58604

Движение воды в океане. Волны

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Формировать понятия: ветровые волны цунами приливы и отливы. Например под водой распространяются ультразвуковые волны. На уроках физики вы узнаете как эти волны помогают учёным видеть предметы находящиеся в воде на расстоянии десятков и даже сотен метров.

Русский

2014-04-28

1.95 MB

2 чел.

                                                               Урок по географии

Тема: «Движение воды в океане. Волны ».

Цели:

-Сформировать у учащихся представление о движении воды в океане.

-Формировать понятия: ветровые волны, цунами, приливы и отливы.

-Формировать у учащихся умение устанавливать причинно-следственные связи, задавать вопросы (развивать логическое мышление учащихся).

-Развивать у учащихся такие качества, как  внимание, пунктуальность.

    

Оборудование:

Листы-задания для проверочной работы, физическая карта мира с табличками-указателями, картины «Прилив», «Отлив».

                                Ход урока:

I.Организационный момент. 

Учитель проверяет готовность к уроку, приветствует учеников.

II.Проверка знаний.

Письменно фронтально.          

1 задание: узнать объекты на контурной карте.

2 задание: соединить в пары понятия и их определения.

3 задание: закончить фразы:

1.Количество минеральных веществ в граммах, растворённое  в 1 литре  воды, – это…

2.Единицы измерения солёности воды - …

3.Средняя солёность Мирового океана - …

4. Самое солёное море - …

5. Температура замерзания океанической воды - …

III.Изучение нового материала.

Мы продолжаем разговор о главной  составляющей  гидросферы. Кто готов  напомнить нам главную составную часть гидросферы? Верно. Это  воды Мирового океана. Девизом  подводной лодки «Наутилус»  в романе Ж. Верна была фраза  «Вечно в движении». Почему я сегодня говорю вам об этом? Верно. Мировой океан  тоже вечно в движении, поэтому данная фраза  может служить  точной характеристикой Мирового океана.

Тема нашего урока  «Движение воды в океане».

Сегодня мы будем говорить о волновых движениях воды в океане.

Волн в океане много. Они очень разнообразны по своей природе. Например, под водой распространяются ультразвуковые волны. На уроках физики вы узнаете, как эти волны помогают учёным видеть предметы, находящиеся в воде на расстоянии десятков и даже сотен метров. Есть волны Россби, длина которых составляет многие сотни километров. Есть внутренние волны, которые могут принести гибель подводным лодкам.

Мы будем говорить о ветровых волнах.

Кто  готов назвать причину ветровых волн? Верно, ветер. Нам очень хорошо знакомы пушкинские строки:

«Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет.

Он бежит себе в волнах на раздутых парусах».

Ветровые волны представлены на рисунке учебника на странице 122. Внимательно рассмотрите рисунок. Составьте устно вопросы к  данному рисунку. (Ученики задают вопросы и отвечают на них.) Работая с рисунком, мы познакомились со строением ветровой волны. Подумайте, от чего зависит размер волны? Размер волны зависит от силы ветра, его продолжительности, глубины моря, температуры воды и воздуха, течений. Поэтому ветровые волны не такое уж простое явление. Один из учёных остроумно заметил: «Основная закономерность ветровых волн – это отсутствие всякой закономерности». Обычно высота ветровых волн не превышает  четырёх метров, но штормовые волны могут достигать высоты более двенадцати метров и длины до 250 метров. Такие волны часты в районе 40 параллелей, за что их называют « Ревущими сороковыми». О ветровых волнах я рассказала вам далеко не всё. Кое о чём вы сами узнаете из учебника дома.

Изучая каменную оболочку Земли, мы узнали о движениях земной коры. Такие движения происходят и на дне океана. Кто готов назвать следствие движения земной коры в океане? Верно. Это волны Цунами. Утех, кто видел фильм об извержении вулкана Кракатау, достаточно яркое представление об этом явлении природы. Послушайте описание очевидца и представьте то, о чём услышите: « Мы увидели  надвигающуюся волну. Она близилась как стена, и росла. Больше, чем раскаты грома, что доносились от приближавшейся волны, страх нагонял сам вид водоворота перед ней, в котором кружились целые обломки скал и тяжёлые стволы деревьев, словно это были спички. Как этот мощный водопад среди моря, эта гигантская в 20 и более метров высотой стена с грохочущей, добела иссечённой пенной короной, могла удерживаться прямо, как стена? Затем она обрушилась на берег и потрясла основание острова…» Рассмотрите  рисунок 51 на стр.122. Таковы последствия Цунами на берегу. Как вы думаете, почему эти волны назвали японским словом? Верно, Япония, лежащая в северо-западной части Тихого океана, очень часто страдает от этих волн. В отличие от ветровых, охватывающих  поверхностный слой океана, Цунами охватывают всю толщу воды от дна до поверхности, распространяются во все стороны от места возникновения со средней скоростью 700-800 км / час. Их длина в океане до 200 км, а высота 1 м. Но у берега может доходить до 40 м. « Цу»- порт, « нами» - волна. «Портовая волна» в переводе с японского. Как вы думаете, где должен искать спасение от Цунами  капитан  судна, получивший известие о приближении таких волн? Конечно, в океане, подальше от берега.

Ещё один вид движения воды в океане – это приливно-отливные волны. Причину этих волн  назвал И. Бунин:

В кипящей пене валуны.

Волна, блистая, заходила.

Её уж тянет, тянет сила

Всходящей за морем Луны.

