58659

Имена собственные

Конспект урока

Педагогика и дидактика

На экране видеофрагмент мультфильма Трое из Простоквашино затем появляется тема урока. На экране появляется рубрика Словарный диктант и галчонок Хватайка. Проверьте записанное в тетради с ответами на экране.

Русский

2014-04-28

44 KB

0 чел.

Урок русского языка в 4-м классе коррекционной школы VIII вида. Тема: "Имена собственные"

Задачи урока:

1. Познакомить учащихся с понятием «имена собственные», формировать навык правописания имён собственных.

2.  развитию наглядно-образного мышления, зрительного восприятия и навыка самоконтроля.

3. Формировать произвольность поведения, понимание и выполнение инструкций учителя при работе на компьютере.

Ход урока

I. Орг. момент.

СЛАЙД № 1. На презентационном экране заставка урока, звенит колокольчик, возвещающий о начале урока.

- Прозвенел звонок, внимание,

Хорошо, что все без опоздания.

Сядьте поудобнее, начинаем урок русского языка.

Я прошу вас быть внимательными и активными.

II. Сообщение темы и задач урока.

СЛАЙД № 2. На экране видеофрагмент мультфильма «Трое из Простоквашино», затем появляется тема урока.

- Тема сегодняшнего урока «Имена собственные», а проведём мы его вместе с героями мультипликационного фильма «Трое из Простоквашино», снятого режиссёром Владимиром Поповым по сценариям известного детского писателя Эдуарда Успенского.

Герои мультфильма помогут нам разобраться, какие слова в русском языке являются именами собственными и как они пишутся.

А чтобы правильно, красиво

Вы записали всё в тетрадь.

Вам пальчики необходимо

Как следует, как следует размять.

Пальчиковая гимнастика.

Чтоб здоров был пальчик наш

Сделаем ему массаж.

Посильнее разотрём

И к другому перейдём.

(Дети поочередно растирают

пальчики на правой и левой руках.)

III. Словарный диктант.

СЛАЙД № 3. На экране появляется рубрика «Словарный диктант» и галчонок Хватайка.

- Первое задание – словарный диктант нам предлагает выполнить галчонок  Хватайка. Прослушайте загадки и запишите в тетрадь отгадки. Проверьте записанное в тетради с ответами на экране. Если есть ошибки – исправьте.

СЛАЙДЫ № 4-9. После записи ответов в тетрадь на экране по щелчку левой кнопки мыши появляются правильные ответы и их изображения.

Загадки.

Рыжий молокозавод

День жуёт и ночь жуёт.

Ведь траву не так легко

Переделать в молоко. (Корова)

 

С подругами и сестрами

Она приходит к нам,

Рассказы, вести новые

Приносит по утрам. (Газета)

Хочешь бегать далеко,

Хочешь прыгать высоко,

Пей почаще …..(молоко)

Не ботинки, не сапожки,

Но их тоже носят ножки.

В них мы бегаем зимой:

Утром — в школу,

Днём — домой. (Валенки)

Ушки чуткие торчком,

Хвост взлохмаченный крючком

В дом чужого не пущу,

Без хозяина грущу. (Собака)

Там у дороги стоят стога,

Петух на заборе поёт с утра,

Пастух собирает в стадо коров,

У каждого дома поленица дров. (Деревня)

- Оцените свою работу. (За правильно выполненную работу учитель выдаёт ученикам призы – «золотые  монетки»).

- Подумайте, каким из записанных слов можно дать имя?

IV. Объяснение нового материала.

СЛАЙД № 10. На экране почтальон Печкин и собака Шарик. Шарик задаёт Печкину вопрос.

- Однажды пёс Шарик спросил у почтальона Печкина: «Зачем люди называют меня дважды: один раз – собакой, а другой – Шариком?»

- Как вы думаете, что ответил на это почтальон Печкин? (Дети высказывают свои предположения).

СЛАЙД № 11-13. На экране почтальон Печкин и собака Шарик. Печкин отвечает на вопрос Шарика.

- А почтальон Печкин ему ответил: «Если мы хотим отличить собаку от других животных, например от кота или коровы, то мы используем название – собака.  

А если среди многих собак нам нужна только одна, то мы называем её по имени, например Шарик».

Шарик: «Значит, кличка Шарик – это моё собственное имя?»

Печкин: «Верно».

СЛАЙД № 14. На экране два столбика слов.

- Свои собственные имена имеют и другие предметы.

- Прочитайте слова на экране.

- Скажите, в каком столбике даны названия предметов, а в каком – имена этих предметов?

- Задание от собаки Шарика.

По щелчку левой кнопкой мыши Шарик озвучивает с экрана задание: «Каждому названию предмета подберите его имя.

Дети называют сочетания слов, а на экране по щелчку мыши происходит соответствующее перемещение.

- Назовите из указанных слов клички животных.

