58616

Неопределённая форма глагола

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цели: формирование представлений о глаголах неопределённой формы и умений определять их в устной и письменной речи; развитие познавательной деятельности учащихся, критического мышления, умений ставить вопросы и находить ответы, умений самоанализа и самооценки своей деятельности.

Русский

2014-04-28

50.5 KB

6 чел.

                                                                                       Урок по русскому языку

Тема: Неопределённая форма глагола

Цели: -формирование представлений о глаголах неопределённой формы и                 умений определять их в устной и письменной речи;

           -развитие познавательной деятельности учащихся, критического мышления, умений ставить вопросы и находить ответы, умений самоанализа и самооценки своей деятельности.

            -воспитание правильного отношения к читательской деятельности, внимания, трудолюбия.

Оборудование: учебник, тетрадь, «Сказка об Инфинитиве»,карточки с упражнениями, табличка «Неопределенная форма глагола».

                                         Ход урока:

I.Организационный момент.

Учитель проверяет подготовку учащихся, наличие тетради, учебника.

II. Актуализация знаний учащихся.

– Начнём урок с народной мудрости. На доске пословицы, почитайте их.

Не всякий, кто ч.тает, во чтен.е силу знает.

Не на пользу книги ч.тать, когда только в.ршки с них хв.тать.

– Объясните правописание орфограмм.

– На какую тему эти пословицы?

– Запишите в тетрадь, выделяя орфограммы.

– Определите глагольные словосочетания в 1-й пословице.

– Объясните смысл второй пословицы.

– Прочитайте подчёркнутые слова.

– К какой части речи они относятся?

– Что вы знаете о глаголе?

– Что вы можете сказать о глаголах из пословиц?

(2 группы: 1-я отвечает на вопрос «Что делает?»; 2-я – на вопрос «Что делать?»)

– Расскажите о глаголах 1- группы. (Глаголы в форме наст. вр., несов. вида, 3 л., окончание –ет)

– Что можете сказать о глаголах 2-й группы? (Вопрос, вид)

III. Сообщение темы и целей урока.

– Это глаголы неопределённой формы.

Выставляется табличка:

Гл. неопр. формы.

Начальная форма глаголов:

не изменяется;

отвечает на вопросы: Что делать? Что сделать?

образуется при помощи суффиксов -ть, –ти, -чь.

Инфинитив (с лат. «неопределённый»)

Глаголы неопределённой формы – тема сегодняшнего урока.

– Что хотите узнать о глаголах неопределённой формы?

(Составляется кластер.)

– Сформулируйте задачи урока. (Задачи урока – ответить на поставленные вопросы и научиться определять глагол – инфинитив в устной и письменной речи.)

IV. Изучение нового материала.

1. – Предлагаю найти ответы на эти вопросы в сказке об Инфинитиве. При чтении отмечайте признаки инфинитива прямо в тексте, пользуясь обозначениями:

«V» – знаю;

«+» – для меня новое.

– Помните о смысле 2-й пословицы.

2. Самостоятельная работа с текстом.

3.– Что вы знали о глаголе неопределённой формы?

– …

– Что нового узнали?

– …

– Кто нашёл все грамматические признаки глаголов неопределённой формы?

– Какой вывод должны сделать остальные ребята? (Читать внимательно, вдумчиво)

4.– Пользуясь кластером, расскажите о глаголах неопределённой формы. (Отвечают на вопросы…; имеют вид…; суффиксы ть, ти, могут заканчиваться на чь; нет окончаний, нет числа, нет лица, не имеют формы времени.)

V. Физминутка

– Я называю глаголы, если это глагол неопределённой формы – вы приседаете, если это любой другой глагол – встаёте.

Гудеть, пишет, бежать, читает, стеречь, рисует, шьёт, научить, поёт, блестит, блистать, желаю, иметь, пляшет.

(Упражнение для осанки).

VI. Первичное закрепление нового материала

стр. 91, упр.215 (выполняем 1 и 2 задания с комментированием 1-е слово).

– Что общего у всех глаголов? (Суффикс ть.)

– Какие ещё суффиксы имеют глаголы неопределённой формы? (ть, ти,чь) 

VII. Самостоятельная работа с проверкой в классе

Карточка:

1 вариант – упр. 1 (1 чел у доски);

2 вариант – упр. 2 (1 чел у доски).

Задание:

Выпишите глаголы в неопределённой форме, выделите ту часть в слове, которая указывает на неопределённую форму.

Упражнение 1

Как поступить, если хочется драться,

Плакать, кричать и щипать, и бодаться?

Хочется очень толкать и брыкаться,

Прыгать скакать и юлой извиваться…

Упражнение 2

Ударил гром двенадцать раз

И замер в стороне.

Природа отдала приказ

Салютовать весне.

