58727

Творческая работа. Анализ стихотворения В. А. Жуковского «Море» («Вечер»)

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Романтические баллады, поэмы, элегии и песни Жуковского как бы «шли из сердца и к сердцу; они говорили не о ярком блеске иллюминаций, не о громе побед, а о таинствах сердца, о таинствах внутреннего мира души».

Русский

2014-04-29

30.5 KB

37 чел.

Уроки 9–10
Творческая работа. Анализ стихотворения
В. А. Жуковского «Море» («Вечер»)

Цели: обобщить изученное по теме; развивать умение анализировать лирические произведения.

Ход уроков

Анализ стихотворений В. А. Жуковского.

Примерный план
разбора лирического произведения

I. Дата написания стихотворения.

II. Реально-биографический и фактический комментарий.

III. Жанровое своеобразие.

IV. Тема. Основной сюжет.

V. Идейное содержание.

    1. Ведущая тема.

    2. Основная мысль.

    3. Эмоциональная окраска чувств, выраженных в стихотворении

        в их динамике или статике.

    4. Внешнее впечатление и внутренняя реакция на него.

    5. Преобладание общественных или личных интонаций.

VI. Как построено стихотворение.

    1. Сопоставление и развитие основных образов:

        1) по сходству;

        2) по контрасту;

        3) по смежности;

        4) по ассоциации;

        5) по умозаключению.

    2. Какими основными изобразительными средствами иносказания пользуется автор: метафора, метонимия, сравнение, аллегория, символ, гипербола, литота, ирония (как троп), сарказм, перифраза?

    3. Речевые особенности в плане интонационно-синтаксических фигур: эпитет, повтор, антитеза, инверсия, эллипсис, параллелизм, риторический вопрос, обращение и восклицание.

    4. Основные особенности ритмики:

        1) тоника, силлабика, силлабо-тоника, «дольник», «свободный»

            стиль;

        2) ямб, хорей, пиррихий, спондей, дактиль, анапест, амфибрахий

            и др.

    5. Рифма (мужская, женская, дактилическая, точная, неточная; богатая, простая, составная) и способы рифмовки (парная, перекрестная, кольцевая), игра рифм.

    6. Строфика (двустишье, трехстишье, пятистишье, катрен, секстина, октава, сонет, «онегинская строфа» и др.).

    7. Эвфония (благозвучие) и звукопись (аллитерация, ассонанс), другие виды звуковой инструментовки.

Примечание.  На  уроках  9–10  вместо  творческой  работы  можно  провести устный  зачет  или  письменный  опрос  по  творчеству  Г.  Р.  Державина  и  В.  А.  Жуковского.

Устный зачет (письменный опрос)
по творчеству
Г. Р. Державина и В. А. Жуковского

I. Примерные вопросы к зачету:

1. В чем своеобразие русского классицизма? Каковы его отличительные особенности?

2. Чем романтизм отличается от классицизма?

3. Назовите наиболее известных представителей классицизма, сентиментализма, романтизма.

4. Что привлекало в Державине как поэте современников? Какие стороны его личности вы цените?

5. Назовите прочитанные вами произведения Державина. О чем они? Какова главная мысль?

6. Расскажите об особенностях поэтического стиля Державина.

7. Чем привлекателен для вас В. А. Жуковский как поэт и человек?

8. Расскажите о формировании личности Жуковского. Какую роль играл он в жизни А. С. Пушкина?

9. Назовите  излюбленные  поэтические  жанры  Жуковского  и  Державина.

10. Дайте определение оды, оды-сатиры, баллады, элегии, романтической поэмы, басни, сказки.

11. Прочитайте наизусть понравившееся стихотворение Жуковского. Дайте его устный анализ.

II. Заключительное слово учителя.

Подошли к концу уроки по поэзии Г. Р. Державина и В. А. Жуковского. Очень хочется, чтобы вы, ребята, иногда открывали томики стихов и читали произведения замечательных русских поэтов.

Энергичный, честный и прямолинейный Державин «сделал переворот» в одической поэзии. Он приблизил ее к жизни. В его стихах «заговорило чувство,  а  не  мысль,  причем  новым,  до сих пор не слыханным языком» (А. Г. Кутузов).

