58834

Украинский архитектурный модерн

Доклад

Культурология и искусствоведение

Модерн как стиль в архитектуре и искусстве зародился на рубеже XIX-XX вв. сначала в Европе, а затем в России, включал в себя различные художественные течения и школы. Его отличительными особенностями являлся отказ от прямых линий

Русский

2015-01-09

620.79 KB

10 чел.

Сообщение

На тему «Украинский архитектурный модерн»


Украинский архитектурный модерн

Модерн как стиль в архитектуре и искусстве зародился на рубеже XIX-XX вв. сначала в Европе, а затем в России, включал в себя различные художественные течения и школы. Его отличительными особенностями являлся отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, «природных» линий, интерес к новым технологиям в архитектуре. В других странах стиль модерн называли: «тиффани» в США, «арнуво» во Франции, «югендстиль» в Германии, «стиль Сецессион» в Австрии, «модерн стайл» в Англии, «стиль либерти» в Италии. Стиль модерн опирался на романтизм, эстетику У. Моррисона, А. Макмёрдо, а также представлял синтез искусств. Заметное влияние на стиль модерна оказало искусство Японии. Художники модерна также черпали вдохновение из искусства Древнего Египта и других древних цивилизаций. Все это имело свое выражение и в архитектуре. Безусловными родоначальниками и законодателями модерна являлись архитекторы Бельгии, Австрии и Германии, идеи которых, как и многие другие достижения Европы, проникли в Россию и на Украину.

Украинский архитектурный модерн (УАМ) — один из украинских архитектурных стилей, разновидность стиля модерн, который развивался на территории Украины на протяжении почти 40 лет, с 1903 по 1941 годы. В основе УАМ лежат народные традиции домашнего и церковного строительства и достижения украинской профессиональной архитектуры и прежде всего барокковой, влияние которой, начиная с 1910 года было заметным и даже возрастающим. Сильным было также влияние европейского модерна.

Основной причиной появления нового стиля был переход от патриархально-аграрно-ремесленного к индустриально-урбанистическому обществу. Развитие промышленности способствовало возникновению новых технологий и материалов (бетона, железобетонных конструкций, использование металла в массовом жилищном строительстве). Важную роль в формировании нового стиля сыграл социальный фактор, связанный с динамическими процессами урбанизации. Отток населения из деревень, рост городов, интенсивное жилищное строительство, застройка великих городов, культ машин, техницизм - все это создавало предпосылки для возникновения новых форм искусства. На смену аристократической культуры столичных центров и барских имений шла новая демократическая культура городов. Формированию стиля архитектурного модерна в Украине способствовала деятельность крупных архитектурно-строительных фирм, которые внедряли новые инженерные решения и современные технологии (В. Николаева и В. Городец кого в Киеве, О. Гинзбург,  И. Левинского, Е. Жиховича во Львове).

Архитектурный модерн в Украине представлен четырьмя основными тенденциями:

I) декоративизм (модернизация архитектурного наследия);

2) национальный стиль;

3) рационализм;

4) стиль сецессии на западноукраинских землях.

Классическим образцом украинского архитектурного модерна стал дом "с химерами" архитектора В. Городецкого по ул. Банковой, построенный в 1901 – 1903 гг в экспрессивном стиле неоромантизма, он представлял собой переходный тип между особняком и доходным домом. Внешний вид дома творил единый ансамбль с изысканными модерными интерьерами.К выдающимся примерам дворцовой архитектуры в Украине относятся царский дворец в Ливадии, построенный в 1910-1911гг в неоренессансном стиле архитектором М. Красновым. К лучшим образцам архитектуры модерна с неоренессансными чертами принадлежит "Ласточкино гнездо", построенное архитектором О. Шервудом в 1912 г.

Одной из самых эффектных сооружений в Киеве в стиле модерн с элементами итальянской неоготики стал построенный в 1902-1905 гг по проекту архитекторов О. Кобелева и О. Вербицкого Государственный банк по ул. Институтской, где видно органическое единство внутренних пышных интерьеров, украшенных лепниной и росписями, и внешней архитектурой с использованием гранита и декоративной пластики.

В формах неоклассицизма с влиянием античных образцов в 1904-1906 гг была построена Городская библиотека в Одессе по проекту архитектора Ф. Нестурха. Фасад здания украшен портиком с ионическими колоннами, верхнюю часть венчают шесть кариатид в античном духе с манускриптами, книгами и венками в руках. Эти элементы классицизма удачно сочетались с модернистскими находками - окна двух этажей библиотеки объединялись общими наличниками. В Киеве неоампир был представлен сооружениями Педагогического музея (1909-1911 гг., архитектор П. Алешин) и Пассажа (1913-1914 гг., архитектор П. Андреев).

В традициях позднего неоренессанса построен в 1913 г. по проекту архитектора В. Рикова комплекс помещений Мариинский общины сестер милосердия в Киеве. Центральный портал украшен венецианскими окнами с колоннами, между которыми помещаются античные статуи работы скульптора Ф. Балавенского.

