5921

Основные механизмы антикризисного управления

Реферат

Менеджмент, консалтинг и предпринимательство

Основные механизмы антикризисного управления Антикризисное управление и регулирование. Правовые основы антикризисного управления. Обязательства, неплатежеспособность, несостоятельность и банкротство Всякое предприятие, осуществляющее хозяйстве...

Русский

2012-12-24

81.5 KB

139 чел.

Основные механизмы антикризисного управления

1 Антикризисное управление и регулирование.

2 Правовые основы антикризисного управления.

1 Обязательства, неплатежеспособность, несостоятельность и банкротство

Всякое предприятие, осуществляющее хозяйственную деятельность, вступает в отношения с налоговыми органами, банками, другими предприятиями (поставщиками и потребителями) и т.д. В процессе этих отношений у предприятия возникают обязательства, которые могут превращать его в должника.

Действующим законодательством (национальным и международным) предусмотрено, что кредитор имеет право требовать от должника исполнения обязательств и возмещения убытков, причиненных неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств. Иски кредиторов рассматриваются арбитражным судом.

 Различают следующие группы обязательств:

а) Обязательства перед фискальной системой включают налоги, штрафы и пени перед бюджетом (республиканским и местным), а также перед различными фондами. Эти обязательства подлежат исполнению независимо от воли предприятия;

б) Обязательства перед финансово-кредитной системой, в том числе обязательства перед банками, финансовыми компаниями, если предприятие взяло заем в денежной форме или в форме ценных бумаг на основе кредитного договора. К этой группе относят также обязательства перед страховыми компаниями, когда предприятие как бы берет будущий заем под свои страхуемые риски;

в) Обязательства перед кредиторами за поставленные ими товары или услуги. Эти обязательства возникают в результате договора с другими предприятиями или предпринимателями.

г) Обязательства перед акционерами и работниками предприятия (внутренний долг). В эту группу входят обязательства по оплате труда, выплате премий, дивидендов и т.п.

Обязательства предприятия, возникающие в ходе его хозяйственной деятельности, имеют определенные сроки исполнения.

Ненадлежащее исполнение обязательств может быть вызвано:

1. Необязательностью как стилем взаимодействия с партнерами, когда предприятие-должник располагает ресурсами, достаточными для выполнения своих обязательств.

2. Дефицитом или кризисом возможностей предприятия-должника для исполнения обязательств.

 Необязательность как стиль взаимодействия конкретного предприятия влечет за собой отказ партнеров от взаимодействия с ним, штрафы и иные санкции, предусмотренные законодательством. В этом случае кредиторы сохраняют шанс на выполнение обязательств должником без особого ущерба для себя. Когда предприятие испытывает дефицит или кризис возможностей для выполнения своих обязательств, принципиальным является вопрос о способности выполнения обязательств без ущерба для всех его кредиторов.

Предприятие, которое из режима исполнения обязательств в срок переходит в кризисную зону ненадлежащего исполнения, исполнения со сбоями и срывами сроков, вплоть до безнадежного состояния погасить долги, становится как партнер неплатежеспособным или несостоятельным.

 Неплатежеспособность является переменной характеристикой, которая может иметь различные градации – от эпизодической до устойчивой и хронической.

 Устойчивая (хроническая) неплатежеспособность означает, что такое предприятие:

а) Поглощает ресурсы или средства кредиторов. Это могут быть средства банков, других предприятий, собственных работников, акционеров и т.д. При этом выполнение обязательств по оплате этих ресурсов и средств производится с задержкой или ожидание их исполнения становится безнадежным.

б) Формирует (создает) недоимки по налогам и иным обязательным платежам, что приводит  к дефициту средств  в бюджете.

Неплатежеспособное предприятие является носителем финансового ущерба кредиторам. Кредиторы, несущие убытки, пытаются истребовать исполнение отдельных обязательств различными методами (в том числе судебными). Как правило, вначале они действуют отдельно и разрознено. Но, в конце концов, все кредиторы приходят к согласованным совместным действиям против должника.

Неплатежеспособное  предприятие ставит своих кредиторов перед выбором:

  1.  дать предприятию определенный  шанс на преодоление внутреннего финансового кризиса, на финансовое оздоровление в рамках некоторого ограниченного во времени соглашения;
  2.  выставить требования о ликвидации предприятия-должника и продаже его имущества, чтобы за счет  этого удовлетворить полностью или частично требования   всех кредиторов.

