58666

М.В.Ломоносов. Оды

Конспект урока

Педагогика и дидактика

В чём необычность курса обучения пройденного Ломоносовым Что такое теория трёх штилей 2 Запись в тетрадях. Он ценит в царе то что он царствуя служил свои законы сам примером утвердил монаршу власть скрывал чтоб нам открыть науки о том как...

Русский

2014-04-28

48.5 KB

4 чел.

Урок  русской  литературы  в  7  классе.

 

Тема:       М.В.Ломоносов.   Оды.

Цель:        Знакомство   с  биографией  М.В.Ломоносова,  его  роли  в      развитии  Русской  литературы.

Задачи:      Познакомить  учащихся  с  понятием  «ода»,  с  теорией  «трёх     штилей».

Совершенствовать   навыки   выразительного  чтения  оды.

Пробуждать  интерес  учащихся  к  литературе  и   истории  России  18 века.

Оборудование:      Презентация  к  уроку.

Ход  урока:  I. Организационный  момент.

   II. Определение  темы  урока.

 Слово  учителя.

Ребята,  сегодня  мы  поговорим  о  жизни  и  творчестве  великого  учёного,  поэта-новатора,  писателя  18 века  М.В. Ломоносова,  узнаем его  теорию «трёх  штилей»,  познакомимся  с  одами.

      III.   Изложение  нового   материала.                                                                     1)   Работа  с  учебником-хрестоматией.

Стр. 51-53, ст. Б.В. Шергина, В.И. Коровина.

Беседа  по  прочитанному  материалу.

- В  чём  необычность курса  обучения,  пройденного  Ломоносовым?

-  Что  такое  теория  «трёх  штилей»?

2)  Запись  в  тетрадях.

«высокий»

«средний»

«низкий»

церковно-славянские  слова  и  русские

русские  слова  с  примесью  церковно-славянских

русские  слова  разговорного  языка  с  добавлением  простонародных  и  малого  числа  церковно-славянских

героические  поэмы,  оды,  трагедии

драмы, сатиры,  дружеские  письма,  элегии

комедии,  эпиграммы,  песни,  басни

3)  Чтение  отрывков  из  произведений  Ломоносова.

Учитель читает  текст,  комментирует, чтение  сопровождается  пояснениями  с  информационных  карточек,  по  которым  подготовлены  ученики.

А)     « К  статуе  Петра»

Информационная  карточка № 1.

Фигура  Петра 1  всегда  была  для  Ломоносова  идеалом  государя: он  был  прежде  всего работником   на  благо  России.  Он  ценит  в  царе  то,  что  он  «царствуя  служил»,  «свои  законы  сам  примером  утвердил»,  «монаршу  власть  скрывал,  чтоб  нам  открыть   науки»( о  том,  как  Петр, под  видом  простого  офицера  обучался  в  Голландии  корабельному  делу),  так  же  Ломоносов  относит к  великим  деяниям  то,  что  царь  «строил  град»,  «художников  собирал  и  обучал  солдат».  В  многочисленных надписях,  одах,  посвящённых  Петру  1,  поэт  наделяет  императора  такими  эпитетами,  как «премудрый  герой»,  « Отечества  отец». Ломоносов  посвятил  Петру  и  Полтавской битве  огромное  мозаичное  полотно,  которое  было  не  только  результатом  открытий  Ломоносова  в  химии,  но  и  было  ярким  художественным  произведением.  Похвальная  надпись,  которая  приведена  в  учебнике,  была  сделана  в  1746,когда  была  сооружена  статуя  царя.

Словарь.

Зрак- образ,облик;  изображение,картина.

Задание:

-кратко  перескажите  содержание  отрывка  прозой.

-найдите  и  выпишите  слова,относящиеся  к  «высокому  штилю»

(воздвигла,  россы,  гласит, сей  град)  и  цель  их  использования.

Б)  «   Ода  на  день  восшествия  на  всероссийский  престол  ея  Величества   государыни  Императрицы  Елисаветы  Петровны  1747  года»

В  словаре ученики  находят  определение  оды,  записывают  его.

Ода - торжественное  стихотворное  произведение.

Информационная  карточка  №2.

В  ноябре  1741г.,  через  16 лет  после  смерти  Петра,  гвардейцами  Преображенского  полка  на  престол  была  возведена  дочь  великого  царя - Елизавета  Петровна.  С  её  именем  связывали  надежды  на  то,  что  она,  как  отец,  продолжит  развивать  науки,  ремёсла,  промышленность  России.  В  это  верил  также  Ломоносов.

Информационная  карточка  №3.

