58621

Природные зоны России. Арктическая пустыня, тундра

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цель урока формирование географического образа своей Родины посредством многообразия и целостности природных зон и показа взаимодействия и взаимовлияния трех основных компонентов природы населения и хозяйства.

Русский

2014-04-28

46 KB

11 чел.

     Урок по технологии критического мышления 8 класс “Арктические пустыни, тундры”
Тема урока: Природные зоны России. Арктическая пустыня, тундра.
Класс: 8
Тип урока: изучение нового материала.
Используемые приёмы: сводная таблица, эффективная лекция, синквейн.
Оборудование: учебник – под ред. Алексеева А.И. «География России. Природа и население. 8 класс»; атлас, настенная карта «Природные зоны России», видеоурок «Природа арктических пустынь, тундр, лесотундр»
Цель урока— формирование географического образа своей Родины посредством многообразия и целостности природных зон и показа взаимодействия и взаимовлияния трех основных компонентов — природы, населения и хозяйства.
Задачи, планируемые результаты обучения:
Личностные:
1. Формировать добросовестное отношение к учебному труду, положительной мотивации к учению.
Познавательные:
1. Продолжать формирование умений сравнивать (сравнение природных зон антарктических пустынь и тундры).
2. Продолжать формирование умений делать выводы (оформление сводной таблицы).
3. Развивать речь, мышление, познавательные и общеучебные умения и навыки (работа с таблицей, синквейном).
Коммуникативные:
1. Приходить к общему решению.
2. Формулировать собственное мнение.
Предметные:
1. Вызвать объективную необходимость изучения нового материала.
2. Способствовать овладению знаниями по теме «Природные зоны России. Арктическая пустыня, тундра».
3. Углубить знания о взаимосвязях в природных комплексах севера России.
4. Способствовать формированию представлений о хозяйственном использовании ресурсов природных зон и проблемах нарушения целостности природных комплексов.
5. Закрепить знания о закономерности смены природных зон на равнинах — широтной зональности.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I.   Организационный момент

Здравствуйте!

Приготовьте пожалуйста учебные принадлежности к уроку!

II. Вызов.

Как велика моя страна,
Как широки её просторы!
Озёра, реки и поля,
Леса, и степь, и горы.…
Раскинулась моя страна
От севера до юга:
Когда в одном краю весна,
В другом – снега и вьюга.
Мой край – моя земля,
Родимые просторы!
(Сопровождает видеоряд природных зон)
Этими поэтическими строками мне бы хотелось начать сегодняшний урок.

Какова же тема сегодняшнего урока?

Рассмотрим 2 из них- арктические пустыни, тундра.
Природные комплексы (региональные) природные зоны расположены на Земле не хаотично, а закономерно. Вспомните, как называется закономерность смены природных зон на равнинах?

Наличие этой закономерности обнаружил немецкий естествоиспытатель Александр Гумбольдт. Устанавливая и анализируя изменения климата и растительности, установил, что между ними существует тесная связь. Изменение климата вызывает зональное размещение не только растений, но и животных, почв, водного режима рек и т. д.
В XIX веке Василий Васильевич Докучаев доказал, что зональность-это общий закон природы. Следствием зональности является существование крупных ПТК – природных зон. Ведущими компонентами (факторами) формирования природных зон является различное соотношение тепла и влаги.

По карте атласа определите:
 Как расположены природные зоны в России? Перечислим их в этом порядке.
 Сопоставьте карту природных зон и плотности населения (с.286). Какие из природных зон России подвержены наибольшему антропогенному преобразованию и почему?
Сегодня мы с вами должны описать и сравнить две самые северные природные зоны России – арктические пустыни и тундру. Давайте определим критерии, по которым мы будем их сравнивать.

Отвечают :

«Природные зоны России»

Отвечают: широтная зональность

Работают с тематическими картами атласа.

Ученики определяют линии сравнения, характеристики, по которым сравниваются природные зоны, составляют сводную таблицу:
Арктические пустыни Линии сравнения Тундра
Географическое положение
Внешний облик зоны
Климатические условия
Почвы и их свойства
Типичные растения и их приспособленность к условиям зоны
Типичные животные и их приспособленность к условиям зоны
Возможность использования природной зоны человеком
Проблемы и охрана природной зоны

III. Осмысление

Учитель рассказывает об особенностях природных зон арктических пустынь и тундры

ученики по ходу лекции заполняют сводную таблицу

IV. Рефлексия

Класс делится на группы по 4-5 человек.
Ученикам предлагается составить два синквейна (Приложение 2) на тему – три группы-арктические пустыни и три группы-тундра.3мин.

А сейчас чтобы проверить ваши знания мы проведем небольшую работу:
В карточках обведите кружочками цифры, которые соответствуют признакам заданной вам природной зоны.
1. Природа зоны легко ранима
2. Почвы бесструктурные с глеевым горизонтом
3. Значительные площади покрыты ледниками
4. Средняя температура января -26-28С, а июня +1-4С
5. Сильные ветры
6. В зоне огромные площади занимают оленьи пастбища.
7. Расположена на островах Арктики
8. Увлажнение избыточно, много болот и озер.
9. Промысел морского зверя (моржа, тюленя).
10. На южной границе средняя температура июля +10С
11. На скалах «птичьи базары»
12. Лето короткое и холодное
13. Зона протянулась вдоль побережья Северного Ледовитого океана
14. В реках и озерах много рыбы.
15. Воды – в твердом виде, только летом образуются талые воды.
16. Много перепелиных птиц летом (утки, гуси, лебеди).
17. Полярная ночь длится 5 месяцев

- Хочу закончить урок словами ученого А.С.Берга «Можно сказать, что ландшафты есть как бы некий организм, где части составляют целое, а целое влияет на все части. Если мы изменим какую-нибудь одну часть ландшафта, то изменится весь ландшафт».

