58848

СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА МУНИЦИПАЛЬНОГО СЕКТОРА

Лекция

Макроэкономика

Функционирование всего государственного механизма экономики служит достижению социальных целей. Деятельность муниципального сектора заключается в реализации общегосударственной социальной политики через муниципальные образования. Все слои общества являются в большей или меньшей степени социальными или экономическими клиентами муниципальных образований

Русский

2014-09-23

2.04 MB

10 чел.

МЧС РОССИИ

Санкт-Петербургский университет Государственной

противопожарной службы

Учебно-методический комплекс

по дисциплине «Экономика государственного и муниципального сектора»

СМК-УМК-Д 4.4.2-41-2013

 Управление документацией

                                                            УТВЕРЖДАЮ

                                                            Начальник кафедры

                                        УиИМК

полковник внутренней службы

         _______________Е.Н. Бардулин

                                                   «____»_____________201_

 

  

ТЕМА 11. СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА МУНИЦИПАЛЬНОГО СЕКТОРА

лекция по дисциплине

«Экономика государственного и муниципального сектора»

(080504.65 - «Государственное и муниципальное управление»)

СМК-УМК-Д 4.4.2-41-2013

Рассмотрена на заседании

                                                                                кафедры УиИМК
                                                                                протокол № _____

                                                                                от  «____»_________ 201_ г.

Санкт-Петербург

201_

Должность

Фамилия/ Подпись

Дата

Разработал

Преподаватель кафедры УиИМК

Стариченкова Е.М.

Проверил

Зам.начальника кафедры п-к вн.службы

Мартышевская А.В.

Стр. 2 

1. Учебные цели лекционного занятия по 11 теме

Дать студентам целостные знания о социальной сфере муниципального сектора.

Развивать у студентов стремление к углубленному освоению материала по дисциплине «Экономика государственного и муниципального сектора», прививать навыки самостоятельной работы с первоисточниками и учебно-методическими материалами.

2. Воспитательные цели

Воспитание у студентов творческого подхода в ходе приобретения профессиональных компетенций.

Воспитание у студентов профессионально значимых качеств, развитие у обучаемых самостоятельного творческого мышления.

3. Расчет учебного времени

Содержание и порядок проведения занятия

Время, мин

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Учебные вопросы:

1. Общие положения

2. Здравоохранение

3. Образование

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

5

80

20

30

30

5

4. Литература

Основная

  1.  Савченко П.В., Погосов И.А., Жильцов Е.Н. Экономика общественного сектора: Учебник / Под ред. Савченко П.В., Погосова И.А., Жильцова Е.Н. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 763 с.
  2.  Бюджет и бюджетная система Российской Федерации: Учеб. пособие. М.: Дашков и Ко, 2001.
  3.  Экономика муниципального сектора: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 080504 «Государственное и муниципальное управление» / Под ред. А.В. Пикулькина. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2008. – 464с.

Дополнительная

  1.  Волгин Н.А., Кокин Ю.П. Доходы населения и оплата труда в современной России. Анализ ситуации, обоснование действий органов государственной власти и управления. М.: РАГС, 2008.
  2.  Государственные и муниципальные финансы: Учебник / Под общ. ред. И.Д. Мацкуляка. М.: РАГС, 2006.

5. Учебно-материальное обеспечение

1. Технические средства обучения: мультимедийный проектор, экран, компьютерная техника, слайды

Вопрос 1. Общие положения

Функционирование всего государственного механизма экономики служит достижению социальных целей. Деятельность муниципального сектора заключается в реализации общегосударственной социальной политики через муниципальные образования. Все слои общества являются в большей или меньшей степени социальными или экономическими клиентами муниципальных образований, которые функционируют как посредники между населением и государственной властью на всей территории.

Социальные услуги предоставляют органы власти — непосредственно или через подведомственные им учреждения либо иные организации, безвозмездно или по регулируемым ценам, в области здравоохранения, образования, культуры, социальной зашиты населения и в других областях.

После 1991 г. социальные функции местного самоуправления расширились в результате передачи объектов социально-культурной сферы приватизированных предприятий. Наиболее крупные предприятия все же сохранили на своем балансе социальные объекты, создали социально-культурные комплексы, действующие, правда, в основном на коммерческих началах (дошкольные учреждения, общеобразовательные, объекты физической культуры и спорта и др.).

Муниципальные предприятия и учреждения тоже повышают долю платных услуг, так как средств из общественных фондов далеко не хватает, а допустить деградацию материальной базы нельзя.

Социальная сфера муниципального сектора имеет различные источники финансирования и содержания: налоговые платежи, дотации, займы, предпринимательство. Рациональное их использование требует проведения разумной хозяйственной, экономической политики, стратегического видения. Формулируют и претворяют в жизнь эту политику муниципальные органы.

Социальная сфера включает совокупность отраслей, удовлетворяющих разнообразные потребности жизнедеятельности человека. Основными отраслями социальной сферы являются здравоохранение, образование, культура, защита социально уязвимых слоев населения. Важность социальной сферы определяется ее влиянием на все стороны общественного воспроизводства:  продукта, рабочей силы, производительность труда, культурную жизнь общества, улучшение условий труда и быта

Развитие социальной сферы является важнейшим направлением внутренней политики государства, обеспечения благополучия и всестороннего развития граждан. В статье 7 Конституции РФ сказано: «Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека» Признаками социального государства являются не столько декларируемые права на труд, отдых, социальное обеспечение, жилище, охрану здоровья, образование и т.д., сколько их реализация, реальная доступность социальных благ абсолютному большинству населения.

Обобщающим показателем развития социальной сферы служат повышение уровня жизни, рост денежных доходов населения при сокращении разрыва в доходах между богатыми и малообеспеченными, что особенно важно для экономики, так как способствует расширению внутреннего спроса, производству продукции отечественных предприятий.

Согласно определению Международной организации труда, социальное обеспечение включает:

• стимулирование  стабильной,  оплачиваемой трудовой деятельности;

• предотвращение социальных рисков и компенсацию доходов с помощью механизмов социального страхования;

• предоставление социальной помощи уязвимым группам населения, не являющимся участниками системы страхования;

• обеспечение доступа граждан к образованию и медицинской помощи.

Для трудоспособного населения важны экономические условия, позволяющие гражданам за счет собственных доходов обеспечивать более высокий уровень социального потребления; это эффективная занятость, баланс спроса и предложения на рынках труда, в том числе на основе повышения качества и конкурентоспособности рабочей силы, регулирование миграционных процессов.

Поддержание занятости требует проведения эффективной кадровой политики, обеспечения гражданам свободы выбора места жительства и возможности продуктивно трудиться, стимулирования организации современных производств и рабочих мест, защиты трудовых прав и интересов работников в рамках социального партнерства; содействия общественно полезному и эффективному предпринимательству, стимулирования экономической активности, более адекватного отражения ее фактической результативности в доходах разных групп населения, в том числе работников бюджетной сферы; выравнивания экономических возможностей.

