58727

Творческая работа. Анализ стихотворения В. А. Жуковского «Море» («Вечер»)

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Романтические баллады, поэмы, элегии и песни Жуковского как бы «шли из сердца и к сердцу; они говорили не о ярком блеске иллюминаций, не о громе побед, а о таинствах сердца, о таинствах внутреннего мира души».

Русский

2014-04-29

30.5 KB

43 чел.

Уроки 9–10
Творческая работа. Анализ стихотворения
В. А. Жуковского «Море» («Вечер»)

Цели: обобщить изученное по теме; развивать умение анализировать лирические произведения.

Ход уроков

Анализ стихотворений В. А. Жуковского.

Примерный план
разбора лирического произведения

I. Дата написания стихотворения.

II. Реально-биографический и фактический комментарий.

III. Жанровое своеобразие.

IV. Тема. Основной сюжет.

V. Идейное содержание.

    1. Ведущая тема.

    2. Основная мысль.

    3. Эмоциональная окраска чувств, выраженных в стихотворении

        в их динамике или статике.

    4. Внешнее впечатление и внутренняя реакция на него.

    5. Преобладание общественных или личных интонаций.

VI. Как построено стихотворение.

    1. Сопоставление и развитие основных образов:

        1) по сходству;

        2) по контрасту;

        3) по смежности;

        4) по ассоциации;

        5) по умозаключению.

    2. Какими основными изобразительными средствами иносказания пользуется автор: метафора, метонимия, сравнение, аллегория, символ, гипербола, литота, ирония (как троп), сарказм, перифраза?

    3. Речевые особенности в плане интонационно-синтаксических фигур: эпитет, повтор, антитеза, инверсия, эллипсис, параллелизм, риторический вопрос, обращение и восклицание.

    4. Основные особенности ритмики:

        1) тоника, силлабика, силлабо-тоника, «дольник», «свободный»

            стиль;

        2) ямб, хорей, пиррихий, спондей, дактиль, анапест, амфибрахий

            и др.

    5. Рифма (мужская, женская, дактилическая, точная, неточная; богатая, простая, составная) и способы рифмовки (парная, перекрестная, кольцевая), игра рифм.

    6. Строфика (двустишье, трехстишье, пятистишье, катрен, секстина, октава, сонет, «онегинская строфа» и др.).

    7. Эвфония (благозвучие) и звукопись (аллитерация, ассонанс), другие виды звуковой инструментовки.

Примечание.  На  уроках  9–10  вместо  творческой  работы  можно  провести устный  зачет  или  письменный  опрос  по  творчеству  Г.  Р.  Державина  и  В.  А.  Жуковского.

Устный зачет (письменный опрос)
по творчеству
Г. Р. Державина и В. А. Жуковского

I. Примерные вопросы к зачету:

1. В чем своеобразие русского классицизма? Каковы его отличительные особенности?

2. Чем романтизм отличается от классицизма?

3. Назовите наиболее известных представителей классицизма, сентиментализма, романтизма.

4. Что привлекало в Державине как поэте современников? Какие стороны его личности вы цените?

5. Назовите прочитанные вами произведения Державина. О чем они? Какова главная мысль?

6. Расскажите об особенностях поэтического стиля Державина.

7. Чем привлекателен для вас В. А. Жуковский как поэт и человек?

8. Расскажите о формировании личности Жуковского. Какую роль играл он в жизни А. С. Пушкина?

9. Назовите  излюбленные  поэтические  жанры  Жуковского  и  Державина.

10. Дайте определение оды, оды-сатиры, баллады, элегии, романтической поэмы, басни, сказки.

11. Прочитайте наизусть понравившееся стихотворение Жуковского. Дайте его устный анализ.

II. Заключительное слово учителя.

Подошли к концу уроки по поэзии Г. Р. Державина и В. А. Жуковского. Очень хочется, чтобы вы, ребята, иногда открывали томики стихов и читали произведения замечательных русских поэтов.

Энергичный, честный и прямолинейный Державин «сделал переворот» в одической поэзии. Он приблизил ее к жизни. В его стихах «заговорило чувство,  а  не  мысль,  причем  новым,  до сих пор не слыханным языком» (А. Г. Кутузов).

Образ Державина создал на картине «Пушкин на лицейском экзамене» художник И. Е. Репин. А молодой Пушкин навсегда запечатлел образ Державина-старца в строках: «Старик Державин нас заметил и, в гроб сходя, благословил».

Огромную роль в жизни А. С. Пушкина сыграл и Жуковский, загадочный и романтичный поэт «души человеческой». Когда-то, восхищенный поэзией Пушкина, он подарил своему ученику портрет с надписью: «Победителю-ученику от побежденного учителя».

