58666

М.В.Ломоносов. Оды

Конспект урока

Педагогика и дидактика

В чём необычность курса обучения пройденного Ломоносовым Что такое теория трёх штилей 2 Запись в тетрадях. Он ценит в царе то что он царствуя служил свои законы сам примером утвердил монаршу власть скрывал чтоб нам открыть науки о том как...

Русский

2014-04-28

48.5 KB

5 чел.

Урок  русской  литературы  в  7  классе.

 

Тема:       М.В.Ломоносов.   Оды.

Цель:        Знакомство   с  биографией  М.В.Ломоносова,  его  роли  в      развитии  Русской  литературы.

Задачи:      Познакомить  учащихся  с  понятием  «ода»,  с  теорией  «трёх     штилей».

Совершенствовать   навыки   выразительного  чтения  оды.

Пробуждать  интерес  учащихся  к  литературе  и   истории  России  18 века.

Оборудование:      Презентация  к  уроку.

Ход  урока:  I. Организационный  момент.

   II. Определение  темы  урока.

 Слово  учителя.

Ребята,  сегодня  мы  поговорим  о  жизни  и  творчестве  великого  учёного,  поэта-новатора,  писателя  18 века  М.В. Ломоносова,  узнаем его  теорию «трёх  штилей»,  познакомимся  с  одами.

      III.   Изложение  нового   материала.                                                                     1)   Работа  с  учебником-хрестоматией.

Стр. 51-53, ст. Б.В. Шергина, В.И. Коровина.

Беседа  по  прочитанному  материалу.

- В  чём  необычность курса  обучения,  пройденного  Ломоносовым?

-  Что  такое  теория  «трёх  штилей»?

2)  Запись  в  тетрадях.

«высокий»

«средний»

«низкий»

церковно-славянские  слова  и  русские

русские  слова  с  примесью  церковно-славянских

русские  слова  разговорного  языка  с  добавлением  простонародных  и  малого  числа  церковно-славянских

героические  поэмы,  оды,  трагедии

драмы, сатиры,  дружеские  письма,  элегии

комедии,  эпиграммы,  песни,  басни

3)  Чтение  отрывков  из  произведений  Ломоносова.

Учитель читает  текст,  комментирует, чтение  сопровождается  пояснениями  с  информационных  карточек,  по  которым  подготовлены  ученики.

А)     « К  статуе  Петра»

Информационная  карточка № 1.

Фигура  Петра 1  всегда  была  для  Ломоносова  идеалом  государя: он  был  прежде  всего работником   на  благо  России.  Он  ценит  в  царе  то,  что  он  «царствуя  служил»,  «свои  законы  сам  примером  утвердил»,  «монаршу  власть  скрывал,  чтоб  нам  открыть   науки»( о  том,  как  Петр, под  видом  простого  офицера  обучался  в  Голландии  корабельному  делу),  так  же  Ломоносов  относит к  великим  деяниям  то,  что  царь  «строил  град»,  «художников  собирал  и  обучал  солдат».  В  многочисленных надписях,  одах,  посвящённых  Петру  1,  поэт  наделяет  императора  такими  эпитетами,  как «премудрый  герой»,  « Отечества  отец». Ломоносов  посвятил  Петру  и  Полтавской битве  огромное  мозаичное  полотно,  которое  было  не  только  результатом  открытий  Ломоносова  в  химии,  но  и  было  ярким  художественным  произведением.  Похвальная  надпись,  которая  приведена  в  учебнике,  была  сделана  в  1746,когда  была  сооружена  статуя  царя.

Словарь.

Зрак- образ,облик;  изображение,картина.

Задание:

-кратко  перескажите  содержание  отрывка  прозой.

-найдите  и  выпишите  слова,относящиеся  к  «высокому  штилю»

(воздвигла,  россы,  гласит, сей  град)  и  цель  их  использования.

Б)  «   Ода  на  день  восшествия  на  всероссийский  престол  ея  Величества   государыни  Императрицы  Елисаветы  Петровны  1747  года»

В  словаре ученики  находят  определение  оды,  записывают  его.

Ода - торжественное  стихотворное  произведение.

Информационная  карточка  №2.

