58657

ТРЕБОВАНИЯ К СОВРЕМЕННОМУ УРОКУ РУССКОГО ЯЗЫКА

Научная статья

Педагогика и дидактика

В практике обучения учитель планирует три разные задачи намечает три параллельные линии. Если подойти с учетом современного толкования понятий развитие и воспитание в процессе обучения то станет ясно: в уроке должны быть выдержаны не три линии а одна обеспечивающая...

Русский

2014-04-28

44.5 KB

62 чел.

ТРЕБОВАНИЯ К СОВРЕМЕННОМУ УРОКУ РУССКОГО ЯЗЫКА

Урок должен быть обучающим, развивающим и воспитывающим. В практике обучения учитель планирует три разные задачи – намечает три параллельные линии.

Если подойти с учетом современного толкования понятий «развитие» и «воспитание» в процессе обучения, то станет ясно: в уроке должны быть выдержаны не три линии, а одна, обеспечивающая решение триединой задачи.

Рассмотрим взаимосвязь обучения и развития.

Все содержание обучения необходимо прежде всего не для получения суммы знаний, а для формирования общих способностей человека к дальнейшему своему самообразованию самосовершенствованию – формирование умения учиться. Все должно обеспечивать одновременно формирование у детей активной познавательной позиции и приобретение ими конкретных знаний и умений. Задача учителя – осуществить органичное слияние процессов обучения и развития школьников.

Учебная самостоятельность школьника начинается с его способности разграничивать: это я знаю, умею, а этого я еще не знаю, не умею. Чтобы школьник мог осознавать такой разрыв, знания, которыми он владеет, следует сделать системными. Введение любого нового знания должно быть подготовлено логикой предшествующей работы, благодаря чему осознано самим учеником как недостающее и как желаемое. Обучение, представляющее собой правильно организованную систему постановки и решения учебных задач, и будет носить развивающий характер.

Конечно, не следует думать, что задачам развития не может отвечать другой урок – тот, на котором ученики не узнают новое, а закрепляют имеющиеся знания и отрабатывают умение применять их в различных ситуациях. Выдвигается лишь одно условие: выполняемая работа не должна быть формальной, не должна носить характер механического натаскивания - следует добиваться, чтобы все знания и умения приобретались учащимися при их познавательной активности.

Наряду с понятием «развивающее обучение» все большую значимость приобретает сегодня понятие «воспитывающее обучение».

От характера обучения в определенной мере зависит и то, какие качества личности сформируются, какие получат развитие или постепенно исчезнут, какое утвердится отношение к миру, как оно закрепится в поведении.

Закономерность в дидактике: обучение всегда оказывает на учащихся то или иное воспитывающее влияние. Это влияние может быть положительным, отрицательным и нейтральным. В последнем случае обучение консервирует, закрепляет и тем самым усиливает какие-то качества личности (Лернер, 1980).

Тем, чему мы учим в школе, как организовано обучение, определяется многое: будут ли школьники, а затем и вышедшие из школы молодые люди способны только к исполнительской деятельности, или у них появится инициатива. Умение самостоятельно ставить и решать задачи, возникнет ли у них тяга к знаниям, культуре, стремление к дальнейшему образованию и самовоспитанию появиться ли это умение осуществлять эту потребность, разовьется ли способность иметь собственную точку зрения, отстаивать ее и при это воспринимать и уважать чужие мнения.

Не только развитие, но и воспитание школьников на уроке осуществляется в первую очередь вовсе не благодаря специально включенным «моментам» (хотя если это целесообразно, и они могут иметь место) - воспитывающий и развивающий эффект достигается прежде всего характером самого обучения, его содержанием и способами организации. Если на уроке не просто даются знания и умения, а формируется интерес к познанию, закладываются основы личностного отношения к этому процессу, основы умения учиться – такой урок будет одновременно обучающим, развивающим и воспитывающим. Необязательно должны быть четко разграничены три задачи обучения, может быть представлен единый комплекс этих задач, но такой, в котором очевидна развивающее-воспитательная направленность.

