58592

Значение и организация нервной системы

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цель урока: Рассмотреть общий план строения нервной системы и определить ее значение в системе всего организма Основные вопросы урока: Общая характеристика нервной системы Этапы развития нервной системы Общий план строения нервной системы человека.

Русский

2014-04-27

59.5 KB

7 чел.

Конспект урока на тему

«Значение и организация нервной системы»

Цель: Рассмотреть общий план строения нервной системы и определить ее значение в системе всего организма

Задачи:

Образовательные:

  •  Обобщить знания о нервной клетке как о структурно-функциональной единице строения нервной системы;
  •  Разобрать эволюцию нервной системы от беспозвоночных к позвоночным и до нервной системы человека;
  •  Выяснить значение нервной системы и ее функции, выполняемые в организме человека

Воспитательные:

  •  Воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе

Развивающие:

  •  Способствовать развитию в учащихся выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению;
  •  формирование способности и готовности использовать приобретенные знания и умения в повседневной жизни.

Оборудование: таблица  «Нервная система человека», «Развитие нервной системы», муляжи спинного и головного мозга

Ход урока

Этап урока

Содержание, методы и методические приемы,

1.Организационный

Приветствие класса, отмечание отсутствующих, проверка готовности учащихся к уроку, подготовленности классного кабинета.

2. Подготовка к изучению новой темы

Сообщение темы и задач учащихся.

Тема урока «Значение и организация нервной системы», запись темы урока  в тетради.

Цель урока: Рассмотреть общий план строения нервной системы и определить ее значение в системе всего организма

Основные вопросы урока:

  1.  Общая характеристика нервной системы
  2.  Этапы развития нервной системы
  3.  Общий план строения нервной системы человека.
  4.  Значение и функции нервной системы человека

3. Изучение новой темы:

  1.  Общая характеристика нервной системы

Объяснение с элементами беседы

? Что такое система?

Система -  множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которое образует определённую целостность, единство

Нервная система - сложная сеть структур, пронизывающая весь организм и обеспечивающая саморегуляцию его жизнедеятельности благодаря способности реагировать на внешние и внутренние воздействия (стимулы).

?Какие свойства характерны для нервной системы (нервной ткани)?

-проводимость

-возбудимость

-раздражимость

- способность хранения информации

  1.  Этапы развития нервной системы

Работа с таблицей «Эволюция нервной системы»

  1.  Общий план строения нервной системы человека.

Объяснение с элементами беседы

? Из каких клеток состоит нервная система?

? Дайте определению понятию «Нейрон»?

Нейрон – структурная и функциональная единица нервной ткани

?Из чего состоит нейрон?

?Какие нейроны бывают?

Работа со схемами на доске

Нейроны

по количеству отростков

Униполярные            Биполярные        Мультиполярные

    с одним отростком       один аксон и             один аксон и

                                           один дендрит         несколько дендритов

по функциям, выполняемым в организме

чувствительные                двигательные                 вставочные

Нейроны ----- нервная ткань ------ нервная система

Основные компоненты нервной системы

1) нервные клетки (нейроны);

2) связанные с ними клетки глии, в частности клетки нейроглии, а также клетки, образующие неврилемму;

3) соединительная ткань.

Нейроны обеспечивают проведение нервных импульсов; нейроглия выполняет опорные, защитные и трофические функции как в головном, так и в спинном мозгу, а неврилемма, состоящая преимущественно из специализированных, т.н. шванновских клеток, участвует в образовании оболочек волокон периферических нервов; соединительная ткань поддерживает и связывает воедино различные части нервной системы

Классификация нервной системы

по расположению в организме

Центральная                                                     Периферическая

- головной мозг                                - нервы, отход-ие от головного

- спинной мозг                                       и спинного мозга

                                                           -нервные узлы

                                                          -нервные сплетения

Нерв – покрытые соединительной тканью пучки, выходящие за пределы головного и спинного мозга.

Нервный узел- скопление нейронов вне центральной нервной системы

Нервное сплетение -  это структура, представляющая собой сеть переплетающихся чувствительных и двигательных, соматических и вегетативных нервов и нервных узлов (ганглиев).

по выполняемым функциям

Соматический (телесный)                   Вегетативный (автономный)

  1.  Значение и функции нервной системы человека

Объяснение с элементами беседы

?Какого значение нервной системы в деятельности всего организма?

Основные функции нервной системы – получение, хранение и переработка информации из внешней и внутренней среды, регуляция и координация деятельности всех органов и органных систем. Несмотря на столь ясно выраженную морфологическую и функциональную дифференциацию, нервная система все же особенно служит целостности организма, ведь она лежит в основе объединения, согласования, координации действий отдельных частей и систем организма; вне этой роли нервной системы было бы невозможно говорить о целостном организме.

4. Информация о домашнем задании

На закрепление изученного материала

  1.  Выполнить словарную работу, выписав определения основных понятий из учебника
  2.  Прочитать параграф учебника, ответить на вопросы в конце параграфа
  3.  Ответить письменно на вопрос: почему в процессе эволюции животных произошло разделение нервной системы на соматический и вегетативный отделы.

На повторение

  1.  Повторить условные и безусловные рефлексы
  2.  Заполнить таблицу «Эволюция нервной системы»

- 1 вариант – позвоночных животных

- 2 вариант – беспозвоночных животных

Список возможных тем рефератов:

  1.  История изучения нервной системы позвоночных животных
  2.  Значение нервной системы в функционировании всего организма;
  3.  Наследственные нарушения нервной системы и их причины
  4.  Клод Бернар и его заслуги в изучении нервной системы
  5.  Влияние внешней среды на процессы разрушения нервных клеток и их регенерация.

