58648

Формирование синтаксических умений при разборе простого и сложного предложения на грамматическом уровне развития речи младших школьников на уроках русского языка

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Синтаксический анализ предложения. Из предложения текста: Крепкий лёд незаметно сковал реку. Назвать сочетание слов которое не является словосочетанием определить и охарактеризовать грамматическую основу предложения лёд сковывает А теперь давайте поиграем.

Русский

2014-04-28

58 KB

7 чел.

Комбинированный урок по русскому языку с методикой преподавания русского языка

                        Тема: Формирование синтаксических умений при разборе  простого и  сложного предложения на грамматическом уровне развития речи младших школьников на уроках русского языка

  1.  Семантический анализ эпиграфа                                                                             

       Мороз-волшебник!

                                                                                          Это видно сразу:

                                                                                          Я свой альбом ещё не открывал,

                                                                                          А он уже

                                                                                          Без кисточек,

                                                                                          Без красок

                                                                                          Все окна

                                                                                          За ночь нам разрисовал!

                                                                                                                                    К.Билич

-Как вы думаете,   какому времени года посвящён урок?

-Естественно, зиме. Какие впечатления приносит нам зима?

-А какие краски?

(Чтение текста)

-Докажите, что это текст.

-Определите стиль речи.

-Тип речи.

  1.  Синтаксический анализ   предложения.Из предложения текста :  Крепкий лёд незаметно сковал реку.-

  выпишите словосочетания.

-Назвать сочетание слов, которое не является словосочетанием

-определить и охарактеризовать грамматическую основу предложения

              лёд сковывает

-А теперь давайте поиграем. Игра  «Снежный ком».Немного повторим

-Чем может быть осложнено простое предложение?

(словами, грамматически связанными с членами предложения:

однородными, обособленными и уточняющими членами предложения;

(словами, грамматически не связанными с членами предложения:

обращениями, междометиями, вводными словами и предложениями, вставными конструкциями

  1.  Работа с анимированным плакатом по теме :Однородные члены предложения

Дайте определение однородных членов предложения

Однородные члены предложения –это ряд одинаковых членов предложения, соединённых между собой сочинительной связью, которая выражается  союзами или только интонационно.

-Когда между однородными членами предложения ставится запятая

-Когда не ставится

Распространите данное предложение однородными сказуемыми, соединёнными одиночным союзом  и

Дайте характеристику получившемуся предложению

  1.  Работа со сравнительным оборотом

Расскажите о знаках препинания при сравнительных оборотах

Лёд, как стальной обруч,…

Дайте характеристику получившемуся предложению

5 .Работа  с наращением .Обособленные члены предложения

-Дайте определение обособленным членам предложения

Второстепенные члены предложения, выделяемые по смыслу и интонационно, называются обособленными.

-Чем оно может быть выражено?

Знаки препинания в предложениях с обособленными членами

(объяснить)

-Дополнить предложение обособленным определением ,  выраженным причастным оборотом.

Дайте характеристику получившемуся предложению

Замените обособленное определение необособленным и расставьте знаки препинания

5.1.Обособленное обстоятельство

-Чем может быть выражено

-Знаки препинания

-Когда знаки препинания не ставятся?

5.2.Дополните второе сказуемое  однородными обстоятельствами, выраженными деепричастиями.

5.3  Вводными словами.

5.4.Замените причастный оборот придаточным предложением, дайте характеристику получившемуся предложению.

-Запишите предложение, запишите схему.

5.5.Дополните сложное предложение, употребив противительный союз, безличным предложением. Нарисуйте схему.

6.Вернём предложение в текст .

Как изменился текст?

7. Работа с понятийным  блоком ( методика преподавания русского языка)

-На каком уровне развития речи основными единицами служат предложение и словосочетание?

-Какие уровни развития речи младших школьников вы знаете?

- Какова цель каждого уровня развития речи? Что  современные методисты считают вершиной развития речи?

- Назовите современных методистов , создавших классификацию упражнений по развитию речи на грамматическом уровне.

8. Методическое представление  студентами упражнений, имеющих коммуникативный характер. ( см. Презентацию № 2., 3)

9. Проведение студентами  фрагмента упражнения деятельностного  характера (Проведение игры «Волшебный кубик»)

10. Обобщение и приведение упражнений в систему О.О. Харченко.