Образ Державина создал на картине «Пушкин на лицейском экзамене» художник И. Е. Репин. А молодой Пушкин навсегда запечатлел образ Державина-старца в строках: «Старик Державин нас заметил и, в гроб сходя, благословил».

Огромную роль в жизни А. С. Пушкина сыграл и Жуковский, загадочный и романтичный поэт «души человеческой». Когда-то, восхищенный поэзией Пушкина, он подарил своему ученику портрет с надписью: «Победителю-ученику от побежденного учителя».

Романтические баллады, поэмы, элегии и песни Жуковского как бы «шли из сердца и к сердцу; они говорили не о ярком блеске иллюминаций, не о громе побед, а о таинствах сердца, о таинствах внутреннего мира души». В этих словах Белинского отмечена одна из основных заслуг Жуковского перед русской литературой. «Без Жуковского мы не имели бы Пушкина» (В. Г. Белинский).

Домашнее задание.

1. Индивидуальные задания.

Рефераты или сообщения на одну из тем: «Лицейские годы А. С. Пуш-кина», «Южная ссылка», «Вторая ссылка А. С. Пушкина в Михайловское», «А. С. Пушкин и Н. Н. Гончарова», «Годы скитаний поэта», «Дуэль и смерть Пушкина».

2. Чтение  стихотворений  Пушкина,  изученных  ранее  («Сожженное письмо», «Элегия», «Если жизнь тебя обманет…», «Песнь о вещем Олеге» (фрагменты), «Полтава» и др.).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

15825. Создание таблиц в SQL Server 2005 376.5 KB
  Создание таблиц в SQL Server 2005 Создание таблиц и ограничений Таблицы представляют собой объекты базы данных используемые непосредственно для хранения всех данных. Одним из самых главных правил организации баз данных является то что в одной таблице должн
15826. Мифологическое знание как разновидность модельных представлений о психической регуляции труда 28.77 KB
  Мифологическое знание как разновидность модельных представлений о психической регуляции труда Для исторической науки в целом реконструкция религиозных представлений является важным критерием уровня духовного развития человеческой общности изучаемого периода иб...
15827. Изобразительные средства фиксации представлений о труде у древних славян и их предков 19.51 KB
  Изобразительные средства фиксации представлений о труде у древних славян и их предков Первыми способами применения визуальных средств для фиксации элементов труда были несомненно изображения животных объектов охоты на стенах пещер в эпоху каменного века. Множес...
15828. Песня и ритм - средства управления функциональным состоянием человека в труде 18.32 KB
  Песня и ритм средства управления функциональным состоянием человека в труде В условиях первобытнообщинного строя орудия труда были малопроизводительными и как правило их изготовление или использование в труде было связано с затратой больших физических усилий с ...
15829. Психологическое знание о труде в памятниках XI-XVII вв 28.68 KB
  Психологическое знание о труде в памятниках XIXVII вв. Летопись как известно молчит о простом человеке и тем более его труде описывая в основном деяния правящей верхушки общества. Из работ специалистовисториков реконструирующих двор и дом древнерусской рядовой...
15830. Петровские преобразования и психологическое знание о труде 28.69 KB
  Петровские преобразования и психологическое знание о труде Сразу же оговоримся что названный период в жизни страны совершенно не разработан в истории психологического знания о труде в то время как есть веские теоретические основания ожидать здесь некоторого взлет
15831. Корпоративные информационные системы 172 KB
  Двадцать один вопрос о корпоративных информационных системах Оглавление Вместо предисловия ВОПРОС 1. Что такое корпоративная информационная система ВОПРОС 2. Чем КИС отличается от ERP ВОПРОС 3...
15832. ERP (ENTERPRISE RESOURCE PLANNING) 53.5 KB
  ERP Enterprise Resource Planning Содержание 1. Определения ERP и ERPрешения2. История возникновения ERP3. Основные функции ERPсистемы4. Внедрения ERPрешений5. Достоинства ERPрешений6. Недостатки ERPрешений7. Аналитика рынка ERPрешений в России и странах СНГ8. Заключение 1. Определен...
15833. Внедрение ERP-систем. Основные ошибки 53 KB
  Внедрение ERPсистем. Основные ошибки Информационные системы планирования ресурсов предприятия Enterprise Resource Planning ERP превратились в привычный инструмент крупного и среднего бизнеса. Их основная задача автоматизация бизнеспроцессов компании производства снабжения сб...