Приказ – черёмухе цвести,

крапиве быть не злой,

дождю дорожки подмести

серебряной метлой.

Чтоб каждый кустик был певуч,

Всем птицам звонче петь,

А солнцу выйти из-за туч,

И веселее греть!

Проверка:

Кто правильно выписал и обозначил суффиксы – «ставит знак +».

Кто допустил ошибку – «^».

У кого не получилось самостоятельно выполнить работу – «–».

VIII. Выполнение упражнений.

Карточка: упр. 3 (1 чел. у доски, 6 чел по карточкам упр. 4)

Упражнение 3

Выпишите глаголы и поставьте их в неопределённую форму.

Образец:

наст.вр н.ф

Кормит – кормить, …

Вот и выпал первый снег,

И обрадовал он всех.

Побелело всё вокруг.

Кошка ловит белых мух.

Дети весело бегут,

Санки и коньки берут,

Хорошо, что есть она,

Наша зимушка – зима!

Упражнение 4

Вставь вместо точек данные в скобках глаголы, употребив их в неопределённой форме, чтобы получились пословицы.

Кто хочет много …, тот должен мало … (знал, спал). Лучше хорошо …, чем хорошо … (поступал, говорил). Умение … дороже золота (работал).

IX. Подведение итогов

– Что узнали нового, чему научились?

– Что должны знать о глаголах неопределённой формы?

– Лист учёта знаний – отметить, как научились определять глаголы неопределённой формы.

– Каждый для себя подведёт итог своей работы на уроке, продолжив предложение глаголами неопределённой формы

На уроке русского языка мне понравилось …

X. Домашнее задание.

Выучить правило на стр.90-91, упр.218

Приложение

Сказка об Инфинитиве

В одной книге девочка Оля попадает в гости к этому Инфинитиву. На двери зала, где он живёт, висит табличка: великий отшельник Инфинитив.

Оля постучала и чуть-чуть приоткрыла дверь.

– Часы! – услышала она голос.

– Что?

– Часы! Я сказал: снимите часы! В моё жилище запрещено входить в часах. Я не хочу иметь ничего общего со временем.

Оля сняла часы и положила их под камень у входа. Сгорая от любопытства, она распахнула дверь и вошла. Перед ней стояла странная фигура, закутанная в чёрный плащ, в чёрной маске, в зелёной шляпе, совершенно неопределённой формы. Фигура была похожа не то на разбойника с большой дороги, не то на скрывающегося от своих врагов принца.

– Почему вы живёте здесь один?

– Во-первых , у меня не бывает окончания, хоть многие суффикс ть принимают за окончание. Ещё у меня есть один секрет: я не умею считать. Да-да, я занимаю такое важное положение на острове, но не могу отличить, где один, где много. Есть и другие причины, и очень серьёзные!

– Расскажите, пожалуйста, это так интересно!

– Но это тайна! Государственная тайна! Но тебе я могу намекнуть, вернее, напеть. Это непростая песенка, это песенка – загадка:

Начальной формой быть приятно,

Начало лучше, чем конец –

Инфинитив – звучит занятно, –

Я вам назвался, наконец.

Ко мне летят лишь два вопроса,

В них смысл жизни для меня.

А если про другое спросят,

Молчу, – меня не обвинят.

Вид у меня бывает разный…

А про лицо я дам ответ:

Его не видели ни разу,

Его по-видимому нет.

Всегда по горло делом занят.

Нет времени – так где же взять?

Тому, кто этого не знает,

Инфинитива не понять…

Оля уже не первый раз была в Волшебной стране, и поэтому ей нетрудно было отыскать очень важный грамматический смысл, спрятанный за строчками этой песенки. Она поблагодарила Инфинитив за песенку, а потом спросила:

– Только я так и не поняла, вам негде взять время, или вы не хотите иметь с ним ничего общего?

– И то, и другое. Во всяком случае, я от него не завишу, мне не нужны ни часы, ни календари. Зато я всегда имею вид.

– Да, вид у вас совершенно замечательный, даже когда он несовершенный.

– Ну, а что за история с вашим суффиксом ТЬ?

– Мягкий знак в моём суффиксе очень капризен и непрочен – ведь он такой мягкий. Иногда я заменяю его буквой И тогда получается суффикс ТИ. Звучит тоже совсем неплохо: нести, везти, плести… Правда, сознаюсь тебе, глаголов так много, некоторым из них не хватило этих моих суффиксов. Но они не обиделись. А собрались в дружную компанию. Печь, течь, стеречь… Про них даже сочинили целое правило.

Упражнение 1

Выпишите глаголы в неопределённой форме, выделите ту часть в слове, которая указывает на неопределённую форму.

Как поступить, если хочется драться,

Плакать, кричать и щипать, и бодаться?

