58641

Простые и составные числительные

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цели урока: Образовательная цель: познавательная цель: познакомить учащихся с обозначением числительного одним и несколькими словами их правописанием рассказать о происхождении сложных числительных практическая...

Русский

2014-04-28

61.5 KB

6 чел.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

КУРГАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

КАФЕДРА ОБЩЕГО ЯЗЫКОЗНАНИЯ

КОНСПЕКТ УРОКА

Простые и составные числительные

(МБОУ «ГИМНАЗИЯ № 31», 6 «Б» КЛАСС)

                                                    Провела: Павлова Т.И., группа 4258.

КУРГАН 2012

Тип урока: Урок объяснения нового материала

Тема:   Простые и составные числительные

Цели урока:   

1. Образовательная цель:

        познавательная цель: - познакомить учащихся с обозначением числительного одним и несколькими словами, их правописанием

                                             - рассказать о происхождении сложных числительных

        практическая цель:  - сформировать умения различать простые и составные числительные

                                          - производить частичный морфемный анализ слова,

                                          - производить частичный синтаксический разбор

                                          - определять тему и основную мысль текста

                                          - верно писать слова «миллион» и «миллиард»

2. Развивающая цель урока:  развивать образное мышление детей, словесно-логическую и слуховую память           (во время объяснения нового материала и его закрепления устанавливаем причинно-следственные связи между языковыми фактами, просим  детей воспроизвести на слух воспринятый материал), учить сопоставлять языковые факты,  рассуждать - доказывать правильность своего ответа.

3. Воспитательная цель урока:  привлечь внимание детей к выразительности русской речи, убеждать в необходимости соблюдать языковые нормы; формировать  уважительное отношение к собеседнику – учим внимательно слушать товарищей.

Оформление доски:   в центре:    

Пятнадцатое февраля

Простые и составные числительные

Классная работа

Левое крыло (открытая сторона): обобщающая таблица по теме урока

Простые числительные

Составные числительные

Шесть, сто, один, пять

Тридцать три, сорок пять

Правое крыло (открытая сторона):

Один + на + дцать – одиннадцать

Два + на + дцать – двенадцать

Три + на + дцать - тринадцать

Ход урока

1. Организация класса к уроку.

2. Сообщение темы и цели урока.

3. Повторение изученного (с целью подготовки к восприятию нового материала).

1) Фронтальный опрос:

- что называется числительным?

- какие числительные называются порядковыми? А количественными? Приведите примеры.

- Какова синтаксическая роль числительных? Приведите примеры.

2) Выборочный диктант.

   Цель упражнения: формирование умений: находить числительные в тексте, определять их разряд; делать частичный синтаксический разбор предложений.

   Вид работы: диктант с частичной записью текста, частичный языковой анализ – синтаксический, морфологический.

   Задача к выполнению: Выпишите предложения, содержащие числительные.

Определите разряд числительных. Сделайте частичный синтаксический разбор этих предложений.

   Выполнение:

Учитель (текст упражнения)

Я люблю слушать птичьи голоса, когда пробуждается тайга. В четыре часа просыпаются светлоголовые пеночки. В пятом часу по тайге вдруг пронесутся звонкие трели дрозда. По голосам этих птиц можно сверять время.

Ученики (запись в тетради и один ученик у доски)

В четыре часа просыпаются светлоголовые пеночки. В пятом часу по тайге вдруг пронесутся звонкие трели дрозда.

   Задача к проверке: назовите числительные, укажите их разряд; назовите главные и второстепенные члены предложения.

Проверка: (устный ответ ученика): в четыре часа – количественное числительное, так как обозначает количество часов и отвечает на вопрос во сколько? В пятом часу – порядковое числительное, так как обозначает порядок и отвечает на вопрос в каком?

Итог упражнения: Итак, что бы определить разряд числительного, нужно знать его значение и задать вопрос.

Устное упражнение:

Цель упражнения: формирование умений: находить на слух числительные в тексте, определять их разряд.

Вид работы: устное слушание и нахождение на слух

Задача к выполнению: прослушайте стихотворение и посчитайте, сколько числительных в нем, назовите их

Выполнение: текст упражнения (читает учитель):

У простого сторожа

Непросторный дом:

Часто в нем стоножка

Бродит под столом.