Список творческих работ

  1.  Создать макет нейрона по изображению его строения http://www.google.ru/imgres?q=строение+нейрона&hl=ru&newwindow=1&sa=X&biw=1024&bih=499&tbm=isch&prmd=imvns&tbnid=JNCJqjc6FteNlM:&imgrefurl
  2.  Нарисовать плакат, отражающий структурные части нейрона

http://collection.edu.yar.ru/dlrstore/de2a86b1-2340-4a2d-8743-fbf9156a6b48/%5BBI8ZD_3-01%5D_%5BIL_02%5D.html

  1.  Составит презентацию на тему: «Иллюстрированный словарь по теме «Нервная система человека»


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

74808. Закон сохранения энергии в механике. Консервативные, диссипативные системы. Примеры 26 KB
  В замкнутой системе тел, силы взаимодействия между которыми консервативны (потенциальны), отсутствуют взаимные превращения механической энергии в другие виды энергии. Такие системы называются замкнутыми консервативными и для них справедлив закон сохранения энергии...
74809. Динамика вращательного движения абсолютно твердого тела. Центр массы. Момент инерции. Кинетическая энергия 57.5 KB
  Неподвижная ось вращения z может проходить как через центр инерции тела (ось вращения маховика, ротора турбины и т.п.), так и вне его (например, ось вращения самолета, выполняющего мертвую петлю). Если известен момент инерции тела относительно оси, проходящей через его центр масс...
74810. Основной закон динамики вращательного движения. Закон сохранения момента импульса. Примеры 87 KB
  Векторная сумма моментов всех внешних сил приложенных к телу называется результирующим или главным моментом внешних сил относительно точки О: Векторная сумма моментов импульса всех материальных точек тела называется моментом импульса тела относительно точки...
74811. Элементы теории поля. Потенциал, градиент потенциала и напряженность поля. (Пример - гравитационное поле) 66 KB
  Потенциал градиент потенциала и напряженность поля. Гравитационное взаимодействие между телами осуществляется с помощью поля тяготения или гравитационного поля. Основное свойство поля тяготения заключается в том что на всякое тело массой т внесенное в это поле действует сила тяготения...
74812. Закон всемирного тяготения. Движение в поле тяготения. Центральные силы. Гравитационное поле и его напряженность 38.5 KB
  Если материальная точка совершает движение под действием центральной силы с центром O, то момент количества движения точки сохраняется, а она сама совершает движение в плоскости, перпендикулярной вектору момента количества движения относительно точки O и проходящей через эту точку O.
74813. Особенности творческого пути А.С. Грибоедова. История создания и публикации «Горя от ума». Чацкий как герой эпохи 1810 –1820-х годов и «вечный» конфликт «старого и нового». Элементы классицизма, романтизма и реализма в комедии 15.67 KB
  Элементы классицизма романтизма и реализма в комедии. Замысел комедии возник в 1820 году по некотором данным уже в 1816 но активная работа над текстом начинается в Тифлисе после возвращения Грибоедова из Персии. В 1825 году с большими цензурными сокращениями были напечатаны отрывки из I и III актов комедии но разрешение на её постановку получить не удалось. Роль Чацкого главная роль без которой не было бы комедии а была бы пожалуй картина нравов.
74814. А.С. Пушкин и начало «золотого века» русской литературы. Периодизация творчества писателя и его структура 15.17 KB
  Золотой век русской литературы – это плеяда гениев искусства слова, прозаиков и поэтов, которые благодаря своему изысканному и непревзойденному творческому мастерству, определили дальнейшее развитие русской культуры. Без сомнений, одним из ярчайших представителем Золотого века русской литературы является знаменитый поэт, отец русского литературного языка А. С. Пушкин.
74815. Полемика о творчестве А.С. Пушкина и литературно-эстетическое самосознание писателя. Значимость наследия А.С. Пушкина в истории русской и мировой культуры и опыт его осмысления 15.66 KB
  Пушкина и литературно-эстетическое самосознание писателя. Пушкина в истории русской и мировой культуры и опыт его осмысления. Пушкин был певцом и вдохновителем освободительного движения своего времени: как поэт свою заслугу перед народом он видел в том что будил чувства добрые и в свой жестокий век восславил свободу. Пушкин самый яркий выразитель чувств дум и стремлений своего времени.
74816. Поэты пушкинской эпохи и понятие «Плеяды». Общее и особенное в их авторских стратегиях: А.А. Дельвиг, П.А.Вяземский, Е.А.Боратынский, Д.В. Веневитинов, Н.М. Языков. Влияние их творческих исканий на дальнейшее развитие отечественной словесности 18.16 KB
  Термин пушкинская плеяда по мере изучения поэзии Пушкина романтической эпохи и конкретных поэтов стал считаться уязвимым поскольку вопервых возник по аналогии с наименованием французской поэтической группы Плеяда Ронсар Жодель Дюбелле и др. давая повод для неправомерных ассоциаций и неуместных сближений Пушкина с Ронсаром. Следовательно если принимать понятие пушкинская плеяда нужно отчетливо осознавать что в этом созвездии названном именем Пушкина последний является самой крупной звездой в то время как другие светила...