58617

Повторение по теме «Местоимения»

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Итак вспомним что же такое местоимение Местоимение - это часть речи которая указывает на предметы признаки и количества но не называет их. Так чем же местоимение отличается от существительного прилагательного числительного...

Русский

2014-04-28

56.5 KB

5 чел.

                                                                                       Урок по русскому языку

Тема урока: «Повторение по теме «Местоимения»»

Цели: -повторить пройденный материал по теме «Местоимения»;

           -развить навыки систематизации и навыки мышления учащихся;

           -привить уважительное отношение учащихся к родному языку.

Оборудование: доска, мел, тряпка, таблица «Разряды местоимений», карточка с индивидуальным заданием.

Основные методы и приемы: слово учителя, беседа, наблюдение и анализ, самостоятельная работа, запоминание, сравнение.

                                        Ход урока:

I.Организационный момент.

Учитель проверяет готовность учащихся к уроку, наличие тетради, учебника.

II.Проверка домашнего задания.(словарный диктант)

-Сейчас мы с вами поработаем немного с лексикой. Напишем небольшую проверочную работу. На листочках, которые я вам раздам, напишите свои фамилии и имена, не забудьте. Откройте словарики. Даю полминутки на повторение. Закрываем и приступаем:

Орнамент, бассейн, типография, биография, иллюстрация, инструмент, коллекция, заглавие, подзаголовок, центнер, двести, триста, четыреста, девяносто, гараж, одиннадцать, километр, экземпляр, искусный, искусство, миллион, миллиард,

Немного времени даю на проверку. Пробегите глазами свои работы, проверьте внимательно. Все слова вам уже хорошо знакомы.

III.Сообщение темы урока.

Откройте, пожалуйста, тетради, запишите сегодняшнее число. Классная работа. Тема урока: «Повторение по теме “Местоимения”».

Опрос учащихся.

-Итак, вспомним, что же такое местоимение?

Местоимение – это часть речи, которая указывает на предметы, признаки и количества, но не называет их.

-Так чем же местоимение отличается от существительного, прилагательного, числительного?

Оно отличается именно тем, что оно не называет, но указывает.

-Приведите, пожалуйста, примеры.

Мальчик – он, три – сколько, красный – какой.

-Какие местоимения не склоняются?

Некто, каков, таков.

-У каких местоимений нет именительного падежа?

У возвратного местоимения «себя».

-Объясните разницу в значении местоимения его (подвиг) и его (похвалили).

Подвиг чей? – его (притяжательное местоимение). Похвалили кого? – его (личное местоимение).

-Какие местоимения пишутся через дефис?

Неопределенные, с суффиксами –то, –либо, -нибудь и приставкой кое- (кто-то, где-нибудь,что-либо, кое-как)

-Назовите правило правописания неопределенных местоимений некто, нечто, несколько, некоторый.

В данных местоимениях приставка не всегда находится под ударением и пишется слитно.

-Когда пишется ни в отрицательных местоимениях? Когда пишется не?

Ни – без ударения, не – под ударением (никто, нечего).

-В каких случаях ни и не в отрицательных местоимениях пишутся раздельно?

Они пишутся раздельно тогда, когда они отделяются в местоимениях предлогов (ни у кого, не с кем).

IV.Обобщение и систематизация полученных знаний.

Молодцы, ребята, вы справились с заданием. Теперь мы посмотрим на доску, где вы видите таблицу «Разряды местоимений». Колонка с примерами закрыта. Вам необходимо перечертить эту таблицу в тетрадь. Далее я буду читать вам предложения, из которых вы должны будете выписывать местоимения в колонку с нужным разрядом. Потом мы откроем вторую половину таблицы и дополним ваши таблицы недостающими примерами.

                     Разряд

                     Пример

Личные

Возвратное

Вопросительные

Относительные

Неопределенные

Отрицательные

Притяжательные

Указательные

Определительные

1) Тот куст, да не та ягодка. (Поговорка)

Тот, та – указательные местоимения;

2) Я, ты, он, она, вместе - целая страна! (Р. Рождественский)

Я, ты, он, она - личные местоимения;

3) Счастие или грусть – ничего не знать наизусть. (М. Цветаева)

Ничего – отрицательное местоимение;

4) И тополя уходят, но свет их озерный светел. (Ф. Г. Лорка)

Свет чей? – их (притяжательное местоимение);

5) Он уважать себя заставил И лучше выдумать не мог. (А.С. Пушкин)

Себя – возвратное местоимение.

