58665

Изменение имен существительных по числам

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цель урока: Развивать умение изменять существительные по числам различать род. Образовательные цели научиться употреблять в речи имена существительные классифицировать их;...

Русский

2014-04-28

51.5 KB

1 чел.

ГОУ – бюджетное образовательное учреждение среднего образовательного профессионального образования Пк. № 8

Конспект урока по русскому языку

На тему «Изменение имен существительных по числам»

Для 3Б класса

Лицея № 329.

Работу выполнила: Петрова Агата

Студентка  311 группы.

Методист: Веселова Е.В.

                                                             Учитель: Имельянова И.В.

2013 год

Тема:   Изменение имен существительных по числам                                                  

Цель урока : Развивать умение изменять существительные по числам, различать род.                                                

Образовательные цели -  научиться употреблять в речи имена существительные, классифицировать их;

-  изменять имена существительные по числам.

Воспитательные цели - воспитывать терпимость друг к другу, умение слушать одноклассников и учителя.:

Развивающие цели - способствовать развитию речи, внимания.

Оборудование: Учебник (Рамзаева Т.Г. по русскому языку для 3-го класса, вторая часть), листочки с заданиями.

Ход урока

  1.  Организационный момент.

Здравствуйте ребята, меня зовут Агата Вячеславовна и я проведу у вас урок русского языка. Тема нашего урока «Изменение имен существительных по числам». На прошлом уроке вы уже изучали эту тему, сегодня мы с вами ее просто повторим. Давайте вспомним, что мы знаем об имени существительном.

- что обозначает существительное? (Предмет. Например стул, стол.)
- на какие вопросы отвечает? (Кто?. Что?)
- на какие группы можно разделить все существительные ( Делятся на 2 группы - одуш. и неодуш (Кот и учебник .; 3 группы - по родам.(Муж., Жен., Ср.).
- как изменяются существительные? (по числам).

Очень хорошо.

Раз вы все знаете, значит и домашнее задание все сделали на одни только пятерки.

  1.  Проверка домашнего задания.

Кто мне скажет, что вам было задано на дом? Кто хочет ответить?

Хорошо, домашнее задание мы проверили. Вы все большие молодцы.

  1.  Проверка понимания учащимися нового материала.

Теперь, давайте проверим, как хорошо вы поняли эту тему.

Вспомним, как определить род и число имен существительных.

Откройте учебники на стр. 27.  Прочитайте, какой вопрос нам задает «Почемучка?»

(Чем отличается существительное в единственном от существительного во множественном числе.)

- Учитель берет в руки ручку и спрашивает  учащихся «Что у меня в руке?»

- Запишите. (Затем показывает несколько ручек, учащиеся записывают.) Разберите по составу.

 Посмотрите на эти два слова. Сравните. Чем они похожи между собой?

Корень одинаковый «руч»

Чем они отличаются друг от друга?

Окончания разные.  Ручка – ручки.  

Вывод: Имена существительные изменяются по числам. Существительное в ед. ч. обозначает один предмет, во мн. ч. – два или несколько предметов. При изменении существительного по числам изменяется его окончание.

Хорошо, с этим мы разобрались.

    А как же у существительного можно  определить род? Любое ли существительное можно определить?

    Можно ли определить род имен существительных, которые употребляются только во множественном числе? (нет) Почему?

      Правило: Чтобы узнать род имени существительного, которое стоит во множественном числе, надо поставить его в единственное число.

Теперь немного передохнем.

У меня спина прямая

У меня спина прямая,

   (Ходьба на месте, руки за спину.)

Я наклонов не боюсь:

  (Наклон вперед.)

Выпрямляюсь, прогибаюсь,

  (Наклон назад, выпрямиться.)

 Поворачиваюсь.

  (Повороты туловища.)

Раз, два. три. четыре.

Три. четыре, раз. два.

  (Наклон вперед и выпрямиться.)

Я хожу с осанкой гордой.

  (Повороты туловища.)

Прямо голову держу,

 (Наклон вперед и выпрямиться.)

Никуда я не спешу.

 (Ходьба на месте, руки за спину.)

Раз. два. три. четыре,

 (Повороты туловища.)

Три. четыре, раз, два.

 (Ходьба на месте, руки за спину.)

Я могу и поклониться.

 (Поклон и выпрямиться.)

И присесть, и наклониться,

 (Присед, наклон вперед.)

Повернись туда - сюда!

  (Повороты туловища направо -налево.) 

Ох, прямешенька спина!

 (Наклон вперед и выпрямиться.)

Раз, два, три, четыре

 (Повороты туловища.)

Три, четыре, раз, два.

Размяли наш позвоночник, и теперь он готов нам помогать учиться хорошо.

  1.  Закрепление нового материала

Теперь открываем учебник на странице 30 и смотрим 430 упражнение. Прочитайте задание.

Мы его сделаем устно. Кто хочет начать?

Хорошо.

Теперь вернемся на страничку назад и сделаем упражнение 429.

Прочитаем задание к упражнению. Что от нас требуется? (Да, списать текст и обозначить род имен существительных.)

