58613

Темперамент и выбор профессии

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Задачи урока: Образовательная ознакомить учащихся с понятиями тип темперамента характер; Развивающая развить у учащихся интерес к выбору будущей профессии; Воспитательная содействовать воспитанию трудолюбия стремления к выбору будущей профессии...

Русский

2014-04-28

60.5 KB

12 чел.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТНЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

БАШКИОСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ им. М. АКМУЛЛЫ

 

Конспект урока по психологии для 9 класса на тему:  «Темперамент и выбор профессии»    

                                        

                           

                                                                                       Выполнила: Мингажева

                                                                                       Лилия Фаниловна

                                                                                       студентка 4 курса

                                                                                       БГПУ факультета

                                                                                       психологии

                                                                                       Месягутовского

                                                                                       представительства

                                                                                       

                                                                                       Проверил:                                                    

УФА 2008

  1.  Вводная часть.

Цель:

  1.  Дать понятие на слово темперамент, характер.
  2.  Научить выбрать профессии.

Задачи урока:

  1.  Образовательная – ознакомить учащихся  с понятиями тип темперамента, характер;
  2.  Развивающая – развить у учащихся интерес к выбору будущей  профессии;
  3.  Воспитательная – содействовать воспитанию трудолюбия, стремления к выбору будущей профессии;
  4.  Практическая – научить учащихся определить тип  темперамента.

Тип урока: Комбинированный.

  1.  План урока.
  2.  Организационный часть.

Приветствие. Сообщение темы и цели урока.

  1.  Новая тема объяснение.
    1.  Выявление опорных знаний.

2. Сообщение нового материала:

  •  Темперамент;
  •  Холерик;
  •  Сангвиник;
  •  Флегматик;
  •  Меланхолик;
  •  Характер;
  1.  Закрепление нового материала.

1. Обобщающий опрос:

  •  Что вы понимаете под темпераментом?
  •  Что значит тип темперамента? Как он образуется?
  •  Охарактеризуйте каждый тип темперамента.
  •  Что такой характер?
  •  Чем отличается характер от темперамента?
  •  Назовите группы черт характера.

2. Практическая часть.

Учащимся дается задание определить тип темперамента товарища и свой.

  1.  Домашнее задание.

Определить тип темперамента свое подруги, друга, матери, отца и соответствие темперамента, выбранной им профессии.

  1.  Используемая литература:

Перова Е. Н. Уроки по курсу «Психология» 5 – 9 класс. М.: 5 за знания, 2006.

Рогов Е. И.Общая психология. М.: Владос, 1998.

Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1976.

III. Ход урока.

Действия учителя

Действия ученика

1. Выявление опорных знаний.

- Как вы думаете, нужно ли учитывать особенности своего характера при выборе будущей профессии?

При выборе профессии нужно учитывать особенности характера.

-  Какими, по вашему мнению, качествами должен обладать человек, выбирающий профессию врача, водителя, учителя?

2. Сообщение нового материала:

  Среди индивидуальных особенностей личности, которые ярко характеризуют ее активность, особое место отводят темпераменту и характеру.

Темперамент – эмоциональная возбудимость человека и его восприимчивость к впечатлениям внешнего мира. Свойства темперамента зависят от врожденных качеств нервной системы человека, а потому, они являются наиболее устойчивыми по сравнению с другими психическими особенностями.

Классификацию темпераментов разработал древнегреческий врач Гиппократ. Он выделял 4 типа темперамента:

Холерик – человек быстрый, порывистый, способный отдаваться делу с исключительной страстью, но не уравновешенный, склонны к резким сменам настроения.

Сангвиник – человек живой, подвижный, быстро оказывающийся в центре события, сравнительно легко переживающий неудачи и неприятности.

 Флегматик – человек медлительный, невозмутимый, с устойчивым стремлением и более или менее постоянными внешними проявлениями душевных состояний.

Меланхолик – человек легко ранимый, склонный глубоко переживать даже незначительные неудачи, но внешне вяло реагирующий на окружающее.

Конечно, в чистом виде типы темперамента в жизни не встречаются и можно говорить только о преобладании черт того или иного типа.

Все психологические качества человека, соединяясь и взаимодействуя друг с другом, образуют характер.

Характер – индивидуальное сочетание устойчивых психических особенностей человека, проявляющихся в его действиях, проведении. Многие черты характера передаются по наследству. И все-таки человек способен изменять свой характер благодаря воспитанию и самовоспитанию. Характер тесно связан с темпераментом. В характере личность раскрывается со стороны ее содержания, в темпераменте со стороны своих динамичных (силовых) деятельных проявлений.

Говоря о чертах характера (или качествах личности) можно выделять 4 крупных блока, отражающих отношение человека к различным сторонам жизни.

1.Отношение к людям: Общительность, откровенность, чуткость, доброта, замкнутость, застенчивость, злобность, открытость, высокомерие, властолюбие, эгоизм, скупость, лживость, грубость, трусость.

