58659

Имена собственные

Конспект урока

Педагогика и дидактика

На экране видеофрагмент мультфильма Трое из Простоквашино затем появляется тема урока. На экране появляется рубрика Словарный диктант и галчонок Хватайка. Проверьте записанное в тетради с ответами на экране.

Русский

2014-04-28

44 KB

0 чел.

Урок русского языка в 4-м классе коррекционной школы VIII вида. Тема: "Имена собственные"

Задачи урока:

1. Познакомить учащихся с понятием «имена собственные», формировать навык правописания имён собственных.

2.  развитию наглядно-образного мышления, зрительного восприятия и навыка самоконтроля.

3. Формировать произвольность поведения, понимание и выполнение инструкций учителя при работе на компьютере.

Ход урока

I. Орг. момент.

СЛАЙД № 1. На презентационном экране заставка урока, звенит колокольчик, возвещающий о начале урока.

- Прозвенел звонок, внимание,

Хорошо, что все без опоздания.

Сядьте поудобнее, начинаем урок русского языка.

Я прошу вас быть внимательными и активными.

II. Сообщение темы и задач урока.

СЛАЙД № 2. На экране видеофрагмент мультфильма «Трое из Простоквашино», затем появляется тема урока.

- Тема сегодняшнего урока «Имена собственные», а проведём мы его вместе с героями мультипликационного фильма «Трое из Простоквашино», снятого режиссёром Владимиром Поповым по сценариям известного детского писателя Эдуарда Успенского.

Герои мультфильма помогут нам разобраться, какие слова в русском языке являются именами собственными и как они пишутся.

А чтобы правильно, красиво

Вы записали всё в тетрадь.

Вам пальчики необходимо

Как следует, как следует размять.

Пальчиковая гимнастика.

Чтоб здоров был пальчик наш

Сделаем ему массаж.

Посильнее разотрём

И к другому перейдём.

(Дети поочередно растирают

пальчики на правой и левой руках.)

III. Словарный диктант.

СЛАЙД № 3. На экране появляется рубрика «Словарный диктант» и галчонок Хватайка.

- Первое задание – словарный диктант нам предлагает выполнить галчонок  Хватайка. Прослушайте загадки и запишите в тетрадь отгадки. Проверьте записанное в тетради с ответами на экране. Если есть ошибки – исправьте.

СЛАЙДЫ № 4-9. После записи ответов в тетрадь на экране по щелчку левой кнопки мыши появляются правильные ответы и их изображения.

Загадки.

Рыжий молокозавод

День жуёт и ночь жуёт.

Ведь траву не так легко

Переделать в молоко. (Корова)

 

С подругами и сестрами

Она приходит к нам,

Рассказы, вести новые

Приносит по утрам. (Газета)

Хочешь бегать далеко,

Хочешь прыгать высоко,

Пей почаще …..(молоко)

Не ботинки, не сапожки,

Но их тоже носят ножки.

В них мы бегаем зимой:

Утром — в школу,

Днём — домой. (Валенки)

Ушки чуткие торчком,

Хвост взлохмаченный крючком

В дом чужого не пущу,

Без хозяина грущу. (Собака)

Там у дороги стоят стога,

Петух на заборе поёт с утра,

Пастух собирает в стадо коров,

У каждого дома поленица дров. (Деревня)

- Оцените свою работу. (За правильно выполненную работу учитель выдаёт ученикам призы – «золотые  монетки»).

- Подумайте, каким из записанных слов можно дать имя?

IV. Объяснение нового материала.

СЛАЙД № 10. На экране почтальон Печкин и собака Шарик. Шарик задаёт Печкину вопрос.

- Однажды пёс Шарик спросил у почтальона Печкина: «Зачем люди называют меня дважды: один раз – собакой, а другой – Шариком?»

- Как вы думаете, что ответил на это почтальон Печкин? (Дети высказывают свои предположения).

