58648

Формирование синтаксических умений при разборе простого и сложного предложения на грамматическом уровне развития речи младших школьников на уроках русского языка

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Синтаксический анализ предложения. Из предложения текста: Крепкий лёд незаметно сковал реку. Назвать сочетание слов которое не является словосочетанием определить и охарактеризовать грамматическую основу предложения лёд сковывает А теперь давайте поиграем.

Русский

2014-04-28

58 KB

6 чел.

Комбинированный урок по русскому языку с методикой преподавания русского языка

                        Тема: Формирование синтаксических умений при разборе  простого и  сложного предложения на грамматическом уровне развития речи младших школьников на уроках русского языка

  1.  Семантический анализ эпиграфа                                                                             

       Мороз-волшебник!

                                                                                          Это видно сразу:

                                                                                          Я свой альбом ещё не открывал,

                                                                                          А он уже

                                                                                          Без кисточек,

                                                                                          Без красок

                                                                                          Все окна

                                                                                          За ночь нам разрисовал!

                                                                                                                                    К.Билич

-Как вы думаете,   какому времени года посвящён урок?

-Естественно, зиме. Какие впечатления приносит нам зима?

-А какие краски?

(Чтение текста)

-Докажите, что это текст.

-Определите стиль речи.

-Тип речи.

  1.  Синтаксический анализ   предложения.Из предложения текста :  Крепкий лёд незаметно сковал реку.-

  выпишите словосочетания.

-Назвать сочетание слов, которое не является словосочетанием

-определить и охарактеризовать грамматическую основу предложения

              лёд сковывает

-А теперь давайте поиграем. Игра  «Снежный ком».Немного повторим

-Чем может быть осложнено простое предложение?

(словами, грамматически связанными с членами предложения:

однородными, обособленными и уточняющими членами предложения;

(словами, грамматически не связанными с членами предложения:

обращениями, междометиями, вводными словами и предложениями, вставными конструкциями

  1.  Работа с анимированным плакатом по теме :Однородные члены предложения

Дайте определение однородных членов предложения

Однородные члены предложения –это ряд одинаковых членов предложения, соединённых между собой сочинительной связью, которая выражается  союзами или только интонационно.

-Когда между однородными членами предложения ставится запятая

-Когда не ставится

Распространите данное предложение однородными сказуемыми, соединёнными одиночным союзом  и

Дайте характеристику получившемуся предложению

  1.  Работа со сравнительным оборотом

Расскажите о знаках препинания при сравнительных оборотах

Лёд, как стальной обруч,…

Дайте характеристику получившемуся предложению

5 .Работа  с наращением .Обособленные члены предложения

-Дайте определение обособленным членам предложения

Второстепенные члены предложения, выделяемые по смыслу и интонационно, называются обособленными.

-Чем оно может быть выражено?

Знаки препинания в предложениях с обособленными членами

(объяснить)

-Дополнить предложение обособленным определением ,  выраженным причастным оборотом.

Дайте характеристику получившемуся предложению

Замените обособленное определение необособленным и расставьте знаки препинания

5.1.Обособленное обстоятельство

-Чем может быть выражено

-Знаки препинания

-Когда знаки препинания не ставятся?

5.2.Дополните второе сказуемое  однородными обстоятельствами, выраженными деепричастиями.

5.3  Вводными словами.

5.4.Замените причастный оборот придаточным предложением, дайте характеристику получившемуся предложению.

-Запишите предложение, запишите схему.

5.5.Дополните сложное предложение, употребив противительный союз, безличным предложением. Нарисуйте схему.

6.Вернём предложение в текст .

Как изменился текст?

7. Работа с понятийным  блоком ( методика преподавания русского языка)

-На каком уровне развития речи основными единицами служат предложение и словосочетание?

-Какие уровни развития речи младших школьников вы знаете?

- Какова цель каждого уровня развития речи? Что  современные методисты считают вершиной развития речи?

- Назовите современных методистов , создавших классификацию упражнений по развитию речи на грамматическом уровне.

8. Методическое представление  студентами упражнений, имеющих коммуникативный характер. ( см. Презентацию № 2., 3)

9. Проведение студентами  фрагмента упражнения деятельностного  характера (Проведение игры «Волшебный кубик»)

10. Обобщение и приведение упражнений в систему О.О. Харченко.

- Какого вида данные упражнения? Назовите  2 системы упражнений, увиденные вами на уроке. Назовите примеры упражнений , которые не были показаны. Расположите по классам изучения данные упражнения и назовите цель каждого.

-Познакомьтесь с системой упражнений, разработанной О.О. Харченко.

Упражнения для обучения младших школьников составлению предложения как единицы речи Задания 1. Важно ли , по вашему мнению, соблюдать  строгую последовательность осуществления рецептивной, репродуктивной и продуктивной познавательной деятельности? Почему?

