58630

Наземно-воздушная и почвенная среды жизни

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цель: Сформировать у учащихся представления о наземно-воздушной и почвенной средах жизни; Продолжить развитие мыслительных операций; Воспитывать самостоятельность при работе с учебником.

Русский

2014-04-28

35 KB

24 чел.

Наземно-воздушная и почвенная среды жизни

Цель:

  •  Сформировать у учащихся представления о наземно-воздушной и почвенной средах жизни;
  •  Продолжить развитие мыслительных операций;
  •  Воспитывать самостоятельность при работе с учебником.

Ход урока

  1.  Организационный момент

  1.  Проверка д/з

2 ученика работают по карточкам. 1 ученик отвечает устно.

- Понятие о среде жизни.

- Водная среда

- Адаптация растений и животных к жизни в воде.

  1.  Новая тема

На предыдущих уроках мы говорили о "среде обитания", "среде жизни". Интуитивно мы понимали под "средой" все то, что окружает организм и так или иначе на него влияет. Влияния среды на организм - и есть экологические факторы, которые мы изучали на предыдущих уроках. Иными словами, среда жизни характеризуется определенным набором экологических факторов.

НАЗЕМНО-ВОЗДУШНАЯ СРЕДА ЖИЗНИ

Наземно-воздушная среда характеризуется огромным разнообразием условий существования, экологических ниш и заселяющих их организмов. Надо отметить, что организмы играют первостепенную роль в формировании условий наземно-воздушной среды жизни, и прежде всего - газового состава атмосферы. Практически весь кислород земной атмосферы имеет биогенное происхожение.

Основными особенностями назмено-воздушной среды является большая амплитуда изменения экологических факторов, неоднородность среды, действие сил земного тяготения, низкая плотность воздуха. Комплекс физико-географических и климатических факторов, свойственных определенной природной зоне, приводит к эволюционному становлению морфофизиологических адаптаций организмов к жизни в этих условиях, многообразию форм жизни.

Высокое содержание кислорода в атмосфере (около 21%) определяет возможность формирования высокого (энергетического) уровня обмена веществ.

Атмосферный воздух отличается низкой и изменчивой влажностью. Это обстоятельство во многом лимитировало (ограничивало) возможности освоения наземно-воздушной среды, а также направляло эволюцию водно-солевого обмена и структуры органов дыхания.

Понятие о климате. Работа с текстом учебника на стр. 37 (Рисунок 15)

Работа в 2 группах

  1.  Адаптация растений к жизни в наземно-воздушной среде.
  2.  Адаптация животных к жизни в наземно-воздушной среде.

Выступление групп.

ПОЧВЕННАЯ СРЕДА ОБИТАНИЯ

   Почва является результатом деятельности живых организмов. Заселявшие наземно-воздушную среду организмы приводили к возникнвению почвы как уникальной среды обитания. Почва представляет собой сложную систему, включающую твердую фазу (минеральные частицы), жидкую фазу (почвенная влага) и газообразную фазу. Соотношение этих трех фаз и определяет особенности почвы как среды жизни.

Важной особенностью почвы является также наличие определенного количества органического вещества. Оно образуется в результате отмирания организмов и входит в состав их экскретов (выделений).

Условия почвенной среды обитания определяют такие свойства почвы как ее аэрация (то есть насыщенность воздухом), влажность (присутствие влаги), теплоемкость и термический режим (суточный, сезонный, разногодичный ход температур). Термический режим, по сравнению с наземно-воздушной средой, более консервативный, особенно на большой глубине. В целом, почва отличается довольно устойчивыми условиями жизни.

Вертикальные различия характерны и для других свойств почвы, например, проникновение света, естественно, зависит от глубины.

Многие авторы отмечают промежуточность положения почвенной среды жизни между водной и наземно-воздушной средами. В почве возможно обитание организмов, обладающих как водным, так и воздушным типом дыхания. Вертикальный градиент проникновения света в почве еще более выражен, чем в воде. Микроорганизмы встречаются по всей толще почвы, а растения (в первую очередь, корневые системы) связаны с наружными горизонтами.

Работа в парах.

  1.  Адаптация растений к жизни в почвенной среде обитания.
  2.  Адаптация животных к жизни в почвенной среде обитания.
  3.  Составить по 3 вопроса по каждой паре.

  1.  Закрепление

Составить кроссворд по изученной теме.

Зад . 3, 4 (работа в 2 группах)

  1.  Д/з

П. 9, подготовить сообщение по теме

  1.  Рефлексия


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

68507. Правовые системы современности 195 KB
  Романо-германская правовая семья. Становления и развития романо-германского права. Основные черты и особенности романо-германского права. Существенные различия правовых систем Германии и Франции. Англосаксонская правовая семья. Традиционная правовая семья. Религиозная правовая семья
68508. Фізичний рівень передачі інформації: цифрові канали передачі даних 372.5 KB
  Крім того до апаратною складовою комп’ютерної мережі відносяться кабельні системи ліній зв’язку та комунікаційне обладнання що дозволяє об’єднувати окремі сегменти мережі і організовувати інформаційні потоки. Структурована кабельна система Кабельна система є базою для будьякої мережі.
68509. ФІЛОСОФІЯ, ЇЇ ПРЕДМЕТ ТА ФУНКЦІЇ 176.5 KB
  Завдання для самостійної роботи: Доведіть чому кожна людина є філософом хоча й не завжди усвідомлює це Проаналізуйте хто ближче до істини у поясненні суттєвості світу – матеріалісти чи ідеалісти Чим відрізняється релігія наука і філософія Проаналізуйте визначення філософії.
68510. ЭТИКА И ЭСТЕТИКА В КОНТЕКСТЕ КУЛЬТУРЫ 111.5 KB
  Каждой целостной исторической формации присущ свой тип культуры. В его развитии решающую роль отводят материальным факторам, связанным с доминирующим типом социально-экономических отношений. Культура — это, прежде всего характерный для членов данного общества образ мыслей и образ действий.
68511. ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ ЭТИКИ И ИХ РЕАЛИЗАЦИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮРИСТОВ 101.5 KB
  Например есть категория долга а есть и представление индивида о том что такое долг. Имея много общего с категориями других наук этические категории обладают и некоторыми особенными чертами выполняющими социальные функции Во-первых они отражают ту сторону общественных отношений которая связана...
68512. МОРАЛЬ И ПОЛИТИКА 242.5 KB
  Осознание человека личностью членом группы противопоставления морали одного морали другого еще не происходит. Но вместе с тем она сосредотачивает энергию не на человеке его внутреннем мире и мотивах а на внешних для человека целях способствует раздвоению личности насаждает ложь терпимость...
68513. Предмет философии. Философия и мировоззрение 136.5 KB
  Чтобы подойти к пониманию того что такое философия необходимо отталкиваться от отличий человека как особого типа живых существ. Назовем еще одно отличие человека. Сознание есть способность человека отличать самого себя от окружающего мира и от самого себя как части окружающего мира.
68515. Античная философия, Натурфилософский период: Милетская школа, Гераклит, элеаты, Демокрит 277.5 KB
  Ведь многие вещи имеют в своем составе воду даже человек оказывается на 6070 состоит из воды представляя из себя таким образом водный раствор. Из этой умопостигаемой реальности возникают все конкретные чувственные вещи и явления. Первая все вещи порождаются из того же начала в которое затем обратно переходят.