5903

Формирование знаний и умений у учащихся педа-гогических училищ в процессе обучения художественной росписи по ткани

Курсовая

Педагогика и дидактика

Ведение Актуальность темы курсовой работы обуславливается наметившимся в последние годы повышенным интересом к искусству ручной росписи, в особенности к росписи в технике батик, необходимостью обучения подрастающего поколения нашей страны в русле ...

Русский

2012-12-24

389.5 KB

62 чел.

Ведение

Актуальность темы курсовой работы обуславливается наметившимся в последние годы повышенным интересом к искусству ручной росписи, в особенности к росписи в технике «батик», необходимостью обучения подрастающего поколения нашей страны в русле современных тенденций в искусстве, с учётом национальных традиций.

Ручная роспись по ткани, как вид декоративно-прикладного искусства, имеет глубокие корни и традиции. Современные художники по текстилю с глубоким уважением относятся к прошлому этого искусства, постоянно черпая из него творческие замыслы, что и обуславливает появление новых технологий на основе использования традиций древней росписи тканей.

В связи с этим внедрение курса «Художественная роспись по ткани» в систему образования даёт возможность перейти от традиционного аккумулирования знаний к необходимому умению осмысленно применить и реализовать знания и умения в творческой и преобразовательной продуктивной деятельности. Знания и умения, полученные обучающимися в этой области искусства, помогут им открыть новые пути в жизни, обогатят их внутренний мир, позволят реализовать себя.

С учетом актуальности и научно-практической значимости проблемы, а также её недостаточной разработанности в теории и практике была выбрана тема курсовой работы: «Формирование знаний и умений у учащихся педагогических училищ в процессе обучения росписи по ткани».

Цель курсовой работы: разработка содержания обучения учащихся педагогических училищ росписи по ткани и методики его реализации в учебном процессе.


Задачи курсовой работы:

  1.  Проанализировать психолого-педагогическую и специальную литературу по проблеме исследования, стандарт РФ по профессии «Художник  росписи по ткани».
  2.  Разработать учебно-методический комплекс, включающий:
  •  программу курса «Художественная роспись по ткани»;
  •  перспективно-тематический план;
  •  план-конспект занятия;
  •  дидактические средства обучения;
  •  средства контроля и оценки учебных достижений учащихся.
  1.  Подготовить и провести первый этап педагогического эксперимента по выявлению эффективности обучения учащихся художественной росписи по ткани.

  1.  
    Методика обучения учащихся педагогических училищ по курсу «Художественная роспись по ткани»

1.1. Формирование знаний и умений у учащихся как педагогическая проблема

Процесс усвоения знаний и умений – это всегда выполнение учащимися определённых предметных действий. Вот почему при планировании усвоения любых знаний и умений необходимо определить, в какой деятельности они должны использоваться учениками, – с какой целью они усваиваются. Так же учитель должен быть уверен, что учащиеся владеют всей необходимой в данном случае системой действий, составляющих умение учиться.

Цель действия неразрывно связана с таким важным компонентом действия, как мотив. Мотив побуждает человека ставить и достигать различные цели, выполнять соответствующие действия позволяет ответить на вопросы: почему мы выполняем те или иные действия, почему совершаем те или иные поступки? Это стимулирует желание реализовать свои знания и умения в повседневной жизни, в быту и является основным двигателем прогресса самовыражения, результатом саморазвития личности.

Объём содержания, передаваемого в обучении, увеличивается по мере накопления людьми социального опыта. Но независимо от того, велик или мал этот объём, всегда в таком содержании воплощается представление о том, что должен знать, уметь, какими качествами должен обладать человек.

Когда первобытный охотник учил подростка умению выслеживать зверя или делать стрелы, умению добывать огонь, он передавал посредством обучения определённое содержание мальчику как представителю подрастающего поколения, в соответствии с потребностями и традициями своего племени.

Итак, обучение появилось в незапамятные времена как деятельность по передаче социального опыта.

Большой вклад в развитие представлений о целостности педагогического процесса в новых условиях внесли С.Т. Шацкий, А.С. Макаренко, Ю.К. Бабанский, В.В. Краевский и др.. К настоящему времени утвердилась мысль, что человек не воспитывается «по частям» и что «целостная гармоничная личность может быть сформирована только в целостном педагогическом процессе» [16, С.141]. Другими словами, единство содержания и процесса, которым характеризуется обучение реализуется: в единстве преподавания и учения; в единстве функций обучения, воспитания и развития личности; отражение в  содержании знаний, умений и навыков; опыта творческой деятельности.

1.2 Анализ литературы по проблеме формирования знаний и умений

Исходя из выше сказанного, тема курсовой работы достаточно разработана с позиции научной литературы. Ближе всех к проблеме исследования представлены основные положения культурологической концепции личностно-ориентированного образования. На принцип культуросообразности образования указывали многие известные педагоги: А. Дистервег, К.Д. Ушинский, В.А. Сухомлинский и др., где предусматривается создание такой среды, которая формировала бы личность способную к творческой самореализации в современной социокультурной ситуации, посредством обмена культурными ценностями, а не просто передачей знаний, умений и навыков в педагогической деятельности. Не случайно К.Д.  Ушинский педагогическую практику называл искусством.

Формированию знаний и умений способствуют произведения искусства, которые активно воздействуют на сознание, чувства, вкусы людей. Ещё немецкий философ Г. Гегель говорил, что в искусстве, как и во всех человеческих делах, решающим является содержание. А. Толстой отмечает, что, в отличие от науки, которая обобщает сумму опытов, искусство основано на личном опыте: «Искусство – это опыт личной жизни, рассказанной в образах и ощущениях, – личный опыт, претендующий стать обобщением».

В наши дни художественная роспись по ткани занимает ведущие место в ряду декоративных искусств. Вторая половина и особенно конец XX века характеризуется в России бурным развитием этого вида искусства, открытием новых направлений в технике и появлением ярких имён. Родоначальниками основополагающих направлений в технике русского батика являются: И. Трофимова (монументальный батик); С. Давыдов («философский» батик), создатель техники батика, уникальных технологий и инструментов; Т. Шихирева («повествовательный» батик) и др..

В отличие от многих других видов общественного труда, художественное творчество отличается компонентностью, а в идеале – универсальностью познаний, культуры, мастерства, которые необходимы для создания произведения искусства. Произведения искусства всегда были «учебником жизни» (Н.Г. Чернышевский).

На протяжении всей работы художник думает не только над тем, что сказать в произведении, но и о том, как и какими средствами и приёмами это лучше сделать. Поиск форм и средств, которые наилучшим образом выявят идейно-познавательные, эстетические, художественные открытия, - это особая сфера творчества [4]. В созидании заключается сущность творческого действия, которое носит эвристический характер, где в результате эксперимента, и ошибок, и проб, присущих творческому процессу, рождаются большие и малые находки и открытия.

Исходным пунктом формирования ценностных ориентаций личности является взаимосвязь между знаниями, деятельностью, методами усвоения этих знаний и превращением их в систему норм, правил поведения, деятельности, общения, в оценочные умения [2].

1.3 Пути решения проблемы формирования знаний и умений у учащихся педагогических училищ в процессе обучения художественной росписи ткани

Анализ литературы позволил сделать вывод о том, что формирование знаний и умений по росписи тканей можно решить с помощью внедрения в процесс обучения учащихся педагогических училищ курса «Художественная роспись по ткани».

Обучение курсу «Художественная роспись по ткани» повысит индивидуальную активность учащихся, если основной упор будет делаться не только на овладение теоретическими и практическими знаниями и умениями, но и на возможность самовыражения личности. Прежде чем суметь выразить свои внутренние вкусы и идеалы в творческой работе, обучающиеся должны изучить выполнение различных технологических операций, а также художественные приемы организации творческой деятельности.

Ручная роспись тканей является разновидностью художественного текстиля, который в свою очередь, представляет немаловажный раздел декоративно-прикладного искусства. Этот вид искусства имеет глубокие народные корни и традиции, дошедшие до сегодняшних дней.

Обучение художественной росписи по ткани, как виду практической деятельности, является хорошей основой для гармоничного развития личности, что имеет немаловажное значение в современной системе образования. С другой стороны, обучая учащихся педагогических училищ основам художественного ремесла, необходимо помнить, что эти занятия открывают им великолепный мир народного искусства, вобравший в себя многовековые представления о красоте и гармонии. Поэтому важно умело сочетать показ тех или иных приёмов с интересным рассказом об искусстве, демонстрацией высших достижений народных мастеров.

Проблема формирования знаний и умений у учащихся педагогических училищ в освоении художественной росписи по ткани, важна для саморазвития личности, приобретение ею новых свойств и качеств, через непосредственное взаимодействие учителя и обучаемого которое направлено на овладение материалом с помощью форм, методов и средств. Результатом учебной деятельности будет интеллектуальное развитие обучающегося: его творческого мышления, индивидуальной активности, совершенствование его как личности, как субъекта учебной деятельности.