Дорожит стоножка

Чистотою ног

И столичной ваксой

Чистит сто сапог.

Вместо двух непросто

Вычистить все сто,

Сразу столько обуви

Не носил никто!

Задача к проверке: назовите числительные

Проверка: (один ученик) в тексте встретились три числительных: сто, двух, сто.

Итог упражнения: Мы должны помнить о том, что числовое значение могут иметь не только числительные, но и другие части речи. Отличаем их по смыслу и вопросу.

4. Объяснение нового материала.

Беседа: выясняем значение слов простые и составные, затем обращаем внимание детей на таблицу на левом крыле доски, просим переписать ее в тетрадь. Делаем вывод о том, что числительные, состоящие из одного слова – простые, а числительные, состоящие из двух и более слов – составные. Сравниваем собственные выводы с положением учебника (параграф 60).

- Наши предки считали: один на десяте, два на десяте, то есть один плюс к десяти и т.п. Постепенное слияние слов дало нам числа: одиннадцать, тринадцать, в которых –дцать входит вместе с бывшим предлогом на в суффик.

Обращаем внимание детей на правое крыло доски с записью

Один + на + дцать – одиннадцать

Два + на + дцать – двенадцать

Три + на + дцать - тринадцать

переносим в тетрадь.

5. Первичное закрепление нового материала.

Упр. №1 Выборочный диктант

Цель: выяснить, насколько точно дети поняли данную информацию; формирование  умения различать простые и составные числительные.

Вид работы: частичное списывание, один человек у доски

Задача к выполнению: прослушайте предложения; в одну колонку выпишите простые числительные, а в другую составные.

Выполнение: текст упражнения (читает учитель): Двести пятьдесят лет необходимо для образования нефти. Сорок процентов территории Нидерландов жители этой страны отвоевали у моря с помощью дамб. Гигантское дерево рассамала поднимается над землей на пятьдесят-шестьдесят метров  и имеет крону диаметром двадцать-тридцать метров. Если записать все то, что мы говорим на протяжении всей нашей жизни, то получится ровно тысяча томов по четыреста страниц в каждом. В нашей Галактике, которая называется Млечный Путь, насчитывается сто миллиардов звезд. Жизнь на Земле зародилась три миллиарда восемьсот лет назад. Двести двадцать пять миллионов лет назад хозяевами нашей планеты были динозавры.

Ученики (в тетрадях и один у доски; так как один человек работает у доски, то выполнение и проверка проходят одновременно)

Простые числительные                                       Составные числительные

Сорок, пятьдесят, шестьдесят,                  Двести пятьдесят, сто миллиардов,

двадцать, тридцать, тысяча,                      три миллиона восемьсот, двести

четыреста.                                                    Двадцать пять миллионов.

Итог упражнения: Итак, простые числительные – это числительные, состоящие из одного слова, а составные – из нескольких слов.

- А сейчас я вам расскажу о происхождении числительного миллион. Знаменитый путешественник Марко Поло, посетивший в XIII веке Китай, чтобы передать свое восхищение его несметными богатствами, и придумал слово миллион, которое состоит из итальянского слова милли, означающего «тысяча», и оне, соответствующего русскому увеличительному суффику –ищ-. Таким образом, слово миллион дословно соответствует несуществующему в русском языке слову тысячища.

Упр. №2 Объяснительный диктант.

Цель: повторение изученного и закрепление нового материала по числительным

Вид работы: полное списывание, характеристика числительных, частичный синтаксический разбор некоторых предложений, частичный морфемный разбор слов.

Задача к выполнению: Запишите текст. Найдите числительные, определите из разряд и состав. Сделайте частичный синтаксический разбор 1, 2 и последнего предложений. Сделайте частичный морфемный разбор слов многочисленных, медоносных.

Выполнение: текст упражнения (читает учитель, ученики записывают в тетради, один начинает у доски, потом другой)

Знаете ли Вы?

Насекомые, раки, крабы имеют сложные глаза. Они состоят из многочисленных самостоятельных глазков-фасеток.

