58604

Движение воды в океане. Волны

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Формировать понятия: ветровые волны цунами приливы и отливы. Например под водой распространяются ультразвуковые волны. На уроках физики вы узнаете как эти волны помогают учёным видеть предметы находящиеся в воде на расстоянии десятков и даже сотен метров.

Русский

2014-04-28

1.95 MB

2 чел.

                                                               Урок по географии

Тема: «Движение воды в океане. Волны ».

Цели:

-Сформировать у учащихся представление о движении воды в океане.

-Формировать понятия: ветровые волны, цунами, приливы и отливы.

-Формировать у учащихся умение устанавливать причинно-следственные связи, задавать вопросы (развивать логическое мышление учащихся).

-Развивать у учащихся такие качества, как  внимание, пунктуальность.

    

Оборудование:

Листы-задания для проверочной работы, физическая карта мира с табличками-указателями, картины «Прилив», «Отлив».

                                Ход урока:

I.Организационный момент. 

Учитель проверяет готовность к уроку, приветствует учеников.

II.Проверка знаний.

Письменно фронтально.          

1 задание: узнать объекты на контурной карте.

2 задание: соединить в пары понятия и их определения.

3 задание: закончить фразы:

1.Количество минеральных веществ в граммах, растворённое  в 1 литре  воды, – это…

2.Единицы измерения солёности воды - …

3.Средняя солёность Мирового океана - …

4. Самое солёное море - …

5. Температура замерзания океанической воды - …

III.Изучение нового материала.

Мы продолжаем разговор о главной  составляющей  гидросферы. Кто готов  напомнить нам главную составную часть гидросферы? Верно. Это  воды Мирового океана. Девизом  подводной лодки «Наутилус»  в романе Ж. Верна была фраза  «Вечно в движении». Почему я сегодня говорю вам об этом? Верно. Мировой океан  тоже вечно в движении, поэтому данная фраза  может служить  точной характеристикой Мирового океана.

Тема нашего урока  «Движение воды в океане».

Сегодня мы будем говорить о волновых движениях воды в океане.

Волн в океане много. Они очень разнообразны по своей природе. Например, под водой распространяются ультразвуковые волны. На уроках физики вы узнаете, как эти волны помогают учёным видеть предметы, находящиеся в воде на расстоянии десятков и даже сотен метров. Есть волны Россби, длина которых составляет многие сотни километров. Есть внутренние волны, которые могут принести гибель подводным лодкам.

Мы будем говорить о ветровых волнах.

Кто  готов назвать причину ветровых волн? Верно, ветер. Нам очень хорошо знакомы пушкинские строки:

«Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет.

Он бежит себе в волнах на раздутых парусах».

Ветровые волны представлены на рисунке учебника на странице 122. Внимательно рассмотрите рисунок. Составьте устно вопросы к  данному рисунку. (Ученики задают вопросы и отвечают на них.) Работая с рисунком, мы познакомились со строением ветровой волны. Подумайте, от чего зависит размер волны? Размер волны зависит от силы ветра, его продолжительности, глубины моря, температуры воды и воздуха, течений. Поэтому ветровые волны не такое уж простое явление. Один из учёных остроумно заметил: «Основная закономерность ветровых волн – это отсутствие всякой закономерности». Обычно высота ветровых волн не превышает  четырёх метров, но штормовые волны могут достигать высоты более двенадцати метров и длины до 250 метров. Такие волны часты в районе 40 параллелей, за что их называют « Ревущими сороковыми». О ветровых волнах я рассказала вам далеко не всё. Кое о чём вы сами узнаете из учебника дома.

Изучая каменную оболочку Земли, мы узнали о движениях земной коры. Такие движения происходят и на дне океана. Кто готов назвать следствие движения земной коры в океане? Верно. Это волны Цунами. Утех, кто видел фильм об извержении вулкана Кракатау, достаточно яркое представление об этом явлении природы. Послушайте описание очевидца и представьте то, о чём услышите: « Мы увидели  надвигающуюся волну. Она близилась как стена, и росла. Больше, чем раскаты грома, что доносились от приближавшейся волны, страх нагонял сам вид водоворота перед ней, в котором кружились целые обломки скал и тяжёлые стволы деревьев, словно это были спички. Как этот мощный водопад среди моря, эта гигантская в 20 и более метров высотой стена с грохочущей, добела иссечённой пенной короной, могла удерживаться прямо, как стена? Затем она обрушилась на берег и потрясла основание острова…» Рассмотрите  рисунок 51 на стр.122. Таковы последствия Цунами на берегу. Как вы думаете, почему эти волны назвали японским словом? Верно, Япония, лежащая в северо-западной части Тихого океана, очень часто страдает от этих волн. В отличие от ветровых, охватывающих  поверхностный слой океана, Цунами охватывают всю толщу воды от дна до поверхности, распространяются во все стороны от места возникновения со средней скоростью 700-800 км / час. Их длина в океане до 200 км, а высота 1 м. Но у берега может доходить до 40 м. « Цу»- порт, « нами» - волна. «Портовая волна» в переводе с японского. Как вы думаете, где должен искать спасение от Цунами  капитан  судна, получивший известие о приближении таких волн? Конечно, в океане, подальше от берега.