Познавательная деятельность

Соблюдение коммуникативной преемственности предложений ( формируемые умения)

Обеспечение соотносительности

значения текста и создаваемого предложения ( формируемые умения)

1.Рецептивная

1.Вычленение предложения, порядок слов в котором нарушает закономерности теморематического членения

1.Вычленение предложения, построенного по модели, отличной от той , которой соответствует большинство предложений текста

2.Выделение ( подчеркивание) слова из конца каждого предыдущего предложения, подсказывающих начальные слова последующего

2.Определение, звеном текста какого типа может быть конкретное предложение, соответствующее модели с определенным типовым значением

2.Репродуктивная

1. Заполнение пропуска в тексте за счет выбора предложения  с порядком слов, обеспечивающим максимальную связность с рядом стоящими предложениями

1.Заполнение пропуска  в тексте  за счет выбора предложения, соответствующего модели, по которой построены другие предложения текста, и передающего определенное типовое значение  

2. Определение места в тексте для пропущенного предложения с учетом порядка слов, обеспечивающего: коммуникативную преемственность предложений

+

3.Продуктивная

3.1. Конструктивный уровень

1. Восстановление  начальных слов  в предложении ( тематического компонента) с опорой на рематический компонент предшествующего предложения

-

2. Заполнение пропусков в тексте предложением, составленным из «рассыпанных» слов

+

3. Составление из одного набора «рассыпанных» слов двух предложений с различным словопорядком, предопределяемым разными контекстами

-

3.2. Творческий уровень

1.Продуцирование высказывания заданного типового значения по опорным словам

+

2. Дополнение авторского текста самостоятельно составленными предложениями с учетом его специфики: типовой принадлежности, а  также типового значения входящих в его состав предложений ( списывание с творческим заданием)

Задания 2. Познакомьтесь с упражнениями , предназначенными для развития синтаксического строя речи младших  школьников. Оцените методическую ценность этих упражнений, определите их типы.

Упражнение 1.  Прочитайте.

Дождь прошел. Появилось солнце. Лес засверкал. Капли заблестели. Природа ожила.

Распространите  предложения , включив слова, которые помогли бы передать красоту природы после дождя.

Упражнение 2. Прочитайте пары предложений.

Туман ложился на кусты.- Туман ложился на деревья. Журавли кричали тревожно. – Журавли кричали тоскливо. Дождь моросил всю ночь. – Дождь моросил весь день.

Из каждой пары предложений составьте и запишите одно с однородными членами предложения.

Упражнение 3. Вставьте предложения так , чтобы получился маленький рассказ. Докажите, что предложения в этом тексте связаны друг с другом.

Аня и Оля нашли птичку. Птичка не умела летать…….. Девочки положили синичку в гнездо воробьев. Приемные родители вырастили синичку.

Упражнение 4. Прочитайте предложения. Используйте слова для справок с целью соединения этих предложений  в тексте. Почему вы выбрали именно эти слова?

У лисицы в норе подросли лисята……учит их ловить добычу. …..строго следит за учениками…… смело бросается на все, что движется.

Слова для справок: учительница, мать, маленькие охотники.

11. Работа с электронным учебником «Начальная школа. Кирилл и Мефодий» ( интерактивная доска)

- Проработайте урок  № 4,5 и дайте его анализ.

12.Итог.

- Какие обособления мы сегодня вспомнили? Назовите полученное предложение. И прочитайте в тексте данное предложение, что вы можете сказать?

-О  каком уровне  мы сегодня говорили? Приведете примеры разных классификаций упражнений.

11. Рефлексия. Групповая разминка « 2 реки»

 

Комбинированный урок по русскому языку с методикой преподавания русского языка

                        Тема: Формирование синтаксических умений при разборе  простого и  сложного предложения на грамматическом уровне развития речи младших школьников на уроках русского языка

Общая дидактическая цель: интеграция знаний и умений  студентов по теме «Синтаксис и пунктуация простого предложения» в  методику преподавания русского языка, работа над формирование профессиональных умений по теме «Работа по развитию речи на грамматическом уровне развития речи»

Образовательная цель: 

Раскрыть содержание темы урока.

Обобщить знания по теме: Синтаксис и пунктуация простого предложения.

Обобщить теоретические знания по различным классификациям видов упражнений и уметь внедрять их в единую систему обучения русскому языку младших школьников.

Продолжить работу над понятийным аппратом в речи студентов при предъявлении методических упражнений

Отработать умение строить предложения  с разными видами осложнения простого предложения

Учить анализировать текст.

Выполнять различные варианты обособления простого предложения.

Развивающая цель:

Коммуникативная: владеть различными приемами высказываний: краткими и развернутыми, вступать в учебную дискуссию и полилог адекватно поставленной задаче, высказывать собственную аргументированную оценку.

Информационная: поиск необходимой информации в тексте художественного произведения.

Учебно-исследовательская: решать проблемные задания, давать определение терминов и понятий, выделять причинно-следственные связи.

