58633

Урок-проект по повести Б. Васильева «В списках не значился»

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Ход урока На доске записаны или выведены на экран два эпиграфа цитаты из повести В списках не значился: Крепость не пала: она просто истекла кровью. Работа начинается с небольшого вступительного слова учителя который обращает внимание ребят...

Русский

2014-04-28

55.5 KB

27 чел.

Урок - проект по повести Б. Васильева «В списках не значился»

Цели урока:

1) Продолжить знакомство с произведениями о ВОВ.

2) Учить анализу художественного произведения.

3) Воспитывать интерес к истории страны.

4) Воспитывать чувство патриотизма, эмоционально воздействуя на учеников, погружая их в события начала ВОВ, заставляя задуматься над истоками мужества целого поколения людей, которое отдало свою молодость, счастье, любовь, жизнь за свободу страны.

Оборудование: видеопрезентация фотографий Брестской крепости, распечатанные фрагменты статьи С. Смирнова “Брестская крепость”. Стенд “Лицо поколения”.

Ход урока

На доске записаны (или выведены на экран) два эпиграфа (цитаты) из повести «В списках не значился»:

 Крепость не пала: она просто истекла кровью. Я – ее последняя капля.

…не так уж важно, где лежат наши сыновья. Важно только то, за что они погибли.

Предварительно учащиеся были разделены на группы:

  1.  «Историки» занимались исследованием документов об обороне Брестской крепости, подготовили для работы класса фрагменты статьи С. Смирнова “Брестская крепость”.
  2.  «Литературоведы» тщательно анализировали повесть Б. Васильева, составляли литературный портрет лейтенанта Плужникова, его сюжетную линию.
  3.  «Журналисты» исследовали документальные книги о войне, домашние альбомы находили фотографии молодых людей: солдат и офицеров и оформляли стенд “Лицо поколения”, подбирали фотографии Брестской крепости для видеопрезентации.

Учащиеся садятся группами, в каждой из которых есть представители “историков”, “литературоведов”, “журналистов”, чтобы после выступлений учеников каждая группа могла написать свой отзыв о прочитанном произведении (такая форма работы позволяет обеспечить индивидуальный подход к каждому ученику, дать ему возможность заниматься тем, что ему ближе.)

Работа начинается с небольшого вступительного слова учителя, который обращает внимание ребят на эпиграфы к уроку, предлагает записать их в тетради и внимательно следить за ходом анализа повести с тем, чтобы в конце занятия определить, удачно ли они выбраны, определяют ли они суть произведения.

Дальше следуют выступления групп учащихся.

«Историки»

О Брестской крепости люди впервые узнали из документальной повести Сергея Смирнова “Брестская крепость”. Перед вами отрывки одной главы этой повести. Прочитайте, расскажите, о чем эти отрывки. Учащиеся под руководством “историков” приходят к выводу, что крепость не была хорошо укрепленным объектом. В романе Б.Васильева обращаем внимание на то, какое впечатление произвела крепость на Николая Плужникова: “Коля с нетерпением ожидал увидеть нечто вроде Кремля. Но впереди зачернело нечто бесформенное…никаких стен и башен”. Демонстрируются фотографии крепости.

Вывод: значит, то, что крепость не сдалась, обеспечили не выдающиеся фортификационные сооружения, а стойкость защитников.

«Журналисты»

Рассказывают о лейтенанте Плужникове в самом начале повести: сколько ему было лет, объясняют, почему Б. Васильев дает точную дату его рождения:12 апреля 1922. Обращают внимание учеников на стенд «Лицо поколения», на изображение юного лейтенанта. Каким он был Коля Плужников, московский юноша, не успевший завести девушку, толком попрощаться с мамой? Вглядитесь в фотографии, сделанные перед войной. Это очень разные люди, но это лицо поколения, принявшего на себя удар фашистов.

«Литературоведы»

Ребята рассказывают о жизни Плужникова до войны. Анализируют его первый серьезный поступок: отказ от продолжения службы в училище с последующим карьерным ростом (через три года мог бы поступить в академию):  «Я считаю, что каждый командир должен сначала послужить в войсках». И это не просто красивая фраза, это глубокое убеждение еще совсем молодого человека, который доказывает его в первые часы войны. Страха нет, просто нет времени испугаться, но есть долг, есть осознание того, что он, командир, должен быть примером, поэтому Плужников даже стесняется пригибаться под осколками, чтобы солдаты вдруг не подумали о его страхе.

