58642

Гласные и согласные звуки

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Сегодня мы попомним что звуки на письме обозначаются с помощью букв повторим какие звуки есть в русском языке и по каким признакам они различаются. Как звуки обозначаются на письме Чем звуки отличаются от букв Звуки мы слышим и произносим.

Русский

2014-04-28

822 KB

2 чел.

Тема. Гласные и согласные звуки.

Цель: совершенствовать умение различать гласные и согласные звуки, развивать навык звукового анализа слов, расширять представление учащихся о смыслоразличительной функции звуков;

развивать связную речь учащихся;

воспитывать интерес К языковым явлениям.

Тип урока: комбинированный.

Наглядность: слова, скороговорки, таблицы, сказочный герой.

Ход урока

I. Организация класса.

1. Приветствие.

Всем, всем, добрый день!

Прочь с дороги наша лень.

Не мешай учиться –

Будем мы трудиться!

2. Проверка готовности к уроку.

- Дети, проверьте, чтобы на партах у вас все было готово к уроку: учебник, тетрадь, ручка, карандаш.

- Положите руки на парты и приготовьтесь внимательно слушать и трудиться.

3. Девиз урока.

- Дети, а девиз нашего урока звучит так:

"Больше дела, меньше слов".

- Как вы его понимаете?

ІІ. Актуализация опорных знаний.

  1.  Артикуляционная зарядка. Скороговорка.

Щёткой чищу я щенка, щекочу ему бока.

1)Выразительное чтение скороговорки учителем.

2)Выразительное чтение скороговорки учениками (хором).

                  - О ком идёт  речь?

- Какие согласные  звуки чаще всего повторяются? [ ч’] [щ]

- Какой буквой обозначаются на письме?  (ча,  ща)

3) Проговаривание скороговорки с убыстрением темпа (несколько раз.)

4) Проговаривание по рядам (чей ряд лучше).

5) Проговаривание скороговорки несколькими учениками.

6) Проговаривание скороговорки шёпотом, громче, громко, и наоборот.

2.Введение сказочного героя.

-К нам обратилась за помощью Русалочка, злая ведьма отобрала у неё голос и теперь она не может разговаривать. Для того чтобы вернуть ей голос нам нужно собрать волшебные жемчужины, и тогда она снова сможет говорить.      

 

2. Каллиграфическая минутка

- Я тетрадь свою открою,

Уголочком положу,

Я, друзья от вас не скрою,

Ручку я вот так держу.

Сяду прямо, не согнусь,

За роботу я возьмусь.

- Запишите 10 ноября, классная работа. С новой строчки напишем:

3.Словарная работа.

— Составьте словарные слова. Запишите их.

уникче (ученик) няревде (деревня)налпе (пенил)цасили (лисица)каросо (сорока)табяре (ребята)сибоспа (спасибо)зетага (газета)

— Поделите слова на слоги.

III. Сообщение темы и задачи урока.

— Сегодня мы попомним, что звуки на письме обозначаются с помощью букв, повторим, какие звуки есть в русском языке и по каким признакам они различаются.

 IV. Первичное восприятие и осознание нового материала

  1.  Работа в парах

Составте и запишите звуковые модели слов.

  1.  горки (- о - = о)
  2.  майка (- о = - о)

Взаимо проверка.

-Как звуки обозначаются на письме?

-Чем звуки отличаются от букв? (Звуки мы слышим и произносим. А буквы пишем и читаем)

- Сколько есть гласных звуков? ( 6 [а] [о] [у] [ы] [э])

-Сколько существует букв обозначающих гласные? (10 «а» «о» «у» «и» «ы» «э» «я» «ю» «е» «ё»)

2.Работа в тетради-пособии

А) Чтение объяснения Кати Любознайкиной (с. 34)

При произношении гласных звуков воздух проходит свободно через рот, не встречая преград. Слышится только голос.

