58616

Неопределённая форма глагола

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цели: формирование представлений о глаголах неопределённой формы и умений определять их в устной и письменной речи; развитие познавательной деятельности учащихся, критического мышления, умений ставить вопросы и находить ответы, умений самоанализа и самооценки своей деятельности.

Русский

2014-04-28

50.5 KB

6 чел.

                                                                                       Урок по русскому языку

Тема: Неопределённая форма глагола

Цели: -формирование представлений о глаголах неопределённой формы и                 умений определять их в устной и письменной речи;

           -развитие познавательной деятельности учащихся, критического мышления, умений ставить вопросы и находить ответы, умений самоанализа и самооценки своей деятельности.

            -воспитание правильного отношения к читательской деятельности, внимания, трудолюбия.

Оборудование: учебник, тетрадь, «Сказка об Инфинитиве»,карточки с упражнениями, табличка «Неопределенная форма глагола».

                                         Ход урока:

I.Организационный момент.

Учитель проверяет подготовку учащихся, наличие тетради, учебника.

II. Актуализация знаний учащихся.

– Начнём урок с народной мудрости. На доске пословицы, почитайте их.

Не всякий, кто ч.тает, во чтен.е силу знает.

Не на пользу книги ч.тать, когда только в.ршки с них хв.тать.

– Объясните правописание орфограмм.

– На какую тему эти пословицы?

– Запишите в тетрадь, выделяя орфограммы.

– Определите глагольные словосочетания в 1-й пословице.

– Объясните смысл второй пословицы.

– Прочитайте подчёркнутые слова.

– К какой части речи они относятся?

– Что вы знаете о глаголе?

– Что вы можете сказать о глаголах из пословиц?

(2 группы: 1-я отвечает на вопрос «Что делает?»; 2-я – на вопрос «Что делать?»)

– Расскажите о глаголах 1- группы. (Глаголы в форме наст. вр., несов. вида, 3 л., окончание –ет)

– Что можете сказать о глаголах 2-й группы? (Вопрос, вид)

III. Сообщение темы и целей урока.

– Это глаголы неопределённой формы.

Выставляется табличка:

Гл. неопр. формы.

Начальная форма глаголов:

не изменяется;

отвечает на вопросы: Что делать? Что сделать?

образуется при помощи суффиксов -ть, –ти, -чь.

Инфинитив (с лат. «неопределённый»)

Глаголы неопределённой формы – тема сегодняшнего урока.

– Что хотите узнать о глаголах неопределённой формы?

(Составляется кластер.)

– Сформулируйте задачи урока. (Задачи урока – ответить на поставленные вопросы и научиться определять глагол – инфинитив в устной и письменной речи.)

IV. Изучение нового материала.

1. – Предлагаю найти ответы на эти вопросы в сказке об Инфинитиве. При чтении отмечайте признаки инфинитива прямо в тексте, пользуясь обозначениями:

«V» – знаю;

«+» – для меня новое.

– Помните о смысле 2-й пословицы.

2. Самостоятельная работа с текстом.

3.– Что вы знали о глаголе неопределённой формы?

– …

– Что нового узнали?

– …

– Кто нашёл все грамматические признаки глаголов неопределённой формы?

– Какой вывод должны сделать остальные ребята? (Читать внимательно, вдумчиво)

4.– Пользуясь кластером, расскажите о глаголах неопределённой формы. (Отвечают на вопросы…; имеют вид…; суффиксы ть, ти, могут заканчиваться на чь; нет окончаний, нет числа, нет лица, не имеют формы времени.)

V. Физминутка

– Я называю глаголы, если это глагол неопределённой формы – вы приседаете, если это любой другой глагол – встаёте.

Гудеть, пишет, бежать, читает, стеречь, рисует, шьёт, научить, поёт, блестит, блистать, желаю, иметь, пляшет.

(Упражнение для осанки).

VI. Первичное закрепление нового материала

стр. 91, упр.215 (выполняем 1 и 2 задания с комментированием 1-е слово).

– Что общего у всех глаголов? (Суффикс ть.)

– Какие ещё суффиксы имеют глаголы неопределённой формы? (ть, ти,чь) 

VII. Самостоятельная работа с проверкой в классе

Карточка:

1 вариант – упр. 1 (1 чел у доски);

2 вариант – упр. 2 (1 чел у доски).

Задание:

Выпишите глаголы в неопределённой форме, выделите ту часть в слове, которая указывает на неопределённую форму.

Упражнение 1

Как поступить, если хочется драться,

Плакать, кричать и щипать, и бодаться?

