58626

Политический режим

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Не следует забывать и того что часто в истории расцвет культурной и духовной свободы приходился на периоды авторитарного правления а не демократии и что правление однородного догматичного большинства может сделать демократию более невыносимой чем худшая из диктатур.

Русский

2014-04-28

113 KB

27 чел.

Тема: Политический режим

1. Объем прав, свобод и обязанностей граждан в обществе отображает такое понятие, как

1) суверенитет государства

2) республиканское правление

3) политический режим

4)  административное деление

2. Характерной чертой тоталитарного общества является

1) наличие всеобщего избирательного права и свободных выборов

2) конкуренция в борьбе за власть различных партий

3) уважение и защита законом прав меньшинств

4) закрытость власти от общества, отсутствие подлинной информации о действиях властей

3. Тоталитарный режим в отличие от демократического характеризуется

1) разветвленной системой законов

2) наличием правоохранительных органов

3) законодательным регулированием деятельности СМИ

4) применением репрессий против инакомыслящих

4. Преследование оппозиции, введение политической цензуры характерны для государства

1) унитарного

2) тоталитарного

3) федеративного

4) демократического

5. Политический режим, при котором государство полностью подчиняет себе общество и личность, называется

1) либеральным

2) демократическим

3) авторитарным

4) тоталитарным

6. К признакам тоталитарного общества относится

1) Запрещение законом деятельности экстремистских, националистических партий и движений

2) отсутствие свободных  средств  массовой информации, жесткая цензура

3) наличие в законах гарантий для прав и свобод меньшинств

4) широкое участие граждан в решении политических вопросов

7. Тоталитарный режим, в отличие от демократического, характеризуется

1) применением репрессий против инакомыслящих

2) способностью осуществить  принуждение в отношении  любого члена общества

3) существованием многопартийной системы

4) наличием политического плюрализма

8. Для демократического государства, в отличие от прочих, характерно (-а)

1) наличие системы законодательства

2) формирование органов публичной власти

3) законодательная гарантия прав меньшинств

4) применение государственного принуждения

9. Демократический режим, в отличие от авторитарного, характеризуется

1) всесторонним контролем над жизнью общества

2) верховенством исполнительной власти

3) милитаризацией общественной жизни

4) политическим плюрализмом

10. Какой  из указанных  признаков  характеризует  демократическое государство?

1) наличие высокого уровня дохода на душу населения

2) регулярные конкурентные выборы в представительные органы

3) создание при ведущих СМИ наблюдательных государственных советов

4) создание крупных государственных монополий в сырьевых отраслях экономики

11. В государстве Н. регулярно проводятся выборы на альтернативной основе, оппозиция имеет равные права на пропаганду своих взглядов наряду с правящей партией. Какой политический режим сложился в государстве H.?

1) авторитарный   

2) тоталитарный   

3) демократический

4) диктаторский

12. В стране Н. государством созданы условия для рыночной экономики: права и свободы индивида имеют приоритет над правами коллектива, а важнейшей социальной ценностью выступает плюрализм. Какой тип политической системы характерен для этой страны?

1) авторитарный

2) тоталитарный

3) демократический

4) теократический

13. Верны ли следующие суждения о тоталитаризме?

А. Главными ресурсами управления в тоталитарном обществе являются страх людей и низкий уровень политической культуры.

Б. В условиях тоталитарного политического режима средства массовой информации находятся под контролем государства.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

14. Найдите в приведенном ниже списке типы политических режимов и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) мажоритарные

2) тоталитарные

3) пропорциональные

4) демократические

5) авторитарные

Ответ: ____________________

Прочитайте текст и ответьте на вопросы С1-С4

Демократия по сути своей — средство, утилитарное приспособление для защиты социального мира и свободы личности. Как таковая она ни безупречна, ни надежна сама по себе. Не следует забывать и того, что часто в истории расцвет культурной и духовной свободы приходился на периоды авторитарного правления, а не демократии и что правление однородного, догматичного большинства может сделать демократию более невыносимой, чем худшая из диктатур.

Обращать внимание на то, что демократия находится под угрозой, стало модно, и в этом таится некоторая опасность. Отсюда происходит ошибочное и безосновательное убеждение, что, пока высшая власть в стране принадлежит воле большинства, это является верным средством от произвола. Противоположное утверждение было бы не менее ошибочно: вовсе не источник власти, а ее ограничение является надежным средством от произвола. Демократический контроль может помешать власти стать диктатурой, но для этого следует потрудиться. Если же демократия решает свои задачи при помощи власти, не ограниченной твердо установленными правилами, она неизбежно вырождается в деспотию.