При произношении  согласного звука воздух во рту встречает преграду. Слышится только шум [ш] или голос и шум [д].

Б)Выполнение упр. 70, с.35.

[а]               [о]           [у]

арка          ослик       утро

[а]         [о]         [у]

астра    осень   утро

В) Выполнение упр. 71, с.35.

-Прочитайте текст. В первом предложении подчеркни гласные, обозначающие мягкость согласных(=). Какие гласные обозначают мягкость согласных? («я» «ю» «е» «ё» «и») А во втором- гласные. Обозначающие твёрдость согласных ( - ). Какие гласные обозначают твёрдость согласных? («ы» «у» «о» «а»)

  В зелёном парке большой пруд. В пруду плавают лебеди и уточки. Дети и взрослые любуются красивыми птицами.

3.Физкультминутка «Рыжий кот».

Лежебока рыжий кот

(Встать за партой)

Отлежал себе живот,

(Потянуться)

Встал и выгнул спину в мост,

(Согнуться )

Распушил красивый хвост,

(Прогнуться)

Мягко лапками пошёл,

(Изобразить кота)

Тихо песенку завёл.

(Сесть за парту.)

4. Игра «Слово-рифма»

-Подберите  рифмы к словам.

кошка- мошка,

мышка- пышка,

быть-мыть,

печка-почка,

дочка-мочка,

хотят-вопят.

-Измениться ли значение слова при изменении одного звука?

5. Речевая разминка.

Выполнение упр. 72, с. 35

-Говори правильно! Различай слова одел-надел.

6. Работа с карточками.

Заполни таблицу

І вариант

Слово

Модель слова

Сколько букв

Сколько звуков

Пыль

- о =

4 б.

3 зв.

Поёт

- о = о -

4б.

5 зв.

Речка

= о= - о

5б.

5зв.

Лень

= о =

4б.

3зв.

Сын

- о -

3б.

3 зв.

І І вариант

Слово

Модель слова

Сколько букв

Сколько звуков

соль

- о =

4б.

3 зв.

строят

- - - о = о -

6б.

7 зв.

мишка

= о - - о

5б.

5 зв.

мель

= о =

4б.

3 зв.

корм

- о - -

4б.

4 зв.

V. Закрепление и осмысление материала.

  1. Беседа.

-Сколько гласных звуков в русской языке? ( 6 [а] [о] [у] [ы] [э])

-А букв?( 10 «а» «о» «у» «и» «ы» «э» «я» «ю» «е» «ё»)

- Назовите буквы, которые обозначают гласные звуки.

-Назовите гласные, обозначающие мягкость согласных? («я» «ю» «е» «ё» «и»)

- Назовите гласне, обозначающие твёрдость согласных? («ы» «у» «о» «а»)

2Фонетическая зарядка

Прочитайте скороговорки.

Какие звуки чаще всего в них повторяются?

1) Маша мешает кашу,

А Миша мешает Маше, ([ш])

2) Кирилл Кире подарил рыбку,

Кира Кириллу подарила улыбку, ([р], [к], [л])

3. Игра «Пойман слово».

Учитель называет слова, дети хлопают, когда слышат слово, в котором звуков меньше, чем букв.

Руль, пень, сыр, корм, день, моль, лень, хор, пол, мель пеньки, льдина, яма, мел, рубль, семь, соль, сыпь, рыба.

 V. Итог урока.

- Что мы повторили на уроке?

- Для чего нужно уметь выделять в слове звуки?

- Чем отличаются звуки от букв?

-Чем отличаются гласные и согласные?

   -Мы смогли помочь Русалочке, и она Вам за это очень благодарна!

VI. Домашнее задание

Подберите и запишите по 6 слов, которые начинаются с гласного и согласного. С одним (на выбор) составьте и запишите предложение.