Хочется очень толкать и брыкаться,

Прыгать скакать и юлой извиваться…

Упражнение 2

Ударил гром двенадцать раз

И замер в стороне.

Природа отдала приказ

Салютовать весне.

Приказ – черёмухе цвести,

крапиве быть не злой,

дождю дорожки подмести

серебряной метлой.

Чтоб каждый кустик был певуч,

Всем птицам звонче петь,

А солнцу выйти из-за туч,

И веселее греть!

Проверка:

Кто правильно выписал и обозначил суффиксы – «ставит знак +».

Кто допустил ошибку – «^».

У кого не получилось самостоятельно выполнить работу – «–».

VIII. Выполнение упражнений.

Карточка: упр. 3 (1 чел. у доски, 6 чел по карточкам упр. 4)

Упражнение 3

Выпишите глаголы и поставьте их в неопределённую форму.

Образец:

наст.вр н.ф

Кормит – кормить, …

Вот и выпал первый снег,

И обрадовал он всех.

Побелело всё вокруг.

Кошка ловит белых мух.

Дети весело бегут,

Санки и коньки берут,

Хорошо, что есть она,

Наша зимушка – зима!

Упражнение 4

Вставь вместо точек данные в скобках глаголы, употребив их в неопределённой форме, чтобы получились пословицы.

Кто хочет много …, тот должен мало … (знал, спал). Лучше хорошо …, чем хорошо … (поступал, говорил). Умение … дороже золота (работал).

IX. Подведение итогов

– Что узнали нового, чему научились?

– Что должны знать о глаголах неопределённой формы?

– Лист учёта знаний – отметить, как научились определять глаголы неопределённой формы.

– Каждый для себя подведёт итог своей работы на уроке, продолжив предложение глаголами неопределённой формы

На уроке русского языка мне понравилось …

X. Домашнее задание.

Выучить правило на стр.90-91, упр.218

Приложение

Сказка об Инфинитиве

В одной книге девочка Оля попадает в гости к этому Инфинитиву. На двери зала, где он живёт, висит табличка: великий отшельник Инфинитив.

Оля постучала и чуть-чуть приоткрыла дверь.

– Часы! – услышала она голос.

– Что?

– Часы! Я сказал: снимите часы! В моё жилище запрещено входить в часах. Я не хочу иметь ничего общего со временем.

Оля сняла часы и положила их под камень у входа. Сгорая от любопытства, она распахнула дверь и вошла. Перед ней стояла странная фигура, закутанная в чёрный плащ, в чёрной маске, в зелёной шляпе, совершенно неопределённой формы. Фигура была похожа не то на разбойника с большой дороги, не то на скрывающегося от своих врагов принца.

– Почему вы живёте здесь один?

– Во-первых , у меня не бывает окончания, хоть многие суффикс ть принимают за окончание. Ещё у меня есть один секрет: я не умею считать. Да-да, я занимаю такое важное положение на острове, но не могу отличить, где один, где много. Есть и другие причины, и очень серьёзные!

– Расскажите, пожалуйста, это так интересно!

– Но это тайна! Государственная тайна! Но тебе я могу намекнуть, вернее, напеть. Это непростая песенка, это песенка – загадка:

Начальной формой быть приятно,

Начало лучше, чем конец –

Инфинитив – звучит занятно, –

Я вам назвался, наконец.

Ко мне летят лишь два вопроса,

В них смысл жизни для меня.

А если про другое спросят,

Молчу, – меня не обвинят.

Вид у меня бывает разный…

А про лицо я дам ответ:

Его не видели ни разу,

Его по-видимому нет.

Всегда по горло делом занят.

Нет времени – так где же взять?

Тому, кто этого не знает,

Инфинитива не понять…

Оля уже не первый раз была в Волшебной стране, и поэтому ей нетрудно было отыскать очень важный грамматический смысл, спрятанный за строчками этой песенки. Она поблагодарила Инфинитив за песенку, а потом спросила:

– Только я так и не поняла, вам негде взять время, или вы не хотите иметь с ним ничего общего?

– И то, и другое. Во всяком случае, я от него не завишу, мне не нужны ни часы, ни календари. Зато я всегда имею вид.

– Да, вид у вас совершенно замечательный, даже когда он несовершенный.

– Ну, а что за история с вашим суффиксом ТЬ?

– Мягкий знак в моём суффиксе очень капризен и непрочен – ведь он такой мягкий. Иногда я заменяю его буквой И тогда получается суффикс ТИ. Звучит тоже совсем неплохо: нести, везти, плести… Правда, сознаюсь тебе, глаголов так много, некоторым из них не хватило этих моих суффиксов. Но они не обиделись. А собрались в дружную компанию. Печь, течь, стеречь… Про них даже сочинили целое правило.

