58610

Семейное право

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цель урока: дать характеристику основ семейного права РФ и продолжить формирование способностей учащихся к выбору действий и поступков в морально-правовой ситуации в соответствии с нормами семейного законодательства и морали. Задачи урока: формирование системы знаний семейного права...

Русский

2014-04-28

50.5 KB

2 чел.

урок по обществознанию 24.04.2007 г. по теме "Семейное право" в 11 классе.

Тема урока: Семейное право

Цель урока: дать характеристику основ семейного права РФ и продолжить формирование способностей учащихся к выбору действий и поступков в морально-правовой ситуации в соответствии с нормами семейного законодательства и морали.

Задачи урока: формирование системы знаний семейного права; воспитание ответственного отношения к законам и нормам права вообще и семейного права в частности; развитие опыта и культуры правового поведения у обучающихся.

Обучающиеся должны знать, что: Семейный кодекс не допускает произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи; в Семейном кодексе запрещаются любые формы ограничения семейных прав и предусмотрена возможность граждан по своему усмотрению распоряжаться принадлежащими им семейными правами.

Обучающиеся должны уметь: объяснять назначение семьи; раскрывать правовые основы семейно-брачных отношений; аргументировать свои ответы; высказывать свою собственную точку зрения.

Основные понятия: семейное право, семья, брак, брачный договор, алименты, усыновление (удочерение), опека, попечительство.

Оборудование урока: компьютер, проектор, экран. Обществознание: учебник для учащихся 11 кл. общеобразовательных учреждений: базовый уровень/(Л.Н.Боголюбов, Н.И.Городецкая, А.И.Матвеев и др.); под ред. Л.Н.Боголюбова. – М.: Просвещение, 2006.

Тип урока: урок предъявления и изучения нового материала в форме лабораторно-практического занятия.

Ход урока:

1. Изучение нового материала.

План:

1.Понятие и источники семейного права;

2.Вступление в брак и расторжение брака;

3.Права и обязанности супругов;

4.Права и обязанности родителей;

5.Права и обязанности детей.

Мотивация и актуализация темы.

Учитель сообщает: из предложенных афоризмов, посвящённых семье, выберете тот, который более всего соответствует вашему мнению. Свой выбор объясните, выделив ключевые слова в избранной цитате.

- Жениться – это значит наполовину уменьшить свои права и вдвое увеличить свои обязанности. (А.Шопенгауэр).

- Коли семья вместе, то и душа на месте. (Русская пословица).

- Природа, создав людей такими, каковы они есть, даровала им великое утешение от многих зол, наделив их семьёй и  родиной. (У.Фосколо).

- Семья – это кристалл общества. (В.Гюго).

- Удачный брак – это строение, которое нужно каждый день реконструировать. (А.Моруа).

Обучающиеся выделяют ключевые слова. Затем педагог просит их, объединив все прозвучавшие идеи, завершить фразы: Семья – это…, Брак – это…

Итог: формулировка понятий семья и брак.

Вопрос № 1. Понятие и источники семейного права (учебник с. 262-264).

Учитель сообщает основную информацию и задаёт вопросы на понимание.

- Каким нормативным актом регулируются семейные отношения?

     - Что мы называем семейным правом?

- Что такое семья? Кто относится к членам семьи по законодательству?

- Какие отношения регулируются семейным правом?

Вопрос №  2. Вступление в брак и расторжение брака (учебник с. 264-266).

Групповое обсуждение проблемы и формулировка ответов на вопросы.

     - Как можно определить брак по семейному праву?

- Какой брак в нашей стране признаётся и защищается государством?

- Каковы условия вступления в брак?

- Каковы обстоятельства, препятствующие браку?

- Каков порядок регистрации брака?

Вопрос № 3. Права и обязанности супругов (учебник с. 266-268).

Индивидуальная работа с текстом параграфа и ответ на вопросы.

     - Какие виды прав и обязанностей имеют супруги в браке?

- Назовите личные и имущественные права супругов

- Каков порядок расторжения и прекращения брака?

- Укажите, какое имущество делится при расторжении брака.

