58633

Урок-проект по повести Б. Васильева «В списках не значился»

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Ход урока На доске записаны или выведены на экран два эпиграфа цитаты из повести В списках не значился: Крепость не пала: она просто истекла кровью. Работа начинается с небольшого вступительного слова учителя который обращает внимание ребят...

Русский

2014-04-28

55.5 KB

29 чел.

Урок - проект по повести Б. Васильева «В списках не значился»

Цели урока:

1) Продолжить знакомство с произведениями о ВОВ.

2) Учить анализу художественного произведения.

3) Воспитывать интерес к истории страны.

4) Воспитывать чувство патриотизма, эмоционально воздействуя на учеников, погружая их в события начала ВОВ, заставляя задуматься над истоками мужества целого поколения людей, которое отдало свою молодость, счастье, любовь, жизнь за свободу страны.

Оборудование: видеопрезентация фотографий Брестской крепости, распечатанные фрагменты статьи С. Смирнова “Брестская крепость”. Стенд “Лицо поколения”.

Ход урока

На доске записаны (или выведены на экран) два эпиграфа (цитаты) из повести «В списках не значился»:

 Крепость не пала: она просто истекла кровью. Я – ее последняя капля.

…не так уж важно, где лежат наши сыновья. Важно только то, за что они погибли.

Предварительно учащиеся были разделены на группы:

  1.  «Историки» занимались исследованием документов об обороне Брестской крепости, подготовили для работы класса фрагменты статьи С. Смирнова “Брестская крепость”.
  2.  «Литературоведы» тщательно анализировали повесть Б. Васильева, составляли литературный портрет лейтенанта Плужникова, его сюжетную линию.
  3.  «Журналисты» исследовали документальные книги о войне, домашние альбомы находили фотографии молодых людей: солдат и офицеров и оформляли стенд “Лицо поколения”, подбирали фотографии Брестской крепости для видеопрезентации.

Учащиеся садятся группами, в каждой из которых есть представители “историков”, “литературоведов”, “журналистов”, чтобы после выступлений учеников каждая группа могла написать свой отзыв о прочитанном произведении (такая форма работы позволяет обеспечить индивидуальный подход к каждому ученику, дать ему возможность заниматься тем, что ему ближе.)

Работа начинается с небольшого вступительного слова учителя, который обращает внимание ребят на эпиграфы к уроку, предлагает записать их в тетради и внимательно следить за ходом анализа повести с тем, чтобы в конце занятия определить, удачно ли они выбраны, определяют ли они суть произведения.

Дальше следуют выступления групп учащихся.

«Историки»

О Брестской крепости люди впервые узнали из документальной повести Сергея Смирнова “Брестская крепость”. Перед вами отрывки одной главы этой повести. Прочитайте, расскажите, о чем эти отрывки. Учащиеся под руководством “историков” приходят к выводу, что крепость не была хорошо укрепленным объектом. В романе Б.Васильева обращаем внимание на то, какое впечатление произвела крепость на Николая Плужникова: “Коля с нетерпением ожидал увидеть нечто вроде Кремля. Но впереди зачернело нечто бесформенное…никаких стен и башен”. Демонстрируются фотографии крепости.

Вывод: значит, то, что крепость не сдалась, обеспечили не выдающиеся фортификационные сооружения, а стойкость защитников.

«Журналисты»

Рассказывают о лейтенанте Плужникове в самом начале повести: сколько ему было лет, объясняют, почему Б. Васильев дает точную дату его рождения:12 апреля 1922. Обращают внимание учеников на стенд «Лицо поколения», на изображение юного лейтенанта. Каким он был Коля Плужников, московский юноша, не успевший завести девушку, толком попрощаться с мамой? Вглядитесь в фотографии, сделанные перед войной. Это очень разные люди, но это лицо поколения, принявшего на себя удар фашистов.

«Литературоведы»

Ребята рассказывают о жизни Плужникова до войны. Анализируют его первый серьезный поступок: отказ от продолжения службы в училище с последующим карьерным ростом (через три года мог бы поступить в академию):  «Я считаю, что каждый командир должен сначала послужить в войсках». И это не просто красивая фраза, это глубокое убеждение еще совсем молодого человека, который доказывает его в первые часы войны. Страха нет, просто нет времени испугаться, но есть долг, есть осознание того, что он, командир, должен быть примером, поэтому Плужников даже стесняется пригибаться под осколками, чтобы солдаты вдруг не подумали о его страхе.

