58605

Поверхностные воды. Реки и её части

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Какая тема нашего сегодняшнего урока вы узнаете отгадав следующую загадку: Зимой скрывается весной появляется летом веселится осенью спать ложится река. Проблемный вопрос: Почему реки текут Как вы уже догадались на сегодняшнем уроке речь пойдёт о реках и их частях.

Русский

2014-04-28

633 KB

20 чел.

                                                                              Урок по географии

Тема: « Поверхностные воды. Реки и её части».

Цели: -расширить знания о  реке и частях реки, изучить элементы речной

    долины.

      -сформировать новые  понятия  и термины  «пойма», «речная долина», «русло реки»,  «речная система», «бассейн реки», «водораздел».

       -развитие  умения  делать описание географических объектов по плану.

        -способствовать формированию географической культуры.

Оборудование: учебник, тетрадь, атлас, картинки рек.

                                              Ход урока:

  1.  Организационный момент:

Учитель проверяет подготовку учащихся, наличие тетради, учебника.

  1.  Проверка домашнего задания.
  2.  Что называется гидросферой?
  3.  Каковы основные части гидросферы?
  4.  Какую часть воды Земли составляет вода Мирового океана?(96,5%)
  5.  Какую часть воды Земли составляет воды суши? (3,5%)
  6.  Что называется Мировым океанам? На какие крупные части он подразделяется?
  7.  Что относится к водам суши?
  8.  Какие воды называются подземными?
  9.  Как они образуются?
  10.  По условиям залегания подземные воды разделяются на …
  11.  В зависимости от содержания растворенных солей подземные воды могут быть ….
  12.  Какие воды называются поверхностными?
  13.   Как связаны воды суши между собой?
  14.  Установите соответствие (ученики самостоятельно выполняют работу, затем с объяснением проверяем данную работу всем классом):

1. Вода, находящаяся в земной коре называется …

А. минеральными водами

2. Горные породы, пропускающие воду, называются …

Б. источниками (родниками)

3. Пустоты, которые вымывает вода в легкорастворимых породах (напр.: солях, гипсе, известниках) называются …

В. межпластовыми водами

4. Слой, насыщенный водой называется …

Г. водоносным слоем

5. Воды, содержащиеся в водоносном слое, не прикрытом сверху водоупорными породами, называются …

Д. пещерами

6. Подземные воды, которые выходят на поверхность на склонах , в оврагах, резных долинах называются …

Е. водопроницаемыми горными породами

7. Водоносный слой, находящийся между двумя водоупорными слоями называется …

Ж. грунтовыми водами

8. Подземные воды, содержащие повышенное количество растворенных веществ и газов, используемых в лечебных целях называются …

З. подземной водой

  1.  Ответы: 1.З; 2.Е; 3. Д; 4.Г: 5.Ж; 6.Б; 7.В; 8.А.

  1.  Изучение нового материала.

      Какая тема нашего сегодняшнего урока, вы узнаете, отгадав следующую загадку:

Зимой скрывается, весной появляется, летом веселится, осенью спать ложится (река).

Проблемный вопрос: Почему реки текут?

        Как вы уже догадались, на сегодняшнем уроке речь пойдёт о реках и их частях. Поэтому цель нашего урока  -  расширить знания о  реке и частях реки, изучить элементы речной долины. Нам сегодня предстоит познакомиться с новыми понятиями и терминами, такими как «пойма»,  «речная долина»,  «русло реки»,    «речная система»,  «бассейн реки»,  «водораздел». Также будем учиться описывать реки по географической карте. На уроке нам предстоит выполнить большой объём работы.

IV.Физкультминутка.

Игра на внимательность. Что из того что я назову является частью Мирового океана, а что является частью вод суши? Если названное слово является частью Мирового океана, то вы, ребята, должны встать. Если названное слово является частью вод суши, то вы, ребята, остаётесь на своих местах.  

Заливы, лужи, моря, озёра, гейзеры, океаны, подземные воды, источники, проливы, артезианские воды, реки.

V.Объяснение нового материала в сочетании с беседой.

- Что мы называем рекой?  

Река – это поток воды, протекающий по постоянному руслу. Подземные воды и атмосферные осадки питают реки.

- Как называется углубление, в котором течёт река?

- Как называется часть дна речной долины, затапливаемая во время разлива реки?

- Обычно русло находится на дне более широкого понижения в рельефе. Оно называется речной долиной,  в строении которой выделяются само русло реки и пойму .

- Как правило, реки текут постоянно, но встречаются и временно пересыхающие. Однако каждая река где-то начинается. Как называется то место, где река берёт своё начало?

- Что может быть истоком реки мы узнаем выполнив следующие задания:

  1.  Вот отсюда, именно отсюда,

Из глубин лесного родника

Выбегает голубое чудо –

Русская великая река.

Где берёт свое начало река Волга? (из родника)

  1.  Местные жители сложили такую поговорку о Байкале: «Сколько ему ни приносят богатств сыновья, разоряет дочка старика». Как объяснить эту поговорку?

(В Байкал впадает 336 рек и ручейков, а вытекает только одна река – Ангара). Следовательно, река может брать начало из …(озера)

  1.  Где волшебник-туман белый занавес ткет,

В снежных кручах Саян он начало берёт.

Тесновато порой Енисею меж гор,

Словно конь молодой, рвется он на простор.    

