58621

Природные зоны России. Арктическая пустыня, тундра

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цель урока формирование географического образа своей Родины посредством многообразия и целостности природных зон и показа взаимодействия и взаимовлияния трех основных компонентов природы населения и хозяйства.

Русский

2014-04-28

46 KB

11 чел.

     Урок по технологии критического мышления 8 класс “Арктические пустыни, тундры”
Тема урока: Природные зоны России. Арктическая пустыня, тундра.
Класс: 8
Тип урока: изучение нового материала.
Используемые приёмы: сводная таблица, эффективная лекция, синквейн.
Оборудование: учебник – под ред. Алексеева А.И. «География России. Природа и население. 8 класс»; атлас, настенная карта «Природные зоны России», видеоурок «Природа арктических пустынь, тундр, лесотундр»
Цель урока— формирование географического образа своей Родины посредством многообразия и целостности природных зон и показа взаимодействия и взаимовлияния трех основных компонентов — природы, населения и хозяйства.
Задачи, планируемые результаты обучения:
Личностные:
1. Формировать добросовестное отношение к учебному труду, положительной мотивации к учению.
Познавательные:
1. Продолжать формирование умений сравнивать (сравнение природных зон антарктических пустынь и тундры).
2. Продолжать формирование умений делать выводы (оформление сводной таблицы).
3. Развивать речь, мышление, познавательные и общеучебные умения и навыки (работа с таблицей, синквейном).
Коммуникативные:
1. Приходить к общему решению.
2. Формулировать собственное мнение.
Предметные:
1. Вызвать объективную необходимость изучения нового материала.
2. Способствовать овладению знаниями по теме «Природные зоны России. Арктическая пустыня, тундра».
3. Углубить знания о взаимосвязях в природных комплексах севера России.
4. Способствовать формированию представлений о хозяйственном использовании ресурсов природных зон и проблемах нарушения целостности природных комплексов.
5. Закрепить знания о закономерности смены природных зон на равнинах — широтной зональности.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I.   Организационный момент

Здравствуйте!

Приготовьте пожалуйста учебные принадлежности к уроку!

II. Вызов.

Как велика моя страна,
Как широки её просторы!
Озёра, реки и поля,
Леса, и степь, и горы.…
Раскинулась моя страна
От севера до юга:
Когда в одном краю весна,
В другом – снега и вьюга.
Мой край – моя земля,
Родимые просторы!
(Сопровождает видеоряд природных зон)
Этими поэтическими строками мне бы хотелось начать сегодняшний урок.

Какова же тема сегодняшнего урока?

Рассмотрим 2 из них- арктические пустыни, тундра.
Природные комплексы (региональные) природные зоны расположены на Земле не хаотично, а закономерно. Вспомните, как называется закономерность смены природных зон на равнинах?

Наличие этой закономерности обнаружил немецкий естествоиспытатель Александр Гумбольдт. Устанавливая и анализируя изменения климата и растительности, установил, что между ними существует тесная связь. Изменение климата вызывает зональное размещение не только растений, но и животных, почв, водного режима рек и т. д.
В XIX веке Василий Васильевич Докучаев доказал, что зональность-это общий закон природы. Следствием зональности является существование крупных ПТК – природных зон. Ведущими компонентами (факторами) формирования природных зон является различное соотношение тепла и влаги.

По карте атласа определите:
 Как расположены природные зоны в России? Перечислим их в этом порядке.
 Сопоставьте карту природных зон и плотности населения (с.286). Какие из природных зон России подвержены наибольшему антропогенному преобразованию и почему?
Сегодня мы с вами должны описать и сравнить две самые северные природные зоны России – арктические пустыни и тундру. Давайте определим критерии, по которым мы будем их сравнивать.

Отвечают :

«Природные зоны России»

Отвечают: широтная зональность

Работают с тематическими картами атласа.

Ученики определяют линии сравнения, характеристики, по которым сравниваются природные зоны, составляют сводную таблицу:
Арктические пустыни Линии сравнения Тундра
Географическое положение
Внешний облик зоны
Климатические условия
Почвы и их свойства
Типичные растения и их приспособленность к условиям зоны
Типичные животные и их приспособленность к условиям зоны
Возможность использования природной зоны человеком
Проблемы и охрана природной зоны

III. Осмысление

Учитель рассказывает об особенностях природных зон арктических пустынь и тундры

ученики по ходу лекции заполняют сводную таблицу

IV. Рефлексия

Класс делится на группы по 4-5 человек.
Ученикам предлагается составить два синквейна (Приложение 2) на тему – три группы-арктические пустыни и три группы-тундра.3мин.

