58666

М.В.Ломоносов. Оды

Конспект урока

Педагогика и дидактика

В чём необычность курса обучения пройденного Ломоносовым Что такое теория трёх штилей 2 Запись в тетрадях. Он ценит в царе то что он царствуя служил свои законы сам примером утвердил монаршу власть скрывал чтоб нам открыть науки о том как...

Русский

2014-04-28

48.5 KB

5 чел.

Урок  русской  литературы  в  7  классе.

 

Тема:       М.В.Ломоносов.   Оды.

Цель:        Знакомство   с  биографией  М.В.Ломоносова,  его  роли  в      развитии  Русской  литературы.

Задачи:      Познакомить  учащихся  с  понятием  «ода»,  с  теорией  «трёх     штилей».

Совершенствовать   навыки   выразительного  чтения  оды.

Пробуждать  интерес  учащихся  к  литературе  и   истории  России  18 века.

Оборудование:      Презентация  к  уроку.

Ход  урока:  I. Организационный  момент.

   II. Определение  темы  урока.

 Слово  учителя.

Ребята,  сегодня  мы  поговорим  о  жизни  и  творчестве  великого  учёного,  поэта-новатора,  писателя  18 века  М.В. Ломоносова,  узнаем его  теорию «трёх  штилей»,  познакомимся  с  одами.

      III.   Изложение  нового   материала.                                                                     1)   Работа  с  учебником-хрестоматией.

Стр. 51-53, ст. Б.В. Шергина, В.И. Коровина.

Беседа  по  прочитанному  материалу.

- В  чём  необычность курса  обучения,  пройденного  Ломоносовым?

-  Что  такое  теория  «трёх  штилей»?

2)  Запись  в  тетрадях.

«высокий»

«средний»

«низкий»

церковно-славянские  слова  и  русские

русские  слова  с  примесью  церковно-славянских

русские  слова  разговорного  языка  с  добавлением  простонародных  и  малого  числа  церковно-славянских

героические  поэмы,  оды,  трагедии

драмы, сатиры,  дружеские  письма,  элегии

комедии,  эпиграммы,  песни,  басни

3)  Чтение  отрывков  из  произведений  Ломоносова.

Учитель читает  текст,  комментирует, чтение  сопровождается  пояснениями  с  информационных  карточек,  по  которым  подготовлены  ученики.

А)     « К  статуе  Петра»

Информационная  карточка № 1.

Фигура  Петра 1  всегда  была  для  Ломоносова  идеалом  государя: он  был  прежде  всего работником   на  благо  России.  Он  ценит  в  царе  то,  что  он  «царствуя  служил»,  «свои  законы  сам  примером  утвердил»,  «монаршу  власть  скрывал,  чтоб  нам  открыть   науки»( о  том,  как  Петр, под  видом  простого  офицера  обучался  в  Голландии  корабельному  делу),  так  же  Ломоносов  относит к  великим  деяниям  то,  что  царь  «строил  град»,  «художников  собирал  и  обучал  солдат».  В  многочисленных надписях,  одах,  посвящённых  Петру  1,  поэт  наделяет  императора  такими  эпитетами,  как «премудрый  герой»,  « Отечества  отец». Ломоносов  посвятил  Петру  и  Полтавской битве  огромное  мозаичное  полотно,  которое  было  не  только  результатом  открытий  Ломоносова  в  химии,  но  и  было  ярким  художественным  произведением.  Похвальная  надпись,  которая  приведена  в  учебнике,  была  сделана  в  1746,когда  была  сооружена  статуя  царя.

Словарь.

Зрак- образ,облик;  изображение,картина.

Задание:

-кратко  перескажите  содержание  отрывка  прозой.

-найдите  и  выпишите  слова,относящиеся  к  «высокому  штилю»

(воздвигла,  россы,  гласит, сей  град)  и  цель  их  использования.

Б)  «   Ода  на  день  восшествия  на  всероссийский  престол  ея  Величества   государыни  Императрицы  Елисаветы  Петровны  1747  года»

В  словаре ученики  находят  определение  оды,  записывают  его.

Ода - торжественное  стихотворное  произведение.

Информационная  карточка  №2.

В  ноябре  1741г.,  через  16 лет  после  смерти  Петра,  гвардейцами  Преображенского  полка  на  престол  была  возведена  дочь  великого  царя - Елизавета  Петровна.  С  её  именем  связывали  надежды  на  то,  что  она,  как  отец,  продолжит  развивать  науки,  ремёсла,  промышленность  России.  В  это  верил  также  Ломоносов.

Информационная  карточка  №3.

