58596

Безударная гласная корня. Способы словообразования Конспекты уроков

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Повторить правописание безударных гласных в корне, отработать умение классифицировать данную орфограмму. Оборудование: карточки с заданиями, варианты тестовых заданий.

Русский

2015-04-22

127 KB

1 чел.

Разработала: учитель русского языка и литературы

Бычкова Марина Владимировна

Урок № 1

Тема: Безударная гласная корня (А15)

Цель: повторить правописание безударных гласных в корне, отработать умение классифицировать данную орфограмму.

Оборудование: карточки с заданиями, варианты тестовых заданий

Ход урока:

I. Образцы тестовых заданий

1. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

1) м…нимальный, в…риант, пол…жжение

2) ред…ктировать, либер…лизация, п…лнокровный

3) уст…явшийся, к…мпьютер, упом…нание

4) упр…щённый, проц…дура, предв…рительный

  1.  В каком ряду во всех словах пропущена буква А?
    1) отр...cль, сокр..щать, р...скошный
    2) предст...влять, предназн..чение, дек...рация
    3) пригл...шать, уг...сать, выр...сти
    4) д..роженька, ф..нтазия, л...боратория

3.  В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

1) объ…снение, выгл…деть, вспом…нающий

2) осозн…вать, п…мощник, те…ретический

3) предл…гать, пр…тензия, обр…млённый

4) к…ричневый, зам…рев, см…рение

II. Повторение

-Какие виды орфограмм вам встретились? Что вы знаете об их правописании?

1. Безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением

2. Безударная гласная в корне слова, не проверяемая ударением;

3. Чередующиеся гласные в корне. Запомните! Не нужно путать между собой эти три орфограммы!

Вспомним правило!

1. Безударную гласную проверяем ударением, помним о словах с непроверяемой безударной гласной.

Задание: Спиши, вставь пропущенную букву, запиши проверочное слово.

Оч…ровательный, объед…нить, уд…вительный, д…лина, пол…скать (бельё), пол…скать (щенка), разв…вать (память), разв…вать (по ветру), сум…рки, ум…лкать, зал…зать (раны), зал…зать (на забор), зад…вать, задр…жал, обн…жженные, просв…щение, посв…щение, разр..дить (обстановку), разр…дить (морковь), затр…петать, ст…рожил (избушку), местный ст…рожил, в…лнение.

2. В русском языке есть корни с чередованием, где написание безударной гласной нельзя проверить, оно зависит от каких-либо условий (согласной или сочетания согласных корня, ударения, суффикса, значения)

Запомни корни с чередованием!

1.     –бер-/ -бир-

-дер-/-дри-

-тер-/-тир-

-стел-/-стил-

-пер-/ -пир-

-мер-/-мир-

-жег-/-жиг-

-блест-/-блист-

И перед суффиксом  - а

2.  -лож-/-лаг-

Г перед а, Ж перед о

3. –ро-/-раст-/-ращ-

Перед СТ, Щ пиши а, перед С – о

Искл.; Ростов, Ростислав, отрасль, росток, ростовщик

4.-скоч-/-скак-

Перед К пиши а, перед Ч – о

Искл.: скачок, скачу, скачи

5.-кос-/-кас-

А пере суффиксом –а

Искл.: косая (линия)

6.-гор-/-гар-

Под удар. а, без удар. – о

7.-зор-/-зар-

Под удар. а или о без удар. – а

Искл.: зоревать, зорянка

8. –клон-/-клан-

Под удар. а или о, без удар. – о

9.-равн-/-ровн-

-равн- в значении «равный, одинаковый»

-ровн- - «ровный, гладкий, прямой»

Искл.: равнина, ровесник, поровну, уровень

10.-мак-/-мок-

-мак- в значении «погружать во что-то»

-мок- - впитать жидкость,становиться мокрым»

11.-ин-, -им-

Если после корня стоит -а

12.-плов-/-плав-

Всегда а

Искл.: пловц, пловчиха. плывун

Задание: Вставь пропущенную букву, объясни.

Прот_реть, раст_рание, оз_рённый, перег_ревшая лампочка, р_стительность, попл_вок, прг_рать, вым_кнуть под дождём, разм_кать в воде, р_внина, скл_няться, зам_реть, бл_стать, соч-тать, расст_лающийся, к_сающийся всех, пл_вец, приг_рь, переел_жение, выск_чка, тв-рительный падеж, ср_внить между собой, приг_реть, пл_вник, накл_ниться, скак-ть во весь дух, прик_снуться, изл_гать, пор_вняться, пром_кательная бумага, подр_внять газон, соб_рём, сг_рание, подр_вняться в строю, разделить пор_вну, з_ревать, пл_вуны, прол_жить дорогу, утв_рь, пол_гаться на судьбу, ур_вень, отр_слевой, з_рница, прик_сновение, р_сли, м_кать в молоко, зам_чить бельё, пром_чить ноги, з_ря, подск_чить.

