58662

Морфологический разбор имени прилагательного

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Напомню что наша тема называется морфологический разбор имени прилагательного. Во-вторых постоянные признаки разряд прилагательного: качественное относительное или притяжательное непостоянные признаки число род падеж.

Русский

2014-04-28

41.5 KB

70 чел.

Урок русского языка в 6-м классе по теме

"Морфологический разбор имени прилагательного"

Цели: 1) ознакомить учащихся с правилами морфологического разбора имени прилагательного;

          2) развивать умение определять морфологические признаки имени прилагательного;

          3) воспитание интереса к русскому языку.

Средства обучения: учебник по русскому языку 6 класс Баранова, доска, карточки для выполнения домашнего задания.

Ход урока.

Организационный момент. Приветствие учащихся (1 – 2 минуты).

Здравствуйте, ребята. В начале нашего урока я предлагаю вам отгадать загадку.

Художника нашего знает весь свет.

Раскрасит художник наш всякий предмет.

Ответит всегда на вопросы такие:

Какое? Какая? Какой и какие?

Что это за художник такой? (прилагательное),  правильно!

Проверка домашнего задания (5 – 7 минут).

На прошлом уроке мы изучали притяжательные прилагательные. Домашним заданием было упражнение 300, чтобы вы закрепили этот материал. (Вызвать учащегося к доске для проверки).

А пока … у доски, мы повторим материал прошлых уроков. Итак, что мы знаем о притяжательных прилагательных? (притяжательное прилагательное обозначает принадлежность чего-либо лицу или животному и отвечает на вопросы чей? чья? чьё?).

Какие суффиксы имеют притяжательные прилагательные? (ов/ев, ин/ын, ий. В м.р. ед.ч И/В п. – нулевое окончание).

А что обозначает относительное прилагательное? (материал, из которого сделан предмет; временные или пространственные признаки предмета. Н., глиняный, здешний, январский).

Что такое качественные прилагательные? (качественные прилагательные – это прилагательные, обозначающие признак предмета, который может быть выражен в большей или меньшей степень, они имеют сравнительные степени; сочетаются с наречиями очень, довольно, чрезвычайно, слишком).

Сейчас проверим домашнее задание.

Изучение нового материала (12 – 15 минут).

Проведем небольшой словарный диктант, в котором нужно будет определить разряд прилагательных. (Вызвать учащегося к доске).

Верблюжья колючка (п), сегодняшний концерт (о), звонкий крик (к), стеклянная ваза (о), искусные мастера (к), искусственный цветок (к), перчатки Петрова (к).

Давайте запишем текст, в нем подчеркните все прилагательные и определите род, число и падеж: Я шел по узкой тропинке. Со всех сторон над ней нависали мохнатые белые ветки деревьев. Изредка снег срывался с них и падал на землю тяжелыми хлопьями. Долго еще дрожала в морозном воздухе снежная пыль. (проверка правильности выполнения задания).

Напомню, что наша тема называется морфологический разбор имени прилагательного. Выполним разбор словосочетания по узкой тропинке.

Выписываем словосочетание. Во-первых, задаем вопрос и пишем начальную форму.     Во-вторых, постоянные признаки (разряд прилагательного: качественное, относительное или притяжательное), непостоянные признаки (число, род, падеж). В-третьих, выписываем словосочетание и подчеркиваем прилагательное.

По узкой тропинке.

  1.  по тропинке (какой?) узкой

    Н.ф. – узкий.

2)  Пост: качеств.

    Непост: ед.ч, ж.р, Д.п.

  1.  по тропинке (какой?) узкой.

Закрепление материала (5 – 7 минут).

Теперь, я предлагаю вам выполнить морфологический разбор прилагательного «мохнатые» из второго предложения самостоятельно. (Вызвать кого-нибудь к доске).

Мохнатые ветки

  1.  ветки (какие?) мохнатые

    Н.ф. – мохнатый.

2)  пост: качеств.

    Непост: мн.ч, И.п.

  1.  ветки (какие?) мохнатые

… к доске и выпиши словосочетание «в морозном воздухе».

1) В воздухе (каком?) морозном

    Н.ф. – морозный

2)  пост: качеств.

    Непост: ед.ч, м.р, П.п.

  1.  в воздухе (каком?) морозном.

Итог урока (2 минуты).  