Когда правительство должно определить, сколько выращивать свиней или сколько автобусов должно ездить по дорогам страны, какие угольные шахты целесообразно оставить действующими или почем продавать в магазинах ботинки, — все такие решения нельзя вывести из формальных правил или принять раз навсегда или на длительный период. Они неизбежно зависят от обстоятельств, меняющихся очень быстро. И, принимая такого рода решения, приходится всё время иметь в виду сложный баланс интересов различных индивидов и групп. В конце концов, кто-то находит основания, чтобы предпочесть одни интересы другим. Эти основания становятся частью законодательства. Так рождаются привилегии, возникает неравенство, навязанное правительственным аппаратом…

Государство должно ограничиться разработкой общих правил, применимых в ситуациях определенного типа, предоставив индивидам свободу во всём, что связано с обстоятельствами места и времени, ибо только индивиды могут знать в полной мере эти обстоятельства и приспосабливать к ним свои действия. А чтобы индивиды могли сознательно строить планы, у них должна быть возможность предвидеть действия правительства, способные на эти планы влиять.

(Ф.А. Хайек)

С1. Какую роль в регулировании общественной жизни в условиях демократии, по мнению автора, должно играть государство? Почему в остальном индивиды должны быть свободны?

С2. Какие три угрозы для демократии назвал автор?

С3. Опираясь на текст, личный опыт и факты общественной жизни, приведите три конкретных примера «твердо установленных правил» демократии, которые не допускают ее перерождения в диктатуру.

С4. Автор утверждает, что демократия — средство «для защиты… свободы личности». Приведите три аргумента, подтверждающие эту идею.

Прочитайте текст и выполните задания С1-С4.

Чем страна однороднее, тем выше ее шансы на успех в процессе демократизации. Странам со сложным этническим или каким-либо еще составом населения придется, вероятно, заниматься в ближайшее время не демократизацией, а проблемами территориальной целостности и поддержанием законности и порядка <.. >

Демократия - вещь неудержимая. Правда, есть в ней один практический недостаток. Странам, вставшим на путь свободы, кажется, что демократия (т.е. партии, выборы и парламенты) укажет им, куда идти дальше. Но демократия - не просто многообразие взглядов, не просто форум, где всякое мнение имеет хождение; демократия - это система правления. Ее цель - обеспечить тем, кто правит, поддержку народа, по крайней мере на старте; и демократия должна давать возможность править. Парламент, будучи трибуной свободного выражения мнений, есть все же прежде всего институт политической власти, который должен ведь как-то реагировать на предложения правительства или уж выдвигать собственные инициативы <...>

Вопреки буквальному значению слова действующая демократия не «правление народа». Демократия — это правительство, избираемое народом, а если необходимо - то народом и смещаемое; кроме того, демократия — это правительство со своим собственным курсом <.. >

Есть несколько способов дать правительству власть, не подвергая демократию опасности. Это немецкий и британский методы, с одной стороны, и французский и американский - с другой. Оба они жизнеспособны; в одном случае глава правительства имеет определенные конституционные прерогативы — право роспуска парламента, но и избирается он при этом парламентом; в другом — президент избирается на свой пост независимо от парламента и обретает поэтому реальную власть

Есть две очевидные опасности. Первая — новоиспеченные демократические страны начнут свой путь с актов мести тем, кто ответствен за тиранию, и вторая - судебная власть окажется добычей политических сил.

(Р. Дарендорф)

C1. В каких странах, по мнению автора, демократия утверждается легче, а в каких странах этот процесс происходит сложнее?

С2. В чем, с точки зрения автора, состоит буквальное понимание демократии? Что такое демократия в действительности? Ответ:

С3. Какие  две  очевидные  опасности  угрожают демократии  в  период  ее становления? К каким негативным последствиям они могут привести? Укажите два последствия

С4. Автор полагает, что цель демократии - «обеспечить тем, кто правит, поддержку народа». Как народ выражает в условиях демократии свое отношение к власти? Назовите три способа выражения этого отношения.

С5 – С8

1. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «политический режим»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о политическом режиме.

2. В стране М. после прихода к власти военного руководства происходит свертывание демократических институтов. Приведите три примера, которыми можно  проиллюстрировать данный процесс в стране М.

3. Назовите и проиллюстрируйте примером любые три признака демократии.

4. Зарубежные аналитики оценили принятую в стране П новую конституцию как менее демократичную, чем предыдущая. Предположите, какие три изменения в конституции могли стать основанием для подобных оценок.

5. Очередные парламентские выборы в стране Z привели к расширению представительства оппозиционных партий. Одним из первых в повестку дня был включен вопрос об отчете правительства и принятии бюджета на предстоящий год. Какому типу политического режима соответствует данная ситуация? Укажите два признака, по которым вы это определили. Опираясь на обществоведческие знания, приведите еще один признак, характеризующий названный вами политический режим.