Упражнение 1

Выпишите глаголы в неопределённой форме, выделите ту часть в слове, которая указывает на неопределённую форму.

Как поступить, если хочется драться,

Плакать, кричать и щипать, и бодаться?

Хочется очень толкать и брыкаться,

Прыгать скакать и юлой извиваться…

Упражнение 2

Выпишите глаголы в неопределённой форме, выделите ту часть в слове, которая указывает на неопределённую форму.

Ударил гром двенадцать раз

И замер в стороне.

Природа отдала приказ

Салютовать весне.

Приказ – черёмухе цвести,

крапиве быть не злой,

дождю дорожки подмести

серебряной метлой.

Чтоб каждый кустик был певуч,

Всем птицам звонче петь,

А солнцу выйти из-за туч,

И веселее греть!

Упражнение 3

Выпишите глаголы и поставьте их в неопределённую форму.

Образец:

наст.вр н.ф

Кормит – кормить, …

Вот и выпал первый снег,

И обрадовал он всех.

Побелело всё вокруг.

Кошка ловит белых мух.

Дети весело бегут,

Санки и коньки берут,

Хорошо, что есть она,

Наша зимушка – зима!

Упражнение 4

Вставь вместо точек данные в скобках глаголы, употребив их в неопределённой форме, чтобы получились пословицы.

Кто хочет много …, тот должен мало … (знал, спал). Лучше хорошо …, чем хорошо … (поступал, говорил). Умение … дороже золота (работал).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

50014. ВИЗНАЧЕННЯ СТАЛОЇ СТЕФАНА–БОЛЬЦМАНА 205 KB
  Прилади і матеріали Оптичний пірометр із зникаючою ниткою електрична лампочка розжарення регулятор напруги ватметр блок живлення пірометра акумуляторна батарея В даній лабораторній роботі для знаходження сталої Стефана–Больцмана застосовується метод порівняння потужності електричного струму яка витрачається на розжарення вольфрамової нитки електричної лампочки і потужності теплового випромінювання з поверхні цієї нитки. Прилади для вимірювання температури нагрітих тіл за інтенсивністю їх теплового випромінювання в оптичному...
50016. Анализ пропускной способности каналов систем электрической связи 61 KB
  Расчет учебного времени № п п Учебные вопросы занятия Время мин I. Методические рекомендации преподавателю по подготовке и проведению практического занятия Методическая разработка занятия предназначена для преподавателе проводящих занятия с курсантами обучающимся по специальности Эксплуатация многоканальных телекоммуникационных систем средств и комплексов и...
50017. Анализ пропускной способности каналов систем электрической связи 61.5 KB
  Анализ пропускной способности дискретного канала. На основе изученных на предыдущих занятиях и самостоятельной работе пропускной способности дискретного канала и инженерных методов расчета ее в среде MthCD произвести расчет и анализ пропускной способности дискретного канала. Пропускная способность дискретного mичного канала определяется выражением: где: V скорость модуляции [Бод] p вероятность ошибки сигналов в канале m число вариантов кодовых символов основание кода например m=2 4 8 16 . Пропускная способность двоичного...
50018. Кодирование сообщений 217.5 KB
  Анализ пропускной способности дискретного канала. Анализ пропускной способности непрерывного канала. Задание и указания обучающимся по подготовке к выполнению практического занятия На самостоятельной работе повторить: количество информации переданной по дискретному и непрерывному каналам...
50019. Теория передачи информации 62 KB
  Расчет пропускной способности дискретного канала. На основе изученных на предыдущих занятиях и самостоятельной работе пропускной способности дискретного канала и инженерных методов расчета ее в среде MthCD произвести расчет и анализ пропускной способности дискретного канала. Пропускная способность дискретного mичного канала определяется выражением: где: V скорость модуляции [Бод] p вероятность ошибки сигналов в канале m число вариантов кодовых символов основание кода например m=2 4 8 16 . Пропускная способность двоичного...
50021. Становление личности. Проблемы самоидентификации и самоактуализации 16.08 KB
  Становление личности есть процесс социализации человека, который состоит в освоении им своей родовой, общественной сущности; это освоение всегда осуществляется в конкретно-исторических обстоятельствах жизни человека. Становление личности связано с принятием индивидом выработанных в обществе социальных функций и ролей
50022. Нечеткая логика 67 KB
  Согласно заданным вариантам разработать программу на любом алгоритмическом языке, способную: А. Различать степени изменения лингвистической переменной в трех степенях – «Очень – Нормально – Слабо» Б. Изменять порог чувствительности