Результат диагностируется сопоставлением качеств обучающихся в начале обучения и по его завершению. Результатом профессионального обучения, прежде всего является формирование различных видов познавательной деятельности или отдельных её элементов: понятий, представлений, различных умственных и предметных действий. Для того чтобы получить хорошие результаты необходимо включить в рабочую программу такие дисциплины как рисунок, композицию, живопись, которые являются опорной базой для формирования знаний и умений в процессе обучения художественной росписи по ткани. Объём творческой деятельности необходимо увеличивать постепенно и обязательно дифференцировать по степени сложности. Теоретические сведения, полученные на занятиях должны закрепляться при выполнении практических работ. Взаимосвязь теории и практики с объектом творческой работы являются условием успешного формирования знаний и умений. Необходимо помнить, что количество практической деятельности всегда перерастает в качество, а создание ситуации выбора стимулирует включение учащихся в активную деятельность, что необходимо для создания ситуации успеха.


2. Содержание обучения учащихся педагогических училищ             курсу «Художественная роспись по ткани»

2.1 Современное состояние обучения учащихся художественного училища росписи по ткани

В соответствии с темой дипломной работы были проанализированы программы, учебные пособия, рассмотрен стандарт РФ для начального профессионального образования по профессии «Художник росписи по ткани» [1].

Методика преподавания изобразительного и декоративно – прикладного искусства развивается очень интенсивно. В настоящее время создано много интересных учебно-методических и наглядных пособий по декоративно-прикладному искусству. Это разработки И.П. Волкова, Г.Г. Виноградова, В.С. Кузина, А.С. Хворостова. Учебное пособие П.Н. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд» имеет направленность на художественное воспитание, которое знакомит воспитанников с миром человеческой культуры, помогает освоить культурное наследие прошлого.

Чтобы успешно реализовать задачи дипломной работы была рассмотрена программа – алгоритм авторского курса «Художественная роспись ткани» для студентов – дипломников художественно-графического факультета Р.А. Гильман [4].

Программа – алгоритм включает методические указания по содержанию и типу урока; материал об интеграционной связи с другими предметами; рекомендации по выбору необходимых материалов и инструментов для проведения практических работ. Эти исходные данные по организации образовательной части урока подводят к результату учебной деятельности, а именно к формированию творческой личности.

Стандарт Российской Федерации для начального профессионального образования по профессии – художник росписи по ткани предполагает выполнение творческой работы по созданию эскизов художественного оформления изделий, разработке их композиции и технологическому выполнению художественного оформления изделий разной степени сложности на различных материалах.

Характер и содержание труда варьируется с учетом ассортиментной группы изделий, используемых методов художественной росписи и технологической обработки изделий, тенденций современной моды и национальных традиций.

Уровень общего образования, требуемого для получения профессии и специальностей в ее рамках – основное общее; уровень профессионального-начальное профессиональное образование рабочего.

Название учебных элементов в стандарте указывает на конкретное содержание деятельности.

Содержание программы профессиональной деятельности:

  1.  Общепрофессиональный блок:

История искусств (история живописи и декоративно-прикладного искусства).

Народные художественные промыслы России.

Деловая культура.

  1.  Профессиональный блок:

Основы изобразительного искусства.

Основы композиции.

Черчение и перспектива.

Основы цветоведения.

Материаловедение.

Техника художественной росписи по ткани.

Ознакомившись и проанализировав программно-методические материалы по изобразительному и декоративно-прикладному искусству, можно сделать вывод, что художественной росписи по ткани уделяется недостаточное внимание. На основании этого была разработана собственная авторская программа по изучению курса «Художественная роспись по ткани» для учащихся педагогических училищ, которая позволила бы приобрести новые знания и (умения) опыт мастерства.

2.2 Авторская программа по курсу «Художественная роспись по ткани»

  1.  Пояснительная записка

1.1. Актуальность и причины введения учебной дисциплины

Учебная программа предназначена для учащихся педагогических училищ. Художественная роспись ткани, как вид декоративного искусства, во многом связана с художественной промышленностью и дизайном, поэтому в рамках дисциплины рассматриваются основы изобразительной грамоты, композиции и цветоведения. В данной программе большое внимание уделено овладению технологии ручной росписи ткани, художественных и педагогических приёмов организации творческой деятельности от простого воспроизведения образца к самостоятельной работе.

В учебной программе предусматриваются различные виды деятельности: художественная, познавательно-творческая, профессионально-ориентированная, что позволяет проявить на основе полученных знаний и умений творческую инициативу, художественный замысел, развить мышление, фантазию, воображение. Только в деятельности происходит формирование знаний и умений. Таким образом выбранная учебная дисциплина является актуальной для современного образовательного процесса.

  1.  Цели и задачи учебного курса  

Целью курса является знакомство с историей художественной росписи ткани, изучение технологии росписи по ткани.

Для достижения поставленной цели в процессе обучения должны быть решены следующие задачи:

  •  изучение свойств материалов, их возможности и эстетические качества;
  •  изучение видов художественной росписи;
  •  изучение инструмента для холодного и горячего батика;
  •  изучение вещества для резервирования;
  •  красители, их характеристика и применение;
  •  технология росписи ткани;
  •  виды батика и их исправление.
    1.  Роль и место в структуре учебного плана (междисциплинарные связи); особенности изучения учебной дисциплины

Курс «Художественная роспись по ткани» является одной из дисциплин Профессионального блока подготовки специалистов по творческим специальностям. Её роль – формирование знаний и умений у учащихся при обучении художественной росписи ткани, способность реализовать их в окружающей предметной среде, интерьере.

1.4. Требования к знаниям и умениям, приобретаемым при изучения курса в соответствии с квалификационной характеристикой выпускника

В результате изучения данной дисциплины обучающиеся должны знать:

  •  историю художественной росписи по ткани;
  •  основы изобразительного искусства, владение приёмами и техникой  рисунка, живописи;
  •  особенности композиционного построения изображения для художественного оформления ткани;
  •  освоение орнамента с использованием растительных и природных мотивов, геометрических форм и других декоративных элементов;
  •  материалы и оборудование, применяемые для художественной росписи по ткани;
  •  виды и способы росписи по ткани.

Обучающиеся должны уметь:

  •  выполнять эскизы для росписи по ткани;
  •  готовить ткань к росписи и натягивать её на раму;
  •  составлять колоритную палитру для росписи по ткани;
  •  уметь выполнять, комбинировать виды художественной росписи;
  •  проводить контроль качества изделий и исправлять дефекты.

Курс «Художественная роспись по ткани» ориентирован на стандарт начального профессионального образования.

  1.  Выписка из государственного стандарта

Федеральный компонент Государственного образовательного стандарта НПО РФ по профессии «Художник росписи по ткани» ОСТ 9 ПО 02.35.10-2000 включает в себя раздел «Технология художественной росписи ткани», в который входят: основные сведения о истории художественной росписи по ткани (батик); виды художественной росписи (холодный батик, горячий батик, свободная роспись, узловязание); инструменты для холодного и горячего батика; материалы (ткани, применяемые для росписи по ткани, вещества применяемые для резервирования, красители их характеристика и применение); технология приготовления резерва и красок; технология росписи ткани; виды батика и их исправление.

  1.  Организационно-методические указания

3.1. Объём и сроки изучения курса

3.2. Основные виды занятий и особенности их проведения при изучении курса

Вид учебной нагрузки

Всего часов

Семестр

Общая трудоёмкость дисциплины

126

         1

Аудиторные занятия

62

1

Теоретические занятия (ТЗ)

22

1

Практические занятия (ПЗ)

40

1

Лабораторные занятия

-

1

Индивидуальные занятия

4

1

Самостоятельная работа

60

1

Вид итогового контроля

Экзамен

Все виды взаимосвязаны и объединены единой целью.

3.3. Взаимосвязь аудиторной и самостоятельной работы учащихся при изучении курса

Самостоятельная работа предполагает закрепление и повторение аудиторного занятия, системный поиск по сбору необходимой информации и материала для дальнейшего самообразования и саморазвития личности. Самостоятельная работа может быть в виде подготовки учащимся доклада, реферата, творческого задания.

3.4. Техническое и дидактическое обеспечение дисциплины

Для эффективности обучения в ходе практических работ предусматривается необходимый комплекс наглядных пособий: стенды, иллюстрации, коллекция материалов, готовые изделия по батику, видеоролик «Технология холодного  батика», презентация «История батика», а также специальное помещение с необходимым оборудованием для работы над батиком и дополнительной литературой по данному предмету.

3.5. Виды контроля знаний учащихся и их отчётности по каждой специальности

В начале изучения курса преподаватель проверяет наличие базовых знаний обучающихся. В процессе изучения дисциплины осуществляет текущий контроль, проверяя знания и умения с помощью вопросов, тестов, творческих заданий. Формой итогового контроля является экзамен или зачёт.

Содержание программы

П/П

Наименование раздела

ТЗ

ПЗ

1.

Введение. Общие сведения о художественной росписи по ткани.

2

-

2.

Основы изобразительной грамоты. Композиционные формы.

2

2

3.

Живопись – искусство цвета. Колористика.

2

2

4.

Материалы для художественной росписи по ткани

2

2

5.