Ребята, наш урок подошёл к концу. Давайте вспомним, как называлась наша тема? (Морфологический разбор имени прилагательного). Что нового вы сегодня узнали?

Домашнее задание (2 минуты).

Домашним заданием на завтра будет упражнение 301, в котором вам предлагается разобрать 2 – 3 прилагательных.

301. Заячий след (пр.), заячий (кач.) характер - трусливый характер, заячий выводок (пр.); гусиное перо (пр.), гусиная кормушка (пр.), гусиная (кач.) походка - косолапая походка; волчья стая (пр.), волчий аппетит (кач.) - огромный аппетит, волчье логово (пр.); лисья нора (пр.), лисья шуба (относит.) - лисья хитрость (кач.) - большая хитрость.

300. Лисичка сидит да приговаривает: "Мерзни, мерзни, волчий (пр., И., м.р.) хвост». 2. Подивился старик лисьей (пр., Д., ж. р.) хитрости. 3. «Кто там бежит?» - спрашивает лисица, услышав собачий (пр., В., м. р.) лай. 4. Поселилась лиса в заячьей (пр., П., ж. р.) избенке, а зайчика выгнала. 5. Содрал волк баранью (пр., В., ж. р.) шкуру и ждет Котофея Ивановича.

I.  Зайчика - сущ. (Кого?) зайчика. Н. ф. - зайчик.

II.  Пост. - нариц., одуш., м. р., 2-е скл.; непост. - В. п., ед. ч.

III. Выгнала (кого?) зайчика.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

11887. Задача быстродействия 258 KB
  Лабораторная работа №2 по дисциплине: Проектирование автоматизированных систем на тему: Задача быстродействия Цель работы: исследование предельных возможностей системы авторегулирования обусловленных ограничением величины управляющего сигнала. О...
11888. Задача быстродействия. Несколько управляющих воздействий 205 KB
  Лабораторная работа №3 по дисциплине: Проектирование автоматизированных систем на тему: Задача быстродействия. Несколько управляющих воздействий Цель работы: решение задачи быстродействия в пространстве состояний. Необходимо ограниченное управление ut
11889. Управление в пространстве состояний при неполной информации 1.09 MB
  Лабораторная работа №4 по дисциплине: Проектирование автоматизированных систем на тему: Управление в пространстве состояний при неполной информации Цель работы: решение задачи синтеза линейной системы стабилизации в пространстве состояний. Общие св...
11890. Корни многочленов 87 KB
  Лабораторная работа №5 по дисциплине: Проектирование автоматизированных систем на тему: Корни многочленов Цель работы: вычислить корни многочлена не выше 20го порядка и восстановить многочлен по заданным корням. Общие сведения: Вычисление корней мн
11891. Обратное преобразование Лапласа 47 KB
  Лабораторная работа №6 по дисциплине: Проектирование автоматизированных систем на тему: Обратное преобразование Лапласа Цель работы: вычислить аналитическое выражение для обратного преобразования Лапласа дробнорациональной функции и построить график.. ...
11892. Выбор типа камеры и условий съемки в зависимости от задачи исследования и характера исследуемого объекта 4.35 MB
  ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 2 Выбор типа камеры и условий съемки в зависимости от задачи исследования и характера исследуемого объекта Рентгеновские камеры Рентгеновской камерой называют устройство позволяющее регистрировать на фотопленке рентгеновские максим
11893. Определение кальция методом стандартных добавок 443.5 KB
  Лабораторная работа №104 Определение кальция методом стандартных добавок. Краткое теоретическое введение: Фотометрия пламени вид эмиссионного спектрального анализа в котором источниками возбуждения спектров являются пламена различных видов: ацетиленвоздух...
11894. Определение фосфора (ортофосфатов) в виде фосформолибденованадиевой гетерополикислоты 204 KB
  Лабораторная работа №107 Определение фосфора ортофосфатов в виде фосформолибденованадиевой гетерополикислоты. Краткое теоретическое введение: Методы молекулярной спектрометрии позволяют наблюдать результаты взаимодействия электромагнитного излучения с мо...
11895. Титрование цинка (II) раствором ЭДТА в присутствии индикатора эриохрома черного Т. 244 KB
  Лабораторная работа №110 Титрование цинка II раствором ЭДТА в присутствии индикатора эриохрома черного Т. Краткое теоретическое введение: Методы молекулярной спектрометрии позволяют наблюдать результаты взаимодействия электромагнитного излучения с молекула