58727

Творческая работа. Анализ стихотворения В. А. Жуковского «Море» («Вечер»)

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Романтические баллады, поэмы, элегии и песни Жуковского как бы «шли из сердца и к сердцу; они говорили не о ярком блеске иллюминаций, не о громе побед, а о таинствах сердца, о таинствах внутреннего мира души».

Русский

2014-04-29

30.5 KB

41 чел.

Уроки 9–10
Творческая работа. Анализ стихотворения
В. А. Жуковского «Море» («Вечер»)

Цели: обобщить изученное по теме; развивать умение анализировать лирические произведения.

Ход уроков

Анализ стихотворений В. А. Жуковского.

Примерный план
разбора лирического произведения

I. Дата написания стихотворения.

II. Реально-биографический и фактический комментарий.

III. Жанровое своеобразие.

IV. Тема. Основной сюжет.

V. Идейное содержание.

    1. Ведущая тема.

    2. Основная мысль.

    3. Эмоциональная окраска чувств, выраженных в стихотворении

        в их динамике или статике.

    4. Внешнее впечатление и внутренняя реакция на него.

    5. Преобладание общественных или личных интонаций.

VI. Как построено стихотворение.

    1. Сопоставление и развитие основных образов:

        1) по сходству;

        2) по контрасту;

        3) по смежности;

        4) по ассоциации;

        5) по умозаключению.

    2. Какими основными изобразительными средствами иносказания пользуется автор: метафора, метонимия, сравнение, аллегория, символ, гипербола, литота, ирония (как троп), сарказм, перифраза?

    3. Речевые особенности в плане интонационно-синтаксических фигур: эпитет, повтор, антитеза, инверсия, эллипсис, параллелизм, риторический вопрос, обращение и восклицание.

    4. Основные особенности ритмики:

        1) тоника, силлабика, силлабо-тоника, «дольник», «свободный»

            стиль;

        2) ямб, хорей, пиррихий, спондей, дактиль, анапест, амфибрахий

            и др.

    5. Рифма (мужская, женская, дактилическая, точная, неточная; богатая, простая, составная) и способы рифмовки (парная, перекрестная, кольцевая), игра рифм.

    6. Строфика (двустишье, трехстишье, пятистишье, катрен, секстина, октава, сонет, «онегинская строфа» и др.).

    7. Эвфония (благозвучие) и звукопись (аллитерация, ассонанс), другие виды звуковой инструментовки.

Примечание.  На  уроках  9–10  вместо  творческой  работы  можно  провести устный  зачет  или  письменный  опрос  по  творчеству  Г.  Р.  Державина  и  В.  А.  Жуковского.

Устный зачет (письменный опрос)
по творчеству
Г. Р. Державина и В. А. Жуковского

I. Примерные вопросы к зачету:

1. В чем своеобразие русского классицизма? Каковы его отличительные особенности?

2. Чем романтизм отличается от классицизма?

3. Назовите наиболее известных представителей классицизма, сентиментализма, романтизма.

4. Что привлекало в Державине как поэте современников? Какие стороны его личности вы цените?

5. Назовите прочитанные вами произведения Державина. О чем они? Какова главная мысль?

6. Расскажите об особенностях поэтического стиля Державина.

7. Чем привлекателен для вас В. А. Жуковский как поэт и человек?

8. Расскажите о формировании личности Жуковского. Какую роль играл он в жизни А. С. Пушкина?

9. Назовите  излюбленные  поэтические  жанры  Жуковского  и  Державина.

10. Дайте определение оды, оды-сатиры, баллады, элегии, романтической поэмы, басни, сказки.

11. Прочитайте наизусть понравившееся стихотворение Жуковского. Дайте его устный анализ.

II. Заключительное слово учителя.

Подошли к концу уроки по поэзии Г. Р. Державина и В. А. Жуковского. Очень хочется, чтобы вы, ребята, иногда открывали томики стихов и читали произведения замечательных русских поэтов.

Энергичный, честный и прямолинейный Державин «сделал переворот» в одической поэзии. Он приблизил ее к жизни. В его стихах «заговорило чувство,  а  не  мысль,  причем  новым,  до сих пор не слыханным языком» (А. Г. Кутузов).

Образ Державина создал на картине «Пушкин на лицейском экзамене» художник И. Е. Репин. А молодой Пушкин навсегда запечатлел образ Державина-старца в строках: «Старик Державин нас заметил и, в гроб сходя, благословил».

Огромную роль в жизни А. С. Пушкина сыграл и Жуковский, загадочный и романтичный поэт «души человеческой». Когда-то, восхищенный поэзией Пушкина, он подарил своему ученику портрет с надписью: «Победителю-ученику от побежденного учителя».

Романтические баллады, поэмы, элегии и песни Жуковского как бы «шли из сердца и к сердцу; они говорили не о ярком блеске иллюминаций, не о громе побед, а о таинствах сердца, о таинствах внутреннего мира души». В этих словах Белинского отмечена одна из основных заслуг Жуковского перед русской литературой. «Без Жуковского мы не имели бы Пушкина» (В. Г. Белинский).