Проведение политики повышения доходов включает установление государственных гарантий в сфере оплаты труда, обеспечивающих воспроизводство рабочей силы, формирование эффективной системы налогообложения, контроль за инфляцией.

Улучшение жизнеобеспечения населения прежде всего сводится к поддержанию и развитию коммунальной инфраструктуры, транспорта и связи, охране окружающей среды.

Совершенствование системы социальной защиты граждан включает разработку и реализацию государственных программ борьбы с бедностью, комплексной защиты населения, в первую очередь слабозащищенных категорий, от социальных рисков; реформирование системы социального страхования, в том числе пенсионного и медицинского.

Современное состояние социальной сферы нельзя назвать удовлетворительным. Рыночное хозяйствование нанесло ей ощутимый урон по всем направлениям и отраслям. За советский период предприятия для социальной поддержки работников построили много санаториев, домов отдыха, детских лагерей, жилья, объектов здравоохранения, культуры. С переходом к рынку большинство из них посчитали непрофильными и обременительными для содержания.

Переданные на баланс муниципальных предприятий социальные объекты не обеспечивались в течение более 10 лет средствами даже на текущий ремонт и создали проблемы прежде всего для региональных и муниципальных властей. Несмотря на запрет на приватизацию в составе имущественного комплекса объектов здравоохранения, образования, культуры, предназначенных для обслуживания жителей, и их перепрофилирование в течение не менее 5 лет, до сих пор идет приватизация детских садов, домов ученых, домов культуры.

Социальное развитие сузилось до рамок смягчения негативных последствий реформ и поддержки малоимущих слоев населения, что весьма обедняет его содержание, не позволяет вовлекать в экономику в полной мере трудовой, интеллектуальный, творческий потенциал страны.

Каждая из отраслей сферы характеризуется специфическими показателями развития; среди них есть представительские показатели, которые позволяют выразить деятельность каждой из отраслей сферы обслуживания. В жилищном хозяйстве — это размер жилой площади, приходящейся на одного человека;  в коммунальном хозяйстве  — размер оборудованной жилой площади, приходящейся на одного человека; в образовании — численность учащихся всех видов; в здравоохранении — число больничных коек; в транспортной отрасли — пассажирооборот; в зрелищных видах искусства — число мест в зрительных залах.

Оптимизация таких показателей и достижение других социально значимых целей требуют совершенствования организационно-правовых форм социальных организаций внутри государственного и муниципального сектора, мобилизации всех источников финансирования: бюджетных, корпоративных, спонсорских и т.д.

С переходом к рынку источники финансирования социальных услуг стали разнообразнее, активизировалась коммерциализация социальной сферы. Однако основные расходы до сих пор приходятся на местные бюджеты, т.е. на муниципальный сектор.

Закон о местном самоуправлении в новой редакции вносит существенные изменения в полномочия органов власти субъектов РФ и муниципальных образований в области социального развития. Так в полномочия органов местного самоуправления включены:

• организация оказания скорой медицинской помощи (за исключением санитарно-авиационной), первичной медико-санитарной помощи в амбулаторно-поликлинических и больничных учреждениях, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов;

• организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ; организация дополнительного образования и общедоступного бесплатного дошкольного воспитания на территории муниципального района, а также организация отдыха детей в каникулярное время;

• организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения;

• создание условий для организации массового отдыха и досуга.

Полномочия по социальной поддержке, содействию занятости населения, профессиональному образованию, организации специализированных медицинских учреждений, развитию культуры отнесены к ведению государственной власти, в основном субъектов РФ.

В социальной сфере местного самоуправления остались некоторые обслуживающие функции первой ступени (общее школьное образование, первичная медико-санитарная помощь, коммунальное обслуживание), что ведет к ограничению возможностей местной власти в воспроизводстве населения. Такие функции, как занятость хотя бы с небольшим доходом, доступное здравоохранение и образование, защита нетрудоспособных, обустройство среды обитания и т.п., могут выполнять местные власти эффективнее; это, безусловно, станет фактором делегирования их региональными органами местному самоуправлению. Роль муниципального сектора в социальном развитии территорий реально вряд ли уменьшится.

С расширением возможностей государственного финансирования социальной сферы нужны эффективные механизмы расходования средств. Важно платить за количество и качество услуг на основе размещения государственных и муниципальных заказов, применения нормативов затрат на единицу объема. Через заказ услуги выкупаются у организаций государственными и муниципальными органами и передаются клиентам. При использовании подушевых нормативов на обслуживание деньги следуют за клиентом, а услуги оплачиваются по конечному результату. Полученные за выполнение заказа деньги расходуются на развитие материальной базы, оплату труда персонала и другие нужды.

Вопрос 2. Здравоохранение

Здравоохранение стало важнейшей отраслью социальной сферы, ключевым фактором качества жизни, деловой активности людей. К сфере здравоохранения относятся разнообразные учреждения и предприятия всех форм собственности, она неразрывно связана с медицинской промышленностью, производящей лекарственные средства, оборудование, инструменты.

Основу сферы здравоохранения составляют лечебно-профилактические учреждения; к ним относятся больницы разного профиля, диспансеры, амбулатории и поликлиники, санатории, станции скорой медицинской помощи, переливания крови и др. Медицинское законодательство в понятие «первичная медико-санитарная помощь» включает лечение наиболее распространенных болезней, травм, отравлений и других неотложных состояний, проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемиологических мероприятий, медицинской профилактики важнейших заболеваний; санитарно-гигиеническое образование; реализацию мер по охране семьи, материнства, отцовства и детства, других мероприятий, связанных с оказанием медико-санитарной помощи гражданам по месту жительства.

В мировой практике применяются две основные модели организации здравоохранения и их комбинации:

• преимущественно государственное бесплатное медицинское обслуживание; государство координирует всю вертикаль взаимоотношений с производителями и потребителями медицинских услуг, само обеспечивает их предоставление;

• частные страховые компании; государство лишь обеспечивает лечение социально значимых заболеваний.

Большинство развитых стран придерживаются смешанной системы, при которой одинаково развиты и государственный и частный сектор здравоохранения. В СССР использовалась первая модель. В России действует бюджетно-страховая модель с финансированием из бюджетных и внебюджетных источников. Перечень услуг здравоохранения, обеспечиваемых государством, который сложился в СССР, при этом сокращается.

В начале 1990-х годов здравоохранение в подавляющей части было передано на муниципальный уровень, имущество отрасли разделено между государственными и муниципальными медицинскими учреждениями. Государственные и муниципальные лечебно-профилактические учреждения, выполняющие схожие функции, не имеют жесткой связи друг с другом в рамках единой технологии оказания медицинской помощи.

