58633

Урок-проект по повести Б. Васильева «В списках не значился»

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Ход урока На доске записаны или выведены на экран два эпиграфа цитаты из повести В списках не значился: Крепость не пала: она просто истекла кровью. Работа начинается с небольшого вступительного слова учителя который обращает внимание ребят...

Русский

2014-04-28

55.5 KB

27 чел.

Урок - проект по повести Б. Васильева «В списках не значился»

Цели урока:

1) Продолжить знакомство с произведениями о ВОВ.

2) Учить анализу художественного произведения.

3) Воспитывать интерес к истории страны.

4) Воспитывать чувство патриотизма, эмоционально воздействуя на учеников, погружая их в события начала ВОВ, заставляя задуматься над истоками мужества целого поколения людей, которое отдало свою молодость, счастье, любовь, жизнь за свободу страны.

Оборудование: видеопрезентация фотографий Брестской крепости, распечатанные фрагменты статьи С. Смирнова “Брестская крепость”. Стенд “Лицо поколения”.

Ход урока

На доске записаны (или выведены на экран) два эпиграфа (цитаты) из повести «В списках не значился»:

 Крепость не пала: она просто истекла кровью. Я – ее последняя капля.

…не так уж важно, где лежат наши сыновья. Важно только то, за что они погибли.

Предварительно учащиеся были разделены на группы:

  1.  «Историки» занимались исследованием документов об обороне Брестской крепости, подготовили для работы класса фрагменты статьи С. Смирнова “Брестская крепость”.
  2.  «Литературоведы» тщательно анализировали повесть Б. Васильева, составляли литературный портрет лейтенанта Плужникова, его сюжетную линию.
  3.  «Журналисты» исследовали документальные книги о войне, домашние альбомы находили фотографии молодых людей: солдат и офицеров и оформляли стенд “Лицо поколения”, подбирали фотографии Брестской крепости для видеопрезентации.

Учащиеся садятся группами, в каждой из которых есть представители “историков”, “литературоведов”, “журналистов”, чтобы после выступлений учеников каждая группа могла написать свой отзыв о прочитанном произведении (такая форма работы позволяет обеспечить индивидуальный подход к каждому ученику, дать ему возможность заниматься тем, что ему ближе.)

Работа начинается с небольшого вступительного слова учителя, который обращает внимание ребят на эпиграфы к уроку, предлагает записать их в тетради и внимательно следить за ходом анализа повести с тем, чтобы в конце занятия определить, удачно ли они выбраны, определяют ли они суть произведения.

Дальше следуют выступления групп учащихся.

«Историки»

О Брестской крепости люди впервые узнали из документальной повести Сергея Смирнова “Брестская крепость”. Перед вами отрывки одной главы этой повести. Прочитайте, расскажите, о чем эти отрывки. Учащиеся под руководством “историков” приходят к выводу, что крепость не была хорошо укрепленным объектом. В романе Б.Васильева обращаем внимание на то, какое впечатление произвела крепость на Николая Плужникова: “Коля с нетерпением ожидал увидеть нечто вроде Кремля. Но впереди зачернело нечто бесформенное…никаких стен и башен”. Демонстрируются фотографии крепости.

Вывод: значит, то, что крепость не сдалась, обеспечили не выдающиеся фортификационные сооружения, а стойкость защитников.

«Журналисты»

Рассказывают о лейтенанте Плужникове в самом начале повести: сколько ему было лет, объясняют, почему Б. Васильев дает точную дату его рождения:12 апреля 1922. Обращают внимание учеников на стенд «Лицо поколения», на изображение юного лейтенанта. Каким он был Коля Плужников, московский юноша, не успевший завести девушку, толком попрощаться с мамой? Вглядитесь в фотографии, сделанные перед войной. Это очень разные люди, но это лицо поколения, принявшего на себя удар фашистов.

