58604

Движение воды в океане. Волны

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Формировать понятия: ветровые волны цунами приливы и отливы. Например под водой распространяются ультразвуковые волны. На уроках физики вы узнаете как эти волны помогают учёным видеть предметы находящиеся в воде на расстоянии десятков и даже сотен метров.

Русский

2014-04-28

1.95 MB

2 чел.

                                                               Урок по географии

Тема: «Движение воды в океане. Волны ».

Цели:

-Сформировать у учащихся представление о движении воды в океане.

-Формировать понятия: ветровые волны, цунами, приливы и отливы.

-Формировать у учащихся умение устанавливать причинно-следственные связи, задавать вопросы (развивать логическое мышление учащихся).

-Развивать у учащихся такие качества, как  внимание, пунктуальность.

    

Оборудование:

Листы-задания для проверочной работы, физическая карта мира с табличками-указателями, картины «Прилив», «Отлив».

                                Ход урока:

I.Организационный момент. 

Учитель проверяет готовность к уроку, приветствует учеников.

II.Проверка знаний.

Письменно фронтально.          

1 задание: узнать объекты на контурной карте.

2 задание: соединить в пары понятия и их определения.

3 задание: закончить фразы:

1.Количество минеральных веществ в граммах, растворённое  в 1 литре  воды, – это…

2.Единицы измерения солёности воды - …

3.Средняя солёность Мирового океана - …

4. Самое солёное море - …

5. Температура замерзания океанической воды - …

III.Изучение нового материала.

Мы продолжаем разговор о главной  составляющей  гидросферы. Кто готов  напомнить нам главную составную часть гидросферы? Верно. Это  воды Мирового океана. Девизом  подводной лодки «Наутилус»  в романе Ж. Верна была фраза  «Вечно в движении». Почему я сегодня говорю вам об этом? Верно. Мировой океан  тоже вечно в движении, поэтому данная фраза  может служить  точной характеристикой Мирового океана.

Тема нашего урока  «Движение воды в океане».

Сегодня мы будем говорить о волновых движениях воды в океане.

Волн в океане много. Они очень разнообразны по своей природе. Например, под водой распространяются ультразвуковые волны. На уроках физики вы узнаете, как эти волны помогают учёным видеть предметы, находящиеся в воде на расстоянии десятков и даже сотен метров. Есть волны Россби, длина которых составляет многие сотни километров. Есть внутренние волны, которые могут принести гибель подводным лодкам.

Мы будем говорить о ветровых волнах.

Кто  готов назвать причину ветровых волн? Верно, ветер. Нам очень хорошо знакомы пушкинские строки:

«Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет.

Он бежит себе в волнах на раздутых парусах».

Ветровые волны представлены на рисунке учебника на странице 122. Внимательно рассмотрите рисунок. Составьте устно вопросы к  данному рисунку. (Ученики задают вопросы и отвечают на них.) Работая с рисунком, мы познакомились со строением ветровой волны. Подумайте, от чего зависит размер волны? Размер волны зависит от силы ветра, его продолжительности, глубины моря, температуры воды и воздуха, течений. Поэтому ветровые волны не такое уж простое явление. Один из учёных остроумно заметил: «Основная закономерность ветровых волн – это отсутствие всякой закономерности». Обычно высота ветровых волн не превышает  четырёх метров, но штормовые волны могут достигать высоты более двенадцати метров и длины до 250 метров. Такие волны часты в районе 40 параллелей, за что их называют « Ревущими сороковыми». О ветровых волнах я рассказала вам далеко не всё. Кое о чём вы сами узнаете из учебника дома.

Изучая каменную оболочку Земли, мы узнали о движениях земной коры. Такие движения происходят и на дне океана. Кто готов назвать следствие движения земной коры в океане? Верно. Это волны Цунами. Утех, кто видел фильм об извержении вулкана Кракатау, достаточно яркое представление об этом явлении природы. Послушайте описание очевидца и представьте то, о чём услышите: « Мы увидели  надвигающуюся волну. Она близилась как стена, и росла. Больше, чем раскаты грома, что доносились от приближавшейся волны, страх нагонял сам вид водоворота перед ней, в котором кружились целые обломки скал и тяжёлые стволы деревьев, словно это были спички. Как этот мощный водопад среди моря, эта гигантская в 20 и более метров высотой стена с грохочущей, добела иссечённой пенной короной, могла удерживаться прямо, как стена? Затем она обрушилась на берег и потрясла основание острова…» Рассмотрите  рисунок 51 на стр.122. Таковы последствия Цунами на берегу. Как вы думаете, почему эти волны назвали японским словом? Верно, Япония, лежащая в северо-западной части Тихого океана, очень часто страдает от этих волн. В отличие от ветровых, охватывающих  поверхностный слой океана, Цунами охватывают всю толщу воды от дна до поверхности, распространяются во все стороны от места возникновения со средней скоростью 700-800 км / час. Их длина в океане до 200 км, а высота 1 м. Но у берега может доходить до 40 м. « Цу»- порт, « нами» - волна. «Портовая волна» в переводе с японского. Как вы думаете, где должен искать спасение от Цунами  капитан  судна, получивший известие о приближении таких волн? Конечно, в океане, подальше от берега.