В государственную систему здравоохранения входят медицинские организации, в том числе лечебно-профилактические учреждения; фармацевтические предприятия и организации; аптечные учреждения, создаваемые федеральными органами исполнительной власти в области здравоохранения, другими федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Вместе с Российской академией медицинских наук они в пределах своей компетенции осуществляют планирование и реализацию мер по охране здоровья граждан.

Государственная система здравоохранения вертикально сегментирована на федеральный и региональный секторы.

К муниципальной системе здравоохранения относятся находящиеся в муниципальной собственности медицинские, фармацевтические и аптечные организации, а также муниципальные органы управления здравоохранением.

В настоящее время здравоохранение в муниципальном секторе представляет собой одно из важнейших подразделений социальной инфраструктуры. Оно включает крупные комплексы современных больниц и поликлиник, диспансеров и санаториев, санитарно-эпидемиологических станций, аптеки, научно-исследовательские и учебные институты и другие учреждения.

Компетенция местных органов в области здравоохранения определяется устанавливаемым законодательно перечнем вопросов местного значения. До последнего времени на муниципальные органы возлагалась организация оказания:

• скорой медицинской помощи (за исключением санитарно-авиационной), первичной медико-санитарной помощи в стационарно-поликлинических и больничных учреждениях, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов;

• специализированной медицинской помощи в кожно-венерологических, туберкулезных, наркологических, онкологических диспансерах и других специализированных медицинских учреждениях, за исключением федеральных специализированных медицинских учреждений, а также обязательного медицинского страхования неработающего населения

Согласно новой редакции Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления» местное самоуправление отвечает в основном за оказание первичной медико-санитарной помощи, устанавливает объем первичной медико-санитарной помощи в соответствии с территориальными программами обязательного медицинского страхования, перечень услуг, предоставление которых возлагается на органы местной администрации. Однако местная власть находится непосредственно среди людей, которым нужна медицинская помощь бесплатно и беспрепятственно независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности лечебных учреждений.

Обеспечивать гарантии бесплатной медицинской помощи, финансировать медицинскую помощь с большими финансовыми рисками, оплачивать реальные результаты деятельности медицинских организаций должна система обязательного медицинского страхования (ОМС), которая строится на следующих принципах:

• организационном разделении тех, кто предоставляет медицинские услуги населению, и тех, кто их оплачивает, т.е. разделении производителей и покупателей медицинских услуг;

• стимулировании конкуренции среди производителей за получение финансовых средств от покупателей;

• обеспечении права пациентов на выбор врача, медицинского учреждения и посредника во взаимоотношениях с ними, т.е. страховой организации (страховщика).

Страховщиками могут быть как негосударственные коммерческие организации, так и структурные подразделения территориальных фондов ОМС. В 42 субъектах РФ функции страховщиков выполняют только страховые компании, в 23 — только территориальные фонды и их филиалы, в 23 — те и другие.

В систему ОМС входят 89 территориальных фондов с 1160 филиалами и 461 страховая медицинская организация.

Территориальный фонд ОМС — это государственная внебюджетная некоммерческая кредитно-финансовая организация. Согласно законодательству о медицинском страховании территориальные фонды ОМС должны аккумулировать обязательные взносы работодателей на медицинское страхование работающих и платежи из местных бюджетов на медицинское страхование неработающего населения. Федеральный фонд ОМС регулирует расход средств ОМС в территориях в целях выравнивания региональных различий финансирования. А они зависят от того, являются регионы донорами или реципиентами федерального бюджета.

Услуги предоставляются по договорам между страхователями (работодателями для работающего населения) или органами исполнительной власти субъектов РФ (для неработающего населения) и страховыми медицинскими организациями и лечебно-профилактическими учреждениями.

Средства ОМС, бюджетов разных уровней органов власти и другие источники образуют консолидированный бюджет здравоохранения.

За счет ОМС (по всем источникам) оплачено медицинских ус-луг на 190 млрд руб., или около 40% стоимости базовой программы ОМС. Платные услуги государственных и муниципальных лечебных учреждений составили 90 млрд руб.

В консолидированном бюджете здравоохранения средства ОМС составили 47,3%.

Каналы оплаты медицинских услуг отличаются большим разнообразием:

- финансирование государственных гарантий оказания медицинских услуг, в том числе программ ОМС;

- ассигнования на основании смет расходов медицинских учреждений, соответствующих бюджетной классификации;

- расходы территориальных фондов ОМС (кроме государственных гарантий);

- страховые  медицинские  организации  по  обязательному и добровольному медицинскому страхованию (ОМС и ДМС);

- фонд социального страхования для финансирования санаторно-курортного лечения;

- взаиморасчеты между субъектами ОМС;

- платные услуги населению в системах общественного и частного медицинского обслуживания;

- предприятия  на   основе  договоров    определяющих  стоимость услуг по установленному тарифу;

- косвенное бюджетное финансирование (налоговые льготы); скрытая экономическая деятельность.

Финансирование по программе государственных гарантий бесплатной медицинской помощи занимает 70—80% во всех расходах на здравоохранение. Его источниками служат бюджетные средства и средства ОМС. Расходы за счет средств фонда социального страхования (санаторно-курортное лечение) в структуре общих расходов занимает по регионам 4—10%. Финансирование за счет средств ДМС не получило сколько-нибудь значительного распространения (1—3%). Невелика роль и корпоративных расходов на здравоохранение (не более 1%).

Оплата медицинских услуг для работающего населения осуществляется за счет платежей предприятий, поступающих в внебюджетные фонды, а неработающего — по нормативам за счет бюджетного финансирования, субъектами РФ через ОМС.

Лечебно-профилактические учреждения не проводят различия между работниками, за которых предприятие платит или не платит через внебюджетные фонды. В России около 20 млн человек пользуются медицинскими услугами, за которые предприятие не платит: пользующиеся льготами по налогам, самозанятые, мигранты и др. За них в скрытой форме платят работающие по найму на предприятиях и в бюджетной сфере. Видимо, нужны другие организационные формы для решения этой проблемы.

Нормативы оплаты медицинских услуг неработающему населению включают не весь перечень необходимых статей согласно бюджетной классификации. Томограф за счет ОМС купить можно, а расходные материалы к нему — нет. Продукты питания для больных за счет ОМС можно купить, а столовые приборы — нет

Наличие нескольких источников финансирования медицинской помощи и субъектов такого финансирования (территориальных фондов ОМС, региональных органов здравоохранения, муниципальных органов власти), затрудняет выполнение территориальных программ, приводит к дублированию при определении потребности населения в медицинских услугах, расчетах финансового обеспечения государственных медицинских гарантий. Вместо перечисления платежей в территориальный фонд ОМС органы исполнительной власти предпочитают финансировать медицинские учреждения напрямую.

