58662

Морфологический разбор имени прилагательного

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Напомню что наша тема называется морфологический разбор имени прилагательного. Во-вторых постоянные признаки разряд прилагательного: качественное относительное или притяжательное непостоянные признаки число род падеж.

Русский

2014-04-28

41.5 KB

70 чел.

Урок русского языка в 6-м классе по теме

"Морфологический разбор имени прилагательного"

Цели: 1) ознакомить учащихся с правилами морфологического разбора имени прилагательного;

          2) развивать умение определять морфологические признаки имени прилагательного;

          3) воспитание интереса к русскому языку.

Средства обучения: учебник по русскому языку 6 класс Баранова, доска, карточки для выполнения домашнего задания.

Ход урока.

Организационный момент. Приветствие учащихся (1 – 2 минуты).

Здравствуйте, ребята. В начале нашего урока я предлагаю вам отгадать загадку.

Художника нашего знает весь свет.

Раскрасит художник наш всякий предмет.

Ответит всегда на вопросы такие:

Какое? Какая? Какой и какие?

Что это за художник такой? (прилагательное),  правильно!

Проверка домашнего задания (5 – 7 минут).

На прошлом уроке мы изучали притяжательные прилагательные. Домашним заданием было упражнение 300, чтобы вы закрепили этот материал. (Вызвать учащегося к доске для проверки).

А пока … у доски, мы повторим материал прошлых уроков. Итак, что мы знаем о притяжательных прилагательных? (притяжательное прилагательное обозначает принадлежность чего-либо лицу или животному и отвечает на вопросы чей? чья? чьё?).

Какие суффиксы имеют притяжательные прилагательные? (ов/ев, ин/ын, ий. В м.р. ед.ч И/В п. – нулевое окончание).

А что обозначает относительное прилагательное? (материал, из которого сделан предмет; временные или пространственные признаки предмета. Н., глиняный, здешний, январский).

Что такое качественные прилагательные? (качественные прилагательные – это прилагательные, обозначающие признак предмета, который может быть выражен в большей или меньшей степень, они имеют сравнительные степени; сочетаются с наречиями очень, довольно, чрезвычайно, слишком).

Сейчас проверим домашнее задание.

Изучение нового материала (12 – 15 минут).

Проведем небольшой словарный диктант, в котором нужно будет определить разряд прилагательных. (Вызвать учащегося к доске).

Верблюжья колючка (п), сегодняшний концерт (о), звонкий крик (к), стеклянная ваза (о), искусные мастера (к), искусственный цветок (к), перчатки Петрова (к).

Давайте запишем текст, в нем подчеркните все прилагательные и определите род, число и падеж: Я шел по узкой тропинке. Со всех сторон над ней нависали мохнатые белые ветки деревьев. Изредка снег срывался с них и падал на землю тяжелыми хлопьями. Долго еще дрожала в морозном воздухе снежная пыль. (проверка правильности выполнения задания).

Напомню, что наша тема называется морфологический разбор имени прилагательного. Выполним разбор словосочетания по узкой тропинке.

Выписываем словосочетание. Во-первых, задаем вопрос и пишем начальную форму.     Во-вторых, постоянные признаки (разряд прилагательного: качественное, относительное или притяжательное), непостоянные признаки (число, род, падеж). В-третьих, выписываем словосочетание и подчеркиваем прилагательное.

По узкой тропинке.

  1.  по тропинке (какой?) узкой

    Н.ф. – узкий.

2)  Пост: качеств.

    Непост: ед.ч, ж.р, Д.п.

  1.  по тропинке (какой?) узкой.

Закрепление материала (5 – 7 минут).

Теперь, я предлагаю вам выполнить морфологический разбор прилагательного «мохнатые» из второго предложения самостоятельно. (Вызвать кого-нибудь к доске).

Мохнатые ветки

  1.  ветки (какие?) мохнатые

    Н.ф. – мохнатый.

2)  пост: качеств.

    Непост: мн.ч, И.п.

  1.  ветки (какие?) мохнатые

… к доске и выпиши словосочетание «в морозном воздухе».

1) В воздухе (каком?) морозном

    Н.ф. – морозный

2)  пост: качеств.

