58660

Сочинение по картине К.Ф. Юона «Волшебница зима»

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Задачи урока: познакомить с творчеством К.Ф.Юона; учить читать картину, осмысливать ее содержание; привлечь внимание детей к красоте зимней природы; формировать умение строить текст...

Русский

2014-04-28

43 KB

3 чел.

Урок русского языка в 4 классе

Составила учитель начальных классов Саитова Гульнара Искандаровна

МОУ СОШ № 52, город Уфа, республика Башкортостан

Тема урока: Сочинение по картине К.Ф. Юона «Волшебница зима»

( Работа рассчитана на одно занятие-45 минут)

Задачи урока:

  •  познакомить с  творчеством К.Ф.Юона;
  •  учить “читать” картину, осмысливать ее содержание;
  •  привлечь внимание детей к красоте зимней природы;
  •  формировать умение строить текст;
  •  формировать умение составлять заключительную часть сочинения, правильно выбирать концовку сочинения;
  •  развивать умение использовать выразительные средства языка для передачи своих мыслей и впечатлений.

Подготовительная работа:

-Стихи;

- сообщения детей;

- Орфографическая подготовка на предыдущих уроках.

Оборудование:  

  •  Презентационный материал по содержанию.
  •  Картина  К.Ф. Юона «Волшебница зима»
  •  материал о жизни и творчестве К.Ф. Юона и его портрет .

Виды деятельности на уроке:

1. Эвристическая беседа (о художнике, стихи о зиме, задачи урока )
2. Представление компьютерной презентации ( подготовительная работа к написанию сочинения)
3. Письменная работа обучающихся над сочинениями.

                                                        Ход урока

1. Орг.момент.

2. Актуализация опорных моментов

- Ребята, мы продолжаем работу над развитием устной и письменной речи. Одно из ее направлений – написание сочинений. А сегодня эта работа связана с творчеством одного из замечательных живописцев Константина Федоровича Юона (на доске портрет художника. Слайд 1). Рассказ об этом художнике нам подготовила наша Дарья. Давайте ее послушаем.

3. О художнике ( выступление ученицы)

Константин Федорович Юон—один из известных русских художников. Широко известны его картины «Весенний солнечный день», «Конец зимы», «Зима».( Слайд 2 ) Рисовать он начал с восьми лет и всю жизнь посвятил живописи. Он учился у таких великих художников, как В.А. Серов, К.А.Коровин, И.И.Левитан. Особое влияние на Юона оказал Левитан, его одухотворенная живопись, его умение выбрать пейзажный мотив. Юон очень любил весну и зиму. Он писал: «Я искал новые краски в природе—в русской зиме и весне».

Природа в произведениях художника никак не мыслится без человека, без животных или птиц, которые не только оживляют пейзаж, но и составляют с ним единое целое.

Известные искусствоведы писали, что «Юон верен большой традиции русской пейзажной живописи, сумевшей найти для родной природы свои ясные и чистые звуки».

3. Подготовительная работа обучающихся.

Сегодня мы пишем сочинение по картине Юона «Волшебница зима». Обратите внимание, как он ласково называет зиму—волшебницей…

- Ребята, многие писатели и художники любили русскую зиму и называли ее различными именами. Вспомните, как еще называют зиму и с чем ее сравнивают?  ( красавица, гостья, рукодельница, чародейка…)

- Приведите строчки из стихов известных поэтов, где они описывают зиму… ( домашнее задание )

Чародейкою Зимой

Околдован, лес стоит,

И под снежной бахромою,

Неподвижною, немою,

Чудной жизнью он блестит.  (Ф.Тютчев)

Пришла, рассыпалась; клоками

Повисла на суках дубов;

Легла волнистыми коврами

Среди полей, вокруг холмов… (А.Пушкин)

Заколдован невидимкой,

Дремлет лес под сказку сна.

Словно белою косынкой

Повязалася сосна. (С.Есенин)

Не колючий, светло-синий

По ветвям развешен иней -

Погляди хоть ты!