Запомни слова с безударной гласной, не проверяемой ударением (словарные слова), в которых чаще всего делают ошибки! Обрати внимание на удвоенные согласные!

авангард

агрессивный

аккуратный

аннотация

апеллировать

ассоциация

аттестат

безвестный

безыдейный

безынициативный

беллетристика

бессчётный

благословлять

бок о бок

будущий

вблизи

впоследствии

в течение (года)

выразительный

галерея

громоздкий

гуманизм

деградация

департамент

дилетант

дискуссия

идентичный

идеология

идиллия

интеллектуальный

интеллигенция

инцидент

искусственный

искусство

исподтишка

коллекция

комментировать

компания (группа)

компетентный

лауреат

ликвидировать

меценат

мизерный

миниатюра

мировоззрение

обаятельный

объединение

оппозиция

оппонент

оригинальный

официальный

очаровательный

параллельный

пассивный

пессимист

пренебрежение

преодолевать

претендент

привилегия

приоритет

прогресс

процесс

пьедестал

равнять (делать

ровным)

раса

рассчитаться

расчёт

ровесник

ровнять (делать

ровным)

сверстник

сверхъестествен-

ный

сосредоточение

сэкономить

тенденция

территория

террор

тотчас

триумф

труженик

фамильярный

формировать

цивилизация

чересчур

честолюбие

эвакуация

экскурс

эксперимент

элегия

энциклопедия

эффект

юный

явственный

яростный

ясновидящий

IV. Выполнение тестовых заданий

В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

1.

1) пом… гать, д… кумент, безотл…гательный

2) изл…жение, д…рижировать, д… лёкая

3) в ... новатый, пов ... р, вбл…зи

4) акв...рельный, з… ря, ук ... ротить

2.

l) развл… чение, по…чередно, проб… раться

2) сохр… ненный, ш… птаться, эк… логия

З) бесп… лезный, ш… хматист, заб…ррикадировать

4) сов…с тливый, чемпи ... нат, в ... таминизированный

3.

1) дог… рать, л… ловый, к ... мпания (друзей)

2) выб…рать, об …ятельный, пр ... вопреемник

3) отр… слевой, в… рошить, ш ... лунишка

4) зат…нувший, прогн ... зировать, увл ... чение

4.

1) ф ... лиант, соприк…сновение, экз ... менатор

2) благов ... ление, абс… лютизировать, выг ... реть

3) задр …жать, т ... инственный, обл ... котиться

4) прил…женuе, увл ... кающийся, ориг ... нальный

5.

1) пор ... дниться, те… тральный, к ... снуться

2) об… ятельный, заг… рать, упр ... влять

3) к…вычки, пок…зался, выр ... стить

4) изд ... лека, оч… ровательный, ст ... рпеть

6.

1) м ... ридиан, прог ... ссивный, повт… рять

2) мин…ральный, пол…жение, ат… ковать

3) умн…жать, напр… вление, фин ... сист

4) р ... альный, ск... зание, м ... тинговать

7.

1) выг ... реть, оф… церский, пров ... нциальный

2) р ... сточек, напр… гаться, ум... ротворённый

3) ре ... листично, упр ... вляющий, прим ... риться

4) к ... рзина, неисс ... каемый, оч ... ртить

8.

1) р ... цензия, подр ... сти, ут ... нчённый

2) энциклоп ... дст, фант ... стичный, перекл ... каться

3) тр… диционный, зап ... рать, т ... инственно

4) ш… девр, водор ... сли, конфл ... ктующий

9.

1) зап ... вать лекарство, pacкp ... шивать, ут... лщение

2) б.. сиком, в ... трушка, накл ... нить

3) обр… мление, в… сток, соск ... чить

4) озл… бление, гр… мадный, тв ... рение

10.

1) п …лоть грядку, м ... взолей, ср ... стись

2) св… ча, подр ... жание, пол…скать бельё

3) ж… лтеть, кабр ... олет, з…рницы

4) см…рение, д ... агоналевый, р ... стение

11.

1) спл… чённый, возр ... стной, орд ... натура

2) вд… леке, наг… реть, пл ... гиат

3) пок…яние, скл…ниться, г ... белен

4) опр… вдать, щ… бетание, убл ... жить

Ответы: 1-3; 2-2; 3-4; 4-3; 5-4; 6-3; 7-3; 8-2; 9-1; 10-2; 11-4.

V. Итоги урока

VI. Домашнее задание

Подготовиться к контрольному словарному диктанту по теме «Безударная гласная в корне слова», выучить исключения, словарные слова

Урок № 2

Тема: Способы словообразования. (А13, В1)

Ход урока:

Цель: повторить способы образования слов, отработать умение определять способ словообразования.

Оборудование: раздаточный материал (карточки с заданиями), варианты тестовых заданий

I. Образцы тестовых заданий из

В1. Из предложений 8-11 выпишите слово, образованное приставочным способом.

А теперь вот горячка кончилась, и можно будет отдохнуть.