Ода - наиболее  важный  жанр  в  литературе  18 века.  Тогда  считалось,  что  поэзия должна прежде  всего  участвовать  в  общих  государственных  делах, а  не  выражать  чувства  и  мысли  отдельного  человека.  Для  одического  стиля  Ломоносова характерны  высокий  слог,  эмоциональность,  торжественность,  использование  ораторских  приёмов.  Так  и  «Ода  на восшествия…»- не  столько  прославление   Елизаветы,  сколько  изложение  программы  действий  идеального  монарха.  Ломоносов  верил  в  то,  что  новая  императрица   действительно  будет  продолжательницей  дел  своего  великого  отца – Петра 1.  

Оды  обычно  были  очень  длинными  произведениями,  предназначались  для  громкого  и  торжественного  чтения  в  зале.

Учитель  читает  отрывок.

Словарь.

Невтонов-Ньютонов,  раченье- усердие, от  недр из  глубин.

Задание.

1.Ответьте  на  вопросы.

-  К  кому  обращается   автор  в  первых  строках отрывка ? ( К  молодым  соотечественникам)

-К  чему  он  их  призывает?  (К  тому,  чтобы  они   доказали, что  Россия  способна  сама  выращивать  своих  учёных,  а  не  нанимать  их  на  Западе,  как  это  имело  место  после  смерти  Петра).

2. Найдите  слова,  принадлежащие  к  « высокому  стилю». (  Отечество,  благословенны, ободрены,  отраду.)

IV. Обобщение, подведение итогов, оценка работы  учащихся.

  V. Домашнее  задание.

-Прочитать « Оду  на  день  восшествия…»  полностью.

-Подготовить  выразительное  чтение одного  из  отрывков.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

72580. ПОНЯТИЕ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВАНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА АПЕЛЛЯЦИОННОГО ОБЖАЛОВАНИЯ РЕШЕНИЯ АРБИТРАЖНОГО СУДА 171 KB
  В суде первой инстанции арбитражного процесса право на судебную защиту реализуется в форме подачи иска либо заявления. Достаточно продолжительное время в науке гражданского и арбитражного процесса в качестве оснований возникновения права на предъявление иска рассматривалась система предпосылок.
72581. ОСНОВАНИЯ ПРЕКРАЩЕНИЯ ГРАЖДАНСТВА РОССИИ И ЗАРУБЕЖНЫХ ГОСУДАРСТВ 165 KB
  Обстоятельства служащие основаниями прекращения гражданства определяются внутренним законодательством каждого государства а в некоторой части и международными договорами. Однако в законодательстве иных государств вопросы прекращения гражданства регулируются довольно типично что позволяет...
72582. ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 173.5 KB
  Согласно части 1 статьи 11 Федерального конституционного закона от 28 апреля 1995 г. № 1ФКЗ Об арбитражных судах в Российской Федерации Высший Арбитражный Суд действует в составе1: Пленума Высшего Арбитражного Суда; Президиума Высшего Арбитражного Суда; судебной коллегии по рассмотрению...
72583. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАВА ЧЕЛОВЕКА НА ЖИЗНЬ В РОССИЙСКОМ ТЕКУЩЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ 160.5 KB
  Сущность права на социальное обеспечение по возрасту в случае болезни инвалидности потери кормильца для воспитания детей и в иных случаях установленных законом состоит в том что государство гарантирует предоставление достаточных средств гражданам в силу объективных обстоятельств лишенным...
72584. Педагогико-правовые аспекты совершенствования повышения квалификации сотрудников Федеральной миграционной службы 271 KB
  Разрешение проблем образования и повышения квалификации и переподготовки кадров, в частности, безусловно, относится к области первоочередных задач, стоящих перед государством и обществом. Модернизация образования — это одна из составляющих развития человеческого капитала.
72586. Государственный контроль за ограничивающими конкуренцию соглашениями хозяйствующих субъектов 15.99 KB
  Механизм государственного контроля за ограничивающими конкуренцию соглашениями хозяйствующих субъектов предусматривает две процедуры: рассмотрение антимонопольным органом представляемых хозяйствующими субъектами имеющими намерение достичь соглашения заявлений о проверке соответствия проекта...
72587. Виды юридической ответственности за нарушение антимонопольного законодательства 13.28 KB
  Виды юридической ответственности за нарушение антимонопольного законодательства За виновные противоправные деяния нарушающие антимонопольное законодательство субъекты антимонопольного воздействия несут юридическую ответственность.
72588. Обязательность исполнения решений и предписаний антимонопольного органа 12.5 KB
  Должностные лица антимонопольного органа наделены полномочием привлекать к административной ответственности лиц совершивших соответствующие правонарушения. Адресатами данной обязанности являются: коммерческие организации их должностные лица; некоммерческие организации их должностные лица...