58617

Повторение по теме «Местоимения»

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Итак вспомним что же такое местоимение Местоимение –- это часть речи которая указывает на предметы признаки и количества но не называет их. Так чем же местоимение отличается от существительного прилагательного числительного...

Русский

2014-04-28

56.5 KB

4 чел.

                                                                                       Урок по русскому языку

Тема урока: «Повторение по теме «Местоимения»»

Цели: -повторить пройденный материал по теме «Местоимения»;

           -развить навыки систематизации и навыки мышления учащихся;

           -привить уважительное отношение учащихся к родному языку.

Оборудование: доска, мел, тряпка, таблица «Разряды местоимений», карточка с индивидуальным заданием.

Основные методы и приемы: слово учителя, беседа, наблюдение и анализ, самостоятельная работа, запоминание, сравнение.

                                        Ход урока:

I.Организационный момент.

Учитель проверяет готовность учащихся к уроку, наличие тетради, учебника.

II.Проверка домашнего задания.(словарный диктант)

-Сейчас мы с вами поработаем немного с лексикой. Напишем небольшую проверочную работу. На листочках, которые я вам раздам, напишите свои фамилии и имена, не забудьте. Откройте словарики. Даю полминутки на повторение. Закрываем и приступаем:

Орнамент, бассейн, типография, биография, иллюстрация, инструмент, коллекция, заглавие, подзаголовок, центнер, двести, триста, четыреста, девяносто, гараж, одиннадцать, километр, экземпляр, искусный, искусство, миллион, миллиард,

Немного времени даю на проверку. Пробегите глазами свои работы, проверьте внимательно. Все слова вам уже хорошо знакомы.

III.Сообщение темы урока.

Откройте, пожалуйста, тетради, запишите сегодняшнее число. Классная работа. Тема урока: «Повторение по теме “Местоимения”».

Опрос учащихся.

-Итак, вспомним, что же такое местоимение?

Местоимение – это часть речи, которая указывает на предметы, признаки и количества, но не называет их.

-Так чем же местоимение отличается от существительного, прилагательного, числительного?

Оно отличается именно тем, что оно не называет, но указывает.

-Приведите, пожалуйста, примеры.

Мальчик – он, три – сколько, красный – какой.

-Какие местоимения не склоняются?

Некто, каков, таков.

-У каких местоимений нет именительного падежа?

У возвратного местоимения «себя».

-Объясните разницу в значении местоимения его (подвиг) и его (похвалили).

Подвиг чей? – его (притяжательное местоимение). Похвалили кого? – его (личное местоимение).

-Какие местоимения пишутся через дефис?

Неопределенные, с суффиксами –то, –либо, -нибудь и приставкой кое- (кто-то, где-нибудь,что-либо, кое-как)

-Назовите правило правописания неопределенных местоимений некто, нечто, несколько, некоторый.

В данных местоимениях приставка не всегда находится под ударением и пишется слитно.

-Когда пишется ни в отрицательных местоимениях? Когда пишется не?

Ни – без ударения, не – под ударением (никто, нечего).

-В каких случаях ни и не в отрицательных местоимениях пишутся раздельно?

Они пишутся раздельно тогда, когда они отделяются в местоимениях предлогов (ни у кого, не с кем).

IV.Обобщение и систематизация полученных знаний.

Молодцы, ребята, вы справились с заданием. Теперь мы посмотрим на доску, где вы видите таблицу «Разряды местоимений». Колонка с примерами закрыта. Вам необходимо перечертить эту таблицу в тетрадь. Далее я буду читать вам предложения, из которых вы должны будете выписывать местоимения в колонку с нужным разрядом. Потом мы откроем вторую половину таблицы и дополним ваши таблицы недостающими примерами.