Ещё один вид движения воды в океане – это приливно-отливные волны. Причину этих волн  назвал И. Бунин:

В кипящей пене валуны.

Волна, блистая, заходила.

Её уж тянет, тянет сила

Всходящей за морем Луны.

Не только Луна, но и  Солнце, и другие звёзды силой своего притяжения действуют на океан. Но Луна ближе, её притяжение сильнее. Рассмотрите рисунок 52 на стр.123. На берегах океанов и некоторых морей вода периодически выходит на берег, покрывая часть суши, а затем далеко отступает, обнажая дно прибрежной части океана. На берегу Белого моря высота прилива 12 м. Самые высокие приливы в заливе Фанди у восточных берегов С. Америки. Как вы думаете, для чего вот уже более ста лет составляются таблицы приливов и отливов? В разных частях Мирового океана приливы и отливы происходят в разное  время. Они бывают суточными, полусуточными и смешанными. Это важно знать капитанам судов, чтобы избежать неприятностей и даже катастроф. В марте 1967 года английский танкер, загруженный нефтью, наскочил на рифы у берегов Англии, получил 14 пробоин, нефть вытекла в море, а судно спасти не удалось.

(По ходу объяснения на доске появляется схема)

Причина                                           Следствие

I        Ветер                                          ветровые волны

II   Движение земной коры               Цунами

III  Сила притяжения Луны              приливы и отливы

V.Закрепление  изученного материала.

На доске представить схему:

              Движение воды в океане.                                  1 ученик

ветровые волны     Цунами               приливы и отливы

                                

                                причины                                                2 ученик 

                                                                                                              

ветер           движение земной коры    притяжение Луны

      

-Подумайте и скажите, для чего люди изучают волны?

      

IV.Домашнее задание.

Ответить на вопросы стр. 125-126

Приливы

Отливы

Физическая карта мира


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

76407. Чувствительность систем автоматического управления 79.78 KB
  Для числовой оценки чувствительности используют функции чувствительности определяемые как частные производные от координат системы или показателей качества процессов управления по вариациям параметров: где координаты системы; параметр системы.93 можно записать Следовательно располагая функциями чувствительности и задаваясь вариациями параметров можно определить первое приближение для дополнительного движения.99 называются уравнениями чувствительности. Решение их дает функции чувствительности.
76409. Амплитудно-фазовая частотная характеристика (АФЧХ) 54.81 KB
  Для практических целей удобнее пользоваться десятичными логарифмами и строить отдельно логарифмическую амплитудную частотную характеристику (ЛАХ) и логарифмическую фазовую частотную характеристику (ЛФХ).
76410. Построение переходной функции по ВЧХ замкнутой системы 297.32 KB
  Характеристику построенную в натуральном масштабе по оси частот аппроксимируем стандартными характеристиками :тогда очевидно чтогде616В настоящее время чаще всего используют в качестве стандартных характеристик трапеции рис. 68 при этом интеграл 616 может быть вычислен в видеРис 68617где параметр трапеции характеризующий ее форму см. рис. Рассмотрим построение переходной функции САР если ее ВЧХ имеет вид показанный на рис.
76411. Определение величины перерегулирования по ВЧХ 17.81 KB
  Приближенное значение величины перерегулирования можно определить по виду графиков ВЧХ -если ВЧХ монотонно убывающая, то = О, -если ВЧХ не возрастающая, то максимальное значение перерегулирования если ВЧХ возрастающая, то максимальное значение перерегулирования ...
76412. Алгоритм построения логарифмической амплитудной характеристики последовательного соединения типовых звеньев 59.87 KB
  Построение асимптотической ЛАХ последовательного соединения типовых звеньев сводится к суммированию на графике отрезков прямых линий с наклонами кратными 20 дБ дек. Используем более эффективный способ построения ЛАХ последовательного соединения звеньев который не требует построения ЛАХ отдельно каждого звена и последующего суммирования этих ЛАХ. Очевидно что результирующая ЛАХ от такого перераспределения параметров должна остаться без изменений. Построим ЛАХ звеньевсомножителей из 4.
76413. Признаки переходного и установившегося режимов работы САР 49.49 KB
  Признаки переходного и установившегося режимов работы САР Можно ли изучая выходной сигнал САР определить работает она на данном отрезке времени в переходном или установившемся режиме Для этого нужно более точно сформулировать что такое переходный и что такое установившийся режимы с практической точки зрения. Красная кривая переходный процесс при идеальном ступенчатом воздействии. Нарастание воздействия со скоростью примерно 8 ед сек сопровождается заметным переходным процессом голубая линия при скорости 4 ед сек переходный процесс...
76415. Преобразование Лапласа и его свойства 89.59 KB
  Различают прямое и обратное преобразование Лапласа. Прямое преобразование Лапласа определяется уравнением. Обратное преобразование Лапласа определяют из решения.