58648

Формирование синтаксических умений при разборе простого и сложного предложения на грамматическом уровне развития речи младших школьников на уроках русского языка

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Синтаксический анализ предложения. Из предложения текста: Крепкий лёд незаметно сковал реку. Назвать сочетание слов которое не является словосочетанием определить и охарактеризовать грамматическую основу предложения лёд сковывает А теперь давайте поиграем.

Русский

2014-04-28

58 KB

6 чел.

Комбинированный урок по русскому языку с методикой преподавания русского языка

                        Тема: Формирование синтаксических умений при разборе  простого и  сложного предложения на грамматическом уровне развития речи младших школьников на уроках русского языка

  1.  Семантический анализ эпиграфа                                                                             

       Мороз-волшебник!

                                                                                          Это видно сразу:

                                                                                          Я свой альбом ещё не открывал,

                                                                                          А он уже

                                                                                          Без кисточек,

                                                                                          Без красок

                                                                                          Все окна

                                                                                          За ночь нам разрисовал!

                                                                                                                                    К.Билич

-Как вы думаете,   какому времени года посвящён урок?

-Естественно, зиме. Какие впечатления приносит нам зима?

-А какие краски?

(Чтение текста)

-Докажите, что это текст.

-Определите стиль речи.

-Тип речи.

  1.  Синтаксический анализ   предложения.Из предложения текста :  Крепкий лёд незаметно сковал реку.-

  выпишите словосочетания.

-Назвать сочетание слов, которое не является словосочетанием

-определить и охарактеризовать грамматическую основу предложения

              лёд сковывает

-А теперь давайте поиграем. Игра  «Снежный ком».Немного повторим

-Чем может быть осложнено простое предложение?

(словами, грамматически связанными с членами предложения:

однородными, обособленными и уточняющими членами предложения;

(словами, грамматически не связанными с членами предложения:

обращениями, междометиями, вводными словами и предложениями, вставными конструкциями

  1.  Работа с анимированным плакатом по теме :Однородные члены предложения

Дайте определение однородных членов предложения

Однородные члены предложения –это ряд одинаковых членов предложения, соединённых между собой сочинительной связью, которая выражается  союзами или только интонационно.

-Когда между однородными членами предложения ставится запятая

-Когда не ставится

Распространите данное предложение однородными сказуемыми, соединёнными одиночным союзом  и

Дайте характеристику получившемуся предложению

  1.  Работа со сравнительным оборотом

Расскажите о знаках препинания при сравнительных оборотах

Лёд, как стальной обруч,…

Дайте характеристику получившемуся предложению

5 .Работа  с наращением .Обособленные члены предложения

-Дайте определение обособленным членам предложения

Второстепенные члены предложения, выделяемые по смыслу и интонационно, называются обособленными.

-Чем оно может быть выражено?

Знаки препинания в предложениях с обособленными членами

(объяснить)

-Дополнить предложение обособленным определением ,  выраженным причастным оборотом.

Дайте характеристику получившемуся предложению

Замените обособленное определение необособленным и расставьте знаки препинания

5.1.Обособленное обстоятельство

-Чем может быть выражено

-Знаки препинания

-Когда знаки препинания не ставятся?

5.2.Дополните второе сказуемое  однородными обстоятельствами, выраженными деепричастиями.

5.3  Вводными словами.

5.4.Замените причастный оборот придаточным предложением, дайте характеристику получившемуся предложению.

-Запишите предложение, запишите схему.

5.5.Дополните сложное предложение, употребив противительный союз, безличным предложением. Нарисуйте схему.

6.Вернём предложение в текст .

Как изменился текст?

7. Работа с понятийным  блоком ( методика преподавания русского языка)

-На каком уровне развития речи основными единицами служат предложение и словосочетание?

-Какие уровни развития речи младших школьников вы знаете?

- Какова цель каждого уровня развития речи? Что  современные методисты считают вершиной развития речи?

- Назовите современных методистов , создавших классификацию упражнений по развитию речи на грамматическом уровне.

8. Методическое представление  студентами упражнений, имеющих коммуникативный характер. ( см. Презентацию № 2., 3)

9. Проведение студентами  фрагмента упражнения деятельностного  характера (Проведение игры «Волшебный кубик»)

10. Обобщение и приведение упражнений в систему О.О. Харченко.

- Какого вида данные упражнения? Назовите  2 системы упражнений, увиденные вами на уроке. Назовите примеры упражнений , которые не были показаны. Расположите по классам изучения данные упражнения и назовите цель каждого.

-Познакомьтесь с системой упражнений, разработанной О.О. Харченко.

Упражнения для обучения младших школьников составлению предложения как единицы речи Задания 1. Важно ли , по вашему мнению, соблюдать  строгую последовательность осуществления рецептивной, репродуктивной и продуктивной познавательной деятельности? Почему?

