58621

Природные зоны России. Арктическая пустыня, тундра

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цель урока формирование географического образа своей Родины посредством многообразия и целостности природных зон и показа взаимодействия и взаимовлияния трех основных компонентов природы населения и хозяйства.

Русский

2014-04-28

46 KB

11 чел.

     Урок по технологии критического мышления 8 класс “Арктические пустыни, тундры”
Тема урока: Природные зоны России. Арктическая пустыня, тундра.
Класс: 8
Тип урока: изучение нового материала.
Используемые приёмы: сводная таблица, эффективная лекция, синквейн.
Оборудование: учебник – под ред. Алексеева А.И. «География России. Природа и население. 8 класс»; атлас, настенная карта «Природные зоны России», видеоурок «Природа арктических пустынь, тундр, лесотундр»
Цель урока— формирование географического образа своей Родины посредством многообразия и целостности природных зон и показа взаимодействия и взаимовлияния трех основных компонентов — природы, населения и хозяйства.
Задачи, планируемые результаты обучения:
Личностные:
1. Формировать добросовестное отношение к учебному труду, положительной мотивации к учению.
Познавательные:
1. Продолжать формирование умений сравнивать (сравнение природных зон антарктических пустынь и тундры).
2. Продолжать формирование умений делать выводы (оформление сводной таблицы).
3. Развивать речь, мышление, познавательные и общеучебные умения и навыки (работа с таблицей, синквейном).
Коммуникативные:
1. Приходить к общему решению.
2. Формулировать собственное мнение.
Предметные:
1. Вызвать объективную необходимость изучения нового материала.
2. Способствовать овладению знаниями по теме «Природные зоны России. Арктическая пустыня, тундра».
3. Углубить знания о взаимосвязях в природных комплексах севера России.
4. Способствовать формированию представлений о хозяйственном использовании ресурсов природных зон и проблемах нарушения целостности природных комплексов.
5. Закрепить знания о закономерности смены природных зон на равнинах — широтной зональности.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I.   Организационный момент

Здравствуйте!

Приготовьте пожалуйста учебные принадлежности к уроку!

II. Вызов.

Как велика моя страна,
Как широки её просторы!
Озёра, реки и поля,
Леса, и степь, и горы.…
Раскинулась моя страна
От севера до юга:
Когда в одном краю весна,
В другом – снега и вьюга.
Мой край – моя земля,
Родимые просторы!
(Сопровождает видеоряд природных зон)
Этими поэтическими строками мне бы хотелось начать сегодняшний урок.

Какова же тема сегодняшнего урока?

Рассмотрим 2 из них- арктические пустыни, тундра.
Природные комплексы (региональные) природные зоны расположены на Земле не хаотично, а закономерно. Вспомните, как называется закономерность смены природных зон на равнинах?

Наличие этой закономерности обнаружил немецкий естествоиспытатель Александр Гумбольдт. Устанавливая и анализируя изменения климата и растительности, установил, что между ними существует тесная связь. Изменение климата вызывает зональное размещение не только растений, но и животных, почв, водного режима рек и т. д.
В XIX веке Василий Васильевич Докучаев доказал, что зональность-это общий закон природы. Следствием зональности является существование крупных ПТК – природных зон. Ведущими компонентами (факторами) формирования природных зон является различное соотношение тепла и влаги.

По карте атласа определите:
 Как расположены природные зоны в России? Перечислим их в этом порядке.
 Сопоставьте карту природных зон и плотности населения (с.286). Какие из природных зон России подвержены наибольшему антропогенному преобразованию и почему?
Сегодня мы с вами должны описать и сравнить две самые северные природные зоны России – арктические пустыни и тундру. Давайте определим критерии, по которым мы будем их сравнивать.

Отвечают :

«Природные зоны России»

Отвечают: широтная зональность

Работают с тематическими картами атласа.

Ученики определяют линии сравнения, характеристики, по которым сравниваются природные зоны, составляют сводную таблицу:
Арктические пустыни Линии сравнения Тундра
Географическое положение
Внешний облик зоны
Климатические условия
Почвы и их свойства
Типичные растения и их приспособленность к условиям зоны
Типичные животные и их приспособленность к условиям зоны
Возможность использования природной зоны человеком
Проблемы и охрана природной зоны

III. Осмысление

Учитель рассказывает об особенностях природных зон арктических пустынь и тундры

ученики по ходу лекции заполняют сводную таблицу

IV. Рефлексия

Класс делится на группы по 4-5 человек.
Ученикам предлагается составить два синквейна (Приложение 2) на тему – три группы-арктические пустыни и три группы-тундра.3мин.

