58682

Уроки трудового обучения. Структура урока технологии (труда)

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Структура урока технологии труда Уроки трудового обучения по своим дидактическим целям содержанию методам обучения могут быть очень разнообразны. Для того чтобы учителю в должной мере овладеть методикой организации и проведения уроков необходимо прежде всего знать общие этапы...

Русский

2014-04-28

69.5 KB

78 чел.

Тема 5   Уроки трудового обучения

5.1. Структура урока технологии (труда)

   Уроки трудового обучения по своим дидактическим целям, содержанию, методам обучения могут быть очень разнообразны. Для того чтобы учителю в должной мере овладеть методикой организации и проведения уроков, необходимо, прежде всего, знать общие этапы, характерные для любого урока технического труда:

I ч.урока 1. Постановка перед учащимися цели трудового задания и учебных задач урока.

2. Подготовка к выполнению трудового задания.

3. Организация и подготовка рабочего места.

II ч.урока

Основная 4. Выполнение учащимися трудового задания.

III ч.урока 5. Подведение итогов урока.

Итоговая

Деятельность учителя и учеников в зависимости от цели и учебных задач урока, от уровня самостоятельности учащихся в ходе практической работы, от сложности изготавливаемого изделия, от организации инструктажа будет различной, что в свою очередь оказывает влияние на построение каждого этапа, на его объем, на содержание его элементов, на их взаимодействие.

1. Постановка перед учащимися цели трудового задания и учебных задач урока

Каждый урок труда преследует определенную дидактическую цель и конкретные учебные задачи.

Знание и понимание учащимися дидактической цели (ознакомление с новым материалом, повторение или закрепление ранее изученного), обеспечивают осознанную и целенаправленную деятельность учеников на уроке. Если же перед учениками не «поставлены учебные задачи, то урок теряет свой обучающий, развивающий и воспитывающий характер, превращается в бесцельное изготовление поделок и манипулирование инструментами.

В начале урока учитель сообщает учащимся тему и цель урока,

называет и демонстрирует будущий объект труда: образец изделия или его изображение (технический рисунок или чертеж).

Показ объекта труда сопровождается выяснением его назначения и использования в учебном процессе, игре или жизни школьника.

Если изготовление изделия потребует от учащихся новых, незнакомых им приемов работы, то учебные задачи ставит сам учитель,

если же операции по выполнению изделия известны ученикам, то можно привлечь учащихся к определению и формулировке учебных задач. Этот этап урока обычно занимает 2—3 минуты.

Таким образом, четко формулируя цель,

определяя трудовое задание и учебные задачи,

учитель не только знакомит учащихся с будущим объектом труда,

его назначением и практическим применением, но и

сообщает детям, для чего используется новый способ обработки материала,

какие знания они получат на уроках,

каким приемам будут учиться.

2. Подготовка к выполнению трудового задания

На этом этапе урока проводится подготовительная работа, обеспечивающая сознательное и правильное выполнение учениками трудового задания.

Этот этап может включать несколько элементов, например:

обобщение и пополнение знаний учащихся, необходимых (прямо или косвенно) для изготовления изделия,

анализ трудового задания,

планирование хода предстоящей работы и времени для ее выполнения.

Если трудовое задание предусматривает творческую работу учащихся, то добавляются те элементы, которые помогут подготовить конструкторскую деятельность учеников.

Обобщение и пополнение знаний учащихся об окружающем их мире вещей осуществляются в процессе беседы, рассказа, учителя, выполнения опытов и наблюдений.

Беседа и рассказ учителя строятся по обычным правилам дидактики. Более подробно нужно остановиться на методике проведения опытов и наблюдений за свойствами изучаемых материалов в инструменте. Желательно организовать работу так, чтобы все ученики класса сами выполняли нужные опыты и наблюдения и только в редких случаях их демонстрировал учитель или один из учеников.

С целью активизации познавательной деятельности детей полезно использовать раздаточный материал. Он дозволяет ученикам в ходе наблюдения не только опираться на  зрительное восприятие предмета на слово учителя, а включать в работу и другие анализаторы (двигательные, тактильные, т. е. осязание, и т. д.). Развитие сенсорной основы, приобретение разнообразного и достаточно полного чувственного опыта благоприятно влияют не только на физическое, но и на умственное развитие детей. Кроме того, использование раздаточного материала на уроке позволяет ученику не только слушать и отвечать, но и действовать, то есть быть всесторонне активным.

