58616

Неопределённая форма глагола

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цели: формирование представлений о глаголах неопределённой формы и умений определять их в устной и письменной речи; развитие познавательной деятельности учащихся, критического мышления, умений ставить вопросы и находить ответы, умений самоанализа и самооценки своей деятельности.

Русский

2014-04-28

50.5 KB

6 чел.

                                                                                       Урок по русскому языку

Тема: Неопределённая форма глагола

Цели: -формирование представлений о глаголах неопределённой формы и                 умений определять их в устной и письменной речи;

           -развитие познавательной деятельности учащихся, критического мышления, умений ставить вопросы и находить ответы, умений самоанализа и самооценки своей деятельности.

            -воспитание правильного отношения к читательской деятельности, внимания, трудолюбия.

Оборудование: учебник, тетрадь, «Сказка об Инфинитиве»,карточки с упражнениями, табличка «Неопределенная форма глагола».

                                         Ход урока:

I.Организационный момент.

Учитель проверяет подготовку учащихся, наличие тетради, учебника.

II. Актуализация знаний учащихся.

– Начнём урок с народной мудрости. На доске пословицы, почитайте их.

Не всякий, кто ч.тает, во чтен.е силу знает.

Не на пользу книги ч.тать, когда только в.ршки с них хв.тать.

– Объясните правописание орфограмм.

– На какую тему эти пословицы?

– Запишите в тетрадь, выделяя орфограммы.

– Определите глагольные словосочетания в 1-й пословице.

– Объясните смысл второй пословицы.

– Прочитайте подчёркнутые слова.

– К какой части речи они относятся?

– Что вы знаете о глаголе?

– Что вы можете сказать о глаголах из пословиц?

(2 группы: 1-я отвечает на вопрос «Что делает?»; 2-я – на вопрос «Что делать?»)

– Расскажите о глаголах 1- группы. (Глаголы в форме наст. вр., несов. вида, 3 л., окончание –ет)

– Что можете сказать о глаголах 2-й группы? (Вопрос, вид)

III. Сообщение темы и целей урока.

– Это глаголы неопределённой формы.

Выставляется табличка:

Гл. неопр. формы.

Начальная форма глаголов:

не изменяется;

отвечает на вопросы: Что делать? Что сделать?

образуется при помощи суффиксов -ть, –ти, -чь.

Инфинитив (с лат. «неопределённый»)

Глаголы неопределённой формы – тема сегодняшнего урока.

– Что хотите узнать о глаголах неопределённой формы?

(Составляется кластер.)

– Сформулируйте задачи урока. (Задачи урока – ответить на поставленные вопросы и научиться определять глагол – инфинитив в устной и письменной речи.)

IV. Изучение нового материала.

1. – Предлагаю найти ответы на эти вопросы в сказке об Инфинитиве. При чтении отмечайте признаки инфинитива прямо в тексте, пользуясь обозначениями:

«V» – знаю;

«+» – для меня новое.

– Помните о смысле 2-й пословицы.

2. Самостоятельная работа с текстом.

3.– Что вы знали о глаголе неопределённой формы?

– …

– Что нового узнали?

– …

– Кто нашёл все грамматические признаки глаголов неопределённой формы?

– Какой вывод должны сделать остальные ребята? (Читать внимательно, вдумчиво)

4.– Пользуясь кластером, расскажите о глаголах неопределённой формы. (Отвечают на вопросы…; имеют вид…; суффиксы ть, ти, могут заканчиваться на чь; нет окончаний, нет числа, нет лица, не имеют формы времени.)

V. Физминутка

– Я называю глаголы, если это глагол неопределённой формы – вы приседаете, если это любой другой глагол – встаёте.

Гудеть, пишет, бежать, читает, стеречь, рисует, шьёт, научить, поёт, блестит, блистать, желаю, иметь, пляшет.

(Упражнение для осанки).

VI. Первичное закрепление нового материала

стр. 91, упр.215 (выполняем 1 и 2 задания с комментированием 1-е слово).

– Что общего у всех глаголов? (Суффикс ть.)

– Какие ещё суффиксы имеют глаголы неопределённой формы? (ть, ти,чь) 

VII. Самостоятельная работа с проверкой в классе

Карточка:

1 вариант – упр. 1 (1 чел у доски);

2 вариант – упр. 2 (1 чел у доски).

Задание:

Выпишите глаголы в неопределённой форме, выделите ту часть в слове, которая указывает на неопределённую форму.

Упражнение 1

Как поступить, если хочется драться,

Плакать, кричать и щипать, и бодаться?

Хочется очень толкать и брыкаться,

Прыгать скакать и юлой извиваться…

Упражнение 2

Ударил гром двенадцать раз

И замер в стороне.

Природа отдала приказ

Салютовать весне.

Приказ – черёмухе цвести,

крапиве быть не злой,

дождю дорожки подмести

серебряной метлой.

Чтоб каждый кустик был певуч,

Всем птицам звонче петь,

А солнцу выйти из-за туч,

И веселее греть!

Проверка:

Кто правильно выписал и обозначил суффиксы – «ставит знак +».

