58834

Украинский архитектурный модерн

Доклад

Культурология и искусствоведение

Модерн как стиль в архитектуре и искусстве зародился на рубеже XIX-XX вв. сначала в Европе, а затем в России, включал в себя различные художественные течения и школы. Его отличительными особенностями являлся отказ от прямых линий

Русский

2015-01-09

620.79 KB

6 чел.

Сообщение

На тему «Украинский архитектурный модерн»


Украинский архитектурный модерн

Модерн как стиль в архитектуре и искусстве зародился на рубеже XIX-XX вв. сначала в Европе, а затем в России, включал в себя различные художественные течения и школы. Его отличительными особенностями являлся отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, «природных» линий, интерес к новым технологиям в архитектуре. В других странах стиль модерн называли: «тиффани» в США, «арнуво» во Франции, «югендстиль» в Германии, «стиль Сецессион» в Австрии, «модерн стайл» в Англии, «стиль либерти» в Италии. Стиль модерн опирался на романтизм, эстетику У. Моррисона, А. Макмёрдо, а также представлял синтез искусств. Заметное влияние на стиль модерна оказало искусство Японии. Художники модерна также черпали вдохновение из искусства Древнего Египта и других древних цивилизаций. Все это имело свое выражение и в архитектуре. Безусловными родоначальниками и законодателями модерна являлись архитекторы Бельгии, Австрии и Германии, идеи которых, как и многие другие достижения Европы, проникли в Россию и на Украину.

Украинский архитектурный модерн (УАМ) — один из украинских архитектурных стилей, разновидность стиля модерн, который развивался на территории Украины на протяжении почти 40 лет, с 1903 по 1941 годы. В основе УАМ лежат народные традиции домашнего и церковного строительства и достижения украинской профессиональной архитектуры и прежде всего барокковой, влияние которой, начиная с 1910 года было заметным и даже возрастающим. Сильным было также влияние европейского модерна.

Основной причиной появления нового стиля был переход от патриархально-аграрно-ремесленного к индустриально-урбанистическому обществу. Развитие промышленности способствовало возникновению новых технологий и материалов (бетона, железобетонных конструкций, использование металла в массовом жилищном строительстве). Важную роль в формировании нового стиля сыграл социальный фактор, связанный с динамическими процессами урбанизации. Отток населения из деревень, рост городов, интенсивное жилищное строительство, застройка великих городов, культ машин, техницизм - все это создавало предпосылки для возникновения новых форм искусства. На смену аристократической культуры столичных центров и барских имений шла новая демократическая культура городов. Формированию стиля архитектурного модерна в Украине способствовала деятельность крупных архитектурно-строительных фирм, которые внедряли новые инженерные решения и современные технологии (В. Николаева и В. Городец кого в Киеве, О. Гинзбург,  И. Левинского, Е. Жиховича во Львове).

Архитектурный модерн в Украине представлен четырьмя основными тенденциями:

I) декоративизм (модернизация архитектурного наследия);

2) национальный стиль;

3) рационализм;

4) стиль сецессии на западноукраинских землях.

Классическим образцом украинского архитектурного модерна стал дом "с химерами" архитектора В. Городецкого по ул. Банковой, построенный в 1901 – 1903 гг в экспрессивном стиле неоромантизма, он представлял собой переходный тип между особняком и доходным домом. Внешний вид дома творил единый ансамбль с изысканными модерными интерьерами.К выдающимся примерам дворцовой архитектуры в Украине относятся царский дворец в Ливадии, построенный в 1910-1911гг в неоренессансном стиле архитектором М. Красновым. К лучшим образцам архитектуры модерна с неоренессансными чертами принадлежит "Ласточкино гнездо", построенное архитектором О. Шервудом в 1912 г.

Одной из самых эффектных сооружений в Киеве в стиле модерн с элементами итальянской неоготики стал построенный в 1902-1905 гг по проекту архитекторов О. Кобелева и О. Вербицкого Государственный банк по ул. Институтской, где видно органическое единство внутренних пышных интерьеров, украшенных лепниной и росписями, и внешней архитектурой с использованием гранита и декоративной пластики.