Ручная роспись по ткани. Виды батика.

2

2

6.

Технология росписи холодного батика

4

12

7.

Технология росписи горячего батика

8

20

Итого:

22

40

Содержание раздела

  1.  Введение. Общие сведения о художественной росписи по ткани

Краткий рассказ об истории батика. Батик в России, искусство ручной набойки на Руси. Развитие текстильной промышленности и технологии росписи ткани. Батик в интерьере.

  1.  Основы изобразительной грамоты. Композиционные формы

Дать представление о рисунке, как об основном виде графики, его роли в искусстве изображения на плоскости декоративных элементов, схемы орнаментов. Средства художественной выразительности рисунка. Роль ритма в композиционной форме. Определение «композиция», её правила, приёмы, средства. Стилизация – как декоративное обобщение форм предметов.

Практическое занятие

Композиционное построение эскизов. Орнамент в форме (квадрат, овал).

3. Живопись – искусство цвета. Колористика

Сущность живописного подхода в изображении. Понятие о декоративной живописи. Колористика как наука о цвете, включающая знания о природе цвета, основных, составных и дополнительных цветах. Основные характеристики цвета, цветовые контрасты. Восприятие цвета, его эмоциональное воздействие на человека. Цвет в интерьере.

Практическое занятие

Выбор цветового решения эскиза.

4. Материалы для художественной росписи по ткани

Знакомство с видами ткани. Необходимые инструменты и приспособления для росписи ткани в технике холодного и горячего батика. Понятие естественных и синтетических красителей. Технология приготовления резерва. Необходимые требования к подрамнику. Особенности закрепления ткани к подрамнику. Организация рабочего места. Техника безопасности.

Практическое занятие

Работа с подрамником. Натягивание ткани на подрамник. Составление колоритной палитры. Растяжка цвета от белого.

5. Ручная роспись по ткани. Виды батика

Холодный и горячий батик, их отличительные особенности. Технические приёмы росписи по ткани в технике холодного батика; роспись по сырому, гладкая роспись, профессиональная наводка резерва. Перечислить этапы выполнения работы: способы закрепления росписи (проглаживание утюгом, запарка) на заключительном этапе, промывка и отделка изделия. Виды брака и их исправление.

Практическое занятие

Подготовка ткани к росписи: натягивание ткани на подрамник, заготовка эскиза, перевод рисунка на ткань, наводка резервирующей линии.

6. Технология росписи холодного батика

Познакомить с историей возникновения холодного батика, с приёмами работы в разных техниках холодного батика («классический», «многослойный», «незамкнутая графика»).

Знакомство с техникой «свободная роспись», и способами нанесения с помощью таких материалов как резерв, солевой раствор. Создание акварельного и солевого эффектов.

Практические занятия

Выполнение творческих работ в разных техниках холодного батика. Роспись  панно в смешанной технике.

7. Технология росписи горяего батика

Познакомить с историей развития горячего батика. Материалы, ткани предпочитаемые для этого вида батика. Создание красочных композиций с помощью воска – воск, парафин, как резервирующий состав росписи по ткани.

Знакомство со способами нанесения воска на рисунок, роспись в технике жатый батик.  Нанесение и снятие горячего резерва (воска) с ткани. Техника узелкового батика.

Узелковый батик – как древнейший способ орнаментации ткани. Знакомство с видами и способами раскраски ткани с помощью различных предметов, узелков. Технология окрашивания ткани.

Практические занятия

Создание абстрактной композиции с помощью воска в заданной технике. Знакомство со способом наклейки готовой работы на оргалит. Выполнение творческой работы одним из способов воскового батика на выбор.

Выполнение декоративного панно в технике «жатый батик» («кракле») и шарфика (платка) в технике «узелкового батика» («бандана»).

8. Завершение работ в технике узелкового батика. Оформление творческих работ.

Итоговый контроль знаний и умений в форме экзамена.

  1.  Контрольные вопросы

Тема 1.

  1.  Что такое батик? Расскажите об истории его развития.
  2.  Что служит основой батика?
  3.  Расскажите об особенностях русской набойки, о способе её применения на ткани.

Тема 2.

  1.  Дайте определение рисунку.
  2.  С помощью каких художественно-выразительных средств он создаётся?
  3.  Назвать правила, приёмы, средства композиции.

Тема 3.

  1.  В чём состоит сущность живописи?
  2.  Дать определение «колористика».
  3.  Расскажите о природе цвета, его эмоциональном воздействии на человека.

Тема 4.

  1.  Какие ткани применяются в холодном (горячем) батике?
  2.  Какие инструменты и приспособление необходимы для холодного (горячего) батика?
  3.  Какие бывают красители? Что такое естественные красители?

Тема 5.

  1.  Какие виды батика вы знаете?
  2.  Перечислите технические приёмы росписи по ткани.
  3.  Расскажите о росписи по «сырому».

Тема 6.

  1.  Что вы знаете об истории холодного батика?
  2.  Какие есть техники холодного батика?
  3.  В чём их различие?

Тема 7.

  1.  Что значит смешанная техника?
  2.  Назовите техники в свободной росписи?
  3.  Опишите особенности «солевого» и «акварельного» эффектов.

Тема 8.

  1.  Что вы знаете об истории горячего батика?
  2.  Назовите ткани, используемые в технике горячего батика?
  3.  Назовите инструменты и приспособления необходимые для горячего батика?

Тема 9.

  1.  Расскажите о восковом батике.
  2.  Какие способы нанесения воска на ткань вы знаете?
  3.  Расскажите о правилах пользования воском. Что для этого нужно?

Тема 10.

  1.  Что такое эффект «кракле»?
  2.  Расскажите о последовательности выполнения работы в технике «кракле»?
  3.  Расскажите о видах брака и как исправить его?

Тема 11.

  1.  Расскажите о историческом происхождении узелкового батика.
  2.  Что необходимо для работы в узелковой технике?
  3.  В чём суть способа «завязывания»?

  1.  Список литературы
  2.  Гильман Р.А. Художественная роспись тканей: учеб. Пособие для студентов ВУЗов, обучающихся по специальности «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» / Р.А. Гильман.- М.: Гуманитар.изд.центр ВЛАДОС, 2005.
  3.  Давыдов С. Батик. Техника. Приемы. Изделия. – М.: АСТ – ПРЕСС книга, 2005.
  4.  Дворкина И.А. Батик. Горячий. Холодный. Узелковый. – М.: ОАО Изд. «Радуга», 2002.
  5.  Козлов В.Н. Основы художественного оформления текстильных изделий. – М.: 1981.
  6.  Синеглазова  М.О. Распишем ткань сами. «Профиздат» М. 2001.
  7.  Тангус  О.В. и др. Технология росписи тканей. – М., 1984.
  8.   Техника художественной росписи тканей /авт. – сост. В.И. Чурилова. – М.: АСТ; Донецк: Сталкер, 2005.
  9.   Успенская Е. Искусство батика. Внешсигма. – М.: 2000.


2.3 Перспективно-тематический план по курсу «Художественная роспись по ткани»

Общий объём учебного курса 126 часов, из них: теоретических занятий 22 часа, практических работ  40 часов. Индивидуальной работы 4 часа, самостоятельной работы 60 часов, экзамен.

Раздел

курса

Общ. колич. часов

Деление раздела на:

Колич. часов

Наглядные пособия и технические средства обучения

Межпредметные связи

Вынесено на самостоятельную работу

Формы контроля за усвоением темы

Тематические занятия

(тема, план)

Колич. часов

Практические занятия

(тема, план)

1.Историческая

справка. Общие сведения о худо-

жественной росписи по ткани

2

Теоретическое занятие 1

История развития батика

План:

1. Понятие о батике. История батика.

2. Развитие батика в России, русские набойки.

3. Художественный текстиль – как ветвь декоративно-прикладного искусства.

4. Развитие технологии росписи по ткани.

5. Художественные возможности батика в интерьере.

2

Работы по батику, презентация

Текстиль- ное производст-во, дизайн интерьера, культуроло-гия, история искусств

Контроль-ные вопросы. (Тестирование)

2. Основы изобразительной грамоты. Приёмы и техника рисунка. Композиционные формы

4

Теоретическое занятие 2

Рисунок – основа изображения

План:

1. Теоретические основы изобразительной грамоты. Рисунок – как вид графики.

2. Художественно-вырозительные средства рисунка.

3. Основы композиции. Роль ритма, композиционный центр.

4. Стилизация как форма народного орнамента, природных форм.

2

Практическое занятие 1

Композиционное построение эскизов

План:

1. Составление цветочной композиции в стилизации.

2. Использование растительного и геометрического узоров в квадрате, овале (на выбор).

2

Плакаты по теме «Сюжет в компози-ции»  Иллюстрации  

Графика, перспектива

Создание композиционного решения в прямоуголь-нике, круге

Контроль-ные вопросы. Просмотр работ

3. Живопись  искусство цвета. Колористика

4

Теоретическое занятие 3

Основы цветоведения

План:

1. Понятие декоративная живопись.