Кто допустил ошибку – «^».

У кого не получилось самостоятельно выполнить работу – «–».

VIII. Выполнение упражнений.

Карточка: упр. 3 (1 чел. у доски, 6 чел по карточкам упр. 4)

Упражнение 3

Выпишите глаголы и поставьте их в неопределённую форму.

Образец:

наст.вр н.ф

Кормит – кормить, …

Вот и выпал первый снег,

И обрадовал он всех.

Побелело всё вокруг.

Кошка ловит белых мух.

Дети весело бегут,

Санки и коньки берут,

Хорошо, что есть она,

Наша зимушка – зима!

Упражнение 4

Вставь вместо точек данные в скобках глаголы, употребив их в неопределённой форме, чтобы получились пословицы.

Кто хочет много …, тот должен мало … (знал, спал). Лучше хорошо …, чем хорошо … (поступал, говорил). Умение … дороже золота (работал).

IX. Подведение итогов

– Что узнали нового, чему научились?

– Что должны знать о глаголах неопределённой формы?

– Лист учёта знаний – отметить, как научились определять глаголы неопределённой формы.

– Каждый для себя подведёт итог своей работы на уроке, продолжив предложение глаголами неопределённой формы

На уроке русского языка мне понравилось …

X. Домашнее задание.

Выучить правило на стр.90-91, упр.218

Приложение

Сказка об Инфинитиве

В одной книге девочка Оля попадает в гости к этому Инфинитиву. На двери зала, где он живёт, висит табличка: великий отшельник Инфинитив.

Оля постучала и чуть-чуть приоткрыла дверь.

– Часы! – услышала она голос.

– Что?

– Часы! Я сказал: снимите часы! В моё жилище запрещено входить в часах. Я не хочу иметь ничего общего со временем.

Оля сняла часы и положила их под камень у входа. Сгорая от любопытства, она распахнула дверь и вошла. Перед ней стояла странная фигура, закутанная в чёрный плащ, в чёрной маске, в зелёной шляпе, совершенно неопределённой формы. Фигура была похожа не то на разбойника с большой дороги, не то на скрывающегося от своих врагов принца.

– Почему вы живёте здесь один?

– Во-первых , у меня не бывает окончания, хоть многие суффикс ть принимают за окончание. Ещё у меня есть один секрет: я не умею считать. Да-да, я занимаю такое важное положение на острове, но не могу отличить, где один, где много. Есть и другие причины, и очень серьёзные!

– Расскажите, пожалуйста, это так интересно!

– Но это тайна! Государственная тайна! Но тебе я могу намекнуть, вернее, напеть. Это непростая песенка, это песенка – загадка:

Начальной формой быть приятно,

Начало лучше, чем конец –

Инфинитив – звучит занятно, –

Я вам назвался, наконец.

Ко мне летят лишь два вопроса,

В них смысл жизни для меня.

А если про другое спросят,

Молчу, – меня не обвинят.

Вид у меня бывает разный…

А про лицо я дам ответ:

Его не видели ни разу,

Его по-видимому нет.

Всегда по горло делом занят.

Нет времени – так где же взять?

Тому, кто этого не знает,

Инфинитива не понять…

Оля уже не первый раз была в Волшебной стране, и поэтому ей нетрудно было отыскать очень важный грамматический смысл, спрятанный за строчками этой песенки. Она поблагодарила Инфинитив за песенку, а потом спросила:

– Только я так и не поняла, вам негде взять время, или вы не хотите иметь с ним ничего общего?

– И то, и другое. Во всяком случае, я от него не завишу, мне не нужны ни часы, ни календари. Зато я всегда имею вид.

– Да, вид у вас совершенно замечательный, даже когда он несовершенный.

– Ну, а что за история с вашим суффиксом ТЬ?

– Мягкий знак в моём суффиксе очень капризен и непрочен – ведь он такой мягкий. Иногда я заменяю его буквой И тогда получается суффикс ТИ. Звучит тоже совсем неплохо: нести, везти, плести… Правда, сознаюсь тебе, глаголов так много, некоторым из них не хватило этих моих суффиксов. Но они не обиделись. А собрались в дружную компанию. Печь, течь, стеречь… Про них даже сочинили целое правило.

Упражнение 1

Выпишите глаголы в неопределённой форме, выделите ту часть в слове, которая указывает на неопределённую форму.

Как поступить, если хочется драться,

Плакать, кричать и щипать, и бодаться?

Хочется очень толкать и брыкаться,

Прыгать скакать и юлой извиваться…

Упражнение 2

Выпишите глаголы в неопределённой форме, выделите ту часть в слове, которая указывает на неопределённую форму.

Ударил гром двенадцать раз

И замер в стороне.

Природа отдала приказ

Салютовать весне.

Приказ – черёмухе цвести,

крапиве быть не злой,

дождю дорожки подмести

серебряной метлой.

Чтоб каждый кустик был певуч,

Всем птицам звонче петь,

А солнцу выйти из-за туч,

И веселее греть!

Упражнение 3

Выпишите глаголы и поставьте их в неопределённую форму.