6) Свет решил, что он умен и очень мил. (А.С. Пушкин)

Что – относительное местоимение, так как соединяет два простых предложения в составе сложного.

7) Что происходит на свете?— А просто зима. (Ю. Левитанский)

Что – вопросительное местоимение, так как в данном предложении оно служит выражению вопроса.

8) Всякому зерну своя борозда (Пословица).

Всякий – определительное местоимение, своя – притяжательное.

9) Недвижный кто-то, черный кто-то Людей считает в тишине.(А. Блок)

Кто-то – неопределенное.

-Молодцы, ребята. Теперь давайте посмотрим на 2 колонку нашей таблицы. Выпишите себе те местоимения, которых нет у вас в тетрадях.

Работа у доски по индивидуальной карточке.

-Спишите, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки.

(Ко)мне, (около)нас, (у)них, (не)который, что(нибудь), (кое)кто, какой(либо),вернуться (н…)(с)(чем), (н…)кому (не)доверять, (н…)(с)чьей стороны, (н…)(у)кого спросить.

В это время весь класс получает листы с текстом.

-Ребята, сейчас мы с вами прочитаем отрывок из замечательного произведения Юрия Олеши «Три толстяка» и выполним интересные задания.

Задание:

Найдите в тексте местоимения, подчеркните их как члены предложения. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.

Тибул залез на кольцо, окружавшее ф…нарь. «Н…чего! – кричали гвардейцы. – Он пойдет по другой проволоке, там мы и снимем его!» Тут произошло такое, чего (н…)кто (не)ожидал. Полосатая фигурка пр…села на железном кольце, пов…рнула какой(то) рычаг, что(то) щ…лкнуло, звякнуло, и ф…нарь потух. (Н…)кто (не)успел сказать ни слова. А в следующ…ю м..нуту все громко закр…чали, что(то) стукнуло и зазв…нело. (Ю. Олеша)

-Ребята комментированно записывают текст, объясняют орфограммы, называют местоимения.

Окончательный вариант текста:

Тибул залез на кольцо, окружавшее фонарь. «Ничего! – кричали гвардейцы. – Он пойдет по другой проволоке, там мы и снимем его!» Тут произошло такое, чего никто не ожидал. Полосатая фигурка присела на железном кольце, повернула какой-то рычаг, что-то щелкнуло, звякнуло, и фонарь потух. Никто не успел сказать ни слова. А в следующую минуту все громко закричали, что-то стукнуло и зазвенело.

-После текста учитель обращает внимание детей на доску.

Правильный вариант:

Ко мне, около нас, у них, некоторый, что-нибудь, кое-кто, какой-либо, вернуться ни с чем, никому не доверять, ни с чьей стороны, не у кого спросить.

-Ученик объясняет орфограммы, учитель благодарит, ученик садится на место.

-Учитель предлагает ребятам составить по предложению с одним из местоимений и разобрать данное местоимение как часть речи.

-Ребята, давайте вспомним план морфологического разбора, прежде чем мы начнем работать.

Ученик читает план вслух:

I. Часть речи. Общее значение.

II. Морфоогические признаки.

1. Начальная форма (именительный падеж единственного числа).

2. Постоянные признаки: а) разряд, б) лицо (у личных местоимений).

3. Непостоянные признаки: а) падеж, б) число (если есть), в) род (если есть).

III. Синтаксическая роль.

-А теперь давайте перейдем к нашему заданию.

 Примерный ответ:

Около нас сидела женщина с томиком Пушкина в руках.

(Около) нас – мест., указывает на предмет.

I. Сидела (около кого?) около нас. Н. ф. – мы.

II. Пост. – личное, 1 лицо; непост. – в Род. п., в мн. ч.

III. Где? Около кого? Около нас (сидела).

-Спасибо, ребята. Теперь мы с вами будем отгадывать загадки. Будьте внимательны.

