58617
Повторение по теме «Местоимения»
Конспект урока
Педагогика и дидактика
Итак вспомним что же такое местоимение Местоимение - это часть речи которая указывает на предметы признаки и количества но не называет их. Так чем же местоимение отличается от существительного прилагательного числительного...
Русский
2014-04-28
56.5 KB
5 чел.
Урок по русскому языку
Тема урока: «Повторение по теме «Местоимения»»
Цели: -повторить пройденный материал по теме «Местоимения»;
-развить навыки систематизации и навыки мышления учащихся;
-привить уважительное отношение учащихся к родному языку.
Оборудование: доска, мел, тряпка, таблица «Разряды местоимений», карточка с индивидуальным заданием.
Основные методы и приемы: слово учителя, беседа, наблюдение и анализ, самостоятельная работа, запоминание, сравнение.
Ход урока:
I.Организационный момент.
Учитель проверяет готовность учащихся к уроку, наличие тетради, учебника.
II.Проверка домашнего задания.(словарный диктант)
-Сейчас мы с вами поработаем немного с лексикой. Напишем небольшую проверочную работу. На листочках, которые я вам раздам, напишите свои фамилии и имена, не забудьте. Откройте словарики. Даю полминутки на повторение. Закрываем и приступаем:
Орнамент, бассейн, типография, биография, иллюстрация, инструмент, коллекция, заглавие, подзаголовок, центнер, двести, триста, четыреста, девяносто, гараж, одиннадцать, километр, экземпляр, искусный, искусство, миллион, миллиард,
Немного времени даю на проверку. Пробегите глазами свои работы, проверьте внимательно. Все слова вам уже хорошо знакомы.
III.Сообщение темы урока.
Откройте, пожалуйста, тетради, запишите сегодняшнее число. Классная работа. Тема урока: «Повторение по теме “Местоимения”».
Опрос учащихся.
-Итак, вспомним, что же такое местоимение?
Местоимение это часть речи, которая указывает на предметы, признаки и количества, но не называет их.
-Так чем же местоимение отличается от существительного, прилагательного, числительного?
Оно отличается именно тем, что оно не называет, но указывает.
-Приведите, пожалуйста, примеры.
Мальчик он, три сколько, красный какой.
-Какие местоимения не склоняются?
Некто, каков, таков.
-У каких местоимений нет именительного падежа?
У возвратного местоимения «себя».
-Объясните разницу в значении местоимения его (подвиг) и его (похвалили).
Подвиг чей? его (притяжательное местоимение). Похвалили кого? его (личное местоимение).
-Какие местоимения пишутся через дефис?
Неопределенные, с суффиксами то, либо, -нибудь и приставкой кое- (кто-то, где-нибудь,что-либо, кое-как)
-Назовите правило правописания неопределенных местоимений некто, нечто, несколько, некоторый.
В данных местоимениях приставка не всегда находится под ударением и пишется слитно.
-Когда пишется ни в отрицательных местоимениях? Когда пишется не?
Ни без ударения, не под ударением (никто, нечего).
-В каких случаях ни и не в отрицательных местоимениях пишутся раздельно?
Они пишутся раздельно тогда, когда они отделяются в местоимениях предлогов (ни у кого, не с кем).
IV.Обобщение и систематизация полученных знаний.
Молодцы, ребята, вы справились с заданием. Теперь мы посмотрим на доску, где вы видите таблицу «Разряды местоимений». Колонка с примерами закрыта. Вам необходимо перечертить эту таблицу в тетрадь. Далее я буду читать вам предложения, из которых вы должны будете выписывать местоимения в колонку с нужным разрядом. Потом мы откроем вторую половину таблицы и дополним ваши таблицы недостающими примерами.
Разряд |
Пример |
Личные |
|
Возвратное |
|
Вопросительные |
|
Относительные |
|
Неопределенные |
|
Отрицательные |
|
Притяжательные |
|
Указательные |
|
Определительные |
1) Тот куст, да не та ягодка. (Поговорка)
Тот, та указательные местоимения;
2) Я, ты, он, она, вместе - целая страна! (Р. Рождественский)
Я, ты, он, она - личные местоимения;
3) Счастие или грусть ничего не знать наизусть. (М. Цветаева)
Ничего отрицательное местоимение;
4) И тополя уходят, но свет их озерный светел. (Ф. Г. Лорка)
Свет чей? их (притяжательное местоимение);
5) Он уважать себя заставил И лучше выдумать не мог. (А.С. Пушкин)
Себя возвратное местоимение.
6) Свет решил, что он умен и очень мил. (А.С. Пушкин)
Что относительное местоимение, так как соединяет два простых предложения в составе сложного.
7) Что происходит на свете? А просто зима. (Ю. Левитанский)
Что вопросительное местоимение, так как в данном предложении оно служит выражению вопроса.
8) Всякому зерну своя борозда (Пословица).
Всякий определительное местоимение, своя притяжательное.
9) Недвижный кто-то, черный кто-то Людей считает в тишине.(А. Блок)
Кто-то неопределенное.
-Молодцы, ребята. Теперь давайте посмотрим на 2 колонку нашей таблицы. Выпишите себе те местоимения, которых нет у вас в тетрадях.