           Такой выбор  стоит не только  перед   кредиторами. Сам должник также может принять решение с учетом оценки своего кризисного финансового состояния и своей способности (или неспособности) выполнить обязательства, то есть  должник может поставить вопрос о соглашении с кредиторами или о своей ликвидации как предприятия самостоятельно, не ожидая их совместных действий.

Цивилизованная процедура  ликвидации должника, продажи его имущества и расчета с кредиторами  называется банкротством предприятия.

 Банкротство как юридический факт (событие) наступает по решению  арбитражного суда или после официального объявления должника о своем банкротстве при добровольной ликвидации. До этого момента правомерно говорить о неплатежеспособности, несостоятельности, предбанкротном или кризисном  состоянии. Однако на практике понятие «банкрот» широко употребляется как общая оценочная характеристика предприятия, испытывающего  устойчивые трудности в расчетах по обязательствам. В практике отношений должника и кредитора существуют различные понятия банкротства в зависимости от того, кто и при каких обстоятельствах применяет этот термин. Например, юрист всегда понимает под банкротством признание факта экономической несостоятельности арбитражным судом с соблюдением соответствующих процедур и правил, банкир обычно считает предприятие банкротом с момента прекращения им платежей и занесения платежных документов предприятия в соответствующую картотеку банка. Экономист (аналитик) рассматривает банкротство как процесс, в котором юрист и банкир фиксируют лишь отдельные признаки этого явления.

 При трансформации экономики проблемы, характеризующиеся специфическими формами происходящих макроэкономических и микроэкономических изменений, оказывают объективное влияние на создание условий неплатежеспособности реформируемых предприятий. В то же время причины возникновения неплатежеспособности и банкротства не являются порождением только трансформации экономики, они имеют более глубокие корни, заложенные в рыночной системе хозяйствования (в рыночном механизме управления).

Как свидетельствует мировая практика, банкротство следует рассматривать как неизбежное явление любого современного рынка, при котором несостоятельность предприятия используется как инструмент перераспределения капитала. В этом случае банкротство отражает  объективные процессы структурной перестройки экономики. Такая трактовка банкротства вытекает из сущности предпринимательства, которое всегда сопряжено с неопределенностью достижения его конечных результатов и с риском экономических потерь.

 В реальной экономике неопределенность всегда приводит либо к выигрышу, либо к убыткам. Взаимообусловленность прибыли и факторов риска формирует понятие банкротства. В силу этой взаимосвязи и обусловленности одним из первых признаков несостоятельности и наступающего банкротства является падение прибыльности предприятия ниже стоимости его капитала. Под стоимостью капитала принято понимать средневзвешенные ожидаемые платежи в процентах к акционерному капиталу. Дивиденды, выплачиваемые кредиторам, перестают отвечать сложившимся рыночным условиям. Вложение средств в такие предприятия становится неэффективным для инвестора.

Фактически банкротство не возникает вдруг. Банкротство является результатом развития кризисного финансового состояния предприятия, когда оно проходит путь от эпизодической до устойчивой (или хронической) неспособности удовлетворять требования своих кредиторов, в том числе по обязательным платежам в бюджет и внебюджетные фонды. Иными словами – банкротство является возможным юридическим итогом неблагоприятного развития финансового состояния предприятия, при котором его способность своевременно погашать долги прогрессивно уменьшается.

2 Антикризисное управление и регулирование

Антикризисное управление относится к микроэкономической экономической категории и отражает производственные отношения, складывающиеся на уровне предприятия при его оздоровлении или ликвидации.

Неравномерность процесса функционирования рыночной экономики, колебания спроса и связанных с ним объемов производства и сбыта, возникновение глубоких спадов производства, характеризуемых как кризисные ситуации, следует воспринимать как общую закономерность.

Эта закономерность всегда связана с определенным характером жизненного цикла предприятия. Отличительной особенностью кризисных ситуаций является то, что они возникают на всех стадиях жизненного цикла, а реализация  процедур антикризисного управления начинаются лишь на определенном этапе: в условиях резкого спада, характеризующегося, как правило,  неплатежеспособностью предприятия.