Навстречу мне попалась женщина. Она несла букет желтоватой черёмухи. Я не успел посторониться, и шершавые мягкие листья коснулись лица.

Ответ: посторониться

Укажите способ образования слова ЗАВАЛЕННЫМ в предложении:

За столом, заваленным большими счётными листами, сидели четыре чиновника и играли в карты.

Ответ: суффиксальный

В каком слове нет суффикса -ЕЦ-?

1) гонец

2) эстонец

3) свинец

4) юнец

Ответ: свинец

II. Повторение словообразования

Словообразование – раздел языкознания, изучающий структуру слов и законы их образования. В русском языке процесс словообразования происходит путём соединения друг с другом корня и других морфем  (приставки, суффикса, одновременно приставки и суффикса, бессуффиксным способом, сложением корней, переходом из одной части речи в другую (субстантивация)

- Вспомните способы образования слов. Заполнение таблицы с разбором

Способы словообразования

Определение

Пример

1. Приста-вочный

присоединение приставки к исходному, уже существующему слову. При этом новое слово относится к той же части речи. Что и исходное слово. Таким способом образуются имена существительные, прилагательные, местоимения, глаголы, наречия

бабушка – прабабушка, весёлый – развесёлый, моральный – аморальный, что – нечто, всюду – повсюду, завтра – назавтра

2. Суффик-сальный

Присоединение суффикса к основе исходного слова. Таким способом образуются слова всех самостоятельных частей речи, а также причастия и деепричастия

Лес – лесник, писать – писатель, толкать – толкнуть, терпеть – терпение, бодрый – бодрость, какой – какой-то, дружеский – дружески, думать - думая

3. Приста-вочно-суффик-сальный

Присоединение приставки и суффикса одновременно к основе исходного слова, наиболее часто таким способом образуются существительные, глаголы с суффиксом –ся, наречия

Хлеб – нахлебник, свеча – подсвечник, ворчать – разворчаться, тайна – втайне, старый – по-старому, приятельский – по-приятельски, река - заречный

4. Бессуф-фиксный

Образование слов при помощи нулевого суффикса. Так образуются существительные от глаголов и прилагательных

Рассказать – рассказ, выходить – выход, пилить – пила, просечь – просека, гнилой – гниль, сухой – сушь, суша, синий – синь.

5. Сложе-ние

Образование новых слов, с помощью двух или более корней

Сложение целых слов: вагон-ресторан, жар-птица, школа-интернат

Сложение с помощью соед. гласной: бензозаправочный, жилищно-бытовой, пешеход, отчётно-выборный

Сложносокращённые слова (сложение начальной части слова с целым словом или частей двух слов): автовокзал, зарплата, пол-арбуза, универмаг

Аббревиация: МГУ, КВН, ТЮЗ

6. Переход из одной части речи в другую

Чаще всего таким способом образуются существительные от прилагат., причастий, числительных

(субстантивация)

Ванная, настоящее, приёмная, снотворное, учащиеся, учительская, первые цветы

Возьми на заметку!

При определении способа образования слова помни!

  •  О формах, у которых нет окончаний (наречия, деепричастия, инфинитив, категория состояния, срав. ст. прил., служебные части речи)
  •  Обращать внимание на чередования (водить-вождение)
  •  При выделении корня пытаться заменить приставку, может ли она поменяться (отпуск – запуск – выпуск, отличие – наличие)
  •  Закрывать приставку и смотреть, получиться ли полноценное слово (подмастерье – «мастерье»)
  •  Словообразовательный разбор – это не разбор по составу!

Как определить способ словообразования:

  1.  Найди производящее слово, т.е. то, от которого непосредственно образовалось данное слово
  2.  Попробуй объяснить лексическое значение данного слова с помощью однокоренного слова. Если их несколько, то выбери то слово, которое ближе к производному по составу морфем (с которым больше общих частей) и значению
  3.  Выброси окончание и формообразующие суффиксы (они в словообразовании не играют никакой роли)
  4.  По той морфеме, которая осталась, определи способ словообразования.

 

Возьми на заметку!

Как определить приставочный способ словообразования:

  1.  Выпиши все слова с приставками
  2.  Закрой приставку и посмотри, может ли существовать слово без приставки

III. Задание: Определите способ образования данных слов с последующей проверкой

Бескрайний, бред, выключатель, заколка, заново, придворный, хлебозаготовка, педсовет, разболеться, подарок, несущий, услышать, мель, взрослые, соображая

Бескрайний← край

бред ← бредить

выключатель← выключать

заколка← заколоть

заново← новый

придворный← двор

хлебозаготовка← хлеб+заготовить+к

педсовет←педагогический совет

разболеться←болеть

подарок←подарить

несущий←нести

услышать←слышать

мель←мелкий

взрослые←взрослые люди

соображая←соображать

V. Выполнение тестовых заданий

1. Определите способ словообразования слова ЖАРОПОНИЖАЮЩЕЕ:

1) суффиксальный

2) сложение

3) субстантивация

4) приставочно-суффиксальный

2. Определите способ словообразования слова ИСПУГ:

1) приставочный

2) суффиксальный

3) субстантивация

4) бессуффиксный

3. Определите способ словообразования слова БЕЗБРЕЖНЫЙ:

1) приставочный

2) суффиксальный

3) приставочно-суффиксальный

4) бессуффиксный

4. Определите способ словообразования слова БОЛЕЛЬЩИК:

1) приставочный

2) суффиксальный

3) приставочно-суффиксальный

4) бессуффиксный

5. Найдите слово, образованное способом СЛОЖЕНИЯ:

1) полметра

2) умалишённый

3) контригра

4) архиважный

VI. Самостоятельная работа по карточка

Карточка № 1

  1.  Определите способ словообразования: прибыль, подземный, глубина.
  2.  Разберите слова по составу: беспощадный, скромненький, неинтересный
  3.  Из предложения выпишите слово, образованное приставочным способом.

Работа трудная, комары жрут, развлечений никаких, стирка и готовка – трудоёмки.

Карточка № 2

1. Определите способ словообразования: по-хорошему, постепенно, будущее.

2. Разберите слова по составу: замыкается, законченный, перечитывать

3. Из предложения выпишите слово, образованное суффиксальным способом.

Память может многое объяснить, она может быть даже орудием исследования.

Карточка № 3

1. Определите способ словообразования: сохранение, постель, во-вторых.

2. Укажите способ образования слова ПОСАДКА из предложения.

Был прекрасный летний вечер, когда наш самолёт после многочасового перелёта совершил посадку в сиднейском аэропорту.

3. Из предложения выпишите слово, образованное бессуффиксным способом.

Нерпа нежилась на воде совсем недалеко, и, когда я показал на неё, у товарища вырвался громкий и дикий вскрик, и он вдруг принялся насвистывать и подманивать её руками.

Карточка № 4

  1.  Определите способ словообразования: взрыв, долголетие, сороковка.
  2.  Укажите способ образования слова ВЫИСКИВАЮТ  из предложения

Нет: специально выискивают самые трудные маршруты; без трудов, лишений и риска – исчезает смысл, нет радости.

  1.  Из предложения выпишите слово, образованное приставочным способом.

Пока я читал, в природе сокровенно шли изменения. Было солнечно, празднично – теперь всё померкло, многоголосный мир затих.

Карточка № 5

1. Определите способ словообразования: молчаливо, небрежность, словосочетание.

2. Укажите способ образования слова ДВИЖЕНИЯ в предложении

От волнения движения облаков и волн, блеска воды и дали девушка почти не могла уже различать, что движется: она, корабль; всё двигалось и опадало.

Из предложения выпишите слово, образованное приставочным суффиксальным способом.

Но Тургенев требовал ясности, логики, и Фет безропотно вносил поправки, портя свои стихи и изредка облегчая душу кроткой жалобой.

Карточка № 6

  1.  Определите способ словообразования: бессмертие, постепенно, некуда.

2. Укажите способ образования слова  ПОСТЕПЕННО в предложении

Вадим стоял под густой липой,  и упоительный запах вокруг его головы,  и чувства, уже окаменевшие от сильного напряжения души, растаяли постепенно и,  отвергнутый людьми, он готов был кинуться в объятия природы и судьбы.

3. Из предложения выпишите слово, образованное бессуффиксным способом.

Я прикупил себе общую тетрадку в кожаном переплёте и начал методично, как счетовод, записывать в неё цитаты из прочитанных мною книг.

Карточка № 7

  1.  Разберите слова по составу: расклёванный, подвесить, выздороветь.

2. Определите способ словообразования: разбойник, беличье, медлительный.

3. Из предложения выпишите слово, образованное бессуффиксным способом.

Его никто не провожал: он не любил проводов.

V. Итоги урока

VI. Домашнее задание:

Подобрать самостоятельно по 5 слов на каждый способ словообразования

Урок № 3

Тема: Языковые и грамматические нормы. (А3, А5, А6)

Цель: повторить сложные вопросы употребления слов, грамматические нормы, орфографические и пунктуационные правила.

Оборудование: карточки с заданиями, варианты тестовых заданий

Ход урока:

I. Образцы тестовых заданий

А5.  Выберите грамматически правильное продолжение предложения.

Анализируя стихотворный текст,

1)мной был неверно определён стихотворный размер.

2) помните об особенностях поэтической речи.

3) у нас завязался спор.

4) часто не учитывается ритм и интонация.

Храня память о прошлом,

1) учёным понадобилось много времени на изучение старинных

летописей.

2) монастыри стали неотъемлемой частью русской истории.

3) изучение истории имеет большое значение.

4) это помогает лучше понять настоящее.

А6

Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы)

1) Вы оплатили проезд в автобусе?

2) Учёные хотели вникнуть и познать все тайны природы.

3) Эти люди не теряли уверенности даже в случае неудач.

4) Вопреки ожиданиям и установившимся правилам, было решено отменить дополнительные каникулы.

