58665

Изменение имен существительных по числам

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цель урока: Развивать умение изменять существительные по числам различать род. Образовательные цели научиться употреблять в речи имена существительные классифицировать их;...

Русский

2014-04-28

51.5 KB

1 чел.

ГОУ – бюджетное образовательное учреждение среднего образовательного профессионального образования Пк. № 8

Конспект урока по русскому языку

На тему «Изменение имен существительных по числам»

Для 3Б класса

Лицея № 329.

Работу выполнила: Петрова Агата

Студентка  311 группы.

Методист: Веселова Е.В.

                                                             Учитель: Имельянова И.В.

2013 год

Тема:   Изменение имен существительных по числам                                                  

Цель урока : Развивать умение изменять существительные по числам, различать род.                                                

Образовательные цели -  научиться употреблять в речи имена существительные, классифицировать их;

-  изменять имена существительные по числам.

Воспитательные цели - воспитывать терпимость друг к другу, умение слушать одноклассников и учителя.:

Развивающие цели - способствовать развитию речи, внимания.

Оборудование: Учебник (Рамзаева Т.Г. по русскому языку для 3-го класса, вторая часть), листочки с заданиями.

Ход урока

  1.  Организационный момент.

Здравствуйте ребята, меня зовут Агата Вячеславовна и я проведу у вас урок русского языка. Тема нашего урока «Изменение имен существительных по числам». На прошлом уроке вы уже изучали эту тему, сегодня мы с вами ее просто повторим. Давайте вспомним, что мы знаем об имени существительном.

- что обозначает существительное? (Предмет. Например стул, стол.)
- на какие вопросы отвечает? (Кто?. Что?)
- на какие группы можно разделить все существительные ( Делятся на 2 группы - одуш. и неодуш (Кот и учебник .; 3 группы - по родам.(Муж., Жен., Ср.).
- как изменяются существительные? (по числам).

Очень хорошо.

Раз вы все знаете, значит и домашнее задание все сделали на одни только пятерки.

  1.  Проверка домашнего задания.

Кто мне скажет, что вам было задано на дом? Кто хочет ответить?

Хорошо, домашнее задание мы проверили. Вы все большие молодцы.

  1.  Проверка понимания учащимися нового материала.

Теперь, давайте проверим, как хорошо вы поняли эту тему.

Вспомним, как определить род и число имен существительных.

Откройте учебники на стр. 27.  Прочитайте, какой вопрос нам задает «Почемучка?»

(Чем отличается существительное в единственном от существительного во множественном числе.)

- Учитель берет в руки ручку и спрашивает  учащихся «Что у меня в руке?»

- Запишите. (Затем показывает несколько ручек, учащиеся записывают.) Разберите по составу.

 Посмотрите на эти два слова. Сравните. Чем они похожи между собой?

Корень одинаковый «руч»

Чем они отличаются друг от друга?

Окончания разные.  Ручка – ручки.  

Вывод: Имена существительные изменяются по числам. Существительное в ед. ч. обозначает один предмет, во мн. ч. – два или несколько предметов. При изменении существительного по числам изменяется его окончание.

Хорошо, с этим мы разобрались.

    А как же у существительного можно  определить род? Любое ли существительное можно определить?

    Можно ли определить род имен существительных, которые употребляются только во множественном числе? (нет) Почему?

      Правило: Чтобы узнать род имени существительного, которое стоит во множественном числе, надо поставить его в единственное число.

Теперь немного передохнем.

У меня спина прямая

У меня спина прямая,

   (Ходьба на месте, руки за спину.)

Я наклонов не боюсь:

  (Наклон вперед.)

Выпрямляюсь, прогибаюсь,

  (Наклон назад, выпрямиться.)

 Поворачиваюсь.

  (Повороты туловища.)

Раз, два. три. четыре.

Три. четыре, раз. два.

  (Наклон вперед и выпрямиться.)

Я хожу с осанкой гордой.

  (Повороты туловища.)

Прямо голову держу,

 (Наклон вперед и выпрямиться.)

Никуда я не спешу.

 (Ходьба на месте, руки за спину.)

Раз. два. три. четыре,

 (Повороты туловища.)

Три. четыре, раз, два.

 (Ходьба на месте, руки за спину.)

Я могу и поклониться.

 (Поклон и выпрямиться.)

И присесть, и наклониться,

 (Присед, наклон вперед.)

Повернись туда - сюда!

  (Повороты туловища направо -налево.) 

Ох, прямешенька спина!

 (Наклон вперед и выпрямиться.)

Раз, два, три, четыре

 (Повороты туловища.)

Три, четыре, раз, два.

Размяли наш позвоночник, и теперь он готов нам помогать учиться хорошо.

  1.  Закрепление нового материала

Теперь открываем учебник на странице 30 и смотрим 430 упражнение. Прочитайте задание.

Мы его сделаем устно. Кто хочет начать?

Хорошо.

Теперь вернемся на страничку назад и сделаем упражнение 429.

Прочитаем задание к упражнению. Что от нас требуется? (Да, списать текст и обозначить род имен существительных.)

Как мы определяем род у существительных?

(с помощью местоимений «Оно-мое»- ср. род.)

Молодцы!. Желаю вам удачи. Пишем красиво, внимательно и без ошибок.

  •  Теперь давайте сделаем еще одно задание.
    •  У вас на партах лежат листочки с заданиями. Посмотрите, записаны слова, которые не имеют пару, но очень хотят.
    •  Вам нужно, подобрать им пару женского рода. Справитесь?