Не только Луна, но и  Солнце, и другие звёзды силой своего притяжения действуют на океан. Но Луна ближе, её притяжение сильнее. Рассмотрите рисунок 52 на стр.123. На берегах океанов и некоторых морей вода периодически выходит на берег, покрывая часть суши, а затем далеко отступает, обнажая дно прибрежной части океана. На берегу Белого моря высота прилива 12 м. Самые высокие приливы в заливе Фанди у восточных берегов С. Америки. Как вы думаете, для чего вот уже более ста лет составляются таблицы приливов и отливов? В разных частях Мирового океана приливы и отливы происходят в разное  время. Они бывают суточными, полусуточными и смешанными. Это важно знать капитанам судов, чтобы избежать неприятностей и даже катастроф. В марте 1967 года английский танкер, загруженный нефтью, наскочил на рифы у берегов Англии, получил 14 пробоин, нефть вытекла в море, а судно спасти не удалось.

(По ходу объяснения на доске появляется схема)

Причина                                           Следствие

I        Ветер                                          ветровые волны

II   Движение земной коры               Цунами

III  Сила притяжения Луны              приливы и отливы

V.Закрепление  изученного материала.

На доске представить схему:

              Движение воды в океане.                                  1 ученик

ветровые волны     Цунами               приливы и отливы

                                

                                причины                                                2 ученик 

                                                                                                              

ветер           движение земной коры    притяжение Луны

      

-Подумайте и скажите, для чего люди изучают волны?

      

IV.Домашнее задание.

Ответить на вопросы стр. 125-126

Приливы

Отливы

Физическая карта мира


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

12262. Ғалам эволюциясының моделі 51.5 KB
  Ғалам эволюциясының моделі 1922 жылы А.А.Фридман Эйнштейннің салыстырмалық теориясына сәйкес Әлемнің эволюциялық сипатын ашты. Бұдан кейін В.М.Слайфер галактикалардың көпшілігі өзінің өлшеген 41 ден 36 2000 км/с жылдамдықпен алыстап бара жатқандығын және тек бірнеше гал
12263. Жер планетасының эволюциясы 788.5 KB
  Жер планетасының эволюциясы Жерді Күн жүйесінің планетасы және аспан денесі ретінде қарастырсақ ол диск тәрізді айналып тұрған газды шаңды бұлттан 47 млрд жыл бұрын пайда болған. Қазіргі кезде осы бұлттың температурасына деген көзқарас бойынша зерттеушілердің бі
12264. Жұлдызды аспан көрінісінің жыл бойындағы өзгеруі 44.5 KB
  Жұлдызды аспан көрінісінің жыл бойындағы өзгеруі Координаттардың экваторлық жүйесі. Жер бетіндегі кез келген елді мекеннің географиялық координаталармен бір мәнді белгіленетіні сияқты шырақтардың аспан сферасындағы орны экваторлық координаттармен анықталады. Олар...
12265. Күн жүйесінің эволюциясы 45.5 KB
  Күн жүйесінің эволюциясы Біздің Құс Жолы атты спираль тәріздес галактикамыз шамамен 150 млрд жұлдыздан құралған оның өзінің ядросы мен бірнеше спираль тәріздес тармақтары бар. Оның мөлшері 100 мың жарық жылына тең. Біздің галактикамыздағы жұлдыздардың басым көп
12266. Планетадағы заттардың айналымы. Өзектілік қағидасы 38 KB
  Планетадағы заттардың айналымы. Өзектілік қағидасы Жердің затымен төмендегі негізгі үш түрлі ішкі процестер үнемі жүрген және қазір де орын алып отыр: 1. Біз атқылаған вулкандардан лава түрінде бақылайтын балқыған тау жыныстарының магмалардың ысты
12267. Шолпан планетасы 1.29 MB
  Шолпанның бетін Жерден оптикалық құралмен бақылау қиын өйткені ол бұлтқа оранған. Сондықтан ғаламшардың физикалық сипаттары радиометод және ғарыштық зерттеулермен алынған. Шолпанның массасы Жердің 0815 массасына тең ал оның радиусы R = 6050км немесе Жердің 0950 р
12268. Қазақстанның ауылшаруашылығы кешенінің даму бағыттары 423.5 KB
  Кіріспе Ел экономикасының қуаттылығы оның қазба байлықтары мен минералдық ресурстар базасының көлеміне емес алысты аңғаратын экономикалық реформалар стратегиясының бәсекелестікке қабілетті жоғарғы технологиялық тауар мен сапалы қызмет жасауға жағдай туғызуға...
12269. Екі мәрте Социалистік Еңбек Ері Жазылбек Қуанышбаевтың туғанына – 110 жыл 54.5 KB
  Жаз дидарлы ата жайында айтсақ... Екі мәрте Социалистік Еңбек Ері Жазылбек Қуанышбаевтың туғанына 110 жыл Даналар көп менің мына даламда Атағы аян осынау кең ғаламға. Дәріс алған табиғаттың өзінен Жүгінбеген қағаз бенен қаламға. ...
12270. Қазіргі Қазақстандағы аграрлық қатынастар және ауылдың әлеуметтік-экономикалық дамуы (1985-2006 жж.) 183 KB
  Автореферат диссертации Қазіргі Қазақстандағы аграрлық қатынастар және ауылдың әлеуметтікэкономикалық дамуы 19852006 жж. ИСИБАЕВА ЕЛИЗАВЕТА ИМАНҒАЛИҚЫЗЫ Қазіргі Қазақстандағы аграрлық қатынастар және ауылдың әлеуметтікэкономикалық дамуы 19852006 жж.07.00.02 Отан тари