5928

Воспитательные системы образовательных учреждений: организационно-методические основы, сущность, классификация

Реферат

Педагогика и дидактика

Воспитательные системы образовательных учреждений: организационно-методические основы, сущность, классификация Сегодня является общепризнанным положение о том, что эффективным и продуктивным воспитание может быть только в рамках организованной...

Русский

2012-12-25

82 KB

75 чел.

Воспитательные системы образовательных учреждений: организационно-методические основы, сущность, классификация

1. Сегодня является общепризнанным положение о том, что эффективным и продуктивным воспитание может быть только в рамках организованной воспитательной системы.

И не случайно в своё время А.С. Макаренко критиковал «логику уединенного средства» в организации учебно-воспитательного процесса.

Не прием, не метод, не способ, какими бы заманчивыми они не казались, а система является ключевым понятием в педагогике будущего».

И в системе — не педагог-одиночка, даже очень талантливый, а коллектив единомышленников, создающий систему и развивающий ее.

Размышляя о реальной практике воспитания, А.С. Макаренко утверждал, что корень многих бед в воспитании кроется в том, что школа не представляет собой систему.

Как феномен педагогической действительности, воспитательные системы школы существовали задолго до появления соответствующей терминологии и теоретического осмысления данного педагогического явления

2. Ныне наличествует более 40 определений системы и различных родственных понятий. Среди них воспитательная система рассматривается как особая категория, включающая в себя систему других понятий и категорий..

Система – совокупность определенным образом связанных элементов, образующих единое целое.

Воспитательная система – внутренне интегрированное единство воздействия всех воспитательных средств, действий, факторов, организационных форм, необходимых для реализации педагогических целей.

Воспитательная система школы комплекс целей, деятельности по их реализации, отношений, рождающихся в этой деятельности между ее участниками, управляющих действий педагогов и самих детей, а также влияний освоенной школой среды.

Таким образом, ВСШ может рассматривать как упорядоченную совокупность взаимосвязанных компонентов, характеризующих на теоретическом и практическом уровнях в наиболее обобщенном виде составляющие педагогической деятельности.

Система воспитательной работы – совокупность некоторых воспитательных дел, форм, мероприятий, подобранных целенаправленно.

3. Организационно-методические основы школы как воспитательной системы таковы:

  •  единая концепция развития школы, ее устав и программа, пакет основных документов;
  •  структура внутришкольного управления — деятельность администрации, педагогического совета, совета школы, различных органов педагогического, родительского и ученического самоуправления, советов общественности, попечительских советов и т.д., направленная на достижение цели и решения задач воспитания учащихся;
  •  общешкольные традиции;
  •  назначение и воспитательные функции каждого субъекта педагогического процесса;
  •   планирование (перспективное и календарное);
  •  анализ результатов и внедрение их в образовательную практику;
  •   научно-методическое обеспечение школы как воспитательной системы.

4. В.А. Караковский, Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова, отмечая сложность структуры воспитательной системы школы, выделяют следующие ее компоненты:

  •  цели, т.е. совокупность идей, для реализации которых она создается;
  •  деятельность, обеспечивающая ее реализацию;
  •  субъекты деятельности, ее организующие и в ней участвующие;
  •  рождающиеся в деятельности и общении отношения, интегрирующие субъект в некую общность;
  •  среда системы, освоенная субъектами;
  •  управление, обеспечивающее интеграцию компонентов в целостную систему;
  •   развитие этой системы.

5. Школа как социально-педагогический организм — система развивающаяся. Под ее развитием понимается осуществление целеустремленных и планомерных позитивных качественных изменений.

При этом источником развития школы (как и любой системы) является противоречие между хаосом и упорядоченностью. С одной стороны, развитие системы есть движение по направлению к целостности, к полной упорядоченности, а с другой — целостность ведет к уничтожению системы, к торможению ее развития.

Какая бы четкая, логичная, результативная система школы ни сложилась, всегда по мере ее развития проявляется неудовлетворенность отдельных личностей (педагогов или детей) необходимостью подчиняться общему ходу жизни. Это рано или поздно приводит к изменениям, введению новшеств. В этом — ключ понимания воспитательной системы как системы саморазвивающейся.

