5919

Реструктуризация промышленного предприятия

Лекция

Менеджмент, консалтинг и предпринимательство

Реструктуризация промышленного предприятия Содержание и организация реструктуризации предприятия. Разработка программы реструктуризации и развития предприятия. Содержание и организация реструктуризации предприятия Вопросы для изучения:...

Русский

2012-12-24

79.5 KB

58 чел.

Реструктуризация промышленного предприятия

  •  Содержание и организация реструктуризации предприятия.
  •  Разработка программы реструктуризации и развития предприятия.

1 Содержание и организация реструктуризации предприятия

Вопросы для изучения:

  1.  Общие подходы к реформированию и реструктуризации промышленного предприятия
  2.  Опыт реформирования и реструктуризации российских предприятий.
  3.  Организация реструктуризации предприятия.

1.1 Общие подходы к реформированию и реструктуризации

промышленного предприятия

Общие подходы к реструктуризации предприятия

Реформирование конкретного предприятия является важнейшим условием сохранения его конкурентоспособности и жизнеспособности при трансформации экономики и может быть проведено успешно собственником только при наличии экономического окружения, которое способствует этому. При этом успех реструктуризации конкретного предприятия, прежде всего, зависит от содержания проводимых реформ и темпов изменений экономической системы с учетом реализации разгосударствления и приватизации государственных предприятий.  Создание условий для свободной конкуренции между предприятиями различных форм собственности позволит в новых условиях быстрее выявить неэффективные и нерентабельные предприятия. В свою очередь, успех проводимых реформ в экономике и стабилизация социально-экономической системы страны определяются сегодня успешностью реструктуризации предприятий.

 Целью реструктуризации предприятия при трансформации экономики является обеспечение его устойчивой и прибыльной работы путем адаптации внутренних переменных предприятия к изменению внешних факторов функционирования, определяемому новыми экономическими, политическими и иными условиями, не зависящими от предприятия. Объектами реструктуризации на предприятии могут быть: его организационно-правовая структура, система управления, маркетинговая деятельность, имущество предприятия, производство, кадры, финансы.

Принципиальными и обязательными внутренними элементами реформирования предприятия являются: совершенствование управления его деятельностью и реструктуризация его основной деятельности (т.е. создание новой организационной структуры с учетом уточнения и/или изменения основных направлений конкретного бизнеса). Два возможных базовых варианта взаимосвязи указанных элементов при реформировании предприятий приведены на рис.15.1

Определение целей и задач предприятия, формирование его организационно-правовой структуры,  изменение бизнеса и основных (функциональных) направлений деятельности, а также совершенствование управления предприятием в процессе его реформирования при трансформации экономики Республики Беларусь имеют стратегическую ориентацию на обеспечение конкурентоспособности и развитие экспорта, которая направлена на обеспечение эффективной деятельности предприятия в сложившихся условиях функционирования.

Рассматривая проблему реструктуризации промышленного предприятия, уместно привести сравнение взаимосвязи музыкальной мелодии и нот: необходимо сначала освоить нотную грамоту и только после этого можно написать и исполнить мелодию. Реформирование предприятия и его реструктуризация при таком сравнении являются сложными музыкальными произведениями.  

Хорошее управление подобно профессиональному исполнению музыкальной мелодии, нотами которой являются основные методы, функции и механизмы менеджмента.

Состояние отечественной технологической и управленческой грамотности (применительно к рыночным условиям и современному уровню технологии) в среднем можно оценить следующим образом:

  •  по уровню технологии в производственной сфере с учетом внедрения ресурсосберегающих технологий отставание в большинстве случаев может достигать до 30-40 лет,
  •  по уровню организационного и управленческого сознания и техники – основные достижения современного менеджмента (60-90-х гг.) по существу не внедрены.

Подавляющее большинство отечественных предприятий должно будет совершить грандиозный технологический и управленческий скачок. Сделать это им придется самостоятельно и в условиях крайне ограниченных ресурсов. К этому необходимо добавить проблемы финансового оздоровления и реабилитации большинства отечественных предприятий.

