594

Информационные технологии при обучении иностранному языку

Практическая работа

Иностранные языки, филология и лингвистика

Процесс внедрения (использования) информационных технологий в обучение иностранному языку. Информационные технологии при изучении страноведческого материала на базе английского языка.

Русский

2013-01-06

71 KB

155 чел.

Информационные технологии при обучении иностранному языку

Пояснительная записка

В последнее время в мировом научном сообществе становится все более популярной концепция глобального общества (Global society), с точки зрения которой все люди нашей планеты являются гражданами единого глобального общества, которое состоит из множества локальных обществ отдельных стран мира. Эта концепция значительно упрощает рассмотрение процессов глобализации, которые в этом случае превращаются в обычные общественные преобразования в рамках глобального общества. С упрощением отношений и приходом стран в более тесные связи есть предпосылка на личное вторжение в чуждую культуру, что может повлечь за собой неприятие и даже отторжение, т.н. культурологический шок. Избежать этого можно, прививая уважение и толерантное отношение  к другим культурным традициям. Для этого  необходимо изучать  обычаи, традиции и, даже, привычки другого народа. Поставленную задачу можно реализовать при обучении иностранному языку, т.к. язык является неотъемлемой частью культуры и его носителем.

 Вместе с тем становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое информационно-образовательное пространство предполагает  высокий уровень знаний и адаптацию к любым условиям жизни. Это означает, что знание даже не одного, а нескольких иностранных языков становится одним из условий образованности, фактором, существенно влияющим на успешное продвижение в разных сферах деятельности в новом постиндустриальном обществе.

С другой стороны современный период развития общества характеризуется сильным влиянием на него компьютерных технологий, которые проникают во все сферы человеческой деятельности, обеспечивают распространение информационных потоков в обществе, образуя глобальное информационное пространство. Знание иностранных языков и компьютерных технологий - важнейшие требования к уровню и качеству образования любого специалиста, помимо, разумеется, профессиональной области. В последние годы всё чаще поднимается вопрос о применении новых информационных технологий в  школе. Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения. Но на современном этапе развития информационной культуры общества знания устаревают очень быстро, и человек вынужден «учиться всю жизнь». Огромный объём знаний, накопленный человечеством, заставляет искать иные подходы к организации процесса обучения. Осознание фундаментальной роли информации в общественном развитии и огромные темпы роста информационных технологий обусловили необходимость формирования особой информационной культуры личности. Для использования новых компьютерных технологий в жизни требуется новое мышление, которое должно воспитываться у ребёнка с младших классов. Для нынешнего школьника, которому предстоит жить в информационном обществе будущего, компьютер должен стать неотъемлемой частью его жизни. Поэтому использование информационных и коммуникативных технологий (ИКТ) в учебном процессе является актуальной проблемой современного школьного образования. Педагоги нового поколения должны уметь квалифицированно выбирать и применять именно те технологии, которые в полной мере соответствуют содержанию и целям изучения конкретной дисциплины, способствуют  достижению целей гармоничного развития учащихся с учётом их индивидуальных особенностей (6).

Актуальность данной работы обусловлена недостаточной разработанностью проблемы внедрения информационных технологий в образовательный процесс (в том числе и по иностранному языку). Компьютеризация образовательных учреждений началась сравнительно недавно, и преподаватели испытывают ряд трудностей, вызванных объективными факторами, среди которых, недостаточно сформированное умение учеников пользоваться компьютером как средством работы с информацией.

Объект: процесс внедрения (использования) информационных технологий в обучение иностранному языку.

Предмет: информационные технологии при изучении страноведческого материала на базе английского языка

Цель: изучить возможности использования информационно – коммуникационных технологий на иностранном языке и создать электронное учебное пособие.

Гипотеза: мы предполагаем, что использование информационно – коммуникационных технологий на уроке способствует повышению познавательного интереса школьников к изучению ИЯ и иноязычной культуры, а так же информационно – технологической грамотности.

Задачи: 1.Раскрыть понятие информационно – коммуникационные   

        технологии.

     2.Изучить возможности использования  ИКТ.

        3.Создать электронное пособие по истории и достопримечательностям Лондона.

Изменение в ходе научно-технического прогресса основ современного  производства, использование новых машин и технологий  приводят к увеличению доли интеллектуального труда, творческой функции рабочего в труде, к его профессиональной мобильности и вызывают преобразование системы знаний, умений и навыков, которые должны получить учащиеся в школе, а современный период развития цивилизованного общества характеризует процесс информатизации, который, в свою очередь, является глобальным социальным процессом, особенность которого состоит в том, что доминирующим видом деятельности в сфере общественного производства является сбор, накопление, продуцирование, обработка, хранение, передача и использование информации, осуществляемые на основе современных средств микропроцессорной и вычислительной техники, а также на базе разнообразных средств информационного обмена. А  информационное общество, в свою очередь, имеет отличительные особенности такие как: увеличение роли информации в жизни общества; рост доли информационных коммуникаций, продуктов и услуг в жизни людей; создание глобального информационного пространства. Информатизация общества означает совокупность взаимосвязанных политических, социально-экономических, научных факторов, которые обеспечивают свободный доступ каждому члену общества к любым источникам информации, кроме законодательно секретных. Целью информатизации общества является улучшение качества жизни людей за счет одновременного увеличения производительности и  облегчения условий труда. Информатизация общества обеспечивает:

• активное использование постоянно расширяющегося интеллектуального потенциала общества, сконцентрированного в печатном фонде, и научной, производственной и других видах деятельности его членов.