«Литературоведы»

Ребята рассказывают о жизни Плужникова до войны. Анализируют его первый серьезный поступок: отказ от продолжения службы в училище с последующим карьерным ростом (через три года мог бы поступить в академию):  «Я считаю, что каждый командир должен сначала послужить в войсках». И это не просто красивая фраза, это глубокое убеждение еще совсем молодого человека, который доказывает его в первые часы войны. Страха нет, просто нет времени испугаться, но есть долг, есть осознание того, что он, командир, должен быть примером, поэтому Плужников даже стесняется пригибаться под осколками, чтобы солдаты вдруг не подумали о его страхе.

 Что такое в списках не значился? Лейтенанта нет в документах части, следовательно, если он покинет крепость, это не буде считаться дезертирством. Он же может спасти свою жизнь, продолжить воевать за пределами этого жуткого места, тем более что в первые часы еще можно было пробраться в город. У Плужникова даже нет таких мыслей. Его волнует другое: нет в списках, о нем не знает командование, а он здесь, может исполнять приказы. И Николай начинает войну. Первые дни будут страшны, на глазах лейтенанта гибнут люди, смерть, о которой он никогда не задумывался – рядом. Поэтому, когда наступает затишье, и приходит осознание всего происходящего, Коля Плужников растерялся, его мучает чувство вины: он выжил потому, что кто-то погиб? Обостренное чувство совести едва не толкает его на страшный поступок: уйти из жизни.  Эта растерянность вполне понятна. На совсем еще молодого человека обрушилась такая ответственность, такая беда. Но еврейская девушка Мирра своими словами: «Ты Красная армия»,- возвращает Плужникову уверенность в собственных силах, и теперь он уже не свернет со своего пути – защитника родной земли.

Он будет одним из немногих, кто наводил ужас на фашистов из “темных стреляющих подземелий”.

 В повести есть любовная линия. Уместна ли она? Зачем ее ввел Б. Васильев? Вспомним о возрасте лейтенанта и Мирры. Они только стоят на пороге жизни, в которую врывается война. Эта короткая вспышка счастья в жизни Николая и Мирры, наверное, самое светлое, что было в их короткой жизни. “А разве мы виноваты, что время такое, разве мы виноваты?”, - спрашивает Мирра, как бы извиняясь, за то, что с ней случилось, о чем она даже и мечтать не могла из-за своего недуга. Николай должен остаться один, Мирра уходит наверх, чтобы сохранить еще не родившегося ребенка. Жизнь продолжается, берет свое, но война грубо вмешивается. После своей слабости в первые дни войны, Николай испытывает второй удар, он должен отпустить Мирру: «…Плужникову хотелось кричать, хотелось вылезти наверх, хотелось выпустить в немцев все снаряженные диски, хотелось погибнуть, потому что боль, которую он испытывал сейчас, была страшнее смерти». Он так и не увидит, что его любимой не удастся выбраться из крепости, она останется с ним, но он этого не узнает. Любовная линия в повести обостряет восприятие всего происходящего. Она внесена Васильевым не случайно. Без нее не так остро бы ощущалась трагедия отдельного человека, который рожден для жизни, любви, счастья, и ничего не в силах изменить перед лицом глобальной человеческой катастрофы – войны.

 Как можно назвать жизнь героя в крепости? Это выживание? Нет! Это служба! Он будет ее нести до последнего вздоха.

 Николай Плужников – русский солдат, который вызвал своей стойкостью, отважностью, уважение даже у врага:

«Он шел строго и прямо, ничего не видя, но точно ориентируясь по звуку работавшего мотора. И все стояли на своих местах, и он шел один, с трудом переставляя распухшие обмороженные ноги.

И вдруг немецкий лейтенант звонко и напряженно, как на параде, выкрикнул команду, и солдаты, щелкнув каблуками, четко вскинули оружие “на караул”. И немецкий генерал, чуть помедлив, поднес руку к фуражке. А он, качаясь, медленно шел сквозь строй врагов, отдававших ему сейчас высшие воинские почести. Но он не видел этих почестей, а если бы и видел, ему было бы уже все равно. Он был выше всех мыслимых почестей, выше славы, выше жизни и выше смерти».