В формах неоклассицизма с влиянием античных образцов в 1904-1906 гг была построена Городская библиотека в Одессе по проекту архитектора Ф. Нестурха. Фасад здания украшен портиком с ионическими колоннами, верхнюю часть венчают шесть кариатид в античном духе с манускриптами, книгами и венками в руках. Эти элементы классицизма удачно сочетались с модернистскими находками - окна двух этажей библиотеки объединялись общими наличниками. В Киеве неоампир был представлен сооружениями Педагогического музея (1909-1911 гг., архитектор П. Алешин) и Пассажа (1913-1914 гг., архитектор П. Андреев).

В традициях позднего неоренессанса построен в 1913 г. по проекту архитектора В. Рикова комплекс помещений Мариинский общины сестер милосердия в Киеве. Центральный портал украшен венецианскими окнами с колоннами, между которыми помещаются античные статуи работы скульптора Ф. Балавенского.

Важным достижением украинского модерна было создание национального стиля в архитектуре, в котором сосуществовали две тенденции - стилизация под народную архитектуру и возрождение традиций украинского барокко.

Толчок к формированию национального стиля положил конкурс проектов на помещение земства, победу на котором среди выдающихся мастеров завоевал молодой художник В. Кричевский.  По его проекту в 1903 - 1908 гг. построенный дом Полтавского земства. Центром композиции является холл с парными лестницами, окруженной колоннадой второго этажа, и большой зал заседаний, украшенный орнаментами и живописью художника М. Самокиша.  Выполненные ими живописные полотна приобретают патриотического содержания и национального пафоса, провозглашая идеи демократического самоуправления "Выборы полковника Пушкаря", защиты родного края "Казак Голота", экономических и торговых связей "Млечный Ромодановский путь". На фасаде изображены щит с гербами казачьих полков Полтавщины, прекрасные резные двери украшены орнаментом на тему "Дерево жизни". Этот памятник украинского модерна в национальном стиле выступал образцом синтеза искусств, что соответствовало древним архитектурным традициям украинского народа.

Третье направление в архитектуре украинского модерна - это рационалистический модерн Для него характерными были сдержанность, аскетизм, минимизация по украшениям и отделки, преимущественно геометрические формы. Выдающимся образцом рационалистического модерна стал построенный (архитектор Г. Гай) в 1908-1912 гг Бессарабский рынок в Киеве. Он стал первым крытым рынком в Украине, отвечал модерным стандартам: оригинальная шарнирная конструкция, новейшее технологическое оборудование, что позволяло хранить продукты, подача воды, вентиляция, отопление. Металлические арки-фермы, стекло, большие витрины, высота зала (по центру 32 м), пространство поражали величием и демонстрировали новые материалы и технологии. В этом сооружении сочетались современные, рационалистические формы с национальными мотивами.  Так, фасад здания украшен большими витринами традиционной и арочной формы, рельефами скульпторов Т. Руденка и О. Теремца, коваными цветами, орнаментами из кирпича. Поражает металлопластика на решетке ворот, где изображены стаи уток, над воротами - бычьи головы, отражающей народные мотивы, естественно сочетались с модерно-рационалистической стилистикой.

Стиль сецессии, возникающая на западноукраинских землях, сочетал элементы модерна и народной архитектуры украинского Запада. Типичным вариантом украинской сецессии является помещение банка "Днестр" в Львове, построенное в 1905-1906 гг (архитектор И. Левинский и др.). Силуэт его напоминает традиции народной архитектуры Карпат, сооружение украшено лепниной и майоликой под влиянием гуцульской керамики. В формах сецессии выдержан особняк врача Панчищина во Львове. Построен в 1915 г (архитектор О. Лушпинский), он органично соединил модерн и традиции гуцульской резьбы.

Сецессия как национально ориентированный стиль в архитектуре свидетельствовал о росте национального сознания украинского населения в западноукраинских землях в начале XX в результате модернизации политического и динамики экономического роста.

