58642

Гласные и согласные звуки

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Сегодня мы попомним что звуки на письме обозначаются с помощью букв повторим какие звуки есть в русском языке и по каким признакам они различаются. Как звуки обозначаются на письме Чем звуки отличаются от букв Звуки мы слышим и произносим.

Русский

2014-04-28

822 KB

2 чел.

Тема. Гласные и согласные звуки.

Цель: совершенствовать умение различать гласные и согласные звуки, развивать навык звукового анализа слов, расширять представление учащихся о смыслоразличительной функции звуков;

развивать связную речь учащихся;

воспитывать интерес К языковым явлениям.

Тип урока: комбинированный.

Наглядность: слова, скороговорки, таблицы, сказочный герой.

Ход урока

I. Организация класса.

1. Приветствие.

Всем, всем, добрый день!

Прочь с дороги наша лень.

Не мешай учиться –

Будем мы трудиться!

2. Проверка готовности к уроку.

- Дети, проверьте, чтобы на партах у вас все было готово к уроку: учебник, тетрадь, ручка, карандаш.

- Положите руки на парты и приготовьтесь внимательно слушать и трудиться.

3. Девиз урока.

- Дети, а девиз нашего урока звучит так:

"Больше дела, меньше слов".

- Как вы его понимаете?

ІІ. Актуализация опорных знаний.

  1.  Артикуляционная зарядка. Скороговорка.

Щёткой чищу я щенка, щекочу ему бока.

1)Выразительное чтение скороговорки учителем.

2)Выразительное чтение скороговорки учениками (хором).

                  - О ком идёт  речь?

- Какие согласные  звуки чаще всего повторяются? [ ч’] [щ]

- Какой буквой обозначаются на письме?  (ча,  ща)

3) Проговаривание скороговорки с убыстрением темпа (несколько раз.)

4) Проговаривание по рядам (чей ряд лучше).

5) Проговаривание скороговорки несколькими учениками.

6) Проговаривание скороговорки шёпотом, громче, громко, и наоборот.

2.Введение сказочного героя.

-К нам обратилась за помощью Русалочка, злая ведьма отобрала у неё голос и теперь она не может разговаривать. Для того чтобы вернуть ей голос нам нужно собрать волшебные жемчужины, и тогда она снова сможет говорить.      

 

2. Каллиграфическая минутка

- Я тетрадь свою открою,

Уголочком положу,

Я, друзья от вас не скрою,

Ручку я вот так держу.

Сяду прямо, не согнусь,

За роботу я возьмусь.

- Запишите 10 ноября, классная работа. С новой строчки напишем:

3.Словарная работа.

— Составьте словарные слова. Запишите их.

уникче (ученик) няревде (деревня)налпе (пенил)цасили (лисица)каросо (сорока)табяре (ребята)сибоспа (спасибо)зетага (газета)

— Поделите слова на слоги.

III. Сообщение темы и задачи урока.

— Сегодня мы попомним, что звуки на письме обозначаются с помощью букв, повторим, какие звуки есть в русском языке и по каким признакам они различаются.

 IV. Первичное восприятие и осознание нового материала

  1.  Работа в парах

Составте и запишите звуковые модели слов.

  1.  горки (- о - = о)
  2.  майка (- о = - о)

Взаимо проверка.

-Как звуки обозначаются на письме?

-Чем звуки отличаются от букв? (Звуки мы слышим и произносим. А буквы пишем и читаем)

- Сколько есть гласных звуков? ( 6 [а] [о] [у] [ы] [э])

-Сколько существует букв обозначающих гласные? (10 «а» «о» «у» «и» «ы» «э» «я» «ю» «е» «ё»)

2.Работа в тетради-пособии

А) Чтение объяснения Кати Любознайкиной (с. 34)

При произношении гласных звуков воздух проходит свободно через рот, не встречая преград. Слышится только голос.

При произношении  согласного звука воздух во рту встречает преграду. Слышится только шум [ш] или голос и шум [д].

Б)Выполнение упр. 70, с.35.

[а]               [о]           [у]

арка          ослик       утро

[а]         [о]         [у]

астра    осень   утро

В) Выполнение упр. 71, с.35.

-Прочитайте текст. В первом предложении подчеркни гласные, обозначающие мягкость согласных(=). Какие гласные обозначают мягкость согласных? («я» «ю» «е» «ё» «и») А во втором- гласные. Обозначающие твёрдость согласных ( - ). Какие гласные обозначают твёрдость согласных? («ы» «у» «о» «а»)

  В зелёном парке большой пруд. В пруду плавают лебеди и уточки. Дети и взрослые любуются красивыми птицами.

3.Физкультминутка «Рыжий кот».

Лежебока рыжий кот

(Встать за партой)

Отлежал себе живот,

(Потянуться)

Встал и выгнул спину в мост,

(Согнуться )

Распушил красивый хвост,

(Прогнуться)

Мягко лапками пошёл,

(Изобразить кота)

Тихо песенку завёл.

(Сесть за парту.)

4. Игра «Слово-рифма»

-Подберите  рифмы к словам.

кошка- мошка,

мышка- пышка,

быть-мыть,

печка-почка,

дочка-мочка,

хотят-вопят.

-Измениться ли значение слова при изменении одного звука?

5. Речевая разминка.

Выполнение упр. 72, с. 35

-Говори правильно! Различай слова одел-надел.