Обобщение и пополнение знаний учащихся очень редко организуется в ходе практической работы, так как разный темп выполнения практических операций не позволяет прерывать их. Дети с трудом отрываются от работы, медленно переключаются с одного вида деятельности на другой.

Анализ и планирование работы проводятся для создания у учеников общего представления об объеме и характере трудового задания. Основной учебной задачей на этом этапе является формирование у учащихся общетрудового умения планировать работу.

Анализ задания учащимися может быть организован с опорой на образец изделия, на его изображение в виде художественного или технического рисунка, чертежа. 

При выполнении творческих работ ученик самостоятельно анализирует созданный им образ проектируемого изделия.

Анализ задания может быть осуществлен

в словесной форме (устно и письменно) и

в графической форме (в виде рисунков или чертежей),

проводить его необходимо перед практической работой для полного и четкого представления детьми конструкции изделия.

Устное описание образца может быть организовано с помощью следующих вопросов учителя:

1. Что это за изделие? Каково его назначение? Какова его общая форма?

2. Из каких частей оно состоит, каково назначение каждой части? Какая часть главная (или самая трудоемкая)? Какова форма каждой части?

3. Из каких деталей собрано изделие (или каждая его часть)? Сколько одинаковых из них? Сколько разных? Какова форма деталей? Как соединены детали в изделии: подвижно, неподвижно, вразъем? С помощью чего сделано соединение? Нужны ли дополнительные части или детали для сборки? Какая особенность в конструкции изделия?

4. Из каких материалов выполнено изделие? Каковы их свойства? Почему именно они использованы для изготовления изделия?

5. Какие инструменты требуются для работы? 

Здесь приведены наиболее важные вопросы по рассмотрению назначения, конструкции и формы изделия, но в каждом конкретном случае может быть использована только часть их или, наоборот, введены дополнительные.

Анализ образца помогает детям обосновать необходимость и назначение объекта труда, уточняет сложившийся у них образ изделия, упражняет в наблюдении, выделении и сравнении частей и деталей предмета, обогащает их словарный запас. Ответы чаще всего даются в словесной форме, но в некоторых случаях учитель может попросить детей дать ответ в графической форме, в виде рисунков. Это делается в тех случаях, когда нарисовать детали проще, чем описывать их словами.

Во-первых, графическая форма ответа полезна и удобна тем, что, в отличие от словесной, она заставляет всех детей выполнять задание,

во-вторых,  наглядно и легко проверяется учителем,

в-третьих, может быть легко проверена и исправлена ребенком после изображения верного решения на доске.

Кроме того, графическая форма ответа ориентирует детей в изображении плоскостных и объемных предметов на плоскости. При этом уточняются восприятие и представление учащихся о форме предмета, о пропорциях его частей, а также о связях между предметами, совершенствуется анализирующее наблюдение и двигательный навык.

Планирование — общетрудовое умение, то есть умение, необходимое в любой человеческой деятельности. Как и всякое умение,  оно переносится с одного вида деятельности на другой и является условием развития многих ценных способностей человек и формирования положительных качеств его личности.

Планирование включает несколько этапов:

понимание трудового задания и мысленное построение образа продукта труда, который будет изготовлен;

определение необходимых операций и порядка их выполнения, нужных материалов и инструментов, определение условий их выполнения каждой трудовой операции.

Обучение учащихся планированию осуществляется на всех уроках по предметам начального обучения, но в разных специфических для конкретного содержания формах. В результате трудового обучения в 1-4 классах ученики осознают необходимость планирования трудовой деятельности человека и запоминают основные его моменты:

изучение задания,

подготовка нужных материалов и инструментов, а также

рабочего места и

определение нужных для изготовления изделия трудовых операций и их

последовательности.

Формирование умения планировать работу начинается в пассивной форме, то есть по ходу выполнения указаний с последующим осознанием сделанных операций.

Далее ученик сам определяет некоторые из операций перед их выполнением, а затем

приходит к умению самостоятельно планировать работу и

обосновывать составленный план.

Первый этап этого пути может быть организован с опорой на предметно-технологические и графические инструкционные карты, на которых процесс работы уже спланирован и показан.

Последующие этапы обучения планированию могут быть осуществлены с опорой на образец изделия или его рисунок, а также на чертеж. При выполнении творческих заданий планирование работы происходит с опорой на представление  о конечном результате труда.

При организации планирования работы возникают новые виды деятельности:

создание образа будущего изделия и

фиксация его в виде рисунка или эскиза, чертежа,

рассмотрение его учителем, исправление ошибок, утверждение эскиза.