В зависимости от вида услуг оплата начисляется по-разному:

• за отдельную услугу (на основании выставленного счета исходя из установленных тарифов; применяется в основном для оплаты стационарной, отдельных видов амбулаторно-поликлинической и стоматологической помощи);

• по подушевому нормативу (на основании утвержденной территориальной программы обязательного медицинского страхования в соответствии с объемными показателями оказания медицинской помощи исходя из численности прикрепленных застрахованных жителей и установленных тарифов; применяется для оплаты амбулаторно-поликлинической помощи);

• по окончании амбулаторного или стационарного лечения (законченный случай) (исходя из стоимости по установленным тарифам оказанных пациенту медицинских услуг с начала обращения его за медицинской помощью в медицинское учреждение и до полного его выздоровления (выписки); применение этого метода целесообразно в основном для оплаты стационарной, стоматологической помощи, услуг дневных стационаров, некоторых видов услуг амбулаторно-поликлинической помощи);

• по средней стоимости лечения больного;

• за фактически проведенный койко-день в стационаре.

Для оплаты стационарной медицинской помощи наиболее приемлем метод оплаты по окончании стационарного лечения, а для оплаты амбулаторно-поликлинической помощи наиболее приемлем метод нормативного подушевого финансирования. Московская область, например, переходит на подушевое финансирование расходов на оплату медицинской помощи амбулаторно-поликлиническим больным, оплату стационарной помощи по окончании лечения, персонифицированный учет оказанной медицинской помощи.

В амбулаторном и стационарном секторах лечения потребность в средствах для обеспечения государственных гарантий бесплатной медицинской помощи определяется по нормативам в расчете на душу населения (одного клиента, больного). Она принимает форму бюджетной обеспеченности и отражается в бюджетах субъектов РФ и муниципальных образований. Основными нормативами являются расходы (в год):

• на содержание амбулаторно-поликлинических учреждений (по видам) — на 1 штатную врачебную должность;

• на содержание одной койки в больничных учреждениях (по видам);

• на оказание одному жителю скорой медицинской помощи и помощи при социально значимых заболеваниях;

• льготное лекарственное обеспечение в амбулаторных условиях больных с социально значимыми заболеваниями, дифференцированное по группам муниципальных образований — на одного жителя, пользующегося льготами по лекарственному обеспечению;

• льготное лекарственное обеспечение в амбулаторных условиях прочих контингентов населения, пользующихся льготами по лекарственному обеспечению, — на одного жителя, относящегося к прочим контингентам;

• оказание прочей медицинской помощи и мероприятий, дифференцированных по группам муниципальных образований, — на одного жителя.

Расходы местных бюджетов определяются по нормативам, ежегодно утверждаемым Законом области «О нормативах бюджетной обеспеченности, применяемых при составлении прогноза консолидированного бюджета». За основу принимаются фактические расходы за предыдущие годы, которые индексируются на новый период и корректируются с помощью поправочных коэффициентов.

Норматив затрат на оказание скорой медицинской помощи и помощи при социально значимых заболеваниях един для всех муниципальных образований.

Состояние и эффективность здравоохранения определяются комплексом как промежуточных, так и результативных показателей, характеризующих обеспеченность населения медицинскими учреждениями и персоналом, специализированной медицинской помощью; деятельность поликлиник и стационаров; динамику заболеваемости, рождаемости, смертности и т.д.

Обеспеченность учреждениями здравоохранения и медицинским персоналом рассчитывается, как правило, на 10 000, а заболеваемость — на 100 000 человек населения по следующим формулам

За последние годы произошло ухудшение медико-демографической ситуации. Отмечается снижение продолжительности жизни, рост показателей общей смертности, снижение уровня рождаемости. Фиксируется около 2,5 млн беременностей, а рождается 1,4 млн детей. Абсолютные значения уровня смертности и ожидаемой продолжительности жизни остаются ниже, чем в предыдущее десятилетие, не говоря уже об уровне стран с развитой экономикой. Происходит рост общей заболеваемости взрослого населения и подростков, заболеваемости туберкулезом, венерическими болезнями, наркотоксикомании. Сохраняется угроза эпидемических вспышек и возникновения заболеваний, связанных с условиями жизни. Потребность в сложных операциях в России составляет около 500 тыс., а проводится их не более 60 тыс в год.

После 1991 г. в течение 10 лет расходы на здравоохранение государства или снижались или оставались неизменными. Дефицит финансирования базовой программы достиг 40%. Наблюдается резкая дифференциация объемов медицинской помощи по территориям. Разница в финансировании по регионам составляет 12 раз, по муниципальным образованиям 50 раз, т.е. нарушается принцип равной доступности к медицинским услугам всего населения страны. Нерационально используются и имеющиеся средства. На стационарное лечение приходится 2/3 средств, первичная помощь недооценивается, а профилактика практически сведена на нет.

В результате либерализации и приватизации пришли в упадок медицинская и фармацевтическая промышленность, развитие биотехнологии.

Программа государственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью не основана на реальных потребностях населения в получении медицинских услуг и не определяет конкретный объем гарантированных медицинских услуг. Причины упадка здравоохранения надо искать в сфере управления, материально-технического обеспечения, стимулирования.

Сейчас нет долгосрочной программы охраны здоровья с приоритетами развития отрасли. Необходим единый план, программа совместных действий всех уровней власти и на их основе — комплекс взаимосвязанных целевых программ. Без этого невозможно обеспечить реализацию государственной политики в области здравоохранения, соответствие между обязательствами государства и ресурсами для их выполнения, оптимизацию их использования.

Требуется пересмотр схем разграничения полномочий, модернизация модели управления отраслью, усовершенствование организации надзора и контроля, усиление целевой направленности финансирования. Исходным должно стать воссоздание вертикали управления с прямым подчинением ОМС федеральным и региональным органам управления здравоохранения, ликвидацией «двоевластия».

Особого внимания заслуживают вопросы компетенции органов местного самоуправления в вопросах организации и финансирования здравоохранения. Для этих целей уставы муниципальных образований следует дополнить положениями, предусматривающими их компетенцию по вопросам развития муниципальной системы здравоохранения, создания условий для развития частного здравоохранения, организации первичной медико-санитарной и медико-социальной помощи, лекарственного обеспечения, контроля за соблюдением их качества, формирования местных целевых фондов охраны и укрепления здоровья населения.

Важное значение приобретает переоснащение медицинских учреждений, особенно в первичном звене. Здесь в первую очередь следует использовать научно-технический потенциал страны

Оснастить в короткие сроки огромное количество медицинских учреждений невозможно, не хватит никаких средств Поэтому целесообразно их концентрировать в медицинских центрах. Но даже такие центры не обязательно должны быть в каждой области, можно оборудовать один на 3-4 области, которым предоставить лимиты на лечение в соседнем областном центре.