    Непост: ед.ч, м.р, П.п.

  1.  в воздухе (каком?) морозном.

Итог урока (2 минуты).  

Ребята, наш урок подошёл к концу. Давайте вспомним, как называлась наша тема? (Морфологический разбор имени прилагательного). Что нового вы сегодня узнали?

Домашнее задание (2 минуты).

Домашним заданием на завтра будет упражнение 301, в котором вам предлагается разобрать 2 – 3 прилагательных.

301. Заячий след (пр.), заячий (кач.) характер - трусливый характер, заячий выводок (пр.); гусиное перо (пр.), гусиная кормушка (пр.), гусиная (кач.) походка - косолапая походка; волчья стая (пр.), волчий аппетит (кач.) - огромный аппетит, волчье логово (пр.); лисья нора (пр.), лисья шуба (относит.) - лисья хитрость (кач.) - большая хитрость.

300. Лисичка сидит да приговаривает: "Мерзни, мерзни, волчий (пр., И., м.р.) хвост». 2. Подивился старик лисьей (пр., Д., ж. р.) хитрости. 3. «Кто там бежит?» - спрашивает лисица, услышав собачий (пр., В., м. р.) лай. 4. Поселилась лиса в заячьей (пр., П., ж. р.) избенке, а зайчика выгнала. 5. Содрал волк баранью (пр., В., ж. р.) шкуру и ждет Котофея Ивановича.

I.  Зайчика - сущ. (Кого?) зайчика. Н. ф. - зайчик.

II.  Пост. - нариц., одуш., м. р., 2-е скл.; непост. - В. п., ед. ч.

III. Выгнала (кого?) зайчика.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

57750. Якими є моральні норми українського народу? 54 KB
  Основні поняття: моральні норми Батьківщина патріот рідна мова працелюбність. Найважливіші моральні цінності українського народу. Найважливіші моральні цінності українського народу.
57751. Як виникають і зберігаються моральні цінності суспільства 66 KB
  Очікувані результати: Після уроку учні зможуть: Витлумачувати поняття «загальнолюдські цінності»; Пояснювати як виникла мораль; Характеризувати поняття «любов», «милосердя», «добро», «правда» тощо як загальнолюдські цінності...
57752. Неспокій хвиль морських. Симфонічні акварелі. Марина 43.5 KB
  Мета: закріпити знання про програмну музику, формувати уявлення про симфонічну картину та ескіз як про жанри симфонічної музики, знайомити з творчим портретом К. Дебюссі та І. Айвазовського; підвести дітей до висновку, що кожен митець використовує свої засоби виразності для власного відтворення морської стихії...
57753. Мозок. Векторна графіка, багатошарові зображення, керуванням розміщенням об’єктів за шарами 1.62 MB
  Яку функцію виконує головний мозок в організмі ссавців Які відділи має головний мозок ссавців До якої частини нервової системи належить головний мозок Що таке біла речовина Що таке сіра речовина Таким чином головний мозок - важлива частина людського організму.
57754. Выпаривательная установка 2.09 MB
  Приведено обоснование технологической схемы производства электролитических щелоков, предложена новизна к конструкции выпарного аппарата. Приведены теоретические основы процесса выпаривания, выполнены технологические расчеты производства...
57755. Види мутацій. Мутагени 304 KB
  Мета: освітня: розширити знання учнів про мутації та їх види ознайомити з основними мутагенними факторами та їх впливом на живі організми. Актуалізація опорних знань і мотивація навчальної діяльності учнів...
57756. Населення світу. Природний і механічний рух населення 368.5 KB
  Мета: сформувати у учнів систему знань про чисельність, розміщення та склад населення планети; уявлення про відтворення населення, його типах, демографічних процесах в сучасному світі...
57757. Населення України 89.5 KB
  Актуалізація опорних знань та вмінь учнів План на мультимедійній дошці Кількість населення. Природний рух населення. Статевовікова структура населення.
57758. Запліднення. Будова насінини 52.5 KB
  Мета уроку: ознайомити учнів із процесом запліднення у квіткових рослин; розкрити його біологічне значення; дослідним шляхом ознайомити із будовою насінини на прикладі пшениці і квасолі...