2. Колористика – наука о цвете: природа цвета, основные характеристики цвета, цветовые контрасты, смешение цветов.

3. Восприятие цвета. Цвет в интерьере.

2

Практическое занятие 2

Выбор цветового решения эскиза План:

1. Подбор фона и цветовой гаммы узора (орнамента) в квадрате.

2. Подбор фона и цветовой гаммы узора в овале.

2

Плакаты «Спектра-льный круг». Таблица цветов равной насыщен-ности и разной светлоты. Таблица «Одновременный контраст цветов»

Рисунок, композиция

Задание составить цветовую растяжку

Контроль-ные вопросы, просмотр. Тестирова-ние

4. Мате- риалы для художественной росписи по ткани

4

Теоретическое занятие 4

Материалы и инструменты для батика

План:

1. Виды тканей.

2. Инструменты для батика.

3. Вещества применяемые для резервирования.

4. Красители, их применение.

5. Правила по технике безопасности в процессе работы.

2

Практическое занятие 3

Работа с подрамником

План:

1. Натягивание ткани на подрамник.

2. Растяжка цвета от белого.

2

Раздвиж- ная рама, ткань, краски, резерв, стеклян- ные трубочки (Презентация), технологическая таблица

Материало-ведение, ОБЖ

Подготовительный эскиз (шаблон)

Контроль-ные вопросы, просмотр работ

5. Ручная роспись по ткани

4

Теоретическое занятие 5

Знакомство с видами художественной росписи по ткани

План:

1. Виды батика их различие.

2. Технические приёмы росписи по ткани.

3. Порядок работы над изделием.

4. Заключительный этап: способы закрепления росписи, промывка и отделка.

5. Виды брака их исправления.

2

Практическое занятие 4

Подготовка ткани к росписи в технике холодного батика

План:

1. Натягивание ткани на подрамник.

2. Заготовка шаблона.

3. Перевод рисунка на ткань.

4. Наводка резервирующей линии.

5. Подбор цветовой гаммы.

2

Работы в технике холодного и горячего батика. Технологическая карта

Основы исполните-льного мастерства, станковая живопись

Творческое задание. Создать эскиз в холодных (тёплых) тонах, технический прием  росписи на выбор

Вопросы. Просмотр

6. Техноло- гия росписи ткани. Холодный батик

16

Теоретическое занятие 6

Роспись в технике холодного батика

План:

1. Понятие холодный батик.

2. Техники холодного батика: «классический», «многослойный», техника «незамкнутая графика».

3. Технические приёмы, применяемые в росписи.

2

Практическое занятие 5

Творческая работа в «классической» технике

План:

1. Перевод рисунка (эскиза).

2. Нанесение резервирующего состава.

3. Роспись в холодных или тёплых тонах.

4. Необходимые требования к организации рабочего места. Техника безопасности.

2

Технологические карты. Коллекция художест-венной росписи тканей

Материало-ведение, рисунок, живопись

Продумать цветовую растяжку для техники «незамкну- туя графика»

Просмотр. Тестирова-ние

4

Практическое занятие 6

Творческая работа в технике «незамкнутая графика»

План:

1. Натягивание ткани на раму.

2. Нанесение резервирующих незамкнутых линий.

3. Подбор колеров различного цвета и тона.

4. Роспись от светлого цвета к тёмному.

4

Технологическая карта

Подготовить эскиз (шаблон) в цвете

Проверка работ. Вопросы по теме

4

Теоретическое занятие 7

Свободная роспись по ткани

План:

1. Смешанная техника – как новый художествен

ный приём в оформле-

нии тканей.

2. Техники свободной росписи: акварельная, солевая, графика по свободной росписи.

3. Особенности выполнения акварельного и солевого эффектов.

2

Практическое занятие 7

Роспись панно в смешанной технике

План:

1. Подготовка инстру- ментов и материалов.

2. Перевод эскиза на ткань.

3. Работа с резервом.

4. Свободная роспись красками в сочета нии с обычной росписью или нанесение цвета с применением набрызга солью.

5. Свободная роспись с применением акварельного эффекта.

2

Видео – ролик

Материало-ведение, рисунок, живопись

Контроль за работой

4

Практическое занятие 8

Роспись панно в смешанной технике.

План:

1. Способы исправле- ния брака, ошибок.

2. Завершение работы.

4

Оформление работы в рамку

Просмотр работ

7. Техноло- гия росписи ткани. Горячий батик

28

Теоретическое занятие 8

Роспись в технике горячего батика

План:

1. Понятие горячий батик.

2. Инструменты и материалы.

3. Техника горячего резерва.

4. Поливка расплавленным воском.

5. Удаление воска.

6. Способ наклейки на оргалит.

7. Техника безопасности в процессе работы.

2

Практическое занятие 9

Абстрактная композиция в технике росписи – поливка расплавленным воском

План:

1. Подготовка оборудования, инструментов, материалов.

2. Подготовка красок, колеров.

3. Плоская поливка расплавленным воском по ткани.

4. Роспись поверхности ткани от светлых тонов.

2

Работы по данной технике, иллюстра-ции, технологические карты

Живопись, цветоведе-ние

Контроль за качеством выполне- ния работы

4

Практическое занятие 10

План:

1. Поливка расплавле- нным воском.

2. Роспись ткани от светлого к тёмному.

3. Снятие воска.

4. Наклейка работы на оргалит.

4

Завершение работы в данной технике

Просмотр. Контрольные вопросы

4

Теоретическое занятие 9

Восковый батик

План:

1. Историческая справка.

2. Ткани применяемые для горячего батика.

3. Способы нанесения воска:

- нанесение воска на рисунок;

- нанесение воска на фон и внутренние линии;

- нанесение воска на контуры рисунка.

4. Удаление воска с ткани.

5. Техника безопасности.

2

Практическое занятие 11

Выполнение творческой работы одним из способов воскового батика (на выбор уч-ся)

План:

1. Подготовка оборудования, инструментов.

2. Натягивание ткани на раму.

3. Резервирование выбранным способом.

4. Роспись выбранным цветом данного участка ткани.

5. Исправление ошибок.

6. Просушка изделия в горизонтальном положении.

7. Удаление воска,  проглаживание ткани.

2

Презента-ция

Рисунок, живопись

Доработка работы. Подготовить эскиз в цвете

Просмотр. Вопросы

4

Теоретическое занятие 10

Роспись в технике «жатый батик»

План:

1. Понятие техника «кракле» -жатый батик.

2. Особенности выпол- нения работы в данной технике.

3. Виды брака, способы исправления.

2

Практическое занятие 12

Выполнение декоративного панно

План:

1. Подготовка обору- дования, инструментов.

2. Перенос рисунка на ткань.

3. Работа с резервом.

2

Работы в технике «кракле». Технологическая карта

Материало-ведение, рисунок, колористика

Просмотр, тестирова-ние

4

Практическое занятие13

План:

1. Подбор цветовой гаммы.

2. Нанесение воска на ткань.

3. Просушка и удаления воска.

4

Завершение и оформле- ние работы в рамку

Тестирова-ние

4

Теоретическое занятие 11

Техника узелкового батика («бандана»)

План:

1. Узелковый батик – как древнейший способ орнаментации ткани.

2. Этапы работы.

3. Способы  завязывания и складывания тканей.

4. Запарка. Меры предосторожности.

2

Практическое занятие 14

Изготовление декоративного шарфика (платка) в технике «бандана»

План:

1. Подготовка ткани к способу «завязыва- ния».

2. Оборачивание в ткань твёрдых, округлых предметов.

3. Составление и выбор цветовой гаммы.

4. Запарка изделия в красителе.

5. Окончательная отделка.

2

Презента-ция. Технологические карты. Готовые изделия

Текстиль- ное производст-во, колористика

Заключительная отделка изделия

Контроль за качеством работы, тестироывание

4

Итоговый контроль в форме экзамена

Практическое занятие 15

План:

1. Выполнение образца в узелкой технике на выбор.

2. Оформление работ.

3. Уборка рабочих мест.

4

Контроль- ные вопросы


3. Методика обучения учащихся педагогических училищ курсу «Художественная роспись по ткани»

3.1 Планирование занятий по курсу «Художественная роспись по ткани»

План теоретического занятия

Тема: «История развития батика»

Цель: познакомить учащихся с возникновением и развитием художественной росписи по ткани.

Задачи обучения:

  1.  Ознакомить с развитием истории ручной росписи.
  2.  Сформировать представление о способе русской набойки с её развитием на Руси.
  3.  Дать представление о роли батика в оформлении дизайна  интерьера.

Задачи воспитания:

  1.  Воспитывать интерес к культуре и искусству народов, уважение к творчеству русских мастеров.
  2.  Воспитывать стремление к творческой деятельности.

Задачи развития:

  1.  Развивать художественно-эстетический вкус, умение видеть прекрасное.

Дидактическое обеспечение к занятию:

Презентация «История батика» представлена в Приложении 1.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Организационный момент

1. Приветствие.

2. Проверка присутствующих.

3. Сообщение темы занятия.

