58592

Значение и организация нервной системы

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цель урока: Рассмотреть общий план строения нервной системы и определить ее значение в системе всего организма Основные вопросы урока: Общая характеристика нервной системы Этапы развития нервной системы Общий план строения нервной системы человека.

Русский

2014-04-27

59.5 KB

7 чел.

Конспект урока на тему

«Значение и организация нервной системы»

Цель: Рассмотреть общий план строения нервной системы и определить ее значение в системе всего организма

Задачи:

Образовательные:

  •  Обобщить знания о нервной клетке как о структурно-функциональной единице строения нервной системы;
  •  Разобрать эволюцию нервной системы от беспозвоночных к позвоночным и до нервной системы человека;
  •  Выяснить значение нервной системы и ее функции, выполняемые в организме человека

Воспитательные:

  •  Воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе

Развивающие:

  •  Способствовать развитию в учащихся выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению;
  •  формирование способности и готовности использовать приобретенные знания и умения в повседневной жизни.

Оборудование: таблица  «Нервная система человека», «Развитие нервной системы», муляжи спинного и головного мозга

Ход урока

Этап урока

Содержание, методы и методические приемы,

1.Организационный

Приветствие класса, отмечание отсутствующих, проверка готовности учащихся к уроку, подготовленности классного кабинета.

2. Подготовка к изучению новой темы

Сообщение темы и задач учащихся.

Тема урока «Значение и организация нервной системы», запись темы урока  в тетради.

Цель урока: Рассмотреть общий план строения нервной системы и определить ее значение в системе всего организма

Основные вопросы урока:

  1.  Общая характеристика нервной системы
  2.  Этапы развития нервной системы
  3.  Общий план строения нервной системы человека.
  4.  Значение и функции нервной системы человека

3. Изучение новой темы:

  1.  Общая характеристика нервной системы

Объяснение с элементами беседы

? Что такое система?

Система -  множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которое образует определённую целостность, единство

Нервная система - сложная сеть структур, пронизывающая весь организм и обеспечивающая саморегуляцию его жизнедеятельности благодаря способности реагировать на внешние и внутренние воздействия (стимулы).

?Какие свойства характерны для нервной системы (нервной ткани)?

-проводимость

-возбудимость

-раздражимость

- способность хранения информации

  1.  Этапы развития нервной системы

Работа с таблицей «Эволюция нервной системы»

  1.  Общий план строения нервной системы человека.

Объяснение с элементами беседы

? Из каких клеток состоит нервная система?

? Дайте определению понятию «Нейрон»?

Нейрон – структурная и функциональная единица нервной ткани

?Из чего состоит нейрон?

?Какие нейроны бывают?

Работа со схемами на доске

Нейроны

по количеству отростков

Униполярные            Биполярные        Мультиполярные

    с одним отростком       один аксон и             один аксон и

                                           один дендрит         несколько дендритов

по функциям, выполняемым в организме

чувствительные                двигательные                 вставочные

Нейроны ----- нервная ткань ------ нервная система

Основные компоненты нервной системы

1) нервные клетки (нейроны);

2) связанные с ними клетки глии, в частности клетки нейроглии, а также клетки, образующие неврилемму;

3) соединительная ткань.

Нейроны обеспечивают проведение нервных импульсов; нейроглия выполняет опорные, защитные и трофические функции как в головном, так и в спинном мозгу, а неврилемма, состоящая преимущественно из специализированных, т.н. шванновских клеток, участвует в образовании оболочек волокон периферических нервов; соединительная ткань поддерживает и связывает воедино различные части нервной системы

Классификация нервной системы

по расположению в организме

Центральная                                                     Периферическая

- головной мозг                                - нервы, отход-ие от головного

- спинной мозг                                       и спинного мозга

                                                           -нервные узлы

                                                          -нервные сплетения

Нерв – покрытые соединительной тканью пучки, выходящие за пределы головного и спинного мозга.

Нервный узел- скопление нейронов вне центральной нервной системы

Нервное сплетение -  это структура, представляющая собой сеть переплетающихся чувствительных и двигательных, соматических и вегетативных нервов и нервных узлов (ганглиев).

по выполняемым функциям

Соматический (телесный)                   Вегетативный (автономный)

  1.  Значение и функции нервной системы человека

Объяснение с элементами беседы

?Какого значение нервной системы в деятельности всего организма?

Основные функции нервной системы – получение, хранение и переработка информации из внешней и внутренней среды, регуляция и координация деятельности всех органов и органных систем. Несмотря на столь ясно выраженную морфологическую и функциональную дифференциацию, нервная система все же особенно служит целостности организма, ведь она лежит в основе объединения, согласования, координации действий отдельных частей и систем организма; вне этой роли нервной системы было бы невозможно говорить о целостном организме.

