58592

Значение и организация нервной системы

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цель урока: Рассмотреть общий план строения нервной системы и определить ее значение в системе всего организма Основные вопросы урока: Общая характеристика нервной системы Этапы развития нервной системы Общий план строения нервной системы человека.

Русский

2014-04-27

59.5 KB

7 чел.

Конспект урока на тему

«Значение и организация нервной системы»

Цель: Рассмотреть общий план строения нервной системы и определить ее значение в системе всего организма

Задачи:

Образовательные:

  •  Обобщить знания о нервной клетке как о структурно-функциональной единице строения нервной системы;
  •  Разобрать эволюцию нервной системы от беспозвоночных к позвоночным и до нервной системы человека;
  •  Выяснить значение нервной системы и ее функции, выполняемые в организме человека

Воспитательные:

  •  Воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе

Развивающие:

  •  Способствовать развитию в учащихся выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению;
  •  формирование способности и готовности использовать приобретенные знания и умения в повседневной жизни.

Оборудование: таблица  «Нервная система человека», «Развитие нервной системы», муляжи спинного и головного мозга

Ход урока

Этап урока

Содержание, методы и методические приемы,

1.Организационный

Приветствие класса, отмечание отсутствующих, проверка готовности учащихся к уроку, подготовленности классного кабинета.

2. Подготовка к изучению новой темы

Сообщение темы и задач учащихся.

Тема урока «Значение и организация нервной системы», запись темы урока  в тетради.

Цель урока: Рассмотреть общий план строения нервной системы и определить ее значение в системе всего организма

Основные вопросы урока:

  1.  Общая характеристика нервной системы
  2.  Этапы развития нервной системы
  3.  Общий план строения нервной системы человека.
  4.  Значение и функции нервной системы человека

3. Изучение новой темы:

  1.  Общая характеристика нервной системы

Объяснение с элементами беседы

? Что такое система?

Система -  множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которое образует определённую целостность, единство

Нервная система - сложная сеть структур, пронизывающая весь организм и обеспечивающая саморегуляцию его жизнедеятельности благодаря способности реагировать на внешние и внутренние воздействия (стимулы).

?Какие свойства характерны для нервной системы (нервной ткани)?

-проводимость

-возбудимость

-раздражимость

- способность хранения информации

  1.  Этапы развития нервной системы

Работа с таблицей «Эволюция нервной системы»

  1.  Общий план строения нервной системы человека.

Объяснение с элементами беседы

? Из каких клеток состоит нервная система?

? Дайте определению понятию «Нейрон»?

Нейрон – структурная и функциональная единица нервной ткани

?Из чего состоит нейрон?

?Какие нейроны бывают?

Работа со схемами на доске

Нейроны

по количеству отростков

Униполярные            Биполярные        Мультиполярные

    с одним отростком       один аксон и             один аксон и

                                           один дендрит         несколько дендритов

по функциям, выполняемым в организме

чувствительные                двигательные                 вставочные

Нейроны ----- нервная ткань ------ нервная система

Основные компоненты нервной системы

1) нервные клетки (нейроны);

2) связанные с ними клетки глии, в частности клетки нейроглии, а также клетки, образующие неврилемму;

3) соединительная ткань.

Нейроны обеспечивают проведение нервных импульсов; нейроглия выполняет опорные, защитные и трофические функции как в головном, так и в спинном мозгу, а неврилемма, состоящая преимущественно из специализированных, т.н. шванновских клеток, участвует в образовании оболочек волокон периферических нервов; соединительная ткань поддерживает и связывает воедино различные части нервной системы

Классификация нервной системы

по расположению в организме

Центральная                                                     Периферическая

- головной мозг                                - нервы, отход-ие от головного

- спинной мозг                                       и спинного мозга

                                                           -нервные узлы

                                                          -нервные сплетения

Нерв – покрытые соединительной тканью пучки, выходящие за пределы головного и спинного мозга.

Нервный узел- скопление нейронов вне центральной нервной системы

Нервное сплетение -  это структура, представляющая собой сеть переплетающихся чувствительных и двигательных, соматических и вегетативных нервов и нервных узлов (ганглиев).

по выполняемым функциям

Соматический (телесный)                   Вегетативный (автономный)

  1.  Значение и функции нервной системы человека

Объяснение с элементами беседы

?Какого значение нервной системы в деятельности всего организма?

