58648

Формирование синтаксических умений при разборе простого и сложного предложения на грамматическом уровне развития речи младших школьников на уроках русского языка

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Синтаксический анализ предложения. Из предложения текста: Крепкий лёд незаметно сковал реку. Назвать сочетание слов которое не является словосочетанием определить и охарактеризовать грамматическую основу предложения лёд сковывает А теперь давайте поиграем.

Русский

2014-04-28

58 KB

6 чел.

Комбинированный урок по русскому языку с методикой преподавания русского языка

                        Тема: Формирование синтаксических умений при разборе  простого и  сложного предложения на грамматическом уровне развития речи младших школьников на уроках русского языка

  1.  Семантический анализ эпиграфа                                                                             

       Мороз-волшебник!

                                                                                          Это видно сразу:

                                                                                          Я свой альбом ещё не открывал,

                                                                                          А он уже

                                                                                          Без кисточек,

                                                                                          Без красок

                                                                                          Все окна

                                                                                          За ночь нам разрисовал!

                                                                                                                                    К.Билич

-Как вы думаете,   какому времени года посвящён урок?

-Естественно, зиме. Какие впечатления приносит нам зима?

-А какие краски?

(Чтение текста)

-Докажите, что это текст.

-Определите стиль речи.

-Тип речи.

  1.  Синтаксический анализ   предложения.Из предложения текста :  Крепкий лёд незаметно сковал реку.-

  выпишите словосочетания.

-Назвать сочетание слов, которое не является словосочетанием

-определить и охарактеризовать грамматическую основу предложения

              лёд сковывает

-А теперь давайте поиграем. Игра  «Снежный ком».Немного повторим

-Чем может быть осложнено простое предложение?

(словами, грамматически связанными с членами предложения:

однородными, обособленными и уточняющими членами предложения;

(словами, грамматически не связанными с членами предложения:

обращениями, междометиями, вводными словами и предложениями, вставными конструкциями

  1.  Работа с анимированным плакатом по теме :Однородные члены предложения

Дайте определение однородных членов предложения

Однородные члены предложения –это ряд одинаковых членов предложения, соединённых между собой сочинительной связью, которая выражается  союзами или только интонационно.

-Когда между однородными членами предложения ставится запятая

-Когда не ставится

Распространите данное предложение однородными сказуемыми, соединёнными одиночным союзом  и

Дайте характеристику получившемуся предложению

  1.  Работа со сравнительным оборотом

Расскажите о знаках препинания при сравнительных оборотах

Лёд, как стальной обруч,…

Дайте характеристику получившемуся предложению

5 .Работа  с наращением .Обособленные члены предложения

-Дайте определение обособленным членам предложения

Второстепенные члены предложения, выделяемые по смыслу и интонационно, называются обособленными.

-Чем оно может быть выражено?

Знаки препинания в предложениях с обособленными членами

(объяснить)

-Дополнить предложение обособленным определением ,  выраженным причастным оборотом.

Дайте характеристику получившемуся предложению

Замените обособленное определение необособленным и расставьте знаки препинания

5.1.Обособленное обстоятельство

-Чем может быть выражено

-Знаки препинания

-Когда знаки препинания не ставятся?

5.2.Дополните второе сказуемое  однородными обстоятельствами, выраженными деепричастиями.

5.3  Вводными словами.

5.4.Замените причастный оборот придаточным предложением, дайте характеристику получившемуся предложению.

-Запишите предложение, запишите схему.

5.5.Дополните сложное предложение, употребив противительный союз, безличным предложением. Нарисуйте схему.

6.Вернём предложение в текст .

Как изменился текст?

7. Работа с понятийным  блоком ( методика преподавания русского языка)

-На каком уровне развития речи основными единицами служат предложение и словосочетание?

-Какие уровни развития речи младших школьников вы знаете?

- Какова цель каждого уровня развития речи? Что  современные методисты считают вершиной развития речи?

- Назовите современных методистов , создавших классификацию упражнений по развитию речи на грамматическом уровне.

8. Методическое представление  студентами упражнений, имеющих коммуникативный характер. ( см. Презентацию № 2., 3)

9. Проведение студентами  фрагмента упражнения деятельностного  характера (Проведение игры «Волшебный кубик»)

10. Обобщение и приведение упражнений в систему О.О. Харченко.