6. В настоящее время в нашей стране сложились различные воспитательные системы. Функционируют они в разных условиях: и в больших городах, и в сельской местности. Созданы они усилиями творчески работающих коллективов, возглавляемых педагогами-мастерами. В этих системах характерным является то, что деятельность и общение детей, детей и взрослых носит гуманистический характер, который и определяет суть системы. Приведем примеры некоторых воспитательных систем.

6.1. Гимназии № 1504 г. Москвы (директор Н.А. Шарай) генеральная (общая стратегическая) цель выражена так: «Саморазвивающаяся, здоровая духом, телом и умом высоконравственная личность, обладающая богатой внешней и внутренней культурой, способная к творческой, преобразующей и полезной деятельности, обладающая способностями и потребностями к самопознанию, самоопределению, самореализации, саморегуляции в совместном и личном развитии».

6.2. У В.А. Караковского (директора школы № 825 г. Москвы) для школы как воспитательной системы отобраны следующие общечеловеческие ценности:

Земля — общий дом человечества (планетарное мышление).

Отечество — патриотическое чувство, историческое мышление;

Семья — начальная структурная единица общества, первый коллектив ребенка и естественная среда развития; труд — основа человеческого бытия; знания — как основа приобщения к подлинной культуре;

 Труд -

Знания -

Культура -

Человек — абсолютная ценность, высшая субстанция, «мера всех вещей»;

6.3. Интересна система сельской школы поселка Царева Вологодской области (директор А.А Огарков) 

В школе 160 учащихся и 24 педагога.

Школа-комплекс, работающая под девизом «Интеллект будущего» на базе передового хозяйства — агрофирмы «Северагрогазпром».

В школе личностно-ориентированное обучение, творческие классы, клубы, секции, научное общество учащихся, система самоуправления, гуманистические отношения в детском и педагогическом коллективах... Все педагоги ведут научно-методическую работу, школа оформляется как экспериментальная площадка.

6.4. В последнее время появились воспитательные системы детских учреждений для проблемных детей (сирот, инвалидов, с недостатками в развитии, одаренных...). Примером может служить воспитательная система лечебно-профилактического санатория «Прометей» для социально-педагогической реабилитации детей с ослабленным здоровьем. 

Суть воспитательной системы в разрабатываемых долговременных игровых программах «Следопыт», «Русский сувенир», «Город», «Кругосветное плавание», «Познай себя», «Театр и время».., представляющих собой комплекс связанных единой тематикой малых форм, приемов, охватывающих четыре основные сферы: оздоровительную деятельность, учение, труд, творческую деятельность по интересам в сфере досуга.

В некоторых регионах имеются попытки обобщения различных воспитательных систем в единую систему микрорайона, района, города...

6.4. В настоящее время стало актуальным создание и совершенствование школьных воспитательных систем и в нашей стране, и за рубежом. Опыт зарубежных школ «со справедливыми сообществами», «школами без неудачников» привлекает все большее внимание педагогов. Вновь берутся на вооружение идеи Р. Штейнера, О. Кольерга, Г. Френе, У. Глассера и др. Одновременно усиливаете интерес к идеям и опыту С.Т. Шацкого, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, Ф.Ф. Брюховецкого и т.д., к опыту наших лучших современных школ.

При организации системы школы следует помнить предостережение К.Д. Ушинского:

Передается не опыт, а идея опыта. А опыт создается собственными усилиями коллектива единомышленников в единстве теории и практики.

7. Воспитательная система школы имеет признаки как психолого-педагогической системы, так и социально- педагогической.

Главный признак системы – ее упорядоченность. Но упорядоченность может иметь различные основания: не только цели по развитию личности ребенка, но и соблюдения формальных правил, внешнего административного порядка.

Не каждую школу можно считать воспитательной системой. В педагогической литературе кроме признака – упорядоченность определяются  и другие:

  •  Целостность – несводимость любой системы к сумме образующих ее частей и невыводимость из какой-либо части системы ее свойств как целого.