2. Отношение к деятельности: доброжелательность, лень, трудолюбие, инициативность, честность, небрежность, консерватизм.

3. Отношение к общественной и личной собственности: аккуратность, бережливость, экономичность, неряшливость, скупость, нечестность, склонность к хищениям.

4. Отношение к себе:  самокритичность, требовательность, тщеславие, самолюбие, самоуверенность.

Не следует смешивать черты характера и свойства темперамента. Честным, смелым, вежливым или лживым, трусливым и грубым человек может быть при любом типе темперамента.

Знание особенностей своего характера необходимо при выборе профессиональной деятельности. От личностных характеристик часто зависит не только ход выполнения работы, но и конечный результат. Например, летчику, оператору нужно обладать подвижным и сильным типом нервной системы; в деятельности актера, музыканта, художника важную роль играет эмоциональность. В профессиях врача, учителя, воспитателя, необходимы доброжелательность, гибкость, общительность и т.д.

Массовые профессии – токарь, слесарь,  продавец,  инженер – предъявляют жесткие требования к свойствам характера, по каждому из них требуют высокого развития каких-то определенных качеств, например, ткачиха – внимания, подвижность; продавец – вежливость, терпения, подвижности и т.д.

  1.  Закрепление нового материала.
    •    Что вы понимаете под темпераментом?
    •   Что значит  тип темперамента? Как он образуется?
    •  Охарактеризуйте  каждый тип темперамента.
    •  Что такое характер?
    •  Чем отличается характер от темперамента?
    •    Назовите группы черт характера.

      

Врач -  общительность,  доброжелательность.

Водитель – внимательность, терпеливость.

Учитель – доброжелательность, общительность, терпеливость.

  •  Темперамент – эмо-циональная возбудимость человека и его восприимчи-вость к впечатлениям вне-шнего мира.
  •  Тип темперамента – это классификация. Это врожденное качеств нерв-ной системы человека.
  •  Холерик – быст-рый, порывистый.

Сангвиник – живой, подвижный.

Флегматик – медлитель-ный, невозмутимый.

Меланхолик – легко ранимый, глубоко переживающий.

  •  Характер – индивидуальное сочетание  устойчивых психических особенностей человека.
  •  Темперамент это психический особенность, а характер – это сочетание психических особенностей.
  •  Отношение к людям;

Отношение к деятельности;

Отношение к общественной и личной собственности;

Отношение к себе.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

63317. Древняя письменность, знаки-иероглифы 7.68 MB
  В этих рисунках человек эпохи палеолита воплощал весь комплекс своих мыслей они служили ему одновременно и письмом. Эти два понятия рисование и письмо тысячелетиями остаются близки.
63319. Сутність та організація обліку валютних операцій 7.38 MB
  Облік операцій в іноземній валюті Лекція 15 Сутність та організація обліку валютних операцій План Організація обліку валютних операцій. Характеристика рахунків для обліку валютних операцій. Облік ведення операцій за рахунками клієнтів в іноземній валюті.
63320. Відображення в обліку торговельних та обмінних валютних операцій 67 KB
  За дорученням клієнта: Ведення валютних рахунків клієнта; Купівляпродаж валюти для клієнтів. до валютнообмінних операцій банків з іноземною валютою і дорожніми та іноземними чеками належать: купівля у фізичних осібрезидентів і нерезидентів готівкової іноземної валюти за готівкові гривні
63321. Специфика жанра «антиутопия» в современном литературоведении 67.5 KB
  Жанр утопия как предпосылки возникновения жанра антиутопия. Антиутопия как жанр современного литературоведения. Русская литературная антиутопия.
63322. Школа «черного юмора» как течение постмодернизма в современной американской литературе. Представители и их достижения 28.46 KB
  Цели: ознакомить студентов с особенностью эстетики постмодернисткой школы черного юмора расцветом американского абсурдизма 60х годов получить представление о ярких представителях школы. развивать желание творчески мыслить узнавать новое углубить и закрепить знания Ход...
63324. Новий час. Наукова революція XVII століття: етапи, структура, герої, результати 47 KB
  і опублікованої двома роками пізніше Кеплер привів два зі своїх знаменитих трьох законів руху планет: Кожна планета рухається по еліпсі в одному з фокусів якого перебуває Сонце.Кеплеровский закон площ це перший математичний опис планетарних рухів що виключило принцип рівномірного руху по окружності як першооснову. Цей миттєвий метод опису що Кеплер згодом цілком усвідомлено використовував при аналізі руху Марса став одним з видатних принципових досягнень науки XVII в. Галилея Бесіди й математичні докази що стосуються двох нових...
63325. МІЖБЮДЖЕТНІ ВІДНОСИНИ І СИСТЕМА БЮДЖЕТНОГО ВИРІВНЮВАННЯ 251.5 KB
  Крім того статтею 142 визначено матеріальну та фінансову основу місцевого самоврядування до складу якої входить: рухоме і нерухоме майно доходи місцевих бюджетів інші кошти земля природні ресурси що є у власності територіальних громад...