Таким образом, появляются новые элементы этого этапа урока. Разные формы организации планирования на уроке трудового обучения создают условия для формирования умения, активизируют умственную деятельность учащихся. Время, которое занимает этот этап, не превышает обычно 3 - 6 мин.

3. Организация и подготовка рабочего места

Организация рабочего места для выполнения трудового задания проводится перед началом урока учителем или дежурным. Готовность к работе, наличие всех нужных материалов и инструментов проверяются учеником после анализа полученного трудового задания и составления плана работы.

 Для того чтобы рабочее место было организовано рационально, удобно и правильно, в классе должно быть специальное оборудование. Еще лучше, если в классе есть специальный кабинет трудового обучения младших школьников. В любом случае для работы с клеем, пластилином, природным материалом рабочее место ученика должно быть закрыто клеенкой, полиэтиленом или плотной бумагой. При введении в работу каждого нового инструмента учитель указывает, где его место на рабочем столе. Удобны укладки разной конструкции для хранения инструментов на 2— человека. Эти укладки чаще всего изготавливаются учащими старших классов,  а конструкция у них бывает самая разная.

Порядок на рабочем месте поддерживается на протяжении всего урока: и в процессе выполнения каждой операции, и после ее завершения. Окончательная же уборка рабочего места производится учеником после полного завершения работы.

Уборку рабочих мест можно организовать по-разному. Иногда удобнее, чтобы дежурные собрали со всех рабочих мест в общие укладки все инструменты, обошли класс с ящиком для мусора убрали все ненужные отходы и т. д.

В других случаях каждый ученик сам ставит свои инструменты в укладку и собирает мусор, который выбрасывает в урну при выходе из класса.

Отдельно собираются и раскладываются по специальным конвертам или папкам отходы, которые могут быть использованы при выполнении  следующих заданий.

Все элементы урока, связанные с подготовкой и уборкой рабочего места, должны быть тщательно продуманы и подготовлены. В противном случае на это уйдет очень много времени на уроке и после него.

Формирование привычки следить за порядком оказывает существенное влияние на воспитание у младших школьников аккуратности, организованности, то есть таких качеств личности, которые необходимы каждому труженику.

4. Выполнение учащимися трудового задания

Основным этапом урока является выполнение учащимися трудового задания с опорой на составленный план. Основная его цель—формирование у учащихся трудовых практических и обще трудовых навыков, а также умения контролировать свою работу.

Этот этап урока наиболее сложен по организации и может строиться по-разному, в зависимости от условий.

Одно из условий — степень подготовленности учеников к выполнению трудовых операций. При формировании практических навыков нужно учитывать и то, что учащиеся с разной быстротой усваивают те или иные приемы работы. Медленнее всего дети приобретают умение размечать материал с помощью линейки, быстрее — резать ножницами и т. д. Для формирования разных трудовых умений и навыков важны, прежде всего, знания приемов выполнения той или иной операции. Для того чтобы ученики лучше запомнили эти способы действия, учитель может использовать на уроке памятки.

Так, памятка при раскрое деталей может быть следующей:

1. Продумай вариант рационального раскроя материала.

2. Отрежь ту часть материала, которая может пригодиться для другой работы.

3. Отдели детали друг от друга.

4. Вырежь их по контуру.

5. Рассмотри форму на количество остатков, найди им применение.

Обоснованность каждого приема работы позволяет сформулировать правила выполнения той или иной операции или пользования инструментами, усвоение которых в дальнейшем заменить пооперационный показ учителя.

На следующем этапе формирования практических навыков, когда правила и приемы выполнения операций в основном усвоены, работа может быть организована под комментирование отдельных учащихся. Вызванный ученик, не отрываясь от работ,  диктует классу, как правильно выполнить нужную операцию. Комментирование является формой контроля за  знаниями приемов работы, а также позволяет детям контролировать себя.

В дальнейшем, когда дети хорошо запомнят правила и при выполнении операций, можно перед началом работы только напомнить наиболее важные из них. С этой целью могут быть использованы общеклассные таблицы или раздаточный материал, где написаны соответствующие памятки.

Практическая работа учащихся на уроке трудового обучения требует от учителя постоянного  контроля. 

Учитель следит за правильностью хода работы по изготовлению изделия,

контролирует качество выполнения операций, разметки, раскроя, сборки, правильность используемых приемов работы инструментами и т.д.