  •  Структурность – связи и отношения элементов системы упорядочиваются в определенную структуру, которая определяет поведение системы в целом.

  •  Взаимосвязь системы со средой. Характер системы может быть закрытым или открытым: 1-й – если она ничего не изменяет в этой среде и 2-й – если оказывает определенное влияние на среду.

  •  Иерархичность – каждый компонент системы может быть в свою очередь представлен как система, в которую входят другие подсистемы.

  •  Множественность описания: каждая система – это сложный объект, отображение которого не может быть сведено к односторонней картинке.

  •  Целеустремленность – система разрабатывает перспективы своего развития.

  •  Самоорганизация – система способна сама менять свою структуру.

  •  Специализация – у каждой воспитательной системы школы «свое лицо», своя специализация.

  •  Синхронность – и взрослые, и дети действуют единодушно, как бы «на одной волне», в одном направлении.

  •  Интеграция – нельзя «выбросить» ни один элемент, в условиях их взаимосвязи происходит их взаимоусиление.

8. При всем обилии воспитательных систем их нельзя свести к одному типу, надо учитывать их своеобразие. В то же время у многих систем есть общие черты. В связи с этим разработаны классификации воспитательных систем.

8.1. В.М. Басова выделяет:

Административные – создаются на основе спущенных сверху указаний, в которых определяются границы дозволенного для учителей и детей, т.о., все школы – административные системы.

Авторские – характеризуются нетрадиционностью и разнообразием методических приемов, обеспечивающих эффективность в обучении и воспитании, наличием особой атмосферы творчества в жизни коллектива.

Смешанные – синтез двух предыдущих; в таких системах сочетаются элементы двух программ – обязательной и творческой. Последняя рождена  в поисках самого коллектива. Программы соединяются по принципу матрешки: внешняя – административная, внутри – творческая программа школы. Административная система имеет регламентации, творческая – новации.

8.2. По классификации А.Г. Кирпичника существуют деятельностные, общенческие и организационные воспитательные системы.

Деятельностная – общешкольный коллектив действует как единый, усилия его направлены на общее дело изменения окружающей жизни в школе и за ее пределами.

Общенческая – строится на базе общения, чтобы всем в коллективе было хорошо, ощущается забота друг о друге, используются интересные формы работы.

 Организационные – общие усилия направлены на поддержание дисциплины и порядка. Право на существование имеют все системы, но любая воспитательная система тогда лишь хороша, когда она включает и деятельность, и общение, и организацию. У каждой воспитательной системы своя история, технология, и не может быть сведена к каким-либо элементам.

8.3. Л.Ф. Спирин предложил выделить 3 группы систем:

Большие – системы образования РФ, республики, региона, система высшего образования и т.д. В них нет непосредственного взаимодействия между всеми участниками системы.

Средние – школа, вуз, ДТЮ и т.д. – здесь отношения взрослых и детей как опосредованные, так и непосредственные.

Малые такие группы людей, где взрослые и дети взаимодействуют друг с другом непосредственно – класс, хор, кружок, секция.

Каждая воспитательная система относится к определенной классификационной группе.

9. Рассматривая школу как воспитательную систему, В.А. Караковский определяет ее основные функции:

интегрирующая – приводит к соединению в одно целое ранее разрозненные компоненты, несогласованные действия;

регулирующая – направлена на упорядочивание воспитательного процесса и на управление им;

развивающая – обеспечивает динамику поступательного развития и оптимизацию функционирования системы.

