58613

Темперамент и выбор профессии

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Задачи урока: Образовательная ознакомить учащихся с понятиями тип темперамента характер; Развивающая развить у учащихся интерес к выбору будущей профессии; Воспитательная содействовать воспитанию трудолюбия стремления к выбору будущей профессии...

Русский

2014-04-28

60.5 KB

12 чел.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТНЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

БАШКИОСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ им. М. АКМУЛЛЫ

 

Конспект урока по психологии для 9 класса на тему:  «Темперамент и выбор профессии»    

                                        

                           

                                                                                       Выполнила: Мингажева

                                                                                       Лилия Фаниловна

                                                                                       студентка 4 курса

                                                                                       БГПУ факультета

                                                                                       психологии

                                                                                       Месягутовского

                                                                                       представительства

                                                                                       

                                                                                       Проверил:                                                    

УФА 2008

  1.  Вводная часть.

Цель:

  1.  Дать понятие на слово темперамент, характер.
  2.  Научить выбрать профессии.

Задачи урока:

  1.  Образовательная – ознакомить учащихся  с понятиями тип темперамента, характер;
  2.  Развивающая – развить у учащихся интерес к выбору будущей  профессии;
  3.  Воспитательная – содействовать воспитанию трудолюбия, стремления к выбору будущей профессии;
  4.  Практическая – научить учащихся определить тип  темперамента.

Тип урока: Комбинированный.

  1.  План урока.
  2.  Организационный часть.

Приветствие. Сообщение темы и цели урока.

  1.  Новая тема объяснение.
    1.  Выявление опорных знаний.

2. Сообщение нового материала:

  •  Темперамент;
  •  Холерик;
  •  Сангвиник;
  •  Флегматик;
  •  Меланхолик;
  •  Характер;
  1.  Закрепление нового материала.

1. Обобщающий опрос:

  •  Что вы понимаете под темпераментом?
  •  Что значит тип темперамента? Как он образуется?
  •  Охарактеризуйте каждый тип темперамента.
  •  Что такой характер?
  •  Чем отличается характер от темперамента?
  •  Назовите группы черт характера.

2. Практическая часть.

Учащимся дается задание определить тип темперамента товарища и свой.

  1.  Домашнее задание.

Определить тип темперамента свое подруги, друга, матери, отца и соответствие темперамента, выбранной им профессии.

  1.  Используемая литература:

Перова Е. Н. Уроки по курсу «Психология» 5 – 9 класс. М.: 5 за знания, 2006.

Рогов Е. И.Общая психология. М.: Владос, 1998.

Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1976.

III. Ход урока.

Действия учителя

Действия ученика

1. Выявление опорных знаний.

- Как вы думаете, нужно ли учитывать особенности своего характера при выборе будущей профессии?

При выборе профессии нужно учитывать особенности характера.

-  Какими, по вашему мнению, качествами должен обладать человек, выбирающий профессию врача, водителя, учителя?

2. Сообщение нового материала:

  Среди индивидуальных особенностей личности, которые ярко характеризуют ее активность, особое место отводят темпераменту и характеру.

Темперамент – эмоциональная возбудимость человека и его восприимчивость к впечатлениям внешнего мира. Свойства темперамента зависят от врожденных качеств нервной системы человека, а потому, они являются наиболее устойчивыми по сравнению с другими психическими особенностями.

Классификацию темпераментов разработал древнегреческий врач Гиппократ. Он выделял 4 типа темперамента:

Холерик – человек быстрый, порывистый, способный отдаваться делу с исключительной страстью, но не уравновешенный, склонны к резким сменам настроения.

Сангвиник – человек живой, подвижный, быстро оказывающийся в центре события, сравнительно легко переживающий неудачи и неприятности.

 Флегматик – человек медлительный, невозмутимый, с устойчивым стремлением и более или менее постоянными внешними проявлениями душевных состояний.