Например: учитель в плане урока (2 класс) указывает цели: закреплять умение обнаруживать все безударные гласные звуки в словах, тренировать в разграничении орфографических задач, «поддающихся решению» и «пока не решаемых», уточнить роль этого умения, обучать взаимоконтролю и самоконтролю.

В формулировке заложены возможности для соединения обучения школьников (формирование лингвистических умений), их развития (способности, входящей в состав умения учиться: разграничивать «знаю» - «не знаю» и воспитания (активное отношение к приобретаемому умению, привычки к деловому сотрудничеству, навыков общения, способности к самоконтролю и к самооценке).

Хорошо известно, что воспитывают на знания, а люди, несущие эти знания. Кто и как будет учить детей – вот самое главное условие воспитывающего обучения.

Первое требование к уроку – необходимость органичного слияния трех решаемых задач в триединую.

Второе требование – атмосфера урока: доброта, уважение, взаимопонимание, общая заинтересованность, коллективный поиск, взаимное удовлетворение от «познавательных побед».

На уроке должно быть реализовано не только учебное сотрудничество, но и все его другие виды. И в первую очередь непосредственно – эмоциональное.

Третье требование – умение учителя проявить свою теоретическую (лингвистическую) подготовку. Урок должен быть грамотным и по трактовке понятий, и по отбору дидактического материала. Нарушения этого требования нередки (какая буква смягчает согласный звук в слове Нина?).

Четвертое требование – урок должен быть относительно законченным, целостным «педагогическим произведением».

Обдумывая урок, прежде всего нужно определить его «ядро», ту главную цель, которая должна быть достигнута, затем наметить этапы движения к этой цели и только с позиции принятых решений искать способы и средства обучения для каждого из звеньев работы – от постановки учебной задачи и действий по ее решению до применения детьми нового знания или умения в различных ситуациях.

Многие учителя руководствуются только формальными требованиями типа: начинать урок с проверки домашнего задания (с каллиграфической и словарной работы), использовать АТО, средства наглядности. Соблюдение этих установок без их обоснования внутренней логикой учебных действий, как убеждает практика, ни в коей мере не гарантирует эффективности урока.

Этапы подготовки и проведения урока

I этап – осознание цели, задач и ориентировка в условиях методической деятельности.

1) Ориентировка в предметном содержании урока, т.е. в самом материале.

- Что именно предстоит изучать? Зачем? Какова роль этого явления (в языке, речи и т.д.)?

- Что я сам об этом явлении знаю? Какими признаками оно характеризуется, как они выявляются?

- С какими другими понятиями связано изучаемое: с какими стоит в одном ряду, на какие опирается, для каких служит базой? Почему это понятие вводится именно в данный момент обучения?

2) Ориентировка в конкретных условиях обучения.

- Что учащиеся об этом понятии знают, что узнают в будущем? Что должны узнать, отработать на данном уроке, в какой степени, до какого уровня?

- Какие признаки понятия должны быть в центре внимания?

- На какие смежные знания и умения в ходе работы следует опереться?

- Какие учебные действия необходимы для освоения материала?

- Какие конкретные трудности должны быть преодолены? Каковы возможные ошибки учащихся, еще не овладевших всеми признаками понятия?

- Какая другая работа может быть органично связана с освоением данного понятия, умения? Почему?

3) Ориентировка в методическом арсенале способов и средств обучения.

- Какие способы организации учебной работы, виды заданий, средства обучения, отвечающие общему замыслу, урока я знаю?

- Как предлагает работать учебник? Какова цель каждого из заданий, логика их расположения?

- Какие способы работы, какой конкретный материал подсказывают другие средства методической помощи?

- Как, по каким критериям оценить, освоили ли ученики понятие, способ действия?

II этап – составление плана урока.

1. Какова цель урока, т.е. каким должен быть конечный результат? (Какое понятие ввести, какие его признаки помочь учащимся осознать, какие действия они должны освоить или закрепить?)

2. Как прийти к достижению цели урока, через решение каких промежуточных задач?

3. Какие дополнительные задачи обучения следует реализовать на этом уроке? На каких его этапах? Почему?

4. Как организовать урок?

