58659

Имена собственные

Конспект урока

Педагогика и дидактика

На экране видеофрагмент мультфильма Трое из Простоквашино затем появляется тема урока. На экране появляется рубрика Словарный диктант и галчонок Хватайка. Проверьте записанное в тетради с ответами на экране.

Русский

2014-04-28

44 KB

0 чел.

Урок русского языка в 4-м классе коррекционной школы VIII вида. Тема: "Имена собственные"

Задачи урока:

1. Познакомить учащихся с понятием «имена собственные», формировать навык правописания имён собственных.

2.  развитию наглядно-образного мышления, зрительного восприятия и навыка самоконтроля.

3. Формировать произвольность поведения, понимание и выполнение инструкций учителя при работе на компьютере.

Ход урока

I. Орг. момент.

СЛАЙД № 1. На презентационном экране заставка урока, звенит колокольчик, возвещающий о начале урока.

- Прозвенел звонок, внимание,

Хорошо, что все без опоздания.

Сядьте поудобнее, начинаем урок русского языка.

Я прошу вас быть внимательными и активными.

II. Сообщение темы и задач урока.

СЛАЙД № 2. На экране видеофрагмент мультфильма «Трое из Простоквашино», затем появляется тема урока.

- Тема сегодняшнего урока «Имена собственные», а проведём мы его вместе с героями мультипликационного фильма «Трое из Простоквашино», снятого режиссёром Владимиром Поповым по сценариям известного детского писателя Эдуарда Успенского.

Герои мультфильма помогут нам разобраться, какие слова в русском языке являются именами собственными и как они пишутся.

А чтобы правильно, красиво

Вы записали всё в тетрадь.

Вам пальчики необходимо

Как следует, как следует размять.

Пальчиковая гимнастика.

Чтоб здоров был пальчик наш

Сделаем ему массаж.

Посильнее разотрём

И к другому перейдём.

(Дети поочередно растирают

пальчики на правой и левой руках.)

III. Словарный диктант.

СЛАЙД № 3. На экране появляется рубрика «Словарный диктант» и галчонок Хватайка.

- Первое задание – словарный диктант нам предлагает выполнить галчонок  Хватайка. Прослушайте загадки и запишите в тетрадь отгадки. Проверьте записанное в тетради с ответами на экране. Если есть ошибки – исправьте.

СЛАЙДЫ № 4-9. После записи ответов в тетрадь на экране по щелчку левой кнопки мыши появляются правильные ответы и их изображения.

Загадки.

Рыжий молокозавод

День жуёт и ночь жуёт.

Ведь траву не так легко

Переделать в молоко. (Корова)

 

С подругами и сестрами

Она приходит к нам,

Рассказы, вести новые

Приносит по утрам. (Газета)

Хочешь бегать далеко,

Хочешь прыгать высоко,

Пей почаще …..(молоко)

Не ботинки, не сапожки,

Но их тоже носят ножки.

В них мы бегаем зимой:

Утром — в школу,

Днём — домой. (Валенки)

Ушки чуткие торчком,

Хвост взлохмаченный крючком

В дом чужого не пущу,

Без хозяина грущу. (Собака)

Там у дороги стоят стога,

Петух на заборе поёт с утра,

Пастух собирает в стадо коров,

У каждого дома поленица дров. (Деревня)

- Оцените свою работу. (За правильно выполненную работу учитель выдаёт ученикам призы – «золотые  монетки»).

- Подумайте, каким из записанных слов можно дать имя?

IV. Объяснение нового материала.

СЛАЙД № 10. На экране почтальон Печкин и собака Шарик. Шарик задаёт Печкину вопрос.

- Однажды пёс Шарик спросил у почтальона Печкина: «Зачем люди называют меня дважды: один раз – собакой, а другой – Шариком?»

- Как вы думаете, что ответил на это почтальон Печкин? (Дети высказывают свои предположения).

СЛАЙД № 11-13. На экране почтальон Печкин и собака Шарик. Печкин отвечает на вопрос Шарика.

- А почтальон Печкин ему ответил: «Если мы хотим отличить собаку от других животных, например от кота или коровы, то мы используем название – собака.  

А если среди многих собак нам нужна только одна, то мы называем её по имени, например Шарик».

Шарик: «Значит, кличка Шарик – это моё собственное имя?»

Печкин: «Верно».

СЛАЙД № 14. На экране два столбика слов.

- Свои собственные имена имеют и другие предметы.

- Прочитайте слова на экране.

- Скажите, в каком столбике даны названия предметов, а в каком – имена этих предметов?

- Задание от собаки Шарика.

По щелчку левой кнопкой мыши Шарик озвучивает с экрана задание: «Каждому названию предмета подберите его имя.

Дети называют сочетания слов, а на экране по щелчку мыши происходит соответствующее перемещение.

- Назовите из указанных слов клички животных.

После того, как дети правильно перечислят все клички на экране, по щелчку мыши изменяется цвет соответствующих слов, появляется изображение предметов со звуковым сопровождением.

- Назовите имена и фамилии людей. (Аналогичные действия).

- Назовите названия деревни и речки. (Аналогичные действия).