Хочется очень толкать и брыкаться,

Прыгать скакать и юлой извиваться…

Упражнение 2

Выпишите глаголы в неопределённой форме, выделите ту часть в слове, которая указывает на неопределённую форму.

Ударил гром двенадцать раз

И замер в стороне.

Природа отдала приказ

Салютовать весне.

Приказ – черёмухе цвести,

крапиве быть не злой,

дождю дорожки подмести

серебряной метлой.

Чтоб каждый кустик был певуч,

Всем птицам звонче петь,

А солнцу выйти из-за туч,

И веселее греть!

Упражнение 3

Выпишите глаголы и поставьте их в неопределённую форму.

Образец:

наст.вр н.ф

Кормит – кормить, …

Вот и выпал первый снег,

И обрадовал он всех.

Побелело всё вокруг.

Кошка ловит белых мух.

Дети весело бегут,

Санки и коньки берут,

Хорошо, что есть она,

Наша зимушка – зима!

Упражнение 4

Вставь вместо точек данные в скобках глаголы, употребив их в неопределённой форме, чтобы получились пословицы.

Кто хочет много …, тот должен мало … (знал, спал). Лучше хорошо …, чем хорошо … (поступал, говорил). Умение … дороже золота (работал).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

29241. Место и роль науки в культурном процессе 28.5 KB
  Для науки характерен системный подход к исследованию объекта. По характеру и методу исследования она делится на: естественные науки общественные науки: технические науки. В структуре науки выделяются два уровня организации знания.
29242. Ницше (Nietzsche) Фридрих 35.5 KB
  Центральное место в философскокультурологической концепции Ницше занимает понятие жизнь основу которой образует воля. Однако взгляды Ницше на протяжении творческой деятельности претерпевали определенную эволюцию. По Ницше понять импульсы воли выразить ее характер невозможно с помощью разума и науки. Искусство представляется Ницше как дополнения и завершение бытия.
29243. Культурологическое образование в России 32 KB
  Главная сложность введения культурологии в систему высшего образования заключалась в том что отечественная культурологическая наука представляла и до сих пор представляет собой полностью эклектическую конструкцию. Первые шаги в организации специального культурологического образования были предприняты в одном из первых негосударственных вузов страны Российском открытом университете где в 1990 началось формирование факультета и кафедры искусствознания и культурологии. В 1995 на базе этого факультета была создана Высшая школа...
29244. Культура 41.5 KB
  Это совпадение имени симптоматично – оно лишний раз подчеркивает единство культуры народов включенных в орбиту европейского мира является знаком своеобразной культурной общности всех разноплеменных носителей европейских языков. Понятие цивилизация воспринимается как синоним слова культура В немецкой традиции впервые было сформулировано – и стало весьма популярным – представление о различии культуры и цивилизации. Со второй половины Х1Х века идея противопоставления культуры и цивилизации приобрела особое значение и...
29245. Религия как культурный феномен 30.5 KB
  Именно религия дает ответ на главный вопрос всех ценностнонормативных систем. Религия формирует у человека чувство независимости и уверенности в себе.Дюркгейм сравнивал религию в качестве интегратора социокультурных систем с клеем поскольку именно религия помогает людям осознавать себя как духовную общность скрепленную общими ценностями и общими целями.
29246. Феномен Ренессанса 37 KB
  Расцвет культуры Ренессанса приходится на XV XVI вв. В этой связи культура Ренессанса рассматривается как отрицание средневековья как антитеза средневековой схоластике. Такова самая общая в значительной мере поверхностная характеристика Ренессанса.
29247. Феномены русской, российской, советской культуры 52.5 KB
  Проблема самосознания русской культуры. Этапы становления русской идеи. Формирование русской национальной культуры на протяжении веков проходило в русле этнического разнообразия преодоления разобщенности в условиях интенсивного воздействия извне: соединение Запада и Востока наслоение различных этнических и региональных культурных типов временных компонентов конфессиональных общностей.
29248. Понятие культурной самоидентичности 32 KB
  Современные глобальные проблемы есть следствие логическое продолжение глубокой структурной несогласованности человеческой субъективности кризиса его самоидентичности. Распад социальной системы начинается с распада социальных связей и разрушения социальных субъектов кризиса их личностных ценностных ориентации и утраты самоидентичности. Проблема самоидентичности является стержнем ядром всей социальной проблематики.
29249. Символ. Смысловая структура символа 53.5 KB
  Языком культуры в широком смысле этого понятия называются те средства знаки символы тексты которые позволяют людям вступать в коммуникативные связи друг с другом ориентироваться в пространстве культуры. Язык культуры это универсальная форма осмысления реальности в которую организуются все вновь возникающие или уже существующие представления восприятия понятия образы и другие подобного рода смысловые конструкции носители смысла. Основной структурной единицей языка культуры с точки зрения семиотики являются знаковые системы.Любой...