58592

Значение и организация нервной системы

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цель урока: Рассмотреть общий план строения нервной системы и определить ее значение в системе всего организма Основные вопросы урока: Общая характеристика нервной системы Этапы развития нервной системы Общий план строения нервной системы человека.

Русский

2014-04-27

59.5 KB

7 чел.

Конспект урока на тему

«Значение и организация нервной системы»

Цель: Рассмотреть общий план строения нервной системы и определить ее значение в системе всего организма

Задачи:

Образовательные:

  •  Обобщить знания о нервной клетке как о структурно-функциональной единице строения нервной системы;
  •  Разобрать эволюцию нервной системы от беспозвоночных к позвоночным и до нервной системы человека;
  •  Выяснить значение нервной системы и ее функции, выполняемые в организме человека

Воспитательные:

  •  Воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе

Развивающие:

  •  Способствовать развитию в учащихся выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению;
  •  формирование способности и готовности использовать приобретенные знания и умения в повседневной жизни.

Оборудование: таблица  «Нервная система человека», «Развитие нервной системы», муляжи спинного и головного мозга

Ход урока

Этап урока

Содержание, методы и методические приемы,

1.Организационный

Приветствие класса, отмечание отсутствующих, проверка готовности учащихся к уроку, подготовленности классного кабинета.

2. Подготовка к изучению новой темы

Сообщение темы и задач учащихся.

Тема урока «Значение и организация нервной системы», запись темы урока  в тетради.

Цель урока: Рассмотреть общий план строения нервной системы и определить ее значение в системе всего организма

Основные вопросы урока:

  1.  Общая характеристика нервной системы
  2.  Этапы развития нервной системы
  3.  Общий план строения нервной системы человека.
  4.  Значение и функции нервной системы человека

3. Изучение новой темы:

  1.  Общая характеристика нервной системы

Объяснение с элементами беседы

? Что такое система?

Система -  множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которое образует определённую целостность, единство

Нервная система - сложная сеть структур, пронизывающая весь организм и обеспечивающая саморегуляцию его жизнедеятельности благодаря способности реагировать на внешние и внутренние воздействия (стимулы).

?Какие свойства характерны для нервной системы (нервной ткани)?

-проводимость

-возбудимость

-раздражимость

- способность хранения информации

  1.  Этапы развития нервной системы

Работа с таблицей «Эволюция нервной системы»

  1.  Общий план строения нервной системы человека.

Объяснение с элементами беседы

? Из каких клеток состоит нервная система?

? Дайте определению понятию «Нейрон»?

Нейрон – структурная и функциональная единица нервной ткани

?Из чего состоит нейрон?

?Какие нейроны бывают?

Работа со схемами на доске

Нейроны

по количеству отростков

Униполярные            Биполярные        Мультиполярные

    с одним отростком       один аксон и             один аксон и

                                           один дендрит         несколько дендритов

по функциям, выполняемым в организме

чувствительные                двигательные                 вставочные

Нейроны ----- нервная ткань ------ нервная система

Основные компоненты нервной системы

1) нервные клетки (нейроны);

2) связанные с ними клетки глии, в частности клетки нейроглии, а также клетки, образующие неврилемму;

3) соединительная ткань.

Нейроны обеспечивают проведение нервных импульсов; нейроглия выполняет опорные, защитные и трофические функции как в головном, так и в спинном мозгу, а неврилемма, состоящая преимущественно из специализированных, т.н. шванновских клеток, участвует в образовании оболочек волокон периферических нервов; соединительная ткань поддерживает и связывает воедино различные части нервной системы

Классификация нервной системы

по расположению в организме

Центральная                                                     Периферическая

- головной мозг                                - нервы, отход-ие от головного

- спинной мозг                                       и спинного мозга

                                                           -нервные узлы

                                                          -нервные сплетения

Нерв – покрытые соединительной тканью пучки, выходящие за пределы головного и спинного мозга.

Нервный узел- скопление нейронов вне центральной нервной системы

Нервное сплетение -  это структура, представляющая собой сеть переплетающихся чувствительных и двигательных, соматических и вегетативных нервов и нервных узлов (ганглиев).

по выполняемым функциям

Соматический (телесный)                   Вегетативный (автономный)

  1.  Значение и функции нервной системы человека

Объяснение с элементами беседы

?Какого значение нервной системы в деятельности всего организма?

Основные функции нервной системы – получение, хранение и переработка информации из внешней и внутренней среды, регуляция и координация деятельности всех органов и органных систем. Несмотря на столь ясно выраженную морфологическую и функциональную дифференциацию, нервная система все же особенно служит целостности организма, ведь она лежит в основе объединения, согласования, координации действий отдельных частей и систем организма; вне этой роли нервной системы было бы невозможно говорить о целостном организме.