                     Разряд

                     Пример

Личные

Возвратное

Вопросительные

Относительные

Неопределенные

Отрицательные

Притяжательные

Указательные

Определительные

1) Тот куст, да не та ягодка. (Поговорка)

Тот, та – указательные местоимения;

2) Я, ты, он, она, вместе - целая страна! (Р. Рождественский)

Я, ты, он, она - личные местоимения;

3) Счастие или грусть – ничего не знать наизусть. (М. Цветаева)

Ничего – отрицательное местоимение;

4) И тополя уходят, но свет их озерный светел. (Ф. Г. Лорка)

Свет чей? – их (притяжательное местоимение);

5) Он уважать себя заставил И лучше выдумать не мог. (А.С. Пушкин)

Себя – возвратное местоимение.

6) Свет решил, что он умен и очень мил. (А.С. Пушкин)

Что – относительное местоимение, так как соединяет два простых предложения в составе сложного.

7) Что происходит на свете?— А просто зима. (Ю. Левитанский)

Что – вопросительное местоимение, так как в данном предложении оно служит выражению вопроса.

8) Всякому зерну своя борозда (Пословица).

Всякий – определительное местоимение, своя – притяжательное.

9) Недвижный кто-то, черный кто-то Людей считает в тишине.(А. Блок)

Кто-то – неопределенное.

-Молодцы, ребята. Теперь давайте посмотрим на 2 колонку нашей таблицы. Выпишите себе те местоимения, которых нет у вас в тетрадях.

Работа у доски по индивидуальной карточке.

-Спишите, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки.

(Ко)мне, (около)нас, (у)них, (не)который, что(нибудь), (кое)кто, какой(либо),вернуться (н…)(с)(чем), (н…)кому (не)доверять, (н…)(с)чьей стороны, (н…)(у)кого спросить.

В это время весь класс получает листы с текстом.

-Ребята, сейчас мы с вами прочитаем отрывок из замечательного произведения Юрия Олеши «Три толстяка» и выполним интересные задания.

Задание:

Найдите в тексте местоимения, подчеркните их как члены предложения. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.

Тибул залез на кольцо, окружавшее ф…нарь. «Н…чего! – кричали гвардейцы. – Он пойдет по другой проволоке, там мы и снимем его!» Тут произошло такое, чего (н…)кто (не)ожидал. Полосатая фигурка пр…села на железном кольце, пов…рнула какой(то) рычаг, что(то) щ…лкнуло, звякнуло, и ф…нарь потух. (Н…)кто (не)успел сказать ни слова. А в следующ…ю м..нуту все громко закр…чали, что(то) стукнуло и зазв…нело. (Ю. Олеша)

-Ребята комментированно записывают текст, объясняют орфограммы, называют местоимения.

Окончательный вариант текста:

Тибул залез на кольцо, окружавшее фонарь. «Ничего! – кричали гвардейцы. – Он пойдет по другой проволоке, там мы и снимем его!» Тут произошло такое, чего никто не ожидал. Полосатая фигурка присела на железном кольце, повернула какой-то рычаг, что-то щелкнуло, звякнуло, и фонарь потух. Никто не успел сказать ни слова. А в следующую минуту все громко закричали, что-то стукнуло и зазвенело.

-После текста учитель обращает внимание детей на доску.

Правильный вариант:

Ко мне, около нас, у них, некоторый, что-нибудь, кое-кто, какой-либо, вернуться ни с чем, никому не доверять, ни с чьей стороны, не у кого спросить.

-Ученик объясняет орфограммы, учитель благодарит, ученик садится на место.

-Учитель предлагает ребятам составить по предложению с одним из местоимений и разобрать данное местоимение как часть речи.

-Ребята, давайте вспомним план морфологического разбора, прежде чем мы начнем работать.

Ученик читает план вслух:

I. Часть речи. Общее значение.

II. Морфоогические признаки.

1. Начальная форма (именительный падеж единственного числа).

2. Постоянные признаки: а) разряд, б) лицо (у личных местоимений).

3. Непостоянные признаки: а) падеж, б) число (если есть), в) род (если есть).

III. Синтаксическая роль.

-А теперь давайте перейдем к нашему заданию.

 Примерный ответ:

Около нас сидела женщина с томиком Пушкина в руках.

(Около) нас – мест., указывает на предмет.