После того, как дети правильно перечислят все клички на экране, по щелчку мыши изменяется цвет соответствующих слов, появляется изображение предметов со звуковым сопровождением.

- Назовите имена и фамилии людей. (Аналогичные действия).

- Назовите названия деревни и речки. (Аналогичные действия).

- Матроскин, Мурка, Фёдор, Простоквашино, Гаврюша, Хватайка, Печкин, Простоквашка – это имена собственные. Какую закономерность в написании этих слов вы отметили? (Дети замечают, что все они записаны с большой буквы).

СЛАЙД № 15.

- Итак, мы с вами пришли к выводу (по щелчку левой кнопкой мыши на экране появляется первая часть правила):

Имена, отчества, фамилии людей, клички животных, названия городов, деревень, сёл, улиц – это имена собственные.

По щелчку левой кнопкой мыши на экране появляется вторая часть правила:

Имена собственные пишутся с большой буквы.

V. Физминутка.

СЛАЙД № 16. На экране заставка с музыкальным сопровождением.

Встанем смирно, без движенья.

Начинаем упражненье:

Руки вверх подняли – раз,

Выше носа, выше глаз.

Упражнение второе –

Положенье рук иное.

Будем делать повороты,

Выполнять с большой охотой.

А третье у нас упражнение –

Руки к плечам – круговые движения,

Вперёд-вперёд, назад-назад,

Это полезно для наших ребят.

А теперь их сгибаем без труда,

Чтобы сила богатырская была.

Затем приступим к туловищу мы –

Наклонов восемь сделать мы должны.

Сначала два раза вперёд наклонитесь,

Затем два раза назад – не ленитесь!

Вправо и влево вы наклоняйтесь,

Вправо и влево – не ошибайтесь.

На ноги свои обратите вниманье,

Делайте глубокие приседанья!

Теперь попрыгать очень нужно,

Пружиня вверх, скачите дружно!

Руки поднять вверх.

Руки на пояс.

Повороты туловища в стороны.

Кисти рук поднять к плечам.

Круговые движения согнутыми руками.
Разогнуть руки в стороны, снова кисти к плечам. Руки опустить.

Наклоны вперёд, руки вниз.

Наклоны назад, руки на пояс.

Наклоны вправо-влево, руки на пояс.

Приседания.

Прыжки на месте.

VI. Закрепление.

1. Письмо дяди Фёдора.

СЛАЙД № 17. На экране заставка следующего этапа урока со звуковым сопровождением.

- Помните, ребята, мальчик, которого все звали дядя Фёдор, поселился со своими друзьями в заброшенном доме в деревне Простоквашино. Что сделал мальчик, чтобы родители не волновались за него?

- Правильно, он написал им письмо. Это письмо сохранилось. (Показывает письмо на листе бумаги). Да вот беда, часть букв подтёрлась. Помогите восстановить письмо дяди Фёдора. Для того чтобы вы смогли поработать самостоятельно, я размножила это письмо. Откройте конверт, который лежит у вас на парте.

- Внимательно прочтите письмо.

СЛАЙД № 18. На экране письмо с пропущенными буквами.

- Давайте вместе разберём задание. (Дети называют букву, которую необходимо вставить – строчную или заглавную,  по щелчку буква появляется в нужном месте).

- Назовите присутствующие в письме имена собственные.

- С какой буквы пишутся имена собственные?

- Перепишите письмо в тетрадь, вставляя пропущенные буквы.

Дети, правильно выполнившие задание, получают призы – «золотые монетки».

2. Задание от мамы и папы дяди Фёдора.

СЛАЙД № 19. На экране мама и папа дяди Федора.

- Скажите, ребята, как вы называете взрослого человека, если хотите обратиться к нему? Например, к учителю или воспитателю.

- Обращаясь к взрослому человеку, вы называете его полное имя и отчество. Отчество образуется от полного имени отца.

- Возьмите у себя на столе карточку № 1. Это задание от мамы дяди Фёдора.

СЛАЙД № 20.

Мама с экрана: «Измените слова по образцу».

Люда – Людмила.

Галя – … .

Вася – … .  

Коля – … .

- Как называются слова первого столбика?

- Как называются слова второго столбика?  (Щелчок левой кнопкой мыши)

Мама с экрана: «Запишите слова парами. Помните, что имена людей пишутся с большой буквы».

- Возьмите у себя на столе карточку № 2. Это задание от папы дяди Фёдора.

СЛАЙД № 21.

Папа с экрана: «Назовите слова парами по образцу».

Пётр – Петрович.

Иван – … .

Павел – … .

Михаил – … .

- Как называются слова первого столбика?

- Как называются слова второго столбика? (Щелчок левой кнопкой мыши)

Папа с экрана: «Запишите слова парами. Помните, что отчества пишутся с большой буквы.

Детям, правильно выполнившим задание, учитель выдаёт призы – «золотые монетки».

