58610

Семейное право

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цель урока: дать характеристику основ семейного права РФ и продолжить формирование способностей учащихся к выбору действий и поступков в морально-правовой ситуации в соответствии с нормами семейного законодательства и морали. Задачи урока: формирование системы знаний семейного права...

Русский

2014-04-28

50.5 KB

2 чел.

урок по обществознанию 24.04.2007 г. по теме "Семейное право" в 11 классе.

Тема урока: Семейное право

Цель урока: дать характеристику основ семейного права РФ и продолжить формирование способностей учащихся к выбору действий и поступков в морально-правовой ситуации в соответствии с нормами семейного законодательства и морали.

Задачи урока: формирование системы знаний семейного права; воспитание ответственного отношения к законам и нормам права вообще и семейного права в частности; развитие опыта и культуры правового поведения у обучающихся.

Обучающиеся должны знать, что: Семейный кодекс не допускает произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи; в Семейном кодексе запрещаются любые формы ограничения семейных прав и предусмотрена возможность граждан по своему усмотрению распоряжаться принадлежащими им семейными правами.

Обучающиеся должны уметь: объяснять назначение семьи; раскрывать правовые основы семейно-брачных отношений; аргументировать свои ответы; высказывать свою собственную точку зрения.

Основные понятия: семейное право, семья, брак, брачный договор, алименты, усыновление (удочерение), опека, попечительство.

Оборудование урока: компьютер, проектор, экран. Обществознание: учебник для учащихся 11 кл. общеобразовательных учреждений: базовый уровень/(Л.Н.Боголюбов, Н.И.Городецкая, А.И.Матвеев и др.); под ред. Л.Н.Боголюбова. – М.: Просвещение, 2006.

Тип урока: урок предъявления и изучения нового материала в форме лабораторно-практического занятия.

Ход урока:

1. Изучение нового материала.

План:

1.Понятие и источники семейного права;

2.Вступление в брак и расторжение брака;

3.Права и обязанности супругов;

4.Права и обязанности родителей;

5.Права и обязанности детей.

Мотивация и актуализация темы.

Учитель сообщает: из предложенных афоризмов, посвящённых семье, выберете тот, который более всего соответствует вашему мнению. Свой выбор объясните, выделив ключевые слова в избранной цитате.

- Жениться – это значит наполовину уменьшить свои права и вдвое увеличить свои обязанности. (А.Шопенгауэр).

- Коли семья вместе, то и душа на месте. (Русская пословица).

- Природа, создав людей такими, каковы они есть, даровала им великое утешение от многих зол, наделив их семьёй и  родиной. (У.Фосколо).

- Семья – это кристалл общества. (В.Гюго).

- Удачный брак – это строение, которое нужно каждый день реконструировать. (А.Моруа).

Обучающиеся выделяют ключевые слова. Затем педагог просит их, объединив все прозвучавшие идеи, завершить фразы: Семья – это…, Брак – это…

Итог: формулировка понятий семья и брак.

Вопрос № 1. Понятие и источники семейного права (учебник с. 262-264).

Учитель сообщает основную информацию и задаёт вопросы на понимание.

- Каким нормативным актом регулируются семейные отношения?

     - Что мы называем семейным правом?

- Что такое семья? Кто относится к членам семьи по законодательству?

- Какие отношения регулируются семейным правом?

Вопрос №  2. Вступление в брак и расторжение брака (учебник с. 264-266).

Групповое обсуждение проблемы и формулировка ответов на вопросы.

     - Как можно определить брак по семейному праву?

- Какой брак в нашей стране признаётся и защищается государством?

- Каковы условия вступления в брак?

- Каковы обстоятельства, препятствующие браку?

- Каков порядок регистрации брака?

Вопрос № 3. Права и обязанности супругов (учебник с. 266-268).

Индивидуальная работа с текстом параграфа и ответ на вопросы.

     - Какие виды прав и обязанностей имеют супруги в браке?

- Назовите личные и имущественные права супругов

- Каков порядок расторжения и прекращения брака?

- Укажите, какое имущество делится при расторжении брака.

Вопрос № 4. Права и обязанности родителей (учебник с. 269).

      Коллективное обсуждение проблемы и ответ на вопросы.

      Заполнение сравнительной таблицы (Права и обязанности родителей).

     - Каковы права и обязанности родителей?

- В каких случаях применяется мера лишения родительских прав?