Словно кто-то тороватый

Свежей, белой, пухлой ватой

Все убрал кусты.  (А.Фет)

На дворах и домах

Снег лежит полотном

И от солнца блестит

Разноцветным огнем.   (И.Никитин)

4.Рассматривание картины. ( Слайд 3)  

5. Беседа по содержанию картины.

- Каковы ваши первые впечатления от картины?  Какие чувства вызывает настроение картины?  (Радость, легкость, очарование, праздник ,свежесть…)

– Перечислите то, что вы видите на картине.

(Окраина деревни, речка, по берегам деревья, причудливо разукрашенные, принаряженные снегом, мальчишки на коньках, собаки бегают)

– Этот вид очень напоминает строки А. С. Пушкина, стихотворение это мы учили в прошлом году, вспомните…

Опрятней модного паркета

Блистает речка, льдом одета,

Мальчишек радостный народ

Коньками звучно режет лед.

– Можно ли сказать о том, что на картине больше всего нравится художнику?

(Ему очень нравятся люди, которые вышли на улицу, у них радостное настроение, оттого что выдался отличный денек, каждый занят чем-то своим, но все делается, как это видно на картине, с большим удовольствием.)

– Природа для Юона – это, прежде всего, среда, в которой живет человек. Художник оживляет природу.

– Что особенного вы заметили в изображении среднего плана?

(Красочно показаны деревья, они очень большие, их ветки причудливо вырисовываются на фоне розовато-сероватого неба.)

– Зима – это, прежде всего, снег.

– Как изображает снег художник?

(Серебристый, синеватый, белый снег пушистым ковром устилает землю. Снег осыпал, украсил ветки деревьев. Снег лежит на крышах домов.)

– И это обилие снега придает русской природе величие. Все кругом становится необыкновенным и сказочным. Вот почему название картины – "Волшебница зима".

– Преувеличив размеры деревьев, художник убеждает нас, что зима – волшебница.

– Что еще создает образ волшебницы зимы?

(Разубранные инеем деревья. Большие сугробы. Мягкие пуховые перины. Ковры из пушистого снега. Ощущаем мягкий снег.  Свежий морозный воздух.)

– Что мы видим на заднем плане?

(Слева и справа деревенские улицы, темный лес, фигурки людей на лошадях.)

– Попробуйте, используя прием олицетворения, описать, какие превращения совершила зима.

(Взмахнула зима белым рукавом и укрыла своими коврами землю. Взмахнула она другим рукавом и превратила деревья в сказочных великанов в причудливой одежде. Где пухом лебяжьим прикрыла, где серебристым инеем накрыла, где алмазы и жемчуга развесила.)

– Если день солнечный и морозный, что будет происходить с зимними, покрытыми инеем деревьями? (Они будут блестеть, переливаться, сверкать в лучах солнца; будут падать длинные тени).

– Какой иней? (мохнатый, сверкающий, блестящий).

– На что он похож? (на алмазы, на разноцветный бисер, на мелкие

осколки зеркала, стекла).

Воздух (какой?) – прозрачный, легок, чист, пахнет снегом, свежий, морозный.

Солнце (какое?) – яркое.  Снег (какой?) серебристый, пушистый, белый.

Снег (что делает?) сверкает, играет, блестит, искрится, переливается.

– С чем можно сравнить снег?

Снег (как?) мягкая пуховая перина, ковер из пушистого снега, словно пуховый платок, пуховое одеяло.

6. Составление плана.  

Примерный план:

  1.  Волшебница-зима. (об авторе, о картине)
  2.  Сказочные деревья.
  3.  Зимние забавы.
  4.  Мои чувства и настроение от картины.

7. Письменная работа над сочинениями.

