58727

Творческая работа. Анализ стихотворения В. А. Жуковского «Море» («Вечер»)

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Романтические баллады, поэмы, элегии и песни Жуковского как бы «шли из сердца и к сердцу; они говорили не о ярком блеске иллюминаций, не о громе побед, а о таинствах сердца, о таинствах внутреннего мира души».

Русский

2014-04-29

30.5 KB

34 чел.

Уроки 9–10
Творческая работа. Анализ стихотворения
В. А. Жуковского «Море» («Вечер»)

Цели: обобщить изученное по теме; развивать умение анализировать лирические произведения.

Ход уроков

Анализ стихотворений В. А. Жуковского.

Примерный план
разбора лирического произведения

I. Дата написания стихотворения.

II. Реально-биографический и фактический комментарий.

III. Жанровое своеобразие.

IV. Тема. Основной сюжет.

V. Идейное содержание.

    1. Ведущая тема.

    2. Основная мысль.

    3. Эмоциональная окраска чувств, выраженных в стихотворении

        в их динамике или статике.

    4. Внешнее впечатление и внутренняя реакция на него.

    5. Преобладание общественных или личных интонаций.

VI. Как построено стихотворение.

    1. Сопоставление и развитие основных образов:

        1) по сходству;

        2) по контрасту;

        3) по смежности;

        4) по ассоциации;

        5) по умозаключению.

    2. Какими основными изобразительными средствами иносказания пользуется автор: метафора, метонимия, сравнение, аллегория, символ, гипербола, литота, ирония (как троп), сарказм, перифраза?

    3. Речевые особенности в плане интонационно-синтаксических фигур: эпитет, повтор, антитеза, инверсия, эллипсис, параллелизм, риторический вопрос, обращение и восклицание.

    4. Основные особенности ритмики:

        1) тоника, силлабика, силлабо-тоника, «дольник», «свободный»

            стиль;

        2) ямб, хорей, пиррихий, спондей, дактиль, анапест, амфибрахий

            и др.

    5. Рифма (мужская, женская, дактилическая, точная, неточная; богатая, простая, составная) и способы рифмовки (парная, перекрестная, кольцевая), игра рифм.

    6. Строфика (двустишье, трехстишье, пятистишье, катрен, секстина, октава, сонет, «онегинская строфа» и др.).

    7. Эвфония (благозвучие) и звукопись (аллитерация, ассонанс), другие виды звуковой инструментовки.

Примечание.  На  уроках  9–10  вместо  творческой  работы  можно  провести устный  зачет  или  письменный  опрос  по  творчеству  Г.  Р.  Державина  и  В.  А.  Жуковского.

Устный зачет (письменный опрос)
по творчеству
Г. Р. Державина и В. А. Жуковского

I. Примерные вопросы к зачету:

1. В чем своеобразие русского классицизма? Каковы его отличительные особенности?

2. Чем романтизм отличается от классицизма?

3. Назовите наиболее известных представителей классицизма, сентиментализма, романтизма.

4. Что привлекало в Державине как поэте современников? Какие стороны его личности вы цените?

5. Назовите прочитанные вами произведения Державина. О чем они? Какова главная мысль?

6. Расскажите об особенностях поэтического стиля Державина.

7. Чем привлекателен для вас В. А. Жуковский как поэт и человек?

8. Расскажите о формировании личности Жуковского. Какую роль играл он в жизни А. С. Пушкина?

9. Назовите  излюбленные  поэтические  жанры  Жуковского  и  Державина.

10. Дайте определение оды, оды-сатиры, баллады, элегии, романтической поэмы, басни, сказки.

11. Прочитайте наизусть понравившееся стихотворение Жуковского. Дайте его устный анализ.

II. Заключительное слово учителя.

Подошли к концу уроки по поэзии Г. Р. Державина и В. А. Жуковского. Очень хочется, чтобы вы, ребята, иногда открывали томики стихов и читали произведения замечательных русских поэтов.

Энергичный, честный и прямолинейный Державин «сделал переворот» в одической поэзии. Он приблизил ее к жизни. В его стихах «заговорило чувство,  а  не  мысль,  причем  новым,  до сих пор не слыханным языком» (А. Г. Кутузов).

Образ Державина создал на картине «Пушкин на лицейском экзамене» художник И. Е. Репин. А молодой Пушкин навсегда запечатлел образ Державина-старца в строках: «Старик Державин нас заметил и, в гроб сходя, благословил».

Огромную роль в жизни А. С. Пушкина сыграл и Жуковский, загадочный и романтичный поэт «души человеческой». Когда-то, восхищенный поэзией Пушкина, он подарил своему ученику портрет с надписью: «Победителю-ученику от побежденного учителя».

Романтические баллады, поэмы, элегии и песни Жуковского как бы «шли из сердца и к сердцу; они говорили не о ярком блеске иллюминаций, не о громе побед, а о таинствах сердца, о таинствах внутреннего мира души». В этих словах Белинского отмечена одна из основных заслуг Жуковского перед русской литературой. «Без Жуковского мы не имели бы Пушкина» (В. Г. Белинский).