Как мы определяем род у существительных?

(с помощью местоимений «Оно-мое»- ср. род.)

Молодцы!. Желаю вам удачи. Пишем красиво, внимательно и без ошибок.

  •  Теперь давайте сделаем еще одно задание.
    •  У вас на партах лежат листочки с заданиями. Посмотрите, записаны слова, которые не имеют пару, но очень хотят.
    •  Вам нужно, подобрать им пару женского рода. Справитесь?

  •  Отец –                                                                          мужчина –
    •  Дедушка –                                                                  сосед -
    •  Волк –                                                                           козел -
    •  Внук –                                                                           баран -
    •  Сын –                                                                            бык -
    •  Кот -                                                                              брат -

Я предлагаю вам поиграть в «Один-много».

Я буду называть существительное в единственном числе, а вы хором называйте это же существительное, но уже во множественном числе. Но будьте внимательны. Не все так просто.

АКТЕР – АКТЕРЫ
ОФИЦЕР – ОФИЦ
ЕРЫ
ПОРТ – П
ОРТЫ
ТОРТ – Т
ОРТЫ
БАНТ – Б
АНТЫ
ДОГОВОР – ДОГОВ
ОРЫ
ДОКТОР – ДОКТОР
А
ИНСПЕКТОР – ИНСПЕКТОР
А
ПРОФЕССОР – ПРОФЕССОР
А
ЯКОРЬ – ЯКОР
Я

Вы все очень хорошо сегодня поработали.

  1.  Информирование учащихся о домашнем задании. Комментарии по его выполнению.

А теперь домашнее задание…

  1.  Итог урока

Итак, сегодня мы с вами повторили какую тему? (изменение имен сущ.по числам).

А что можно сказать про рода существительного? (Определяется с помощью местоимений. Множественные сущ. Не поддаются определению рода.)

Спасибо за урок. С вами очень приятно работать.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

82085. Теоретические основы прогнозирования банкротства МУП «Уфаводоканал» 820.5 KB
  Государственное регулирование отношений несостоятельности банкротства до 29 мая 2004 г. 257 Об обеспечении интересов РФ как кредитора в делах о банкротстве и в процедурах банкротства ФСФО РФ как орган исполнительной власти упразднен и функции уполномоченного органа по представлению в делах...
82086. Пути повышения эффективности маркетинговой деятельности ООО «Принт – Экспресс» с применением Интернет 756.5 KB
  Общая характеристика деятельности ООО Принт Экспресс. Основные направления маркетинговой деятельности ООО Принт Экспресс. Эффективность маркетинговой деятельности ООО Принт Экспресс. Теоретические и методологические аспекты повышения эффективности маркетинговой деятельности.
82087. ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РАЗВЛЕКАТЕЛЬНОЙ ТЕЛЕПРОГРАММЫ В РАДИОЭФИРЕ (НА ПРИМЕРЕ ПЕРЕДАЧИ «BEAUTYTIME» ООО ИК «МЕДИА-ЦЕНТР») 854.5 KB
  Новизна дипломной работы заключается в создании четкой структурированной классификации развлекательных программ на телевидении и радио, на основе классификаций некоторых исследователей, а также собственных наблюдений.
82088. Формування нормативного мовлення семикласників у процесі вивчення розділу «Дієслово» 297.5 KB
  Важливу роль в цьому процесі відіграє знайомство з частинами мови. Часті порушення орфоепічних акцентуаційних словотвірних граматичних норм української літературної мови в усному і писемному мовленні школярів вимагають комплексної цілеспрямованої роботи над нормами української літературної мови.
82089. Расчет трансформаторной подстанции 110/10кВ «Жулдыз» 1.28 MB
  Для обеспечения этого энергетиками создана надежная и экономичная система распределения электроэнергии на всех ступенях применяемого напряжения с максимальным приближением высокого напряжения к потребителям.
82090. Лексические трансформации при переводе юридического текста на примере личной документации 178 KB
  Правильность построения вербального текста который может быть устным и письменным связана с соответствием требованию текстуальности внешней связности внутренней осмысленности возможности своевременного восприятия осуществления необходимых условии коммуникации и т.д.
82091. Изучение действующей методики анализа бухгалтерской отчетности и обозначении направлений её совершенствования 487.65 KB
  Рассмотреть теоретические аспекты анализа бухгалтерской отчетности организации; изучить экономическую сущности, значение и состав бухгалтерской отчетности организации; рассмотреть различные методики анализа бухгалтерской отчетности организации; рассмотреть экономическую характеристику КЖРЭУП «Костюковское»; проанализировать показатели деятельности на основе данных бухгалтерского баланса организации...
82093. Объяснение иностранными и русскими студентами причин успехов и неудач во взаимодействии с однокурсниками 370.54 KB
  Студенты едут учиться не только из развивающихся стран в развитые но также увеличилось число студентов из развитых стран желающих обучаться в развивающихся странах. Чтобы выжить каждый из нас должен взаимодействовать с другими людьми как например студенты в процессе обучения.