II. Изложение нового материала

Батик – это техника росписей ткани. Ручная роспись тканей является разновидностью художественного текстиля. Этот вид декоративно -прикладного искусства имеет глубокие народные корни и традиции, дошедшие до сегодняшних дней. Современные художники по текстилю с глубоким уважением относятся к прошлому этого искусства, постоянно черпая из него творческие замыслы, что и обуславливает появление новых технологий на основе использования традиций древней росписи тканей.

Искусство ручной росписи ткани очень старо. Оно известно в различных вариантах в Южной Азии и Африке. Римский автор Плиний (29 – 79 г.г. до н.э.) в своём труде «Естествознание» упоминает о том, что Древнем Египте сохранились холсты, обработанные воском или рисовым клейстером и окрашенные в яркие цвета.

К нам батик пришёл из Индонезии, даже название этого декоративного искусства происходит от местного слова «анбатик» – рисовать, писать. Рисунок наносился с помощью воска (резерва), а затем ткань опускалась в краситель, который окрашивал только не покрытые воском участки. Операция повторялась несколько раз, если надо было получить разнообразные оттенки цвета. Воск и некоторые соки каучуконосных растений, будучи нанесёнными на ткань, способны механически не пропускать через себя растворы красителей, т.е. резервировать ткань от красителя, благодаря чему можно наносить узоры, т.е. окрашивать ткань. На этом свойстве воска и был основан один из древнейших способов художественного оформления тканей – способ «батик».

Краска производилась из тропического кустарника индигоноски, и называлась она «индиго». Это органический синий краситель. Красный цвет добывался из коры деревьев,  а также из мельчайших егорских моллюсков. Такая пурпурная краска была очень дорогая, поэтому ткани, окрашенные пурпуром, носили царские особы. Сюжеты для росписи использовались самые разные: от абстрактных рисунков до сложнейших орнаментов – для украшения одежды, многофигурные жанровые или религиозные композиции – для жилищ и храмов (слайды №3,4,5).

Батик в древности был распространён не только в Индонезии, но и в Индии, где этот способ окраски ткани носил название «бандхана».

Китайцы подарили миру шёлк и как следствие, – способ его окраски «лацзе».

В Японии, куда батик, по мнению учёных, попал из Индии или Китая, он назывался «рокэти». Японцы, соединив полученные знания с собственным культурным наследием, создали изумительные по красоте произведения с традиционными национальными сюжетными узорами. Такие ткани использовались для изготовления кимоно.

В Европе батик стал известен позднее, уже в новое время, благодаря голландским купцам, которые, в начале XVII века, привозили в Европу индонезийские саронги и ткани.

В нашей стране ручная роспись зародилась в начале 30-х годов и получила широкое развитие и признание. До этого существовало лишь гладкое крашение и набойка. Набойка – это ручная печать набойными досками. Суть этого способа заключается в следующем: вырезался узор на доске, затем доска смачивалась краской, превращаясь в печатную форму (манеру), после чего она накладывалась на ткань, её простукивали деревянным молотком и как бы набивали рисунок на ткань (слайды №7,8). В основном набойкой печатались платки. Знаменитые Павловские платки до сих пор печатаются по старинной технологии вручную, деревянными набойками, в городе Павловский Посад (Московская область). (Слайд №9).

Набойкой печатались не только штучные изделия, платки, но и метровые ткани. Часто затем они раскрашивались вручную кисточкой.

Расцвет ручной набойки на Руси наблюдался в XVIXVII в.в., хотя дошедшие образцы ткани говорят о том, что развитие этого вида украшения ткани относится к Х веку.

Старинная русская набойка выполнялась масляной краской на олифе, по льняным и шерстяным тканям. Ткань с тёмным орнаментом по светлому фону обычно называется «выбойка», и только с  XVIII в. термин «выбойка» постепенно вытесняется термином «набойка».

Несколько позже появился ещё один способ оформления ткани рисунком, уже более близкий к современному батику, когда использовалась одна доска с узором одинаковой высоты, но фон оставался незакрашенным с  помощью резервирующего состава глины и воска. А затем вообще отказались от доски.

С помощью кисточки и резерва рисунок наносился вручную прямо на ткань. Затем ткань опускали в чан или куб с краской. Там, где не было резервирующего состава, ткань окрашивалась. Затем ткань просушивали , а резерв смывали горячей водой. В результате на ткани получался светлый узор на цветном фоне. Этот способ получил название кубовой набойки. Свободная кистевая роспись делала узоры особенно живыми (слайд №10).

До конца XVII в. в русской набойке было заметно влияние восточных тканей, особенно в переработке растительных мотивов окружающей природы.

Запад, в свою очередь, также оказал своеобразное влияние на русскую набойку, в ней появились объёмные цветы. В XVIII в. продолжают существовать формы ромашки, василька, гвоздики и т.д.. А когда появились альбомы с рисунками для тканей из Парижа, то русская набойка переняла французское толкование орнамента - изображения райских птиц, пейзажей и бытовых сцен.

В первой четверти XIX в. русская набойка утрачивает черты самобытности. В 1828г. в селе Иваново купцом Спиридоновым была установлена первая ситцепечатная цилиндрическая машина, положившая начало развитию художественного промышленного оформления тканей.

Большую известность на всемирных выставках приобрели набойки Ивановских и Костромских мастеров. В каждом растении эти мастера умели найти главную декоративную характеристику, прорисовать и сколорировать узор таким  образом, что он сливался воедино с тканью, не разрушая её плоскости. В декоративных набойках нередко были изображены сцены деревенской и городской жизни, птицы и звери. Мастера с поразительным эстетическим чувством умели сочетать материал, красители и технологию для получения наибольшего художественного эффекта в своих произведениях.

Грубый крестьянский холст обычно набивался деревянной формой и чаще всего чёрной краской, разведённой на олифе. Чёткий рельеф узора с блестящей от олифы чёрной поверхностью смягчался на матовом серовато – зернистом фоне холста. Крупные узоры разделялись более мелкими геометрическими фигурами, штрихами, создавая полутона. На боле тонком льняном полотне набивали более мелкие узоры, часто закрашивали фон, оставляя узор белым, иногда расцвечивая его дополнительными красками. Гладкая поверхность полотна, окрашенная масляной краской, делала его блестящим, как бы лакированным, где ясно выступали чёткие формы мелких узоров. Хлопчатобумажные ткани стали набивать не масляными, а «верховыми» красками. Краски смешивали с каким-нибудь клейким веществом, которое удерживало их на поверхности ткани. Это был новый этап развития ситценабивного производства. Достоинством нового способа была мягкость тканей, сохранявшаяся и после окрашивания (слайд №11).

Более совершенным был так называемый «заварной» способ крашения. Его освоил О.С. Соков на мануфактуре близ Петербурга, чем удивил Ивановских мастеров. При этом методе на ткань наносились досками так называемые «закрепы» – вещества, которые в соединении с красителями давали на волокне нерастворимые лаки. После набивки «закрепов» ткань «заваривали» – кипятили её в красильном растворе, а затем промывали. Там, где не было «закрепов», краски смывались, а где были набиты «закрепы», оставался красочный узор (слайд№12).

Без изучения старинной набойки, без постижения её декоративных возможностей и закономерностей невозможно овладеть современным искусством украшения тканей. Декоративная набойка со временем превратилась в промышленный набивной рисунок. Первые попытки создания нового советского набивного рисунка были довольно робки, это были элементы советской символики – серп и молот, пятиконечная звезда и т.д., которые сменились чёткими геометрическими формами.

Видную роль в искусстве текстиля 20-х г.г. играла Л. Маяковская. Ей принадлежит изображение усовершенствованного аэрографа – особого пульверизатора, распыляющего краску. В технике аэрографии выполнялись всевозможные геометрические узоры, но с более мягкими и плавными  переходами от одного цвета к другому, с расплывающимся, как бы тающим контуром.

В середине 20-х г.г. многие мастера начали вносить отдельные геометрические элементы в цветочные мотивы. Мария Назаревская, возглавлявшая в 1930г. художественное отделение Московского текстильного института, создала ряд декоративных тканей, где в цветочные композиции орнаментально вписывались трактора, комбайны, люди выражавшие движение эпохи. Например, сатин декоративный «Участие красноармейцев в сборе хлопка», «Новая деревня» (слайды№13,14).

Для новых тканей требовались и иные по характеру набивные рисунки, а также и способы нанесения свободной росписи. В начале 60-х г.г. широко распространилось направление, в основе которого лежала свободная эскизная манера зарисовок, выполненных в технике «сухая кисть», она даёт не сплошную линию (как в набойке), а лёгкую, штриховую. Например: Н. Кирсанова (слайд №15).

С середины 60-х г.г. параллельно с производством тканей для жилища всё большее значение получает изготовление уникального и малосерийного декоративного текстиля, а также гобеленов и панно различных видов и техник. Роль первооткрывателей в жанре монументального панно в технике «батик» сыграли произведения литовского художника Й. Бальчикониса «Напевы» (1967), Московская художница И. Трофимова «Китайские сказки» (слайды №16,17)

К середине 70-х г.г. появляется большое количество нетиражируемых декоративных тканей, таких как сувенирные платки и декоративные панно, выполненные в технике свободной росписи по шелку, которые могли бы украсить любой интерьер.