- Какого вида данные упражнения? Назовите  2 системы упражнений, увиденные вами на уроке. Назовите примеры упражнений , которые не были показаны. Расположите по классам изучения данные упражнения и назовите цель каждого.

-Познакомьтесь с системой упражнений, разработанной О.О. Харченко.

Упражнения для обучения младших школьников составлению предложения как единицы речи Задания 1. Важно ли , по вашему мнению, соблюдать  строгую последовательность осуществления рецептивной, репродуктивной и продуктивной познавательной деятельности? Почему?

Познавательная деятельность

Соблюдение коммуникативной преемственности предложений ( формируемые умения)

Обеспечение соотносительности

значения текста и создаваемого предложения ( формируемые умения)

1.Рецептивная

1.Вычленение предложения, порядок слов в котором нарушает закономерности теморематического членения

1.Вычленение предложения, построенного по модели, отличной от той , которой соответствует большинство предложений текста

2.Выделение ( подчеркивание) слова из конца каждого предыдущего предложения, подсказывающих начальные слова последующего

2.Определение, звеном текста какого типа может быть конкретное предложение, соответствующее модели с определенным типовым значением

2.Репродуктивная

1. Заполнение пропуска в тексте за счет выбора предложения  с порядком слов, обеспечивающим максимальную связность с рядом стоящими предложениями

1.Заполнение пропуска  в тексте  за счет выбора предложения, соответствующего модели, по которой построены другие предложения текста, и передающего определенное типовое значение  

2. Определение места в тексте для пропущенного предложения с учетом порядка слов, обеспечивающего: коммуникативную преемственность предложений

+

3.Продуктивная

3.1. Конструктивный уровень

1. Восстановление  начальных слов  в предложении ( тематического компонента) с опорой на рематический компонент предшествующего предложения

-

2. Заполнение пропусков в тексте предложением, составленным из «рассыпанных» слов

+

3. Составление из одного набора «рассыпанных» слов двух предложений с различным словопорядком, предопределяемым разными контекстами

-

3.2. Творческий уровень

1.Продуцирование высказывания заданного типового значения по опорным словам

+

2. Дополнение авторского текста самостоятельно составленными предложениями с учетом его специфики: типовой принадлежности, а  также типового значения входящих в его состав предложений ( списывание с творческим заданием)

Задания 2. Познакомьтесь с упражнениями , предназначенными для развития синтаксического строя речи младших  школьников. Оцените методическую ценность этих упражнений, определите их типы.

Упражнение 1.  Прочитайте.

Дождь прошел. Появилось солнце. Лес засверкал. Капли заблестели. Природа ожила.

Распространите  предложения , включив слова, которые помогли бы передать красоту природы после дождя.

Упражнение 2. Прочитайте пары предложений.

Туман ложился на кусты.- Туман ложился на деревья. Журавли кричали тревожно. – Журавли кричали тоскливо. Дождь моросил всю ночь. – Дождь моросил весь день.

Из каждой пары предложений составьте и запишите одно с однородными членами предложения.

Упражнение 3. Вставьте предложения так , чтобы получился маленький рассказ. Докажите, что предложения в этом тексте связаны друг с другом.

Аня и Оля нашли птичку. Птичка не умела летать…….. Девочки положили синичку в гнездо воробьев. Приемные родители вырастили синичку.

Упражнение 4. Прочитайте предложения. Используйте слова для справок с целью соединения этих предложений  в тексте. Почему вы выбрали именно эти слова?

У лисицы в норе подросли лисята……учит их ловить добычу. …..строго следит за учениками…… смело бросается на все, что движется.

Слова для справок: учительница, мать, маленькие охотники.

11. Работа с электронным учебником «Начальная школа. Кирилл и Мефодий» ( интерактивная доска)

- Проработайте урок  № 4,5 и дайте его анализ.

12.Итог.

- Какие обособления мы сегодня вспомнили? Назовите полученное предложение. И прочитайте в тексте данное предложение, что вы можете сказать?

-О  каком уровне  мы сегодня говорили? Приведете примеры разных классификаций упражнений.

11. Рефлексия. Групповая разминка « 2 реки»

 

Комбинированный урок по русскому языку с методикой преподавания русского языка

                        Тема: Формирование синтаксических умений при разборе  простого и  сложного предложения на грамматическом уровне развития речи младших школьников на уроках русского языка

Общая дидактическая цель: интеграция знаний и умений  студентов по теме «Синтаксис и пунктуация простого предложения» в  методику преподавания русского языка, работа над формирование профессиональных умений по теме «Работа по развитию речи на грамматическом уровне развития речи»

Образовательная цель: 

Раскрыть содержание темы урока.