В сложных глазах светлячка четыре тысячи шестьсот фасеток, у обыкновенной мухи не меньше, у стрекозы двадцать восемь тысяч глазков.

У медоносных пчёл пять глаз: два крупных фасеточных по бокам головы и три простых на макушке. В сложных глазах пять тысяч фасеток. Простыми глазами пчела определяет силу света.

Задача к проверке: Назовите числительные, их разряд и состав. В 1, 2 и последнем предложении выделите главные и второстепенные члены предложения, назовите их. Прочитайте морфемный разбор слов.

Проверка: один ученик: четыре тысячи шестьсот – количественное, составное; двадцать восемь тысяч – количественное, составное; пять – количественное, простое; два – количественное, простое; три – количественное, простое; пять тысяч – количественное, составное.

Другой ученик: Насекомые, раки, крабы имеют сложные глаза. Они состоят из многочисленных самостоятельных глазков-фасеток. Простыми глазами пчела определяет силу света.

Третий ученик: Многочисленных, медоносных.

Итог упражнения: чем отличаются простые числительные от составных?

6. Итог урока.

Итог урока подводим в виде упражнения на карточках-ромашках.

Цель урока: формирование умения определять разряд числительных и различать их по составу.

Вид работы: самостоятельная работа по карточкам с последующей совместной проверкой.

Задача к выполнению: посмотрите на карточку, каждый лепесток имеет в себе число и пронумерован. Ваша задача – записать номер лепестка и охарактеризовать написанное на нем числительное по разряду и составу.

Выполнение: Каждый самостоятельно в тетради:

                                                                                                        

1 – простое количественное

2 – простое порядковое

3 – составное количественное

4 – простое количественное

5 – составное, порядковое

6 – составное порядковое

7 – простое порядковое

8 – составное количественное

Задача к проверке: один ученик читает номер и характеристику, остальные проверяют у себя, в случае несовпадения разбираем все вместе и находим правильный вариант.

Проверка: 1 – простое количественное, т.к. состоит из одного слова, обозначает количество и отвечает на вопрос сколько?

2 – простое порядковое, т.к. состоит из одного слова, обозначает порядок при счете и отвечает на вопрос какой?

3 – составное количественное, т.к. состоит из двух слов, обозначает количество предметов и отвечает на вопрос сколько?

4 – простое количественное, т.к. состоит из одного слова, обозначает количество предметов и отвечает на вопрос сколько?

5 – составное порядковое, т.к. состоит из двух слов, обозначает порядок предметов при счете и отвечает на вопрос какой?

6 – составное порядковое, т.к. состоит из двух слов, обозначает порядок предметов при счете и отвечает на вопрос какой?

7 – простое порядковое, т.к. состоит из одного слова, обозначает порядок при счете и отвечает на вопрос какой?

8 – составное количественное, т.к. состоит из двух слов, обозначает количество предметов и отвечает на вопрос сколько?

Итог упражнения: Таким образом, по разряду числительные делятся на количественные и порядковые. Количественные числительные обозначают количество предметов и отвечают на вопрос сколько? Порядковые числительные обозначают порядок предметов при счете и отвечают на вопрос какой? По составу числительные бывают простыми и составными. Простые числительные состоят из одного слова, а составные из двух и более слов.

7. Домашнее задание.

Найдите в учебнике упражнение №351. Прочитайте текст. В каком стиле он написан? (текст написан в научном стиле)

- Дома придумайте заголовок к этому тексту, перепишите. Числительные замените словами, определите их разряд и состав. Выделенные числительные подчеркните как члены предложения.