4. Информация о домашнем задании

На закрепление изученного материала

  1.  Выполнить словарную работу, выписав определения основных понятий из учебника
  2.  Прочитать параграф учебника, ответить на вопросы в конце параграфа
  3.  Ответить письменно на вопрос: почему в процессе эволюции животных произошло разделение нервной системы на соматический и вегетативный отделы.

На повторение

  1.  Повторить условные и безусловные рефлексы
  2.  Заполнить таблицу «Эволюция нервной системы»

- 1 вариант – позвоночных животных

- 2 вариант – беспозвоночных животных

Список возможных тем рефератов:

  1.  История изучения нервной системы позвоночных животных
  2.  Значение нервной системы в функционировании всего организма;
  3.  Наследственные нарушения нервной системы и их причины
  4.  Клод Бернар и его заслуги в изучении нервной системы
  5.  Влияние внешней среды на процессы разрушения нервных клеток и их регенерация.

Список творческих работ

  1.  Создать макет нейрона по изображению его строения http://www.google.ru/imgres?q=строение+нейрона&hl=ru&newwindow=1&sa=X&biw=1024&bih=499&tbm=isch&prmd=imvns&tbnid=JNCJqjc6FteNlM:&imgrefurl
  2.  Нарисовать плакат, отражающий структурные части нейрона

http://collection.edu.yar.ru/dlrstore/de2a86b1-2340-4a2d-8743-fbf9156a6b48/%5BBI8ZD_3-01%5D_%5BIL_02%5D.html

  1.  Составит презентацию на тему: «Иллюстрированный словарь по теме «Нервная система человека»


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

12109. Исследование параллельного колебательного контура 124 KB
  Лабораторная работа №4 Тема: Исследование параллельного колебательного контура Цель: Научить измерять и строить АЧХ параллельного контура определять явление резонанса токов в контуре оценивать параметры контура по частотным характеристикам и их влияние на из
12110. Исследование режимов работы длинной линии 500.5 KB
  Лабораторная работа №6 Тема: Исследование режимов работы длинной линии Цель: Познакомиться с различными режимами работы длинных линий. Оборудование: ПЭВМ со специализированным пакетом программ NI LabVIEW. 1 Краткие теоретические сведения Длин
12111. Исследование вибраторной антенны 356.5 KB
  Лабораторная работа №7 Тема: Исследование вибраторной антенны Цель: Сформировать умения по построению диаграмм направленности вибраторной антенны при помощи специализированного программного обеспечения и определения основных параметров направленного действи...
12112. Исследование магнитной антенны 758.5 KB
  Лабораторная работа №8 Тема: Исследование магнитной антенны Цель: Познакомить с конструкцией магнитной антенны и научиться измерять её функцию направленности. Оборудование: ПЭВМ со специализированным пакетом программ NI LabVIEW. 1 Краткие теорет
12113. Исследование последовательного колебательного контура 83 KB
  Лабораторная работа №3 Тема: Исследование последовательного колебательного контура Цель: Научить измерять и строить АЧХ последовательного колебательного контура определять явление резонанса напряжений в контуре оценивать параметры контура по частотным харак...
12114. Исследование свободных колебаний в контуре 216.5 KB
  Лабораторная работа № 2 Тема: Исследование свободных колебаний в контуре Цель: Научиться измерять параметры свободных колебаний в контуре анализировать влияние изменений реактивного и активного сопротивлений контура на параметры свободных колебаний определ
12115. Исследование фильтров 203 KB
  Лабораторная работа № 5 Тема: Исследование фильтров Цель: Научить измерять и строить частотные характеристики исследуемых фильтров определять их частоты среза оценивать влияние сопротивления нагрузки на частотные характеристики вычислять затухание фильтров
12116. ИССЛЕДОВАНИЕ ИНТЕРФЕРЕНЦИИ МОНОХРОМАТИЧЕСКОГО СВЕТА В ОПЫТЕ ЮНГА 312.5 KB
  PAGE 3 ИНТЕРФЕРЕНЦИЯ СВЕТА Лабораторная работа № 1 иССЛЕДОВАНИЕ ИНТЕРФЕРЕНЦИИ МОНОХРОМАТИЧЕСКОГО СВЕТА В ОПЫТЕ ЮНГА Цель работы: наблюдение интерференционной картины от двух отверстий освещенных лазером и определение расстояния между ними. ...