6. После проведения референдума в стране А было принято решение об изменении основного закона. В новой конституции утверждалось политическое многообразие, запрещалась цензура. Какому типу политического режима соответствует данная ситуация? Укажите два признака, по которым вы это определили. Опираясь на обществоведческие знания, приведите еще один признак, характеризующий названный вами политический режим.

7. Политолог так  определил сущность демократии: «Неотчуждаемая верховная власть, равенство перед законом и в правах, общественная свобода - вот три основных положения всякой истинной демократии». Приведите любые три не упомянутые автором принципа демократии.

С7. В конституции государства В. представлены два вида демократии: прямая и представительная. Объясните, как эти виды демократии дополняют друг друга в современном государстве. Укажите, в каких формах может быть реализован каждый вид (назовите по одной форме реализации каждого вида демократии).

8. В государстве В. регулярно проводятся выборы законодательного собрания, которые широко освещаются в СМИ. Какая дополнительная информация позволит установить, что политический режим этого государства демократический? Сформулируйте три вопроса для получения необходимой дополнительной информации.

9. Характеризуя демократию, политологи используют понятие «политический плюрализм». Какой смысл вкладывают учёные в это понятие? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о политическом плюрализме.

10. Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Политические режимы». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.


Политические режимы

Демократический

Тоталитарный

Авторитарный

Источник власти

народ

Правящая партия

Монарх, диктатор, военная хунта, олигархическая группа

Формы прямой демократии

  •  Референдумы
  •  Выборы
  •  Полномочия местных органов власти

  •  проводятся

  •  реальные
  •  максимальные

  •  Практически не проводятся,
  •  формальны
  •  формально широкие

  •  Практически не проводятся,
  •  формальны
  •   минимальные

Принцип взаимодействия с обществом

Разрешено все, что не запрещено законом

Запрещено все, что не разрешено законом

Разрешено все, что не имеет отношения к политике

Права и свободы

Развитая система прав человека

Формально провозглашены, фактически уничтожены гражданские права и свободы

Провозглашаются, но реально не обеспечиваются

Методы государственного управления

Уважение и соблюдение прав человека

Террор, массовые политические репрессии

Доминируют командный, административные, Но! отсутствует террор и массовые репрессии

Идеология

Политический плюрализм

Официально одна идеологии

доминирующая одна

Партии

многопартийность

Правящая государственная партия

Одна массовая политическая партия

Оппозиция

Легально существует

Запрещена

Формальна

Состояние гражданского общества

Развитое гражданское общество

отсутствует

Слабо развито

Принцип разделения властей

реализован

Формально признается, реально – слияние правящей партии и государственного аппарата

Игнорируется, глава государства и исполнительная власть доминирует над представительными органами

Полномочия главы государства

Строго ограничены законом

Фактически не ограничены

Практически не ограничены

Представительные органы

Имеют широкий круг полномочий

формальные

формальные

Правосудие и правоохранительные органы

Независимость и беспристрастность суда

Административный контроль

Формально независимы, силовые структуры обществу практически не подконтрольны

Контроль за органами власти

Общественный и парламентский

отсутствует

формальный

 

Примеры стран

режимы Гитлера в Германии, Сталина в СССР и Муссолини в Италии 

Различные авторы также относят к тоталитарным режимы

Франко в Испании,

Мао в Китае,

«красных кхмеров» в Кампучии,

Хомейни в Иране,

талибов в Афганистане, Ахмеда Зогу и Энвера Ходжи в Албании,

 Ким Ир Сена в Северной Корее,  Пиночета в Чили, Сапармурада Ниязова в Туркменистане, Сомосы в Никарагуа, Хорти в Венгрии,

Социалистические режимы

Чехословакия в 1947-1989

Болгария в 1945 - 1990 годах.

Польша в 1945-1981 годах.

Куба при Фиделе Кастро и Рауль Кастро.

Югославия при маршале Тито.

СССР (разные политологи и историки называют разные периоды времени).

КНДР при Ким Ир Сене и Ким Чен Ире.

Другие

  •  Аргентина при Пероне.
  •  Чили при Альенде  и Пиночете.
  •  Португалия в 1928-1974 годах.
  •  Южная Корея с 1953 года.
  •  Ирак при Саддаме Хусейне.
  •  Иран при Ахмадинежаде.
  •  Франция при генерале де Голле и Миттеране.
  •  Германия при Аденауэре.
  •  Италия при Берлускони.
  •  Куба при Батисте.

