58633

Урок-проект по повести Б. Васильева «В списках не значился»

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Ход урока На доске записаны или выведены на экран два эпиграфа цитаты из повести В списках не значился: Крепость не пала: она просто истекла кровью. Работа начинается с небольшого вступительного слова учителя который обращает внимание ребят...

Русский

2014-04-28

55.5 KB

29 чел.

Урок - проект по повести Б. Васильева «В списках не значился»

Цели урока:

1) Продолжить знакомство с произведениями о ВОВ.

2) Учить анализу художественного произведения.

3) Воспитывать интерес к истории страны.

4) Воспитывать чувство патриотизма, эмоционально воздействуя на учеников, погружая их в события начала ВОВ, заставляя задуматься над истоками мужества целого поколения людей, которое отдало свою молодость, счастье, любовь, жизнь за свободу страны.

Оборудование: видеопрезентация фотографий Брестской крепости, распечатанные фрагменты статьи С. Смирнова “Брестская крепость”. Стенд “Лицо поколения”.

Ход урока

На доске записаны (или выведены на экран) два эпиграфа (цитаты) из повести «В списках не значился»:

 Крепость не пала: она просто истекла кровью. Я – ее последняя капля.

…не так уж важно, где лежат наши сыновья. Важно только то, за что они погибли.

Предварительно учащиеся были разделены на группы:

  1.  «Историки» занимались исследованием документов об обороне Брестской крепости, подготовили для работы класса фрагменты статьи С. Смирнова “Брестская крепость”.
  2.  «Литературоведы» тщательно анализировали повесть Б. Васильева, составляли литературный портрет лейтенанта Плужникова, его сюжетную линию.
  3.  «Журналисты» исследовали документальные книги о войне, домашние альбомы находили фотографии молодых людей: солдат и офицеров и оформляли стенд “Лицо поколения”, подбирали фотографии Брестской крепости для видеопрезентации.

Учащиеся садятся группами, в каждой из которых есть представители “историков”, “литературоведов”, “журналистов”, чтобы после выступлений учеников каждая группа могла написать свой отзыв о прочитанном произведении (такая форма работы позволяет обеспечить индивидуальный подход к каждому ученику, дать ему возможность заниматься тем, что ему ближе.)

Работа начинается с небольшого вступительного слова учителя, который обращает внимание ребят на эпиграфы к уроку, предлагает записать их в тетради и внимательно следить за ходом анализа повести с тем, чтобы в конце занятия определить, удачно ли они выбраны, определяют ли они суть произведения.

Дальше следуют выступления групп учащихся.

«Историки»

О Брестской крепости люди впервые узнали из документальной повести Сергея Смирнова “Брестская крепость”. Перед вами отрывки одной главы этой повести. Прочитайте, расскажите, о чем эти отрывки. Учащиеся под руководством “историков” приходят к выводу, что крепость не была хорошо укрепленным объектом. В романе Б.Васильева обращаем внимание на то, какое впечатление произвела крепость на Николая Плужникова: “Коля с нетерпением ожидал увидеть нечто вроде Кремля. Но впереди зачернело нечто бесформенное…никаких стен и башен”. Демонстрируются фотографии крепости.

Вывод: значит, то, что крепость не сдалась, обеспечили не выдающиеся фортификационные сооружения, а стойкость защитников.

«Журналисты»

Рассказывают о лейтенанте Плужникове в самом начале повести: сколько ему было лет, объясняют, почему Б. Васильев дает точную дату его рождения:12 апреля 1922. Обращают внимание учеников на стенд «Лицо поколения», на изображение юного лейтенанта. Каким он был Коля Плужников, московский юноша, не успевший завести девушку, толком попрощаться с мамой? Вглядитесь в фотографии, сделанные перед войной. Это очень разные люди, но это лицо поколения, принявшего на себя удар фашистов.

«Литературоведы»

Ребята рассказывают о жизни Плужникова до войны. Анализируют его первый серьезный поступок: отказ от продолжения службы в училище с последующим карьерным ростом (через три года мог бы поступить в академию):  «Я считаю, что каждый командир должен сначала послужить в войсках». И это не просто красивая фраза, это глубокое убеждение еще совсем молодого человека, который доказывает его в первые часы войны. Страха нет, просто нет времени испугаться, но есть долг, есть осознание того, что он, командир, должен быть примером, поэтому Плужников даже стесняется пригибаться под осколками, чтобы солдаты вдруг не подумали о его страхе.