В 1970-е г.г. появилось новое поколение художников-текстильщиков, получивших образование в Строгановском и Мухинском училищах. Именно с этого времени батик стал полноправным участником всех художественных выставок как всесоюзного, так и международного масштаба.

Батик необычайно популярен и сегодня. Его начали использовать не только для окрашивания тканей, предназначенных для пошива платков, шарфов, блузонов и другой одежды. Из материалов, подвергшихся обработке в технике батик, изготавливают покрывала, занавески, постельное белье, абажуры, или обивают мебель и даже обтягивают стены и двери, что позволяет сделать свой интерьер более уютным, уникальным и неповторимым (слайды № 19,20,21,22).

Ткань, расписанная собственными руками, по своему вкусу, доставит большое удовольствие не только создателю этой красоты, но и окружающим его людям.

III. Подведение итогов занятия.

Контрольные вопросы.

  1.  Что такое батик? Расскажите об истории его развития.
  2.  Что служит основой батика?
  3.  Расскажите об особенностях русской набойки, о способе её применения на ткани.
  4.  Какой рисунок применяется в оформлении ткани?
  5.  Как развивалась техника по росписи ткани?
  6.  Где применяется батик?

Литература:

  1.  Гильман Р.А. Художественная роспись тканей: учеб. Пособие для студентов ВУЗов, обучающихся по специальности «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» / Р.А. Гильман.- М.: Гуманитар.изд.центр ВЛАДОС.2005
  2.  Давыдов С. Батик. Техника. Приемы. Изделия. – М.: АСТ – ПРЕСС книга, 2005
  3.  Соболев Н.Н. Набойка в России. – М.: 1912
  4.  Техника художественной росписи тканей /авт. – сост. В.И. Чурилова. – М.: АСТ; Донецк: Сталкер, 2005

План практического занятия

Тема: «Восковый батик»

Цель: организовать деятельность учащихся в освоении техники горячего батика.

Задачи обучения:

  1.  Формировать знания и умения в освоении способов нанесения воска.
  2.  Обучить работе с резервирующим составом.
  3.  Научить оценивать качество работы с художественно-эстетической стороны.

Задачи воспитания:

  1.  Воспитывать аккуратность в работе.
  2.  Воспитывать самостоятельность.

Задачи развития:

  1.  Развивать индивидуальный подход к творческой деятельности.
  2.  Развивать творческие способности, мышление.

Дидактическое обеспечение к занятию:

  1.  Образцы техники «горячий батик».
  2.  Презентация на тему «Тайны струящегося воска». (Приложение 2)

ХОД ЗАНЯТИЯ

  1.  Организационный момент
  2.  Подготовка к занятию.
  3.  Проверка отсутствующих.
  4.  Сообщение темы и цели занятия.
  5.  Актуализация знаний
  6.  Что представляет резервирующий состав для горячего батика?
  7.  Расскажите о технике горячего батика.
  8.  Как можно удалить воск?
  9.  Расскажите о способе наклейки ткани на оргалит.
  10.  Перечислите правила по технике безопасности.
  11.  Объяснение нового материала

Процесс рисования воском тоже называют батиком. Это древнейший способ украшения тканей. Техника резервирования была известна во многих странах, начиная ещё с Шумера. Сохранились египетские, индийские ткани VIII века.

Методы горячего батика с древности использовались в Перу, Японии, Иране, Шри-Ланке, Китае, Армении, Азербайджане, африканских странах, но первое место в искусстве горячего батика принадлежит Индонезии, о.Ява.

Рецепты резервного состава различны. Кроме пчелиного воска в них входят парафин, жир, кокосовое масло, смола и канифоль для сгущения состава и другие компоненты. В результате состав выглядит на ткани ярким желтым рельефным узором.

В прошлом состав наносили заостренной бамбуковой палочкой – пером (рис.1.1.),  позднее кистью или традиционным инструментом – чантингом.  

Рис.1.1. Бамбуковая палочка

Его изготовили в XVII в. Чантинг позволил расписывать ткани сложнейшим очень тонким растительным и геометрическим узором (рис.1.2.).

               

        Рис.1.2. Чантинг XVII в.                    Рис.1.3. Современные чантинги

Современные европейские чантинги сделаны по образцу индонезийских (рис.1.3.).

Традиционно для воскового батика берут хлопчатобумажные ткани: ситец, репс, батист, бязь. Любую ткань перед росписью стирают, тем самым удаляя специальный состав из крахмала, мыла, жира и других веществ, придающих ткани товарный вид, но делающих её более жёсткой и непроникаемой для краски. Стирка разрыхляет ткань, поэтому краска быстрее впитывается и растекается по поверхности. Лучше всего замочить ткань в горячей воде с растворённым хозяйственным мылом на 1час. Высушенную ткань натягивают на раму или пяльцы, затем наносят рисунок.

Существует три способа нанесения воска на ткань. Два из них дают возможность живописной работы горячим резервом, а рисунок непосредственно соприкасается с фоном. Третий приём связан с контурной обводкой рисунка.

Способы нанесения воска (Приложение 2)

Первый способ: воск наносят кистью на всю плоскость мотива (цветы, листья маков), а фон окрашивают. Получается целиком белый рисунок на цветном фоне. Рисование воском ярко выявляет творческий почерк автора, позволяет импровизировать.

Второй способ более сложный: воск наносят кистью на фон и чантингом на внутренние линии, а сам рисунок окрашивают. Как и в первом случае, это можно выполнить щетинными кистями разной величины. Воск лучше наносить крупными пятнами неопределённой формы.

Третий самый сложный способ: воск наносят только на контуры рисунка. Опустив затем ткань в краску, получим белый контурный рисунок на цветном фоне.

В презентации показано крашение только одним цветом. При крашении в несколько цветов или поверхностей росписи красками получается многоцветный рисунок с белыми контурами.

Чтобы избежать ошибок в работе резерв должен быть достаточно горячим, чтобы проникнуть в ткань, иначе при крашении краска пройдёт в зарезервированные места по изнанке, но нельзя и перегревать резерв, тогда линии получатся неровные и расплывчатые. Если посмотреть батик на просвет, хорошо видно, где парафин не вошёл в ткань, это также видно с изнанки батика. В этом случае резерв наносится второй раз только уже с изнаночной стороны, т.к. нельзя наложить резерв вторым слоем на одно место.  Когда работа будет закончена резерв удаляется.

Если парафина (воска) на ткани образовалось много, ткань можно помять, для того чтобы парафин потрескался и осыпался. Остальная часть парафина удаляется с помощью газет и утюга. Гладим горячим утюгом ткань, меняя газеты до тех пор, пока на них не перестанут проступать жирные пятна от парафина или воска. Жирные пятна вокруг узоров удаляются ватой, смоченной в бензине.

Работая над росписью ткани, следует выполнять правила безопасного труда.

  •  Заниматься батикованием надо в проветриваемом помещении.
  •  В работе с горячим батиком удобнее использовать маленькую электроплитку, если газовая плита, то желательно использовать рассекатель или асбестовую сетку для равномерного распределения огня. На водяной бане воск плавится при t 40о, парафин – 45оС.
  •  Вынимая кисть из банки, надо слегка отжимать излишки парафина о край, следя чтобы капли воска или парафина не попали в воду, т.к. брызги могут обжечь кожу, глаза.
  •  Работая над батиком, следует следить за правильной осанкой. От посадки зависит степень напряжения, которая приводит к усталости, к снижению работоспособности и качеству росписи.
  •  В рабочем помещении должно быть хорошее освещение.
  •  Работая с горючими материалами следует помнить о мерах безопасности при хранении этих материалов.

IV. Практическая работа

Выполнение творческой работы одним из способов воскового батика на выбор обучающихся.

Вводный инструктаж

  1.  Повторение правил безопасной работы с инструментами, красками, резервирующим составом.
  2.  Изучение приёмов технологической последовательности выполнение задания, взаимоконтроль знаний.
  3.  Подбор критериев для оценки выполнения практического задания.

Текущий инструктаж

Выполнение этапов работы: натягивание ткани на раму, перевод эскиза, резервирование выбранным способом, выбор цветов, исправление ошибок, удаление воска.

  1.  Изучение и выполнение способов работы.
  2.  Контроль за правельностью выполнения работы.
  3.  Контроль за соблюдением техники безопасности.
  4.  Индивидуальная помощь учащимся.
  5.  Критерии для оценки выполнения практического задания.

- время, за которое была выполнена работа;

- самостоятельность в работе;

- соблюдение технологии выполнения работы;

- композиционное решение;

- цветовое решение.

Заключительный инструктаж

  1.  Остановка работы.

V. Контроль формирования знаний и умений

Взаимоконтроль и самоконтроль выполнения практической работы по установленным критериям.

Контроль знаний полученных в ходе занятия в виде контрольных вопросов; оценивание творческих работ.

VI. Подведение итогов занятия

Беседа по вопросам:

  1.  Что нового вы узнали на занятии?
  2.  Что научились делать?
  3.  Какие обнаружили ошибки, как их можно устранить?

