58665

Изменение имен существительных по числам

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цель урока: Развивать умение изменять существительные по числам различать род. Образовательные цели научиться употреблять в речи имена существительные классифицировать их;...

Русский

2014-04-28

51.5 KB

1 чел.

ГОУ – бюджетное образовательное учреждение среднего образовательного профессионального образования Пк. № 8

Конспект урока по русскому языку

На тему «Изменение имен существительных по числам»

Для 3Б класса

Лицея № 329.

Работу выполнила: Петрова Агата

Студентка  311 группы.

Методист: Веселова Е.В.

                                                             Учитель: Имельянова И.В.

2013 год

Тема:   Изменение имен существительных по числам                                                  

Цель урока : Развивать умение изменять существительные по числам, различать род.                                                

Образовательные цели -  научиться употреблять в речи имена существительные, классифицировать их;

-  изменять имена существительные по числам.

Воспитательные цели - воспитывать терпимость друг к другу, умение слушать одноклассников и учителя.:

Развивающие цели - способствовать развитию речи, внимания.

Оборудование: Учебник (Рамзаева Т.Г. по русскому языку для 3-го класса, вторая часть), листочки с заданиями.

Ход урока

  1.  Организационный момент.

Здравствуйте ребята, меня зовут Агата Вячеславовна и я проведу у вас урок русского языка. Тема нашего урока «Изменение имен существительных по числам». На прошлом уроке вы уже изучали эту тему, сегодня мы с вами ее просто повторим. Давайте вспомним, что мы знаем об имени существительном.

- что обозначает существительное? (Предмет. Например стул, стол.)
- на какие вопросы отвечает? (Кто?. Что?)
- на какие группы можно разделить все существительные ( Делятся на 2 группы - одуш. и неодуш (Кот и учебник .; 3 группы - по родам.(Муж., Жен., Ср.).
- как изменяются существительные? (по числам).

Очень хорошо.

Раз вы все знаете, значит и домашнее задание все сделали на одни только пятерки.

  1.  Проверка домашнего задания.

Кто мне скажет, что вам было задано на дом? Кто хочет ответить?

Хорошо, домашнее задание мы проверили. Вы все большие молодцы.

  1.  Проверка понимания учащимися нового материала.

Теперь, давайте проверим, как хорошо вы поняли эту тему.

Вспомним, как определить род и число имен существительных.

Откройте учебники на стр. 27.  Прочитайте, какой вопрос нам задает «Почемучка?»

(Чем отличается существительное в единственном от существительного во множественном числе.)

- Учитель берет в руки ручку и спрашивает  учащихся «Что у меня в руке?»

- Запишите. (Затем показывает несколько ручек, учащиеся записывают.) Разберите по составу.

 Посмотрите на эти два слова. Сравните. Чем они похожи между собой?

Корень одинаковый «руч»

Чем они отличаются друг от друга?

Окончания разные.  Ручка – ручки.  

Вывод: Имена существительные изменяются по числам. Существительное в ед. ч. обозначает один предмет, во мн. ч. – два или несколько предметов. При изменении существительного по числам изменяется его окончание.

Хорошо, с этим мы разобрались.

    А как же у существительного можно  определить род? Любое ли существительное можно определить?

    Можно ли определить род имен существительных, которые употребляются только во множественном числе? (нет) Почему?

      Правило: Чтобы узнать род имени существительного, которое стоит во множественном числе, надо поставить его в единственное число.

Теперь немного передохнем.

У меня спина прямая

У меня спина прямая,

   (Ходьба на месте, руки за спину.)

Я наклонов не боюсь:

  (Наклон вперед.)

Выпрямляюсь, прогибаюсь,

  (Наклон назад, выпрямиться.)

 Поворачиваюсь.

  (Повороты туловища.)

Раз, два. три. четыре.

Три. четыре, раз. два.

  (Наклон вперед и выпрямиться.)

Я хожу с осанкой гордой.

  (Повороты туловища.)

Прямо голову держу,

 (Наклон вперед и выпрямиться.)

Никуда я не спешу.

 (Ходьба на месте, руки за спину.)

Раз. два. три. четыре,

 (Повороты туловища.)

Три. четыре, раз, два.

 (Ходьба на месте, руки за спину.)

Я могу и поклониться.

 (Поклон и выпрямиться.)

И присесть, и наклониться,

 (Присед, наклон вперед.)

Повернись туда - сюда!

  (Повороты туловища направо -налево.) 

Ох, прямешенька спина!

 (Наклон вперед и выпрямиться.)

Раз, два, три, четыре

 (Повороты туловища.)

Три, четыре, раз, два.

Размяли наш позвоночник, и теперь он готов нам помогать учиться хорошо.

  1.  Закрепление нового материала

Теперь открываем учебник на странице 30 и смотрим 430 упражнение. Прочитайте задание.

Мы его сделаем устно. Кто хочет начать?

Хорошо.

Теперь вернемся на страничку назад и сделаем упражнение 429.

Прочитаем задание к упражнению. Что от нас требуется? (Да, списать текст и обозначить род имен существительных.)

Как мы определяем род у существительных?

(с помощью местоимений «Оно-мое»- ср. род.)

Молодцы!. Желаю вам удачи. Пишем красиво, внимательно и без ошибок.