Украинский модерн в Харькове

На рубеже ХІХ-ХХ столетий в застройку города Харькова властно ворвался новый
стиль - модерн. Архитекторы искали иные объемно-планировочные решения которые позволили бы использовать новые материалы и конструкции.  Город рос не только вширь, но и «ввысь», на смену одно-, двухэтажным особнячкам без удобств приходили многоэтажные доходные дома, оснащенные канализацией, водопроводом, а затем и телефонной связью. Впрочем, особняки тоже строились и несли на себе не только печать вкуса заказчика, но и результаты творческих поисков зодчих. Одним из направлений этого поиска стал так называемый «неоукраинский стиль», или «украинский модерн». Начали создаваться здания, в которых архитекторы пытались использовать либо детали народной деревянной архитектуры, либо «украинского барокко» XVII-XVIII вв. Ничего старинного деревянного в городе не осталось, барокко же представлено прежде всего Покровским собором, построенным в 1689г.





Вглядимся в ажурный и такой очень компактный храм под золотыми куполами. Первый ярус собора окружен галереей с арками, по которой можно обойти его кругом. Фасады и окна украшены полуколонками и фигурными фронтончиками, отчего храм кажется кружевным. Все эти детали — ярусность, каменная резьба, общая нарядность облика — отчасти нашли отражение в работах харьковских зодчих.
Одним из первых зданий в стиле украинского модерна стало Полтавское земство, построенное в 1903 г. архитектором В.Г.Кричевским (1872-1952).



Он не получил специального архитектурного образования, но работал помощником в мастерских известных харьковских зодчих И.И.Загоскина и А.Н.Бекетова, а затем изучал народную архитектуру разных губерний, обмеряя и зарисовывая здания. Высокая четырехскатная крыша, крытая черепицей, башни, увенчанные ярусными шатровыми покрытиями, скошенные дверные и оконные проемы, витые колонны, многоцветные керамические вставки на фасаде — эти детали внешнего облика Полтавского земства затем встречаются во многих зданиях «украинского модерна» в разных городах Украины.
В Харькове важную роль в развитии национальных традиций сыграл Украинский художественно-архитектурный отдел Литературно-художественного кружка, в который входили художник С. Васильковский, архитекторы В.Г.Кричевский, С.П.Тимошенко, К.Н.Жуков, В.Е.Мороховец, И.А.Кальбус и др. Отдел постоянно устраивал выставки зодчества, на которых были представлены не только фотографии и рисунки памятников украинской архитектуры, но и проекты современных зданий, выполненных в национальном стиле. Один из первых домов «украинского модерна» в Харькове возведен по проекту архитектора Е.Н.Сердюка. В 1909-1913 гг он вместе с архитектором З.Ю.Харманским построил в Харькове ассиметричное здание селекционной станции (ныне НИИ растениеводства на Московском проспекте, 142). Оно было украшено башней с многоярусным шатровым покрытием. Башню уравновешивала высокая четырехскатная крыша, напоминающая мазанки, крытые соломой.





В 1910 -1911 гг на бывшей Торговой площади (ныне — пл. Соборности) архитектор Б.Корнеенко построил дом, принадлежавший Пиотровскому. Он объединил овальные фронтоны и барочную башню со строгими стенами, ритмично прорезанными прямоугольными и трапециевидными окнами. На главном фронтоне был установлен бюст Т.Г.Шевченко. После революции здесь находился Дом колхозника, сейчас — телеграф и Бюро технической инвентаризации.





Несколько работ в неоукраинском стиле принадлежат С.П.Тимошенко. Вместе с П.И.Ширшовым и П.В.Соколовым он построил особняк на Мироносицкой, 94, принадлежавший предпринимателю И.Х.Бойко.





Владелец дома входил в состав Литературно-художественного кружка и несколько лет издавал в Харькове журнал «Друг искусства», в котором помещались статьи по вопросам живописи, театра, музыки, архитектуры. Построенный в 1914 г, особняк когда-то включал всего три квартиры. Из них самая оригинальная по планировке находилась на втором этаже: просторные комнаты располагались анфиладой по кругу. В центре был холл с мраморной лестницей, который освещался сквозь стеклянный потолок и крышу. Стены холла и вестибюль были расписаны по эскизам художника Н.С.Самокиша. Холл украшали картины Васильковского — вариант его известной работы «Казацкая левада» и портрет Т.Г.Шевченко. Ассиметричная композиция фасада включала три части. В средней находился вход с порталом и резными колонками, над ним нависал балкон. Слева был выступ, накрытый высокой крышей с застекленным фронтоном, справа — эркер, увенчанный башней со шпилем.