1) В каком местоимении два звука, но одна буква?

2) Какие два личных местоимения мешают движению по дорогам?

3) Сколько личных местоимений в слове семья?

4) Первый слог- личное местоимение, второй –звук, который издает лягушка. Вместе –овощ.

5) Когда руки бывают тремя местоимениями?

6) Какое местоимение требует чистоты?

Ответы:

1) В местоимении «я» - [йа];

2) Я-мы;

3) Семь «я»;

4) Ты-ква;

5) Когда руки вы-мы-ты;

6) Мой.

V.Домашнее задание

Упр 216, стр 156. Выпишите все местоимения, произведите морфологический разбор 4 местоимений.

VI. Подведение итогов урока.

-Сегодня на уроке мы с вами повторили, что такое местоимение. Давайте проговорим все, что было сказано на уроке.

Ответы учащихся:

-Сегодня на уроке мы вспомнили, что такое местоимение, на какие разряды оно делится, повторили морфологический разбор, потренировались на конкретных примерах.

Выставление оценок.

Наш урок подошел к концу. До свидания!

Индивидуальная карточка.

Спишите, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки.

(Ко)мне, (около)нас, (у)них, (не)который, что(нибудь), (кое)кто, какой(либо),вернуться (н…)(с)(чем), (н…)кому (не)доверять, (н…)(с)чьей стороны, (н…)(у)кого спросить.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

6100. Правовое отношение: понятие и признаки 24.39 KB
  Правовое отношение: понятие и признаки Правовое отношение - это такое общественное отношение, в котором стороны связаны между собой взаимными юридическими правами и обязанностями, охраняемыми государством. Правоотношение есть та мера внешней св...
6101. План-конспект внеклассного мероприятия 27 KB
  План-конспект внеклассного мероприятия Внеклассное мероприятие - это особый вид деятельности, отличающийся от урока. Внеклассные мероприятия - это события, ситуации, ситуации в коллективе, организуемые преподавателем или кем-нибудь другим...
6102. Основы межкультурной коммуникации 26.29 KB
  Основы межкультурной коммуникации Межкультурное общение в современном мире Сегодня становится все более очевидным, что человечество развивается по пути расширения взаимосвязи и взаимозависимости различных стран, народов и их культур. Этот проц...
6103. Предмет, метод і система адміністративного права 24.66 KB
  Предмет, метод і система адміністративного права 1. Адміністративне право України як галузь права Адміністративне право - це галузь права (сукупність правових норм), що регулює з метою реалізації завдань і функцій держави суспільні відносини управлі...
6104. Еволюція світової валютної системи 25.58 KB
  Еволюція світової валютної системи 1 Світова валютна система. Золотий та золотодевізний стандарт 2. Бреттон-Вудська валютна система 3. Ямайська валютна система Конкретною формою організації валютних відносин є світова валютна система (СВС). Вона явл...
6105. Становление и развитие оториноларингологии 27.5 KB
  Становление и развитие оториноларингологии Оториноларингология - это наука, занимающаяся изучением заболеваний органов: уха (otos), горла (laringos), носа (rhinos). Накоплением знаний о строении и функциях, методах исследования и заболеваниях у...
6106. Самоанализ внеклассного мероприятия 26.09 KB
  Самоанализ внеклассного мероприятия 18 апреля 2012 года нами было проведено внеклассное мероприятие в 6 А и Б классах Гимназии №76. Тема внеклассного мероприятия Welcome to the Knowledge Land является очень актуальной, так как все темы, св...
6107. Технологія гостинності 28.7 KB
  Технологія гостинності План Поняття технології гостинності. Терміни та визначення. Модель гостинності. Чинники, що впливають на середовище гостинності. Уніфіковані технології готельних послуг.(С.Р.) Поняття технології гости...
6108. Відповідальність працівників за порушення норм і правил з охорони праці 29.5 KB
  Відповідальність працівників за порушення норм і правил з охорони праці Види відповідальності: Дисциплінарна відповідальність включає догану або звільнення з роботи. Притягнути до відповідальності має право особа...