 Что такое в списках не значился? Лейтенанта нет в документах части, следовательно, если он покинет крепость, это не буде считаться дезертирством. Он же может спасти свою жизнь, продолжить воевать за пределами этого жуткого места, тем более что в первые часы еще можно было пробраться в город. У Плужникова даже нет таких мыслей. Его волнует другое: нет в списках, о нем не знает командование, а он здесь, может исполнять приказы. И Николай начинает войну. Первые дни будут страшны, на глазах лейтенанта гибнут люди, смерть, о которой он никогда не задумывался – рядом. Поэтому, когда наступает затишье, и приходит осознание всего происходящего, Коля Плужников растерялся, его мучает чувство вины: он выжил потому, что кто-то погиб? Обостренное чувство совести едва не толкает его на страшный поступок: уйти из жизни.  Эта растерянность вполне понятна. На совсем еще молодого человека обрушилась такая ответственность, такая беда. Но еврейская девушка Мирра своими словами: «Ты Красная армия»,- возвращает Плужникову уверенность в собственных силах, и теперь он уже не свернет со своего пути – защитника родной земли.

Он будет одним из немногих, кто наводил ужас на фашистов из “темных стреляющих подземелий”.

 В повести есть любовная линия. Уместна ли она? Зачем ее ввел Б. Васильев? Вспомним о возрасте лейтенанта и Мирры. Они только стоят на пороге жизни, в которую врывается война. Эта короткая вспышка счастья в жизни Николая и Мирры, наверное, самое светлое, что было в их короткой жизни. “А разве мы виноваты, что время такое, разве мы виноваты?”, - спрашивает Мирра, как бы извиняясь, за то, что с ней случилось, о чем она даже и мечтать не могла из-за своего недуга. Николай должен остаться один, Мирра уходит наверх, чтобы сохранить еще не родившегося ребенка. Жизнь продолжается, берет свое, но война грубо вмешивается. После своей слабости в первые дни войны, Николай испытывает второй удар, он должен отпустить Мирру: «…Плужникову хотелось кричать, хотелось вылезти наверх, хотелось выпустить в немцев все снаряженные диски, хотелось погибнуть, потому что боль, которую он испытывал сейчас, была страшнее смерти». Он так и не увидит, что его любимой не удастся выбраться из крепости, она останется с ним, но он этого не узнает. Любовная линия в повести обостряет восприятие всего происходящего. Она внесена Васильевым не случайно. Без нее не так остро бы ощущалась трагедия отдельного человека, который рожден для жизни, любви, счастья, и ничего не в силах изменить перед лицом глобальной человеческой катастрофы – войны.

 Как можно назвать жизнь героя в крепости? Это выживание? Нет! Это служба! Он будет ее нести до последнего вздоха.

 Николай Плужников – русский солдат, который вызвал своей стойкостью, отважностью, уважение даже у врага:

«Он шел строго и прямо, ничего не видя, но точно ориентируясь по звуку работавшего мотора. И все стояли на своих местах, и он шел один, с трудом переставляя распухшие обмороженные ноги.

И вдруг немецкий лейтенант звонко и напряженно, как на параде, выкрикнул команду, и солдаты, щелкнув каблуками, четко вскинули оружие “на караул”. И немецкий генерал, чуть помедлив, поднес руку к фуражке. А он, качаясь, медленно шел сквозь строй врагов, отдававших ему сейчас высшие воинские почести. Но он не видел этих почестей, а если бы и видел, ему было бы уже все равно. Он был выше всех мыслимых почестей, выше славы, выше жизни и выше смерти».

После выступлений представителей учащимся предлагается сделать выводы о роли эпиграфов, поразмышлять о сегодняшнем времени, об истории, эмоциональном воздействии подобных книг, о гордости за народ, освободивший мир от фашизма, о поколении, встретившем войну. Все эти высказывания предлагается оформить дома письменно.