Домашнее задание.

1. Индивидуальные задания.

Рефераты или сообщения на одну из тем: «Лицейские годы А. С. Пуш-кина», «Южная ссылка», «Вторая ссылка А. С. Пушкина в Михайловское», «А. С. Пушкин и Н. Н. Гончарова», «Годы скитаний поэта», «Дуэль и смерть Пушкина».

2. Чтение  стихотворений  Пушкина,  изученных  ранее  («Сожженное письмо», «Элегия», «Если жизнь тебя обманет…», «Песнь о вещем Олеге» (фрагменты), «Полтава» и др.).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

22107. Структурный синтез конечных автоматов 28 KB
  По таблице переходов автомата определяют к каким группам принадлежат внутренние состояния в которые автомат из данного состояния под воздействием каждой буквы входного алфавита. Эти состояния запишем в виде последовательности букв под каждым из состояний автомата. Например из состояния 0 автомат переходит в состояния 2 3 и 1 которые принадлежат соответственно к следующим группам a b и a. Проводят новое разделение внутренних состояний на группы объединяя в каждой группе состояния отмеченные одинаковой последовательностью букв.
22108. Элементарные автоматы 30.5 KB
  Таблица переходов Т триггера имеет вид: yg 0 1 xj ai 0 1 T=0 0 1 T=1 1 0 Из таблицы переходов видно что Ттриггер обладает полной системой переходов и выходов поскольку для каждой пары состояний 00 01 10 11 имеется входной сигнал обеспечивающий переход из одного состояния в другое. На практике более удобно вместо отмеченных таблиц переходов пользоваться так называемыми матрицами переходов элементарных автоматов. Матрица переходов определяет значения сигналов на входах элементарного автомата обеспечивающие каждый их четырех...
22109. D-триггер(триггер задержки) 28.5 KB
  Название Dтриггера происходит от слова €œdelay€ задержка. Из определения следует что состояние триггера в момент времени t1 повторяет значение входного сигнала Dt в момент времени t отсюда и название триггера задержки. Матрица переходов для Dтриггера: D Qt Qt1 0 0 0 1 0 1 0 1 0 1 1 1 Обозначения асинхронного и синхронного Dтриггеров. Матрица переходов RS триггера имеет вид.
22110. J-K триггер (универсальный триггер) 24 KB
  Триггером JK типа называют автомат Мура с двумя устойчивыми состояниями и двумя входами J и K который при условии J K = 1 осуществляет инверсию предыдущего состояния т. при J K = 1 Qt1 = Qt а в остальных случаях функционируют в соответствии с таблицей истинности RS триггера при этом вход J эквивалентен входу S а вход K входу R. Этот триггер уже не имеет запрещенной комбинации входных сигналов и его таблица истинности т.
22111. Структурная схема конечного автомата 26.5 KB
  Комбинационная схема строится из логических элементов образующих функционально полную систему а память на элементарных автоматах обладающих полной системой переходов и выходов. Каждое состояние абстрактного автомата ai i=0n кодируется в структурных автоматах набором состояний элементов памяти Q2 R=1R. Здесь Q состояние автомата а ai = {0 1} Как и прежде Q Общее число необходимых элементов памяти можно определить из следующего неравенства 2R n 1.
22112. Табличный метод структурного синтеза конечных автоматов 75.5 KB
  На этапе структурного синтеза выбираем также способ кодирования состояний и выходных сигналов заданного автомата через состояния и выходные сигналы элементарных автоматов в результате чего составляют кодированные таблицы переходов и выходов. Функции возбуждения элементарных автоматов и функции выходов получаются на основе кодированной таблицы переходов и выходов. Рассмотрим примеры синтеза которые позволяют сформулировать общий алгоритм структурного синтеза конечных автоматов.
22113. Технические особенности конечных автоматов 36 KB
  Здесь u сигналы возбуждения триггера. На практике триггера часто выполняются в синхронном варианте синхронные триггера когда упомянутые элементы u включают в схему триггера. Например схему синхронного триггера RSтипа можно рассматривать как состоящую из асинхронного RSтриггера ко входам R и S которого подключены двухвходовые элементы И. Очевидно синхронные триггера будут сохранять свои состояния при С=0 а переходы в них возможны при С=1 то переходы в синхронном триггере будут осуществляться также как в асинхронном.
22114. Понятие устойчивости конечного автомата 48 KB
  Дело в том что триггера в схеме имеет различные времена задержек сигналов обратной связи которые поступают с выходов триггеров на их входы через комбинационную схему II. По этим причинам если при переходе автомата из состояния ai в as должны измениться состояния нескольких триггеров то между выходными сигналами этих триггеров начинаются гонки. изменит свое состояние раньше других триггеров может через цепь обратной связи изменить может изменить сигналы возбуждения на входах других триггеров до того момента как они изменят свои состояния....