VII. Уборка рабочих мест

Задание на дом: подготовить эскиз в цвете.

Литература:

  1.  Дворкина И.А. Батик. Горячий. Холодный. Узелковый. – М.: ОАО Изд. «Радуга», 2002
  2.  Корюкин В.Н. Батик. – Л.: 1978
  3.  Рудин Н.Г. Художественное оформление тканей. – М.: 1964
  4.  Техника художественной росписи тканей /авт. – сост. В.И.Чурилова. – М.: АСТ; Донецк: Сталкер, 2005

3.2 Дидактические средства обучения по курсу «Художественная роспись по ткани»

Средства обучения (к занятиям)

При обучении художественной росписи по ткани используются различные средства обучения. В качестве раздаточного средства обучения применяются  технологические учебные карты, которые позволяют на практике последовательно выполнить ряд действий данного процесса изготовления изделия, с целью активизировать познавательную деятельность обучаемых, обеспечить сознательное и прочное усвоение ими изучаемого материала.

Технологическая карта

Подготовка ткани к росписи в технике холодного батика

п/п

Действие

Материалы и оборудование

Рисунок

1

Постирать ткань с целью удаления жирных веществ

Ткань, вода, хозяйственное мыло

2

Натянуть подсушенную ткань на подрамник, соблюдая направление долевой нити

Подрамник, ткань, кнопки

3

Перевести подготовленный эскиз (шаблон) на ткань

Карандаш, эскиз, ткань с подрамником

4

Нанести резерв с помощью стеклянной трубочки по контуру эскиза – рисунка

Резервирующий состав, стеклянная трубочка, эскиз

5

Дать резерву высохнуть

Фен, батарея

6

Проверить надёжность и замкнутость контура

Вода, кисть

Технологическая карта

Выполнение творческой работы в технике «жатый батик»

п\п

Действия

Материалы и

оборудование

Рисунок

(схема)

1

Подготовить оборудование и инструменты

Электроплита, посуда для воска (парафина), водяная баня, кисти

2

Натянуть ткань на подрамник

Подрамник (пяльцы), ткань, кнопки

3

Перевести подготовленный эскиз на ткань

Эскиз (абстрактная композиция, узор), карандаш

4

Обвести контуры рисунка резервом с помощью тонкой кисти или чантинга и дать остыть

Воск (парафин), водяная баня, кисти, чантинг, подрамник с тканью

5

Нанести выбранные колеры (цвета) на рисунок по ткани. Дать высохнуть

Краски, кисти

6

Покрыть всю ткань воском (парафином), следя за tо резерва и соблюдая технику безопасности. Дать  остыть резерву

Плоская кисть (флейц 2-3 см), расплавленный резерв

7

Снять ткань с подрамника и помять её. Или не снимая ткань тупым ножом (предметом) сделать трещины

Ножницы линейка

8

Окрасить поверхность потресканного узора более тёмным цветом

Смятая ткань на подрамнике, колер, кисточка

9

Снять излишки краски ватным тампоном

Изделие, ватный тампон

10

Просушить ткань на изделии

11

Удалить резерв (воск)

Утюг, бумага

Технологическая карта

Изготовление декоративного шарфа в технике узелкового батика

п\п

Действие

Материалы, оборудование

Рисунок

1

Подготовить ткань произвольного размера. Сложить по диагонали по принципу «гармошки»

Ткань

2

Прогладить многослойную полоску утюгом

Ткань, утюг, иголка с ниткой

3

Выложить на ткань камешки разного размера, обмотать их тканью и туго обвязать шпагатом

Камешки, пуговицы, шпагат, нитки, ткань

4

закрутить края полоски косичкой

Шпагат, нитки

5

Намочить изделие водой, отжать

Вода

6

Составить колеры

Краски

7

Расписать конструкцию кисточками. Или можно опустить изделие в эмалированную посуду полностью или частично. Дать остыть

Кисточки, газовая плита, посуда с красителем

8

Прополоскать изделие в тёплой затем холодной воде

Вода тёплая, холодная

9

Снять обмотки, развязать узлы

10

Прополоскать повторно. (1-3 ст. ложки уксуса на 10 л. воды)

Готовое изделие. Вода, уксус

  1.  Средства контроля знаний и умений по курсу «Художественная роспись по ткани»

ТЕСТ № 1

Задание: Верны ли следующие утверждения?

Да

Нет

1

Цвет – одно из основных художественных средств в живописи

2

Представление о холодном цвете связывается с солнечным цветом, дождём, огнём

3

Основные цвета – это синий, зелёный, красный

4

Составные цвета – цвета, полученные от смешения основных красок

5

Дополнительные цвета – это рядом стоящие цвета в цветовом круге

6

Основными характеристиками цвета являются: цветовой тон, насыщенность цвета, светлота

7

Гармоничное сочетание цветового и тонального строя в произведении составляет колорит

8

Можно ли достигнуть гармоничных цветовых сочетаний с помощью цветовой гаммы, ограниченной приделами малого интервала в цветовом круге?

9

Хроматические цвета – это белый, серый, чёрный

10

Могут ли гармонично сочетаться цвета ахроматической гаммы?

Эталон

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Да

+

+

+

+

+

+

Нет

+

+

+

+

ТЕСТ № 2

Задание: Определите последовательность работы в технике холодный батик.

Нанести резерв     

Подобрать фон    

Натянуть ткань на подрамник

Приготовить колер

Перевести шаблон на ткань

Запарка

Роспись ткани
Ключ

3

Нанести резерв

4

Подобрать фон

1

Натянуть ткань на подрамник

5

Приготовить колер

2

Перевести шаблон на ткань

7

Запарка

6

Роспись ткани

ТЕСТ № 3

Задание: Впишите в пустые клеточки слова – ответы.

  1.  Искусство росписи по ткани.

                                           (Батик)
2. Нанесение состава на ткань.

(Резервирование)

     3. Гармоничное сочетание цветов и прочих оттенков.

              (Колорирование)

  1.  Образец, по которому изготовляют изделия.

                                         (Шаблон)

  1.  Роспись в технике жатый батик.

                                          (Кракле)

ТЕСТ № 4

Задание: Составьте пары в последовательности действий.

Действие

Инструменты и приспособления

1. Приготовить красящий раствор

А. Кастрюля, краски, вода

2. Вырезать образец

Б. Нитки, камни, пуговицы

3. Сварить образец

В. Ножницы, мел, линейка, иголка

4. Подготовить образец к варке

Г. Красящий раствор, изделие

 Ключ

Инструменты

В

Б

А

Г

Действие

2

4

1

3

4. Подготовка педагогического эксперимента по выявлению эффективности формирования знаний и умений у учащихся педагогических            училищ в ходе обучения росписи по ткани

4.1 Научный аппарат

Тема исследования: Формирование знаний и умений у учащихся педагогических училищ по росписи ткани.

Объект исследования: процесс обучения учащихся педагогических училищ.

Предмет исследования: формирование знаний и умений у учащихся педагогических училищ на занятиях художественной росписи по ткани.

Цель исследования: выявление эффективности формирования знаний и умений у учащихся педагогических училищ в ходе обучения росписи по ткани при применении в учебном процессе авторской программы и разработанного учебно-методического комплекта.

Методы экспериментальной работы.

Эмпирические методы: изучение литературы по теме эксперимента (нормативных, инструктивно-методических документов, учебной литературы и т.д.), педагогическое наблюдение, опросы (устные и письменные) интервьюирование, анкетирование, тестирование, изучение и обобщение чьего-либо опыта, изучение продуктов деятельности учителя и учащихся.

Теоретические методы: моделирование, сравнение, классификация, обобщение, абстрагирование, аналогия, синтез, систематизация и т.д.

Для рассмотрения данной темы мы прибегли к обзору инновационных технологий, которые могут быть применены при обучении учащихся профессиональных училищ, анализу стандартов обучения учащихся профессиональных училищ по профессии «Художник  росписи по ткани», отбору содержания и разработке методики обучения учащихся, построенной на реализации межпредметных связей, применении бинарных уроков.

4.2 Условия проведения экспериментального исследования

Педагогическое исследование будет проводиться на базе Новозыбковского педагогического училища во время прохождения педагогической практики. Обучение учащихся должно осуществляться по разработанной авторской программе «Художественная роспись по ткани» 1 раз в неделю по 4 часа.

В эксперименте должна участвовать только одна группа учащихся в количестве 20 человек.

Эксперимент будет включать в себя три этапа: диагностико-констатирующий, формирующий, контрольно-оценочный.

4.3. Проведение и результаты диагностико-констатирующего          эксперимента

Диагностико-констатирующий этап педагогического эксперимента проводился в начале исследования, в ходе которого выявился уровень сформированности знаний учащихся в области художественной росписи по ткани. Для этого был проведён тест, который показал, что из 20 человек только 8 знают, что такое батик, но никому не приходилось заниматься росписью по ткани. Тест также дал и положительные результаты, так как все опрашиваемые желали познакомиться с различными техниками по росписи ткани.

