58651

Урок развития и культуры речи. Национальные костюмы

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цель: Развивать навыки чтения, умения объяснять значение слов, исходя из контекста (словарь); работать над устным сочинением-описанием по картине. Повторить и обсудить изученный материал по теме Состав слова. Орфография

Русский

2014-04-28

33.5 KB

1 чел.

                                           Урок русского языка

Тема: Урок развития и культуры речи. " Национальные костюмы ". Подготовка к контрольной работе.
Цель: Развивать навыки чтения, умения объяснять значение слов, исходя из контекста (словарь); работать над устным сочинением-описанием по картине. Повторить и обсудить изучений материал
по теме "Состав слова. Орфография"
Оборудование: учебник, тексты, индивидуальный раздаточный материал.

                                                                   Ход урока
I. Объявление темы си цели урока.
II. Активизация опорных знаний учащихся. Проверка домашнего задания.
Ш. Работа над развитием и культурой речи.
1) Словарная работа:
Кафтан, лапоть , онуча, мудота,армяк,.Составить словосочитания.
2) Чтения текста
"Русская национальная одежда".
3) Работа с текстом:
1. Обьясните значение неизвестных слов с помощью текста:
Понёва,думегрейка,шугай,коколиник, сорока, хичка,сарафан,шаль.
Можно ли назвать эти слова устаревшими? Почему?
2. Дополните предложения так, чтобы они соответствовали содержанию текста.
а)Традиционная русская мужская одежда состояла из…
б) В городах на рубашку обычно надевался…,по праздникам…
в) Обычная женская одежда-
г) На севере головным убором служил…,на юге более сложный головной убор-…
3. Косоворотка – разбор по составу слова
4.Записанный план текста:
1. Традиционная мужская одежда:
а) крестьянская одежда
б) обувь крестьян
2. Традиционная женская одежда:
а) женские головные уборы

Достаточно ли полно план передаёт содержание?
Какие факты не нашли в нём отражение?
В чём разница между традиционной мужской одеждой крестьян и горожан?

IV
. Работа с репродукцией  картины Рябушкина " Московская девушка XVII века "
Кто изображен на картине?
Что делает девушка?
Во что она одета?
Какой у нее головной убор?
Какая причёска?

Что на картине подчёркивает стремительность её походки?
Что выражает лицо девушки?
Какие краски использует художник?
Какие чувства вызывает картина?

Практика
Опишите костюм девушки, изображённый на картине Рябушкина, используя указанные слова и выражения.
Лёгкая стремительная походка, развевающаяся красная лента в длинной русой косе, по заснеженной московской улице, едва касаясь земли, высокая меховая шапка, руки прятать в меховую муфту, светло-малиновая длинная юбка, отороченная мехом, по краям золотистая парчовая отделка, длинные серги, светлые сапожки на высоких каблуках.

V. Подведение итогов по изученной теме.
1. фронтальная беседа
- Что изучает морфемика?
- Из каких морфем может состоять слово?
- Как опредилить состав слова?
- Какие орфограммы о правописании гласных в корне мы изучили?
- Назовите известные вам орфограммы написания суффиксов?
- Какие орфограммы о написании суффиксов вы узнали?

2. Работа с карточками
a) Образуйте слова, выбрав нужную приставку.
Полученные слова  запишите,обозначив приставку.
c(з) -беречь, -бежал, - гладил, -бить, -ехать, -экономить.
Рас(раз) -бить,-вязать,-менять,-тянуть, - трясти, -сказать

б) К каждому из слов подберите и запишите однокоренное слово так, чтобы в корне произошло чередование гласных. Корни обозначьте
обжигать -
запирать -
отрастить -
подстелить -
изложить -
убирать -
прилагать -

в) Обозначьте префиксы и корни в словах.

Здоровье, преследовать, пришкольный, сбегал, сделал, срослись, преграда, принёс,пригород.

г)  Запишите словосочетание, раскрывая скобки и выбирая правильное написание.
Октяб[р,рь]ский листопад
январ[р,рь]ский мороз
декаб[р,рь]ская стружка
февра[л,ль]
метель
пол[л,ль]ский язык
украи [н,нь]ский танец
брази[л,ль] ский писатель
ура[л,ль]ский самоцвет
5. Игра. Найдите слово в котором на месте надо писать «и»
Без..нтересный, пред…стория, об…грать, меж…нститутский.
Привидите свои примеры с буквами «ы» «и» после префикса.

