58617

Повторение по теме «Местоимения»

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Итак вспомним что же такое местоимение Местоимение - это часть речи которая указывает на предметы признаки и количества но не называет их. Так чем же местоимение отличается от существительного прилагательного числительного...

Русский

2014-04-28

56.5 KB

5 чел.

                                                                                       Урок по русскому языку

Тема урока: «Повторение по теме «Местоимения»»

Цели: -повторить пройденный материал по теме «Местоимения»;

           -развить навыки систематизации и навыки мышления учащихся;

           -привить уважительное отношение учащихся к родному языку.

Оборудование: доска, мел, тряпка, таблица «Разряды местоимений», карточка с индивидуальным заданием.

Основные методы и приемы: слово учителя, беседа, наблюдение и анализ, самостоятельная работа, запоминание, сравнение.

                                        Ход урока:

I.Организационный момент.

Учитель проверяет готовность учащихся к уроку, наличие тетради, учебника.

II.Проверка домашнего задания.(словарный диктант)

-Сейчас мы с вами поработаем немного с лексикой. Напишем небольшую проверочную работу. На листочках, которые я вам раздам, напишите свои фамилии и имена, не забудьте. Откройте словарики. Даю полминутки на повторение. Закрываем и приступаем:

Орнамент, бассейн, типография, биография, иллюстрация, инструмент, коллекция, заглавие, подзаголовок, центнер, двести, триста, четыреста, девяносто, гараж, одиннадцать, километр, экземпляр, искусный, искусство, миллион, миллиард,

Немного времени даю на проверку. Пробегите глазами свои работы, проверьте внимательно. Все слова вам уже хорошо знакомы.

III.Сообщение темы урока.

Откройте, пожалуйста, тетради, запишите сегодняшнее число. Классная работа. Тема урока: «Повторение по теме “Местоимения”».

Опрос учащихся.

-Итак, вспомним, что же такое местоимение?

Местоимение – это часть речи, которая указывает на предметы, признаки и количества, но не называет их.

-Так чем же местоимение отличается от существительного, прилагательного, числительного?

Оно отличается именно тем, что оно не называет, но указывает.

-Приведите, пожалуйста, примеры.

Мальчик – он, три – сколько, красный – какой.

-Какие местоимения не склоняются?

Некто, каков, таков.

-У каких местоимений нет именительного падежа?

У возвратного местоимения «себя».

-Объясните разницу в значении местоимения его (подвиг) и его (похвалили).

Подвиг чей? – его (притяжательное местоимение). Похвалили кого? – его (личное местоимение).

-Какие местоимения пишутся через дефис?

Неопределенные, с суффиксами –то, –либо, -нибудь и приставкой кое- (кто-то, где-нибудь,что-либо, кое-как)

-Назовите правило правописания неопределенных местоимений некто, нечто, несколько, некоторый.

В данных местоимениях приставка не всегда находится под ударением и пишется слитно.

-Когда пишется ни в отрицательных местоимениях? Когда пишется не?

Ни – без ударения, не – под ударением (никто, нечего).

-В каких случаях ни и не в отрицательных местоимениях пишутся раздельно?

Они пишутся раздельно тогда, когда они отделяются в местоимениях предлогов (ни у кого, не с кем).

IV.Обобщение и систематизация полученных знаний.

Молодцы, ребята, вы справились с заданием. Теперь мы посмотрим на доску, где вы видите таблицу «Разряды местоимений». Колонка с примерами закрыта. Вам необходимо перечертить эту таблицу в тетрадь. Далее я буду читать вам предложения, из которых вы должны будете выписывать местоимения в колонку с нужным разрядом. Потом мы откроем вторую половину таблицы и дополним ваши таблицы недостающими примерами.

                     Разряд

                     Пример

Личные

Возвратное

Вопросительные

Относительные

Неопределенные

Отрицательные

Притяжательные

Указательные

Определительные

1) Тот куст, да не та ягодка. (Поговорка)

Тот, та – указательные местоимения;

2) Я, ты, он, она, вместе - целая страна! (Р. Рождественский)

Я, ты, он, она - личные местоимения;

3) Счастие или грусть – ничего не знать наизусть. (М. Цветаева)

Ничего – отрицательное местоимение;

4) И тополя уходят, но свет их озерный светел. (Ф. Г. Лорка)

Свет чей? – их (притяжательное местоимение);

5) Он уважать себя заставил И лучше выдумать не мог. (А.С. Пушкин)

Себя – возвратное местоимение.

6) Свет решил, что он умен и очень мил. (А.С. Пушкин)

Что – относительное местоимение, так как соединяет два простых предложения в составе сложного.