Чтобы выйти из кризисного (предкризисного) состояния и стать конкурентоспособными, нашим предприятиям необходимо осуществить глобальную двуединую модернизацию производства и управления.

Можно реструктурировать предприятие, не затрагивая систему управления. Такой опыт имел место в отечественной (советской) истории и в Республике Беларусь.  Можно также реструктурировать систему управления без реструктуризации предприятия, что произошло в России после 1991 года. В результате произошли крупные перекосы, последствия которых будут сказываться еще долго. Пример такого перекоса (в том числе в Республике Беларусь) – обновление хозрасчетных схем, которым ограничились многие российские и белорусские предприятия. Свалившаяся на предприятия самостоятельность в результате «голого» хозрасчета не пошла им на пользу. Это привело к вынужденному восстановлению жесткой централизации, которая также не помогает при массовых неплатежах. Реальные действия предприятий по модернизации производства блокированы неэффективным менеджментом.

Для достижения положительного результата при реформировании предприятия реструктуризация должна проводиться одновременно с перестройкой всей системы управления.

Необходимо иметь в виду, что новая технология всегда производительнее, но и дороже старой. Чтобы окупить затраты на ее внедрение, необходимо добиться более производительной работы людей и оборудования по сравнению с существующей.

Предприятия, освоившие новые технологии, показывают, что успешного реформирования можно добиться любым сценарием, но обязательно необходимо решать обе проблемы: реструктуризацию деятельности и совершенствование управления. 

1.2 Опыт реформирования и реструктуризации

российских предприятий

В качестве примеров можно рассмотреть реформирование Шатурского мебельного комбината и Чебоксарского завода электроники и механики (ЗЭ и М) 28.

Опыт реструктуризации Шатурского мебельного комбината

 Начальный период реформирования был связан с работой руководства и внешних консультантов по определению направлений реформирования и программы реструктуризации.

Пока консультанты «прочищали мозги» и обучали руководство, проблемы реструктуризации и совершенствования управления оставались,  комбинат продолжал работать как и ранее, в том числе:

  •  продолжали функционировать отдельные производства, часть которых составляли технологическую цепочку основной деятельности предприятия, а часть оставалась вне основных целей комбината и не вписывалась в его конкретный (результативный) бизнес;
  •  финансовая деятельность не способствовала эффективной деятельности комбината (слабый учет, отсутствие жесткого контроля дебиторской задолженности, нет общепонятных сводок для высшего руководства, каждый разговаривает на своем «языке»);
  •  маркетинговая деятельность была подменена обычным отделом сбыта, который находился в привилегированном положении. Основной продукт оставался неизменным почти 10 лет;
  •  существовал избыток персонала, но находилось мало людей с экономическим мышлением;
  •  разработанный в 1994 году бизнес-план комбината показал отсутствие необходимого притока денежных средств, по рекомендации консультантов необходимо было искать инвестора.

Большой перечень требующих рассмотрения вопросов выдвинул главную проблему: необходимость установления приоритетов их решения при реструктуризации и совершенствовании управления предприятием.

Определить, кто и что является главным (а главное изменить сложившееся представление об этом) оказалось весьма сложным, хотя руководство комбината старалось следовать советам консультантов, которые выделили 4 блока первоочередных реформ: а) маркетинг (организация маркетинговой деятельности), б) новый продукт, в) финансы, г) структура управления (ее совершенствование).

Если оценивать все происшедшие события с позиций полученного результата, то шанс на выживание дала система мер, которую генеральный директор комбината назвал «подушкой под реструктуризацию». В отчете консультантов эти мероприятия относились к блоку финансов. Мероприятия предусматривали снижение издержек как одно из главных средств антикризисных мер. За 1996 год вышел десяток приказов по сокращению издержек. Наибольший эффект имели мероприятия по сокращению потребления тепла и электроэнергии (установка счетчиков раздельного потребления энергии, установка конденсаторов, внедрение компьютерной системы поцехового учета расхода электроэнергии, перевод энергоемких производств на работу во вторую смену и другие). Это дало экономию издержек около 20%. Главным же результатом проводимых мероприятий на данном этапе стал переход к управлению производительностью, для чего необходимо было внедрить систему учета в производстве.