Романтические баллады, поэмы, элегии и песни Жуковского как бы «шли из сердца и к сердцу; они говорили не о ярком блеске иллюминаций, не о громе побед, а о таинствах сердца, о таинствах внутреннего мира души». В этих словах Белинского отмечена одна из основных заслуг Жуковского перед русской литературой. «Без Жуковского мы не имели бы Пушкина» (В. Г. Белинский).

Домашнее задание.

1. Индивидуальные задания.

Рефераты или сообщения на одну из тем: «Лицейские годы А. С. Пуш-кина», «Южная ссылка», «Вторая ссылка А. С. Пушкина в Михайловское», «А. С. Пушкин и Н. Н. Гончарова», «Годы скитаний поэта», «Дуэль и смерть Пушкина».

2. Чтение  стихотворений  Пушкина,  изученных  ранее  («Сожженное письмо», «Элегия», «Если жизнь тебя обманет…», «Песнь о вещем Олеге» (фрагменты), «Полтава» и др.).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

34329. Принцип составления материального и энергетического балансов 24 KB
  Под технологическим балансом подразумевают результаты расчетов отражающих количество введенных и полученных в производственном процессе материалов и энергии. В основе составления материального и энергетического балансов лежат законы сохранения материи и энергии. энергии и колва выведенной с продуктом и отходами энергии. выход продции коэфты полезного использя энергии расходы и потери сырья т.
34330. Производство бетона и железобетона 28 KB
  Бетон искусый каменй матл получй в резте затвердевания перемешанной и уплотненной бетонной смеси состоящей из вяжущего вва воды и заполнителей. Чтобы повысить прочность вводят стальную арматуру железобетон. Выбор вяжущего опредся условиями эксплуаи бетй консти назначением прочность бетона видом бетй консти.
34331. Определение расходных коэффициентов, степени превращения, выхода продукции 22.5 KB
  Коэффициент определяется отношением массы сырья к массе целевого продукта: K=mс mц. Характеризует сколько можно получить целевого продукта с едцы сырья. Степень совершенства техн процесса определяется выходом продукта и ее качеством. Под выходом продукта Х понимают отношение фактически полеченного продукта Мф к теоретическому Мт ке можно было бы получить их данного исходного вещества: Х=Мф Мт Для хим реакций выход продукта определяется по уровню реакций с учетом количества исходного вещества.
34333. Технико-экономические показатели химико-технологических процессов 27.5 KB
  Чаще всего основой классификации химикотехнологических процессов является способ организации процесса кратность обработки сырья вид используемого сырья тип основной химической реакции. Комбинированные процессы могут характеризоваться непрерывным поступлением сырья и периодическим отводом продукта рис.2 г периодическим поступлением сырья и непрерывным отводом продукта рис.2 в периодическим поступлением одного из исходных видов сырья и непрерывным другого рис.
34334. Химико-технологические процессы 22 KB
  Химикотехнологические процессы Химикотехнологический процесс ХТП можно рассматривать как разновидность производственного процесса включающего стадию химического превращения веществ. Любой ХТП можно представить состоящим из трех основных стадий: подготовки сырья химического превращения и выделения целевого продукта и характеризуются различными физическими и физикохимическими явлениями при подготовке исходных реагентов к химическим превращениям стадия 1 или выделении целевого продукта из смеси веществ после химического. Первая и...
34335. Производство серной кислоты контактным способом 23.5 KB
  Производство серной кислоты контактным способом Производство серной кислоты контактным способом включает четыре стадии: получение диоксида серы; очистку газа от примесей получение триоксида серы; абсорбцию триоксида серы. Третья стадия производства серной кислоты является основной. В четвертой стадии процесса производства серной кислоты охлажденный окисленный газ направляется в абсорбционное поглотительное отделение цеха. Поэтому SОз поглощается концентрированной серной кислотой в две стадии.
34336. Области применения серной кислоты и технико-экономические показатели ее производства 32.5 KB
  Области применения серной кислоты и техникоэкономические показатели ее производства. Производство серной кислоты одной из самых сильных и дешевых кислот имеет важное народнохозяйственное значение обусловленное ее широким применением в различных отраслях промышленности. Контактным способом получают около 90 от общего объема производства кислоты так как при этом обеспечивается высокая концентрация и чистота продукта. В качестве сырья для производства серной кислоты применяются элементарная сера и серный колчедан; кроме того широко...
34337. Производство аммиака и азотной кислоты 35 KB
  Производство аммиака и азотной кислоты В соответствии с принципом ЛеШателье при повышении давления и уменьшении температуры равновесие этой реакции смещается в сторону образования аммиака. Основным агрегатом установки для производства аммиака служит колонна синтеза Производство азотной кислоты: Азотная кислота одна из важнейших минеральных кислот. Такая смесь кипит без изменения концентрации кислоты. Современное производство азотной кислоты основано на процессах окисления аммиака и последующей переработке оксидов азота.