 Что такое в списках не значился? Лейтенанта нет в документах части, следовательно, если он покинет крепость, это не буде считаться дезертирством. Он же может спасти свою жизнь, продолжить воевать за пределами этого жуткого места, тем более что в первые часы еще можно было пробраться в город. У Плужникова даже нет таких мыслей. Его волнует другое: нет в списках, о нем не знает командование, а он здесь, может исполнять приказы. И Николай начинает войну. Первые дни будут страшны, на глазах лейтенанта гибнут люди, смерть, о которой он никогда не задумывался – рядом. Поэтому, когда наступает затишье, и приходит осознание всего происходящего, Коля Плужников растерялся, его мучает чувство вины: он выжил потому, что кто-то погиб? Обостренное чувство совести едва не толкает его на страшный поступок: уйти из жизни.  Эта растерянность вполне понятна. На совсем еще молодого человека обрушилась такая ответственность, такая беда. Но еврейская девушка Мирра своими словами: «Ты Красная армия»,- возвращает Плужникову уверенность в собственных силах, и теперь он уже не свернет со своего пути – защитника родной земли.

Он будет одним из немногих, кто наводил ужас на фашистов из “темных стреляющих подземелий”.

 В повести есть любовная линия. Уместна ли она? Зачем ее ввел Б. Васильев? Вспомним о возрасте лейтенанта и Мирры. Они только стоят на пороге жизни, в которую врывается война. Эта короткая вспышка счастья в жизни Николая и Мирры, наверное, самое светлое, что было в их короткой жизни. “А разве мы виноваты, что время такое, разве мы виноваты?”, - спрашивает Мирра, как бы извиняясь, за то, что с ней случилось, о чем она даже и мечтать не могла из-за своего недуга. Николай должен остаться один, Мирра уходит наверх, чтобы сохранить еще не родившегося ребенка. Жизнь продолжается, берет свое, но война грубо вмешивается. После своей слабости в первые дни войны, Николай испытывает второй удар, он должен отпустить Мирру: «…Плужникову хотелось кричать, хотелось вылезти наверх, хотелось выпустить в немцев все снаряженные диски, хотелось погибнуть, потому что боль, которую он испытывал сейчас, была страшнее смерти». Он так и не увидит, что его любимой не удастся выбраться из крепости, она останется с ним, но он этого не узнает. Любовная линия в повести обостряет восприятие всего происходящего. Она внесена Васильевым не случайно. Без нее не так остро бы ощущалась трагедия отдельного человека, который рожден для жизни, любви, счастья, и ничего не в силах изменить перед лицом глобальной человеческой катастрофы – войны.

 Как можно назвать жизнь героя в крепости? Это выживание? Нет! Это служба! Он будет ее нести до последнего вздоха.

 Николай Плужников – русский солдат, который вызвал своей стойкостью, отважностью, уважение даже у врага:

«Он шел строго и прямо, ничего не видя, но точно ориентируясь по звуку работавшего мотора. И все стояли на своих местах, и он шел один, с трудом переставляя распухшие обмороженные ноги.

И вдруг немецкий лейтенант звонко и напряженно, как на параде, выкрикнул команду, и солдаты, щелкнув каблуками, четко вскинули оружие “на караул”. И немецкий генерал, чуть помедлив, поднес руку к фуражке. А он, качаясь, медленно шел сквозь строй врагов, отдававших ему сейчас высшие воинские почести. Но он не видел этих почестей, а если бы и видел, ему было бы уже все равно. Он был выше всех мыслимых почестей, выше славы, выше жизни и выше смерти».

После выступлений представителей учащимся предлагается сделать выводы о роли эпиграфов, поразмышлять о сегодняшнем времени, об истории, эмоциональном воздействии подобных книг, о гордости за народ, освободивший мир от фашизма, о поколении, встретившем войну. Все эти высказывания предлагается оформить дома письменно.

