58594

Основы рационального питания

Конспект урока

Педагогика и дидактика

И поэтому нам хочется чтобы вы узнали зачем мы едим из чего состоят продукты какие продукты полезные а какие вредные и что лучше есть чтобы быть здоровым хорошо расти учиться и быть в хорошем настроении.

Русский

2014-04-27

75 KB

0 чел.

«Основы рационального питания»

(текст занятия разработан в Центре медицинской информации НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Российской академии медицинских наук дополнен кафедрой гигиены и экологии ГОУ ВПО УГМА Росздрава)

Цель: формирование представления рациональном питании.

Задачи:

  1.  знакомство с основными питательными веществами, их функциями в организме,   и продуктами – источниками этих веществ;
  2.  знакомство с системой пищеварения,  «полезными» и «вредными» продуктами;
  3.  формирование режима питания школьника;

 

Оборудование: плакат «Пирамида правильного питания» и др, карточки  с вопросами, «нямлики», брошюры по теме

Ход занятия:

Ведущий: Здравствуйте! Меня зовут… Я врач/психолог, и я являюсь участником 1 Уральского конгресса по здоровому образу жизни. Этот Конгресс организован Правительством Свердловской области и посвящен здоровью. В рамках Конгресса сегодня во многих школах проходят «уроки здоровья». Наше занятие посвящено питанию, ведь рациональное питание является важной составной частью здорового образа жизни.

И поэтому, нам хочется, чтобы вы узнали, зачем мы едим, из чего состоят продукты, какие продукты - полезные, а какие - вредные, и, что лучше есть, чтобы быть здоровым, хорошо расти, учиться и быть в хорошем настроении.

Ты научишься сам правильно выбирать продукты  .

1 часть: Беседа. Питательные вещества.

Сначала поговорим о том, для чего мы едим. Все наше тело состоит из различных органов - сердце, легкие, желудок. А эти органы состоят из различных тканей, также как свитер вяжут из шерсти, а платье шьют из шелка. Но все ткани состоят из тонких волокон, также и ткани нашего тела построены из определенных веществ. Они называются - Жиры (Ж), Белки (Б), Углеводы (У), витамины (наши помощники), минеральные вещества и, конечно, вода. Но самое интересное заключается в том, что все живое, что нас окружает - растения и животные, также состоит из этих же самых чудесных компонентов. Только в овощах и фруктах больше Углеводов, а в рыбе и молоке - больше Белков. Только нашему организму необходимы все эти вещества. Для того, чтобы мы росли, все наши органы и ткани работали, нам необходимо каждый день пополнять запасы Б,Ж,У, витаминов.

Как же можно каждый день получать Ж,Б,У, витамины? Вы это делаете?

Правильно, мы все делаем это каждый день - мы едим.

Теперь пришло время поговорить о том, что мы едим. Мы с вами уже выяснили, что на самом деле мы едим не кашу и котлеты, а Ж,Б,У. Теперь разберемся, откуда они берутся и зачем они нам нужны.

Жиры. Посмотрим на себя - где у нас жир? Так, правильно, он содержится под кожей.

Это хорошо, что у нас под кожей есть жир?

Это очень важно и нужно. Большое количество жира находится в подкожной жировой клетчатке. Жир, который в ней содержится,  предохраняет тело от ударов и повреждения, также жировой прослойкой окружены все наши органы - они как бы завернуты в слой ваты (как перевозят хрупкую посуду!), благодаря этому, когда ты прыгаешь или бегаешь, твои печень и почки не получают синяков и не "болтаются" в твоем теле от головы до пяток. Кроме того, жир помогает поддерживать у нас постоянную температуру - не дает нам переохлаждаться и перегреваться. Вы ведь знаете, что когда температура тела изменяется, мы заболеваем. А еще жир для нас - это "топливо", как бензин для автомобиля. Он медленно и постепенно "плавится", а наши органы работают. Также маленькие частички жиров включены в состав всех тканей, без них наши органы рассыпались бы, как конструктор без недостающих деталей. Еще, вместе с жирами поступают витамины - наши помощники, которые в них растворены.

Откуда мы берем Жиры?