 Что такое в списках не значился? Лейтенанта нет в документах части, следовательно, если он покинет крепость, это не буде считаться дезертирством. Он же может спасти свою жизнь, продолжить воевать за пределами этого жуткого места, тем более что в первые часы еще можно было пробраться в город. У Плужникова даже нет таких мыслей. Его волнует другое: нет в списках, о нем не знает командование, а он здесь, может исполнять приказы. И Николай начинает войну. Первые дни будут страшны, на глазах лейтенанта гибнут люди, смерть, о которой он никогда не задумывался – рядом. Поэтому, когда наступает затишье, и приходит осознание всего происходящего, Коля Плужников растерялся, его мучает чувство вины: он выжил потому, что кто-то погиб? Обостренное чувство совести едва не толкает его на страшный поступок: уйти из жизни.  Эта растерянность вполне понятна. На совсем еще молодого человека обрушилась такая ответственность, такая беда. Но еврейская девушка Мирра своими словами: «Ты Красная армия»,- возвращает Плужникову уверенность в собственных силах, и теперь он уже не свернет со своего пути – защитника родной земли.

Он будет одним из немногих, кто наводил ужас на фашистов из “темных стреляющих подземелий”.

 В повести есть любовная линия. Уместна ли она? Зачем ее ввел Б. Васильев? Вспомним о возрасте лейтенанта и Мирры. Они только стоят на пороге жизни, в которую врывается война. Эта короткая вспышка счастья в жизни Николая и Мирры, наверное, самое светлое, что было в их короткой жизни. “А разве мы виноваты, что время такое, разве мы виноваты?”, - спрашивает Мирра, как бы извиняясь, за то, что с ней случилось, о чем она даже и мечтать не могла из-за своего недуга. Николай должен остаться один, Мирра уходит наверх, чтобы сохранить еще не родившегося ребенка. Жизнь продолжается, берет свое, но война грубо вмешивается. После своей слабости в первые дни войны, Николай испытывает второй удар, он должен отпустить Мирру: «…Плужникову хотелось кричать, хотелось вылезти наверх, хотелось выпустить в немцев все снаряженные диски, хотелось погибнуть, потому что боль, которую он испытывал сейчас, была страшнее смерти». Он так и не увидит, что его любимой не удастся выбраться из крепости, она останется с ним, но он этого не узнает. Любовная линия в повести обостряет восприятие всего происходящего. Она внесена Васильевым не случайно. Без нее не так остро бы ощущалась трагедия отдельного человека, который рожден для жизни, любви, счастья, и ничего не в силах изменить перед лицом глобальной человеческой катастрофы – войны.

 Как можно назвать жизнь героя в крепости? Это выживание? Нет! Это служба! Он будет ее нести до последнего вздоха.

 Николай Плужников – русский солдат, который вызвал своей стойкостью, отважностью, уважение даже у врага:

«Он шел строго и прямо, ничего не видя, но точно ориентируясь по звуку работавшего мотора. И все стояли на своих местах, и он шел один, с трудом переставляя распухшие обмороженные ноги.

И вдруг немецкий лейтенант звонко и напряженно, как на параде, выкрикнул команду, и солдаты, щелкнув каблуками, четко вскинули оружие “на караул”. И немецкий генерал, чуть помедлив, поднес руку к фуражке. А он, качаясь, медленно шел сквозь строй врагов, отдававших ему сейчас высшие воинские почести. Но он не видел этих почестей, а если бы и видел, ему было бы уже все равно. Он был выше всех мыслимых почестей, выше славы, выше жизни и выше смерти».

После выступлений представителей учащимся предлагается сделать выводы о роли эпиграфов, поразмышлять о сегодняшнем времени, об истории, эмоциональном воздействии подобных книг, о гордости за народ, освободивший мир от фашизма, о поколении, встретившем войну. Все эти высказывания предлагается оформить дома письменно.

Список литературы

  1.  Балавин А. Мальчик из легенды.// Звезда 1975№4.
  2.  Бровман Г. Подвиг человечности. // Москва 1975 №1.
  3.  Евсеева В. Вечная живая память. // Вечерняя школа 1983 №3.
  4.  Карнюшкин А. Изучение малой прозы Б.Васильева (методический комплекс). Смоленск 1998.
  5.  Кирсанов В. Были о героической борьбе. // Дон 1978 № 4.
  6.  Чалмаев В. На войне остаться человеком. М., 1998.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