PAGE  1


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

40343. ПСИХИАТРИЯ Учебник для студентов 3.21 MB
  В разделе частной психиатрии наряду с традиционным освещением основных психических заболевании представлены такие актуальные в настоящее время темы как психические расстройства при СПИДе ожоговой болезни психосоматические заболевания психические нарушения у пострадавших при стихийных бедствиях и катастрофах. Расстройства ощущений восприятий и представлений. Расстройства памяти и интеллекта. Расстройства мышления М.
40344. Эмоционально неустойчивое личностное расстройство, импульсивный тип 77 KB
  Домашний адрес: Рязань Место работы: инвалид II группы ЖАЛОБЫ БОЛЬНОГО На момент курации больная жалоб не предъявляла. ИСТОРИЯ ЖИЗНИ БОЛЬНОГО Наследственность психическими заболеваниями не отягощена. Спустя несколько дней избил отца наступило помрачение рассудка допекли родители по словам больного намахивался ножом на мать. Со слов сестры отца больного.
40345. Алкоголизм. Аддиктивное поведение 57.5 KB
  Концентрации эндогенного алкоголя достаточно низки Наличие эндогенного алкоголя очевидно имеет значение в развитии физической зависимости которая очень индивидуальна. Существуют лица генетически более или менее предрасположенные к развитию физической зависимости от алкоголя. В развитии зависимости имеет значение особенность употребления алкоголя стили употребления способствующие более быстрому формированию зависимости. Имеется в виду употребление уже в начале больших доз алкоголя превышающих его переносимость.
40346. Алкогольный абстинентный синдром 31.5 KB
  Многие нарушения свойственные ААС головная боль головокружение астения чувство разбитости жажда обложенность языка тошнота вздутие живота жидкий стул повышение АД неприятные ощущения или боли в области сердца плохое настроение и др. в структуре ААС перечисленные симптомы тем тяжелее разнообразнее и чаще чем старше человек и чем хуже его исходное соматоневрологическое состояние у больных алкоголизмом оно является также следствием тяжести и давности основного заболевания. Они нозологически неспецифичны хотя и составляют...
40347. Шизофрения, параноидная форма, непрерывный тип течения. Депрессивно-параноидный синдром, попытка суицида) 39 KB
  Соматический статус: без патологических особенностей Неврологический статус: без патологических особенностей Психический статус: Мимика больной обеднена поза и движения скованные. По словам больной ей требуется приложить усилия что бы чтолибо запомнить. По словам больной у нее отсутствуют какиелибо интересы в жизни. Анамнез больной не подтверждает эту гипотезу.
40348. Аффективные заболевания непсихотического уровня — циклотимия, дистимия 23.5 KB
  Дистимия хронические длительностью не менее 2 лет депрессии развивающиеся как и циклотимические на непсихотическом уровне при минимальной выраженности аффективного расстройства. Хотя дистимия во многом совпадает с невротической депрессией эти понятия не синонимичны. Синдромальное понятие дистимия шире традиционной нозологической категории невротическая депрессия и включает группу затяжных непсихотических депрессий.
40349. Аффективные психозы в позднем возрасте 32.5 KB
  Процессы старения оказывают существенное влияние на психопатологические проявления аффективных фаз частоту их и общее течение заболевания. Синдромальная картина этих фаз характеризуется широким диапазоном клинических проявлений. В этих случаях встречаются практически все клинические разновидности аффективных фаз наблюдающиеся в более ранние возрастные периоды. В этих случаях в клинической картине депрессивных фаз наряду с такими типичными депрессивными симптомами как общая подавленность упадок побуждений и инициативы мрачные...
40350. Биологическая терапия 56.5 KB
  Психофармакотерапия осуществляется с учетом следующих особенностей действия препаратов и реакций больных перенесших черепномозговую травму: 1 используемые препараты могут преимущественно влиять на те или иные мозговые структуры стволовые подкорковые или корковые; правое или левое полушарие мозга; 2 при последствиях травм часто оказываются достаточными малые дозы седативных препаратов; у них чаще и быстрее проявляются побочные эффекты особенно экстрапирамидные и холинолитические; 3 психофармакологические препараты могут давать в...
40351. БИОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕРАПИЯ 24 KB
  Биологическая терапия является основным методом лечения эндогенных и органических психических заболеваний в том числе симптоматических и алкогольных психозов эпилепсии; она используется для купирования психических нарушений пограничного уровня невротических дистимических и психосоматических расстройств а также патохарактерологических девиаций относящихся к кругу расстройств личности психопатий. Биологическая терапия берет свое начало с маляриотерапии примененной J. Целую эпоху в развитии биологической терапии составили шоковые методы...