Меланхолик – человек легко ранимый, склонный глубоко переживать даже незначительные неудачи, но внешне вяло реагирующий на окружающее.

Конечно, в чистом виде типы темперамента в жизни не встречаются и можно говорить только о преобладании черт того или иного типа.

Все психологические качества человека, соединяясь и взаимодействуя друг с другом, образуют характер.

Характер – индивидуальное сочетание устойчивых психических особенностей человека, проявляющихся в его действиях, проведении. Многие черты характера передаются по наследству. И все-таки человек способен изменять свой характер благодаря воспитанию и самовоспитанию. Характер тесно связан с темпераментом. В характере личность раскрывается со стороны ее содержания, в темпераменте со стороны своих динамичных (силовых) деятельных проявлений.

Говоря о чертах характера (или качествах личности) можно выделять 4 крупных блока, отражающих отношение человека к различным сторонам жизни.

1.Отношение к людям: Общительность, откровенность, чуткость, доброта, замкнутость, застенчивость, злобность, открытость, высокомерие, властолюбие, эгоизм, скупость, лживость, грубость, трусость.

2. Отношение к деятельности: доброжелательность, лень, трудолюбие, инициативность, честность, небрежность, консерватизм.

3. Отношение к общественной и личной собственности: аккуратность, бережливость, экономичность, неряшливость, скупость, нечестность, склонность к хищениям.

4. Отношение к себе:  самокритичность, требовательность, тщеславие, самолюбие, самоуверенность.

Не следует смешивать черты характера и свойства темперамента. Честным, смелым, вежливым или лживым, трусливым и грубым человек может быть при любом типе темперамента.

Знание особенностей своего характера необходимо при выборе профессиональной деятельности. От личностных характеристик часто зависит не только ход выполнения работы, но и конечный результат. Например, летчику, оператору нужно обладать подвижным и сильным типом нервной системы; в деятельности актера, музыканта, художника важную роль играет эмоциональность. В профессиях врача, учителя, воспитателя, необходимы доброжелательность, гибкость, общительность и т.д.

Массовые профессии – токарь, слесарь,  продавец,  инженер – предъявляют жесткие требования к свойствам характера, по каждому из них требуют высокого развития каких-то определенных качеств, например, ткачиха – внимания, подвижность; продавец – вежливость, терпения, подвижности и т.д.

  1.  Закрепление нового материала.
    •    Что вы понимаете под темпераментом?
    •   Что значит  тип темперамента? Как он образуется?
    •  Охарактеризуйте  каждый тип темперамента.
    •  Что такое характер?
    •  Чем отличается характер от темперамента?
    •    Назовите группы черт характера.

      

Врач -  общительность,  доброжелательность.

Водитель – внимательность, терпеливость.

Учитель – доброжелательность, общительность, терпеливость.

  •  Темперамент – эмо-циональная возбудимость человека и его восприимчи-вость к впечатлениям вне-шнего мира.
  •  Тип темперамента – это классификация. Это врожденное качеств нерв-ной системы человека.
  •  Холерик – быст-рый, порывистый.

Сангвиник – живой, подвижный.

Флегматик – медлитель-ный, невозмутимый.

Меланхолик – легко ранимый, глубоко переживающий.

  •  Характер – индивидуальное сочетание  устойчивых психических особенностей человека.
  •  Темперамент это психический особенность, а характер – это сочетание психических особенностей.
  •  Отношение к людям;

Отношение к деятельности;

Отношение к общественной и личной собственности;