73837. Особенности проектирования технологических процессов для станков с ЧПУ и ГПС 58 KB
  Особенности проектирования технологических процессов для станков с ЧПУ и ГПС При проектировании технологических операций для станков с ЧПУ необходимо учитывать ряд особенностей обработки. Порядок обработки поверхностей заготовок для деталей типа валов следующий. Черновая и чистовая обработка дополнительных форм поверхности если имеются дополнительные формы требующие черновой обработки. Обработка дополнительных форм поверхности не требующих черновой обработки.
73838. Технология изготовления втулок 80.5 KB
  Технологические задачи Отличительной технологической задачей является обеспечение концентричности наружных поверхностей с отверстием и перпендикулярности торцов к оси отверстия. Диаметры наружных поверхностей выполняют по h6 h7; отверстия по H7 реже по H8 для ответственных сопряжений по Н6.015 мм; перпендикулярность торцовых поверхностей к оси отверстия 02 мм на радиусе 100 мм при осевой нагрузке на торцы отклонение от перпендикулярности не должно превышать 002. Заготовками для втулок с диаметром отверстия до 20 мм служат...
73839. Технология изготовления корпусных деталей 1.63 MB
  Обрабатывают направляющие начерно резцами на продольнострогальных станках торцевыми фрезами и наборами фрез на продольнофрезерных станках. Обрабатывают начерно поверхности расположенные перпендикулярно направляющим на продольнофрезерных станках если станина по длине проходит между колонами станка; на горизонтальнорасточных станках фрезой или на торцефрезерных станках если станина длинная. Обрабатывают отверстия начерно на горизонтальнорасточных станках в приспособлении. Чистовую обработку лучше выполнять на продольнофрезерных...
73840. Процессы обработки деталей типа некруглые стержни 191.5 KB
  Технология изготовления рычагов. Характеристика рычагов К деталям класса рычагов относятся собственно рычаги тяги серьги вилки балансиры шатуны. Детали класса рычагов имеют два отверстия или больше оси которых расположены параллельно или под прямым углом.
73841. Процессы обработки деталей «круглые стержни» 58.5 KB
  В зависимости от типа производства операцию производят: в единичном производстве подрезку торцов и центрование выполняют на универсальных токарных станках последовательно за два установа; в серийном производстве подрезку торцов выполняют раздельно от центрования на продольнофрезерных или горизонтальнофрезерных станках а центрование на одностороннем или двустороннем центровальном станке. В зависимости от типа производства операцию выполняют: в единичном производстве на токарновинторезных станках; в мелкосерийном на...
73842. Технико-экономические показатели разрабатываемых ТП 72 KB
  На завершающим этапе разработки ТП проводят полную оценку вариантов путем сравнения себестоимости обработки заготовок отражающей затраты живого и овеществленного труда. Существует два основных метода определения себестоимости: бухгалтерский и метод прямого калькулирования поэлементный. Цеховые расходы при калькулировании себестоимости определяют в процентах от заработной платы основных рабочих цеха: тогда себестоимость текущие затраты можно выразить так: где ц – процент цеховых накладных расходов. Его можно использовать при приближенном...
73843. РОЗВИТОК СВІДОМОСТІ У ФІЛОГЕНЕЗІ 215 KB
  Сприймання – це відображення у свідомості людини цілісних предметів та явищ об’єктивного світу при їх безпосередньому впливі у дану мить на органи відчуттів. Його суттєва відмінність від відчуттів полягає в тому що в процесах сприймання формується образ цілісного предмету за допомогою відображення всієї сукупності його якостей. Однак образ сприймання не зводиться до простої суми відчуттів хоча й вносить їх до свого складу. Сприймання – результат діяльності системи аналізаторів.
73844. ПСИХІЧНІ ПРОЦЕСИ: ПАМ’ЯТЬ, УЯВА, МИСЛЕННЯ, УВАГА 84 KB
  Особливості пам’яті та уява. ІІ Пам’ять – форма психічного відображення яка заклечається в закріпленні збереженні і послідуючому відтворенні минулого досвіду. Пам’ять пов’язує минуле суб’єкта с його дійсністю і майбутнім і є найважливішою пізнавальною функцією яка лежить в основі розвитку і навчання.
73845. ЕМОЦІЙНО-ВОЛЬОВА СФЕРА ОСОБИСТОСТІ 112.5 KB
  Рису характеру розуміють як схильність до нервової поведінки яка склалася в силу наявності певних потреб мотивів чи інтересів мотиваційні риси або в силу наявності певних звичок установок сталевих особливостей поведінки. Окремі властивості характеру залежать одне від одного та тісно пов’язані між собою вони створюють цілісну організацію яку називають структурою характеру. В структурі характеру виділяють дві групи рис. Під рисою характеру розуміють ті чи інші особливості особистості людини які систематично проявляються в різних видах...