-До свидания

 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

41303. Спектир випромінювання атомарного водню 370 KB
  Робоча формула : зведена маса або просто маса електрона. Друга частина Оскільки маса ядра не нескінченна і маса електрона не дорівнює нулю тоді система ядро електрон обертаються навколо спільного центра мас. І в формулі зведена маса примітка маса протона приблизно дорівнює масі нейтрона Ізотоп водню буде причиною появи дуплетів.
41304. Численные методы и компьютерные технологии решения дифференциальных уравнений 1-го порядка 456.91 KB
  Изучение численных методов и компьютерных технологий решения обыкновенных дифференциальных уравнений 1-го порядка, приобретение практических навыков составления алгоритмов, программ и работы на ЭВМ.
41305. Численные методы и компьютерные технологии решения систем дифференциальных уравнений и дифференциальных уравнений n-го порядка 778.94 KB
  Изучение численных методов и компьютерных технологий решения систем дифференциальных уравнений 1-го порядка и дифференциальных уравнений n-го порядка, приобретение практических навыков составления алгоритмов, программ и работы на ЭВМ.
41306. Построение сетевого графика разработки стандарта предприятия; построение, содержание и изложение стандарта предприятия 1.15 MB
  Целью данной работы является: построение сетевого графика разработки стандарта предприятия; построение, содержание и изложение стандарта предприятия; расчёт годового экономического эффекта от внедрения стандарта предприятия; описание функционирования служб стандартизации на предприятии и структурная схема; проведение нормаконтроля сборочного чертежа «привод электромагнита».
41307. Метод конечных разностей для решения дифференциальных уравнений в частных производных, способы построения трехмерных графиков в среде УМС Mathcad 591.35 KB
  Графики функции.Предусмотреть счетчик числа уточнений итераций значений функции. Значения функции выводить в виде матрицы. Построить график функции fxy.
41308. Изучение методов интерполяции графических или табличных функций 1.09 MB
  Изучение методов интерполяции графических или табличных функций. Задание Изучить методы интерполяции функции. Составить алгоритм и программу линейной интерполяции кривой намагничивания магнитного материала а также табуляции интерполирующей функции. Точки при этом называются узлами интерполяции.
41309. Численные методы и компьютерные технологии решения нелинейных уравнений 471 KB
  За приближенное значение корня принимается точка пересечения хорды АВ с осью абсцисс. Координата этой точки находится из уравнения этой хорды АВ рис. В точке пересечения хорды АВ с осью абсцисс . К уравнению хорды Далее сравниваются значения функции на левой границе и в точке пересечения хорды АВ с осью абсцисс по знаку.
41310. Численные методы и компьютерные технологии вычисления определенных интегралов 337.09 KB
  Вычисление определенного интеграла методом трапеций Текст программы progrm lb6; uses crt; vr bhyffbjj1xe:rel; in:integer; begin clrscr; writeln' = пи 6'; :=pi 6; writeln'b = Пи 3'; b:=pi 3; writeln'Введите n'; redn; h:=b n; y:=0; x:=h; for i:=1 to n1 do begin y:=ysqrsinx cosXsqrcosx sinx;x:=xh; end; f:=sqrsin cossqrcos sin; fb:=sqrsinb cosbsqrcosb sinb ; y:=yffb 2; J:=yh; writeln'J='J:5:2; writeln'Метод НьютонаЛейбница'; j1:= sinb cosbcosb...
41311. Программирование МК серии МС68 на языке АSM 2.84 MB
  В состав служебных модулей входят: генератор тактовых импульсов CGM08 модуль системной интеграции SIM08 модуль контроля напряжения питания LVI08 модуль прерывания в контрольной точке BREK08 модуль управления внешним прерыванием IRQ08 сторожевой таймер COP08 базовый таймер TBM08. Модуль генератора импульсов CGM08 генерирует импульсные сигналы на базе которых модуль системной интеграции SIM08 формирует тактовые импульсы. Модуль системной интеграции SIM08 выполняет ряд функций...