Обобщить знания по теме: Синтаксис и пунктуация простого предложения.

Обобщить теоретические знания по различным классификациям видов упражнений и уметь внедрять их в единую систему обучения русскому языку младших школьников.

Продолжить работу над понятийным аппратом в речи студентов при предъявлении методических упражнений

Отработать умение строить предложения  с разными видами осложнения простого предложения

Учить анализировать текст.

Выполнять различные варианты обособления простого предложения.

Развивающая цель:

Коммуникативная: владеть различными приемами высказываний: краткими и развернутыми, вступать в учебную дискуссию и полилог адекватно поставленной задаче, высказывать собственную аргументированную оценку.

Информационная: поиск необходимой информации в тексте художественного произведения.

Учебно-исследовательская: решать проблемные задания, давать определение терминов и понятий, выделять причинно-следственные связи.

Проектная: овладеть навыками исследования лингвистического материала.

Рефлексивной: определять значимость изученного материала с точки зрения обогащения собственного интеллектуального и нравственного опыта, оценивать актуальность и практическую значимость изученного материала и собственные затруднения в работе над ним.

Воспитательный аспект:  Формирование профессионального чутья и профильных умений, способствовать формированию и развитию у студентов языкового «чутья»,культуры  и любви к родному языку.

Оборудование : использование обучающей презентации, шаблонных презентаций, сделанных студентами, раздаточный материал, электронный учебник «Начальная школа»


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

48308. ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ. СТРАХОВАНИЕ 351.5 KB
  Содержание Общая характеристика страхования История возникновения и развития страхования Сущность и функции страхования его роль в развитии экономики Основные понятия и термины используемые в страховании Классификация страхования.
48309. Социально-экономическая сущность страхования и её роль в рыночной экономике 488.5 KB
  Классификация рисков Понятие рисков страхования классификация рисков и риск-менеджмент. Договор страхования и принципы страхования. Социально-экономическая сущность страхования и её роль в рыночной экономике.
48311. БАЗОВЫЙ КУРС ФИЛОСОФИИ 1.16 MB
  Мировоззрение – это совокупность взглядов личности или общества на мир в целом или место человека в этом мире. У любого человека существует потребность в мировоззрении поскольку оно отвечает на самые фундаментальные вопросы человеческой жизни: Что такое мир Что такое человек В чем смысл человеческой жизни и смерти К чему следует стремиться в жизни Что самое важное ценное В чем смысл истории и т. У человека нет такой жизненной программы поэтому он должен сам на свой страх и риск пытаться постичь жизнь в целом проектировать свою...
48312. Национальная экономика 537 KB
  Структура национальной экономики представлена отношениями между имеющимися в стране производственными ресурсами объемами их распределения между экономическими субъектами между объемами производства этих субъектов составными частями национального продукта. Отраслевая структура характеризует сложившуюся систему распределения производственных ресурсов по основным видам деятельности а также долю отдельных отраслей в общем объеме национального производства. Макроэкономические пропорции – количественные соотношения между отдельными частями и...
48313. ОБЛІК У ГАЛУЗЯХ ВИРОБНИЦТВА ТА ПОСЛУГ 1.15 MB
  Закону Про податок на прибуток витрати на отримання ліцензій зараховуються в склад валових витрат. Оплата проводиться не пізніше ніж за один день до початку здійснення торговельної діяльності Витрати пов’язані з попередньою оплатою вартості торгового патенту обліковуються по дебету рахунка 39 Витрати майбутніх періодів...
48315. Основы волновой теории 1.23 MB
  Оптика – это раздел физики, который изучает распространение света и взаимодействие его с веществом. Свет представляет собой электромагнитное излучение и обладает двойственной природой. В одних явлениях свет ведёт себя как электромагнитная волна, в других – как поток особых частиц фотонов или квантов света. Волновыми свойствами света занимается волновая оптика, квантовой – квантовая.
48316. Теплоенергетика. Курс лекцій 3.74 MB
  Енергетичне паливо використовується для отримання теплової енергії в різних енергетичних установках. Технологічне паливо використовується з метою отримання цінних технічних продуктів (фарб, штучних волокон та інш.), і для переробки в різні види штучних палив (кокс, брикети, генераторний газ та інш.)