Ощущается потребность в промежуточном оснащенном звене между амбулаторией и региональным лечебным центром, чтобы не принуждать людей обращаться за узкоспециализированной помощью только в столицы и крупные города. Это может быть межрайонное медицинское учреждение.

Например, в Воронежской области больницы 32 сельских районов выделили 10 крупных больниц (объединяются по три района), выбирают наиболее перспективную, ее и оснащают всем необходимым. На остальных еще встречаются рентгеновские аппараты, изготовленные в 1954 г. В Тверской области 36 районов определили межрайонные центры для оснащения кабинетов спецоборудованием. Так полнее загружаются работой и врачи-специалисты.

В настоящее время на первый план выходят объемы и источники финансирования здравоохранения.

Многочисленные исследования сравнения роста расходов на здравоохранение в странах с разным уровнем социально-экономического развития с показателями, характеризующими состояние здоровья населения этих стран, не определяют прямых зависимостей. Аналогичные данные были получены в работах, проведенных в рамках программ Всемирного банка, в которых изучалось влияние затрат на здравоохранение на ожидаемую продолжительность жизни. Примером отсутствия такой зависимости могут служить сравнительные данные США и Китая. В США средняя продолжительность жизни на несколько лет ниже той, что можно было бы ожидать с учетом характерных для этой страны высокого уровня доходов и здравоохранения. Напротив, в Китае доля расходов на здравоохранение существенно ниже, но средняя продолжительность жизни его населения на 10 лет превышает ожидаемую.

Тем не менее ВОЗ рекомендует всем странам поддерживать расходы на здравоохранение на уровне не ниже 5% ВВП. В развитых странах этот показатель составляет 9—11% ВВП, в России — 3%. Но надо еще учесть и большую разницу в производстве ВВП на душу населения.

Необходим пересмотр Правительством РФ гарантий предоставления бесплатной медицинской помощи, решение проблемы дисбаланса обязательств и их финансового обеспечения.

Совершенствование здравоохранения должно преимущественно переходить к страховой форме мобилизации финансовых средств, приоритетной поддержке первичного звена, здравоохранения на селе, увеличения государственного заказа на высокотехнологичную помощь, расширения добровольного медицинского страхования, повышения оплаты медицинских работников.

Система финансирования учреждений и стимулирования работников сейчас поощряет, скорее, не конечные результаты деятельности, а промежуточные: число посещений врача, дни пребывания в стационаре и др. При такой модели выгоднее иметь больше больных, а рост расходов не сказывается на уменьшении численности больных.

Ситуация меняется при оплате услуг по законченному случаю, когда страховой компании направляются счета на оплату по факту излечения независимо от продолжительности пребывания на койке, т.е. расчет следует за излечением пациента. У персонала появляются стимулы снижения срока пребывания больных в стационаре за счет более качественного лечения, повышении оборачиваемости койко-места.

Оплате реальной работы с пациентами повышению качества обслуживания способствует внедрение контрактных отношений, предусматривающих личную ответственность, прежде всего руководителей, за реализацию программ охраны здоровья и государственных и муниципальных заказов. Для врачей первичного звена государство идет на особые условия оплаты: по контракту с повышением месячной ставки на 10 тыс. руб. (для обслуживающего медицинского персонала — на 5 тыс. руб.).

Но медицинское обслуживание осуществляется не только на участках. Нужно заинтересовать и врачей-специалистов в увеличении объемов медицинской помощи, повысить тарифы оплаты услуг в рамках ОМС. Вопрос о закреплении молодых специалистов-врачей стоит остро.
        Требует совершенствования порядок привлечения средств населения для финансирования здравоохранения. Сектор платных медицинских услуг расширяется, растут расходы на формально бесплатную медицинскую помощь. Платежи населения уже сопоставимы с государственным финансированием отрасли, следовательно, конституционное право на бесплатную медицинскую помощь находится под угрозой. Хотя многим уже сейчас любая плата за медицинские услуги по средствам, для малообеспеченных слоев населения они становятся недоступными. Прямые платежи врачом из рук в руки социально неприемлемы, поскольку лишают медицинской помощи наиболее нуждающиеся категории граждан. В развитых странах используются соплатежи, приобретение страховок (добровольное страхование), т.е. фактический перенос части нагрузки по оплате лечения на более состоятельные группы больных

Как одна из возможных схем введения соплатежей может рассматриваться взимание платы с лиц с доходами выше прожиточного минимума в расчете на одного члена семьи за стационарную и амбулаторно-поликлиническую медицинскую помощь. Или определение по каждому заболеванию минимального набора медицинских услуг и лекарственных средств, бесплатное получение которых гарантируется каждому больному. Получение медицинской помощи сверх такого минимального набора должно оплачиваться полностью либо в определенной пропорции самими пациентами, или за них — страховыми компаниями по программам добровольного медицинского страхования. Для пациентов с низкими доходами, а также для инвалидов и ряда категорий больных хроническими заболеваниями могут быть сохранены гарантии бесплатного получения всей необходимой медицинской помощи.

Приобретение лекарств тоже увеличивает расходы населения на здравоохранение. Основная часть лекарств приобретается без рецептов врачей. Около 50% общего объема расходов домохозяйств на медицинские нужды приходится на приобретение лекарственных средств.

Вполне вероятно, что многие граждане трудоспособного возраста не принимают жизненно важных лекарств из-за их высокой стоимости.

Доля импортных лекарств составляет 70%, их цена выше в странах-экспортерах. Видимо, обеспечение лекарствами надо переводить на страховые принципы, только в этом случае дорогостоящие лекарства станут доступны. Необходимо предоставить регионам право контроля за качеством производимых на их территории лекарств, передать им лицензирование медицинской деятельности.

Вопрос 3. Образование

Конституцией РФ гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

В социально-экономическом развитии общества образование играет важную роль. В конечном счете оно обеспечивает повышение производительности общественного труда, интеллектуального, духовного потенциала страны. Только высококвалифицированные профессионалы способны придать развитию инновационное направление.

Образование обеспечивает качество «человеческого капитала» и является крупной инвестиционной отраслью. Расходы на образование имеют долгосрочное назначение, они дадут отдачу не раньше чем через 10 лет.

Уровень образования определяет способность государства к адаптации в условиях меняющихся обстоятельств.

Потребность в образовании сопровождает людей практически всю жизнь. Заказ на образование исходит и от общества в целом. Оно же создает сеть образовательных учреждений, ориентированных на запросы самых разных профессиональных, социальных, возрастных групп населения.

Как отрасль система образования включает в себя:

• совокупность образовательных программ и стандартов по уровням и направлениям;

• сеть образовательных учреждений, которые их реализуют;

• органы управления образованием.

Основой государственной политики в области образования является Федеральная программа развития образования. Она дополняется региональными программами, которые учитывают социально-экономические, национально-культурные, демографические и другие особенности регионов.