1) Железнодорожный состав отправился в рейс согласно расписанию.

2) В рассказе «Попрыгунья» Чехов осуждает прежде всего праздность.

3) Одному из героев романа, ищущим смысл жизни, открывается путь к внутренней свободе.

4) Кто бы ни приезжал в наш городок, все поражались чистоте и опрятности, в какой содержатся дворы, улицы, пристань.

А3

В каком предложении вместо слова ГОРДЫНЯ нужно употребить ГОРДОСТЬ?

1) Душа его, наполненная ГОРДЫНЕЙ, устала от борьбы и самоутверждения.

2) Радость от успеха незаметно для него переросла в ГОРДЫНЮ, слава вскружила голову.

3) Непомерная ГОРДЫНЯ обуяла человека.

4) Новый клуб – ГОРДЫНЯ посёлка.

В каком предложении вместо слова ОДЕТЬ нужно употребить слово НАДЕТЬ?

1) Хвойный лес ОДЕЛ все горы и подошёл вплотную к морю.

2) Дарья Александровна обдумывала, как потеплее ОДЕТЬ детей завтра.

3) После вчерашнего ливня в туфлях и улицу не перейдёшь, придётся ОДЕТЬ охотничьи сапоги.

4) Танцоров ОДЕЛИ в национальные костюмы.

Ученики по очереди читают выполненные задания, обязательно аргументируя полученный ответ.

II. Комментарии учителя.

Перейдя к заданию на синтаксические нормы, ошибки заметили во всех примерах, кроме второго.

Обратите внимание на только что услышанное предложение. Нет ли и в нем нарушения синтаксических норм? В чем заключаются эти ошибки? Как исправить предложение? Напишем его на доске.

Синтаксические нормы в предложении нарушены. Первая часть деепричастный оборот. Деепричастие обозначает дополнительное действие, а основное действие выражено сказуемым заметили. Где подлежащее? Если это слово ошибки, то мы имеем пример характерной грамматической неправильности. Оба действия - основное и дополнительное - должен выполнять один и тот же субъект. Он может быть выражен и неявно: в случае определенно-личного предложения легко восстанавливается, неопределенно-личного - выражается через сказуемое, в случае безличного - подразумевается. Если в нашем случае предложение является неопределенно-личным, а слово ошибки – прямое дополнение, то неправильности нет.

Предложение построено так, что допускает двойное толкование, а этого следует избегать.

Исправим неточность:

Перейдя к заданию на синтаксические нормы, мы заметили ошибки во всех при мерах, кроме второго.

Примечание. Можно пользоваться этим приемом довольно часто: в качестве примеров «невзначай» приводить фразы, относящиеся к теме разговора на уроке, а после фиксировать на них внимание детей. Можно допускать в речи учителя нарочитые ошибки, но они должны обсуждаться по горячим следам.

Постепенно дети приучатся следить за чужой речью, а значит и за своей, более внимательно, это превратится в своеобразную игру (конечно, не надо злоупотреблять таким приемом). Ошибки могут быть и случайными. Дети не должны бояться исправлять учителя. Важно понять, что учитель - живой человек, а ошибки могут быть у всех.

Вспомним слова Пушкина: « ... без грамматической ошибки я русской речи не люблю». Они не лишены иронии, но показывают отношение к языку как к свободной стихии. Эту стихию образованный, грамотный человек может обуздать, используя свои знания.

В заданиях теста А5, сформулированных одинаково, грамматические ошибки более явные. Разберем вариант А5:

Анализируя стихотворный текст;

1) мной был неверно определен размер (в качестве субъекта выступает слово «размер», выходит, это он анализировал текст? - ошибка);

2) помните об особенностях поэтической речи (определенно-личное предложение; легко восстанавливается субъект – вы - ошибки нет);

3) У нас завязался спор (в качестве субъекта выступает слово «спор» - ошибка);

4) часто не учитывается ритм и интонация (в качестве субъекта выступают слова «ритм и интонация» - ошибка).

Аналогично положение во втором варианте:

Храня память о прошлом,

1) ученым понадобилось много времени на изучение старинных летописей (предложение безличное, нет субъекта действия, а значит деепричастие употребить нельзя - ошибка);

2) монастыри стали неотъемлемой частью русской истории (деепричастие означает дополнительное действие к составному именному сказуемому «стали частью», есть субъект действия - монастыри хранили память -ошибки нет);

3) изучение истории имеет большое значение (в качестве субъекта выступает слово «изучение» - ошибка);

4) это помогает лучше понять настоящее (в качестве субъекта выступает местоимение «это», подразумевается «прошлое», но грамматической связи между местоимением и существительным нет - ошибка).

- Вспомните классическую фразу Чехова из рассказа «Жалобная книга»:

Подъезжая к сией станции и глядя на природу в окно, у меня слетела шляпа.