Важным достижением украинского модерна было создание национального стиля в архитектуре, в котором сосуществовали две тенденции - стилизация под народную архитектуру и возрождение традиций украинского барокко.

Толчок к формированию национального стиля положил конкурс проектов на помещение земства, победу на котором среди выдающихся мастеров завоевал молодой художник В. Кричевский.  По его проекту в 1903 - 1908 гг. построенный дом Полтавского земства. Центром композиции является холл с парными лестницами, окруженной колоннадой второго этажа, и большой зал заседаний, украшенный орнаментами и живописью художника М. Самокиша.  Выполненные ими живописные полотна приобретают патриотического содержания и национального пафоса, провозглашая идеи демократического самоуправления "Выборы полковника Пушкаря", защиты родного края "Казак Голота", экономических и торговых связей "Млечный Ромодановский путь". На фасаде изображены щит с гербами казачьих полков Полтавщины, прекрасные резные двери украшены орнаментом на тему "Дерево жизни". Этот памятник украинского модерна в национальном стиле выступал образцом синтеза искусств, что соответствовало древним архитектурным традициям украинского народа.

Третье направление в архитектуре украинского модерна - это рационалистический модерн Для него характерными были сдержанность, аскетизм, минимизация по украшениям и отделки, преимущественно геометрические формы. Выдающимся образцом рационалистического модерна стал построенный (архитектор Г. Гай) в 1908-1912 гг Бессарабский рынок в Киеве. Он стал первым крытым рынком в Украине, отвечал модерным стандартам: оригинальная шарнирная конструкция, новейшее технологическое оборудование, что позволяло хранить продукты, подача воды, вентиляция, отопление. Металлические арки-фермы, стекло, большие витрины, высота зала (по центру 32 м), пространство поражали величием и демонстрировали новые материалы и технологии. В этом сооружении сочетались современные, рационалистические формы с национальными мотивами.  Так, фасад здания украшен большими витринами традиционной и арочной формы, рельефами скульпторов Т. Руденка и О. Теремца, коваными цветами, орнаментами из кирпича. Поражает металлопластика на решетке ворот, где изображены стаи уток, над воротами - бычьи головы, отражающей народные мотивы, естественно сочетались с модерно-рационалистической стилистикой.

Стиль сецессии, возникающая на западноукраинских землях, сочетал элементы модерна и народной архитектуры украинского Запада. Типичным вариантом украинской сецессии является помещение банка "Днестр" в Львове, построенное в 1905-1906 гг (архитектор И. Левинский и др.). Силуэт его напоминает традиции народной архитектуры Карпат, сооружение украшено лепниной и майоликой под влиянием гуцульской керамики. В формах сецессии выдержан особняк врача Панчищина во Львове. Построен в 1915 г (архитектор О. Лушпинский), он органично соединил модерн и традиции гуцульской резьбы.

Сецессия как национально ориентированный стиль в архитектуре свидетельствовал о росте национального сознания украинского населения в западноукраинских землях в начале XX в результате модернизации политического и динамики экономического роста.

Украинский модерн в Харькове

На рубеже ХІХ-ХХ столетий в застройку города Харькова властно ворвался новый
стиль - модерн. Архитекторы искали иные объемно-планировочные решения которые позволили бы использовать новые материалы и конструкции.  Город рос не только вширь, но и «ввысь», на смену одно-, двухэтажным особнячкам без удобств приходили многоэтажные доходные дома, оснащенные канализацией, водопроводом, а затем и телефонной связью. Впрочем, особняки тоже строились и несли на себе не только печать вкуса заказчика, но и результаты творческих поисков зодчих. Одним из направлений этого поиска стал так называемый «неоукраинский стиль», или «украинский модерн». Начали создаваться здания, в которых архитекторы пытались использовать либо детали народной деревянной архитектуры, либо «украинского барокко» XVII-XVIII вв. Ничего старинного деревянного в городе не осталось, барокко же представлено прежде всего Покровским собором, построенным в 1689г.





Вглядимся в ажурный и такой очень компактный храм под золотыми куполами. Первый ярус собора окружен галереей с арками, по которой можно обойти его кругом. Фасады и окна украшены полуколонками и фигурными фронтончиками, отчего храм кажется кружевным. Все эти детали — ярусность, каменная резьба, общая нарядность облика — отчасти нашли отражение в работах харьковских зодчих.
Одним из первых зданий в стиле украинского модерна стало Полтавское земство, построенное в 1903 г. архитектором В.Г.Кричевским (1872-1952).