Правительство РФ утверждает положения об основных типах и видах образовательных учреждений государственные образовательные стандарты среднего и высшего профессионального образования, которые служат для оценки квалификации независимо от формы обучения и включают федеральные и национально-региональные компоненты

Основные виды образовательных учреждений:

• дошкольные;

• общеобразовательные, включающие в себя три ступени — начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования;

• начального, среднего, высшего и послевузовского профессионального образования;

• дополнительного образования детей;

• специальные (коррекционные) для обучающихся с отклонениями в развитии;

• для детей — сирот и оставшихся без попечения родителей (законных представителей);

• другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс.

В целом за годы реформ конституционные права граждан на получение образования сохранились, включая среднее и высшее профессиональное образование на конкурсной основе, сохранилась сеть государственных и муниципальных образовательных учреждений, контингент учащихся, учительский и профессорско-преподавательский состав, создана сеть негосударственных образовательных учреждений. Современная Россия — страна практически всеобщей грамотности, а 60% взрослого населения имеют профессиональное образование (табл. 5.3).

Таблица 5.3. Уровень образования населения Российской Федерации (на 1000 человек в возрасте от 15 лет), 2003 г.

Количество образовательных учреждений существенно изменилось лишь по дошкольному воспитанию и высшему образованию правда, в разные стороны. Общая сеть образовательных учреждений составляет  162,6 тыс., из них государственные составляют около 4%, муниципальные — 90, негосударственные — 6% (табл. 5.4).

Таблица 5.4. Динамика количества образовательных учреждений в Российской Федерации.

Источник: Российский статистический ежегодник. 2005.

К образованию имеет отношение около 100 ведомств (включая издателей учебной литературы). Вопросы образования, воспитания находятся в совместном ведении Федерального Центра и субъектов РФ. Министерство образования и науки РФ берет на себя вопросы стратегического значения, прежде всего в сфере высшего образования.

Полномочия в области образования можно разделить на четыре группы.

1. Обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях путем выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов).

2. Предоставление начального и среднего профессионального образования (за исключением образования, получаемого в федеральных образовательных учреждениях, перечень которых утверждается Правительством РФ).

3. Организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ.

4. Организация предоставления дополнительного образования и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории городского округа, а также организация отдыха детей в каникулярное время.

Прежде обеспечение получения общего образования было расходным обязательством всех трех уровней бюджетов. К вопросам местного значения относились организация, содержание и развитие учреждений образования в муниципальной собственности или ведении местного самоуправления (дошкольного, основного общего и профессионального образования). Теперь 1- и 2-я группа полномочий обеспечиваются региональными бюджетами, а 3- и 4-я — местными. К полномочиям муниципальных районов и городских округов в области образования относятся:

• организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ;

• организация предоставления дополнительного образования детям и общедоступного бесплатного дошкольного воспитания;

• создание, реорганизация и ликвидация муниципальных образовательных учреждений;

• обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий;

• учет детей, подлежащих обязательному обучению в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы основного общего образования.

Полномочия по дошкольному воспитанию, общему среднему образованию, финансовому обеспечению образовательного процесса, оплате труда в начальном и общем среднем образовании могут делегироваться регионом муниципальным районам и городским округам с передачей субвенций. В ведение регионов также переданы федеральные и ведомственные учреждения среднего образования.

В соответствии с изменением полномочий по общему образованию меняются формы и источники финансирования.

Например, в Московской области финансируются: из областного бюджета

• оплата труда учителей;

• приобретение книг и методической литературы, наглядных пособий, технических средств обучения;

• оплата поставок по планам снабжения;

• образовательные учреждения для детей-сирот, детей без попечения родителей; из местных бюджетов:

• содержание и организация работы учреждений общего образования (капитальный и текущий ремонт, приобретение технологического оборудования, предоставление коммунальных услуг, питание школьников, прочие учебные расходы)

Образовательным учреждениям предоставлено право распоряжения бюджетными средствами и средствами из других источников. Они могут получить статус юридического лица и самостоятельно осуществлять хозяйственные операции. В большинстве школ расходы осуществляются через централизованные бухгалтерии местных органов власти по утверждаемым сметам. Учреждения профессионального образования в большей мере воспользовались предоставленной самостоятельностью.

Реакцией на новые тенденции в развитии государства стало предпринимательство в образовании. Формируется рынок образовательных услуг, которым пользуется не только население, но и государство. Число негосударственных учебных заведений растет, что усиливает конкуренцию среди образовательных учреждений.

Законом «Об образовании» предусмотрена необходимость разработки федеральных и региональных нормативов для планирования образования в качестве минимально допустимых уровней при разработке территориальных бюджетов.

Федеральный норматив законодательно закрепляется нормативно-правовым актом как минимально допустимый, а бюджетные ассигнования на образование, рассчитанные по этому нормативу, приобретают характер целевых бюджетных средств и в случае недостатка собственных финансовых ресурсов передаются регионам из федерального бюджета в виде трансфертов или субвенций. При расчете расходов консолидированных бюджетов субъектов РФ по социально значимым отраслям Минфин РФ нормирует затраты с помощью трансфертов. Нормативы применяются также для планирования материальной базы образования и текущего финансирования образовательных учреждений.

Потребность муниципальных образований в объектах образования определяется на основе методики, одобренной распоряжением Правительства РФ № 1683-р от 19 октября 1999 г. Она служит базой разработки региональных методик.

Начальная стадия образовательного процесса — дошкольное воспитание. Потребность в дошкольных учреждениях определяется по формуле

П = Ч - М + В,

где Ч — прогнозируемый контингент детей;

М — число мест в дошкольных учреждениях на начало периода; В — ожидаемое выбытие мест в периоде.

Федеральный норматив обеспеченности местами в дошкольных образовательных учреждениях составляет 60 мест на 100 детей в возрасте от 0 до 6 лет, а для сельской местности — 40 мест на 100 детей в возрасте от 0 до 6 лет

Школьное образование подразделяется на начальное (1—4 классы), неполное среднее (5—8), среднее (9—11). Контингент учащихся первых классов определяется по статистическим данным о численности детей, достигших к 1 сентября шести лет. Численность учащихся в следующих классах можно определить методом передвижек: численность учеников каждого класса есть сумма переходящего контингента (из предыдущего класса с учетом выбытия) и нового приема.

Федеральный норматив обеспеченности местами в общеобразовательных учреждениях составляет для городской местности 85, сельской — 40 мест на 100 детей в возрасте от 7 до 17 лет включительно при условии, что на вторую смену приходится 10% учащихся.

Система начального профессионального образования выполняет функции эффективной обратной связи между образовательными учреждениями и рынком труда. В последние годы упадок начального профессионального образования обострил проблему дефицита рабочих профессий. Наиболее востребованными рабочими профессиями на рынке труда стали профессии строителя, станочника, столяра-плотника, сварщика стали, электромонтера, водителя, слесаря-сантехника, швеи, кондитера.