- Матроскин, Мурка, Фёдор, Простоквашино, Гаврюша, Хватайка, Печкин, Простоквашка – это имена собственные. Какую закономерность в написании этих слов вы отметили? (Дети замечают, что все они записаны с большой буквы).

СЛАЙД № 15.

- Итак, мы с вами пришли к выводу (по щелчку левой кнопкой мыши на экране появляется первая часть правила):

Имена, отчества, фамилии людей, клички животных, названия городов, деревень, сёл, улиц – это имена собственные.

По щелчку левой кнопкой мыши на экране появляется вторая часть правила:

Имена собственные пишутся с большой буквы.

V. Физминутка.

СЛАЙД № 16. На экране заставка с музыкальным сопровождением.

Встанем смирно, без движенья.

Начинаем упражненье:

Руки вверх подняли – раз,

Выше носа, выше глаз.

Упражнение второе –

Положенье рук иное.

Будем делать повороты,

Выполнять с большой охотой.

А третье у нас упражнение –

Руки к плечам – круговые движения,

Вперёд-вперёд, назад-назад,

Это полезно для наших ребят.

А теперь их сгибаем без труда,

Чтобы сила богатырская была.

Затем приступим к туловищу мы –

Наклонов восемь сделать мы должны.

Сначала два раза вперёд наклонитесь,

Затем два раза назад – не ленитесь!

Вправо и влево вы наклоняйтесь,

Вправо и влево – не ошибайтесь.

На ноги свои обратите вниманье,

Делайте глубокие приседанья!

Теперь попрыгать очень нужно,

Пружиня вверх, скачите дружно!

Руки поднять вверх.

Руки на пояс.

Повороты туловища в стороны.

Кисти рук поднять к плечам.

Круговые движения согнутыми руками.
Разогнуть руки в стороны, снова кисти к плечам. Руки опустить.

Наклоны вперёд, руки вниз.

Наклоны назад, руки на пояс.

Наклоны вправо-влево, руки на пояс.

Приседания.

Прыжки на месте.

VI. Закрепление.

1. Письмо дяди Фёдора.

СЛАЙД № 17. На экране заставка следующего этапа урока со звуковым сопровождением.

- Помните, ребята, мальчик, которого все звали дядя Фёдор, поселился со своими друзьями в заброшенном доме в деревне Простоквашино. Что сделал мальчик, чтобы родители не волновались за него?

- Правильно, он написал им письмо. Это письмо сохранилось. (Показывает письмо на листе бумаги). Да вот беда, часть букв подтёрлась. Помогите восстановить письмо дяди Фёдора. Для того чтобы вы смогли поработать самостоятельно, я размножила это письмо. Откройте конверт, который лежит у вас на парте.

- Внимательно прочтите письмо.

СЛАЙД № 18. На экране письмо с пропущенными буквами.

- Давайте вместе разберём задание. (Дети называют букву, которую необходимо вставить – строчную или заглавную,  по щелчку буква появляется в нужном месте).

- Назовите присутствующие в письме имена собственные.

- С какой буквы пишутся имена собственные?

- Перепишите письмо в тетрадь, вставляя пропущенные буквы.

Дети, правильно выполнившие задание, получают призы – «золотые монетки».

2. Задание от мамы и папы дяди Фёдора.

СЛАЙД № 19. На экране мама и папа дяди Федора.

- Скажите, ребята, как вы называете взрослого человека, если хотите обратиться к нему? Например, к учителю или воспитателю.

- Обращаясь к взрослому человеку, вы называете его полное имя и отчество. Отчество образуется от полного имени отца.

- Возьмите у себя на столе карточку № 1. Это задание от мамы дяди Фёдора.

СЛАЙД № 20.

Мама с экрана: «Измените слова по образцу».

Люда – Людмила.

Галя – … .

Вася – … .  

Коля – … .

- Как называются слова первого столбика?

- Как называются слова второго столбика?  (Щелчок левой кнопкой мыши)

Мама с экрана: «Запишите слова парами. Помните, что имена людей пишутся с большой буквы».

- Возьмите у себя на столе карточку № 2. Это задание от папы дяди Фёдора.

СЛАЙД № 21.

Папа с экрана: «Назовите слова парами по образцу».

Пётр – Петрович.

Иван – … .

Павел – … .

Михаил – … .

- Как называются слова первого столбика?

- Как называются слова второго столбика? (Щелчок левой кнопкой мыши)

Папа с экрана: «Запишите слова парами. Помните, что отчества пишутся с большой буквы.

Детям, правильно выполнившим задание, учитель выдаёт призы – «золотые монетки».

VII. Проверка полученных знаний. Работа за компьютерами.

СЛАЙД № 22. На экране заставка следующего этапа урока с музыкальным сопровождением.

- Кот Матроскин предлагает нам поработать за компьютерами для того, чтобы определить насколько успешно вы освоили тему сегодняшнего урока.

- Тихонько встаньте и займите место за своим компьютером.

- Откройте обучающую программу-тренажёр по русскому языку «Фраза».