Во-первых, из сливочного и растительного масла. А еще? Это просто определить - из всех продуктов "жирных на ощупь".

Перечислите их!

Жареная картошка, пирожные, колбаса, сыр, сало, халва и многие другие.

Если жиры такие полезные, может быть надо питаться только жирами?

Что из этого получится? (см. плакат с жировым человечком).

Слой жира под кожей будет становиться все толще и толще, и вокруг органов тоже - сердцу будет трудно сокращаться и всем другим органам работать - жир будет их сдавливать со всех сторон. Кстати,  и Б и У, когда их слишком много, могут превращаться в жир. 

Всего должно быть в меру!

Поговорим о Белках.

Где у нас находятся белки?

Практически все мы - это белок. Белки - это кирпичики, из которых построено наше тело. Особенно много белков в мышцах. Представьте, что случится, если человеку не хватает белка. Все наши ткани начнут изнашиваться, постепенно, как старая одежда, протрутся до дыр, мы начнем болеть, стареть, перестанем расти, поглупеем, сгорбимся и сморщимся. Потому что поступление белка каждый день обеспечивает нам рост и восстановление поврежденных тканей.

Без достаточного количества белков ты не будешь расти и у тебя ухудшатся умственные способности!

Откуда берутся белки? 

В молоке и молочных продуктах, рыбе, мясе, яйцах, орехах, бобовых (горохе, чечевице, фасоли, сое) очень много белка. Молочные продукты нам необходимо есть каждый день. Если ты не любишь пить молоко, его можно заменить йогуртом (или любые кисломолочные продукты). Йогурты очень вкусные, но в них также много белков, витаминов и кальция.

А что случиться с человеком, который будет есть только белки? 

Наверное, он будет огромный и сильный, как Шварценегер? Конечно, он будет огромный, но при этом он будет глупым (недостаток углеводов) и неповоротливым (нет жиров и углеводов). Вам такие нравятся? 

Тогда, помни - всего должно быть в меру!

Теперь поговорим о Углеводах.

Что такое углевод?

 Это все сладкое. А теперь самый сложный вопрос. Как вы думаете, где у нас находятся Углеводы? Углеводы так просто не поймаешь. Они постоянно, после того, как мы их съели, перемещаются по всему телу и ищут, кому бы помочь. Углеводы - это "быстрая" энергия, как солнечный свет. Прежде всего, углеводы помогают нашему мозгу - без них мы бы не смогли думать, учиться, запоминать.

Углеводы необходимы тебе для работы головного мозга!

А еще они необходимы мышцам, чтобы работать. Если углеводов достаточно, то ты можешь активно двигаться. Они даже улучшают настроение. Поэтому дети так любят сладкое. Если содержание сахара в крови снижается наполовину от нормального, то мы теряем сознание, также могут начаться судороги. Так как  Углеводы прежде всего необходимы для деятельности головного мозга не забывай позавтракать перед школой! Если человек испытывает большую физическую нагрузку, а углеводов для работы мышц не хватает (они начинают образовываться из гликогена, содержащегося в печени и мышцах). При этом в мышцах образуется молочная кислота, которая потом и вызывает в них боли. Чтобы быстрее избавиться от этого явления, лучше не страдать, лежа на диване, а заняться не очень тяжелыми физическими упражнениями на свежем воздухе, которые активизируют кровообращение в мышцах и молочная кислота будет вымыта оттуда и расщепится до углекислого газа и воды.  А чтобы этого избежать Перед занятиями спортом съешь что-нибудь богатое углеводами или выпей стакан фруктового сока!

Откуда берутся углеводы?

Это самый простой вопрос. Но он с подвохом. Не думайте, что все сладкое - это чистый углевод. Это не так.  Например, в пирожном с кремом, которое весит 100 гр. содержится 46,4 гр. углеводов и 38,6 гр. жира. Источником углеводов являются все сладкие продукты, а также овощи, фрукты, картошка, бананы, крупы, хлебобулочные изделия. Часть углеводов, которые содержатся в петрушке, свекле, моркови, отрубях, фасоли, горохе, кабачках, капусте не перевариваются - это такие волокна. Но они очень важны - помогают работе внутренних органов и даже защищают организм от появления многих болезней. Ешьте больше овощей!