СЛАЙД № 11-13. На экране почтальон Печкин и собака Шарик. Печкин отвечает на вопрос Шарика.

- А почтальон Печкин ему ответил: «Если мы хотим отличить собаку от других животных, например от кота или коровы, то мы используем название – собака.  

А если среди многих собак нам нужна только одна, то мы называем её по имени, например Шарик».

Шарик: «Значит, кличка Шарик – это моё собственное имя?»

Печкин: «Верно».

СЛАЙД № 14. На экране два столбика слов.

- Свои собственные имена имеют и другие предметы.

- Прочитайте слова на экране.

- Скажите, в каком столбике даны названия предметов, а в каком – имена этих предметов?

- Задание от собаки Шарика.

По щелчку левой кнопкой мыши Шарик озвучивает с экрана задание: «Каждому названию предмета подберите его имя.

Дети называют сочетания слов, а на экране по щелчку мыши происходит соответствующее перемещение.

- Назовите из указанных слов клички животных.

После того, как дети правильно перечислят все клички на экране, по щелчку мыши изменяется цвет соответствующих слов, появляется изображение предметов со звуковым сопровождением.

- Назовите имена и фамилии людей. (Аналогичные действия).

- Назовите названия деревни и речки. (Аналогичные действия).

- Матроскин, Мурка, Фёдор, Простоквашино, Гаврюша, Хватайка, Печкин, Простоквашка – это имена собственные. Какую закономерность в написании этих слов вы отметили? (Дети замечают, что все они записаны с большой буквы).

СЛАЙД № 15.

- Итак, мы с вами пришли к выводу (по щелчку левой кнопкой мыши на экране появляется первая часть правила):

Имена, отчества, фамилии людей, клички животных, названия городов, деревень, сёл, улиц – это имена собственные.

По щелчку левой кнопкой мыши на экране появляется вторая часть правила:

Имена собственные пишутся с большой буквы.

V. Физминутка.

СЛАЙД № 16. На экране заставка с музыкальным сопровождением.

Встанем смирно, без движенья.

Начинаем упражненье:

Руки вверх подняли – раз,

Выше носа, выше глаз.

Упражнение второе –

Положенье рук иное.

Будем делать повороты,

Выполнять с большой охотой.

А третье у нас упражнение –

Руки к плечам – круговые движения,

Вперёд-вперёд, назад-назад,

Это полезно для наших ребят.

А теперь их сгибаем без труда,

Чтобы сила богатырская была.

Затем приступим к туловищу мы –

Наклонов восемь сделать мы должны.

Сначала два раза вперёд наклонитесь,

Затем два раза назад – не ленитесь!

Вправо и влево вы наклоняйтесь,

Вправо и влево – не ошибайтесь.

На ноги свои обратите вниманье,

Делайте глубокие приседанья!

Теперь попрыгать очень нужно,

Пружиня вверх, скачите дружно!

Руки поднять вверх.

Руки на пояс.

Повороты туловища в стороны.

Кисти рук поднять к плечам.

Круговые движения согнутыми руками.
Разогнуть руки в стороны, снова кисти к плечам. Руки опустить.

Наклоны вперёд, руки вниз.

Наклоны назад, руки на пояс.

Наклоны вправо-влево, руки на пояс.

Приседания.

Прыжки на месте.

VI. Закрепление.

1. Письмо дяди Фёдора.

СЛАЙД № 17. На экране заставка следующего этапа урока со звуковым сопровождением.

- Помните, ребята, мальчик, которого все звали дядя Фёдор, поселился со своими друзьями в заброшенном доме в деревне Простоквашино. Что сделал мальчик, чтобы родители не волновались за него?

- Правильно, он написал им письмо. Это письмо сохранилось. (Показывает письмо на листе бумаги). Да вот беда, часть букв подтёрлась. Помогите восстановить письмо дяди Фёдора. Для того чтобы вы смогли поработать самостоятельно, я размножила это письмо. Откройте конверт, который лежит у вас на парте.