Социологическими опросами выявлено, что 75% учащихся, обучающихся в учреждениях начального профессионального образования, являются выходцами из бедных семей, и только 10% из них продолжают дальнейшее образование.

В среднем и высшем профессиональном образовании отправным показателем служит численность принятых. При его определении учитывается численность отсеянных за годы обучения Численность выпущенных специалистов равна разности численности принятых и отсеянных. Потребность в специалистах определяется нормативно-факторным методом.

Общая потребность в педагогах, воспитателях определяется умножением норматива обслуживания на прогнозируемый контингент. Потребность (П) в учителях определяется по формуле

Расходы на финансирование образовательных учреждений определяются на основе разработки нормативов бюджетной обеспеченности. Утверждение региональных и местных нормативов финансирования образования входит в компетенцию законодательных (представительных) органов власти субъектов РФ и местного самоуправления, поскольку вопрос непосредственно касается распределения и перераспределения бюджетных средств. Нормативы отражают расходы на текущее содержание образовательных учреждений в расчете на одного обучающегося (воспитанника) в год по типам и видам образовательных учреждений.

Расчет нормативов основывается на принципах:

• использования соотношений между фондом оплаты труда без начислений на заработную плату и фондом материального обеспечения, т.е. суммой всех остальных текущих расходов, связанных с функционированием конкретного образовательного учреждения или прочего учреждения образования;

• включения в расчет нормативов на содержание образовательных учреждений всех расходов, влияющих на стоимость обучения (содержания) одного обучающегося (воспитанника) в рамках реализации государственных образовательных программ, за исключением расходов на приобретение оборудования и капитальный ремонт;

• включения в расчет нормативов на содержание прочих учреждений образования всех расходов, влияющих на стоимость обслуживания ими одного учреждения (образовательного учреждения, прочего учреждения образования), за исключением расходов на приобретение оборудования и капитальный ремонт.

В расчет нормативов включаются расходы на заработную плату, исчисленные на основе тарифных ставок (окладов), введенных в соответствии с законодательством для работников организаций бюджетной сферы, с учетом доплат и надбавок, установленных законодательством Российской Федерации (доплаты и надбавки, установленные законодательством области, не учитываются).

При расчете фонда оплаты исходят из базисного учебного плана, число предусмотренных в нем часов и нормативов нагрузки на преподавателя (полная ставка — 18 ч в неделю), тарифной сетки оплаты работников, нормативов наполняемости классов. Норма расходов на приобретение оборудования и капитальный ремонт устанавливается в процентном отношении к сумме текущих затрат по каждому типу и виду образовательных учреждений. Норматив на одного человека корректируется с помощью коэффициентов; для отдельных образовательных учреждений он может отличаться в 2,0 — 2,5 раза.

Для общеобразовательных школ (гимназий, лицеев) норматив определяется исходя из условия, что в указанных учреждениях обучение проводится в первую смену.

Норматив на содержание одного обучающегося в общеобразовательных школах по городу и норматив на содержание одного обучающегося в общеобразовательных школах в сельской местности не применяются при определении расходов по малокомплектным школам.

Поправочный коэффициент на увеличение расходов учреждений, расположенных в сельской местности, устанавливается в размере 1,20. Расходы учреждений образования, расположенных в сельской местности, в расчете на одного обучающегося определяются умножением норматива бюджетной обеспеченности на поправочный коэффициент.

Расходы на содержание общеобразовательных школ (гимназий, лицеев) при наличии контингента обучающихся во вторую смену, рассчитываются по следующей формуле:

Для расчета нормативов используются индексы-дефляторы, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Исходя из функционального назначения выделяются прочие учреждения образования, среди них:

• методические кабинеты — общеобразовательные школы (в том числе гимназии, лицеи, начальная школа — детский сад), специальные (коррекционные) общеобразовательные школы, дошкольные образовательные учреждения;

• логопедические пункты — общеобразовательные школы (в том числе гимназии, лицеи, начальная школа — детский сад), специальные (коррекционные) общеобразовательные школы;

• фильмотеки — общеобразовательные школы (в том числе гимназии, лицеи, начальная школа — детский сад) и школы-интернаты;

• межшкольные учебные комбинаты — средние (полные) общеобразовательные школы (в том числе гимназии, лицеи);

• хозяйственно-эксплуатационные конторы — образовательные учреждения города (района);

• централизованные бухгалтерии — учреждения (образовательные учреждения, прочие учреждения образования), имеющие договор о бухгалтерском обслуживании централизованной бухгалтерией.

Нормативы в сфере образования можно классифицировать по следующим основным группам.

1. Нормативы дошкольных образовательных учреждений:

• на содержание одного ребенка в учреждениях дошкольного образования в городах, в сельской местности.

2. Нормативы общеобразовательных учреждений:

• на содержание одного обучающегося в общеобразовательной школе по городу, в сельской местности;

• на содержание одного обучающегося в гимназии;

• на содержание одного обучающегося в лицее.

3. Нормативы образовательных учреждений для детей дошкольного и младшего школьного возраста:

• на содержание одного обучающегося в начальной школе —детском саду.

4. Нормативы общеобразовательных школ-интернатов:

• на содержание одного воспитанника общеобразовательной школы-интерната.

5. Нормативы оздоровительных  образовательных учреждений санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении:

• на содержание одного обучающегося в оздоровительном образовательном учреждении санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении.

6. Нормативы специальных учебно-воспитательных учреждений для детей и подростков с девиантным поведением:

• на содержание одного воспитанника специальной общеобразовательной школы.

7. Нормативы специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии:

• на содержание одного обучающегося в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе;

• на содержание одного воспитанника в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе-интернате.

8. Нормативы вечерних (сменных) общеобразовательных учреждений:

• на содержание одного обучающегося в вечерней (сменной)

общеобразовательной школе.

9. Нормативы образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:

• на содержание одного воспитанника детского дома;

• на содержание одного воспитанника детского дома-школы и школы-интерната для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

10. Нормативы учреждений дополнительного образования детей:

• на содержание одного обучающегося в детско-юношеской спортивной школе;

• на содержание одного обучающегося в специализированной детско-юношеской школе олимпийского резерва;

• на содержание одного обучающегося в центре дополнительного образования;

• на содержание одного обучающегося в доме детского творчества;

• на содержание одного обучающегося в музыкальной школе;

• на содержание одного обучающегося в школе искусств.

11. Нормативы учреждений начального профессионального образования:

• на содержание одного обучающегося в профессиональном училище;

• на содержание одного обучающегося в профессиональном лицее;

• на содержание одного обучающегося в специальном учреждении начального профессионального образования (учреждения Министерства юстиции РФ).