  •  Отец –                                                                          мужчина –
    •  Дедушка –                                                                  сосед -
    •  Волк –                                                                           козел -
    •  Внук –                                                                           баран -
    •  Сын –                                                                            бык -
    •  Кот -                                                                              брат -

Я предлагаю вам поиграть в «Один-много».

Я буду называть существительное в единственном числе, а вы хором называйте это же существительное, но уже во множественном числе. Но будьте внимательны. Не все так просто.

АКТЕР – АКТЕРЫ
ОФИЦЕР – ОФИЦ
ЕРЫ
ПОРТ – П
ОРТЫ
ТОРТ – Т
ОРТЫ
БАНТ – Б
АНТЫ
ДОГОВОР – ДОГОВ
ОРЫ
ДОКТОР – ДОКТОР
А
ИНСПЕКТОР – ИНСПЕКТОР
А
ПРОФЕССОР – ПРОФЕССОР
А
ЯКОРЬ – ЯКОР
Я

Вы все очень хорошо сегодня поработали.

  1.  Информирование учащихся о домашнем задании. Комментарии по его выполнению.

А теперь домашнее задание…

  1.  Итог урока

Итак, сегодня мы с вами повторили какую тему? (изменение имен сущ.по числам).

А что можно сказать про рода существительного? (Определяется с помощью местоимений. Множественные сущ. Не поддаются определению рода.)

Спасибо за урок. С вами очень приятно работать.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

15206. С.Бегалин - халықтың сүйікт жазушысы 287.5 KB
  Сүйіктісі халықтың Жүрегіңнің алаулатып жалынын Тамыршыдай дарындыны таныдың. Қабыл болып ізгі тілек ақ батаң Алдым шексіз ғибрат мол тағылым. Танымастай өзгерді ел жер кейпі Озбырлықтың мәңгүрт басы еңкейді. Семейдегі жарылыстың үні өшіп Абыра...
15207. Сағат Әшімбаев 188 KB
  Заманынан озып туған азамат еді Сағат Әшімбаев туралы Қоғамды қозғайтын адам санасын өзгертетін тұлғалар болады. Олар өзінің қатарынан заманынан озық туады. Өткен ғасырдың алпысыншы сексенінші жылдарының арасы қазақ руханиятына дарындыларды үйіптөгіп
15208. Саттар Ерубаев 146.5 KB
  Саттар Ерубаев 1914-1973 Қысқаша өмірбаяны: Саттар Ерубаев 1914 жылы Түркістан ауданыныда дүниеге келді. Балалар үйінде тәрбиеленген. 1927 жылы Түркістан ауданы Комсомол колхозында қызмет істейді. ҚазКСР Оқу халық комиссариатының жоғары оқу орнында даярлау курсы...
15209. Сегіз сері (Мұхамедқанапия) Баһрамұлы Шақшақов поэзиясы (1818 - 1854) 83 KB
  Сегіз сері Мұхамедқанапия Баһрамұлы Шақшақов поэзиясы. 1818 1854 Сабақтың мақсаты : 1. Білімділік : Серілер поэзиясы туралы ойларын тереңдету серілерге тән ортақ қасиетті танып білу Сегіз серінің өзіне ғана тән қасиеттерін ерекшелеу ажырату. Өңдерімен жән...
15210. ТАРЛАН ТАЛАНТ ТАҒДЫРЫ 75 KB
  ТАРЛАН ТАЛАНТ ТАҒДЫРЫ Мұқанов Сәбит Мұқанұлы 1900-1973 қазақтың әйгілі жазушысы қоғам қайраткері Қазақ КСР Ғылым академиясының академигі. Туған жері қазіргі Солтүстік Қазақстан облысының Жамбыл ауданындағы Жаманшұбар деген жер. Әке шешеден жастай жетім қа
15211. Сәкен Иманасовтың өлеңдерiн оқудан өрбiген ой 47.5 KB
  Екi тумас ер ақын Сәкен Иманасовтың өлеңдерiн оқудан өрбiген ой Әлемдi билейтiн сөз сөздi билейтiн ақын. Талантпен талғаммен қоса табандылықты азаматтықты қажет ететiн ақын болу қиынның қиыны. Азаматтық жоқ жерде ақындық та жоқ. Төлеген Айбергенов: Ақын болу оң
15212. Сүйінбай Аронұлы 170 KB
  Сүйінбай Аронұлы 1815-1898 Сүйінбай ақын Алматы облысының Жамбыл ауданы Қарақыстақ ауылында дүниеге келген сонда қайтыс болды. Қазақ халқының ақыны айтыс өнерінің шебері. Аронұлы Сүйінбай 1815 1898 қазақтың әйгілі ақыны айтыс өнерінің майталман жүйрігі. Туып өске...
15213. Торайғыров Сұлтанмахмұт 59 KB
  Торайғыров Сұлтанмахмұт 1893-1920 Торайғыров Сұлтанмахмұт қазақ ақыны ағартушы қоғам қайраткері ойшыл. Солтүстік Қазақстан облысының Уәлиханов ауданында туған. Торайғыровтың 3 жасында шешесі қайтыс болып 6 жасына дейін әжесінің тәрбиесінде болды. Кейін әкес
15214. Төлеген Айбергенов 62 KB
  Төлеген Айбергенов Сағындым жаным мен сені Көркіңді жүрген қуаныш қылып мендей ме екен бар ағаң Шын інім болсаң бас бұрма жаным өсек ғайбатқа бораған. Қажет жерінде қатыгездік пен қаталдық керек десек те Адамның заңғар ұлылығын сен сағынышымен есепте. ...