58666

М.В.Ломоносов. Оды

Конспект урока

Педагогика и дидактика

В чём необычность курса обучения пройденного Ломоносовым Что такое теория трёх штилей 2 Запись в тетрадях. Он ценит в царе то что он царствуя служил свои законы сам примером утвердил монаршу власть скрывал чтоб нам открыть науки о том как...

Русский

2014-04-28

48.5 KB

5 чел.

Урок  русской  литературы  в  7  классе.

 

Тема:       М.В.Ломоносов.   Оды.

Цель:        Знакомство   с  биографией  М.В.Ломоносова,  его  роли  в      развитии  Русской  литературы.

Задачи:      Познакомить  учащихся  с  понятием  «ода»,  с  теорией  «трёх     штилей».

Совершенствовать   навыки   выразительного  чтения  оды.

Пробуждать  интерес  учащихся  к  литературе  и   истории  России  18 века.

Оборудование:      Презентация  к  уроку.

Ход  урока:  I. Организационный  момент.

   II. Определение  темы  урока.

 Слово  учителя.

Ребята,  сегодня  мы  поговорим  о  жизни  и  творчестве  великого  учёного,  поэта-новатора,  писателя  18 века  М.В. Ломоносова,  узнаем его  теорию «трёх  штилей»,  познакомимся  с  одами.

      III.   Изложение  нового   материала.                                                                     1)   Работа  с  учебником-хрестоматией.

Стр. 51-53, ст. Б.В. Шергина, В.И. Коровина.

Беседа  по  прочитанному  материалу.

- В  чём  необычность курса  обучения,  пройденного  Ломоносовым?

-  Что  такое  теория  «трёх  штилей»?

2)  Запись  в  тетрадях.

«высокий»

«средний»

«низкий»

церковно-славянские  слова  и  русские

русские  слова  с  примесью  церковно-славянских

русские  слова  разговорного  языка  с  добавлением  простонародных  и  малого  числа  церковно-славянских

героические  поэмы,  оды,  трагедии

драмы, сатиры,  дружеские  письма,  элегии

комедии,  эпиграммы,  песни,  басни

3)  Чтение  отрывков  из  произведений  Ломоносова.

Учитель читает  текст,  комментирует, чтение  сопровождается  пояснениями  с  информационных  карточек,  по  которым  подготовлены  ученики.

А)     « К  статуе  Петра»

Информационная  карточка № 1.

Фигура  Петра 1  всегда  была  для  Ломоносова  идеалом  государя: он  был  прежде  всего работником   на  благо  России.  Он  ценит  в  царе  то,  что  он  «царствуя  служил»,  «свои  законы  сам  примером  утвердил»,  «монаршу  власть  скрывал,  чтоб  нам  открыть   науки»( о  том,  как  Петр, под  видом  простого  офицера  обучался  в  Голландии  корабельному  делу),  так  же  Ломоносов  относит к  великим  деяниям  то,  что  царь  «строил  град»,  «художников  собирал  и  обучал  солдат».  В  многочисленных надписях,  одах,  посвящённых  Петру  1,  поэт  наделяет  императора  такими  эпитетами,  как «премудрый  герой»,  « Отечества  отец». Ломоносов  посвятил  Петру  и  Полтавской битве  огромное  мозаичное  полотно,  которое  было  не  только  результатом  открытий  Ломоносова  в  химии,  но  и  было  ярким  художественным  произведением.  Похвальная  надпись,  которая  приведена  в  учебнике,  была  сделана  в  1746,когда  была  сооружена  статуя  царя.

Словарь.

Зрак- образ,облик;  изображение,картина.

Задание:

-кратко  перескажите  содержание  отрывка  прозой.

-найдите  и  выпишите  слова,относящиеся  к  «высокому  штилю»

(воздвигла,  россы,  гласит, сей  град)  и  цель  их  использования.

Б)  «   Ода  на  день  восшествия  на  всероссийский  престол  ея  Величества   государыни  Императрицы  Елисаветы  Петровны  1747  года»

В  словаре ученики  находят  определение  оды,  записывают  его.

Ода - торжественное  стихотворное  произведение.

Информационная  карточка  №2.

В  ноябре  1741г.,  через  16 лет  после  смерти  Петра,  гвардейцами  Преображенского  полка  на  престол  была  возведена  дочь  великого  царя - Елизавета  Петровна.  С  её  именем  связывали  надежды  на  то,  что  она,  как  отец,  продолжит  развивать  науки,  ремёсла,  промышленность  России.  В  это  верил  также  Ломоносов.

Информационная  карточка  №3.

Ода - наиболее  важный  жанр  в  литературе  18 века.  Тогда  считалось,  что  поэзия должна прежде  всего  участвовать  в  общих  государственных  делах, а  не  выражать  чувства  и  мысли  отдельного  человека.  Для  одического  стиля  Ломоносова характерны  высокий  слог,  эмоциональность,  торжественность,  использование  ораторских  приёмов.  Так  и  «Ода  на восшествия…»- не  столько  прославление   Елизаветы,  сколько  изложение  программы  действий  идеального  монарха.  Ломоносов  верил  в  то,  что  новая  императрица   действительно  будет  продолжательницей  дел  своего  великого  отца – Петра 1.  