10. Структура воспитательной системы школы представлена единством нескольких компонентов:

  •  Основой становления ВСШ можно считать ее теоретическую концепцию, т.е. набор идей, представлений о том, каким должно быть обучение и воспитание в данной школе и какие результаты хотим получить на выходе.
  •  Ведущим в структуре ВСШ является блок целеполагания. Целевая установка – это четкая формулировка того, чего мы хотим достичь. Она должна быть ступенчатой, чтобы на каждом этапе достигалась определенная цель. Целевая установка должна несколько опережать события, но не очень далеко, она должна быть динамичной: – изменились условия – изменяется и цель. Без цели деятельность системы невозможна. Все остальные подсистемы ориентированы на цель. Цели задают систему, определяют ее характер, но как задаются, так и реализуются людьми, только тогда эти люди становятся истинными творцами системы, когда они составляют единый воспитательный коллектив школы. Это ядро школы и следующий компонент ее структуры. Это общность людей – учителя, ученики, родители, обслуживающий персонал школы, общественность. Без этого компонента структура немыслима, он ее субъект, носитель, реализатор. Реализацию целей коллектив может осуществить только через системообразующую дятельность, т.е. деятельность, которая в состоянии в данных конкретных условиях сплотить всех (Караковский В.А. начал с клуба выходного дня, но в целом в школе это ничего не меняло, следовало менять систему взаимоотношений и в обучении).
  •  Деятельность должна быть наполнена содержанием, которое рассчитано на реальные возможности учащихся и педагогов, учитывает географическое положение, материальную базу. Каждая деятельность должна иметь определенное место и время. В некоторых воспитательных системах действуют по принципу выделения главного звена (в 15 гимназии это различные центры и студии, в 28 – творческие коллективы, в 38 школе разновозрастные объединения, у Караковского – ключевые дела). Всякое содержание выражается в той или иной организационной форме. Содержание и организационные формы деятельности – это следующий компонент структуры. Организационные формы различны, но чаще всего это разные варианты методики коллективной творческой деятельности.

В ходе деятельности порождаются внутренние и внешние отношения и связи, от которых в конечном итоге зависит и эффективность самой ВСШ. Складывающиеся в системообразующей деятельности отношения между взрослыми и детьми чаще всего характеризуются как отношения сотрудничества и гуманизма, общей заботы и доверия, внимания к каждому, что в свою очередь становится основой для развития широкого круга отношений ребенка (к себе, к другим, к делу, к окружающему миру и т.д.), а следовательно необходимо разнообразие в направлениях деятельности: диагностическая, познавательная, трудовая, творческая, досуговая и т.д. ВСШ существует не изолированно, а в среде – экологической и социальной. Освоенную часть среды ВСШ превращает в свое жизненное пространство. Основу его составляет материальная база в привычном для нас понимании – здания, мебель, пособия, инвентарь, игры и т.д., но этим оно не ограничивается. В нее входят и все социальные образования, функционирующие в едином ключе со школой. Материальная база, окружающая природная и социальная среда должны быть личностно значимы для человека, как объекта воспитательной системы.

11. Воспитательная система не может быть организована без определенных условий-предпосылок.

Предпосылки создания ВСШ.

  •  Личностные особенности школьников;
  •  Особенности окружения школы.

12. Этапы становления и развития ВСШ.

12.1. 1 этап – становление системы. На этом этапе идет:

а) получение объективной информации о положении дел в школе, что знают, что умеют, чего хотят, каковы возможности, что нравится и что не нравится в школе и в себе, какой представляют свою школу в ближайшем будущем;

б) выбор ясной педагогической концепции, т.е. идей, принципов, которым будут следовать (гуманизм, доброта, справедливость и т.д.), формирование целевой установки, выработка главных ориентиров в организации воспитательного процесса. Главный вопрос при создании ВСШ не что и как делать, а во имя чего, каким должен быть наш воспитанник;

в) создание особых отношений в школьной среде и прежде всего, разрушение великого противостояния взрослых и детей в обучении и воспитании.

12.2. 2 этап – отработка содержания деятельности и структуры.

а) в области системообразующей деятельности идет отработка новых форм, методов, приемов в учебной и воспитательной работе и совершенствование старых;

б) в области развития единого воспитательного коллектива идее бурное развитие школьного ученического коллектива, создаются различные временные одновозрастные и разновозрастные объединения, зарождаются традиции, развивается самоуправление, создаются предпосылки и условия для развития сотрудничества и коллективного творчества;

в) в педагогическом коллективе – осознание роли взаимной зависимости и взаимной ответственности в достижении общих успехов, развитие педагогического мастерства, педагогического творчества.