Большим резервом снижения издержек стала система снабжения. После оценки влияния каждой позиции материалов на формирование затрат оказалось, что только 40 из них формируют 75-80% затрат. Эти позиции стали предметом дальнейшего детального анализа и пристального внимания отдела снабжения при их закупках и поставках, в том числе учитывались цены, сроки, условия и стабильность поставок и другие вопросы, влияющие на затраты. Уже на первом этапе этих работ в отделе снабжения планово-учетные цены снизились на 7%. В дальнейшем эта работа стала постоянной.

В итоге проводимые мероприятия по снижению издержек привели к установлению полного контроля издержек и финансов в целом. Именно это стало главным в работе финансовой службы комбината, начиная с 1995 года: методичное внедрение управленческого учета и поэтапное внедрение бюджетирования. При разработке и организации реализации бюджета, стимулирующего рост показателей хозяйственной деятельности комбината, возникли серьезные сложности в коммерческой дирекции, которая доказывала нереальность показателей объема продаж, предлагаемых финансовым отделом в бюджет 1997 года. Анализ бюджета показал, что увеличение объема продаж на 5% приводит к увеличению прибыли на 30%. Для достижения показателей 1990 года объем продаж необходимо было увеличить на 20% по сравнению с предложениями отдела продаж.

Реальное выполнение бюджета 1997 года развивалось следующим образом: до середины весны по сценарию отдела продаж, до середины лета бюджет с 5% превышением предложений отдела продаж. К концу года встал вопрос о наращивании объемов производства.

Одновременно с принятием бюджета на 1997 год (до его реализации) был разработан инвестиционный план комбината, включающий две группы мероприятий:

  1.  мероприятия, существенно влияющие на снижение затрат;
  2.  мероприятия, направленные на расширение ассортимента продукции и достижение главной стратегической цели.

Основные выводы по результатам проделанной работы при реструктуризации Шатурского мебельного комбината сводятся к следующему:

  1.  Реформирование комбината проводилось в направлениях, определенных руководством предприятия с учетом рекомендаций квалифицированных консультантов.
  2.  Движение по каждому из направлений было не по прямой, а по спирали, начиная с определения главной стратегической цели (миссии предприятия). Первоначальная ориентация производственной деятельности комбината только на удовлетворение потребностей бедных слоев населения была уточнена с появлением у комбината возможности занять на рынке часть ниши среднего класса. При этом руководство комбината использовало методику, учитывающую технологический уровень конкретного производства и его соответствие главной стратегической цели.
  3.  В ходе первого витка реструктуризации комбинат избавился от производств, которые не соответствовали его миссии. Однако, если создание совместного предприятия и заключение выгодных договоров на аренду может вызывать у руководства комбината чувство гордости, то выделение бизнес-единиц на базе основных производств принесло лишь озабоченность.
  4.  Условием создания бизнес-единиц руководство комбината определило создание эффективной системы управления себестоимостью как в бизнес-единицах, так и на комбинате в целом. Дополнительную уверенность в проведении реструктуризации должна была придать система электронной обработки данных, которая формировалась по мере продвижения реформ.
  5.  Отдельным витком реструктуризации явилось создание компании по управлению региональными торговыми представительствами, которая позволила комбинату почувствовать уверенность в сфере сбыта. 
  6.  Заслуживает внимания и изучения опыт перевода управления качеством из производства в службу продаж. Именно рост качества позволил комбинату всерьез ориентироваться на средний класс покупателей и делать попытки выхода на международный рынок.
  7.  Подводя итоги проделанной работы, руководство комбината считает своим слабым местом отсутствие четкого плана действий по реструктуризации.  Такой план был составлен консультантами, однако руководство сочло его невыполнимым и фактически работы по всем основным направлениям велись без единого четкого плана скоординированных действий. В силу этого по намеченным с консультантами направлениям реформирования службы комбината где-то продвинулись до половины, где-то ушли не очень далеко, а по финансовым вопросам ушли далеко вперед, так как почувствовали, что это остро необходимо.