Познавательная деятельность

Соблюдение коммуникативной преемственности предложений ( формируемые умения)

Обеспечение соотносительности

значения текста и создаваемого предложения ( формируемые умения)

1.Рецептивная

1.Вычленение предложения, порядок слов в котором нарушает закономерности теморематического членения

1.Вычленение предложения, построенного по модели, отличной от той , которой соответствует большинство предложений текста

2.Выделение ( подчеркивание) слова из конца каждого предыдущего предложения, подсказывающих начальные слова последующего

2.Определение, звеном текста какого типа может быть конкретное предложение, соответствующее модели с определенным типовым значением

2.Репродуктивная

1. Заполнение пропуска в тексте за счет выбора предложения  с порядком слов, обеспечивающим максимальную связность с рядом стоящими предложениями

1.Заполнение пропуска  в тексте  за счет выбора предложения, соответствующего модели, по которой построены другие предложения текста, и передающего определенное типовое значение  

2. Определение места в тексте для пропущенного предложения с учетом порядка слов, обеспечивающего: коммуникативную преемственность предложений

+

3.Продуктивная

3.1. Конструктивный уровень

1. Восстановление  начальных слов  в предложении ( тематического компонента) с опорой на рематический компонент предшествующего предложения

-

2. Заполнение пропусков в тексте предложением, составленным из «рассыпанных» слов

+

3. Составление из одного набора «рассыпанных» слов двух предложений с различным словопорядком, предопределяемым разными контекстами

-

3.2. Творческий уровень

1.Продуцирование высказывания заданного типового значения по опорным словам

+

2. Дополнение авторского текста самостоятельно составленными предложениями с учетом его специфики: типовой принадлежности, а  также типового значения входящих в его состав предложений ( списывание с творческим заданием)

Задания 2. Познакомьтесь с упражнениями , предназначенными для развития синтаксического строя речи младших  школьников. Оцените методическую ценность этих упражнений, определите их типы.

Упражнение 1.  Прочитайте.

Дождь прошел. Появилось солнце. Лес засверкал. Капли заблестели. Природа ожила.

Распространите  предложения , включив слова, которые помогли бы передать красоту природы после дождя.

Упражнение 2. Прочитайте пары предложений.

Туман ложился на кусты.- Туман ложился на деревья. Журавли кричали тревожно. – Журавли кричали тоскливо. Дождь моросил всю ночь. – Дождь моросил весь день.

Из каждой пары предложений составьте и запишите одно с однородными членами предложения.

Упражнение 3. Вставьте предложения так , чтобы получился маленький рассказ. Докажите, что предложения в этом тексте связаны друг с другом.

Аня и Оля нашли птичку. Птичка не умела летать…….. Девочки положили синичку в гнездо воробьев. Приемные родители вырастили синичку.

Упражнение 4. Прочитайте предложения. Используйте слова для справок с целью соединения этих предложений  в тексте. Почему вы выбрали именно эти слова?

У лисицы в норе подросли лисята……учит их ловить добычу. …..строго следит за учениками…… смело бросается на все, что движется.

Слова для справок: учительница, мать, маленькие охотники.

11. Работа с электронным учебником «Начальная школа. Кирилл и Мефодий» ( интерактивная доска)

- Проработайте урок  № 4,5 и дайте его анализ.

12.Итог.

- Какие обособления мы сегодня вспомнили? Назовите полученное предложение. И прочитайте в тексте данное предложение, что вы можете сказать?

-О  каком уровне  мы сегодня говорили? Приведете примеры разных классификаций упражнений.

11. Рефлексия. Групповая разминка « 2 реки»

 

Комбинированный урок по русскому языку с методикой преподавания русского языка

                        Тема: Формирование синтаксических умений при разборе  простого и  сложного предложения на грамматическом уровне развития речи младших школьников на уроках русского языка

Общая дидактическая цель: интеграция знаний и умений  студентов по теме «Синтаксис и пунктуация простого предложения» в  методику преподавания русского языка, работа над формирование профессиональных умений по теме «Работа по развитию речи на грамматическом уровне развития речи»

Образовательная цель: 

Раскрыть содержание темы урока.

Обобщить знания по теме: Синтаксис и пунктуация простого предложения.

Обобщить теоретические знания по различным классификациям видов упражнений и уметь внедрять их в единую систему обучения русскому языку младших школьников.

Продолжить работу над понятийным аппратом в речи студентов при предъявлении методических упражнений

Отработать умение строить предложения  с разными видами осложнения простого предложения

Учить анализировать текст.

Выполнять различные варианты обособления простого предложения.

Развивающая цель:

Коммуникативная: владеть различными приемами высказываний: краткими и развернутыми, вступать в учебную дискуссию и полилог адекватно поставленной задаче, высказывать собственную аргументированную оценку.

Информационная: поиск необходимой информации в тексте художественного произведения.

Учебно-исследовательская: решать проблемные задания, давать определение терминов и понятий, выделять причинно-следственные связи.