В задании А6 первый пример  (Вы оплатили проезд в автобусе?) не содержит ошибки, но заслуживает внимания. Мы постоянно слышим подобные фразы в искаженном виде: Оплатите за проезд, или У кого еще за проезд не плочено?, и уже так привыкли, что принимаем их как должное. Здесь нарушены нормы согласования. За проезд можно заплатить, проезд надо оплачивать.

В примере этого задания под номером 2 ошибка в управлении в предложении с однородными членами: Ученые хотели вникнуть и познать все тайны природы. Первое сказуемое не согласуется с дополнением тайны. Исправим: Ученые хотели вникнуть (во что?) в тайны природы И познать (что?) их.

Третий и четвертый примеры без ошибок, синтаксические нормы соблюдены.

В примере А6 ошибка в предложении 3: Одному из героев романа, ищущим смысл жизни, открывается путь к внутренней свободе.

Несогласованность часто наблюдается в предложениях, с причастными оборотами:

Пришлось продираться сквозь заросли, постоянно заслоняющими нам дорогу. Среди вопросов, заданным на пресс-конференции, были и очень острые.

- В чем заключаются ошибки? Как их исправить?

Причастие не согласовано с определяемым словом. От этого слова надо поставить вопрос, окончание которого подскажет нужную форму причастия. Пришлось продираться сквозь заросли (какие?), постоянно заслоняющие нам дорогу. Среди вопросов (каких?), заданных на пресс-конференции, были и очень острые.

Исправим наше предложение:

Одному из героев (каких?) романа, ищущих смысл жизни, открывается путь к внутренней свободе.

Приведем другие примеры согласования.

Заслуживать чего-либо - заслужить что-либо; превосходство над чем(кем)-либо - преимущество перед чем (кем)-либо; упрекать в чем-либо - осуждать за что-либо; удивлен чем-либо - удивляться чему-либо; уделить внимание чему-либо - обратить внимание на что-либо; озабочен (озабоченность) чем-либо - заботиться (забота) о чем-либо; обрадован чем-либо - обрадоваться чему-либо; беспокоиться о чем(ком)-либо - тревожиться за что(кого)-либо; свойственный чему-либо - характерный для чего-либо; отзыв о чем-либо - рецензия на что-либо; вера во что-либо - уверенность в чем-либо.

Синтаксические ошибки весьма широко распространены в устной и письменной речи и проникли в средства массовой информации. Вот несколько наиболее типичных.

Те, кто не набрали нужное количество голосов, не прошли на выборах.

В этом сложноподчиненном предложении придаточное предложение ошибочно: подлежащее и сказуемое не согласованы. Исправим:

Те, кто не набрал нужное количество голосов, не прошли на выборах.

В А6 под номером 1 приведен пример согласования существительного с производным предлогом. И хотя ошибки в нем нет, рассмотрим его подробнее:  

Железнодорожный состав отправился в рейс согласно расписанию.  

Коварные предлоги благодаря, согласно, вопреки подводят людей преимущественно в письменной речи, часто попадаются в официальных сообщениях, в докладах и т. п. И люди попадаются в расставленные ловушки:

Согласно договора исполнителем должны быть выполнены следующие виды работ. Он действовал вопреки предписания. Благодаря непогоды урожай собран небольшой.

Все эти предложения содержат одну и ту же ошибку: неправильное согласование производного предлога с зависимым словом.

Все эти предлоги: благодаря, согласно, вопреки - требуют дательного падежа. Исправим предложения:

Согласно договору исполнителем должны быть выполнены следующие виды работ. Он действовал вопреки предписанию.

Третье предложение содержит еще и смысловую ошибку: предлог благодаря используется только в положительном смысле, поэтому заменяем его нейтральным:

Из-за непогоды урожай собран небольшой.

С предлогом благодаря возможна такая конструкция:

Мы выиграли благодаря поддержке болельщиков.

Еще один с виду невинный, но коварный предлог - по ошибки, с его участием наблюдаем сплошь и рядом:

По истечению депутатского срока назначаются новые выборы. По окончанию передачи смотрите рекламу. Работы начинаются сразу по заключению договора. По· приезду сдайте отчет о командировке.

Правильно так:

По истечении депутатского срока назначаются новые выборы. По окончании передачи смотрите рекламу. Работы начинаются сразу по заключении договора. По приезде сдайте отчет о командировке.  

Этот же предлог употребляется в сочетании скучаю по вас (допустимо: по вам). Напоследок:

Согласование играет большое значение для правильного построения фразы.

- Найдите ошибку в этом предложении.

Ошибка произошла из-за несочетаемости слов играть и значение. Правильные варианты: «иметь значение», «игpать роль».

А3

Комментарии учителя.

В этом задании важно правильно определять лексическое значение слов и соблюдать нормы лексической сочетаемости, в данном случае для слов гордость и гордыня. Эти нормы нарушены в четвертом примере: Новый клуб - ГОРДЫНЯ поселка.

В аналогичном задании нормы нарушены в третьем предложении:

После вчерашнего ливня в туфлях и улицу не перейдешь, придется одеть охотничьи сапоги.