- Внимательно прочтите письмо.

СЛАЙД № 18. На экране письмо с пропущенными буквами.

- Давайте вместе разберём задание. (Дети называют букву, которую необходимо вставить – строчную или заглавную,  по щелчку буква появляется в нужном месте).

- Назовите присутствующие в письме имена собственные.

- С какой буквы пишутся имена собственные?

- Перепишите письмо в тетрадь, вставляя пропущенные буквы.

Дети, правильно выполнившие задание, получают призы – «золотые монетки».

2. Задание от мамы и папы дяди Фёдора.

СЛАЙД № 19. На экране мама и папа дяди Федора.

- Скажите, ребята, как вы называете взрослого человека, если хотите обратиться к нему? Например, к учителю или воспитателю.

- Обращаясь к взрослому человеку, вы называете его полное имя и отчество. Отчество образуется от полного имени отца.

- Возьмите у себя на столе карточку № 1. Это задание от мамы дяди Фёдора.

СЛАЙД № 20.

Мама с экрана: «Измените слова по образцу».

Люда – Людмила.

Галя – … .

Вася – … .  

Коля – … .

- Как называются слова первого столбика?

- Как называются слова второго столбика?  (Щелчок левой кнопкой мыши)

Мама с экрана: «Запишите слова парами. Помните, что имена людей пишутся с большой буквы».

- Возьмите у себя на столе карточку № 2. Это задание от папы дяди Фёдора.

СЛАЙД № 21.

Папа с экрана: «Назовите слова парами по образцу».

Пётр – Петрович.

Иван – … .

Павел – … .

Михаил – … .

- Как называются слова первого столбика?

- Как называются слова второго столбика? (Щелчок левой кнопкой мыши)

Папа с экрана: «Запишите слова парами. Помните, что отчества пишутся с большой буквы.

Детям, правильно выполнившим задание, учитель выдаёт призы – «золотые монетки».

VII. Проверка полученных знаний. Работа за компьютерами.

СЛАЙД № 22. На экране заставка следующего этапа урока с музыкальным сопровождением.

- Кот Матроскин предлагает нам поработать за компьютерами для того, чтобы определить насколько успешно вы освоили тему сегодняшнего урока.

- Тихонько встаньте и займите место за своим компьютером.

- Откройте обучающую программу-тренажёр по русскому языку «Фраза».

- Установите параметры меню: Фамилия, имя ученика. Тема – Большая буква в кличках животных. Вариант – 45.

- Нажмите левой кнопкой мыши на команду «Поехали!».

Дети самостоятельно выполняют варианты с 45 по 47. Компьютер оценивает их работу. За каждую отличную оценку, выставленную компьютером, получают от учителя  приз – «золотую монетку».

VIII. Релаксация.

СЛАЙД № 23. На экране надпись «Минутка отдуха»,  музыкальное сопровождение.

- Сядьте удобно, закройте глаза и прикройте их сверху ладонями.

- Отдохнём одну минутку,

Восстановим зоркость глаз

И почувствуем всем телом,

Как тепло согрело нас.

Как уютно в нашем классе,

Нет печали, нет тревог.

Потрудились славно дети,

Завершается урок.

IX. Итог урока. Обсуждение результатов работы.

- Итак, дорогие мои, наш урок подошёл к концу. Что нового вы сегодня узнали?

- Интересно ли вам было работать на уроке?

- Мои помощники, герои мультфильма прощаются с вами, ребята. СЛАЙД № 24. Видеофрагмент мультфильма, надпись «До новых встреч!»