А что будет с человеком, если он будет есть одни углеводы? Наверное, он будет очень умный? Это не совсем так. Он будет испытывать серьезный недостаток белков - поэтому он будет маленьким и хилым, а кроме того, излишки углеводов превратятся в жир, и у него будет огромный живот. Красиво? Всех веществ должно быть в меру!

Вывод: (см. плакат - большой человек) Нам необходимы все питательные вещества! Только тогда человек может быть развит гармонично - умный, сильный, красивый, здоровый!

Первая часть лекции читается с использованием большого плаката, на котором изображены три "неправильных" человечка (жировой, белковый, углеводный), один большой "правильный" (который питается гармонично - Ж, Б,У, витамины) и продукты, разделенные на три группы -  Ж,Б,У.

2 часть. Пищеварение.  «Полезные» и «вредные» продукты.

Теперь мы поговорим о том как Б, Ж,У попадают "к месту назначения?" Как углеводы из булочки, которую ты съел, попадают в мозг, чтобы ты смог решить задачу на математике? Для этого у нас специально существует система пищеварения (см. плакат). Она начинается со рта и заканчивается прямой кишкой. Она похожа на длинную трубку, которая то сужается, то расширяется. Причем в ее стенке много мышц, которые сокращаются и продвигают пищу все дальше и дальше. Вся эта трубка  покрыта маленькими, нежными ворсинками. Эти ворсинки как тонкие пальчики выбирают из пищи определенные вещества (Ж,Б,У, витамины) и передают их в кровь. А кровь разносит их в те участки нашего тела, где они нужны.

А теперь попробуем разобраться - какие продукты являются "полезными", а какие "вредными". От чего это зависит? Представьте себе, как работают эти ворсинки в желудке и кишечнике. Например, они выбирают питательные вещества из каши - каша теплая, мягкая, сладкая - ворсинкам работать легко. Или из нежного йогурта так приятно их извлекать. А что чувствуют нежные ворсинки, когда их колют жгучие пузырьки газа из газировки, обжигают перцем и царапают чипсы, травмируют горячими или очень холодными продуктами. Каждый раз, когда собираешься что-то съесть, представляй себе эти ворсинки-труженицы. Ешь больше полезных продуктов! Поэтому старайся хорошо пережевывать еду, не ешь слишком горячее или слишком холодное, острое и так далее. К счастью, кроме вредных продуктов существуют и полезные продукты, а также специальные вещества - помощники. Они называются витамины. Витамины, как смазка для шестеренок механизма необходима всем нашим органам, тканям и клеткам для исправной работы. Витамины называются буквами латинского алфавита А,В,С,Д,Е,К,Н,РР и так далее. Разные витамины содержатся в разных продуктах. Например, витамин С мы получаем из свежих овощей и фруктов; витамины В1, В2 и В6 – с крупами, витамин Д – с рыбой. А в некоторые продукты их специально добавляют при их изготовлении. Такие продукты особенно полезны для детей - информацию об этом можно увидеть на этикетке. Ешьте больше продуктов, богатых витаминами! В случае недостатка или отсутствия какого-либо витамина развивается, свойственное только для, этого состояния серьезное заболевание. Так, при недостатке витамина Д развивается рахит (нарушается процесс роста костей и они искривляются), витамина С - цинга (кровотечение из десен и выпадение зубов), витамина В2 – тяжелое заболевание глаз. Наш организм не может самостоятельно синтезировать большинство витаминов, они или их предшественники обязательно должны поступать с пищей. Рекомендуется прием поливитаминных препаратов, особенно в зимне-весенний период. Ешь больше овощей и фруктов, принимай витамины!

Похожим на витамины действием обладают и минеральные вещества. Наиболее важны для детского организма кальций, фосфор (формирование костей, зубов, работа мышц и сердца), железо (участвует в кроветворении, переносе кислорода кровью), магний (участвует в деятельности центральной нервной системы, регуляции артериального давления). Только если питание разнообразное, содержащее достаточное количество молочных и овощных блюд, Вы получите все необходимые микроэлементы!