Оды  обычно  были  очень  длинными  произведениями,  предназначались  для  громкого  и  торжественного  чтения  в  зале.

Учитель  читает  отрывок.

Словарь.

Невтонов-Ньютонов,  раченье- усердие, от  недр из  глубин.

Задание.

1.Ответьте  на  вопросы.

-  К  кому  обращается   автор  в  первых  строках отрывка ? ( К  молодым  соотечественникам)

-К  чему  он  их  призывает?  (К  тому,  чтобы  они   доказали, что  Россия  способна  сама  выращивать  своих  учёных,  а  не  нанимать  их  на  Западе,  как  это  имело  место  после  смерти  Петра).

2. Найдите  слова,  принадлежащие  к  « высокому  стилю». (  Отечество,  благословенны, ободрены,  отраду.)

IV. Обобщение, подведение итогов, оценка работы  учащихся.

  V. Домашнее  задание.

-Прочитать « Оду  на  день  восшествия…»  полностью.

-Подготовить  выразительное  чтение одного  из  отрывков.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

36880. Определение заряда иона водорода 63.5 KB
  Тема: Определение заряда иона водорода. Цель работы: изучить прохождение тока в электролитах определить заряд иона водорода оценить погрешность данного метода определения заряда иона водорода и ознакомиться с явлением наводораживания металлов. КРАТКАЯ ТЕОРИЯ Для определения заряда иона водорода можно использовать прохождение тока в электролитах явление электролиза.
36882. Word: Ввод и редактирование текста. Операции с фрагментами текста 99 KB
  ввод пробела: при нажатии клавиши Пробел вводится занимающий определенное место в строке символ пробела; наличие или отсутствие пробела в конце строки может быть определено при нажатии на кнопку Непечатаемые знаки на Стандартной панели инструментов в правой стороне; Введите в расположенной ниже строке по одному пробелу между цифрами 1 и 2 и еще три пробела в конце строки. Ввод пробелов: 1111122222311112222311122231122313 Отобразите на экране символы пробела абзаца разрыва строки нажатием на кнопку Непечатаемые знаки на Стандартной панели...
36883. Визначення відношення теплоємності повітря при постійному тиску до теплоємності повітря при постійному об’ємі 544 KB
  Визначення відношення теплоємності повітря при постійному тиску до теплоємності повітря при постійному обємі. Якщо у балон зєднаний з відкритим водяним манометром накачати повітря і зачекати встановлення теплової рівноваги повітря в балоні з навколишнім середовищем то в цьому початковому стані 1 газ має параметри причому температура газу в балоні дорівнює температурі навколишнього середовища а тиск трохи більший від атмосферного. Якщо тепер на короткий час зєднати балон з атмосферою то станеться адіабатичне розширення повітря....
36884. Прилади індукційної, електростатичної, термоелектричної та випрямляючої систем 301 KB
  Прилади індукційної системи ПРИЗНАЧЕННЯ Й ОБЛАСТЬ ЗАСТОСУВАННЯ Електровимірювальні прилади індукційної системи призначаються для вимірювання електричних величин тільки в ланцюгах змінного струму. Причому на відміну від приладів змінного струму інших систем індукційні прилади можуть бути застосовані в ланцюгах з однією певною частотою і незначна зміна цієї частоти в ту або іншу сторону від номінальної спричиняє більші погрішності показань. У цей час із числа індукційних приладів наші заводи виготовляють тільки лічильники електричної енергії...
36885. Ознайомлення з роботою програмного симулятора dScope-51 123.5 KB
  1 Запуск програми dScope відбувається в середовищі Windows з вікна програм DSW51 Після запуску на екрані монітору з`являється типове вікно Windows з строчкою заголовку вікна кнопками системного меню згортання мінімізації та розгортання. За допомогою команда меню View Вид викликаються робочі вікна: Toolbr дозволяють підключати в вікно програми лінійку кнопкових перемикачів прискореного доступу до певних команд та вікон. Sttus Br дозволяють підключати в вікно програми лінійку статусу де наводиться інформація про...
36886. Прилади магнітоелектричної, електродинамічної та електромагнітної систем 229 KB
  Мета роботи: Вивчення будови принципу дії приладів магнітоелектричної електродинамічної та електромагнітної системи та методами їх використання. Завдання: Ознайомитись з призначенням та областю використання приладів магнітоелектричної електродинамічної та електромагнітної систем. Вивчити принцип дії приладів та методику їх використання. Ознайомитись із властивостями та технічними характеристиками приладів.
36887. Дослідження простої випадкової вибірки за допомогою функції «Выборка» Microsoft Excel 16.4 KB
  Загальні відомості Процедура отримання простої випадкової вибірки проілюстрована на наступному прикладі. Побудова простої випадкової вибірки здійснюється у такій послідовності: Генеральна сукупність дані таблиці 1. Основа вибірки нумерація елементів таблиці.