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

78881. Донаучное знание и его особенности 27.5 KB
  Донаучное знание и его особенности Вненаучное знание не является чьейто выдумкой или фикцией. Вненаучное знание разрозненное несистематическое знание которое находится в противоречии с существующей картиной мира. Одна из форм вненаучного знания это донаучное знание. Донаучное знание выступающее прототипом предпосылочной базой научного.
78882. Рождение античной науки 55.5 KB
  Так в древнеегипетской цивилизации носителями знаний были жрецы в зависимости от уровня посвящения обладавшие той или иной суммой знаний. Знания существовали в религиозномистической форме и только жрецы могли читать священные книги и как носители практических знаний имели власть над людьми. Предпосылкой возникновения научных знаний многие исследователи истории науки считают миф. Особенности греческого мышления которое было рациональным теоретическим что в данном случае равносильно созерцательному наложили отпечаток на формирование...
78883. Наука в условиях европейского Средневековья 28.5 KB
  Большое значение для развития науки имело открытие университетов. Другой предпосылкой будущего расцвета науки послужило развитие техники. Наступала новая эпоха в развитии цивилизации и науки. Однако в сфере науки не было совершено прорыва.
78884. Становление науки классического типа 30.5 KB
  Фарадей обнаружил взаимосвязь между электричеством и магнетизмом, ввел понятия электрического и магнитного полей, выдвинул идею о существовании электромагнитного поля. Максвелл создал электродинамику и статистическую физику, построил теорию электромагнитного поля, предсказал существование электромагнитных волн, выдвинул идею об электромагнитной природе света.
78885. Проблема методов познания в философии Нового времени 29.5 KB
  Проблема методов познания в философии Нового времени Наука находится в центре внимания главных философских направлений XVII XVIII вв. Основные области философии этого времени онтология и гносеология. ontos сущее и logos слово понятие учение учение о бытии как таковом знании об истинно существующем раздел философии изучающий фундаментальные принципы бытия наиболее общие сущности и категории сущего Гносеология позже стал употребляться термин эпистемология в переводе с греческого теория познания раздел философии в...
78886. Особенности неклассической науки 31 KB
  Особенности неклассической науки Опора науки Нового времени на эксперимент развитие механики заложили фундамент для установления связи науки с производством. В результате разрешения кризиса произошла новая научная революция начавшаяся в физике и охватившая все основные отрасли науки Она связана прежде всего с именами МЛланка 1858 1947 и А. Механическая картина мира классической науки была рассчитана на относительно малые скорости которые абсолютно не укладывались во внутреннюю логику новых...
78887. Наука и философия. Концепции взаимоотношений философии и науки 29.5 KB
  Наука и философия Нау́ка особый вид человеческой познавательной деятельности направленный на получениеуточнение и производство объективных системноорганизованных и обоснованных знаний о природе обществе и мышлении. Философия обычно описывается как теория или наука одна из форм мировоззрения одна из форм человеческой деятельности особый способ познания. Отличия философии от науки: 1 философия целостное знание наука отдельные дисциплины; 2 философия ценностное знание в науке главное истина. Яковлевой...
78888. Структура теоретического знания 32 KB
  Теоретический уровень научного познания как и эмпирический имеет ряд подуровней среди которых можно выделить следующие по степени общности: а аксиомы теоретические законы; б частные теоретические законы описывающие структуру свойства и поведение идеализированных объектов; в частные единичные высказывания утверждающие нечто о конкретных во времени и пространстве состояниях свойствах и отношениях некоторых идеализированных объектов Абстрагирование и идеализация начало теоретического познания. Научные законы регулярные...
78889. Соотношение эмпирии и теории 24.5 KB
  Соотношение эмпирии и теории. Осознание этого в методологии науки обострило вопрос о том как же эмпирическое знание может быть критерием истинности теории Дело в том что несмотря на теоретическую нагруженность эмпирический уровень является более устойчивым более прочным чем теоретический. Если бы было иначе то получался бы логический круг и тогда эмпирия ничего не проверяла бы в теории. Поскольку эмпирией проверяются теории другого уровня постольку эксперимент выступает как критерий истинности теории.