Исходным пунктом реструктуризации стало формулирование (уточнение) миссии предприятия: «Производить и продавать на российском рынке корпусную мебель для дома и офиса, рассчитанную на верхнюю нишу бедных, а также низшую и среднюю ниши среднего класса; делать эту продукцию лучше всех и давать покупателю возможность быть индивидуальным в своем выборе». Реализация миссии потребовала  разработки соответствующих целей, достижение которых было связано с проведением необходимых стратегических изменений на предприятии. 

Основные направления этих изменений при реструктуризации комбината отражены на общей схеме реструктуризации, приведенной на рис. 15.2.

Реформирование завода электроники и механики (ЗЭиМ)

Первоначальные цели реструктуризации завода: а) повышение адаптивности предприятия, так как было ясно, что внешняя среда будет изменяться быстрее, чем завод; б) изменение мотивации людей через изменение отношений собственности; в) сделать завод по структуре и размерам более подходящим для новой среды и реализуемой продукции.

Для достижения поставленных целей необходимо было добиться, чтобы внутренние изменения деятельности предприятия адекватно отражали изменения внешней среды и чтобы эти процессы по возможности были синхронизированы.

 Реструктуризация проводилась поэтапно.

  1.  В 1989 году была создана одна дочерняя фирма, в 1990 году 12, потом еще 15. В последующие годы процесс реструктуризации продолжается, но темпы существенно снизились.
  2.  На первом этапе выделения отдельных видов деятельности в виде самостоятельных структурных подразделений была обеспечена патронажная система развития дочерних компаний, но без вмешательства в их оперативную деятельность (в том числе финансовую). Это привело к результату, когда в течение первых пяти лет выживали до 8 из 10 созданных структурных единиц (отдельных бизнесов).
  3.  После завершения первого этапа выживания и становления нового бизнеса (с предоставлением возможностей выжить всем, кто на это способен) были выдвинуты более жесткие требования к выживанию на условиях самостоятельного обеспечения конкурентоспособности по принципу:  неконкурентоспособен умирай. 
  4.  Поэтапное создание центров финансовой ответственности (ЦФО):

Первый этап аренда.

Второй этап переход на трансферные цены. Принципиальным элементом этого перехода явилась процедура установления цены: не директива, а переговорный процесс. Исходные данные ежемесячно согласовываются между офисом и ЦФО. Ведется три массива себестоимости (нормативная, фактическая, перспективная).

Третий этап введены внутренние лицевые счета. Введен порядок, когда не выплачивается зарплата, не выдаются материалы, если на лицевом счете ЦФО отрицательное сальдо. Если по тем или иным причинам не хватает ресурсов, то начинается кредитование ЦФО, которое может идти через центр, но не бесплатно. Развивается перспективное кредитование цехов. Уровень межоперационных (межцеховых) запасов был на этом этапе ликвидирован.

Четвертый этап введены субсчета в банках для ЦФО. Это обеспечило большую независимость ЦФО для проявления инициативы и стимулировало работу на прибыль. Для контроля внутрифирменных потоков был введен внутрифирменный аудит. Аудит ЦФО в краткой форме проводится ежемесячно, в полном объеме два раза в год.

Дальнейшее развитие ЦФО внедрение бюджетирования. Пришло понимание, что для полноценной оценки состояния предприятия необходим анализ потоков реальных денег (cash flow), что и стало задачей на ближайшее будущее.