Вопрос № 4. Права и обязанности родителей (учебник с. 269).

      Коллективное обсуждение проблемы и ответ на вопросы.

      Заполнение сравнительной таблицы (Права и обязанности родителей).

     - Каковы права и обязанности родителей?

- В каких случаях применяется мера лишения родительских прав?

     - Что вам известно об основаниях и порядке взыскания алиментов на детей?

Вопрос № 5. Права и обязанности детей (учебник с. 268-271).

Самостоятельная работа с текстом Семейного кодекса и ответ на вопросы. Заполнение сравнительной таблицы (Права и обязанности детей).

    - Назовите личные и имущественные права ребёнка в семье

    - Кем и как может осуществляться воспитание детей, оставшихся без родителей?

    - Каковы обязанности детей?

В качестве итоговой работы обучающимся предлагается решить практические задачи и  проанализировать ситуации по семейному праву (раздаточный материал).

Вывод по теме (формулируют обучающиеся): Семейное право - отрасль права, нормы которой регулируют личные и имущественные отношения, вытекающие из брака и принадлежности к семье.

Семейное законодательство регулирует:

    1.Условия и порядок вступления в брак;

2.Условия и порядок прекращения брака, и признание его недействительным;

3.Личные неимущественные и имущественные отношения в семье;

4.Определяет формы и порядок устройства в семью детей оставшихся без попечения родителей;

2. Закрепление.

а. тестовые задания по вариантам (необходимо выбрать и отметить один или несколько  правильных вариантов ответов).

1 вариант:

1.Брачный возраст в России определён:

а. 16 лет;

б. 18 лет. +

2. Брак не может быть заключён между…

а. близкими родственниками; +

б. несовершеннолетними; +

в. лицами без определённого места жительства.

3. Какое из обстоятельств делает невозможным вступление в брак?

а.  различие национальностей;

б. одна из сторон уже состоит в браке; +

в. отсутствие денежных средств.

4. Согласно принципам семейного права

а. главой семьи является мужчина;

б. вопрос решается по общему согласию супругов;

в. супруги обладают равными правами. +

5. Брак в РФ заключается…

а. в суде;

б. в церкви;

в. в органах ЗАГС. +

6. Над несовершеннолетними в возрасте до 14 лет устанавливается:

а. наблюдение;

б. попечительство;

в. опека. +

7. Закончите следующее предложение: В случае если родители уклоняются от выполнения обязанностей родителей, закон предусматривает…

а. проведение с ними специальных разъяснительных бесед;

б. лишение родительских прав; +

в. конфискацию имущества.

8. Для того, что бы приобрести полную дееспособность необходимо:

а. достичь 18 лет; +

б. вступить в брак; +

в. получить паспорт.

9. Несовершеннолетний в возрасте от 14 до 18 лет самостоятельно вправе:

а. совершать мелкие сделки; +

б. распоряжаться стипендией. +

10. При взаимном согласии на расторжение брака и отсутствии совместных детей супруги будут разведены:

а. в суде;

б. в ЗАГСе. +

2 вариант:

1. Брачный договор определяет:

а. место жительства супругов;

б. порядок изменения фамилий супругов в браке или в случае его расторжения;

в. имущественные права, обязанности супругов в браке или в случае его расторжения. +

2. Когда возможно заключение брачного договора?

а. до регистрации брака; +

б. после регистрации брака; +

в. после расторжения брака.

3. В каких случаях брак не может быть расторгнут по требованию мужа?

а. во время беременности жены; +

б. при наличии спора о разделе совместно нажитого имущества;

в. в течение года после рождения ребёнка. +

4. Какие из следующих юридических фактов подлежат регистрации в органах записи актов гражданского состояния?

а. рождение; +

б. поступление на работу;

в. заключение брака. +

5. В случае развода может ли один из бывших супругов запретить видеться другому с

ребёнком?

а. да;

б. нет. +

6. Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18-ти лет вправе самостоятельно, без согласия родителей, усыновителей и попечителей в соответствии с законом вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими?

а. да; +

б. нет.