6.Самодиктант
Запишите 5-6 слов им.существительных, называющих людей по их профессии, имеющих в своем моставе суффиксы  - чик.

7. Разбор по составу слова.
Песочок, письмецо, креслице, прицеп,предобрый,разговорчивый.

Подведение итогов.
Что нового мы узнали о жизни русского народа?
Какие новые слова?
Что мы повторили?

Д/З: Подготовиться к уроку тематического оценивания.Повторить теоретические сведения по изученной теме.
Списать текст,вставляя пропущиные буквы с.54,55,56, упражнение 139(п) 131,134(повтор)





a) Образуйте слова, выбрав нужную приставку.
Полученные слова  запишите,обозначив приставку.
c(з) -беречь, -бежал, - гладил, -бить, -ехать, -экономить.
Рас(раз) -бить,-вязать,-менять,-тянуть, - трясти, -сказать




б) К каждому из слов подберите и запишите однокоренное слово так, чтобы в корне произошло чередование гласных. Корни обозначьте
обжигать -
запирать -
отрастить -
подстелить -
изложить -
убирать -
прилагать -



в) Обозначьте префиксы и корни в словах.

Здоровье, преследовать, пришкольный, сбегал, сделал, срослись, преграда, принёс,пригород.


г)  Запишите словосочетание, раскрывая скобки и выбирая правильное написание.
Октяб[р,рь]ский листопад
январ[р,рь]ский мороз
декаб[р,рь]ская стружка
февра[л,ль]
метель
пол[л,ль]ский язык
украи [н,нь]ский танец
брази[л,ль] ский писатель
ура[л,ль]ский самоцвет


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

7814. Истина и ее критерии 54.5 KB
  Истина и ее критерии Вопрос об истине основной вопрос гносеологии. Все человеческое познание ориентировано на достижение истины. Существует несколько концепций понимания истины: 1. Принцип экономии мышленияo у эмпириокритиков. Истинно то...
7815. Античная философия. Милетская школа 45 KB
  Античная философия Античная философия сначала только греческая, а затем и римская философия существовала в течение более чем тысячелетия (6 в. до н.э. по 6 в. н.э.). За это время она прошла, как и вся античная культура, замкнутый цикл от зарож...
7816. Немецкая идеалистическая философия или немецкий идеализм (1750-1850) 47 KB
  Немецкая идеалистическая философия или немецкий идеализм (1750-1850). К середине 18 века центр философского творчества в Европе перемещается в Германию. До этого в культурной жизни Запада лидировали Франция (Просвещение) и Англия (Новое время...
7817. Философия Нового времени. Эмпиризм 53.5 KB
  Философия Нового времени Основные черты эпохи Возрождения - индивидуализм (свобода человека), рационализм (роль разума) и натурализм (изучение природы и естественных явлений в общ. и полит. жизни). В Новое время развитие техники и естествознания...
7818. Общество в историческом развитии 50 KB
  Общество Природа и общество. Природа старше общества. Жизнь уникальна. 500 тыс. видов растений и 1,5 млн. видов животных из них 160 тыс. - морские растения и животные. - Антропосфера - жизнь биологическая - Социосфера - общество - Тех...
7819. Проблема бытия. Онтология 57 KB
  Проблема бытия. Онтология. Основные проблемы современной философии. Четыре проблемы: проблема бытия, (Онтология). проблема познания, (Гносеология) проблема человека и (Философская антропология) проблема истории. (Философия истории) Онтология...
7820. Италийская философия. Философия Пифагорейцев. Филолай 56.5 KB
  Италийская философия. В конце 6-го века до н.э. центр зарождающейся европейской философии перемещается с Дальнего Востока Эгейского мира на его Дальний Запад - из Ионии в Великую Грецию или Великую Элладу. Это совоку...
7821. Философия Платона. Платон (427-347) 80 лет 49.5 KB
  Философия Платона. Платон (427-347) 80 лет. IV век - расцвет греческой философии. Его тексты дошли до нас почти полностью, правда есть сомнения в подлинности некоторых. Все свои сочинения Платон написал в форме диалогов. Форма диалогов избрана ...
7822. Позитивизм как направление философии 74.5 KB
  Позитивизм Позитивизм - направление философии, зародившееся в 30-е - 40-е годы XIX в. и выступающее за то, чтобы философия была освобождена от научных черт и опиралась только на достоверное научное знание. По мнению позитивистов, философия...