Основные функции нервной системы – получение, хранение и переработка информации из внешней и внутренней среды, регуляция и координация деятельности всех органов и органных систем. Несмотря на столь ясно выраженную морфологическую и функциональную дифференциацию, нервная система все же особенно служит целостности организма, ведь она лежит в основе объединения, согласования, координации действий отдельных частей и систем организма; вне этой роли нервной системы было бы невозможно говорить о целостном организме.

4. Информация о домашнем задании

На закрепление изученного материала

  1.  Выполнить словарную работу, выписав определения основных понятий из учебника
  2.  Прочитать параграф учебника, ответить на вопросы в конце параграфа
  3.  Ответить письменно на вопрос: почему в процессе эволюции животных произошло разделение нервной системы на соматический и вегетативный отделы.

На повторение

  1.  Повторить условные и безусловные рефлексы
  2.  Заполнить таблицу «Эволюция нервной системы»

- 1 вариант – позвоночных животных

- 2 вариант – беспозвоночных животных

Список возможных тем рефератов:

  1.  История изучения нервной системы позвоночных животных
  2.  Значение нервной системы в функционировании всего организма;
  3.  Наследственные нарушения нервной системы и их причины
  4.  Клод Бернар и его заслуги в изучении нервной системы
  5.  Влияние внешней среды на процессы разрушения нервных клеток и их регенерация.

Список творческих работ

  1.  Создать макет нейрона по изображению его строения http://www.google.ru/imgres?q=строение+нейрона&hl=ru&newwindow=1&sa=X&biw=1024&bih=499&tbm=isch&prmd=imvns&tbnid=JNCJqjc6FteNlM:&imgrefurl
  2.  Нарисовать плакат, отражающий структурные части нейрона

http://collection.edu.yar.ru/dlrstore/de2a86b1-2340-4a2d-8743-fbf9156a6b48/%5BBI8ZD_3-01%5D_%5BIL_02%5D.html

  1.  Составит презентацию на тему: «Иллюстрированный словарь по теме «Нервная система человека»


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

215. Методы замера твердости металлов и их структурный анализ 538.5 KB
  Назначение легирующих элементов и их влияние на свойства стали. Краткие сведения о закалке и отпуске углеродистых сталей. Изучение упрочнения деталей из углеродистых сталей закалкой и последующим отпуском.
216. Исследование и расчет долбежного станка 315 KB
  Понижение класса кинематических пар звеньев. Построение планов скоростей для 12 положений механизма. Приведение масс звеньев механизма и построение графика приведенного момента инерции. Силовой расчет рычажного механизма.
217. Экологическое право. История формирования экологического права России 256.02 KB
  История формирования экологического права России. Право природопользования. Виды прав на природные объекты и ресурсы. Охрана окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности. Международно-правовой механизм охраны окружающей среды.
218. Образовательный процесс на примере темы искусство Древней Месопотамии 607 KB
  Структурно-методический анализ учебного материала. Анализ учебно-программной документации. Определение обучающих, воспитывающих, развивающих и когнитивных целей. Методы конструирования на основе методического анализа учебного материала.
219. Проектирование механического привода с одноступенчатым редуктором 433 KB
  Расчеты и конструирование одноступенчатого конического зубчатого редуктора, приведены расчеты конических зубчатых передач, валов, шпонок на прочность, геометрия и кинематика зубчатой передачи.
220. Факультативный курс Параметры в геометрии 644 KB
  Общие вопросы организации и проведения факультативных курсов по математике. Анализ школьных учебников по геометрии федерального комплекта. Разработка факультативного курса Параметры в геометрии.
221. Совершенствование политики управления запасами коммерческой организации ОАО Бердский Хлебокомбинат 891.5 KB
  Разработка мероприятий по совершенствованию политики управления запасами для ОАО Бердский Хлебокомбинат. Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи. Материально-производственные запасы как элемент оборотного капитала.
222. Паротурбинные и газотурбинные установки 637.5 KB
  Расчет и оптимизация цикла газотурбинной установки. Выбор типа компрессора, определение его характеристик и основных размеров методом моделирования. Определение основных геометрических размеров турбины. Тепловой расчет проточной части по среднему диаметру.
223. Анализ общества с ограниченной ответственностью 597 KB
  Определение неудовлетворительной структуры баланса неплатежеспособности предприятия. Имущество предприятия является собственностью Общества. Общество несет ответственность по своим обязательствам любым принадлежащим ему имуществом.