Мы на 70% состоим из воды, она создает каркас для всего нашего тела. Благодаря тому, что в нашем теле так много воды, питательные вещества могут в ней растворятся и свободно перемещаться по организму. Когда жарко, надо больше пить, так как организм, чтобы охладиться, испаряет с поверхности кожи воду. При активной деятельности мы можем выделять с потом до 5 литров воды. При обычных нагрузках  мы должны получать с пищей и питьем около 1700 мл воды. Употребление большого количества соли и соленых продуктов вредно, так как соль задерживает в организме излишек жидкости, и могут появиться отеки. Ограничь употребление соли! Лучше пищу солить после приготовления.

В кофе, чае, напитках с колой содержится кофеин. Детям следует ограничивать эти напитки в своем рационе, так как кофеин повышает возбудимость нервной системы, что может вызвать плохой сон, раздражительность и является лишней нагрузкой для сердца.

Вывод: Старайся есть полезные продукты. Обращай внимание на продукты, содержащие витамины и минеральные вещества.

Вторая часть лекции - с использованием пирамиды правильного питания и плаката со схематичной системой пищеварения, с увеличенным отрезком ("под микроскопом") с кишечными ворсинками. Также на плакате показаны "полезные" и "вредные" продукты.

3 часть. Командная игра.

А сейчас я предлагаю Вам разделиться на 2 команды. Каждая команда выберет себе капитана. Команды получают задание: составить список продуктов, которые наиболее полезны для организма и список продуктов, которые следует ограничивать по карточкам (с названиями продуктов и с загадками про гречиху, овес, ягоды,  картофель, помидоры).

Капитаны представляют результаты на доске. Ведущий поправляет, если надо.   

Таким образом можно составить список продуктов, которые наиболее полезны для детского организма и потребление которых стоит ограничивать:

Рекомендуемые продукты

Продукты, потребление которых следует ограничивать

кисломолочные продукты (молоко, кефир, творог, простокваша, йогурт), овсяные хлопья, рис, ядрица, масло растительное, сыр, хлеб грубого помола, рыба, мясо, яйца, овощи и фрукты (например, яблоки, апельсины, лимоны, морковь, капуста, картофель, огурцы, кабачки)

мясо утки и гуся, кулинарные жиры, газированные напитки, напитки на основе синтетических ароматизаторов (типа "Зуко"), закусочные консервы, маринованные овощи и фрукты, майонез, горчица, хрен, чипсы, гамбургеры, соленый арахис

4  часть. Режим питания.

А сейчас проведем небольшое соревнование, которое будет посвящено тому  как и когда нужно есть. Я буду задавать вопросы командам. После того, как я задам вопрос, команда совещается 1 мин и дает ответ, если нет право ответа переходит др. команде. Отвечать может любой человек.

Вопросы:

  1.  Кому нужен завтрак? Всем

Возможные комментарии ведущего:  Давайте разберемся, зачем это нужно. Вам необходимо получить силы для того, чтобы хорошо учиться - то есть для работы мозга, ну и на перемене побегать - тоже неплохо? Это что? Углеводы! А может быть, вам предстоит серьезная нагрузка? Тогда и жиры не помешают. А чтобы ваши ткани не прекращали расти, и не начали стареть, нужны белки. Перед школой необходимо завтракать!  

  1.  Что нужно съедать на завтрак?

Возм. комм. Завтрак составляет примерно 25% пищи, съеденной за весь день. Очень хорошо, если завтрак включает горячее блюдо - кашу, сырники, яичницу, вареники. В кашу хорошо добавить сливочное масло, сырники и вареники можно есть со сметаной. Если ты не любишь каши, то их можно заменять готовыми завтраками (мюсли), которые содержат целый комплекс витаминов и минеральных веществ. Также отличным источником кальция и витаминов, таких как В1 и В2  и белка служат кисломолочные продукты. Их тоже можно использовать для завтрака - йогурты, творог, творожные изделия исключительно вкусные и питательные.

Между завтраком и обедом должен быть второй завтрак - в школе. Этот завтрак тоже должен включать горячее блюдо. В школьной столовой меню школьных завтраков постоянно меняется, чтобы Ваше питание было разнообразным.