В  ноябре  1741г.,  через  16 лет  после  смерти  Петра,  гвардейцами  Преображенского  полка  на  престол  была  возведена  дочь  великого  царя - Елизавета  Петровна.  С  её  именем  связывали  надежды  на  то,  что  она,  как  отец,  продолжит  развивать  науки,  ремёсла,  промышленность  России.  В  это  верил  также  Ломоносов.

Информационная  карточка  №3.

Ода - наиболее  важный  жанр  в  литературе  18 века.  Тогда  считалось,  что  поэзия должна прежде  всего  участвовать  в  общих  государственных  делах, а  не  выражать  чувства  и  мысли  отдельного  человека.  Для  одического  стиля  Ломоносова характерны  высокий  слог,  эмоциональность,  торжественность,  использование  ораторских  приёмов.  Так  и  «Ода  на восшествия…»- не  столько  прославление   Елизаветы,  сколько  изложение  программы  действий  идеального  монарха.  Ломоносов  верил  в  то,  что  новая  императрица   действительно  будет  продолжательницей  дел  своего  великого  отца – Петра 1.  

Оды  обычно  были  очень  длинными  произведениями,  предназначались  для  громкого  и  торжественного  чтения  в  зале.

Учитель  читает  отрывок.

Словарь.

Невтонов-Ньютонов,  раченье- усердие, от  недр из  глубин.

Задание.

1.Ответьте  на  вопросы.

-  К  кому  обращается   автор  в  первых  строках отрывка ? ( К  молодым  соотечественникам)

-К  чему  он  их  призывает?  (К  тому,  чтобы  они   доказали, что  Россия  способна  сама  выращивать  своих  учёных,  а  не  нанимать  их  на  Западе,  как  это  имело  место  после  смерти  Петра).

2. Найдите  слова,  принадлежащие  к  « высокому  стилю». (  Отечество,  благословенны, ободрены,  отраду.)

IV. Обобщение, подведение итогов, оценка работы  учащихся.

  V. Домашнее  задание.

-Прочитать « Оду  на  день  восшествия…»  полностью.

-Подготовить  выразительное  чтение одного  из  отрывков.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

58112. Из истории появления компьютерных коммуникаций 26 KB
  Устный пересказ которым пользовались для передачи информации в дописьменный период опирался на такое ненадежное устройство хранения информации как человеческая память Второй информационной революцией по праву считают изобретение книгопечатания.
58113. История развития слесарного дела 23 KB
  Качество выполнения слесарных работ во многом зависит от слесарного инструмента и умения его правильно применять. Слесарномонтажный инструмент должен быть качественным и надежным а начинающему слесарю нужно прежде всего изучить инструмент которым ему придется пользоваться. При холодной ручной обработке металлов слесарь наиболее часто использует такой слесарномонтажный инструмент как молотки зубила ножовки напильники и др.
58114. Общество и общественные отношения 226 KB
  ОБЩЕСТВО - обособившееся от природы, но тесно с ней связанная часть мира, которая включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединений.
58115. Значение здоровья для человека 41 KB
  Цель: ознакомить с задачами и содержанием курса Основы здоровья; формировать представление о значении здоровья для обучения труда общения с родными; развивать память мотивацию основ сохранения и укрепления здоровья; воспитывать любовь к жизни к людям.
58116. Військові звання і знаки розрізнення. Начальники та підлеглі, старші та молодші, їх права і обовязки 182.5 KB
  Мета: Вивчити поняття щодо суті і значення військової дисципліни; Назвати статути Збройних сил України основні їх вимоги. Статути Збройних Сил України це зведення законів військової служби на основі яких проходять повсякденне життя виховання навчання бойова діяльність військ...
58118. Функции финансов, как экономической категории 15.22 KB
  Именно через эту функцию реализуется общественное назначение финансов – обеспечение каждого субъекта хозяйствования и государства необходимыми ресурсами, использ. в форме денежных фондов целевого назначения.
58119. Финансы как экономическая категория в системе социально-экономических категорий 15.17 KB
  Каждая наука оперирует определенным кругом понятий, имеет особые, специфические категории, которые являются концентрированным выражением общих, наиболее существенных признаков, качеств, закономерностей и взаимосвязей объектов той сферы
58120. Создание Интернет-страниц 32 KB
  Он требует терпения и знания основ «программирования» на языке html, который, по сути, языком программирования не является. Итак. Для работы нам будет достаточно программы Блокнот. И даже более того, достаточно будет использовать только меню FILE.