После выступлений представителей учащимся предлагается сделать выводы о роли эпиграфов, поразмышлять о сегодняшнем времени, об истории, эмоциональном воздействии подобных книг, о гордости за народ, освободивший мир от фашизма, о поколении, встретившем войну. Все эти высказывания предлагается оформить дома письменно.

Список литературы

  1.  Балавин А. Мальчик из легенды.// Звезда 1975№4.
  2.  Бровман Г. Подвиг человечности. // Москва 1975 №1.
  3.  Евсеева В. Вечная живая память. // Вечерняя школа 1983 №3.
  4.  Карнюшкин А. Изучение малой прозы Б.Васильева (методический комплекс). Смоленск 1998.
  5.  Кирсанов В. Были о героической борьбе. // Дон 1978 № 4.
  6.  Чалмаев В. На войне остаться человеком. М., 1998.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

10976. Проверка качества уравнения регрессии 80.42 KB
  Проверка качества уравнения регрессии Оценим насколько хорошо модель линейной регрессии описывает данную систему наблюдений. В качестве этой оценки воспользуемся коэффициентом детерминации. Составим следующие суммы квадратов отклонений: фактических значений от...
10977. Множественная линейная регрессия 39.67 KB
  Множественная линейная регрессия Обобщением линейной регрессионной модели с двумя переменными является многомерная регрессионная модель или модель множественной регрессии. Уравнение множественной регрессии может быть представлено в виде где вектор независим
10978. Выполнение многомерного регрессионного анализа в пакете STATISTICA 198.06 KB
  Выполнение многомерного регрессионного анализа в пакете STATISTICA Рассмотрим пример построения регрессионной модели в пакете Statistica 6.0. Для этих целей обычно используется модуль Multiple Regressions Множественная регрессия который позволяет предсказать зависимую переменную по н...
10979. Нелинейная регрессия 192.4 KB
  Нелинейная регрессия Связь между признаком и может быть нелинейной например в виде полинома: Здесь степень полинома случайная составляющая Для имеющихся данных можно записать По аналогии с 14.4 в матричной форме получим: где . Таким образом получ...
10980. Факторный анализ. Задача однофакторного анализа 89.48 KB
  Факторный анализ Ранее была рассмотрена проверка значимости различия выборочных средних двух совокупностей. На практике часто возникает необходимость обобщения задачи т.е. проверки существенности различия выборочных средних совокупностей . Например требуется оцен
10981. Однофакторный дисперсионный анализ 136.3 KB
  Однофакторный дисперсионный анализ Для описания данных в большинстве случаев оказывается приемлема аддитивная модель. Она предполагает что значение отклика можно представить в виде суммы вклада воздействия фактора и независимой от вкладов факторов случайной велич...
10982. Однофакторный анализ в системе statistica 6.0 168.06 KB
  Однофакторный анализ в системе statistica 6.0 Рассмотрим типичную задачу однофакторного анализа реально возникшую на производстве. Пример.На заводе разработаны две новые технологии Т1 и Т2. Чтобы оценить как изменится дневная производительность при переходе на новые техн...
10983. Однофакторный анализ в системе statistica 6.0. Критерий Кронкхиера 257.69 KB
  ОДНОФАКТОРНЫЙ АНАЛИЗ В СИСТЕМЕ Statistica 6.0 Критерий Кронкхиера Если известно что имеющиеся группы результатов упорядочены по возрастанию убыванию влияния фактора то в таких случаях можно использовать статистику Джонкхиера более чувствительную более мощную против...
10984. Двухфакторный анализ 146.5 KB
  Двухфакторный анализ Бывает что в рамках однофакторной модели влияние интересующего нас фактора не проявляется хотя логические соображения указывают что такое влияние должно быть. Иногда это влияние проявляется но точность выводов о количественной оценке этого вли...