Река берёт начало в … (в горах)

     Течёт река дальше, а в неё впадают все новые и новые речки. Наша река становится все шире и глубже. И у главной реки появляются притоки.

Игра «Отгадай и найди»

  1.  Найдите на физической карте реку, носящую женское имя, и назовите ее притоки. (Лена, притоки: Алдан и Вилюй)
  2.  Что означает пословица: «Река Ока – Волги правая рука?». А какой приток у Волги левый? (Кама)

Как определить, правый это приток или левый?

Чтобы узнать, правый или левый приток, надо встать лицом к устью реки (вниз по течению). Если река впадает справа – это правый приток, слева – левый.

Вывод: главная река со всеми притоками образует речную систему.

      В каждой речной системе выделяют главную реку и её притоки. От главной реки и получают свое название речные системы (например, самая крупная речная система Амазонки). Территория, с которой река собирает воду, это бассейн реки. Граница между бассейнами рек называется водоразделом.

Игра «Я – река»

Пример: Я – река Волга, впадаю в Каспийское море.

  1.  Я – река Амазонка, впадаю… (в Атлантический океан)
  2.  Я – река Нил, впадаю… (в Средиземное море)
  3.  Я – река Ганг, впадаю… (Бенгальский залив)
  4.  Я – река Миссисипи, впадаю… (Мексиканский залив)

Место впадения реки в море, озеро или другую реку называют устьем.

Ребята,  так  почему реки текут?  (исток находится выше, чем устье)

VI.Закрепление материала.

Ребята, как правильно показывать реку на карте?  Что нужно говорить?

      Река Енисей берёт начало в Восточном Саяне. Течёт с юга на север. Принимает левые притоки: Ангару, Нижнюю и Подкаменную Тунгуску, впадает в Карское море Северного ледовитого океана.

Река Печора – самостоятельно. Река Печора берёт начало в Уральских горах. Течёт с юга на север. Принимает левый приток Уса, впадает в Баренцево море Северного ледовитого океана.

Игра « Пятый лишний»

Задания группам — найти лишнюю реку.

1. Миссисипи, Волга, Лена, Дунай, Енисей.

Миссисипи — лишняя река Северной Америки, остальные — в Евразии.

2. Печора, Волга, Северная Двина, Яна, Колыма.

Волга лишняя. Она впадает в Каспийское море, остальные — в Северный Ледовитый океан.

3. Маккензи, Колорадо, Миссисипи, Миссури, Нил.

а) Нил — лишняя река. Он течет в Африке, остальные реки — в Северной Америке.

б) Нил — лишняя река. Он течет в Восточном полушарии, остальные реки Западного полушария.

4. Замбези, Ганг, Амазонка, Нигер, Тигр.

Амазонка — лишняя. Она течет в Западном полушарии, а остальные в Восточном.

VII. Подведение итога.

Изучили новые  понятия и термины «река», «пойма», «речная долина», «русло реки»,  «речная система», «бассейн реки», «водораздел».

VIII. Домашнее задание.

Стр 118-120 читать.

Река Амазонка

       

Москва-река                                                Река-Урал


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

62040. Food 21.23 KB
  Цілі уроку: Практична: вчити використовувати нові лексичні одиниці на понадфразовому рівні в усній та письмовій формах тренувати учнів у складанні монологічного висловлювання за темою уроку; формувати вміння давати відповіді на поставлені запитання; розвивати навички читання письма.
62042. Изображение головы человека в пространстве 25.47 KB
  Познакомить учащихся с закономерностями в конструкции головы человека пропорциями лица человека. Презентация; Зрительный ряд презентация примеры работ Модель гипсовой головы...
62043. Гигиена девушки. Косметика 31.36 KB
  Учащиеся должны знать: как ухаживать за телом кожей волосами; как правильно держать осанку и походку; тип кожи тип волос; Учащиеся должны уметь: ухаживать за телом кожей волосами; определять тип кожи; определять тип волос и ухаживать за ними...
62044. Грибы съедобные и несъедобные. Правила сбора грибов 23.02 KB
  Цель: учить распознавать грибы формировать представление о грибах как об особом царстве живой природы; познакомить с видами грибов; учить осторожности при сборе грибов объяснить чем грозят последствия неправильного сбора и употребления грибов...
62045. Внутренняя и внешняя политик Павла I. Правление Александра I (либеральный период) 33.85 KB
  После смерти Екатерины II на российский престол взошел император Павел I. Записываем в тетради: Павел I 17961801 Будущий император Павел I родился в 1754 году. Павел получил хорошее образование и по свидетельствам современников был способным стремящимся к знаниям мальчиком.
62046. Конденсаторы 34.69 KB
  Цели урока: Учебная формирование понятий плоского конденсатора его назначения и величин характеризующих конденсатор электроемкость общая электроемкость энергия конденсатора. Усвоить понятие об устройстве конденсатора плоского конденсатора...
62047. Психические процессы: ощущение 34.59 KB
  Возникновение ощущений. Классификация ощущений по взаимодействию рецепторов с раздражителями по ведущему анализатору а также по расположению рецепторов. Свойства и закономерности ощущений...
62048. Выполнение практических заданий из различных предметных областей. Исследование зависимостей 540.9 KB
  Несколько смежных ячеек образующих прямоугольный блок диапазон 6.Для копирования формул в диапазон ячеек используют автозаполнение 10.Самый быстрый и наглядный способ перемещения диапазона ячеек перетаскивание 14.