Проектная: овладеть навыками исследования лингвистического материала.

Рефлексивной: определять значимость изученного материала с точки зрения обогащения собственного интеллектуального и нравственного опыта, оценивать актуальность и практическую значимость изученного материала и собственные затруднения в работе над ним.

Воспитательный аспект:  Формирование профессионального чутья и профильных умений, способствовать формированию и развитию у студентов языкового «чутья»,культуры  и любви к родному языку.

Оборудование : использование обучающей презентации, шаблонных презентаций, сделанных студентами, раздаточный материал, электронный учебник «Начальная школа»


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

20195. Мокрые пылеулавливающие аппараты (скрубберы) 52.5 KB
  Очистка газов от газообразных загрязнений Все методы очистки газов от газообразных загрязнений делятся на три группы: Абсорбция – это поглощение газа в объёме твёрдого или жидкого поглотителя чаще всего – жидкости. Адсорбция – это поглощение газа на поверхности твёрдого или жидкого поглотителя. Скорость переноса поглощаемого газа определяется: Свободной поверхностью абсорбента. Площадь абсорбирующей поверхности зависит: От количества орошающей жидкости на единицу объёма газа.
20196. Механические методы очистки сточных вод 1.35 MB
  При рекуперации из сточных вод извлекаются и перерабатываются ценные вещества. Механические методы очистки сточных вод Делятся на три группы: Процеживание. Рисунок вертикального отстойника: Вода подаётся в отстойник через трубу 1 затем движется вниз по кольцевому каналу который образован цилиндрическим корпусом 2 и цилиндрической перегородкой 3.
20197. Методы очистки сточных вод 101 KB
  Утилизация и обезвреживание твёрдых отходов. У нас существует два основных препятствия такому строительству: Необходимы дотации государства Отсутствие сортировки отходов Промышленные твёрдые отходы утилизируются и захораниваются на специальных полигонах. Полигон разделяется на несколько секторов: Сектор для захоронения органических отходов Сектор для захоронения гальванических отходов Сектор для захоронения особо токсичных отходов которые подлежат захоронению в герметических бетонных и металлических контейнерах Сектор для захоронения...
20198. Экология и инженерная охрана природы 44.5 KB
  Экология – наука об отношении организма или групп организмов к окружающей среде в соответствии с уровнем организации окружающей жизни. Задачи экологии применительно к деятельности инженернопромышленных предприятий: Оптимальные технологические инженерные и проектноконструкторские решения исходя их минимального ущерба окружающей среде и здоровью человека. Прогноз и оценка возможных отрицательных последствий и действий проективноконструкторских предприятий или технологических процессов для окружающей среды. Своевременное выявление и...
20199. Экологические факторы и их действия 945.5 KB
  Экологические факторы делятся на две категории: Факторы неживой природы или абиотические факторы. Факторы живой природы или биотические факторы. Абиотические факторы в свою очередь делятся на: Климатические освещённость температура влажность атмосферное давление скорость движения ветра Почвенногрунтовые плотность механический состав влагоёмкость воздухопроницаемость Орографические рельеф высота над уровнем моря Химические газовый состав воздуха количество растворённых в воде солей и т.
20200. Популяция, её структура и динамика 350 KB
  Стрелки – это каналы передачи вещества энергии и информации. Этот процесс идёт с поглощением энергии которая запасается в химических связях органического вещества. Понятие о трофической цепи Трофическая цепь – это цепь последовательной передачи вещества и эквивалентной ему энергии от одних организмов до других. упорядоченный поток передачи энергии солнца от продуцентов к консументам различного порядка.
20201. Круговорот веществ в биосфере 106.5 KB
  Он заключается в следующем: горные породы подвергаются разрушению и выветриванию продукты разрушения сносятся потоками воды в Мировой океан. Круговорот воды Нам знакомы 3 состояния воды: твёрдое лёд жидкое собственно вода газообразное водяной пар. Главный источник поступления воды атмосферные осадки а главный источник расхода испарение. Продолжительность кругооборота: океан 3000 лет подземные воды 5000 лет полярные ледники 8500 лет озера 17 лет реки 10 дней вода в живых организмах несколько часов.
20202. Промышленная экология. Промышленное производство и его воздействие на окружающую среду 47.5 KB
  Протяжённость тропосферы 710 километров на полюсах и 1618 километров по экватору. Протяжённость стратосферы примерно 40 километров. До высоты 30 километров температура стратосферы примерно –50оС а затем начинает расти и на высоте 50 километров составляет 10оС. Это связано с наличием в стратосфере озонового слоя расположенного на высоте 2540 километров.
20203. Загрязнение гидросферы 87 KB
  Пресная вода составляет только 25 от всех запасов воды. Примерно 70 пресной воды содержится в ледниках. Ежегодно люди расходуют около 3000 км3 воды из них 150 км3 безвозвратно. Больше всего воды потребляет сельское хозяйство.