58621

Природные зоны России. Арктическая пустыня, тундра

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цель урока формирование географического образа своей Родины посредством многообразия и целостности природных зон и показа взаимодействия и взаимовлияния трех основных компонентов природы населения и хозяйства.

Русский

2014-04-28

46 KB

11 чел.

     Урок по технологии критического мышления 8 класс “Арктические пустыни, тундры”
Тема урока: Природные зоны России. Арктическая пустыня, тундра.
Класс: 8
Тип урока: изучение нового материала.
Используемые приёмы: сводная таблица, эффективная лекция, синквейн.
Оборудование: учебник – под ред. Алексеева А.И. «География России. Природа и население. 8 класс»; атлас, настенная карта «Природные зоны России», видеоурок «Природа арктических пустынь, тундр, лесотундр»
Цель урока— формирование географического образа своей Родины посредством многообразия и целостности природных зон и показа взаимодействия и взаимовлияния трех основных компонентов — природы, населения и хозяйства.
Задачи, планируемые результаты обучения:
Личностные:
1. Формировать добросовестное отношение к учебному труду, положительной мотивации к учению.
Познавательные:
1. Продолжать формирование умений сравнивать (сравнение природных зон антарктических пустынь и тундры).
2. Продолжать формирование умений делать выводы (оформление сводной таблицы).
3. Развивать речь, мышление, познавательные и общеучебные умения и навыки (работа с таблицей, синквейном).
Коммуникативные:
1. Приходить к общему решению.
2. Формулировать собственное мнение.
Предметные:
1. Вызвать объективную необходимость изучения нового материала.
2. Способствовать овладению знаниями по теме «Природные зоны России. Арктическая пустыня, тундра».
3. Углубить знания о взаимосвязях в природных комплексах севера России.
4. Способствовать формированию представлений о хозяйственном использовании ресурсов природных зон и проблемах нарушения целостности природных комплексов.
5. Закрепить знания о закономерности смены природных зон на равнинах — широтной зональности.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I.   Организационный момент

Здравствуйте!

Приготовьте пожалуйста учебные принадлежности к уроку!

II. Вызов.

Как велика моя страна,
Как широки её просторы!
Озёра, реки и поля,
Леса, и степь, и горы.…
Раскинулась моя страна
От севера до юга:
Когда в одном краю весна,
В другом – снега и вьюга.
Мой край – моя земля,
Родимые просторы!
(Сопровождает видеоряд природных зон)
Этими поэтическими строками мне бы хотелось начать сегодняшний урок.

Какова же тема сегодняшнего урока?

Рассмотрим 2 из них- арктические пустыни, тундра.
Природные комплексы (региональные) природные зоны расположены на Земле не хаотично, а закономерно. Вспомните, как называется закономерность смены природных зон на равнинах?

Наличие этой закономерности обнаружил немецкий естествоиспытатель Александр Гумбольдт. Устанавливая и анализируя изменения климата и растительности, установил, что между ними существует тесная связь. Изменение климата вызывает зональное размещение не только растений, но и животных, почв, водного режима рек и т. д.
В XIX веке Василий Васильевич Докучаев доказал, что зональность-это общий закон природы. Следствием зональности является существование крупных ПТК – природных зон. Ведущими компонентами (факторами) формирования природных зон является различное соотношение тепла и влаги.

По карте атласа определите:
 Как расположены природные зоны в России? Перечислим их в этом порядке.
 Сопоставьте карту природных зон и плотности населения (с.286). Какие из природных зон России подвержены наибольшему антропогенному преобразованию и почему?
Сегодня мы с вами должны описать и сравнить две самые северные природные зоны России – арктические пустыни и тундру. Давайте определим критерии, по которым мы будем их сравнивать.

Отвечают :

«Природные зоны России»

Отвечают: широтная зональность

Работают с тематическими картами атласа.

Ученики определяют линии сравнения, характеристики, по которым сравниваются природные зоны, составляют сводную таблицу:
Арктические пустыни Линии сравнения Тундра
Географическое положение
Внешний облик зоны
Климатические условия
Почвы и их свойства
Типичные растения и их приспособленность к условиям зоны
Типичные животные и их приспособленность к условиям зоны
Возможность использования природной зоны человеком
Проблемы и охрана природной зоны

III. Осмысление

Учитель рассказывает об особенностях природных зон арктических пустынь и тундры

ученики по ходу лекции заполняют сводную таблицу

IV. Рефлексия

Класс делится на группы по 4-5 человек.
Ученикам предлагается составить два синквейна (Приложение 2) на тему – три группы-арктические пустыни и три группы-тундра.3мин.

А сейчас чтобы проверить ваши знания мы проведем небольшую работу:
В карточках обведите кружочками цифры, которые соответствуют признакам заданной вам природной зоны.
1. Природа зоны легко ранима
2. Почвы бесструктурные с глеевым горизонтом
3. Значительные площади покрыты ледниками
4. Средняя температура января -26-28С, а июня +1-4С
5. Сильные ветры
6. В зоне огромные площади занимают оленьи пастбища.
7. Расположена на островах Арктики
8. Увлажнение избыточно, много болот и озер.
9. Промысел морского зверя (моржа, тюленя).
10. На южной границе средняя температура июля +10С
11. На скалах «птичьи базары»
12. Лето короткое и холодное
13. Зона протянулась вдоль побережья Северного Ледовитого океана
14. В реках и озерах много рыбы.
15. Воды – в твердом виде, только летом образуются талые воды.
16. Много перепелиных птиц летом (утки, гуси, лебеди).
17. Полярная ночь длится 5 месяцев

- Хочу закончить урок словами ученого А.С.Берга «Можно сказать, что ландшафты есть как бы некий организм, где части составляют целое, а целое влияет на все части. Если мы изменим какую-нибудь одну часть ландшафта, то изменится весь ландшафт».