VII. Проверка полученных знаний. Работа за компьютерами.

СЛАЙД № 22. На экране заставка следующего этапа урока с музыкальным сопровождением.

- Кот Матроскин предлагает нам поработать за компьютерами для того, чтобы определить насколько успешно вы освоили тему сегодняшнего урока.

- Тихонько встаньте и займите место за своим компьютером.

- Откройте обучающую программу-тренажёр по русскому языку «Фраза».

- Установите параметры меню: Фамилия, имя ученика. Тема – Большая буква в кличках животных. Вариант – 45.

- Нажмите левой кнопкой мыши на команду «Поехали!».

Дети самостоятельно выполняют варианты с 45 по 47. Компьютер оценивает их работу. За каждую отличную оценку, выставленную компьютером, получают от учителя  приз – «золотую монетку».

VIII. Релаксация.

СЛАЙД № 23. На экране надпись «Минутка отдуха»,  музыкальное сопровождение.

- Сядьте удобно, закройте глаза и прикройте их сверху ладонями.

- Отдохнём одну минутку,

Восстановим зоркость глаз

И почувствуем всем телом,

Как тепло согрело нас.

Как уютно в нашем классе,

Нет печали, нет тревог.

Потрудились славно дети,

Завершается урок.

IX. Итог урока. Обсуждение результатов работы.

- Итак, дорогие мои, наш урок подошёл к концу. Что нового вы сегодня узнали?

- Интересно ли вам было работать на уроке?

- Мои помощники, герои мультфильма прощаются с вами, ребята. СЛАЙД № 24. Видеофрагмент мультфильма, надпись «До новых встреч!»


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

51120. Исследование устойчивости системы автоматического регулирования с использованием критериев Гурвица и Михайлова 73.21 KB
  По критерию Михайлова система 1 устойчива график начинается на положительной вещественной полуоси проходит против часовой стрелки 3 квадранта система 2 неустойчива график проходит через 3 квадранта но не против часовой стрелки система 3 устойчива график проходит через точку 00. для системы третьего порядка критерий Гурвица сводится к положительности всех...
51121. Моделювання лінійних систем в часовій та частотній області 500.67 KB
  Сформувати два синусоїдальних сигнали частоти 3 та 20 Гц тривалістю1 с. Проілюструвати властивість адитивності системи, визначивши реакціюсистеми спочатку на кожний з сигналів окремо, а потім на суму цих сигналів.Проілюструвати властивість однорідності системи.
51122. Разработка программы с использованием элементов Radiobutton, Button, Listbox 77.03 KB
  Задание на работу: Разработать программу с использованием элементов Rdiobutton Button Listbox. Предметная область фотопрокат. Код программы (файл Form1.cs)...
51123. Исследование устойчивости системы автоматического регулирования с использованием критерия Найквиста 50.13 KB
  В ходе лабораторной работы был изучен критерий устойчивости Найквиста. Получены АФЧХ разомкнутых систем с астатизмом и без, переходные характеристики замкнутых систем с астатизмом и без. По полученным характеристикам была определена устойчивость систем.
51124. Моделирование непрерывно-стохастической системы массового обслуживания 106.86 KB
  На вход n-канальной СМО с отказами поступает поток заявок с интенсивностью l = 6 заявок в час. Среднее время обслуживания одной заявки 0.8 часа. Каждая обслуженная заявка приносит доход 4у.е. Содержание одного канала обходится 2 у.е./час. Определить экономически целесообразное количество каналов.
51125. Спектральний аналіз сигналів за Фурьє 1.43 MB
  Як відомо, спектри всіх дискретних сигналів періодичні, а амплітудні спектри є парними функціями частоти. Засобами MatLAB можна розрахувати дві половини одного періоду спектру, які є дзеркальними копіями одна одної відносно частоти Найквіста. Через це на всіх графіках амплітудних спектрів достатньо і необхідно виводити лише половину періоду спектру, оскільки вона повністю описує амплітудний спектр
51126. Разработка текстового редактора с использованием файлового ввода/вывода 54.26 KB
  Задание на работу: Разработать текстовый редактор с использованием файлового ввода/вывода. Код программы (файл Form1.cs)...
51127. Исследование точности САУ в установившемся режиме 77.99 KB
  Графики ошибок Усилительное звено Пи-регулятор Дифференциальное звено Расчеты значений установившейся ошибки: Усилительное звено Пи-регулятор Дифференциальное звено Вывод В ходе лабораторной работы было исследовано влияния степени астатизма на установившуюся ошибку при ступенчатом воздействии.
51128. Фільтрація сигналів 889.81 KB
  Мета роботи: набути навичок проектування цифрових фільтрів, задавання специфікації фільтрів залежно від властивостей сигналів, які треба фільтрувати; набути навичок реалізації дискретної фільтрації сигналів у середовищі MatLAB.