Учитель собирает тетради на проверку составленных таблиц.

Составляют синквейн

Выполняют задание.

Проверка.

Ключ: арктическая пустыня 1,3,4,5,7,9,11,12,15,17.
тундра 1,2,5,6,8,10,13,14,16.

V. Домашнее задание

с.177-187, новые понятия, вопр.с.180-4, с.187-4, по выбору-8.

VI .Итог. Анализ урока

-Продолжите фразу на листочке:
1.На уроке я работал
2.Своей работой на уроке я
3.Урок для меня показался
4.За урок я
5.Мое настроение
6.Материал урока мне был
7.Домашнее задание мне кажется

активно / пассивно
доволен / не доволен
коротким / длинным
не устал / устал
стало лучше / стало хуже
понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен
легким / трудным
интересно / не интересно

Какую оценку я ставлю себе за работу на уроке 2 3 4 5

Ученики обсуждают оценки за урок


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

40664. Инфляция: особенности российской инфляции и антиинфляционная деятельность государства 115 KB
  Инфляция: особенности российской инфляции и антиинфляционная деятельность государства. Сущностью инфляции является дисбаланс между совокупным предложением и совокупным спросом в сторону превышения последнего сложившийся одновременно на всех рынках на товарном денежном и рынке ресурсов. Это открытая форма инфляции. Некоторые экономисты полагают что дефицит это антипод открытой инфляции: если отпустить цены то дефицит быстро исчезнет но за это придется заплатить повышением общего уровня цен.
40665. Социальная политика государства 35 KB
  Исходя из приоритета анализа экономики необходимо прежде всего остановиться на регулировании доходов непосредственных Участников хозяйственной деятельности. Дело в том что внутренние механизмы рыночной саморегуляции и распределения доходов не могут быть признаны социально удовлетворительными. Требуется государственное вмешательство с целью корректировки системы распределения и перераспределения доходов в обществе. При этом необходимо сознавать что регулирование доходов отношения найма занятости относятся не только к сфере...
40666. Многообразие форм собственности в рыночной экономике 49.5 KB
  Многообразие форм собственности в рыночной экономике. Так человек обладая собственностью на свою рабочую силу и вступая в отношения найма присваивает заработную плату и тем самым реализует экономическое отношение собственности. Право собственности закрепляет фиксирует и регулирует отношения людей к вещам и в этом смысле оно всегда производно от экономических отношений собственности. Но в то же время оно выступает и предпосылкой экономического присвоения ибо закрепленное право собственности на любые блага открывает путь к экономической...
40667. Конкуренция как условие функционирования рыночной экономики. Виды конкуренции 46 KB
  Конкуренция как условие функционирования рыночной экономики. Конкуренция это соперничество товаропроизводителей за выгодные условия хозяйствования и получение максимальной прибыли. Конкуренция основана на частной собственности и хозяйственной самостоятельности. По форме конкуренция представляет систему норм правил и методов хозяйствования рыночных субъектов.
40668. Основные методы государственного регулирования рыночной экономики 37.5 KB
  Впервые комплексный анализ экономической политики государства был проведен в 1952 г. Согласно Тинбергену вопервых правительственные органы должны выбрать конечные цели экономической политики и сформулировать их что обычно делается в терминах максимизации функции общественного благосостояния. Важнейшая проблема на которой остановился Тинберген соответствие между количеством целей и количеством инструментов при проведении экономической политики. Тинберген сделал вывод что политики могут достичь обеих целей тогда когда количество...
40669. Социальная ориентация рыночной экономики. Формы и методы ее осуществления 39.5 KB
  Нельзя забывать что подавляющая часть общества живет за счет труда. Поэтому в отношении человека как носителя рабочей силы задача заключается в превращении труда в творческую деятельность и более полное использование личностного потенциала. Необходимо постепенное высвобождение человека труда от выполнения исключительно исполнительной функции. В отношении подобного рода производств важное значение имеют новаторские формы организации труда позволяющие преодолеть рутинность монотонность труда и отсутствие его связи с конечными результатами.
40671. Реструктуризация предприятии (производства, управления) 33 KB
  Под ним подразумевается коренная перестройка перепроектирование деловых процессов для достижения радикального скачкообразного улучшения деятельности фирмы. Это позволяет преодолеть негативное воздействие сложившихся хозяйственных догм; пренебрежение действующими системами структурами и процедурами компании и радикальное изменение способов хозяйственной деятельности; приведение к значительным изменениям показателей хозяйственной деятельности на порядок отличающихся от предыдущих. К началу процесса реструктуризации необходимо иметь...
40672. Национальная экономика и ее макроэкономические показатели 44.5 KB
  Основными показателями являются: ВНП ВВП ЧНП ВНД ЛД РД. ВВП валовой внутренний продукт рыночная стоимость всех товаров и услуг созданных внутри страны. ВНП ВВП на величину разности между экспортом и импортом экспорт импорт = торговое сальдо. ВВП рассчитывают тремя методами: по расходам по использованию по доходам по производству.