58666

М.В.Ломоносов. Оды

Конспект урока

Педагогика и дидактика

В чём необычность курса обучения пройденного Ломоносовым Что такое теория трёх штилей 2 Запись в тетрадях. Он ценит в царе то что он царствуя служил свои законы сам примером утвердил монаршу власть скрывал чтоб нам открыть науки о том как...

Русский

2014-04-28

48.5 KB

6 чел.

Урок  русской  литературы  в  7  классе.

 

Тема:       М.В.Ломоносов.   Оды.

Цель:        Знакомство   с  биографией  М.В.Ломоносова,  его  роли  в      развитии  Русской  литературы.

Задачи:      Познакомить  учащихся  с  понятием  «ода»,  с  теорией  «трёх     штилей».

Совершенствовать   навыки   выразительного  чтения  оды.

Пробуждать  интерес  учащихся  к  литературе  и   истории  России  18 века.

Оборудование:      Презентация  к  уроку.

Ход  урока:  I. Организационный  момент.

   II. Определение  темы  урока.

 Слово  учителя.

Ребята,  сегодня  мы  поговорим  о  жизни  и  творчестве  великого  учёного,  поэта-новатора,  писателя  18 века  М.В. Ломоносова,  узнаем его  теорию «трёх  штилей»,  познакомимся  с  одами.

      III.   Изложение  нового   материала.                                                                     1)   Работа  с  учебником-хрестоматией.

Стр. 51-53, ст. Б.В. Шергина, В.И. Коровина.

Беседа  по  прочитанному  материалу.

- В  чём  необычность курса  обучения,  пройденного  Ломоносовым?

-  Что  такое  теория  «трёх  штилей»?

2)  Запись  в  тетрадях.

«высокий»

«средний»

«низкий»

церковно-славянские  слова  и  русские

русские  слова  с  примесью  церковно-славянских

русские  слова  разговорного  языка  с  добавлением  простонародных  и  малого  числа  церковно-славянских

героические  поэмы,  оды,  трагедии

драмы, сатиры,  дружеские  письма,  элегии

комедии,  эпиграммы,  песни,  басни

3)  Чтение  отрывков  из  произведений  Ломоносова.

Учитель читает  текст,  комментирует, чтение  сопровождается  пояснениями  с  информационных  карточек,  по  которым  подготовлены  ученики.

А)     « К  статуе  Петра»

Информационная  карточка № 1.

Фигура  Петра 1  всегда  была  для  Ломоносова  идеалом  государя: он  был  прежде  всего работником   на  благо  России.  Он  ценит  в  царе  то,  что  он  «царствуя  служил»,  «свои  законы  сам  примером  утвердил»,  «монаршу  власть  скрывал,  чтоб  нам  открыть   науки»( о  том,  как  Петр, под  видом  простого  офицера  обучался  в  Голландии  корабельному  делу),  так  же  Ломоносов  относит к  великим  деяниям  то,  что  царь  «строил  град»,  «художников  собирал  и  обучал  солдат».  В  многочисленных надписях,  одах,  посвящённых  Петру  1,  поэт  наделяет  императора  такими  эпитетами,  как «премудрый  герой»,  « Отечества  отец». Ломоносов  посвятил  Петру  и  Полтавской битве  огромное  мозаичное  полотно,  которое  было  не  только  результатом  открытий  Ломоносова  в  химии,  но  и  было  ярким  художественным  произведением.  Похвальная  надпись,  которая  приведена  в  учебнике,  была  сделана  в  1746,когда  была  сооружена  статуя  царя.

Словарь.

Зрак- образ,облик;  изображение,картина.

Задание:

-кратко  перескажите  содержание  отрывка  прозой.

-найдите  и  выпишите  слова,относящиеся  к  «высокому  штилю»

(воздвигла,  россы,  гласит, сей  град)  и  цель  их  использования.

Б)  «   Ода  на  день  восшествия  на  всероссийский  престол  ея  Величества   государыни  Императрицы  Елисаветы  Петровны  1747  года»

В  словаре ученики  находят  определение  оды,  записывают  его.

Ода - торжественное  стихотворное  произведение.

Информационная  карточка  №2.

В  ноябре  1741г.,  через  16 лет  после  смерти  Петра,  гвардейцами  Преображенского  полка  на  престол  была  возведена  дочь  великого  царя - Елизавета  Петровна.  С  её  именем  связывали  надежды  на  то,  что  она,  как  отец,  продолжит  развивать  науки,  ремёсла,  промышленность  России.  В  это  верил  также  Ломоносов.