1) Как поставить перед детьми учебную задачу, чтобы включить их в активную деятельность: а) что нужно сделать, чтобы учащиеся обнаружили, что какого-то знания или умения им недостает; б) как сделать, чтобы это знание или умение оказалось им «нужным», чтобы возникло желание узнать, научиться, преодолеть «барьер»?

2) Как обеспечить усвоение на уроке необходимой информации? (можно ли организовать, чтобы дети сами «открыли» нужный признак, закон способ действия; если да, то как этого добиться; если нет, то как поступить: отослать ли школьников к учебнику, сообщить все в готовом виде или, сообщив часть информации, организовать совместный поиск окончательного ответа?)

3) Как добиться освоения детьми необходимых действий и в целом осознанное владение материалом? (Как использовать способы и средства обучения, в какой последовательности, какой дидактический материал и.т.д.?)

III этап – реализация на практике намеченного плана – проведение урока.

Умения учителя:

- умение организовывать деятельность учащихся на каждом этапе урока;

- умение общаться с учащимися, обеспечивая желаемую атмосферу урока;

- умение контролировать ход работы, т.е. сопоставлять замысел с его реализацией.

IV этап –итоговая самооценка урока, которая предполагает:

а) решение вопроса о том, удалось ли осуществить намеченную программу; соответствует ли учебный материал теме и цели урока; достигнута ли внутренняя готовность учащихся к усвоению учебного материала;

б) анализ конкретных результатов обучения, выявление достижений, удач, недостатков, просчетов; Достигнута ли цель урока; по чему можно судить об этом;

в) внесение необходимых уточнений, изменений в план дальнейшей работы по теме.

PAGE  3


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

69377. Архітектура паралельних портів та підсистема переривань 910.5 KB
  Існує два способи обміну даними між зовнішніми пристроями (ЗВПР) і мікропроцесорною системою (МПС): паралельний, коли одночасно передаються всі біти або декілька біт слова даних; послідовний, коли біти слова даних пересилаються по черзі, починаючи, наприклад, з його молодшого розряду.
69378. Архітектура послідовних портів 1.23 MB
  Існує два способи обміну даними між зовнішніми пристроями ЗВПР і мікропроцесорною системою МПС: паралельний коли одночасно передаються всі біти або декілька біт слова даних; послідовний коли біти слова даних пересилаються по черзі починаючи наприклад з його молодшого розряду.
69379. Організація пам’яті Мікроконтролерів родини МК-51 999.5 KB
  Місце модуля пам’яті у структурі мікроконтролера Призначення та місце модуля пам’яті у мікропроцесорних системах При вивченні модульної структури мікропроцесорної системи МПС відзначалося що одним з основних її модулів є...
69380. ТАКТУВАННЯ, РЕЖИМИ ЗНИЖЕНОГО ЕНЕРГОСПОЖИВАННЯ ТА СКИДАННЯ 560.5 KB
  Блок керування та синхронізації мікропроцесора Блок керування та синхронізації призначений для формування синхронізуючих і керуючих сигналів які забезпечують координацію спільної роботи блоків МКра у всіх допустимих режимах роботи.
69381. Особливості архітектури типового мікроконтролера родини МК-51 2.36 MB
  Структура типового МК (мікроконтролера) родини МК-51 (рисунок 1) містить: арифметико-логічний пристрій (АЛП); регістри тимчасового збереження операндів (програмно недоступні, на структурі МК позначені Т1, Т2); один з основних регістрів – акумулятор, на структурі МК позначений А...
69382. Особливості розробки робочої керуючої програми та програмна модель мікроконтролера 302 KB
  РПД являє собою 128 восьмирозрядних регістрів які призначені для прийому збереження та видачі різноманітної інформації. Шістнадцять із цих регістрів допускають побітову адресацію. В області молодших адрес РПД знаходяться 4 банки регістрів загального призначення РЗП кожен...
69383. ХАРАКТЕРИСТИКА КОМАНД МІКРОКОНТРОЛЕРА 208 KB
  Мнемоніка команди представлення коду операції у вигляді сполучення латинських літер що мають визначений зміст використовуються англійські слова або скорочення наприклад MOV PUSH POP JMP CLR NOP. Мнемокод включає в себе мнемоніку команди та опис операндів які беруть участь в операції.