Учитель собирает тетради на проверку составленных таблиц.

Составляют синквейн

Выполняют задание.

Проверка.

Ключ: арктическая пустыня 1,3,4,5,7,9,11,12,15,17.
тундра 1,2,5,6,8,10,13,14,16.

V. Домашнее задание

с.177-187, новые понятия, вопр.с.180-4, с.187-4, по выбору-8.

VI .Итог. Анализ урока

-Продолжите фразу на листочке:
1.На уроке я работал
2.Своей работой на уроке я
3.Урок для меня показался
4.За урок я
5.Мое настроение
6.Материал урока мне был
7.Домашнее задание мне кажется

активно / пассивно
доволен / не доволен
коротким / длинным
не устал / устал
стало лучше / стало хуже
понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен
легким / трудным
интересно / не интересно

Какую оценку я ставлю себе за работу на уроке 2 3 4 5

Ученики обсуждают оценки за урок


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

24913. Виды юридических лиц и их классификация 30.5 KB
  ГК предусмотрены следующие формы НКО: потребительский кооператив; общественные религиозные организации и их объединения; фонды; учреждения; ассоциации и союзы коммерческих и некоммерческих организаций. Закон о НКО помимо указанных форм предусматривает: государственные корпорации например Объединенная Авиастроительная Корпорация во главе которой С.Иванов; некоммерческие партнерства; автономные НКО. Также в зависимости от прав участников учредителей ЮЛ делятся: на собственников в отношении которых участники учредители...
24914. Возникновение и прекращение юридических лиц. Правоспособность юридического лица 62.5 KB
  Правоспособность юридического лица Участниками гражданских правоотношений являются не только физические лица граждане но и юридические лица организации специально создаваемые для участия в гражданском обороте. несколько способов порядков создания юридических лиц: явочнонормативный исключает необходимость получения предварительного разрешения органов публичной власти на создание юридического лица. В таком порядке создается большинство юридических лиц разрешительный порядок связан с необходимостью получения предварительного...
24915. Понятие и правовое положение хозяйственных (торговых) обществ и товариществ 64.5 KB
  Хозяйственные торговые далее – хозяйственные товарищества и общества являются традиционной наиболее распространенной в обычном имущественном обороте формой коллективного предпринимательства. Товарищества и общества имеют много общих черт: 1 они являются коммерческими организациями созданными на добровольной как правило договорной основе на началах членства корпоративных 2 они наделяются законом общей правоспособностью 3 они становятся едиными и единственными собственниками имущества образованного за счет вкладов учредителей...
24916. Гражданско-правовое положение государственных и муниципальных унитарных предприятий 49.5 KB
  Далее для всех унитарных предприятий употребляю аббревиатуру ФГУП но понимаем что это не только федеральные но и субъектов федерации и муниципальные. ФГУП обладает имуществом которое является неделимой собственностью ее учредителя. ФГУП может учредить только одно юр. Устав сдолжен содержать сведения о деятельности собственнике и органе осуществляющем его полномочия перечень и порядок формирования и использования фондов на которые делится имущество ФГУП направления использования прибыли.
24918. Понятие и правовой статус некоммерческих организаций 59.5 KB
  Учредители НКО Учредителями некоммерческой организации в зависимости от ее организационноправовых форм могут выступать полностью дееспособные граждане и или юридические лица. В состав органов управления иностранных неправительственных НКО не могут входить государственные и муниципальные служащие если иное не установлено международным договором.1 ФЗ об НКО Органы управления НКО Высшими органами управления некоммерческими организациями в соответствии с их учредительными документами являются: коллегиальный высший орган управления для...
24919. Публично-правовые образования как субъекты гражданских правоотношений 48 KB
  К числу публичноправовых образований участвующих в гражданских правоотношениях относятся Российская Федерация субъекты РФ и муниципальные образования ст. Поэтому государство и другие публичноправовые образования в гражданскоправовых отношениях выступают на равных началах с иными их участниками гражданами и юридическими лицами п. Особенности гражданской правосубъектности публичноправовых образований В качестве субъектов гражданского права государство и иные публичноправовые образования обладают гражданской правоспособностью и...
24920. Объекты гражданских прав: понятие, виды 48.5 KB
  Объекты гражданских прав: понятие виды Объекты гражданских правоотношений это различные материальные в том числе вещественные и нематериальные идеальные блага либо процесс их создания составляющие предмет деятельности субъектов гражданского права. Закон может регулировать только поведение людей направленное на данные объекты а не их сами поэтому различие между разными объектами ГП в их режиме а не в их физических свойствах. Объекты ГП шире понятия объектов гражданского оборота поскольку имеются объекты ГП полностью их этого...
24921. Гражданско-правовой режим движимого и недвижимого имущества 36.5 KB
  Гражданскоправовой режим движимого и недвижимого имущества В соответствии со ст. Регистрация прав на движимые вещи не требуется кроме случаев указанных в законе. Движимые вещи по общему правилу не подлежат регистрации имеющей значение для гражданского оборота. Техническая регистрация некоторых движимостей может влиять лишь на осуществление прав на них но не на их возникновение.