Ранним индикатором развития кризисных явлений и тенденций в деятельности предприятия, ведущих к его несостоятельности и банкротству является падение прибыльности предприятия ниже уровня стоимости его капитала. Это падение прибыльности и последующая тенденция падения платежеспособности и ликвидности предприятия следует рассматривать как следствие проявления ряда факторов, которые можно разделить на две группы: а) внешние по отношению к предприятию, на которые оно может влиять только незначительно; б) внутренние, связанные с организацией деятельности самого предприятия.

 Банкротство является следствием совместного действия обоих групп факторов, доля вклада которых в развитие кризиса различна. По имеющимся оценкам (по статистике) в развитых странах с устойчивой политической и экономической системой степень влияния на банкротство этих групп определяется следующим соотношением (долей причастности к банкротству): 1/3 – внешние факторы, 2/3 – внутренние. В то же время 90% неудач малых американских фирм связывают с неопытностью американских менеджеров (в этих фирмах), некомпетентностью их руководства и его (руководства) несоответствие изменившимся условиям, а также злоупотребления. В трансформирующейся экономике эти соотношения имеют другую тенденцию, когда влияние внешних факторов становится более значимым (инфляция, налоги, государственное регулирование цен и т.д.).

Внешние факторы в свою очередь могут быть разделены на национальные и международные. 

Внутренние факторы можно сгруппировать по пяти группам: 1) конкурентная среда и рыночная позиция предприятия; 2) принципы деятельности (включая управление); 3) ресурсы предприятия и их использование; 4) применяемые маркетинговые стратегии и политики (концепция маркетинга); 5) качество и уровень финансового менеджмента.

Антикризисное управление базируется как на общих закономерностях, присущих управленческим процессам, так и на специфических особенностях управления неблагополучными предприятиями с использованием антикризисных процедур. Например, система раннего обнаружения признаков предстоящей кризисной ситуации является специфическим атрибутом, присущим процессу антикризисного управления.

Механизм антикризисного управления  предприятием-должником состоит из следующих основных функциональных элементов (подсистем):

1. Диагностика финансового состояния и оценки перспектив развития конкретного бизнеса (бизнесов) предприятия.

2. Маркетинговая деятельность (маркетинговые исследования, разработка и реализация концепции маркетинга, обеспечивающей реализацию стратегии финансового оздоровления и реабилитации предприятия-должника).

3. Разработка и реализация антикризисной инвестиционной программы и политики.

4. Совершенствование менеджмента предприятия в целом и реализация специфического антикризисного управления.

5. Антикризисное управление персоналом.

6. Организация процедуры ликвидации предприятия (его дочерних компаний, отделений и других структурных подразделений) с учетом интересов всех заинтересованных сторон.

Мероприятия по выходу предприятия из кризиса подразделяются на оперативные, которые рассчитаны на выполнение в короткие сроки, и стратегические, направленные на выработку и реализацию общей концепции финансового оздоровления и развития предприятия в длительной перспективе.

Оперативные мероприятия могут быть защитными и активными. Защитные мероприятия учитывают сокращение расходов финансовых средств, активные связаны с проведением изменений, направленных на повышение предпринимательской активности и результативности деятельности предприятия. К числу пассивных мер можно отнести: сокращение расходов, закрытие подразделений, сокращение персонала, сокращение производства и сбыта и т.д. Активные оперативные меры состоят в выявлении внутренних резервов, привлечении специалистов, кадровых изменениях и укреплении дисциплины, получении кредитов, модернизации производства, совершенствовании управления и т.д.

Стратегические мероприятия направлены на стабилизацию ситуации в долгосрочном периоде, на устранение причин, вызвавших кризис предприятия, путем проведения стратегических изменений в деятельности предприятия. Целью стратегических мер является поиск путей выхода предприятия из кризиса.

Антикризисное регулирование включает меры организационно-экономичес-кого и нормативно-правового воздействия государства, направленное на регулирование процессов финансового оздоровления, предотвращение банкротства или ликвидацию в случае нецелесообразности дальнейшего функционирования предприятий. Предусматривает проведение следующих основных направлений работ (антикризисных мер):

  1.  совершенствование действующей законодательной базы о несостоятельности (банкротстве) предприятия;
  2.  принятие мер и создание условий, способствующих преодолению кризиса неплатежей;
  3.  осуществление мер по оздоровлению жизнеспособных предприятий и предприятий, имеющих важное государственное значение, включая оказание государственной поддержки, привлечение инвесторов, участвующих в оздоровлении предприятий;
  4.  приватизация и добровольная ликвидация предприятий-должников;
  5.  подготовка и активная поддержка деятельности профессиональных управляющих.