Домашнее задание.

1. Индивидуальные задания.

Рефераты или сообщения на одну из тем: «Лицейские годы А. С. Пуш-кина», «Южная ссылка», «Вторая ссылка А. С. Пушкина в Михайловское», «А. С. Пушкин и Н. Н. Гончарова», «Годы скитаний поэта», «Дуэль и смерть Пушкина».

2. Чтение  стихотворений  Пушкина,  изученных  ранее  («Сожженное письмо», «Элегия», «Если жизнь тебя обманет…», «Песнь о вещем Олеге» (фрагменты), «Полтава» и др.).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

54070. Подолання вад звуковимови й звукосприймання 23.89 MB
  Виправлення недоліків звуковимови проводиться у певній послідовності за прийнятою методикою. Під час цих вправ звертається увага на положення язика: корінь спокійний а кінчик язика біля нижніх різців. Вправи для язика: рухи язиком вперед і назад відкритим ротом як котик...
54071. Здоровым и грамотным должен быть каждый! Логопедическая спартакиада 63.5 KB
  Скачет лягушонок Дети хлопают в ладоши Квакваква прыгают на месте Плавает утёнок хлопают в ладоши Крякрякря Ставят руки к груди и разводят в стороны. Прыгает козлёнок Хлопают в ладоши Ме – ме ме Ставят руки на пояс наклоняются вперёд А за ним ягнёнок Хлопают Бе – бе – бе приседают Вот мы на зарядке Хлопают Раз дватри Прыгают на месте Все вокруг стараются Хлопают Спортом занимаются Шагают на месте Эстафета Собери букву По команде: Марш первый учащийся с мячом в руках бежит к обручу. Звуковая разминка...
54072. Логопедичне заняття. Осіння лісова галявина 210.5 KB
  Логопедичне заняття Вид. Виховувати вміння слухати вказівки логопеда. Логопед. Діти а зараз давайте пограємо в гру З якого дерева листочок Логопед показує дітям листочок а діти називають.
54073. Звук "ш". Лісова школа (Старша логопедична група) 1.38 MB
  Формувати в малят уявлення про навчання в школі ознайомити із звуком ш акустичною характеристикою; закріпити вміння ділити слова на склади визначати звук який найчастіше звучить у вірші аналізувати слово з допомогою звукових фішок пригадувати слова зі звуком ш ; узгоджувати числівники з іменниками в орудному відмінку; розвивати фонематичні процеси слуховий контроль. Обладнання: фішки для звукового аналізу шишкикартинки картинки з предметами у множині іграшка Лунтик...
54074. Логопедичні міні-заняття як дієва форма корекційно-розвивальної роботи з дітьми дошкільного віку 196 KB
  Наприклад вправа Хто летить хто не летить Учительлогопед промовляє вірш а діти пантомімою зображують: Хто летить хто не летить. Так швиденько покажіть Хто летить хто не летить. Летить летить воронаЛетить летить корова Летить летить шпак Летить летить грак. Летить летить горобчик.
54075. ЛОГОПЕДИЧНА РОЗВАГА «СВЯТО БЕРЕЖЛИВОСТІ» 140 KB
  Закріпити словник споріднених слів гончар гончарство гончарський гончарний гончарня; уточнити та розширити словник антонімів чистий брудний святковий буденний повсякденний натуральна природна штучна однотонна різнокольорова теплий холодний літній зимовий новий старий рвати штопати бруднити ...
54076. Подорож Кораблем Часу. Логопедична розвага 127.5 KB
  Логопедична розвага Подорож Кораблем Часу Мета: узагальнити знання дітей про пори року вчити описувати їх; уточнити та закріпити словник синонімів омонімів та прислів’я; розвивати фонематичний слух вміння утворювати присвійні прикметники від іменниківназв диких звірів вміння ділити слова на склади підбирати слова з певною кількістю складів; удосконалювати навички звукового аналізу і синтезу слів; продовжувати розвивати дрібну моторику рук вміння працювати як правою так і лівою...
54077. Использование вектора на логопедических занятиях 216 KB
  Для пропедевтики оптической дисграфии в первую очередь необходимо использовать задания, направленные на развитие зрительно-пространственных представлений и зрительно-моторных координаций.
54078. Взаємозв’язок логопеда та родини у корекційно-відновлювальній роботі з дітьми логопатами 32.5 KB
  Одне з важливих завдань професійної діяльності вчителя логопеда дитячого дошкільного навчального закладу є залучення батьків до проведення роботи із дітьми – логопатами по закріпленню засвоєного матеріалу на корекційно відновлювальних заняттях. Оволодіння дитиною мови успішно йде тоді коли з ним займаються не тільки в дошкільному закладі але і в сім'ї: Передумовою ефективного залучення сімейного оточення до корекції звуковимови у дітей є чітко організована взаємодія логопеда з батьками регулярна...