Ошибки произошли из-за смешения паронимов - слов, близких по звучанию, но разных по значению (в переводе с греческого обозначает «рядом» и «имя»). Исправим предложения: Новый клуб - гордость поселка, ... придётся надеть охотничьи сапоги.

Многие смешивают однокоренные глаголы одеть (одевать) и надеть (надевать). Одеть можно кого-то, надеть - что-то (на что-то)

Одевать капризного ребенка довольно сложно. В холода надеваю на него комбинезон. Девочка одела куклу. Оденься (одень себя) красиво. Надень теплую куртку (на себя). Я надену желтые ботинки (на себя). Она надела на лампу абажур.

- Вспомните слова, однокоренные со словом пароним.

Антоним (anti - против), синоним (syn - вместе), топоним (topos - место), парапсихология, параллелизм (рядом идущий).

- Приведите примеры паронимов и сочетаний с ними.  

Телефонный абонент - концертный абонемент, эффектный наряд - эффективный прием, жесткий диван - жестокий бой, чувствительный человек - чувственный взгляд,  представить доклад - предоставить отпуск, скрытный юноша - скрытый смысл,  понятный учебник - понятливый ученик, ветреный день - ветряной двигатель и т. д.

  1.  Итоги урока.
  2.  
  3.  
  4.  Работа по карточкам.

А3

В каком предложении вмecтo слова КРАСОЧНЫЙ нужно употребить КРАСЯЩИИ?

1) Коллекционер придирчиво разглядывает картину Левитана, любуется КРАСОЧНЫМ пейзажем осени.

2) В необъятном мире русской природы зимние, холодные, цвета достойно соперничают с летними, КРАСОЧНЫМИ.

3) Язык, которым написаны произведения устного народного творчества, богатый, яркий, КРАСОЧНЫЙ.

4) Железо, хром, марганец, медь являются КРАСОЧНЫМИ веществами, компонентами многих красок, созданных на основе этих минералов.

А5

Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Разбивая виноградник,

1) крестьяне учитывали рельеф местности.

2) большое значение имеют географические факторы.

3) учитывается состав почвы.

4) торговцами определялись потребности в винограде.

А6

Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы)

1) Чехов верил в то, что грядущая истинная культура облагородит человечество.

2) Одна из главных черт, свойственных Наташе Ростовой, - честность в отношениях с людьми.

3) На уроках русского языка недостаточное внимание уделяется на изучение норм литературного языка.

4) В журнале «Этнографическое обозрение» Д.Н. Ушаков опубликовал ряд статей о поверьях и обычаях русских крестьян.

А3

В каком предложении вместо слова ПРАКТИЧЕСКИЙ нужно употребить

ПРАКТИЧНЫЙ?

1) Важное значение для дальнейшей жизни имеют ПРАКТИЧЕСКИЕ навыки, приобретённые в раннем детстве.

2) Вихрев в ПРАКТИЧЕСКОЙ жизни отличался редкостным простодушием.

З) Система ПРАКТИЧЕСКИХ занятий широко распроcтpанена в высшей школе.

4) Ольга Ивановна прислушалась к советам мудрой и ПРАКТИЧЕСКОЙ своей приятельницы.

А5 Выберите грамматически правильное продолжение предложения.

Составляя предложение,

1) мне было сделано замечание.

2) обдумывается его структура.

З) учитывайте как лексическое, так и грамматическое значение слов.

4) должен учитываться стиль речи.

А6 Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы)

1) Одним из самостоятельных видов искусства, существующих с конца XV века, является графика.

2) Все, кто любит русскую культуру, знает имена великих поэтов и писателей –  Пушкина, Тургенева, Достоевского, Толстого.

З) По приезде из Петербурга Гоголь поселился в доме Аксаковых.

4) О своём отношении классической музыке В.П. Астафьев написал в очерке «Постскриптум».

А3

В каком предложении вмecтo слова ВОДНЫЙ нужно употребить ВОДЯНИСТЫЙ?

1) На месте ВОДНОЙ глади часто возникает грязная болотная трясина, которая постепенно зарастает лесом.

2) Со временем ВОДНАЯ поверхность озера становится зеленоватой или красноватой: в ней поселяются миллиарды клеток микроводорослей.

3) Незнакомец подарил мне букетик лиловых цветов с ВОДНЫМИ стеблями.

4) ВОДНЫЙ стадион - гордость района и излюбленное место горожан, куда они приходят семьями в выходные дни.

А5

Выберите грамматически правильное продолжение предложения.

Изучая растения средней полосы,

1) у меня появился интерес к этой проблеме.

2) некоторые из них используются для озеленения участков.

3) они были собраны в гербарий.

4) обратите внимание на их отличие от растений других зон.

А6

Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).

1) Согласно правилам вводные слова выделяются на письме запятыми.

2) Жители этой местности уделяли особое внимание развитию садоводства.

3) Ввиду сложности маршрута решено было не включать в туристическую группу маленьких детей.

4) Международная общественность понимает и озабочена проблемами экономики развивающихся стран.