Тест

  1.  Приходилось ли вам раньше заниматься росписью по ткани?

             Да             Нет

  1.  Знаете ли вы что такое «батик»?

             Да             Нет

  1.  Хотели бы вы познакомиться с художественной росписью ткани?

             Да             Нет

  1.  Знаете ли вы о истории росписи по ткани?

             Да             Нет

  1.  Знаете и вы о  способах окраски ткани?

             Да             Нет

  1.  Приходилось ли вам пользоваться  красителями для текстиля?

             Да             Нет

  1.  Можете ли вы сказать чем и  как раньше   окрашивали ткань?

             Да             Нет

  1.  Хотели бы вы поработать с  красителями для ткани?

             Да             Нет

Баллы:  Да – 5    Нет - 0

Обработка результатов проходила на основе суммарного числа набранных баллов по тестированию. В результате были получены следующие индивидуальные значения, позволяющие выявить базовый уровень знаний учащихся в области художественной росписи по ткани.

Таблица 1.1.

Фамилия, имя

Высокий

уровень

Низкий

уровень

1

А.Л.

5

2

А.Д.

5

3

П.С.

15

4

В.А.

10

5

В.С.

20

6

З.К.

15

7

И.Е.

0

8

К.И.

5

9

К.К.

15

10

М.Г.

10

11

Н.С.

15

12

Г.О.

5


Заключение

Задачи, поставленные в курсовой работе полностью выполнены:

  1.  Проанализирована психолого-педагогическая и специальная литература по проблеме исследования.
  2.  Проанализирован стандарт РФ по профессии «Художник росписи по ткани».
  3.  Отобрано содержание обучения учащихся педагогических училищ росписи по ткани, что отражено в авторской программе курса «Художественная роспись по ткани».
  4.  Разработан перспективно-тематический план курса «Художественная роспись по ткани».
  5.  Разработаны планы теоретического занятия на тему «История развития батика» и практического – на тему «Восковый батик».
  6.  Разработаны дидактические средства обучения – технологические карты для проведения практических занятий «Подготовка ткани к росписи в технике холодного батика», «Выполнение творческой работы в технике «жатый батик», «Изготовление декоративного шарфа в технике узелкового батика».
  7.  Разработаны средства контроля и оценки учебных достижений учащихся в виде тестов, позволяющих выявить уровень сформированности знаний по росписи ткани.
  8.  Подготовлен педагогический эксперимент по выявлению эффективности обучения учащихся художественной росписи по ткани. Разработан научный аппарат, подобраны методы исследования, определена база эксперимента. Проведен первый – диагностико-констатирующий этап педагогического исследования, в результате которого были получены индивидуальные значения, позволяющие выявить базовый уровень знаний учащихся в области художественной росписи по ткани.


Список литературы

  1.  Стандарт Российской Федерации: начальное профессиональное образование. Профессия: художник росписи по ткани. ОСТ 9 ПО 02.35.10 – 2000. Издание специальное.
  2.  Воронин А.М., Крупская Ю.В. Методика профессионального обучения: Учебно-методический комплекс. – Брянск: РИО БГУ, 2007.           – 198 с.
  3.  Гильман Р.А. Художественная роспись тканей:Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003.
  4.  Дворкина И.А. Батик. Горячий. Холодный. Узелковый. М.: Радуга, 2008. – 240 с.
  5.  Загвязинский В.И., Поташник М.М. Как учителю подготовить и провести эксперимент. – М.: Педагогическое общество России, 2004.           – 144 с.
  6.  Кабанова О. Путешествие в технику горячего батика. Декоративное искусство. 1987, № 1
  7.  Кожохина С.К. Батик. Все о картинках на ткани / Художники Г.В. Соколов, В.Н. Куров. – Ярославль: Академия развития: Академия, К: Академия Холдинг, 2000. – 144 с.
  8.  Козлов В. И. Основы художественного оформления текстильных изделий. М.: Легкая и пищевая промышленность, 1981.
  9.  Кругликов Г.И. Методика профессионального обучения с практикумом – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 288 с.
  10.  Майоров А.Н. Теория и практика создания тестов для системы образования (Как выбирать, создавать и использовать тесты для целей образования). – М.: Интеллект-центр, 2002. – 297.
  11.  Профессионально-педагогические понятия: словарь: учебное пособие для вузов по специальности «Профессиональное обучение» : доп. УМО вузов РФ / сост. Г. М. Романцев, В. А. Федоров, И. В. Осипова и др. ; под ред. Г.М. Романцева; Рос. гос. проф.-пед. ун-т; Уральское отделение Рос. акад. образования. – Екатеринбург: РГППУ, 2005. – 456 с.
  12.  Самородский П.С., Симоненко В.Д., Ретивых М.В. Общая методика профессионального обучения. – Брянск: Издательство БГУ, 2002. – 188 с.
  13.  Синица Н.В., Саланкова С.Е. / Под ред. Воронина А.М. Методика подготовки и оформления курсовой работы по методике профессионального обучения: Для студентов специальности 030500.04 «Профессиональное обучение (дизайн)». – Брянск: Изд-во БГУ, 2009. – 24 с.
  14.  Скакун В.А. Методика преподавания специальных и общетехнических предметов (в схемах и таблицах).– М.: Издательский центр «Академия», 2005.
  15.  Скакун В.А. Организация и методика профессионального обучения: Учебное пособие.– М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2007.– 336 с.
  16.  Чжан Т.. Белькова В. Холодный батик. Народное творчество. 1991,  № 4
  17.  Энциклопедия профессионального образования : в 3 т. Т. 1 : А–Л / под ред. С.Я. Батышева. – М.: РАО : Ассоциация «Профессиональное образование», 1998. – 568 с.
  18.  Энциклопедия профессионального образования : в 3 т. Т. 2: М–П / под ред. С.Я. Батышева. – М.: АПО, 1999. – 440 с.
  19.  Энциклопедия профессионального образования : в 3 т. Т. 3: Р–Я / под ред. С.Я. Батышева. – М.: АПО, 1999. – 488 с.
  20.  Эрганова Н.Е. Методика профессионального обучения: учебное пособие для вузов: доп. УМО вузов РФ / Н. Е. Эрганова. – М.: Академия, 2007. – 159 с.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

40548. Учение о фонеме Московской и Пражской фонологических школ. Фонематическая транскрипция 13.93 KB
  Фонематическая транскрипция. Фонема – минимальный компонент морфемы существует и реализуется только в морфеме. Соотношение фонемы и звука: фонема проявляется в виде вариантов – в виде звуков в сильной или слабой позиции. Но не все морфемы можно проверить = гиперфонема – функциональная единица выступает в позициях нейтрализации которую невозможно поставить в сильную позицию.
40550. Артикуляторный аспект фонетики. Строение и функции речевого аппарата. Артикуляционная база языка 11.1 KB
  Органы речи – те органы которые участвуют в образовании звуков речи. Органы речи делятся на: дыхательные органы – легкие бронхи трахея. Все органы речи делятся на: активные и пассивные.
40551. Звук и фонема. Учение о фонеме Ленинградской фонологической школы 25 KB
  Звук и фонема. Звук и фонема. Термин фонема ввели представители Казанской ФШ Бодуэн де Куртэне 8090 гг. Фонема – звукэталон – тип который служит для различия форм слов.
40553. Конфліктологія як наука і навчальна дисципліна 58.5 KB
  Предметом конфліктології є ідеальна модель конфліктної взаємодії, теорія, основою якої виступає понятійний апарат з його центральною ланкою - категорією конфлікту.
40554. Менингококк 17.01 KB
  Neisseri meningitidis грамотрицательный диплококк. Виды Neisseri отличаются друг от друга способностью использовать те или иные сахара в качестве источника энергии. Neisseri meningitidis как правило ферментирует глюкозу и мальтозу но не ферментирует сахарозу и лактозу.
40555. Вивчення мікрофлори природних еконіш 16.09 KB
  Нашою метою стало провести дослідження: мікрофлори водного середовища мікрофлори повітряного середовища мікрофлори людини мікрофлори кисломолочних продуктів. Для цього ми поставили наступні завдання: Визначити ЗМЧ індекс БГКП і зробити морфологокультуральний опис мікроорганізмів води озера Нивки; Визначити ЗМЧ повітря аудиторії 620 біологічного факультету; Зробити морфоцитологічний опис мікрофлори зубного нальоту; Зробити морфологокультуральний опис мікрофлори ротоглотки; Визначити чутливість мікроорганізмів ротоглотки...
40556. Бактерії у водних екосистемах 16.03 KB
  Навіть бактерії які населяють сухі грунти живуть у воді що міститься у капілярах грунту. Це гетеротрофні бактерії особливістю життєдіяльності яких є вивільнення C N P S та інших елементів з органічних речовин і переведення їх у неорганічну форму з виділенням СО2. Найважливішим у цьому процесі є те що бактерії переводять органогенні елементи у єдину доступну для рослинпродуцентів форму – неорганічну NH4 PO43 SO42 CO2 таким чином замикаючи колообіг речовин всередині екосистеми.