Но не менее важно научить ребенка самого контролировать cвои действия.

Самоконтроль, как и планирование, относится к общетрудовым умениям и необходим в любой деятельности человека: и умственной и практической.

Контроль за выполнением практических действий человек осуществляет с помощью зрения, слуха, мышечного чувства, обоняния, осязания, то есть всеми органами чувств, всеми анализаторами. Контрольные операции по отношению к выполняемому действию могут производиться человеком в разное время и поэтому иметь разную структуру и сложность.

На уроках труда при формировании у учащихся практических трудовых умений и навыков контроль разного уровня (предваряющий, корригирующий, констатирующий) осуществляет сам учитель. 

При этом чаще используются две формы контроля: фронтальная (Дети, поднимите и покажите мне свои заготовки!), и индивидуальная, когда учитель обходит класс и проверяет работу каждого ученика.

К сожалению, крайне редко можно встретить примеры обучения учащихся приемам самоконтроля, то есть оценки учеником собственных действий и полученных результатов.

Таким образом, каждый учитель при изготовлении учащимися любого изделия может найти ряд примеров, позволяющих детям самим проверить качеством и операций, и тем самым постепенно учить детей самостоятельно контролировать проделанную работу и повышать ее качество.

Этап урока, на котором происходит практическая работа учеников по выполнению трудового задания в соответствии с составленным планом, требует от учителя организации следующих действий учащихся:

— выяснение операции, которую нужно выполнить;

— чтение соответствующих операций по чертежу;

— составление плана выполнения данной операции;

— поиск экономного использования материала или рациональных приемов сборки; повторение правил работы инструментами и правил безопасности;

— практическая работа учащихся;

— контроль учителя за работой детей и самоконтроль учащихся.

Практическая работа занимает основное время урока — 30 мин, а на сдвоенных уроках — 70 мин и более.

5. Подведение итогов урока

Этот этап урока состоит из двух элементов:

- проверка детьми выполненного изделия в действии, исправление недостатков и

- оценка работ; выяснение результатов решения поставленных учебных задач.

Демонстрация правильного использования изделия важна для накопления учащимися опыта достижения соответствия конструкции назначению изделия. Одновременно можно обсудить ошибки, допущенные кем-либо из ребят, выяснить их причины и возможные способы их исправления.

Оценка работ может быть сделана учителем, но в некоторых случаях нужно привлечь к этому учеников. 

Критериями оценки является качество выполнения тех операций, которые были использованы при изготовлении изделия.

Разметка деталей оценивается за точность размеров, а также за качество линий разметки: они должны быть тонкими, еле видными.

Раскрой оценивается за точность его выполнения по линиям разметки, за качество резания, за рациональность.

Операция сгибания характеризуется точностью совпадения с линией разметки, четкостью сгиба.

Качество сборки оценивается по точности и правильности, а также, частными характеристиками выполнения конкретных операций.

Например, чистота — при сборке на клею, ритмичность стежков и их одинаковый размер — при шитье, тугое завинчивание болтов и гаек — при работе с конструктором и т. д.

Эти критерии позволяют учителю лаконично обосновать поставленную отметку. Например: «Разметка и раскрой заготовки выполнены точно и хорошо, а сгибы — нечеткие, неточные. И хотя сборка произведена, верно, плохое выполнение операции сгибания снижает качество всей работы. Ее можно оценить как хорошую—4». Некачественное выполнение двух операций снижает отметку еще на один балл.

Оценивать выполненную учениками работу можно в конце каждого урока. Если изготовление изделия рассчитано на несколько уроков, работа, выполненная на данном уроке, может быть оценена в виде суждения или в виде отметки за исполнение любой операции по приведенным выше характеристикам.

За изделие, содержащее элемент творчества, учитель может поставить две отметки.

Одна из них будет за качество поделки,

другая — за оригинальное, интересное решение творческого задания.

Уровень полученных учащимися знаний учитель выявляет с помощью вопросов. В ответах школьники формулируют, что нового они узнали на уроке, что повторили. Причем при подведении итогов урока важно отмечать не только пополнение знаний или совершенствование практических умений и навыков, но и выполнение действий умственных: планирование, самоконтроль, построение чертежа и работа по нему и т. д.