IV. Домашнее задание


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

16687. НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОСПАРИВАНИЯ В СУДЕ РЕАЛИЗАЦИИ ИМУЩЕСТВА НА ТОРГАХ 52.63 KB
  НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОСПАРИВАНИЯ В СУДЕ РЕАЛИЗАЦИИ ИМУЩЕСТВА НА ТОРГАХ К.И. СКЛОВСКИЙ Скловский Константин Ильич доктор юридических наук адвокат профессор кафедры гражданского права КГАУ имеет около 120 научных публикаций. Нарастающее число споров о признан...
16688. ВЛИЯНИЕ ПРОЦЕДУРЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ НА ЧАСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ 29.53 KB
  О ВЛИЯНИИ ПРОЦЕДУРЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ НА ЧАСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ К.И. СКЛОВСКИЙ Скловский Константин Ильич доктор юридических наук адвокат профессор кафедры гражданского права КГАУ имеет около 120 научных публикаций. Соотношение публичных и частнопра...
16689. ОТНОШЕНИЯ СОБСТВЕННИКА С НЕЗАКОННЫМ ВЛАДЕЛЬЦЕМ И ПРИОБРЕТАТЕЛЬНАЯ ДАВНОСТЬ 19.08 KB
  ОТНОШЕНИЯ СОБСТВЕННИКА С НЕЗАКОННЫМ ВЛАДЕЛЬЦЕМ И ПРИОБРЕТАТЕЛЬНАЯ ДАВНОСТЬ К.И. СКЛОВСКИЙ Скловский Константин Ильич доктор юридических наук адвокат профессор кафедры гражданского права КГАУ имеет около 120 научных публикаций. Во владении физических и ос
16690. НЕГАТОРНЫЙ ИСК: ОТРИЦАНИЕ НЕ ДОЛЖНО БЫТЬ ОГУЛЬНЫМ 20.77 KB
  НЕГАТОРНЫЙ ИСК: ОТРИЦАНИЕ НЕ ДОЛЖНО БЫТЬ ОГУЛЬНЫМ К.И. СКЛОВСКИЙ Я отрицаю все и в этом суть моя признание героя популярной немецкой трагедии могло бы стать девизом отечественной правоприменительной практики в связи с неоправданно широким распространением не
16691. ПРИМЕНЕНИЕ НОРМ О ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИИ ПРАВОМ В СУДЕБНОЙ ПРАКТИКЕ 21.93 KB
  О ПРИМЕНЕНИИ НОРМ О ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИИ ПРАВОМ В СУДЕБНОЙ ПРАКТИКЕ К.И. СКЛОВСКИЙ Скловский Константин Ильич доктор юридических наук адвокат профессор кафедры гражданского права КГАУ имеет около 120 научных публикаций. Проблеме злоупотребления правом хорошо
16692. ЗАЩИТА АРЕНДАТОРА ОТ ВТОРОЙ АРЕНДЫ 9.49 KB
  О ЗАЩИТЕ АРЕНДАТОРА ОТ ВТОРОЙ АРЕНДЫ К.И. СКЛОВСКИЙ Скловский Константин Ильич доктор юридических наук адвокат профессор кафедры гражданского права КГАУ имеет около 120 научных публикаций. Собственник вправе неоднократно распорядиться вещью причем все его...
16693. ПРАВА УЧРЕДИТЕЛЯ ХОЗЯЙСТВЕННОГО ОБЩЕСТВА И РЕЖИМ СУПРУЖЕСКОГО ИМУЩЕСТВА 14.19 KB
  ПРАВА УЧРЕДИТЕЛЯ ХОЗЯЙСТВЕННОГО ОБЩЕСТВА И РЕЖИМ СУПРУЖЕСКОГО ИМУЩЕСТВА К.И. СКЛОВСКИЙ Скловский Константин Ильич доктор юридических наук адвокат профессор кафедры гражданского права КГАУ имеет около 120 научных публикаций. При обсуждении и без того сложн...
16694. ВОПРОСЫ О ЗАДАТКЕ ПРИ ПРИОБРЕТЕНИИ ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ 9.06 KB
  К ВОПРОСУ О ЗАДАТКЕ ПРИ ПРИОБРЕТЕНИИ ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ К.И. СКЛОВСКИЙ Скловский Константин Ильич доктор юридических наук адвокат профессор кафедры гражданского права КГАУ имеет около 120 научных публикаций. В практике риэлтерских агентств возник острый вопрос...
16695. ВЛАДЕНИЕ И ВЛАДЕЛЬЧЕСКАЯ ЗАЩИТА 29.6 KB
  ВЛАДЕНИЕ И ВЛАДЕЛЬЧЕСКАЯ ЗАЩИТА К.И. СКЛОВСКИЙ Скловский Константин Ильич Кандидат юридических наук. Специалист по гражданскому праву. Родился 31 марта 1955 г. в городе Кызыл Тувинской республики. В 1977 г. окончил Ростовский госуниверситет. Работал следователем пр