Основная идеология антикризисного регулирования базируется на использовании реорганизационных процедур, направленных на поддержание предприятия и его оздоровление с целью не допустить ликвидацию. Главным государственным органом, на который возложена миссия проведения в жизнь системы мер антикризисного регулирования, является комитет по санации и банкротству при Министерстве экономики Республики Беларусь.

3 Антикризисные процедуры

Всю совокупность процедур, применяемых в рамках антикризисного управления к предприятиям-должникам, называют антикризисными процедурами. Различают две группы таких процедур: реорганизационные и ликвидационные

Реорганизационные процедуры. Включают внешнее управление имуществом и санацию. Под внешним управлением имуществом предприятия-должника понимается процедура, направленная на продолжение деятельности этого предприятия. Такое управление вводится  решением арбитражного суда по заявлению должника, собственника предприятия или кредитора (кредиторов). Осуществляется внешнее управление передачей функции по управлению предприятием-должником арбитражному управляющему.

Основное отличие всех реорганизационных процедур заключается в том, что их применение не влечет за собой прекращение деятельности предприятий-должников. Главным действием в этом процессе является обеспечение вывода предприятия из неплатежеспособного состояния и организация его нормального функционирования.

Санация (или оздоровление) представляет процедуру, когда собственник предприятия, кредитор или другое заинтересованное лицо оказывает  финансовую помощь предприятию-должнику для выхода из кризисной  ситуации и проведения мероприятий по восстановлению его платежеспособности. Круг лиц, которые могут оказать финансовую помощь предприятию-должнику при его санации, законодательно не ограничен. В то же время сама процедура и порядок ее применения строго регламентированы действующим законодательством.

Решение о проведении санации конкретного предприятия принимается хозяйственным судом на основании поданного ходатайства. Ходатайство о проведении санации может быть подано лишь должником, собственником и кредитором. Арбитражный суд может принять положительное решение по этому ходатайству при наличии реальной возможности восстановить платежеспособность предприятия-должника. Такая возможность должна быть подтверждена соответствующим технико-экономическим обоснованием. При повторном возбуждении дела о несостоятельности (в течение оговоренного законодательством времени) арбитражный суд лишен права выносить определение о проведении санации.

Преимущественное право на участие в проведении санации предоставлено членам трудового коллектива данного предприятия, его собственникам и кредиторам. Если это право использовано указанными лицами, конкурс на участие в санации не объявляется, и они обеспечивают поведение санации должника. В противном случае решение об участии в санации предприятия-должника принимается на основании результатов конкурса. В конкурсе на проведение санации могут принимать участие иностранные юридические лица.

Механизм реализации санации предусматривает установленную законодательством последовательность конкретных действий (мер), выполняемых в определенные сроки участниками санации. Контроль за проведением санации в соответствии с действующим законодательством осуществляется арбитражным судом, который вынес определение о проведении санации. В порядке контроля арбитражный суд рассматривает заявления членов трудового коллектива предприятия-должника, его собственника либо кредитора о неэффективности санации или о действиях участников санации, ущемляющих права и интересы собственника предприятия-должника, кредиторов или членов трудового коллектива. По результатам проверки заявления арбитражный суд может принять решение вплоть до прекращения санации. В этом случае арбитражный суд принимает решение о признании предприятия-должника несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства.

Если санация привела к положительным результатам, арбитражный суд выносит определение о завершении санации и прекращении производства по делу о несостоятельности (банкротстве) предприятия.

Ликвидационные процедуры всегда ведут к прекращению деятельности предприятий должников. К ликвидационным процедурам относят принудительную ликвидацию предприятия-должника по решению арбитражного суда и добровольную ликвидацию несостоятельного предприятия под контролем кредиторов.

Ликвидационные процедуры отражают содержание банкротства в узком смысле слова. Понятие банкротства в широком смысле слова определяет все антикризисные процедуры, предусмотренные для применения к предприятию-должнику в соответствии с действующим законодательством.

Ликвидация предприятия-должника осуществляется в процессе конкурсного производства. При ее проведении предусматривается определение ликвидируемого имущества должника (так называемая конкурсная масса), которое должно быть распределено между кредиторами в порядке очередности.