8


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

29518. Діагностика сексуальних розладів (тестування) 42 KB
  При психологічній діагностиці сексуальної патології повинен проводитись диференціальний діагноз з порушеннями. При психологічному обстеженні осіб з сексуальними порушеннями виявляється підвищення âневротичноїâ частини профілю âпікиâ: статева дисфункція без органічної патології високий підйом за шкалою істерії; розлади сексуальної переваги психопатії. Келлі дозволяє виявити основні фактори які затримують досягнення гармонії в статевих відносинах а також індивідуальну систему життєвих цінностей і орієнтацій які...
29519. Конфликт: предотвращение и управление 84 KB
  Моргунов В этой теме вы узнаете: Все о конфликтах о типологии конфликтов а также их предотвращении; О причинах и фазах конфликта; О конфликте и эмоциях; О задачах и основных понятиях конфликтологии; О типичных ошибках конфликтологии и технологии разрешения конфликта; Необходимо сразу оговорить что безконфликтных организаций не существует. Поэтому понимать истоки конфликта и уметь управлять его течением и разрешением неотъемлемое умение руководителя. Если противоречие получает развитие говорят о возникновении конфликта....
29520. Организация как система 44.5 KB
  Общая теория систем это не столько научная теория в традиционном смысле слова сколько комплекс методологических подходов к обширному классу объектов объединенных названием сложные системы Шрейдер Ю. Определения и свойства системы Часть смысловых связей понятия система можно обнаружить в его противопоставлении с несколькими понятиями: система беспорядочное образование; система аморфность; система случайная совокупность; система случайность; система множество из элементов не связанных в целое.Блюменфельду системой...
29521. Управление нововведениями в организации 78.5 KB
  Управление нововведениями в организации Е.Моргунов В этой теме вы узнаете: О том как управлять инновациями в организации; О видах изменений происходящих в жизни организации; О технологиях работы с организационным сопротивлением; Рекомендациях по внедрению изменений. Понятие изменение подразумевает что между двумя последовательными моментами времени имеются заметные различия в ситуации человеке рабочей группе организации или взаимоотношениях. Изменения в организации могут касаться любого аспекта или фактора.
29522. Организационная культура. Компоненты и уровни организационной культуры 83 KB
  Моргунов В этой теме вы узнаете: Об организационной культуре; О компонентах и уровнях организационной культуры; О характеристиках поведения руководителей; Все организации независимо от формы собственности и целей деятельности создаются и живут в определенной среде носящей название культура. Общеупотребимого определения культуры нет хотя интуитивно ясно что это такое. В дополнение к нормам принятым в обществе каждая группа людей в том числе и организация вырабатывает собственные культурные образцы которые получили название...
29523. Коммуникативное поведение в организации 49 KB
  Моргунов В этой теме вы узнаете: Об общении и функциях общения в организации; О возможностях понимания человека человеком; Об эффектах межличностного восприятия; О половых различиях в общении. Источники информации в общении сигналы непосредственно от другого человека сигналы от собственных сенсорноперцептивных систем информация о внешних по отношению к общению условиях информация об итогах деятельности информация от внутреннего опыта информация о вероятном будущем. Теория транзакций Эрик Берн 1902 1970 развивал...
29524. ПОВЕДЕНИЕ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ 68.5 KB
  Школа научного управления 1885 1920. Школа научного управления наиболее тесно связана с именами Фредерик Уинслоу Тейлор Фрэнк Банкер Гилбрет с женой Лилиан Генри Лоуренс Гантт.Тейлором 1856 1915 который возглавил движение научного управления. Он интересовался эффективностью деятельности не отдельного человека а организации что и положило начало развитию школы научного управления.
29525. Активация, утомление и другие состояния работника 101.5 KB
  Так например для состояния утомления характерны совершенно определенные сдвиги в деятельности сердечнососудистой системы. По мере развития утомления в первую очередь наблюдается снижение силы сердечных сокращений. Поэтому диагностически значимыми для состояния утомления являются не сами по себе симптомы увеличенной частоты сердечных сокращений повышенного артериального давления и изменения минутного объема крови в их непосредственном количественном выражении а направление и величина сдвигов этих показателей и соотношений между ними....
29526. Группа: как управлять коллективом 60.5 KB
  Фрезер в 1978м году предложил список 6ти основных характеристик группы: взаимодействие членов восприятие группы как чегото реального наличие групповых целей формирование норм взаимодействия в группе синергетический эффект от взаимодействия в группе эмоциональные отношения между членами группы относительная закрепленность ролей. Психологической группой можно назвать некоторое число людей которые: взаимодействуют друг с другом знают друг друга воспринимают себя членами одной группы. Свойства группы: размер...