8. Презентация сочинений и работа над ошибками на следующем уроке русского языка. 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

73826. Операции над матрицами 1.17 MB
  Элементами матрицы могут являться числа алгебраические символы или математические функции. Например матрицы используется для решения систем алгебраических и дифференциальных уравнений нахождения значений физических величин в квантовой теории шифрования сообщений в Интернете. Строки матрицы нумеруются сверху вниз а столбцы слева направо.
73827. Системы уравнений в линейной алгебре 467.5 KB
  Если это определение озвучить в терминах определителей то оно будет выглядеть примерно так: Матрица размера m×n имеет ранг r если существует хотя бы один отличный от нуля определитель rго порядка тогда как определитель любой подматрицы более высокого порядка равен нулю. Для вычисления ранга матрицы можно использовать метод элементарных преобразований строк и столбцов в точности тот самый метод который применяется для вычисления определителей. Целью элементарных преобразований является приведение матрицы к...
73828. Модель затраты- выпуск (модель В. Леонтьева) 121 KB
  Либо не весь объём производства расходуется на потребление и его достаточно для расширения производства тех видов продукции на которые имеется растущий спрос либо объём производства недостаточен для воспроизводства трудового ресурса на постоянном уровне. Свойство наличия баланса состоит как раз в том что полные объёмы всей продукции складываются только из объёмов её конечного потребления и объёмов потребления продукции в производственных процессах межотраслевых потоков. Примером такой взаимосвязи может служить например потребление с х...
73829. Комплексные числа 388 KB
  Определение комплексного числа. Первая компонента комплексного числа действительное число называется действительной частью числа это обозначается так; вторая компонента действительное число называется мнимой частью числа. Два комплексных числа и равны тогда и только тогда когда равны их действительные и мнимые части.
73830. Многочлены -ой степени 536.5 KB
  Многочленом ой степени называется функция где постоянные комплексные числа коэффициенты многочлена комплексная переменная. Число в котором многочлен принимает нулевое значение называется корнем многочлена. Представим в виде многочлена по степеням. Очевидно отсюда следует утверждение: для того чтобы число было корнем многочлена необходимо и достаточно чтобы коэффициент при нулевой степени в разложении по степеням был равен нулю: .
73831. Линейные пространства 451.5 KB
  Обозначим множества векторов направленных отрезков на прямой на плоскости в пространстве соответственно с обычными операциями сложения векторов и умножения векторов на число. Вместо свободных векторов можно рассмотреть соответствующие множества радиус-векторов. Например множество векторов на плоскости имеющих общее начало т. Множество радиус-векторов единичной длины не образует линейное пространство так как для любого из этих векторов сумма не принадлежит рассматриваемому множеству.
73832. Проектирование операционных технологических процессов обработки заготовок 67.5 KB
  обработки позволяет правильно выбрать станок из имеющегося парка или по каталогу. По типу обработки устанавливают группу станков: токарный сверлильный В соответствии с назначением станка его компоновкой степенью автоматизации определяют тип станка: токарный одношпиндельный многошпиндельный револьверный полуавтомат и т. Если эти требования выполнимы на различных станках то при выборе учитывают следующие факторы: 1 соответствие основных размеров станка габаритным размерам обрабатываемой заготовки или нескольких одновременно...
73833. Анализ технологичности конструкции деталей 43 KB
  Ее следует отрабатывать на технологичность комплексно учитывая зависимость технологичности от следующих факторов: исходной заготовки вида обработки технологичности СЕ в которую эта деталь входит. Конструкция должна быть такой чтобы для ее изготовления можно было применять высокопроизводительные методы обработки. Повышение технологичности конструкции изделия предусматривает проведение следующих мероприятий: Создание конфигурации деталей и подбор их материалов позволяющих применение наиболее совершенных исходных заготовок сокращающих объем...
73834. Выбор вариантов схем базирования 40.5 KB
  Для создания возможности повышения уровня концентрации обработки в операции и снижения разнообразия технологической оснастки лучше принять в качестве базы для обработки всех поверхностей детали одну и туже базу Е. Синтез маршрута обработки заготовки Первый шаг синтеза маршрута обработки заготовки распределение отобранных переходов обработки типовых поверхностей заготовки по этапам типовой схемы изготовления деталей соответствующего класса или подкласса. Типовая схема обработки является вариантом полного типового решения. Причиной...