К антикризисным процедурам также относят мировое соглашение между предприятием-должником и кредиторами, порядок реализации которого также определяется законодательно.

4 Система банкротства

Всю совокупность антикризисных процедур можно представить как систему банкротства. Под системой банкротства понимают определенную систему контроля, диагностики и мер возможной защиты от финансового краха потенциально жизнеспособных предприятий-должников, испытывающих серьезные трудности в обеспечении их платежеспособности в сложившихся условиях, а также мер обеспечения защиты интересов кредиторов при экономической несостоятельности должника.

Система банкротства включает совокупность логических, причинно-следственных, организационных и методических средств, обеспечиваемых государственными органами власти для защиты интересов всех участников рынка, а также его структурного регулирования.

Исходным пунктом организации системы банкротства является установление принципов и целей, которые должны быть достигнуты в результате ее функционирования. Создание и обеспечение функционирования системы банкротства связано с объективной необходимостью проведения структурных изменений в производстве (в реальном секторе экономики в целом)  для обеспечения платежеспособного спроса, формируемого рынком.

Основными принципами создания системы банкротства являются: стабильность, надежность и равенство прав всех участников; введение безопасных для кредиторов мер при банкротстве должника; поощрение возрождения бизнеса, удовлетворяющего реальный спрос рынка; эффективная судебно-правовая структура (система); обеспечение интересов всех участников; социальная защита при ликвидации предприятия-должника.

Основным активным элементом, определяющим конкретное функционирование системы банкротства и реализацию ее принципов, являются участники системы, в том числе: государство (уполномоченные законодательно органы), предприятия-должники, собственники, кредиторы, антикризисный управляющий (временный управляющий), исполнительный или иной орган управляющего и другие.

 Главной целью антикризисного управления является разработка и первоочередная реализация мер, направленных на нейтрализацию наиболее опасных (наиболее интенсивно влияющих на развитие процесса экономической несостоятельности), приводящих к кризису и банкротству.

Иерархия целей системы банкротства определена следующим образом:

  1.  Структурная перестройка экономики, отрасли, предприятия в соответствии с потребностями рынка и общества.
  2.  Предотвращение банкротства действующего предприятия (конкретного бизнеса).
  3.  Санация и оздоровление предприятия, выживание конкретного бизнеса.
  4.  Ликвидация предприятия как субъекта хозяйствования.

Система банкротства должна решать следующие задачи:

  1.  Установление единой стабильной и надежной для всех субъектов хозяйствования коммерческих взаимоотношений, прав, обязанностей в ситуации несостоятельности или банкротства предприятия.
  2.  Предоставление возможности честным должникам возобновить свою деятельность.
  3.  Введение системы безопасных мер для кредиторов при банкротстве должника и экономическом спаде.
  4.  Создание механизма регулирования финансовой деятельности честно выполняющих свои обязательства должников в целях возможности оздоровления их фирм без сворачивания бизнеса.
  5.  Создание коммерческой и правовой систем для поощрения работы честных и надежных партнеров и формирование приемлемой процедуры разрешения финансовых споров.
  6.  Ограждение правовой и административной структур от возможностей ускорения процесса развала предприятия и насаждения споров и тяжб.
  7.  Сохранение в тех случаях, где это возможно и экономически целесообразно, перспективных предприятий, имеющих финансовые трудности.
  8.  Создание таких механизмов, которые будут представлять и надежно защищать интересы всех участников системы банкротства в случае ликвидации предприятия и позволять справедливо распределять активы (конкурсную массу) должника.

Конкретные мероприятия при решении задач системы должны носить оберегающий, не направленный на развал экономики и ликвидацию предприятия характер, если оно имеет какие-то шансы на выживание и приспособление к потребностям рынка.

Объективная потребность в проведении структуры производства к реальному платежеспособному спросу, формируемому рынком, составляет основное звено системы банкротства.

Реализация такой системы в Республике Беларусь должна способствовать проведению структурной перестройки национальной экономики в соответствии с рыночным спросом населения при условии обеспечения прибыльной работы основных производителей товаров и услуг. Важной составляющей системы банкротства является диагностика финансового состояния предприятия, контроль и своевременное выявление и предотвращение приближающихся кризисных ситуаций.