Список литературы

  1.  Балавин А. Мальчик из легенды.// Звезда 1975№4.
  2.  Бровман Г. Подвиг человечности. // Москва 1975 №1.
  3.  Евсеева В. Вечная живая память. // Вечерняя школа 1983 №3.
  4.  Карнюшкин А. Изучение малой прозы Б.Васильева (методический комплекс). Смоленск 1998.
  5.  Кирсанов В. Были о героической борьбе. // Дон 1978 № 4.
  6.  Чалмаев В. На войне остаться человеком. М., 1998.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

30434. Политико-территориальное устройство и организация местной власти в Польше 14.99 KB
  Основной единицей территориального самоуправления является община.Иные единицы регионального или местного и регионального самоуправления определяет закон. Община выполняет все задачи территориального самоуправления не закрепленные за иными единицами территориального самоуправления.Единицы территориального самоуправления являются юридическими лицами.
30435. Особенности конституционного права Бразилии 15.69 KB
  Конституция 1988 г. Композиционно Конституция 1988 г. Помимо упомянутых в общем ставших традиционными в акте встречаются совершенно исключительные права и свободы не получившие еще отражения в конституциях стран Европы. Конституция 1988 г.
30436. Форма правления и государственный режим в Бразилии, формирование и взаимодействие высших государственных органов 15.22 KB
  Акты Президента требуют одобрения обеих палат; если проект не принимается одной из палат то он считается отвергнутым. Если пост Президента становится вакантным или возникают препятствия в исполнении им своих обязанностей то их исполняет вицепрезидент а если названные обстоятельства возникают и в отношении президента и вицепрезидента одновременно то пост главы государства замещается в следующей последовательности председатель Палаты депутатов председатель Федерального сената и председатель Федерального верховного суда. Президента...
30437. Бразильский федерализм и местное самоуправление 15.64 KB
  территориальная структура была несколько реорганизована в частности федеральные территории Рорайма и Амапа обрели статус штатов. 23 установила совместную сферу компетенции Союза штатов и муниципалитетов и федерального округа распределение которой а точнее сотрудничество в которой опятьтаки передано в ведение дополняющего закона. Наконец третья сфера компетенции установленная основным законом конкурирующая компетенция Союза штатов и федерального округа к которой в частности отнесено трудовое исправительное экономическое и...
30438. Конституционное развитие Казахстана 16.32 KB
  Принципиально новыми положениями Конституционного закона стали провозглашение Казахстана независимым демократическим правовым государством а также преобразование Казахской ССР в Республику Казахстан. Закон предусмотрел такой государственный орган как Комитет конституционного надзора призванный обеспечить верховенство Конституции. Начальный этап конституционного развития Республики Казахстан завершился принятием 28 января 1993 г. Практическое применение показало что отдельные вопросы требующие конституционного...
30439. Форма правления и государственный режим в Казахстане, формирование и взаимодействие высших государственных органов 16.15 KB
  2 Конституции республика является государством с президентской формой правления. Однако анализ содержания Конституции в частности системы государственных органов показывает что с точки зрения принятой классификации форм правления Казахстан представляет собой не президентскую а смешанную республику функционирующую по президентскому тину. В Конституции же Казахстана мы находим и возможность хотя и усеченную выражения Парламентом вотума недоверия правительству п. 3 Конституции система сдержек и противовесов последовательного применения не...
30440. Политико-территориальное устройство и организация местной власти в Казахстане 18.2 KB
  и местных исполнительных органов устанавливая что компетенция маслихатов порядок их организации и деятельности правовое положение их депутатов равно как и компетенция и порядок деятельности местных исполнительных органов устанавливаются законом. Такой закон сегодня Закон О местных представительных и исполнительных органах Республики Казахстан от 10 декабря 1993 г. 87 определяет правовые основы организации и деятельности местных органов исполнительной власти. Взаимоотношения местных представительных и исполнительных органов...
30441. Юридическая и социально-политическая сущность конституции 15.07 KB
  Юридическая и социальнополитическая сущность конституции В науке конституционного права понятие âконституцияâ применяется в двух смыслах. В формальном смысле это юридическая конституция т. Юридическая конституция представляет собой документ предписывающий то что должно быть. Серьезные расхождения между юридической и фактической конституциями иногда порождают фиктивность части положений основного закона.
30442. Основные тенденции развития конституционного права 14.29 KB
  Социализация это тенденция означающая что конституционноправовые нормы все шире регулируют основы устройства не только государства как это делали первые конституции но и общества в целом включая его экономическую политическую1 социальную и культурную системы. Данная тенденция проявляется в пополнении перечня конституционных прав свобод и обязанностей правами и обязанностями социальноэкономическими и культурными в регулировании отношений между трудом и капиталом в установлении социального предназначения собственности и т....