     - Что вам известно об основаниях и порядке взыскания алиментов на детей?

Вопрос № 5. Права и обязанности детей (учебник с. 268-271).

Самостоятельная работа с текстом Семейного кодекса и ответ на вопросы. Заполнение сравнительной таблицы (Права и обязанности детей).

    - Назовите личные и имущественные права ребёнка в семье

    - Кем и как может осуществляться воспитание детей, оставшихся без родителей?

    - Каковы обязанности детей?

В качестве итоговой работы обучающимся предлагается решить практические задачи и  проанализировать ситуации по семейному праву (раздаточный материал).

Вывод по теме (формулируют обучающиеся): Семейное право - отрасль права, нормы которой регулируют личные и имущественные отношения, вытекающие из брака и принадлежности к семье.

Семейное законодательство регулирует:

    1.Условия и порядок вступления в брак;

2.Условия и порядок прекращения брака, и признание его недействительным;

3.Личные неимущественные и имущественные отношения в семье;

4.Определяет формы и порядок устройства в семью детей оставшихся без попечения родителей;

2. Закрепление.

а. тестовые задания по вариантам (необходимо выбрать и отметить один или несколько  правильных вариантов ответов).

1 вариант:

1.Брачный возраст в России определён:

а. 16 лет;

б. 18 лет. +

2. Брак не может быть заключён между…

а. близкими родственниками; +

б. несовершеннолетними; +

в. лицами без определённого места жительства.

3. Какое из обстоятельств делает невозможным вступление в брак?

а.  различие национальностей;

б. одна из сторон уже состоит в браке; +

в. отсутствие денежных средств.

4. Согласно принципам семейного права

а. главой семьи является мужчина;

б. вопрос решается по общему согласию супругов;

в. супруги обладают равными правами. +

5. Брак в РФ заключается…

а. в суде;

б. в церкви;

в. в органах ЗАГС. +

6. Над несовершеннолетними в возрасте до 14 лет устанавливается:

а. наблюдение;

б. попечительство;

в. опека. +

7. Закончите следующее предложение: В случае если родители уклоняются от выполнения обязанностей родителей, закон предусматривает…

а. проведение с ними специальных разъяснительных бесед;

б. лишение родительских прав; +

в. конфискацию имущества.

8. Для того, что бы приобрести полную дееспособность необходимо:

а. достичь 18 лет; +

б. вступить в брак; +

в. получить паспорт.

9. Несовершеннолетний в возрасте от 14 до 18 лет самостоятельно вправе:

а. совершать мелкие сделки; +

б. распоряжаться стипендией. +

10. При взаимном согласии на расторжение брака и отсутствии совместных детей супруги будут разведены:

а. в суде;

б. в ЗАГСе. +

2 вариант:

1. Брачный договор определяет:

а. место жительства супругов;

б. порядок изменения фамилий супругов в браке или в случае его расторжения;

в. имущественные права, обязанности супругов в браке или в случае его расторжения. +

2. Когда возможно заключение брачного договора?

а. до регистрации брака; +

б. после регистрации брака; +

в. после расторжения брака.

3. В каких случаях брак не может быть расторгнут по требованию мужа?

а. во время беременности жены; +

б. при наличии спора о разделе совместно нажитого имущества;

в. в течение года после рождения ребёнка. +

4. Какие из следующих юридических фактов подлежат регистрации в органах записи актов гражданского состояния?

а. рождение; +

б. поступление на работу;

в. заключение брака. +

5. В случае развода может ли один из бывших супругов запретить видеться другому с

ребёнком?

а. да;

б. нет. +

6. Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18-ти лет вправе самостоятельно, без согласия родителей, усыновителей и попечителей в соответствии с законом вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими?

а. да; +

б. нет.

7. Может ли несовершеннолетний в возрасте от 14 до 18 лет самостоятельно, без согласия родителей или иных законных представителей, распоряжаться своим заработком?

а. да;

б. нет.

8. Над несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет устанавливается:

а. опека;

б. наблюдение;

в. попечительство. +

9. С какого момента супруги обретают родительские права и обязанности?

а. с момента рождения ребёнка; +

б. с момента регистрации ребёнка;

в. с момента вступления в брак.

10. Какое имущество не подлежит разделу в случае расторжения брака?

а. вещи индивидуального пользования; +

б. предметы роскоши;

в. вещи, подаренные каждому супругу в отдельности. +

б. работа с понятиями (обучающиеся формулируют значение терминов):

семейное право, семья, брак, брачный договор, алименты, усыновление (удочерение), опека, попечительство.