А сейчас чтобы проверить ваши знания мы проведем небольшую работу:
В карточках обведите кружочками цифры, которые соответствуют признакам заданной вам природной зоны.
1. Природа зоны легко ранима
2. Почвы бесструктурные с глеевым горизонтом
3. Значительные площади покрыты ледниками
4. Средняя температура января -26-28С, а июня +1-4С
5. Сильные ветры
6. В зоне огромные площади занимают оленьи пастбища.
7. Расположена на островах Арктики
8. Увлажнение избыточно, много болот и озер.
9. Промысел морского зверя (моржа, тюленя).
10. На южной границе средняя температура июля +10С
11. На скалах «птичьи базары»
12. Лето короткое и холодное
13. Зона протянулась вдоль побережья Северного Ледовитого океана
14. В реках и озерах много рыбы.
15. Воды – в твердом виде, только летом образуются талые воды.
16. Много перепелиных птиц летом (утки, гуси, лебеди).
17. Полярная ночь длится 5 месяцев

- Хочу закончить урок словами ученого А.С.Берга «Можно сказать, что ландшафты есть как бы некий организм, где части составляют целое, а целое влияет на все части. Если мы изменим какую-нибудь одну часть ландшафта, то изменится весь ландшафт».

Учитель собирает тетради на проверку составленных таблиц.

Составляют синквейн

Выполняют задание.

Проверка.

Ключ: арктическая пустыня 1,3,4,5,7,9,11,12,15,17.
тундра 1,2,5,6,8,10,13,14,16.

V. Домашнее задание

с.177-187, новые понятия, вопр.с.180-4, с.187-4, по выбору-8.

VI .Итог. Анализ урока

-Продолжите фразу на листочке:
1.На уроке я работал
2.Своей работой на уроке я
3.Урок для меня показался
4.За урок я
5.Мое настроение
6.Материал урока мне был
7.Домашнее задание мне кажется

активно / пассивно
доволен / не доволен
коротким / длинным
не устал / устал
стало лучше / стало хуже
понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен
легким / трудным
интересно / не интересно

Какую оценку я ставлю себе за работу на уроке 2 3 4 5

Ученики обсуждают оценки за урок


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

37805. Програмування лінійних та розгалужених алгоритмів 62.52 KB
  Ознайомитися з операторами вводу, виводу і присвоєння, навчитися записувати лінійні алгоритми на мові програмування Pascal; закріпити теоретичні відомості про розгалужені алгоритми, оператори передачі управління, навчитися програмувати розгалуження.
37806. Види модуляцій в сучасних інформаційних системах 8.77 MB
  Мета роботи: Дослідження і вивчення особливості видів модуляції які застосовуються в цифровій техніці ознайомитися з елементами модуляторів і демодуляторів а також із принципами їх роботи. Порядок виконання роботи Ознайомитися з принципами математичного моделювання модуляції які використовуються лабораторною програмою.
37807. Вказівники 2.14 MB
  Мета: навчитися програмувати з використанням вказівників та динамічних змінних, створювати та опрацьовувати черги та стеки.
37808. ОСНОВЫ РАБОТЫ В POWER POINT. Настройка электронной интерактивной презентации 72.5 KB
  Клавиши удаления и копирования текста и объектов Чтобы Нажмите Удалить один символ слева BCKSPCE Удалить одно слово слева CTRLBCKSPCE Удалить один символ справа DELETE Удалить одно слово справа CTRLDELETE Вырезать выделенный объект CTRLX Скопировать выделенный объект CTRLC Вставить вырезанный или скопированный объект CTRLV...
37809. ВЫЧИСЛЕНИЕ ОПРЕДЕЛЕННЫХ ИНТЕГРАЛОВ 248 KB
  4 Формула Симпсона Формула Симпсона записывается так: . Погрешность формулы Симпсона прямо пропорциональна в четвертой степени. На практике как и в случае метода трапеций расчеты ведут на сгущающихся сетках и оценку погрешности формулы Симпсона осуществляют по формуле 5. Критерием завершения процесса вычисления определенного интеграла с заданной точностью методом Симпсона на сгущающихся сетках служит условие .
37810. ОСНОВЫ РАБОТЫ С POWER POINT. Вставка таблицы Word 44.5 KB
  5 Щелкните вне таблицы для возвращения в PowerPoint. Для использования этой разметки нажмите кнопку Разметка слайда на панели инструментов Команды щелкните разметку Таблица затем нажмите кнопку Применить. Изменение таблицы Word 1 Дважды щелкните таблицу. 3 Щелкните вне таблицы для возвращения в PowerPoint и обновления таблицы показываемой в презентации.
37811. Создать калькулятор делающий: суммирование, вычитание, деление, умножение, вычисление степени 14.51 KB
  Вывод: выполняя лабораторную работу, я научилась работать с функциями.
37812. Составление плана материала, определение недостатка построения. Предложение варианта плана правки-обработки 52.5 KB
  Рыбаки рассказывали о будто бы пойманных ими когда-то калугах (амурских осетровых рыбах) под тонну весом. Документальное свидетельство об одной такой «крошке» на восемь с половиной центнеров мы нашли на прибрежном рыбзаводе.
37813. Робота з колекціями в мові програмування Java 29 KB
  творити клас, що описує типізовану колекцію (типом колекції є клас з лабораторної роботи №4) із заданою внутрішньою структурою (п.2), що складається не менше ніж з 3 конструкторів (1 – порожній, 2 – в який передається об’єкт, 3 – в який передається стандартна колекція об’єктів, наприклад, ArrayList)