7. Может ли несовершеннолетний в возрасте от 14 до 18 лет самостоятельно, без согласия родителей или иных законных представителей, распоряжаться своим заработком?

а. да;

б. нет.

8. Над несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет устанавливается:

а. опека;

б. наблюдение;

в. попечительство. +

9. С какого момента супруги обретают родительские права и обязанности?

а. с момента рождения ребёнка; +

б. с момента регистрации ребёнка;

в. с момента вступления в брак.

10. Какое имущество не подлежит разделу в случае расторжения брака?

а. вещи индивидуального пользования; +

б. предметы роскоши;

в. вещи, подаренные каждому супругу в отдельности. +

б. работа с понятиями (обучающиеся формулируют значение терминов):

семейное право, семья, брак, брачный договор, алименты, усыновление (удочерение), опека, попечительство.

Рефлексия. Необходимо ответить на вопросы:

Я узнал на уроке…, Меня удивило, что…, Мне кажется…

Домашнее задание: § 23.   

Написать сочинение – эссе на  одну из предложенных тем:

- Брак и «неофициальные отношения»: достоинства и недостатки;

- Развод родителей и судьба детей;

- Что для ребёнка лучше – плохая семья или детский дом?

- Я хотел бы жить в семье, потому что…


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

6239. Характеристика немецкой классической философии, гносеология, этика и эстетика И. Канта 108 KB
  Характеристика немецкой классической философии, гносеология, этика и эстетика И. Канта. Вопрос 1 Характеристика немецкой классической философии, теории И. Канта эволюции вселенной, суждений и категорий науки. Рассудок не черпает свои з...
6240. Общая характеристика методов прогнозирования 204.5 KB
  Характеристика методов и подходов к построению прогнозов Существуют два подхода к построению прогнозов: первый количественный анализ, второй - качественный анализ. Количественный подход основан на различных математических моделях, испол...
6241. Подшипники скольжения открытого типа 229.91 KB
  Подшипники скольжения открытого типа Подшипники прокатных валков являются ответственными узлами рабочей клети, от их конструкции и правильной эксплуатации зависит бесперебойная работа прокатного стана. Подшипники работают в очень тяжелых условиях...
6242. Фармакопейный анализ кислоты хлористоводородной и галогенидов щелочных металлов 89 KB
  Фармакопейный анализ кислоты хлористоводородной и галогенидов щелочных металлов Описание. Бесцветные прозрачные жидкости со своеобразным запахом, кислой реакции. Кислота хлористоводородная - летучая жидкость. Свойства препаратов кислоты соляной...
6243. Генетика как научный фундамент биотехнологии 93.5 KB
  Генетика как научный фундамент биотехнологии Основы биотехнологии. Задачи биотехнологии. Структура современной биотехнологии Клеточная инженерия: достижения и перспективы Генная инженерия: достижения и перспективы Генетические основы выс...
6244. Рынок капитала, рынок земли 80.5 KB
  Рынок капитала, рынок земли. 1. Понятие капитала и процента. 2. Долгосрочные инвестиции. Анализ эффективности инвестиций. 3. Рынок земельных ресурсов и земельная рента. 4. Прибыль как факторный доход. 1. Капитал - это определенная сумма благ в ...
6245. Язык программирования Паскаль 73.5 KB
  Язык программирования Паскаль План Основные сведения Основные элементы Паскаля Структура программы Организация и описание данных Основные сведения Язык Паскаль является одним из самых распространенных в настоящее время алгори...
6246. Абсолютизация идеализма у Г.В.Ф. Гегеля 102.5 KB
  Абсолютизация идеализма у Г.В.Ф. Гегеля. Вопрос 1 Истоки и основные параметры философской системы Гегеля. Всё действительное разумно, всё разумное действительно (Гегель). Жизнь и труды Гегеля. Немецкий философ Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-18...
6247. Россия в начале XVII в. Смутное время 83.5 KB
  Россия в начале XVII в. Смутное время Борьба за власть в период правления Федора Ивановича (1584-1598). Борис Годунов (1598-1605). После смерти Ивана IV Грозного царствовать начал его сын Федор Иванович (род. 21 мая 1557). Власть фактически пе...