  1.  Из скольких блюд должен состоять обед?

Обед должен составлять 35% от суточной нормы пищи. Обед обязательно должен включать первое блюдо - суп. На закуску хорошо использовать свежие овощи и салаты, и винегреты из вареных овощей. Второе блюдо - рыбное или мясное, в качестве гарнира - лучше всего  овощи, можно крупы, вермишель. На третье - фрукты, соки, ягоды. Если твой обед включает и сладкий десерт (лучше, чтобы это случалось не ежедневно) прими к сведению следующую информацию. Вещества, содержащиеся в шоколаде, способны активизировать работу клеток головного мозга, повышать наше настроение, снижают риск возникновения заболеваний сердца. Но важно помнить, что все хорошо в меру - к шоколаду может возникать так называемое "привыкание" или психическая зависимость, когда при любой стрессовой ситуации рука тянется к плитке шоколада. Не забывайте, что эти продукты очень калорийны и при употреблении в большом количестве могут плохо сказываться на состоянии эмали зубов.

  1.  Как называются основные приемы пищи в течение дня?

При возможности, между обедом и ужином, нужно устроить полдник. Что лучше съесть на полдник? Если Вам предстоит какая-нибудь нагрузка - приготовление домашнего задания, посещение спортивной секции или каких-то дополнительных занятий. Полдник может состоять из молока, кисломолочного напитка, какао с пряниками, сушками, печеньем, вафлями и так далее. Кисломолочные продукты, улучшают переваривание других продуктов, обладают противомикробным действием, хорошо усваиваются, подходят даже тем, кто плохо переносит молоко. Полезны также свежие фрукты и ягоды.

  1.  За сколько часов до сна надо поужинать?

Ужин не должен быть поздним и слишком плотным - ночью и твой желудок тоже должен отдохнуть - ешь  не позднее, чем за 2 часа до сна. На ночь не стоит пить напитки, обладающие возбуждающим действием - чай, кофе, газированные напитки, содержащие колу. Лучше их заменить минеральной водой, соками, молоком, кефиром, питьевым йогуртом.

  1.  Сколько раз в день нужно есть?

А теперь запомните: Есть следует 4-5 раз в течение дня, с перерывом не более 3,5 -4 часов желательно в одно и тоже время. В этом случае организм привыкает к определенному режиму и "по часам" вырабатывает пищеварительные соки - то есть он уже готов к приему пищи и пищеварение будет наиболее эффективным. (Представьте, что у вашего желудка есть часы!) Если в обычное время в ваш желудок не попадает никакой еды, а он уже подготовился к ней. Голодный желудок начнет есть собственные стенки! Также имей в виду, что жевательную резинку можно жевать только после еды. Если делать это до еды, то ты вводишь в заблуждение свой желудок - он начинает вырабатывать пищеварительные соки, а переваривать-то нечего. Что делать? Опять заниматься самоедством! Это может привести к образованию на стенках желудка язв и даже дырок. Есть следует не спеша, не отвлекаясь на посторонние разговоры, телевизор, компьютер, книжки. Если ты будешь относиться к своей еде осмысленно (представляй, для чего ты ешь тот или иной продукт!) питательные вещества будут лучше усваиваться и ты будешь есть всегда с удовольствием и пользой.

Команды молодцы! Вы хорошо поработали сегодня.  Делаем вывод : Если человек питается правильно и регулярно, он здоров, красив, умен и всегда в хорошем настроении!

А сейчас я хочу в подарок я Вам раздать брошюрки для мам и пап.  Раздача брошюр «Здоровье школьника»

Третья часть лекции преимущественно состоит из вопросов к детям и их ответов, комментариев к ним, а также (если дети не отвечают) из ответов лектора на свои же вопросы.