Список литературы

  1.  Балавин А. Мальчик из легенды.// Звезда 1975№4.
  2.  Бровман Г. Подвиг человечности. // Москва 1975 №1.
  3.  Евсеева В. Вечная живая память. // Вечерняя школа 1983 №3.
  4.  Карнюшкин А. Изучение малой прозы Б.Васильева (методический комплекс). Смоленск 1998.
  5.  Кирсанов В. Были о героической борьбе. // Дон 1978 № 4.
  6.  Чалмаев В. На войне остаться человеком. М., 1998.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

75920. Причины негативного восприятия России на западе в прошлом и настоящем 19.32 KB
  Западные политики до сих пор опасаются возрождения СССР в его прошлых границах и уповают на наличие у России как правоприемницы СССР амбиций вернуть утраченные территории. Что имеется ввиду Реалии нашей действительности позволяют западному человеку находить в них то что соответствует его суждениям о России сколь бы превратными и односторонними с чьейлибо точки зрения они ни были. В этом смысле сложившийся на Западе образ России во многих случаях больше говорит об особенностях западного менталитета чем о самой нашей стране.
75921. Кризисная дипломатия Хрущева и «доктрина Брежнева»: преемственность и изменения во внешней политике СССР в 1950-1980-е годах 18.26 KB
  Внешняя политика СССР в начальный период хрущевской оттепели велась в условиях напряженной международной обстановки и жесткой конфронтации со странами Запада. В середине 50х годов создали свой военно-политический союз СССР и страны социалистического лагеря. Хрущевым видело одно из средств ослабления международной напряженности в расширении взаимоотношений СССР и стран мира.
75922. Публичная дипломатия современной России: пути и формы реализации 27.93 KB
  Несмотря на общее признание необходимости усилить роль публичной дипломатии взгляды на цель этого усиления среди политиков и экспертов разнятся. Наряду с пониманием общественной дипломатии как public diplomcy появилось и второе значение термина в русском языке дипломатия на уровне общественных организаций. Поэтому более удобным представляется перевод публичная дипломатия не имеющий значения дипломатии на уровне НПО.
75923. Августовский дефолт 1998 года: истоки, экономические и политические последствия 19.66 KB
  Применение завышенного курса российского рубля в качестве меры по сдерживанию инфляционных ожиданий. Завышенный обменный курс российского рубля значительно снижал ценовую конкурентоспособность российских производителей. В-третьих резкий рост государственного долга приводил к значительному увеличению рисков связанных с колебаниями курсов ценных бумаг и курса российского рубля. Эти события оказали негативное влияние на настроения инвесторов что увеличило отток капитала и усилило давление на курс рубля.
75924. Армейские реформы в РФ – дискуссии об их осуществлении 17.1 KB
  Медведев выдвигает идею инновационной армии в качестве элемента своей программы модернизации в частности ставит задачу довести долю современных систем на ее вооружении до 70. устранения диспропорций якобы возникших в результате развала Советской армии и массовых сокращений 1990х годов она представляет собой первую попытку окончательного отказа от концепции массовой мобилизационной армии концепции которая реализовывалась в строительстве российских Вооруженных сил последние полтораста лет. Прочным фундаментом внезапно ускоренной...
75925. Борис Ельцин – первый президент РФ: личность и эпоха 15.83 KB
  А как к деятельности бывшего руководителя страны относятся наши местные политики Какое по их мнению место в истории он заслуживает Римма Ризванова руководитель исполкома Набережночелнинского отделения партии Единая Россия: Время правления Ельцина 1990е годы было очень сложно. А сегодня многие даже не понимают что Путин это его преемник который в свое время выделил бывшему президенту годовую пенсию равную 28 миллионов рублей в год Ельцина люди по-прежнему ненавидят. Под руководством Ельцина начала сеяться в России...
75926. Внешнеполитические причины дезинтеграции СССР 18.75 KB
  Борьба США и СССР. Целенаправленная помощь афганским моджахедам; Инновационная технологическая рецептура: Кампания по резкому сокращению притока валюты в СССР реализуемая посредством снижения по договоренности с Саудовской Аравией мировых цен на нефть ограничения советского природного газа в Западную Европу; Когда у СССР сформировалась иллюзия возможности безбедного существования за счет цен на нефть и когда советская экономика уже была полностью привязана к нефтяному экспорту произошел 1986 г. воздействие американцы активно...
75927. Внешняя политика во взглядах правящей элиты России: эволюция и современное состояние 21.02 KB
  На протяжении последних двух десятилетий в России сменилось несколько партий власти. На смену Выбору России и созданной одновременно с ним Партии российского единства и согласия пришло движение Наш дом Россия впоследствии влившееся в блок Единство который затем трансформировался в Единую Россию. В рамках переходной политической системы постсоветской России Ельцин находил достаточно прочную социальную и политическую базу как в широком демократическом движении так и в рыночно ориентированной части постсоветской номенклатуры.