Рефлексия. Необходимо ответить на вопросы:

Я узнал на уроке…, Меня удивило, что…, Мне кажется…

Домашнее задание: § 23.   

Написать сочинение – эссе на  одну из предложенных тем:

- Брак и «неофициальные отношения»: достоинства и недостатки;

- Развод родителей и судьба детей;

- Что для ребёнка лучше – плохая семья или детский дом?

- Я хотел бы жить в семье, потому что…


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

49857. Расчет приводного вала ленточного конвеера 1.08 MB
  Расчет КПД привода: где КПД клиноременной передачи КПД зубчатой передачи КПД подшипников Определение требуемой мощности электродвигателя. Определение частоты вращения приводного вала ленточного конвеера. Принимаем n=77 oб. определение передаточного числа: Принимаем по табл.1 Коэффициент приведения для расчетов на контактную выносливость: на изгибную...
49858. Конструкции режущего и вспомогательного инструмента общего и специального назначения 603.17 KB
  Задачами проекта являются закрепление навыков проектирования технологических операций резанием расчета режимов резания проектирования вспомогательных инструментов рационального выбора режущих инструментов и составления их рабочих чертежей работы с технической литературой и каталогами ведущих инструментальных фирм. Выполнить его сборочный чертеж дать в записке описание работы приспособления его конструктивных особенностей выполнить необходимые расчеты выполнить рабочий чертеж корпусной детали разработанного...
49859. Расчет мощности электродвигателя и его составляющих 559.5 KB
  Выберем расчетную частоту вращения вала электродвигателя, методом подбора по оптимальному значению передаточного числа. Рекомендуемые пределы значений для соосного двухступенчатого редуктора
49860. Расчет привода электродвигателя АИР132М8 1.01 MB
  Расчёт производим в форме проверки коэффициента запаса прочности, значение которого можно принять. При этом должно выполняться условие, что, где – расчётный коэффициент запаса прочности, и – коэффициенты запаса по нормальным и касательным напряжениям, которые определим ниже.
49861. Автоматика и регулирование РДТТ 578 KB
  Значение основных параметров при регулировании с использованием центрального тела: Конструкция центрального тела Задание на курсовое проектирование Вариант №10. Для РДТТ стартующих в диапазоне температур окружающей среды и имеющего номинальные параметры кН МПа: Определить количество сменных вкладышей если их будет более 4 нужно изменить величину разброса и вычислить каждого вкладыша для определенного диапазона окружающей среды при настройке на Р=const; Построить в натуральную величину профиль обечайки по известным...
49862. Автоматика и регулирование РДТТ. Расчёт сменных сопловых вкладышей 745.5 KB
  Определить количество сменных вкладышей (если их будет более 4, нужно изменить величину разброса) и вычислить каждого вкладыша для определенного диапазона окружающей среды при настройке на Р=const;
49863. Расчет схемы управления и защиты трехфазного асинхронного двигателя 392 KB
  Защита трансформатора от токов короткого замыкания и перегрузки осуществляется автоматическим выключателем Q0. Нижестоящий выключатель Q1 защищает от токов к. Для защиты нагрузок 2 7 и соединяющих их линий l2 l7 от токов короткого замыкания перегрузки и токов утечки ниже установлены автоматические выключатели нагрузки FD2 FD7. Защита двигателя от токов короткого замыкания осуществляется автоматическим выключателем QF1.
49864. Проектирование технологического процесса сборки и средств технологического оснащения 2.62 MB
  Темой данного курсового проекта является разработка технологического процесса сборки прибора точной электромеханики и средств технологического оснащения. Исследуемым прибором является гиромотор (ГМ), который является трёхфазным асинхронным двигателем обращённого типа.
49865. Расчет электродвигателя и его составляющих 779.29 KB
  Кинематическая схема механизма Выбор электродвигателя Мощность на выходе: кВт Мощность электродвигателя: кВт Принимаем: кВт Определение частоты вращения вала: мин1 Определение частоты вращения электродвигателя: Принимаем двигатель: АИР90L4 мин1 ; р=2. Допускаемые напряжения для расчета на контактную выносливость: За расчетное допускаемое напряжение принимаем меньшее из полученных 7. Коэффициент нагрузки Принимаем Схема передачи 5 с учетом варианта а соотношений термических обработок. Коэффициент...