6. Работа с карточками.

Заполни таблицу

І вариант

Слово

Модель слова

Сколько букв

Сколько звуков

Пыль

- о =

4 б.

3 зв.

Поёт

- о = о -

4б.

5 зв.

Речка

= о= - о

5б.

5зв.

Лень

= о =

4б.

3зв.

Сын

- о -

3б.

3 зв.

І І вариант

Слово

Модель слова

Сколько букв

Сколько звуков

соль

- о =

4б.

3 зв.

строят

- - - о = о -

6б.

7 зв.

мишка

= о - - о

5б.

5 зв.

мель

= о =

4б.

3 зв.

корм

- о - -

4б.

4 зв.

V. Закрепление и осмысление материала.

  1. Беседа.

-Сколько гласных звуков в русской языке? ( 6 [а] [о] [у] [ы] [э])

-А букв?( 10 «а» «о» «у» «и» «ы» «э» «я» «ю» «е» «ё»)

- Назовите буквы, которые обозначают гласные звуки.

-Назовите гласные, обозначающие мягкость согласных? («я» «ю» «е» «ё» «и»)

- Назовите гласне, обозначающие твёрдость согласных? («ы» «у» «о» «а»)

2Фонетическая зарядка

Прочитайте скороговорки.

Какие звуки чаще всего в них повторяются?

1) Маша мешает кашу,

А Миша мешает Маше, ([ш])

2) Кирилл Кире подарил рыбку,

Кира Кириллу подарила улыбку, ([р], [к], [л])

3. Игра «Пойман слово».

Учитель называет слова, дети хлопают, когда слышат слово, в котором звуков меньше, чем букв.

Руль, пень, сыр, корм, день, моль, лень, хор, пол, мель пеньки, льдина, яма, мел, рубль, семь, соль, сыпь, рыба.

 V. Итог урока.

- Что мы повторили на уроке?

- Для чего нужно уметь выделять в слове звуки?

- Чем отличаются звуки от букв?

-Чем отличаются гласные и согласные?

   -Мы смогли помочь Русалочке, и она Вам за это очень благодарна!

VI. Домашнее задание

Подберите и запишите по 6 слов, которые начинаются с гласного и согласного. С одним (на выбор) составьте и запишите предложение.

-До свидания

 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

10445. Реализация JPEG-подобного алгоритма сжатия изображений 109 KB
  Реализация JPEGподобного алгоритма сжатия изображений. Алгоритмы на основе дискретного косинусного преобразования наиболее распространенным из которых является разработанный в начале 1990х годов алгоритм JPEG Joint Photographic Expert Group являются относительно простыми в реал
10446. Использование вейвлет - преобразования для сжатия изображений 1003 KB
  Использование вейвлет преобразования для сжатия изображений В настоящее время сжатие изображения на основе вейвлет преобразования получает все более широкое распространение. Так новый стандарт сжатия изображений JPEG2000 использует вейвлет преобразование. В совр
10447. Методы передискретизации изображений 853 KB
  Методы передискретизации изображений. Задача передискретизации изображений является весьма распространенной задачей которую необходимо решать в цифровой обработке изображений. В простейшем случае передискретизация изображений используется при изменении масштаба ...
10448. Использование фильтров и медианной фильтрации для подавления шумов различных видов 46 KB
  Использование фильтров и медианной фильтрации для подавления шумов различных видов. Подавление шумов одна из наиболее часто встречающихся задач в обработке изображений. Как правило шум является дельта-коррелированным. Исключением может являться лишь шум связанный ...
10449. Соответствие между дискретным преобразованием Фурье, рядом Фурье и непрерывным преобразованием Фурье 62.5 KB
  Соответствие между дискретным преобразованием Фурье рядом Фурье и непрерывным преобразованием Фурье. Как правило сигнал представленный в цифровом виде состоит из последовательности из последовательности из N отсчетов xn. Такому сигналу можно поставить в соответс
10450. Математическое описание непрерывных изображений. Преобразование Фурье. Дискретизация и восстановление изображений. Теорема Котельникова 163 KB
  Математическое описание непрерывных изображений. Преобразование Фурье. Дискретизация и восстановление изображений. Теорема Котельникова. А. Распределение освещенности на изображении описывается в общем случае непрерывной функцией от четырех переменных двух про
10451. Схемы переходов от непрерывных преобразований к дискретным преобразованиям 44 KB
  Схемы переходов от непрерывных преобразований к дискретным преобразованиям. Введем определения следующих операций: Частотным окном FW frequency window называется ограничение спектра сигнала по частоте. При этом спектр сигнала становится финитным. Окно не обязательно дол
10452. Глаз и психофизические свойства зрения. Зрительные явления. Модель одноцветного зрения. Модель цветного зрения 301 KB
  Глаз и психофизические свойства зрения. Зрительные явления. Модель одноцветного зрения. Модель цветного зрения. На выходе изображающих систем обычно создается фотоснимок или изображение на экране которые рассматриваются человеком. Поэтому очевидно что для эффективн
10453. Квантование изображений. Фотометрия и колориметрия. Преобразование координат цвета. Цветовое тело 788.5 KB
  Квантование изображений. Фотометрия и колориметрия. Преобразование координат цвета. Цветовое тело. Рассмотрим случай чернобелого панхроматического изображения. Для его представления в цифровом виде величину каждого отсчета дискретного изображения необходимо предс...