I. Сидела (около кого?) около нас. Н. ф. – мы.

II. Пост. – личное, 1 лицо; непост. – в Род. п., в мн. ч.

III. Где? Около кого? Около нас (сидела).

-Спасибо, ребята. Теперь мы с вами будем отгадывать загадки. Будьте внимательны.

1) В каком местоимении два звука, но одна буква?

2) Какие два личных местоимения мешают движению по дорогам?

3) Сколько личных местоимений в слове семья?

4) Первый слог- личное местоимение, второй –звук, который издает лягушка. Вместе –овощ.

5) Когда руки бывают тремя местоимениями?

6) Какое местоимение требует чистоты?

Ответы:

1) В местоимении «я» - [йа];

2) Я-мы;

3) Семь «я»;

4) Ты-ква;

5) Когда руки вы-мы-ты;

6) Мой.

V.Домашнее задание

Упр 216, стр 156. Выпишите все местоимения, произведите морфологический разбор 4 местоимений.

VI. Подведение итогов урока.

-Сегодня на уроке мы с вами повторили, что такое местоимение. Давайте проговорим все, что было сказано на уроке.

Ответы учащихся:

-Сегодня на уроке мы вспомнили, что такое местоимение, на какие разряды оно делится, повторили морфологический разбор, потренировались на конкретных примерах.

Выставление оценок.

Наш урок подошел к концу. До свидания!

Индивидуальная карточка.

Спишите, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки.

(Ко)мне, (около)нас, (у)них, (не)который, что(нибудь), (кое)кто, какой(либо),вернуться (н…)(с)(чем), (н…)кому (не)доверять, (н…)(с)чьей стороны, (н…)(у)кого спросить.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

47726. Учебно-методический комплекс. Стилистика (английский язык) 112 KB
  Кафедрой английского языка и методики обучения английскому языку Рецензент – С.Савина кандидат филологических наук доцент заведующая кафедрой немецкого языка и методики обучения немецкому языку ВятГГУ Учебно-методический комплекс утвержден на заседании кафедры английского языка и методики обучения английскому языку 6 марта 2007 г. Центральное место в учебной дисциплине Стилистика занимает изучение выразительных средств и стилистических возможностей...
47727. Учебно-методический комплекс. Социология 503 KB
  На основе полученных знаний студент должен уметь: Использовать разнообразные методы исследования для анализа проблем управления человеческими ресурсами организации; применять рекомендации полученные в ходе управленческих обследований для регуляции среды управления человеческими ресурсами; применять выводы полученные в результате управленческих обследований для обоснованного выбора технологии управления человеческими ресурсами; использовать основные теории мотивации для решения задач повышения мотивации персонала; выбирать и...
47728. Бухгалтерский управленческий учет. Учебно-методический комплекс 2.31 MB
  Основные модели учета затрат 13 2. Управленческий учет затрат по видам и назначению 14 2. Исчисление затрат по местам формирования центрам ответственности и бюджетирования 15 2. Учет и распределение затрат по объектам калькулирования 16 2.
47729. Step up. Иностранный язык (английский). Учебно-методическое пособие 902 KB
  Данное учебно-методическое пособие предназначено для обучения английскому языку студентов 1 курса естественнонаучных специальностей и направлений. Пособие ориентировано на студентов, не изучавших английский язык ранее. Основная цель пособия – формирование базовых грамматических и речевых навыков.
47730. Snapshots of english-speaking countries. Учебно-методическое пособие 714 KB
  Most of these countries are former British territories. Even more widely English is studied and used as a foreign language. Half of the world’s scientific literature is in English. It is the language of automation and computer technology, the major language of diplomacy and bussines
47732. Педагогика. Учебно-методический комплекс 1.02 MB
  Кафедра педагогики Педагогика Учебно-методический комплекс дисциплины учебно-методический комплекс дисциплины Теория обучения Автор-составитель: Е. Учебно-методический комплекс дисциплины Теория обучения разработан в соответствии с Государственным стандартом высшего профессионального образования. Дисциплина Теория обучения включена в курс педагогики.