Информационная  карточка  №3.

Ода - наиболее  важный  жанр  в  литературе  18 века.  Тогда  считалось,  что  поэзия должна прежде  всего  участвовать  в  общих  государственных  делах, а  не  выражать  чувства  и  мысли  отдельного  человека.  Для  одического  стиля  Ломоносова характерны  высокий  слог,  эмоциональность,  торжественность,  использование  ораторских  приёмов.  Так  и  «Ода  на восшествия…»- не  столько  прославление   Елизаветы,  сколько  изложение  программы  действий  идеального  монарха.  Ломоносов  верил  в  то,  что  новая  императрица   действительно  будет  продолжательницей  дел  своего  великого  отца – Петра 1.  

Оды  обычно  были  очень  длинными  произведениями,  предназначались  для  громкого  и  торжественного  чтения  в  зале.

Учитель  читает  отрывок.

Словарь.

Невтонов-Ньютонов,  раченье- усердие, от  недр из  глубин.

Задание.

1.Ответьте  на  вопросы.

-  К  кому  обращается   автор  в  первых  строках отрывка ? ( К  молодым  соотечественникам)

-К  чему  он  их  призывает?  (К  тому,  чтобы  они   доказали, что  Россия  способна  сама  выращивать  своих  учёных,  а  не  нанимать  их  на  Западе,  как  это  имело  место  после  смерти  Петра).

2. Найдите  слова,  принадлежащие  к  « высокому  стилю». (  Отечество,  благословенны, ободрены,  отраду.)

IV. Обобщение, подведение итогов, оценка работы  учащихся.

  V. Домашнее  задание.

-Прочитать « Оду  на  день  восшествия…»  полностью.

-Подготовить  выразительное  чтение одного  из  отрывков.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

69568. IP-туннели 2.31 MB
  Технология NT предназначена для организации взаимодействия с узлов с автономными адресами с узлами расположенными в Интернет. Но технология NT не позволяет обеспечить прозрачный обмен произвольным IP трафиком между узлами в Интернет и узлами с автономными адресами в обоих...
69569. IPv6 2.05 MB
  ак известно, возникновение и первоначальное развитие протокола IP (Internet Protocol) осуществлялось в рамках первых исследовательских сетей начала 70-х годов, однако со временем IP превратился в основной протокол сетевого уровня. На сегодняшний день размер глобальной IP-сети...
69570. IPv6 тоннели 2.02 MB
  Приведенная информация позволяет внедрить протокол IPv6 для обслуживания сетевого уровня в условиях отдельно взятой сети при этом основным требованием предъявляемым к такой сети будет безусловная поддержка протокола IPv6 всеми участниками работающими на третьем уровне...
69571. OSPF (Open Shortest Path First) 1.86 MB
  Кроме того при разработке протокола были приложены значительные усилия по ускорению обработки топологических изменений в сети и снижению уровня служебного трафика. OSPF позволяет группировать сети такие группы называют областями re. Каждый маршрут в OSPF распространяется с указанием...
69572. VPN соединения типа шлюз-шлюз 1.62 MB
  Задача: связывание удаленных локальных сетей в единую корпоративную сеть с помощью Интернет как глобальной сетевой технологии. Офисная сеть компании подключена к маршрутизатору провайдера услуг Интернет с помощью локальной сети.
69573. Работа с IP-адресами 1.45 MB
  Представим себе что на маршрутизатор поступил пакет: номер сети из этого пакета необходимо сравнить с номером сети из каждой строки таблицы маршрутизации Да в среднем для пакета нужно сделать не 2 миллиона сравнений а лишь миллион это все равно гигантское число...
69574. Основы группового вещания в IPv4 1.18 MB
  Традиционные методы взаимодействия по протоколу IP позволяют отправлять пакеты одному узлу (одноадресная передача) или всем узлам одновременно (широковещательная передача). Многоадресная (групповая) IP-рассылка предоставляет третью возможность...
69575. Правила назначения IP адресов 855 KB
  При этом необходимо придерживаться следующих обязательных правил об исключениях мы поговорим позже: Адреса не должны дублироваться: IP адрес уникальный идентификатор узла или порта маршрутизатора Если узлы и порты маршрутизаторов находятся в одной канальной сети...