  1.  Преобразование ЦФО из производственных единиц в бизнес-единицы. Бизнес-единицы должны быть организованы по другому принципу: по рыночному сегменту, а не по технологии, хотя ЦФО фактически уже начали работу с рынком для повышения своей эффективности (при этом освоение новых направлений стало занимать более 30%). Другими словами наметилась тенденция движения к дивизиональной структуре. Главной заботой руководства ОАО становится обслуживание ЦФО, которые занимают центральное место в системе управления.
  2.  Обучение среднего управленческого звена и персонала в целом. Ключевой задачей этого этапа стало тотальное перманентное обучение персонала. Особенность реализации этой задачи для управленческого персонала составило обучение команды. Решение поставленной задачи включает три основных элемента: базовое образование в вузах или техникумах; дополнительное бизнес-образование;  внутрифирменное образование с учетом узкой специализации и конкретизации знаний.

1.3 Организации реструктуризации  предприятия

Любой опыт уникален и не может быть просто перенесен на другие предприятия, но определенные вещи должны  делать все, только каждый по-своему.

Типичные ошибки при реструктуризации:

  1.  Не предоставляя свободу подразделениям, нельзя пытаться сделать их подвижными и инициативными (например, предоставили свободу структурным подразделениям, но финансы оставили у директора).
  2.  Предоставление организационной свободы подразделениям является сложной практической задачей ввиду неумения вести переговоры, связанные с реструктуризацией.

Пример: Удовлетворение желания руководителей подразделений распоряжаться финансами. Для конструктивного решения этого вопроса поиск велся совместно (руководством и руководителями подразделений) между двумя крайними вариантами полной свободой и несвободой. Все договоренности фиксировали. Главным препятствием в достижении соглашения явился недостаток образования управленческого персонала (незнание бухгалтерского учета и управления финансами). Отсюда вытекала первая задача научить людей представлять свою работу в финансовом аспекте.

Несмотря на существенные различия в начальный период реформирования рассматриваемых предприятий их пути практически сошлись, когда они приступили к созданию интегрированной функциональной системы управления, предшествующей дивизионализации, т.е. предприятия вышли на уровень западных компаний 60-х годов и продолжали ускоренное движение к уровню 80-х годов.

Описанный опыт проведения реструктуризации двух российских предприятий имеет важное значение для всех реформируемых отечественных предприятий, так как эти примеры показывают, что  за несколько лет может быть пройден путь нескольких десятилетий. Это вселяет уверенность, что имеется реальный шанс в ближайшее время достигнуть уровня западных компаний конца 80-х годов и вплотную придвинуться к современному менеджменту конца 90-х гг.

На каждом этапе реформирования сценарий реструктуризации наполняется конкретным содержанием.

1 этап. Изучение и анализ известных шагов реструктуризации и регулярного менеджмента. Осознание базовых истин: деятельность предприятия должна быть целенаправленной, деньги берутся от продажи продуктов или услуг, их (деньги) надо уметь считать, в том числе и на перспективу.

2 этап. Принимаются решения, лежащие на поверхности:

  •  проводится аудит и сокращение затрат;
  •  создается новый продукт, под него перестраивается производство;
  •  управленческий учет обеспечивает раздельное бюджетирование продуктов и видов производственной деятельности (бизнесов).

Формируется новое видение ситуации: если вначале продуктовая программа составлялась исключительно на основе маркетинговых оценок (что покупают на рынке), то теперь решения принимаются после обязательного расчета затрат и доходов по конкретному продукту, исходя из выгодности производства того или иного продукта для предприятия в целом. Другими словами: маркетинг превращается из инструмента оценки и анализа рынка в специфическую функцию управления.

3 этап. На базе новых оценок проводится первичная реструктуризация: сокращаются лишние производства и развиваются (создаются) новые бизнесы.

4 этап. Экстенсивные факторы развития предприятия исчерпаны, необходима интегрированная функциональная система управления эффективностью (производительностью с учетом всех затрачиваемых ресурсов): бюджетирование в полном объеме (финансы); расчет себестоимости по продуктам, цехам и регионам, выбор модели хозрасчета (внедрение экономических методов менеджмента); интегрированный учет по всему предприятию, вместо автоматизации локальных участков деятельности автоматизация всех функциональных подсистем, связанных между собой на базе современных информационных технологий и средств.

К концу 4-го этапа предприятие достигает уровня организации и управления  западных компаний 60-х гг.

