уделять освещению именно этих сторон туристского маршрута.
26240. Бизнес-туризм 46.5 KB
  Любопытно что в английском языке который является международным языком не только бизнеса но и туризма термин tourism в сфере делового туризма не применяется. Специалисты вместо понятия бизнестуризм часто используют английский терминаббревиатуру MICE точно отражающий структуру этого вида туризма: Meetings Incentives Conferences Exibitions Деловые встречи Инсентивтуризм Конференции Выставки. А еще деловой туризм это один из ресурсов интеграции и развития компаний через участие в выставках и конгрессах через...
26241. Лечебно-оздоровительный туризм 192.21 KB
  Лечебно оздоровительный туризм основан на курортологии. Курортология это наука о природных лечебных факторах их воздействии на организм и методах использования в лечебно профилактических целях. Основные разделы курортологии 1.
26242. Образовательный туризм 65.5 KB
  В целом предлагаемые языковые программы можно разделить на три группы: Upmarket дорогие летние курсы в хорошо оборудованных языковых или частных школах. Lowmarket относительно дешевые программы. Языковые программы рассчитаны на детей с 5летнего возраста. Основные программы обучающих туров это учебные и экскурсионнопознавательные.
26243. Религиозный туризм 1.1 MB
  2 Страны традиционно считающиеся центрами религиозного паломничества 2. Россия как центр религиозного паломничества 2. Для географического изучения широкой и весьма пестрой картины паломничества используется районирование. В мире выделяются 11 макрорегионов паломничества: Христианская Европа; Северная Америка с доминирующими положением христианства и многочисленными другими религиями; Латинская Америка с преобладанием христианства и местными традиционными религиями; Северная Африка с преобладанием ислама; Западная и Восточная Африка где...
26244. Бизнес туризм 23.5 KB
  Свыше 73 его объема составляют корпоративные поездки так называемый corporate travel как индивидуальные деловые поездки так и для участия в мероприятиях проводимых промышленными и торговыми корпорациями. Сюда же относятся и инсентивтуры поездки организуемые компаниями в целях мотивации сотрудников занятых в основном продвижением и продажей производимого этой компанией товара. Поездки связанные с участием в съездах конференциях семинарах под эгидой политических экономических научных культурных религиозных и других...