Самым известным зданием в стиле «украинского модерна» стала работа архитектора К.Н.Жукова (1873 -1940). В1911 году в Харькове был объявлен конкурс на проект фасада художественного училища. В условиях конкурса стояло: «стиль украинский». Это вызвало протест у части членов Городской думы, ставивших под сомнение само существование подобного стиля. В конкурсе приняли участие архитекторы С.П.Тимошенко, А.И.Тракал, Ф.Шумов и К.Н.Жуков, проект которого объявили лучшим. Константин Николаевич Жуков окончил Строгановское училище в Москве, несколько лет преподавал в Пензенском художественном училище, а затем переехал в Харьков. Здание, построенное совместно с М.Ф.Пискуновьм в 1911-1915 гг, по сей день служит по назначению. Это — один из корпусов Харьковской государственной академии дизайна и искусств, когда-то — художественного училища, потом — института.







             Планировка здания — расположение аудиторий и мастерских — была хорошо продумана, в центре находился выставочный зал с верхним светом. Так и стоит на ул. Краснознаменной, 8 (бывшей Каплуновской) компактное здание, похожее на резную и расписную шкатулку. Оно кажется состоящим из нескольких ярусов и напоминает этим украинские деревянные церкви. Большой, несколько тяжеловатый «ганок», четырехскатная черепичная крыша с заломами, и главное — майоликовые вставки. Все это придает школе нарядность, красочность и жизнерадостность, присущие украинской народной архитектуре.
            От архитектуры «украинского модерна» сегодня в Харькове осталось немного. Но те здания, которые сохранились, говорят о творческом поиске архитекторов предреволюционной эпохи. Они всячески развивали украинские народные художественные традиции, сочетая функциональность и удобство с внешней живописностью и выразительностью.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

6107. Технологія гостинності 28.7 KB
  Технологія гостинності План Поняття технології гостинності. Терміни та визначення. Модель гостинності. Чинники, що впливають на середовище гостинності. Уніфіковані технології готельних послуг.(С.Р.) Поняття технології гости...
6108. Відповідальність працівників за порушення норм і правил з охорони праці 29.5 KB
  Відповідальність працівників за порушення норм і правил з охорони праці Види відповідальності: Дисциплінарна відповідальність включає догану або звільнення з роботи. Притягнути до відповідальності має право особа...
6109. Различные варианты определений уроков 29 KB
  Различные варианты определений уроков. Урок - это динамичная и вариативная форма организации процесса целенаправленного взаимодействия определенного состава учителей и учащихся, включающая содержание, формы, методы и средства обучения и система...
6110. Правові основи функціонування транспорту 27.13 KB
  Правове регулювання безпеки руху та експлуатації транспорту. Правове становище рухомого складу галузей транспорту. Правове становище земель транспорту. Приватизація об'єктів транспортного комплексу України
6111. Взаємозвязки економічних процесів та явищ 34.44 KB
  Взаємозв'язки економічних процесів та явищ Завдання уроку: з'ясувати, що таке економіка предмет та методи дослідження економічної наукиоб’єкти та суб'єкти економічних відносин. Обладнання: крейда, дошка, робочі зошити учн...
6112. Региональные финансы 30.41 KB
  Региональные финансы Управление финансами можно рассматривать как сознательное воздействие органов управления на финансовые отношения экономических субъектов региона, на их финансовые потоки, осуществляемые в целях осуществления и сбалансированности...
6113. Документ і правила його складання 30.96 KB
  Основним видом текстів в офіційно-діловому стилі є документи (лат. dokumentum - повчальний приклад, взірець, доказ). В українській мові це слово з'явилося наприкінці XVII - на початку XVIII ст
6114. Сутність композиції як основи художньої творчості 31.05 KB
  Сутність композиції як основи художньої творчості. Вступ до предмету Композиція. Короткий огляд історії розвитку композиції. План. Предмет і зміст курсу Композиція. Композиція як основа художньої творчості. Сутність ідей комп...
6115. Значение физических упражнений для здоровья человека 32.88 KB
  Введение. В условиях современного мира с появлением устройств, облегчающих трудовую деятельность (компьютер, техническое оборудование) резко сократилась двигательная активность людей по сравнению с предыдущими десятилетиями. Это, в конечном итоге, п...