- Установите параметры меню: Фамилия, имя ученика. Тема – Большая буква в кличках животных. Вариант – 45.

- Нажмите левой кнопкой мыши на команду «Поехали!».

Дети самостоятельно выполняют варианты с 45 по 47. Компьютер оценивает их работу. За каждую отличную оценку, выставленную компьютером, получают от учителя  приз – «золотую монетку».

VIII. Релаксация.

СЛАЙД № 23. На экране надпись «Минутка отдуха»,  музыкальное сопровождение.

- Сядьте удобно, закройте глаза и прикройте их сверху ладонями.

- Отдохнём одну минутку,

Восстановим зоркость глаз

И почувствуем всем телом,

Как тепло согрело нас.

Как уютно в нашем классе,

Нет печали, нет тревог.

Потрудились славно дети,

Завершается урок.

IX. Итог урока. Обсуждение результатов работы.

- Итак, дорогие мои, наш урок подошёл к концу. Что нового вы сегодня узнали?

- Интересно ли вам было работать на уроке?

- Мои помощники, герои мультфильма прощаются с вами, ребята. СЛАЙД № 24. Видеофрагмент мультфильма, надпись «До новых встреч!»


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

34303. Динамика развития реального технологического процесса 34 KB
  Динамика развития реального технологического процесса кривая ломанная линия Она описывает реальную динамику развития производительности от вооруженности. Точка 37 произошло изменение в развитии технологического процесса и прошел этап эвристического развития У увеличивается У1 до У2. Недостаток совершенного развития 24 дальше 45 резкое повышение производительности труда.
34304. Эволюционный путь развития технологических процессов 22.5 KB
  Эволюционный путь развития технологических процессов Использование в производстве рационалистических решений совершенствующих вспомогательные ходы технологического процесса представляет собой эволюционный путь его развития. Сущность технических решений обеспечивающих эволюционный путь развития технологических процессов заключается в замене движений человека на подобные движения механизмов на вспомогательных элементах процесса. На современном этапе развития техники практически любой вид движения возможно осуществить известными механизмами....
34305. Революционный путь развития технологических процессов 29 KB
  Революционный путь развития технологических процессов Использование в производстве эвристических технических решений совершенствующих рабочие ходы технологического процесса представляет собой революционный путь его развития. Во 2ом варианте после перехода на технологию с более высоким уровнем не происходит одновременного снижения затрат живого и прошлого труда на единицу продукции а даже возможно временное повышение их что казалось бы позволяет сделать вывод об отсутствии какоголибо развития но если проследить за дальнейшим эволюционным...
34306. Модели и методы оценки технологических процессов 23.5 KB
  Модели и методы оценки технологических процессов В настоящее время можно выделить три основных подхода к изучению научнотехнического развития прва описанию технологий и их развития: экономический подход технократический или пифагорский подход системный подход. В рамках экономического подхода развивалось направление связанное с решение задач планирования научнотехнического развития прва для обеспечения заданного необходимого прироста объема выпуска продукции использование так называемых балансовых методов планирования. С целью...
34307. Понятие о системах технологических процессов 24 KB
  Понятие о системах технологических процессов. Система это целое составленное из отдельных частей ке находятся в тесном отношении между собой . Технологическая система это совокупность взаимосвязанных предметов производства исполнителей и направлено на выполнение отдельных операций и процессов в целом. Между операцией в технологическом процессе и системах можно считать условленным так как они имеют опред.
34308. Исторические этапы развития систем технологий 27.5 KB
  В своем развитии системы технологических процессов прошли ряд исторических этапов. Однако сознательная организация системы технологических процессов произошла в средневековье. Впервые организованная система технологических процессов проявила себя в цехах ремесленников. По структуре цехи ремесленников представляли собой систему параллельных технологических процессов.
34309. Классификационные признаки систем технологий 23 KB
  Важнейшим признаком характеризующим технологические системы является их структура. Механизированная отличается использованием различных механизмов для осуществления как рабочих так и вспомогательных процессов в элементах системы участок станков машиностроительного предприятия. Жесткая связь подсистем характеризуются немедленным прекращением функционирования технологической системы в целом при отказе хотя бы одной подсистемы. При нежесткой связи между элементами системы возможно непродолжительное функционирование системы в случае...
34310. Структура технологической системы производства 25.5 KB
  Структура технологической системы производства. Свойства элементарных технологических процессов распространяются и на технологические системы более высокого иерархического уровня которые образованы совокупностями технологических процессов. Таким образом технологическую систему производства образуют параллельные последовательные и комбинированные системы технологических процессов. Еще одним важным фактором в формировании технологических систем являются технологические связи между элементами системы а также их характер.
34311. Взаимосвязь технологических и организационных структур производства 26 KB
  Взаимосвязь технологических и организационных структур производства. Характер формирования систем технологических процессов а также связей между ними имеет определяющее значение для формирования управляющих воздействий. Поэтому можно четко проследить взаимосвязь технологических и организационных структур производства. Например ремесленный цех с его ярко выраженной параллельной системой технологических процессов на определенном этапе исторического развития видоизменился в мануфактуру с последовательными технологическими процессами.