PAGE  2


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

26199. Шизофрения 18.36 KB
  Симптоматология шизофрении многообразна и своеобразна. Легче перечислить психопатологические симптомы и синдромы которые не характерны для шизофрении чем те которые встречаются часто. Другие выявляются далеко не у всех больных шизофренией но точно появляются почти только при шизофрении разорванность мышления и речи и являются для этой болезни патогномоничными близкими к специфическим проявлениями. Как и в общей психопатологии в целом клинические проявления шизофрении принято разграничивать на отрицательные и положительные.
26200. Социальная адаптация больного шизофренией 11.38 KB
  В психиатрическом диспансере благодаря усилиям медицинского персонала больные заново учатся какимто жизненным навыкам: ведению домашнего хозяйства элементам личной гигиены ведению бюджета и т. Больные шизофренией в межприступный период вполне нормальные и обычные люди хорошо понимающие в чем суть их болезни и они хотят себе помочь им нужна лишь поддержка родных. Очень важно что бы больные продолжали свою трудовую деятельность на сколько позволяет их состояние. Шизофрения не изученная болезнь не ясны причины ее возникновения но...
26201. Модель психической патологии в когнитивном подходе 16.82 KB
  Терапевты помогают пациентам распознать негативные мысли тенденциозные интерпретации и логические ошибки которыми изобилует их мышление и которые согласно Беку вызывают у них депрессию. Терапевты также побуждают пациентов бросить вызов своим дисфункциональным мыслям опробовать новые интерпретации и в конечном счете начать использовать в своей повседневной жизни новые способы мышления. Убежденность пациента в достоверности его негативных идей сохраняется благодаря следующим систематическим ошибкам мышления 1. Произвольные умозаключения:...
26202. Когнитивно-бихевиоральный подход в психотерапии 12.34 KB
  Когнитивнобихевиоральный подход работает когда надо найти новые формы поведения простроить будущее закрепить результат. Когнитивнобихевиоральный подход к эмоциональным расстройствам изменяет взгляд человека на себя и свои проблемы. Виднейшие представителями современного когнитивнобихевиорального подхода являются А. Когнитивнобихевиоральный подход к эмоциональным расстройствам изменяет взгляд человека на себя и свои проблемы.
26203. Основные методики патопсихологической диагностики 12.4 KB
  Нестандартизированные методы направлены на определение конкретных нарушений психической деятельности и составляются индивидуально для каждого больного. Выготского который используется для выявления особенностей понятийного мышления при различных психических заболеваниях прежде всего при шизофрении и некоторых органических поражениях головного мозга; 2 метод классификации предметов Гольдштейна который применяется для анализа различных нарушений процессов отвлечения и обобщения; 3 методы классификация предметные картинки исключение...
26204. Структура патопсихологического синдрома при эпилепсии (нарушение динамики психических процессов, нарушение познавательных процессов, личностные нарушения) 16.23 KB
  Аура по своим проявлениям разнообразна у разных больных. Лицо этих больных малоподвижно маловыразительно мимические реакции бедны больные скупы и сдержанны в жестах. Во время патопсихологического исследования больных эпилепсией изучается мышление динамика операции память внимание врабатываемость переключения. Мышление у больных эпилепсией тугоподвижное вязкое.
26205. Исходы черепно-мозговой травмы 14.87 KB
  Например при тяжёлой черепномозговой травме погибают 25 больных моложе 20 лет и до 7080 пострадавших в возрасте старше 60 лет. Даже при лёгкой черепномозговой травме и черепномозговой травме средней тяжести последствия дают знать о себе в течение месяцев или лет. Для определения исходов черепномозговой травмы предложена шкала исходов Глазго ШИГ в которой предусмотрено пять вариантов исходов.
26206. Систематика тревожных расстройств: паническое, фобическое, генерализованное тревожное, обсессивно-компульснвное 12.71 KB
  внезапного возникновения страха и дискомфорта связанного с такими симптомами как одышка сердцебиение головокружение удушье боль в груди дрожь усиленное потоотделение и страх умереть или сойти с ума.Пережив несколько таких приступов многие начинают испытывать сильный страх перед следующим который может случиться в таком месте откуда они не сумеют выбраться или где не смогут получить помощь в тоннеле в середине ряда в кинотеатре на мосту или в переполненном людьми лифте. Симптомы могут быть сгруппированы в четыре общие категории:...
26207. Концепции тревожных расстройств в различных теоретических подходах 11.39 KB
  Симптомы тревоги рассматриваются как неполное сдерживание вытеснение неприемлемой потребности.Позднее появившаяся когнитивная психология делает акцент на ошибочных и искаженных мыслительных образах предшествующих появлению симптомов тревоги. Например пациент с паническим расстройством может преувеличенно реагировать на нормальные телесные ощущения такие как легкое головокружение или сердцебиение что ведет к усилению страха и тревоги нарастающих до панического приступа.