5 этап. Производится реструктуризация основного производства, создается дивизиональная организационная структура управления, реализуется программно-целевое управление предприятием, внедряется стратегическое планирование и методология управления проектами (прожект-менеджмента), осуществляется переход к сетевой логистике в системе сбыта.

Этот этап может быть пройден отечественными предприятиями в 2-3 года после реализации 4-го этапа. По завершении 5-го этапа предприятие достигнет уровня менеджмента 80-х гг.

6 этап. Переход к реинжинирингу бизнес-процессов, т.е. дальнейшая реструктуризация предприятия и его конкретных бизнесов, а также постоянное совершенствование  управления, направленное на создание и удержание конкурентных преимуществ, становятся образом жизни. В этих условиях предприятие может рассчитывать на длительный успех, если оно будет работать не хуже своих конкурентов на целевых рынках.

Последний этап реструктуризации (реинжиниринг), соответствующий современному состоянию управления ведущих западных компаний, практически будет реализовываться  в начале 21 века. Результаты его реализации будут определять наше фактическое положение в мировом сообществе и на мировом рынке. После внедрения реинжиниринга и создания конкурентных позиций отечественные предприятия смогут реально конкурировать с западными компаниями, в крайнем случае на собственном рынке и рынке России.

Главный вывод по результатам анализа базовых сценариев реформирования промышленных предприятий (с учетом российского опыта): сохранение за отечественными предприятиями одного из самых крупных мировых рынков цель не только достойная, но и достижимая.

 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

27292. Туристская анимация 30 KB
  Анимация - новое направление в индустрии развлечений, это оживление отдыха и организация непосредственных впечатлений от личного участия в мероприятиях, т.е. через организацию деятельности. Aнимация в туризме начала развиваться как таковая с 70-х годов ХХ и только с середины 90-х она появилась в России.
27293. Имидж туристской фирмы 24 KB
  Имидж фирмы определяется многими факторами. Имидж предприятия формируется следующим образом. При создании имиджа прежде всего необходимо определить наиболее общий круг потребителей услуг турфирмы типичную клиентуру.
27294. Информационные системы в туризме 23.5 KB
  ИС – это система обработки, хранения и передачи какой-либо информации, которая представлена в определенной форме.
27295. История развития мирового туризма 28.5 KB
  До 15 в – паломничество европейцев – гл вид путеш. Средневековье – перекраивается полит карта Европы переселение народов распр христианства крестовые походы осн центры паломничества – Рим и Палестина привилегир класс – путеш к целебн источн происходит много географ открытий Сарбонна актуальными стали путеш с образоват целью и паломничество к святым местам. Конец 18 в нач 19 в –Гран туры с познават целью среди молод людей Европы наиб колво путеш соверш англич в Итал и Швейц попул туры к минер ист и на морск курорты втор полов 19 –...
27296. Формирование каналов сбыта 24 KB
  Функции: исследовательская работа (сбор инф), стимулирование сбыта (о товаре), установление контактов (связь с клиентами), приспособление товара (под требования покуп), проведение переговоров, организация товародвижения (транспорт. и склад. товара), финансирование, принятие риска (ответственность).
27297. Классификация видов туризма 27.5 KB
  туризма является деление на формы типы категории и виды туризма. Типы туризма: Определяются национальной принадлежностью туризма внутренний въездной выездной Указанные виды туризма поразному сочетаются между собой и образуют категории туризма. и выездной Международный въездной выездной Виды туризма: определяются целью поездки Познавательный Деловой оздоровительный Спортивный Ностальгический Рекреационный Религиозный Религиозный туризм основан на религиозных потребностях людей различных конфессий.
27300. Международное законодательство о туризме 29 KB
  1985 София – Хартия туризма подчеркнула право человека на отдых и досуг обозначены обязанности государств по проведению политики обеспечения развития туризма и по организации отдыха. 1989 Гаага – Гаагская декларация 10 принципов руководства государств при сотрудничестве в сфере туризма упрощение туристских формальностей обеспечение безопасности туристов создание надежной инфраструктуры.