А сейчас чтобы проверить ваши знания мы проведем небольшую работу:
В карточках обведите кружочками цифры, которые соответствуют признакам заданной вам природной зоны.
1. Природа зоны легко ранима
2. Почвы бесструктурные с глеевым горизонтом
3. Значительные площади покрыты ледниками
4. Средняя температура января -26-28С, а июня +1-4С
5. Сильные ветры
6. В зоне огромные площади занимают оленьи пастбища.
7. Расположена на островах Арктики
8. Увлажнение избыточно, много болот и озер.
9. Промысел морского зверя (моржа, тюленя).
10. На южной границе средняя температура июля +10С
11. На скалах «птичьи базары»
12. Лето короткое и холодное
13. Зона протянулась вдоль побережья Северного Ледовитого океана
14. В реках и озерах много рыбы.
15. Воды – в твердом виде, только летом образуются талые воды.
16. Много перепелиных птиц летом (утки, гуси, лебеди).
17. Полярная ночь длится 5 месяцев

- Хочу закончить урок словами ученого А.С.Берга «Можно сказать, что ландшафты есть как бы некий организм, где части составляют целое, а целое влияет на все части. Если мы изменим какую-нибудь одну часть ландшафта, то изменится весь ландшафт».

Учитель собирает тетради на проверку составленных таблиц.

Составляют синквейн

Выполняют задание.

Проверка.

Ключ: арктическая пустыня 1,3,4,5,7,9,11,12,15,17.
тундра 1,2,5,6,8,10,13,14,16.

V. Домашнее задание

с.177-187, новые понятия, вопр.с.180-4, с.187-4, по выбору-8.

VI .Итог. Анализ урока

-Продолжите фразу на листочке:
1.На уроке я работал
2.Своей работой на уроке я
3.Урок для меня показался
4.За урок я
5.Мое настроение
6.Материал урока мне был
7.Домашнее задание мне кажется

активно / пассивно
доволен / не доволен
коротким / длинным
не устал / устал
стало лучше / стало хуже
понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен
легким / трудным
интересно / не интересно

Какую оценку я ставлю себе за работу на уроке 2 3 4 5

Ученики обсуждают оценки за урок


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

77819. Перспективы развития средств преодоления водных преград в инженерных войсках Российской Армии 253 KB
  Во всех армиях мира имеются значительные арсеналы специальных унифицированных инженерных плавсредств. Обычно в их общую номенклатуру входят десантные лодки, десантно-транспортные амфибии, перевозные паромы (самоходные и несамоходные), паромно-мостовые машины...
77820. ПРОДУКТИВНОСТЬ И КАЧЕСТВО ПРОДУКЦИИ КРОЛИКОВ ПРИ АДАПТАЦИИ К РАЗЛИЧНЫМ УСЛОВИЯМ СОДЕРЖАНИЯ В ЦЕНТРАЛЬНО-ЧЕРНОЗЕМНОЙ ЗОНЕ 242.5 KB
  Кролиководство относится к отрасли животноводства которая имеет большие потенциальные возможности наращивания в короткие сроки темпов производства относительно дешевого и высокого качества мяса.
77821. Интернет – глобальная компьютерная сеть 116 KB
  Интернет образует как бы ядро обеспечивающее связь различных информационных сетей принадлежащих различным учреждениям во всем мире одна с другой. Интернет служивший когда-то исключительно исследовательским и учебным группам чьи интересы простирались вплоть...
77822. Релаксация на уроках английского языка 32.3 KB
  Использование песни на уроке английского языка. Содержание песни может стать основой для обучения общению на изучаемом языке для знакомства с культурой страны изучаемого языка. Песни подбираются таким образом чтобы обеспечить повторение изученной лексики чтобы предложения...
77823. Алгоритмы сжатия графических и видеоданных JPEG; MPEG и их семейства 42.16 KB
  Файлы больших размеров, особенно звуковые, графические и видео файлы, очень редко хранятся в компьютере или передаются в неупакованном виде. Для уменьшения их размеров используют методы сжатие информации (универсальные или специальные). Универсальные методы могут использоваться для сжатия любых данных и позволяют полностью восстанавливают исходную информацию.
77824. Эндокринная регуляция функций, ее значение 120.5 KB
  Следует указать также на различие между нейромедиатором нейрогормоном и паракринным гормоном рис. В таком случае оно ведет себя как гормон. Сходство генома соматических клеток предопределяет возможность секреции этого вещества или его изоформ и в качестве цитокина...
77825. Формат деловой игры на занятиях по философским дисциплинам: традиции и новации 76.28 KB
  Цель данной работы описание формата деловой игры на занятиях по философским дисциплинам, раскрытие традиций в проведении деловых игр на таких занятиях и описание новых тенденций. В соответствии с поставленной целью, в настоящем исследовании решаются следующие задачи...
77826. Временные и спектральные характеристики модулированных сигналов и периодической последовательности импульсов 54.41 KB
  Актуальность темы работы обусловлена тем, что в радиотехнике широко используется спектральное и временное представление сигналов. Хотя сигналы по своей природе являются случайными процессами, однако, отдельные реализации случайного процесса...
77827. АНАЛИЗ СОБЛЮДЕНИЯ ПАЦИЕНТАМИ ФАРМАКОТЕРАПИИ ПРИ ЛЕЧЕНИИ В АМБУЛАТОРНЫХ УСЛОВИЯХ 84 KB
  Важным условием, помогающим организовать эффективный прием лекарств, является их правильное совмещение, если назначено несколько лекарственных препаратов. Неправильный подход в одновременном приеме нескольких препаратов может не только ослабить или, наоборот...