Отношение к себе.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

79467. Социально-культурные функции рекламы 28.34 KB
  Реклама – это особый вид создания и распространения информации, имеющий четкого заказчика, передаваемый опосредованно имеющий целью – повышение спроса и повышение интереса к товарам и услугам.
79468. Методы организации СКД 27.68 KB
  Методы социальнокультурной деятельности система информационного и идейноэмоционального воздействия; совокупность способов совместных действий организаторов и участников социальнокультурной деятельности направленных на решение конкретных просветительных воспитательных и иных культуросозидающих задач. Методы СКД: Методы формирования культурных знаний которые в свою очередь подразумеваются на методы: информирования сообщения внушения заражения убеждения. Методы стимулирования в этой группе рассматриваются соревнования метод...
79469. Деятельность некоммерческих организаций в становлении и развитии гражданского общества 26.77 KB
  Роль ОО в становлении гражданского общества. Общественные объединения являются субъектами социально-культурной деятельности в условиях становления гражданского общества их влияние на социально-культурную политику и взаимодействие с государственными органами по решению социальных проблем имеет существенное значение. Основной ролью общественных организаций в условиях демократии является активное участие в формировании гражданского общества с привлечением творческого потенциала населения.
79470. Средства социально-культурной деятельности и примеры их использования в различных досуговых программах 27.32 KB
  Множество социальных проблем с которыми мы сталкиваемся в процессе этой деятельности так или иначе неизменно приобретает статус педагогических задач. Социально педагогические критерии к средствам культурнодосуговой деятельности соотносятся с критериями предъявляемыми к культурнодосуговой деятельности в целом. Это: критерий социально значимой направленности культурнодосуговой деятельности; критерий соответствия методики работы современным требованиям обеспечения педагогического влияния на сознание поведение и отношения людей в условиях...
79471. Деловой этикет и культура делового общения в учреждениях социально-культурной сферы 28.48 KB
  Особое место в искусстве поведения занимает деловой этикет. Деловой этикет здесь значительно упрощается становится несравненно более свободным и естественным приобретает смысл повседневного благожелательного и уважительного отношения ко всем людям безотносительно к их должности и общественному положению. Менеджеру важно владеть правилами этикета ибо служебный этикет регламентирует поведение людей и при личных контактах в текущей работе разговорах по телефону в деловой переписке на совещаниях и при проведении различных официальных...
79472. Социально-культурная деятельность в эпоху Екатерины II 28.14 KB
  Ассамблеи в эпоху Екатерины 2 стали уступать место балам по случаю больших торжеств или семейных событий маскарадам званым ужинам. Характерен ответ Екатерины II на вопрос Фонвизина: Отчего у нас не стыдно не делать ничего в обществе жить не есть не делать ничего. Можно в этом отношении вспомнить проекты Екатерины II если публично проводились такие маскарадные ряженья как например знаменитая карусель на которую Григорий Орлов и другие участники явились в рыцарских костюмах то в сугубой тайне в закрытом помещении Малого...
79473. Классификация социально-культурных проектов и основные этапы их разработки 28.08 KB
  В зависимости от объявленных целей и организационных средств которыми пользуются социокультурные проекты могут быть: Бизнесхарактера: используются средства деловой организации. Социокультурные проекты ориентируются на выработку культурных ценностей новых ценностных отношений. Проекты в сфере культуры можно различать и классифицировать по следующим признакам: цели деятельности принцип укорененности и принцип организации. По целям деятельности проекты подразделяются на коммерческие и некоммерческие Коммерческими считаются проекты...
79474. Методика формирования медиакультуры личности (на примере кино и телевидения) 27.7 KB
  Кино и ТВ являются полноправными и эффективными составляющими СКД. Например фильм Кормление ребенка выполняет просветительскую функцию кино.Толстого это 1 космическая одиссея в кино Люк Бессон Голубая бездна открытие глубоководных сцен снятых в океане и море.
79475. Принципы социально-культурной деятельности 27.21 KB
  СКД это обусловленная нравственноинтеллектуальными мотивами общественно целесообразная деятельность по созданию освоению сохранению распространению и дальнейшему развитию ценностей культуры. Первое направление этой деятельности связано с созданием ценностей культуры как на профессиональной так и любительской основе; второе практически объединило всех людей которые в большей или меньшей мере усваивают богатства мировой и национальной культуры; третье направление выразилось в деятельности музейных и библиотечных работников...