12. Нормативы учреждений среднего профессионального образования:

• на содержание одного обучающегося в педагогическом училище;

• на содержание одного обучающегося в колледже;

• на содержание одного обучающегося в медицинском училище;

• на содержание одного обучающегося в музыкальном училище.

13. Нормативы учреждений высшего профессионального образования:

• на содержание одного обучающегося в учреждении высшего профессионального образования.

14. Нормативы учреждений дополнительного профессионального образования (повышения квалификации специалистов):

• на содержание одного обучающегося в учреждениях дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов.

15. Нормативы прочих учреждений образования:

• расходы логопедического пункта на обслуживание одного учреждения образования;

• расходы методического кабинета на обслуживание одного учреждения образования;

• расходы фильмотеки на обслуживание одного учреждения образования;

• расходы   централизованной  бухгалтерии   на  обслуживание одного учреждения образования;

• расходы межшкольного учебного комбината на обслуживание одного учреждения образования;

• расходы  хозяйственно-эксплуатационной  конторы  на  обслуживание одного учреждения образования.

Устанавливаются также нормативы расходов на приобретение учебников, учебно-наглядных пособий, мягкого инвентаря, медикаменты, питания, хозяйственные нужды.

Коммунальные платежи принимаются по статьям с поправочными коэффициентами для выравнивания в зависимости от условий деятельности образовательных учреждений.

По данным Центра образовательной политики ГУ ВШЭ в 2002 г. затраты на образование финансировались из следующих источников, млрд руб. (табл. 5.5).

Таким образом, если в финансировании среднего образования доля бюджетных средств остается подавляющей, то в финансировании высшего образования она снизилась до 30%.

Доля региональных консолидированных бюджетов образования составляет:

• в валовом региональном продукте по РФ — 2,8%;

• в расходах регионального консолидированного бюджета — 17,5%.

Уровень финансирования зависит от финансового состояния региона, «доноры» расходуют больше в расчете на обучающегося. Сельский ученик обходится в 2—2,5 раза дороже городского.

Субвенции (5) местному самоуправлению на выполнение государственных полномочий по образованию определяются с акцентом на подушевое финансирование (в расчете на ученика с учетом системы расселения) по формуле

Нормативы установлены Минфином РФ, Минобрнауки РФ. Если в конкретном регионе фактически расходы меньше, это дает право рассчитывать на дополнительное финансирование из регионального бюджета. Но в других регионах расходы уже выше и вряд ли можно их сокращать для того, чтобы уложиться в федеральный норматив.

Средства, передаваемые в нижестоящий бюджет на содержание сферы образования, расходуются из него самостоятельно исходя из приоритетов и конкретных особенностей местной системы образования.

На протяжении ряда лет государственное финансирование образования сокращалось, его и сейчас явно недостаточно для реализации конституционного права на получение образования.

Ответственность государства за финансирование образования ослабла, финансовые потоки утратили прозрачность.

Ограничение государством бюджетных средств, которые могут быть направлены на финансирование образования, частично компенсируется готовностью значительной части населения оплачивать качественное образование. Но государство не контролирует платные образовательные услуги, они по большей части находятся в частных руках, что отсекает малообеспеченное население от качественного образования.

Наблюдается существенная разница в объемах внебюджетного финансирования, указываемого в отчетности, и фактических затратах родителей, согласно опросам. Реальная сумма родительских платежей составляет 20—30% объемов бюджетного финансирования, доходя в выпускных (десятом и одиннадцатом) классах до 50%. Не меньшие суммы тратятся родителями на образование и помимо школы.

Прямая зависимость размеров финансовых вложений родителей в образование и уровня жизни не прослеживается. Необходимы специальные механизмы стимулирования привлечения внебюджетных средств и повышения эффективности их использования.

Значительные расходы на образование, не связанные со школой, указывают не только на растущий интерес родителей к качеству и содержанию образования их детей, но и на то, что школа не удовлетворяет запросы, не соответствует реальному платежеспособному спросу населения.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

9577. Анализ конфронтации Запада и Востока и последствий для международной обстановки 129.19 KB
  Яркая картина конфликта Запада и Востока, США и СССР. Хронологические рамки, причина конфликта и предотвращения ядерной войны. Термин холодная война был введен в обращение Черчиллем в ходе своего выступления в Фултоне в Соединенных Штатах Америки 5 марта 1946 года. Больше не являясь лидером своей страны, Черчилль оставался одним из самых влиятельных политиков в мире. В своем выступлении он отметил, что Европа была разделена«железным занавесом»
9578. Проект производства работ на строительство автомобильной дороги (дорожная одежда) Махнево – Восточный, участок Карпунинский – Восточный 402.5 KB
  Проект производства работ разрабатывается для определения эффективных методов выполнения строительно-монтажных работ, способствующих снижению себестоимости и трудоемкости работ, сокращению продолжительности строительства объекта, повышения сменного использования строительных машин и оборудования, улучшения качества работ и обеспечение безопасности труда.
9579. Експертні оцінки. Ранжування об’єктів. Коефіцієнт конкордації 332 KB
  Експертні оцінки. Ранжування обєктів. Коефіцієнт конкордації. Мета роботи: Ознайомлення з оцінками ступеню узгодженості думок експертів Завдання 1. Для вирішення проблеми придбання програмного забезпечення групі спеціалістів запропоновано в...
9580. Експертні оцінки. Коефіцієнт конкордації з урахуванням звязаних рангів 393.5 KB
  Експертні оцінки. Коефіцієнт конкордації з урахуванням зв’язаних рангів  Мета роботи: Закріплення навичок оцінки ступеню узгодженості думок експертів Для обчислення кількості повторень кожного рангу в експертних оцінках можна використати вбуд...
9582. Тембр и вибрация голоса 28 KB
  Тембр и вибрация голоса Тембр голоса каждого человека представляет собой одно из наиболее характерных индивидуальных свойств, отличающих его от других людей. Основные характерные элементы тембра каждого голоса можно считать величиной постоянной, не ...
9583. Грудной и головной резонаторы в процессе голоса образования 16.34 KB
  Грудной и головной резонаторы в процессе голоса образования Если вы когда-либо слышали свой собственный голос в записи, то наверняка удивлялись тому, каким он оказывался слабым, глухим, незнакомым. Быть может, вы, как большинство людей, в так...
9584. Гигиена голоса и профилактика его нарушения 16.14 KB
  Гигиена голоса и профилактика его нарушения Гигиена голоса - совокупность мер по сохранению высокой работоспособности голосового аппарата. Созревание голоса охватывает длительный период жизни человека: с рождения до периода его зрелости...
9585. Значение произнесения скороговорок для развития четкой дикции. 16.89 KB
  Значение произнесения скороговорок для развития четкой дикции. Под дикцией понимается четкое, ясное и отчетливое произношение всех звуков родного языка с правильной их артикуляцией при четком и внятном произнесении слов и фраз. Четкое и ясное произн...