Образец:

наст.вр н.ф

Кормит – кормить, …

Вот и выпал первый снег,

И обрадовал он всех.

Побелело всё вокруг.

Кошка ловит белых мух.

Дети весело бегут,

Санки и коньки берут,

Хорошо, что есть она,

Наша зимушка – зима!

Упражнение 4

Вставь вместо точек данные в скобках глаголы, употребив их в неопределённой форме, чтобы получились пословицы.

Кто хочет много …, тот должен мало … (знал, спал). Лучше хорошо …, чем хорошо … (поступал, говорил). Умение … дороже золота (работал).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

31511. Продуктивність праці 116 KB
  Продуктивність праці Зміст учбового матеріалу: Сутність продуктивної праці та продуктивності праці. Показники продуктивності праці та методи її вимірювання Фактори впливу на зростання продуктивності праці та їх класифікація Резервів зростання продуктивності праці їх класифікація та оцінка. Сутність продуктивності та продуктивності праці Згідно з рекомендаціями Міжнародної організації праці МОП розрізняють поняття продуктивність і продуктивність праці. Продуктивність це ефективність використання ресурсів праці капіталу...
31512. Політика доходів та сутність заробітної плати 232 KB
  Робоча сила найманих працівників на ринку праці є товаром який має вартість. На вартість робочої сили впливають результати праці власника робочої сили. Вартість робочої сили формується на ринку через порівняння результативності корисності праці із затратами на відтворення робочої сили. Вона встановлюється на рівні який узгоджує граничну продуктивність праці тобто цінність послуг праці для покупцяпідприємця з витратами які потрібні для відтворення робочої сили.
31513. Тарифна система оплати праці та її складові 224 KB
  Тарифна система оплати праці та її складові Зміст учбового матеріалу: Тарифна система та її призначення. Довідник кваліфікаційних характеристик професій працівників. Тарифні ставки працівників. Тарифна система та її призначення Тарифне нормування оплати праці це складова організації заробітної плати що здійснюється за допомогою тарифної системи і являє собою сукупність фіксованих норм оплати за роботу в межах норм праці трудових обовязків а також норм оплати праці за роботу понад норму праці.
31514. Оплата праці та її організація в умовах трансформації соціально-трудових відносин 192.5 KB
  Оплата праці та її організація в умовах трансформації соціальнотрудових відносин Зміст учбового матеріалу: Системи оплати праці: сутність ознаки взаємозвязок та взаємозалежність. Відрядна форма оплати праці: сутність та види. Почасова форма оплати праці: сутність та види. Безтарифна система оплати праці.
31515. Аналіз і планування трудових показників 131.5 KB
  Аналіз і планування трудових показників Зміст учбового матеріалу: Планування продуктивності праці: методичні основи Розроблення плану продуктивності праці Планування й аналіз чисельності працівників Планування й аналіз заробітної плати 1. Методичні основи планування продуктивності праці Основними трудовими показниками є: продуктивність праці; чисельність працівників; фонд заробітної плати; середня заробітна плата Трудові показники визначаються технікоекономічними та іншими факторами виробництва: технікоорганізаційним рівнем...
31516. Міжнародна організація праці: значення, вплив на розвиток та методи регулювання соціально-трудових відносин 101.02 KB
  МОП: цілі завдання та структура 2. Основні види діяльності МОП 3. МОП: цілі завдання та структура Міжнародна організація праці МОП це міжурядова установа яка вирішує проблеми зайнятості населення. МОП була створена у 1919 р.
31517. Праця як об’єкт вивчення дисципліни „Економіка праці і соціально-трудові відносини” та основа життєдіяльності суспільства 96 KB
  Праця як обєкт вивчення дисципліни Економіка праці і соціальнотрудові відносини†та основа життєдіяльності суспільства Зміст учбового матеріалу: Діяльність та її види Праця як обєкт вивчення дисципліни “Економіка праці і соціальнотрудові відносиниâ€: предмет завдання зміст методи вивчення Система понять про працю: сутність характер аспекти розгляду Виробничий фактор праці Місце дисципліни в загальній системі економічних наук 1. Праця як обєкт вивчення дисципліни “Економіка праці і соціальнотрудові ресурсиâ€:...
31518. Ринок праці: зовнішній та внутрішньофірмовий 171 KB
  Ринок праці: зовнішній та внутрішньофірмовий Зміст учбового матеріалу: І. Зовнішній ринок праці: 1. Поняття ринку праці його елементи та функції 2. Структура типи сегменти ринку праці 3.
31519. Трудові ресурси і трудовий потенціал суспільства 133.5 KB
  Трудові ресурси і трудовий потенціал суспільства Зміст учбового матеріалу: Населення як субєкт соціальноекономічних відносин. Населення як субєкт соціальноекономічних відносин. Населення це сукупність людей яка склалася історично та проживає на певній території. В залежності від його ролі у формуванні розвитку та реалізації виробничих відносин можна поділити на три функціональні групи: перша група населення повязане з виконанням господарських функцій промислові сільськогосподарські транспортні тощо.