- Какого вида данные упражнения? Назовите  2 системы упражнений, увиденные вами на уроке. Назовите примеры упражнений , которые не были показаны. Расположите по классам изучения данные упражнения и назовите цель каждого.

-Познакомьтесь с системой упражнений, разработанной О.О. Харченко.

Упражнения для обучения младших школьников составлению предложения как единицы речи Задания 1. Важно ли , по вашему мнению, соблюдать  строгую последовательность осуществления рецептивной, репродуктивной и продуктивной познавательной деятельности? Почему?

Познавательная деятельность

Соблюдение коммуникативной преемственности предложений ( формируемые умения)

Обеспечение соотносительности

значения текста и создаваемого предложения ( формируемые умения)

1.Рецептивная

1.Вычленение предложения, порядок слов в котором нарушает закономерности теморематического членения

1.Вычленение предложения, построенного по модели, отличной от той , которой соответствует большинство предложений текста

2.Выделение ( подчеркивание) слова из конца каждого предыдущего предложения, подсказывающих начальные слова последующего

2.Определение, звеном текста какого типа может быть конкретное предложение, соответствующее модели с определенным типовым значением

2.Репродуктивная

1. Заполнение пропуска в тексте за счет выбора предложения  с порядком слов, обеспечивающим максимальную связность с рядом стоящими предложениями

1.Заполнение пропуска  в тексте  за счет выбора предложения, соответствующего модели, по которой построены другие предложения текста, и передающего определенное типовое значение  

2. Определение места в тексте для пропущенного предложения с учетом порядка слов, обеспечивающего: коммуникативную преемственность предложений

+

3.Продуктивная

3.1. Конструктивный уровень

1. Восстановление  начальных слов  в предложении ( тематического компонента) с опорой на рематический компонент предшествующего предложения

-

2. Заполнение пропусков в тексте предложением, составленным из «рассыпанных» слов

+

3. Составление из одного набора «рассыпанных» слов двух предложений с различным словопорядком, предопределяемым разными контекстами

-

3.2. Творческий уровень

1.Продуцирование высказывания заданного типового значения по опорным словам

+

2. Дополнение авторского текста самостоятельно составленными предложениями с учетом его специфики: типовой принадлежности, а  также типового значения входящих в его состав предложений ( списывание с творческим заданием)

Задания 2. Познакомьтесь с упражнениями , предназначенными для развития синтаксического строя речи младших  школьников. Оцените методическую ценность этих упражнений, определите их типы.

Упражнение 1.  Прочитайте.

Дождь прошел. Появилось солнце. Лес засверкал. Капли заблестели. Природа ожила.

Распространите  предложения , включив слова, которые помогли бы передать красоту природы после дождя.

Упражнение 2. Прочитайте пары предложений.

Туман ложился на кусты.- Туман ложился на деревья. Журавли кричали тревожно. – Журавли кричали тоскливо. Дождь моросил всю ночь. – Дождь моросил весь день.

Из каждой пары предложений составьте и запишите одно с однородными членами предложения.

Упражнение 3. Вставьте предложения так , чтобы получился маленький рассказ. Докажите, что предложения в этом тексте связаны друг с другом.

Аня и Оля нашли птичку. Птичка не умела летать…….. Девочки положили синичку в гнездо воробьев. Приемные родители вырастили синичку.

Упражнение 4. Прочитайте предложения. Используйте слова для справок с целью соединения этих предложений  в тексте. Почему вы выбрали именно эти слова?

У лисицы в норе подросли лисята……учит их ловить добычу. …..строго следит за учениками…… смело бросается на все, что движется.

Слова для справок: учительница, мать, маленькие охотники.

11. Работа с электронным учебником «Начальная школа. Кирилл и Мефодий» ( интерактивная доска)

- Проработайте урок  № 4,5 и дайте его анализ.

12.Итог.

- Какие обособления мы сегодня вспомнили? Назовите полученное предложение. И прочитайте в тексте данное предложение, что вы можете сказать?

-О  каком уровне  мы сегодня говорили? Приведете примеры разных классификаций упражнений.

11. Рефлексия. Групповая разминка « 2 реки»

 

Комбинированный урок по русскому языку с методикой преподавания русского языка

                        Тема: Формирование синтаксических умений при разборе  простого и  сложного предложения на грамматическом уровне развития речи младших школьников на уроках русского языка

Общая дидактическая цель: интеграция знаний и умений  студентов по теме «Синтаксис и пунктуация простого предложения» в  методику преподавания русского языка, работа над формирование профессиональных умений по теме «Работа по развитию речи на грамматическом уровне развития речи»

Образовательная цель: 

Раскрыть содержание темы урока.