4. Информация о домашнем задании

На закрепление изученного материала

  1.  Выполнить словарную работу, выписав определения основных понятий из учебника
  2.  Прочитать параграф учебника, ответить на вопросы в конце параграфа
  3.  Ответить письменно на вопрос: почему в процессе эволюции животных произошло разделение нервной системы на соматический и вегетативный отделы.

На повторение

  1.  Повторить условные и безусловные рефлексы
  2.  Заполнить таблицу «Эволюция нервной системы»

- 1 вариант – позвоночных животных

- 2 вариант – беспозвоночных животных

Список возможных тем рефератов:

  1.  История изучения нервной системы позвоночных животных
  2.  Значение нервной системы в функционировании всего организма;
  3.  Наследственные нарушения нервной системы и их причины
  4.  Клод Бернар и его заслуги в изучении нервной системы
  5.  Влияние внешней среды на процессы разрушения нервных клеток и их регенерация.

Список творческих работ

  1.  Создать макет нейрона по изображению его строения http://www.google.ru/imgres?q=строение+нейрона&hl=ru&newwindow=1&sa=X&biw=1024&bih=499&tbm=isch&prmd=imvns&tbnid=JNCJqjc6FteNlM:&imgrefurl
  2.  Нарисовать плакат, отражающий структурные части нейрона

http://collection.edu.yar.ru/dlrstore/de2a86b1-2340-4a2d-8743-fbf9156a6b48/%5BBI8ZD_3-01%5D_%5BIL_02%5D.html

  1.  Составит презентацию на тему: «Иллюстрированный словарь по теме «Нервная система человека»


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

67169. Оформлення списків та посилань 631 KB
  Багато елементів на Web-сторінці є в деякій мірі “великодушними” з точки зору дизайну – якщо вони не “цілком правильні”, то це не має великого значення. У випадку списків і посилань зовсім інша історія – якщо записати їх неправильно...
67170. Ударение и тоны. Интонация 66.01 KB
  В речевом потоке все фонетические единицы – звуки, слоги, слова, такты, фразы – представлены линейными отрезками (сегментами), которые последовательно располагаются друг за другом. Они называются сегментными единицами.
67171. Части речи. Понятие о частях речи 121.5 KB
  Термин части речи возник в древнегреческой грамматике в которой предложение не отделялось от речи. Проблема осложняется и тем что термин части речи употребляется неоднозначно: в частности в круг ЧР включаются либо только знаменательные слова...
67172. ДИАГРАММА СОСТОЯНИЯ ЖЕЛЕЗО-ЦЕМЕНТИТ: ФАЗЫ, СТРУКТУРНЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ 53.5 KB
  Соединение Fe3С цементит неустойчиво метастабильно и при соответствующих условиях медленном охлаждении возможна кристаллизация из жидкости свободного углерода в виде графита. Железо-углеродистые сплавы содержащие 667 С могут кристаллизоваться по двум типам диаграмм...
67173. Роздрібний товарооборот. Товарооборот роздрібних торгових підприємств 37.84 KB
  Товарооборот роздрібних торгових підприємств Соціально економічна характеристика роздрібного товарообороту Сутність значення товарообороту підприємства як економічної категорії та показника діяльності Склад і структура роздрібного товарообороту Товарооборот роздрібних торгових підприємств...
67174. Основы теории массового обслуживания 233.5 KB
  Рассмотрим сначала некоторые понятия которые характеризуют стохастическую неопределенность когда неопределенные факторы входящие в задачу представляют собой случайные величины или случайные функции вероятностные характеристики которых либо известны либо могут быть получены из опыта.
67175. КУЛЬТУРА ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ 115.5 KB
  В условиях сословноиерархической структуры общества пронизанной сверху донизу сословной замкнутостью и отношениями вассального служения сюзерену; в процессе бесконечных войн которые несли голод разрушение смерть и ощущение трагизма человеческой жизни...
67176. Организация разработки требований к сложным программным средствам 139 KB
  Проекты программных средств различаются по уровню сложности масштабу и необходимому качеству. Чаще всего проблемами с которыми встретились не достигшие своих целей проекты программных продуктов являются: недостаток информации от пользователя...
67177. ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА И ГОСУДАРСТВО 138.5 KB
  Любое государство функционирует в определенной социальной среде зависит от экономики и культуры общества его структуры психологии и ценностных предпочтений граждан в свою очередь оказывая на них мощное воздействие.