Ещё один вид движения воды в океане – это приливно-отливные волны. Причину этих волн  назвал И. Бунин:

В кипящей пене валуны.

Волна, блистая, заходила.

Её уж тянет, тянет сила

Всходящей за морем Луны.

Не только Луна, но и  Солнце, и другие звёзды силой своего притяжения действуют на океан. Но Луна ближе, её притяжение сильнее. Рассмотрите рисунок 52 на стр.123. На берегах океанов и некоторых морей вода периодически выходит на берег, покрывая часть суши, а затем далеко отступает, обнажая дно прибрежной части океана. На берегу Белого моря высота прилива 12 м. Самые высокие приливы в заливе Фанди у восточных берегов С. Америки. Как вы думаете, для чего вот уже более ста лет составляются таблицы приливов и отливов? В разных частях Мирового океана приливы и отливы происходят в разное  время. Они бывают суточными, полусуточными и смешанными. Это важно знать капитанам судов, чтобы избежать неприятностей и даже катастроф. В марте 1967 года английский танкер, загруженный нефтью, наскочил на рифы у берегов Англии, получил 14 пробоин, нефть вытекла в море, а судно спасти не удалось.

(По ходу объяснения на доске появляется схема)

Причина                                           Следствие

I        Ветер                                          ветровые волны

II   Движение земной коры               Цунами

III  Сила притяжения Луны              приливы и отливы

V.Закрепление  изученного материала.

На доске представить схему:

              Движение воды в океане.                                  1 ученик

ветровые волны     Цунами               приливы и отливы

                                

                                причины                                                2 ученик 

                                                                                                              

ветер           движение земной коры    притяжение Луны

      

-Подумайте и скажите, для чего люди изучают волны?

      

IV.Домашнее задание.

Ответить на вопросы стр. 125-126

Приливы

Отливы

Физическая карта мира


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

82183. Создание базы данных, содержащей сведения о двадцати сберегательных банках. Расположить список банков в алфавитном порядке с помощью метода сортировки деревом 374.5 KB
  Результат каждого спортсмена определяется разностью между временем финиша и временем старта. Построить итоговую таблицу, расположив участников в порядке занятых мест с помощью метода сортировки Шелла. Составить список тех спортсменов, число промахов при стрельбе которых больше 4.
82184. Синтез автоматической системы стабилизации давления в теплообменнике охлаждения пирогаза 5.52 MB
  Управление техническим объектом обычно состоит в выработке команд, реализация которых обеспечивает целенаправленное изменение состояния этого объекта при соблюдении заранее обусловленных требований и ограничений.
82185. Киевская Русь при Ярославе Мудром 35 KB
  Цели: выявить и охарактеризовать основные направления внутренней и внешней политики Ярослава Мудрого. Воспитать интерес к истории и чувство патриотизма к своей родине. Развивать универсальные учебные действия: регулятивные – постановка цели, поиск путей её достижения; познавательные – извлечение...
82186. Государство. Конспект урока по обществознанию (9 класс) 28.08 KB
  План урока: Повторение домашнего задания 6 минут Вводно-мотивационный этап 3 минуты Этап изучения нового материала: государство как сложная политическая система 10 минут Динамическая пауза урока 2 минута Этап изучения нового материала: государство как основной политический институт власти 12 минут...
82187. Как природа залечивает раны 703.5 KB
  На уроке рассматриваются вопросы: как природа приспособилась восстанавливать вызванные эрозией и другими внешними факторами нарушения экосистем; смена экосистем; правила поведения в природе. На уроке решаются задачи: общеобразовательные: расширение знаний о взаимосвязях в природе, формирование...
82188. Професії. Повторення вивчених лексичних одиниць 196 KB
  Мета: повторити вивчені лексичні одиниці з теми Професії; тренувати учнів у вживанні лексичних одиниць та структур вчити ставити запитання та давати коротку відповідь на нього; розвивати навички усного та писемного мовлення; розвивати фонематичний слух та правильну артикуляцію звуків...
82189. Проектна діяльність. Our Holidays 730 KB
  Мета. Навчати учнів основам соціологічного опитування, навчати використовувати вивчені англійські лексичні одиниці в конкретній ситуації мовлення, активізувати в мовленні структуру «I like doing something», тренувати використання часів Present Simple і Past Simple, розвивати навики проектної діяльності...
82190. Містечко дитячих мрій 41 KB
  Так розпочалося дитинство мого дідуся. Взимку коли за вікном хурделиця і сніг ласкаво проситься до хати в мого дідуся оживають спогади про далеке минуле. Але слухаючи сповідь мого дідуся я поринаю в ті далек незрозумілі для мене часи сповнені дитячого смутку та горя. Так продовжувалося дитинство мого дідуся.