7) Что происходит на свете?— А просто зима. (Ю. Левитанский)

Что – вопросительное местоимение, так как в данном предложении оно служит выражению вопроса.

8) Всякому зерну своя борозда (Пословица).

Всякий – определительное местоимение, своя – притяжательное.

9) Недвижный кто-то, черный кто-то Людей считает в тишине.(А. Блок)

Кто-то – неопределенное.

-Молодцы, ребята. Теперь давайте посмотрим на 2 колонку нашей таблицы. Выпишите себе те местоимения, которых нет у вас в тетрадях.

Работа у доски по индивидуальной карточке.

-Спишите, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки.

(Ко)мне, (около)нас, (у)них, (не)который, что(нибудь), (кое)кто, какой(либо),вернуться (н…)(с)(чем), (н…)кому (не)доверять, (н…)(с)чьей стороны, (н…)(у)кого спросить.

В это время весь класс получает листы с текстом.

-Ребята, сейчас мы с вами прочитаем отрывок из замечательного произведения Юрия Олеши «Три толстяка» и выполним интересные задания.

Задание:

Найдите в тексте местоимения, подчеркните их как члены предложения. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.

Тибул залез на кольцо, окружавшее ф…нарь. «Н…чего! – кричали гвардейцы. – Он пойдет по другой проволоке, там мы и снимем его!» Тут произошло такое, чего (н…)кто (не)ожидал. Полосатая фигурка пр…села на железном кольце, пов…рнула какой(то) рычаг, что(то) щ…лкнуло, звякнуло, и ф…нарь потух. (Н…)кто (не)успел сказать ни слова. А в следующ…ю м..нуту все громко закр…чали, что(то) стукнуло и зазв…нело. (Ю. Олеша)

-Ребята комментированно записывают текст, объясняют орфограммы, называют местоимения.

Окончательный вариант текста:

Тибул залез на кольцо, окружавшее фонарь. «Ничего! – кричали гвардейцы. – Он пойдет по другой проволоке, там мы и снимем его!» Тут произошло такое, чего никто не ожидал. Полосатая фигурка присела на железном кольце, повернула какой-то рычаг, что-то щелкнуло, звякнуло, и фонарь потух. Никто не успел сказать ни слова. А в следующую минуту все громко закричали, что-то стукнуло и зазвенело.

-После текста учитель обращает внимание детей на доску.

Правильный вариант:

Ко мне, около нас, у них, некоторый, что-нибудь, кое-кто, какой-либо, вернуться ни с чем, никому не доверять, ни с чьей стороны, не у кого спросить.

-Ученик объясняет орфограммы, учитель благодарит, ученик садится на место.

-Учитель предлагает ребятам составить по предложению с одним из местоимений и разобрать данное местоимение как часть речи.

-Ребята, давайте вспомним план морфологического разбора, прежде чем мы начнем работать.

Ученик читает план вслух:

I. Часть речи. Общее значение.

II. Морфоогические признаки.

1. Начальная форма (именительный падеж единственного числа).

2. Постоянные признаки: а) разряд, б) лицо (у личных местоимений).

3. Непостоянные признаки: а) падеж, б) число (если есть), в) род (если есть).

III. Синтаксическая роль.

-А теперь давайте перейдем к нашему заданию.

 Примерный ответ:

Около нас сидела женщина с томиком Пушкина в руках.

(Около) нас – мест., указывает на предмет.

I. Сидела (около кого?) около нас. Н. ф. – мы.

II. Пост. – личное, 1 лицо; непост. – в Род. п., в мн. ч.

III. Где? Около кого? Около нас (сидела).

-Спасибо, ребята. Теперь мы с вами будем отгадывать загадки. Будьте внимательны.

1) В каком местоимении два звука, но одна буква?

2) Какие два личных местоимения мешают движению по дорогам?

3) Сколько личных местоимений в слове семья?

4) Первый слог- личное местоимение, второй –звук, который издает лягушка. Вместе –овощ.

5) Когда руки бывают тремя местоимениями?

6) Какое местоимение требует чистоты?

Ответы:

1) В местоимении «я» - [йа];

2) Я-мы;

3) Семь «я»;

4) Ты-ква;

5) Когда руки вы-мы-ты;

6) Мой.

V.Домашнее задание

Упр 216, стр 156. Выпишите все местоимения, произведите морфологический разбор 4 местоимений.

VI. Подведение итогов урока.

-Сегодня на уроке мы с вами повторили, что такое местоимение. Давайте проговорим все, что было сказано на уроке.