12.3. 3 этап – окончательное оформление системы, где происходят интеграционные процессы учебно-воспитательной деятельности.

а) достижение гармонии между воспитанием и обучением, преодоление барьера во взаимоотношениях на уроках и вне их;

б) превращение коллектива в средство индивидуального развития личности;

в) развитие пед. творчества учителя через овладение методикой таких форм работы как дидактический театр, межпредметные и межвозрастные нетрадиционные интегрированные уроки, научно-исследовательские экспедиции и др. Возникает реальная возможность управлять отношениями и реализовывать личностный подход.

12.4. 4 этап – обновление и перестройка системы. Существуют два пути:

эволюционный – при эффективном педагогическом управлении за счет инноваций, усложнения целей, изменения организации управления;

революционный – вызванный чрезвычайными обстоятельствами.

13. От этапа к этапу в условиях воспитательной системы могут реализовываться, развиваться и обогащаться такие идеи как:

  •  Идея обогащения познавательного процесса, учение без принуждения;
  •  Идея совершенствования методического мастерства всех участников системы: педагогов, учащихся, родителей;
  •  Идея психолого-педагогического обеспечения развития личности через создание ситуаций, в которых можно увидеть каждого;
  •  Идея развития школьной демократии;
  •  Идея расширения сферы воспитательного влияния;
  •  Идея завоевания среды обитания ребенка;
  •  Идея интеграции всех воспитательных воздействий.

14. Таким образом, ВСШ это качественно новый этап развития школы как социально-педагогического явления. Выйти на этот уровень школа может только в результате целенаправленной деятельности всего воспитательного коллектива.

Вопросы  для  самопроверки  и  размышления

  1.  Понятия, признаки становление воспитательной системы.
  2.  В чем специфика школы как воспитательной системы?
  3.  Воспитательная система школы как саморазвивающаяся система. Как управлять развитием этой системы?
  4.  Что дает педагогам-практикам анализ опыта конкретных воспитательных систем?
  5.  Как опыт авторских школ (воспитательных систем) обогащает теорию педагогики?

Рекомендуемая литература

Барышников Е.Н., Колесникова И.А. О воспитании и воспитательных системах. СПб., 1996.

Воспитательная система школы... В кн.: Караковсшй В.А. и др. Воспитание? Воспитание... Воспитание! М., 2000. Гл. 2.

Вульфов Б.З., Иванов В.Д. Основы педагогики. М., 2000. Тема 5. Системы воспитания: общее и особенное.

Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня / Под общ. ред. Н.Л. Селивановой. М., 1998.

Кабуш В.Т. Открытые воспитательные системы: проблемы и пути решения. М., 1995.

Караковский В.А. Теория и практика воспитательных систем: В 2 кн. М., 1993:

Методология, теория и практика воспитательных систем / Под ред. Л.И. Новиковой, Р.Б. Вендровской, В.А. Караковского. М., 1996.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