Проектная: овладеть навыками исследования лингвистического материала.

Рефлексивной: определять значимость изученного материала с точки зрения обогащения собственного интеллектуального и нравственного опыта, оценивать актуальность и практическую значимость изученного материала и собственные затруднения в работе над ним.

Воспитательный аспект:  Формирование профессионального чутья и профильных умений, способствовать формированию и развитию у студентов языкового «чутья»,культуры  и любви к родному языку.

Оборудование : использование обучающей презентации, шаблонных презентаций, сделанных студентами, раздаточный материал, электронный учебник «Начальная школа»


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

54315. RECIPROCAL TEACHING 44.5 KB
  Reciprocal teaching is a reading strategy in which students take turns teaching small sections of the text. It is usually done in small groups. All students initially read a section of the text. One student begins by summarizing a section of the text and questioning the others about the meaning of the section. Any difficult parts are identified and discussed and then predictions are made about the next section to be read.
54316. Методичні рекомендації класному керівникові, щодо організації профільного навчання і допрофільної підготовки в 9-х класах 73 KB
  Доцільно проводити шкільні міжшкільні олімпіади дні відкритих дверей видавати інформаційні матеріали які знайомлять учнів із специфікою вимог і особливостями профільного навчання в різних освітніх закладах району. По суті інформаційна робота повинна стати змістовною подорожжю для учнів по освітній території для чого необхідно спланувати відповідний маршрут форми дати конкретні домовленості про час і форми заходів з керівниками освітніх установ. Частина часу ймовірно кілька годин в цілому слід буде передбачити на...
54317. Функціональні методи розвязування рівнянь 193.5 KB
  Мета: - повторити функціональні методи розв’язування рівнянь; - розвивати вміння і навички розв’язування рівнянь різними методами; - розвивати вміння систематизувати і узагальнювати, робити умовиводи; - виховувати прагнення до реалізації своїх навчальних можливостей.
54318. Застосування активних методів і форм на заняттях іноземної мови 288 KB
  Робота над проектом здійснюється у кілька етапів і зазвичай виходить за рамки навчальної діяльності на заняттях: вибір теми чи проблеми проекту, формування групи виконавців, розробка плану роботи над проектом, визначення термінів, розподіл завдань серед студентів, обговорення в групі результатів виконання кожного завдання, оформлення спільного результату, звіт по проекту, оцінка виконання проекту.
54319. Чи можливо виховати генія? 75.5 KB
  От чому в процесі навчання необхідно систематично збуджувати розвивати і укріплювати пізнавальний інтерес учнів і як важливий мотив навчання і як стійку рису особистості і як могутній засіб виховуючого навчання підвищення його якості. Основна мета роботи вчителя по активізації пізнавальної діяльності учнів розвиток їх творчих здібностей. Досягнення цієї мети дозволяє вирішити багато завдань навчання: забезпечити міцні і усвідомлені знання навчального матеріалу; підготувати учнів до активної участі у виробничій...
54320. Пути развития европейской культуры в эпоху Нового времени 20.7 KB
  Название «Новое время» в истории культуры Европы обычно употребляется по отношению к трем векам – XVII, XVIII и XIX. Эти века наполнены событиями политическими, экономическими, философскими, художественными. XVII век не имеет общепризнанного названия как Возрождение или век Просвещения.
54321. Створення та редагування таблиць із застосуванням режиму конструктора, використання звязків між таблицями, створення форм із застосуванням майстра форм, створення звітів із застосуванням майстра звітів 2.97 MB
  ЗАДАЧА: створити БД для підприємства (фірми), яке займається реалізацією продовольчих товарів. 1.1 Створити БД в папці Мої документи та надати ім’я «Прізвище_група_учня_фірма» 1 Створити таблиці, які будуть містити основну інформацію про діяльність фірми.
54322. Метод проектов 26.5 KB
  В последние годы в связи с реформами в образовании и изменениями в школьном математическом образовании в частности остро стоит вопрос об организации учебного процесса направленного на развитие творческих способностей личности и навыков исследовательской деятельности. В результате этого возник метод проектов как способ актуализации и стимулирования познавательной деятельности учащихся. Однако за последние несколько лет многое изменилось – общество поднялось на новую ступень экономического развития потребовались кардинальные перемены во...
54323. МЕТОД ПРОЕКТІВ ЯК ТЕХНОЛОГІЯ НАВЧАННЯ 257.5 KB
  Метод проектів це метод в основі якого лежить розвиток пізнавальних творчих навичок студентів умінь самостійно конструювати свої знання орієнтуватися в інформаційному просторі критично мислити. Мета застосування методу полягає у формуванні навичок ефективного використання різних джерел інформації при навчанні студентів за допомогою інноваційних педагогічних технологій якими передбачається самостійна індивідуальна чи групова дослідницькопошукова та творча діяльність студентів підвищення рівня комунікабельності. Завдання методу...