Работа у доски по индивидуальной карточке.
-Спишите, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки.
(Ко)мне, (около)нас, (у)них, (не)который, что(нибудь), (кое)кто, какой(либо),вернуться (н…)(с)(чем), (н…)кому (не)доверять, (н…)(с)чьей стороны, (н…)(у)кого спросить.
В это время весь класс получает листы с текстом.
-Ребята, сейчас мы с вами прочитаем отрывок из замечательного произведения Юрия Олеши «Три толстяка» и выполним интересные задания.
Задание:
Найдите в тексте местоимения, подчеркните их как члены предложения. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.
Тибул залез на кольцо, окружавшее ф…нарь. «Н…чего! кричали гвардейцы. Он пойдет по другой проволоке, там мы и снимем его!» Тут произошло такое, чего (н…)кто (не)ожидал. Полосатая фигурка пр…села на железном кольце, пов…рнула какой(то) рычаг, что(то) щ…лкнуло, звякнуло, и ф…нарь потух. (Н…)кто (не)успел сказать ни слова. А в следующ…ю м..нуту все громко закр…чали, что(то) стукнуло и зазв…нело. (Ю. Олеша)
-Ребята комментированно записывают текст, объясняют орфограммы, называют местоимения.
Окончательный вариант текста:
Тибул залез на кольцо, окружавшее фонарь. «Ничего! кричали гвардейцы. Он пойдет по другой проволоке, там мы и снимем его!» Тут произошло такое, чего никто не ожидал. Полосатая фигурка присела на железном кольце, повернула какой-то рычаг, что-то щелкнуло, звякнуло, и фонарь потух. Никто не успел сказать ни слова. А в следующую минуту все громко закричали, что-то стукнуло и зазвенело.
-После текста учитель обращает внимание детей на доску.
Правильный вариант:
Ко мне, около нас, у них, некоторый, что-нибудь, кое-кто, какой-либо, вернуться ни с чем, никому не доверять, ни с чьей стороны, не у кого спросить.
-Ученик объясняет орфограммы, учитель благодарит, ученик садится на место.
-Учитель предлагает ребятам составить по предложению с одним из местоимений и разобрать данное местоимение как часть речи.
-Ребята, давайте вспомним план морфологического разбора, прежде чем мы начнем работать.
Ученик читает план вслух:
I. Часть речи. Общее значение.
II. Морфоогические признаки.
1. Начальная форма (именительный падеж единственного числа).
2. Постоянные признаки: а) разряд, б) лицо (у личных местоимений).
3. Непостоянные признаки: а) падеж, б) число (если есть), в) род (если есть).
III. Синтаксическая роль.
-А теперь давайте перейдем к нашему заданию.
Примерный ответ:
Около нас сидела женщина с томиком Пушкина в руках.
(Около) нас мест., указывает на предмет.
I. Сидела (около кого?) около нас. Н. ф. мы.
II. Пост. личное, 1 лицо; непост. в Род. п., в мн. ч.
III. Где? Около кого? Около нас (сидела).
-Спасибо, ребята. Теперь мы с вами будем отгадывать загадки. Будьте внимательны.
1) В каком местоимении два звука, но одна буква?
2) Какие два личных местоимения мешают движению по дорогам?
3) Сколько личных местоимений в слове семья?
4) Первый слог- личное местоимение, второй звук, который издает лягушка. Вместе овощ.
5) Когда руки бывают тремя местоимениями?
6) Какое местоимение требует чистоты?
Ответы:
1) В местоимении «я» - [йа];
2) Я-мы;
3) Семь «я»;
4) Ты-ква;
5) Когда руки вы-мы-ты;
6) Мой.
V.Домашнее задание
Упр 216, стр 156. Выпишите все местоимения, произведите морфологический разбор 4 местоимений.
VI. Подведение итогов урока.
-Сегодня на уроке мы с вами повторили, что такое местоимение. Давайте проговорим все, что было сказано на уроке.
Ответы учащихся:
-Сегодня на уроке мы вспомнили, что такое местоимение, на какие разряды оно делится, повторили морфологический разбор, потренировались на конкретных примерах.
Выставление оценок.
Наш урок подошел к концу. До свидания!
Индивидуальная карточка.
Спишите, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки.
(Ко)мне, (около)нас, (у)них, (не)который, что(нибудь), (кое)кто, какой(либо),вернуться (н…)(с)(чем), (н…)кому (не)доверять, (н…)(с)чьей стороны, (н…)(у)кого спросить.
А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать | |||
60451. | Орієнтація на творчу реалізацію особистості методом проектів | 81.5 KB | |
Усе своє життя ми відшуковуємо та накопичуємо знання піднімаємо свій освітній рівень. При цьому знання це не тільки те що дають нам книги телебачення школа а й те що ми отримуємо та використовуємо у процесі праці та спілкування з людьми накопичуючи життєвий досвід. | |||
60454. | Writing Esseys | 81.5 KB | |
I think that writing can be a challenge for most of the students. I don’t find it is an easy process. Even though I myself enjoy writing as it is a way to make connections with the world outside. | |||