Вся лекция происходит с активным включением детей в диалог и обсуждение (вопросы выделены жирным шрифтом), после каждой части лекции делается вывод.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

44082. РОЗРОБКА МОДЕЛІ ПРОГРАМНОГО ЗАБЕЗПЕЧЕННЯ ОБЛІКУ СТУДЕНТІВ У ВИЩОМУ НАВЧАЛЬНОМУ ЗАКЛАДІ 1.26 MB
  Методика віддаленого формування звітів системи управління навчанням Moodle на основі технологій вебсервісів. Цільова установка та загальний напрямок магістерської дипломної роботи: Розширення стандартних можливостей системи управління дистанційним навчанням Moodle за допомогою вебсервісів. Об’єкт дослідження: Розробка програмного продукту для автоматичного формування звітів у системі управління навчанням Moodle. Встановлення системи управління навчанням Moodle 2.
44083. Широкомасштабное применение мин в локальных военных конфликтах 77.86 MB
  Выбор робота и миноискателя. Обзор существующих решений Проектирование системы управления роботом. Состав системы управления. Математическое моделирование системы управления. Модель системы управления.
44084. Особенности развития российского рынка гостиничной недвижимости в сегменте апарт-отелей 24.17 MB
  В России, как и в странах Запада, прослеживается тенденция к размещению апартаментов в составе гостиничных комплексов - так называемые апартаменты гостиничного типа. Управление апартаментами в данных комплексах осуществляется гостиничным оператором, постояльцам предлагается широкий спектр сервисных услуг.
44085. Проектирование локальной вычислительной сети предприятия «Строительно-монтажный трест №16» города Новополоцка 1.14 MB
  Преимущества получаемые при сетевом объединении персональных компьютеров в виде внутрипроизводственной вычислительной сети: разделение ресурсов разделение данных разделение программных средств многопользовательский режим. Целью дипломного проекта является проектирование локальной вычислительной сети предприятия Строительно-монтажный трест №16 города Новополоцка. Организация общей локальной вычислительной сети предприятия Строительно-монтажный трест №16 а не существования множества несвязанных сетей подразделений крайне необходима.
44086. Исследование системы частотного регулирования и формирование четкой структуры программирования и параметрирования преобразователя Emotron FDU40-004 9.18 MB
  Наряду с задачами регулирования ПЧ решает задачи защиты блокировки и диагностики электропривода. Безопасность жизнедеятельности – это комплексное междисциплинарное научное направление исследующее закономерности сохранения здоровья и безопасности человека в среде обитания и призванное выявлять и идентифицировать вредные и опасные факторы отрицательно влияющие на здоровье человека разрабатывать методы и средства защиты путем снижения вредных и опасных факторов до уровня допустимых значений вырабатывать меры по ограничению ущерба и...
44087. Разработка рекомендаций по повышению эффективности управления оборотным капиталом предприятия (на примере ООО «Нильс-Юг» г. Самара) 6.08 MB
  Организационно-экономическая характеристика предприятия Анализ структуры и динамики имущества предприятия и источников его финансирования Оценка эффективности функционирования предприятия Оценка эффективности управления оборотным капиталом на предприятии ООО НильсЮг
44088. Анализ организации учета расчетов с покупателями и заказчиками на предприятии и определить пути их совершенствования ООО «Олимп» 3.19 MB
  Организация расчетов с покупателями и заказчиками в организации ООО Олимп Организационно-экономическая характеристика ООО Олимп Анализ расчетов с покупателями и заказчиками в ООО Олимп Совершенствование учета расчетов с покупателями и заказчиками в организации ООО Олимп
44089. Міжпоколінний конфлікт в сімї: соціологічний аналіз 392.5 KB
  Сімя є найважливішою цінністю в житті багатьох людей, що живуть у сучасному суспільстві. Кожен член суспільства, крім соціального статусу, етнічної приналежності, майнового та матеріального становища, з моменту народження і до кінця життя має такою характеристикою, як сімейно-шлюбне стан.
44090. ПОРТРЕТНАЯ ФОТОГРАФИЯ: ГЕНЕЗИС, СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПЕЧАТНЫХ СМИ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН 4.42 MB
  В повседневной журналистской практике можно увидеть, что один и тот же объект может иметь различные фактурные данные, которые могут «работать» либо богато и красноречиво, либо бедно и косноязычно. Здесь все зависит от умения репортера видеть и извлекать выразительную пластичность из самой действительности, многочисленных картин жизни.