Он не получил специального архитектурного образования, но работал помощником в мастерских известных харьковских зодчих И.И.Загоскина и А.Н.Бекетова, а затем изучал народную архитектуру разных губерний, обмеряя и зарисовывая здания. Высокая четырехскатная крыша, крытая черепицей, башни, увенчанные ярусными шатровыми покрытиями, скошенные дверные и оконные проемы, витые колонны, многоцветные керамические вставки на фасаде — эти детали внешнего облика Полтавского земства затем встречаются во многих зданиях «украинского модерна» в разных городах Украины.
В Харькове важную роль в развитии национальных традиций сыграл Украинский художественно-архитектурный отдел Литературно-художественного кружка, в который входили художник С. Васильковский, архитекторы В.Г.Кричевский, С.П.Тимошенко, К.Н.Жуков, В.Е.Мороховец, И.А.Кальбус и др. Отдел постоянно устраивал выставки зодчества, на которых были представлены не только фотографии и рисунки памятников украинской архитектуры, но и проекты современных зданий, выполненных в национальном стиле. Один из первых домов «украинского модерна» в Харькове возведен по проекту архитектора Е.Н.Сердюка. В 1909-1913 гг он вместе с архитектором З.Ю.Харманским построил в Харькове ассиметричное здание селекционной станции (ныне НИИ растениеводства на Московском проспекте, 142). Оно было украшено башней с многоярусным шатровым покрытием. Башню уравновешивала высокая четырехскатная крыша, напоминающая мазанки, крытые соломой.





В 1910 -1911 гг на бывшей Торговой площади (ныне — пл. Соборности) архитектор Б.Корнеенко построил дом, принадлежавший Пиотровскому. Он объединил овальные фронтоны и барочную башню со строгими стенами, ритмично прорезанными прямоугольными и трапециевидными окнами. На главном фронтоне был установлен бюст Т.Г.Шевченко. После революции здесь находился Дом колхозника, сейчас — телеграф и Бюро технической инвентаризации.





Несколько работ в неоукраинском стиле принадлежат С.П.Тимошенко. Вместе с П.И.Ширшовым и П.В.Соколовым он построил особняк на Мироносицкой, 94, принадлежавший предпринимателю И.Х.Бойко.





Владелец дома входил в состав Литературно-художественного кружка и несколько лет издавал в Харькове журнал «Друг искусства», в котором помещались статьи по вопросам живописи, театра, музыки, архитектуры. Построенный в 1914 г, особняк когда-то включал всего три квартиры. Из них самая оригинальная по планировке находилась на втором этаже: просторные комнаты располагались анфиладой по кругу. В центре был холл с мраморной лестницей, который освещался сквозь стеклянный потолок и крышу. Стены холла и вестибюль были расписаны по эскизам художника Н.С.Самокиша. Холл украшали картины Васильковского — вариант его известной работы «Казацкая левада» и портрет Т.Г.Шевченко. Ассиметричная композиция фасада включала три части. В средней находился вход с порталом и резными колонками, над ним нависал балкон. Слева был выступ, накрытый высокой крышей с застекленным фронтоном, справа — эркер, увенчанный башней со шпилем.

Самым известным зданием в стиле «украинского модерна» стала работа архитектора К.Н.Жукова (1873 -1940). В1911 году в Харькове был объявлен конкурс на проект фасада художественного училища. В условиях конкурса стояло: «стиль украинский». Это вызвало протест у части членов Городской думы, ставивших под сомнение само существование подобного стиля. В конкурсе приняли участие архитекторы С.П.Тимошенко, А.И.Тракал, Ф.Шумов и К.Н.Жуков, проект которого объявили лучшим. Константин Николаевич Жуков окончил Строгановское училище в Москве, несколько лет преподавал в Пензенском художественном училище, а затем переехал в Харьков. Здание, построенное совместно с М.Ф.Пискуновьм в 1911-1915 гг, по сей день служит по назначению. Это — один из корпусов Харьковской государственной академии дизайна и искусств, когда-то — художественного училища, потом — института.







             Планировка здания — расположение аудиторий и мастерских — была хорошо продумана, в центре находился выставочный зал с верхним светом. Так и стоит на ул. Краснознаменной, 8 (бывшей Каплуновской) компактное здание, похожее на резную и расписную шкатулку. Оно кажется состоящим из нескольких ярусов и напоминает этим украинские деревянные церкви. Большой, несколько тяжеловатый «ганок», четырехскатная черепичная крыша с заломами, и главное — майоликовые вставки. Все это придает школе нарядность, красочность и жизнерадостность, присущие украинской народной архитектуре.
            От архитектуры «украинского модерна» сегодня в Харькове осталось немного. Но те здания, которые сохранились, говорят о творческом поиске архитекторов предреволюционной эпохи. Они всячески развивали украинские народные художественные традиции, сочетая функциональность и удобство с внешней живописностью и выразительностью.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

55562. Обучение 40 KB
  Цель: установить с учащимися психологический контакт на уроке, завладеть вниманием учащихся, ввести их в языковую атмосферу. Подготовить учащихся к восприятию речи на слух и говорение.
55563. РАЗНООБРАЗИЕ ЦВЕТКОВЫХ РАСТЕНИЙ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ 111 KB
  Сообщение учеников об истории происхождения и сельскохозяйственном значении растений-переселенцев томатов и свеклы сопровождается демонстрацией слайдов этих растений Помидор или томат культурный.
55564. Ще не вмерла України і слава, і воля… 1.01 MB
  Що ж таке гімн Гімн величава пісня виконання якої повязане із урочистостями офіційними державними заходами військовими парадами політичними подіями. Верховна Рада України ухвалила постанову Про відзначення 150річчя з дня написання державного гімну України.