Ответы учащихся:

-Сегодня на уроке мы вспомнили, что такое местоимение, на какие разряды оно делится, повторили морфологический разбор, потренировались на конкретных примерах.

Выставление оценок.

Наш урок подошел к концу. До свидания!

Индивидуальная карточка.

Спишите, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки.

(Ко)мне, (около)нас, (у)них, (не)который, что(нибудь), (кое)кто, какой(либо),вернуться (н…)(с)(чем), (н…)кому (не)доверять, (н…)(с)чьей стороны, (н…)(у)кого спросить.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

46259. Парадигма ООП. Классы и объекты. Области видимости. Конструкторы. Деструкторы 13.32 KB
  Наследование позволяет создавать иерархию объектов, в которой объекты-потомки наследуют все свойства своих предков. Свойства при наследовании повторно не описываются. Кроме унаследованных, потомок обладает собственными свойствами
46260. Noun. The category of case 13.31 KB
  The ctegory of cse Cse is morphologicl ctegory of noun showing its reltions to other objects or phenomen mnifested in the noun declension. There re four theories concerning the cse system of English. The first is the ‘limited cse theory nd recognizes the system of two cses the common nonmrked member of the opposition nd possessive or genitive cse expressed by the suffix ‘s [s z iz]. The genitive cse of the bulk of the plurl nouns is expressed only by the grphic sign of the postrophe phoneticlly unexpressed.
46261. Значения параметров по умолчанию. Перегрузка функций и операторов. Дружественные функции 13.3 KB
  Дружественная функция объявляется внутри класса, к элементам которого ей нужен доступ, с ключевым словом friend. Дружественная функция может быть обычной функцией или методом другого ранее определенного класса.
46262. Правовая охрана изобретений, полезных моделей и промышленных образцов 13.27 KB
  Патент удостоверяет приоритет авторство изобретения полезной модели или промышленного образца и исключительное право на их использование.В отличие от функций патента срок его действия различается в зависимости от вида объекта промышленной собственности. Так патент на изобретение действует в течение двадцати лет считая с даты поступления заявки в Патентное ведомство.
46263. А.В. Запорожец «Основные проблемы онтогенеза психики» 13.19 KB
  Психологии сложная динамическая система взаимосвязанных процессов и явлений отдельные процессы развиваются не самостоятельно а в системе. психологии направлены на констатацию происходящих в психике возрастных изменений на изучение причин и законов на установление зависимости изменений от условий жизни ребенка. психологии наблюдение беседы сбор и анализ продуктов деятти разные виды эксперимента.
46264. Сбор и обработка статистической информации для расчета показателей надежности 13.19 KB
  Для буровых и нефтегазопромысловых машин очень характерно рассеивание хначений показателей надежности. Наряду с особенностями конструкции машин технологии их изготовления большое влияние на разброс показателей надежности оказывают условия эксплуатации техники. Учитывая рассеивание информации о надежности следует установить необходимое количество машин над которыми нужно взять наблюдение как при сборе сведений при эксплуатации оборудования в реальных условиях так и при проведении специальных исследований.
46265. Основные принципы генетического исследования психического развития 13.17 KB
  Основные принципы генетического исследования психического развития. Понятия условий источников и движущих сил психического развития. Генетическая психология интересуется проблемами возникновения и развития психических процессов. Применяемый нами метод писал он может быть методом экспериментально генетическим в том смысле что он искусственно вызывает и создает генетический процесс психического развитияЗадача сводится к тому чтобы экспериментально представить всякую высшую форму поведения не как вещь а как процесс взять ее в...
46266. Выбoр рaциoнaльнoгo спoсoбa вoсстaнoвления детaлей 13.17 KB
  При выборе способа восстановления необходимо учитывать конструктивные особенности детали условия ее работы величину и характер износа материал и термическую обработку размеры восстанавливаемой поверхности технологические возможности ремонтного предприятия надежность работы детали после восстановления затраты на восстановление и т. Определив приемлемые способы ремонта необходимо подробно разработать технологию восстановления детали и определить затраты на восстановление по каждому технологическому процессу. Для того чтобы решить вопрос...
46267. Понятие стадий развития в концепции Пиаже 13.15 KB
  Понятие стадий развития в концепции Пиаже Стадии это ступени или уровни развития последовательно сменяющие друг друга причем на каждом уровне достигается относительно стабильное равновесие. Пиаже не раз пытался представить интеллектуальное развитие ребенка как последовательность стадий.Процесс развития интеллекта согласно Пиаже состоит из трех больших периодов в течение которых происходит зарождение и становление трех основных структур. Развитие по Пиаже это переход от низшей стадии к высшей.