40366. Нарушения эмоций, воли, внимания 41 KB
  Эмоции человек испытывает постоянно: он доволен или недоволен у него хорошее настроение или не очень хорошее. Эмоции пронизывают всю личность человека могут ускорять или замедлять мышление воздействуют на волевые процессы на всю саму в целом. Эмоции участвуют в патогенезе многих заболеваний; их трудно както квалифицировать можно лишь сравнивать у одного человека.
40367. Нарушение ощущения и восприятия 39.5 KB
  Психосенсорные расстройства встречаются при эпилепсии энцефалитах и опухолях мозга могут быть следствием органических поражений теменнозатылочиых отделов и области межуточного мозга К расстройствам восприятия относят иллюзии и галлюцинации. Галлюцинации сенсорное восприятие имеющее характер истинного восприятия но в отсутствие внешнего раздражения органов чувств. Галлюцинации классифицируют по органам чувств как слуховые наиболее часто встречаемые зрительные тактильные обонятельные. элементарные фотопсип элементарные зрительные...
40368. Нарушения памяти и интеллекта 52 KB
  Реферат на тему Нарушения памяти и интеллекта Выполнила студентка 9 группы 5 курса лечебного факультета Бекк Елена Георгиевна Новосибирск 2006 АМНЕСТИЧЕСКИЕ СИНДРОМЫ. В структуре психоорганического синдрома мы видим триаду симптоматики то есть поражаются в основном три сферы: первая сфера память нарушение интеллекта вторая сфера нарушение эмоций третья сфера нарушение воли Вместе с тем что поражается память у больных вскоре заметна становится аффективная нейустойчивость аффективная лабильность недержание эмоций. Деменция ...
40369. Некоторые особенности диагностики и лечения аффективных расстройств 51 KB
  Леонгард разделял пациентов с маниакальнодепрессивным психозом и пациентов с депрессиями отмечая что первое из вышеперечисленных заболеваний имеет более тесное родство с аффективными расстройствами. были выявлены отличия в анамнезе пациентов с биполярными и униполярными расстройствами. В ходе исследования было обнаружено что у пациентов с маниакальнодепрессивным психозом чаще встречались в анамнезе аффективные расстройства в частности маниакальные. В частности в группе пациентов с маниакальнодепрессивным психозом заболевание начиналось...
40370. Непрерывнотекущая шизофрения 40 KB
  Диапазон ее клинических вариантов по степени прогредиентности чрезвычайно широк от юношеской злокачественной шизофрении до вялотекущей проявляющейся в основном расстройствами неврозоподобного характера. Между этими крайними вариантами непрерывнотекущей шизофрении среднее место занимает параноидная шизофрения отличающаяся средней степенью прогредиентности. При непрерывнотекущей шизофрении наблюдаются экзацербации и послабления процесса нередко констатируется спонтанная или медикаментозная стабилизация однако ремиссии для этой формы...
40371. Параноидная шизофрения 37.5 KB
  Magnan 1891 и характеризующих картину хронического бреда. В стереотипе развития бредовых синдромов в типичных случаях наблюдаются этап бреда не сопровождающегося галлюцинациями и явлениями психического автоматизма паранойяльный синдром этапы параноидного бреда синдром Кандинского Клерамбо и фантастического бреда парафренный синдром [Курашев С. Манифестация болезни проявляется развитием интерпретативного бреда с большей или меньшей степенью систематизации бредовых идей. При бредовом варианте параноидной шизофрении манифестный...
40372. Парафренный синдром 27.5 KB
  Состояние в котором сочетаются фантастический бред величия бред преследования и воздействия явления психического автоматизма изменения аффекта. Содержание фантастического бреда редко бывает постоянным чаще оно склонно к расширению вариациям постоянно обогащается новыми фактами иногда крайне изменчиво. Идеи преследования становятся почти постоянным ингредиентом синдрома в ряде случаев бред бывает антагонистическим: наряду с преследователями врагами существуют силы стоящие на стороне больного. В структуре синдрома значительное место...
40373. Патологическое опьянение 23.5 KB
  Картина патологического опьянения и внешне мало напоминает алкогольное опьянение поскольку отсутствуют нарушения статики и координации движений а также пантомимические особенности характерные для облика опьяневшего человека. По существу патологическое опьянение это транзиторный психоз а в синдромологическом отношении сумеречное состояние сознания. Патологическое опьянение возникает внезапно и так же внезапно обрывается часто заканчиваясь глубоким сном.
40374. Побочные эффекты и осложнения при лечении психотропными средствами. Общие принципы лечения при побочных эффектах и осложнениях психофармакотерапии 54 KB
  Общие принципы лечения при побочных эффектах и осложнениях психофармакотерапии Побочные эффекты и осложнения при лечении психотропными средствами Побочные эффекты при психофармакотерапии как и при использовании многих других лекарственных средств связаны с невозможностью избирательно влиять исключительно на патологически измененные системы мозга. Другие же побочные эффекты и осложнения возникающие обычно редко обусловлены индивидуальными реакциями пациента на тот или иной препарат. В данном разделе будут рассмотрены только наиболее...