Ода - наиболее  важный  жанр  в  литературе  18 века.  Тогда  считалось,  что  поэзия должна прежде  всего  участвовать  в  общих  государственных  делах, а  не  выражать  чувства  и  мысли  отдельного  человека.  Для  одического  стиля  Ломоносова характерны  высокий  слог,  эмоциональность,  торжественность,  использование  ораторских  приёмов.  Так  и  «Ода  на восшествия…»- не  столько  прославление   Елизаветы,  сколько  изложение  программы  действий  идеального  монарха.  Ломоносов  верил  в  то,  что  новая  императрица   действительно  будет  продолжательницей  дел  своего  великого  отца – Петра 1.  

Оды  обычно  были  очень  длинными  произведениями,  предназначались  для  громкого  и  торжественного  чтения  в  зале.

Учитель  читает  отрывок.

Словарь.

Невтонов-Ньютонов,  раченье- усердие, от  недр из  глубин.

Задание.

1.Ответьте  на  вопросы.

-  К  кому  обращается   автор  в  первых  строках отрывка ? ( К  молодым  соотечественникам)

-К  чему  он  их  призывает?  (К  тому,  чтобы  они   доказали, что  Россия  способна  сама  выращивать  своих  учёных,  а  не  нанимать  их  на  Западе,  как  это  имело  место  после  смерти  Петра).

2. Найдите  слова,  принадлежащие  к  « высокому  стилю». (  Отечество,  благословенны, ободрены,  отраду.)

IV. Обобщение, подведение итогов, оценка работы  учащихся.

  V. Домашнее  задание.

-Прочитать « Оду  на  день  восшествия…»  полностью.

-Подготовить  выразительное  чтение одного  из  отрывков.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

30973. Бизнес-план модернизации технологической линии по производству асбестоцементных листов на ОАО «БелАЦИ» 700 KB
  В данной работе предстоит проанализировать структуру и жизнедеятельность ОАО «БелАЦИ», его положение на рынке, сильные и слабые стороны; разработать план маркетинга, включающего маркетинговую стратегию, каналы распространения и эффективные рыночные коммуникации, позволяющего занимать стабильное положение на рынке
30974. ИММУНОГЕНЕТИКА 16.11 KB
  Начало иммуногенетики животных связывают с работами по исследованию крови коз 1900 г. Еще больший интерес вызвали так называемые иммунные антитела которые образуются в сыворотке крови при попадании в нее эритроцитов других животных причем к тем антигенным факторам эритроцитов которых нет в собственных клетках. По этому признаку кровяные факторы распределяются по системам групп крови которые не изменяются в течение жизни т.
30976. Информационное обеспечение товароведения и экспертизы товаров 294.5 KB
  1 Понятие информации 4 1.2 Классификация видов и форм товарной информации 4 1.3 Требования предъявляемые к товарной информации 6 1.4 Классификация средств товарной информации 7 1.
30977. Копрологические синдромы патологических состоянии органов пищеварения 16.08 KB
  Недостаточность желчеотделения проявляется следующими признаками: цвет кала белый глинистый сероватобелый что особенно хорошо заметно у молодняка молочного возраста при этом реакция на билирубин и стеркобилин отрицательная или слабоположительная; в кале у телят молочников в большом количестве появляются жирные кислоты; мыла и нейтральный жир обнаруживаются в небольшом количестве; количество же аммиака увеличивается примерно в два раза при нормальном содержании органических кислот; консистенция кала чаще мазевидная его запах зловонный...
30978. Исследование мазков крови животных. Разные виды животных 108.45 KB
  Как читать мазок крови Методик много. Обычно зависит от профиля крови преобладание тех или иных видов крови лимфоцитов или нейтрофилов. Из четырёх полей в мазке крови выводим лейкограмму процентное соотношение клеток крови к белой крови при нейтрофильной крови.
30979. Исследование мочевыводящей системы 14.11 KB
  О болезни могут свидетельствовать изменение позы боли расстройства мочеиспускания отёчность симтомокомлекс изменение состава мочи. Расстройства мочеиспускания: Дизурия расстройство мочеиспускания; Поллакиурия частое выделение мочи в малых порциях; Олигакиурия ненормально редкое мочеиспускание; Странгурия болезненное мочеиспускание. Выделение мочи происходит с тенезмами мучительными болями. Энурез недержание мочи моча выделяется без изменения позы.
30980. Исследование нервной системы 700.87 KB
  Исследование поверхностных рефлексов кожи и слизистых. Глубоких рефлекс сухожилий мышц и надкостницы коленный и ахиллов рефлексы. Наибольшее значение ахиллов и коленный рефлекс на стоячем или лежачем животном. Коленный вызывают лёгким ударом ребром ладони или перкуссионным молоточком по прямым связкам если рефлекс вызван быстрое разгибание коленного сустава.
30981. Исследование однокамерного желудка. Исследование кишечника, печени моногастричных животных 14.06 KB
  Исследование кишечника печени моногастричных животных. Исследование желудка лошади. Очень эффективна гастроскопию ультразвуковое исследование голодная диета напоить обращаем на толщину стенок инородные тела новообразования. Исследование мочевыделительной системы.