Обобщить знания по теме: Синтаксис и пунктуация простого предложения.

Обобщить теоретические знания по различным классификациям видов упражнений и уметь внедрять их в единую систему обучения русскому языку младших школьников.

Продолжить работу над понятийным аппратом в речи студентов при предъявлении методических упражнений

Отработать умение строить предложения  с разными видами осложнения простого предложения

Учить анализировать текст.

Выполнять различные варианты обособления простого предложения.

Развивающая цель:

Коммуникативная: владеть различными приемами высказываний: краткими и развернутыми, вступать в учебную дискуссию и полилог адекватно поставленной задаче, высказывать собственную аргументированную оценку.

Информационная: поиск необходимой информации в тексте художественного произведения.

Учебно-исследовательская: решать проблемные задания, давать определение терминов и понятий, выделять причинно-следственные связи.

Проектная: овладеть навыками исследования лингвистического материала.

Рефлексивной: определять значимость изученного материала с точки зрения обогащения собственного интеллектуального и нравственного опыта, оценивать актуальность и практическую значимость изученного материала и собственные затруднения в работе над ним.

Воспитательный аспект:  Формирование профессионального чутья и профильных умений, способствовать формированию и развитию у студентов языкового «чутья»,культуры  и любви к родному языку.

Оборудование : использование обучающей презентации, шаблонных презентаций, сделанных студентами, раздаточный материал, электронный учебник «Начальная школа»


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

4404. Агропомышленный комплекс Новосибирской области 92.5 KB
  Введение Новосибирская область: государственно-территориальное образование, входящее в состав Российской Федерации на правах ее равноправного субъекта, расположена в географическом центре страны, в юго-восточной части Западно-Сибирской равнины, глав...
4405. Фанализ - филосовско-аналитическая теория истины 152 KB
  Эта работа была задумана для рассмотрения более объективной оценки окружающего мира. Здесь рассматриваются более двадцати вопросов, наиболее значимых, при объяснении такого подхода поиска истины как Фанализ. Этот взгляд должен дать толчок для самора...
4406. Разработка тягового и топливно-экономического расчета автомобиля 1.09 MB
  В курсе теории автомобиля тяговый и топливно-экономический расчет является одним из важнейших разделов. Этот расчет позволяет по некоторым заданным параметрам определить остальные конструктивные и эксплуатационные параметры...
4407. Адвокат в гражданском процессе 268.5 KB
  Адвокат в гражданском процессе Введение Современный человек постоянно сталкивается с ситуациями, в которых ему необходимо руководствоваться теми или иными правовыми предписаниями, то есть законодательно закрепленными общеобязательными правилами пове...
4408. Административная ответственность за нарушение налогового законодательства 311 KB
  Административная ответственность за нарушение налогового законодательства Введение Процесс формирования норм налогового законодательства выявил особую актуальность установления ответственности за налоговые нарушения. Прямая зависимость государственн...
4409. Адвокатура Украины. Организация современной адвокатуры Украины 63 KB
  Адвокатура Украины. Организация современной адвокатуры Украины. Принципы и гарантии адвокатской деятельности. Согласно Закону адвокатура Украины является добровольным профессиональным общественным объединением, призванным содействовать защите прав, свобо...
4410. Альтернативные источники энергии 62 KB
  Perpetuum-mobile Сенсационное сообщение пришло из Англии. Изобретатель Джон Серл сконструировал летательный аппарат в виде вращающегося диска. Аппарат потребляет энергию только при разгоне, а затем летит сам по себе по классическому варианту вечного...
4411. Расчет четырехтактного бензинового двигателя типа R4 с распределенным впрыском топлива и электронным управлением системой питания и зажигания 3.08 MB
  Введение Поршневые двигатели внутреннего сгорания (ДВС) – самый распространенный тип энергетической установки, на сегодняшний день, используемый на автомобилях, тракторах, тепловозах, на судах и т.п...
4412. Машина Больцмана та мережа INSTAR 446.5 KB
  Машина Больцмана та мережа INSTAR. План: Мета роботи. Теоретичні відомості. Постановка задачі. Алгоритм розв`язку задачі. Виконання роботи. Висновок. Мета: Вивчити принципи функціонування вказаних мереж та навч...