  •  Теперь давайте сделаем еще одно задание.
    •  У вас на партах лежат листочки с заданиями. Посмотрите, записаны слова, которые не имеют пару, но очень хотят.
    •  Вам нужно, подобрать им пару женского рода. Справитесь?

  •  Отец –                                                                          мужчина –
    •  Дедушка –                                                                  сосед -
    •  Волк –                                                                           козел -
    •  Внук –                                                                           баран -
    •  Сын –                                                                            бык -
    •  Кот -                                                                              брат -

Я предлагаю вам поиграть в «Один-много».

Я буду называть существительное в единственном числе, а вы хором называйте это же существительное, но уже во множественном числе. Но будьте внимательны. Не все так просто.

АКТЕР – АКТЕРЫ
ОФИЦЕР – ОФИЦ
ЕРЫ
ПОРТ – П
ОРТЫ
ТОРТ – Т
ОРТЫ
БАНТ – Б
АНТЫ
ДОГОВОР – ДОГОВ
ОРЫ
ДОКТОР – ДОКТОР
А
ИНСПЕКТОР – ИНСПЕКТОР
А
ПРОФЕССОР – ПРОФЕССОР
А
ЯКОРЬ – ЯКОР
Я

Вы все очень хорошо сегодня поработали.

  1.  Информирование учащихся о домашнем задании. Комментарии по его выполнению.

А теперь домашнее задание…

  1.  Итог урока

Итак, сегодня мы с вами повторили какую тему? (изменение имен сущ.по числам).

А что можно сказать про рода существительного? (Определяется с помощью местоимений. Множественные сущ. Не поддаются определению рода.)

Спасибо за урок. С вами очень приятно работать.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

65511. Індукція генних мутацій зразками копчених ковбасних виробів різних технологій виробництва 6.29 MB
  Мета дослідження встановити закономірності мутагенної дії зразків копчених ковбасних виробів трьох технологій виробництва. Вивчити сумарну мутагенну дію зразків неорганічної і органічної фракцій варенокопчених ковбас ВК.
65512. ЧЕРВОНИХ СТОЛОВИХ ВИН НА ОСНОВІ ВИКОРИСТАННЯ ВУГЛЕКИСЛОТНОЇ МАЦЕРАЦІЇ 932 KB
  Найважливішою тенденцією розвитку сучасної виноробної галузі є підвищення якості та розширення асортименту виноградних вин. Основний об'єм столових вин України складають вина, які випускають без витримки і реалізують не раніше 1 січня наступного за врожаєм року.
65513. СПЕЦИФІКА ЛЮДСЬКОГО ІСНУВАННЯ У РЕЛІГІЙНІЙ ФІЛОСОФІЇ В. РОЗАНОВА 211 KB
  Розанова провидця що у своїх численних замальовках зумів передбачити багато епохальних у тому числі й філософських подій ХХ ст. Розанова актуально й для сучасної культури. Розанова як ідеолога національного і особистого самовизначення який шукав зміст народної душі...
65514. ДЕРЖАВНИЙ КОНТРОЛЬ ЗА ДІЯЛЬНІСТЮ МІЛІЦІЇ 184.5 KB
  Держава керуючись невідкладними завданнями які вона ставить перед собою в певний період розвитку має контролювати їхнє виконання консолідувати зусилля на подолання перешкод а також визначати і завдання контролю та механізм його здійснення.
65515. МЕТОД РОЗРАХУНКУ ТЕМПЕРАТУРНОГО НАПРУЖЕНО-ДЕФОРМОВАНОГО СТАНУ КОМПОЗИТНИХ СТРИНГЕРІВ ПАНЕЛЕЙ ОБШИВКИ 1.26 MB
  Наукова новизна одержаних результатів полягає у такому: уперше виявлено і обґрунтовано механізм виникнення згинально-крутильних деформацій композитних стержнів з неоднорідним перерізом при зміні температури та або внаслідок усадки...
65516. ФОРМУВАННЯ ДУХОВНО-ТВОРЧОГО ПОТЕНЦІАЛУ СТУДЕНТСЬКОЇ МОЛОДІ В ТРАНСФОРМАЦІЙНОМУ СУСПІЛЬСТВІ 154 KB
  Зрозуміло кожен з нас зацікавлений щоб цей вигляд був гуманістичним культурним людським і людяним і оскільки це так кожен зацікавлений у формуванні відповідних норм в свідомості та поведінці молоді у більш широкому розумінні...
65517. Методи та алгоритми диспетчеризації завдань у розподілених комп’ютерних системах 572.5 KB
  Сьогодні участь у міжнародних програмах стає стратегічним питанням інформаційного розвитку держав. Україна також стоїть на шляху науково-технічної інтеграції у європейський та світовий простір, про що говорить низка проектів, в яких Україна є повноправним учасником.
65519. ДІАГНОСТИЧНА ЗНАЧИМІСТЬ НОВОГО МЕТОДУ ДОВГОХВИЛЬОВОЇ ОФТАЛЬМОГРАФІЇ У ХВОРИХ З ВІКОВОЮ МАКУЛЯРНОЮ ДЕГЕНЕРАЦІЄЮ 226 KB
  Патологія макулярної ділянки очного дна займає одне з перших місць в світі як причина слабкого зору та сліпоти і на теперішній час вважається найбільш складною для діагностики та лікування. Одним із найбільш розповсюджених та найтяжчих захворювань органа зору серед патології очного дна...