• интеграцию информационных технологий с научными, производственными, инициирующую развитие всех сфер общественного производства, интеллектуализацию трудовой деятельности;

• высокий уровень информационного обслуживания, доступность любого члена общества к источникам достоверной информации, визуализацию представляемой информации, существенность используемых данных (7).

Применение открытых информационных систем, рассчитанных на использование всего массива информации, доступной в данный момент обществу в определенной его сфере, позволяет усовершенствовать механизмы управления общественным устройством, способствует гуманизации и демократизации общества, повышает уровень благосостояния его членов. Процессы, происходящие в связи с информатизацией общества, способствуют не только ускорению научно–технического прогресса, интеллектуализации всех видов человеческой деятельности, но и созданию качественно новой информационной среды социума, обеспечивающей развитие творческого потенциала индивида.

Одним из приоритетных направлений процесса информатизации современного общества является информатизация образования – внедрение средств новых информационных технологий в систему образования. Это сделает возможным:

• совершенствование механизмов управления системой образования на основе использования автоматизированных банков данных научно–педагогической информации, информационно-методических материалов, а также коммуникационных сетей;

• совершенствование методологии и стратегии отбора содержания, методов и организационных форм обучения, соответствующих задачам развития личности обучаемого в современных условиях информатизации общества;

• создание методических систем обучения, ориентированных на развитие интеллектуального потенциала обучаемого, на формирование умений самостоятельно приобретать знания, осуществлять информационно–учебную, экспериментально – исследовательскую деятельность, разнообразные виды самостоятельной деятельности по обработке информации;

• создание и использование компьютерных тестирующих, диагностирующих, контролирующих и оценивающих систем (8).

Характерным для настоящего времени становится появление в производстве принципиально новых средств и технологий, базирующихся на непосредственном использовании последних достижений науки и техники. Одним из них являются информационные технологии обученияэто все технологии, использующие специальные технические средства (ЭВМ, аудио, кино, видео). Когда компьютеры стали широко использоваться в процессе образования, появился термин «новая информационная технология обучения». Но некоторые исследователи подчеркивают, что говорить о новой информационной технологии обучения можно лишь в том случае, если она удовлетворяет основным принципам педагогической технологии (предварительное проектирование, воспроизводимость, целостность и т.д.), решает задачи, которые прежде  не были теоретически или практически решены и если средством передачи информации обучаемому является компьютерная и информационная техника.

Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ)это «широкий спектр цифровых технологий, используемых для создания, передачи и распространения информации и оказания услуг (компьютерное оборудование, программное обеспечение, телефонные линии, сотовая связь, электронная почта, сотовые и спутниковые технологии, сети беспроводной и кабельной связи, мультимедийные средства, а также Интернет).

Один из возможных способов является использование информационно – коммуникационных технологий при изучении иностранного языка на уроках, что предполагает использование ресурсов Интернета, обучающих компьютерных программ, электронных учебников и пособий (11).

За последние десятилетия наблюдается существенное увеличение объемов и сложности учебных материалов, изучаемых во многих учебных заведениях. Большие трудности часто возникают при оперативной подготовке, изготовлении и распространении учебных пособий различных видов. Указанные факторы негативно сказываются на качестве подготовки обучаемых. В связи с этим большое внимание уделяется применению прогрессивных методик обучения. Одной из форм повышения эффективности обучения являются электронные пособия.

В настоящее время существует множество определений электронного учебного пособия, вот некоторые из них:

  •  это компьютерное, педагогическое программное средство, предназначенное, в первую очередь, для предъявления новой информации, дополняющей печатные издания, служащее для индивидуального и индивидуализированного обучения и позволяющее в ограниченной мере тестировать полученные знания и умения обучаемого;
  •  это электронный учебный курс, содержащий систематическое изложение учебной дисциплины или ее раздела, части, соответствующий государственному стандарту и учебной программе и официально утвержденный в качестве данного вида издания;
  •  это комплекс информационных, методических и программных средств, который предназначен для изучения отдельного предмета.

Электронные учебники позволяют решать такие основные педагогические задачи, как:

  •  начальное ознакомление с предметом, освоение его базовых понятий и конструкций;
  •  базовая подготовка на разных уровнях глубины и детальности;
  •  развитие способностей к определенным видам деятельности;
  •  восстановление знаний и умений.

Данный продукт создается со встроенной структурой, словарями, возможностью поиска и т.п., но в ходе создания пособия были выявлены следующие проблемы:

  •  нехватка литературы на всех этапах изучения, и, как следствие, сложность организации самостоятельной работы;
  •  разноуровневый подход при изучении дисциплины на разных этапах;
  •  большие трудозатраты по разработке электронных обучающих средств зачастую не компенсируются их эффективностью по причине быстрого устаревания информации.

Исходя из вышеперечисленных проблем можно выделить следующие требования к разработке электронного пособия:

  •  Простота использования;
  •  Удобный интерфейс;
  •  Осуществления поиска по книге;
  •  Добавление новой информации;
  •  Удаление устаревших данных.

Наше электронное учебное пособие предназначено для учащихся старших классов. Пособие может использоваться на уроках английского языка при изучении темы «Столица Великобритании», так и при самостоятельной работе учащихся.

В пособии страноведческий материал представлен  по нескольким разделам:

  •  история Лондона;
  •  исторические части Лондона (Сити, Вестминстерство, Вест-Энд);
  •  художественные галереи и музеи Лондона;
  •  современные достопримечательности Лондона.

История Лондона представлена со времен основания поселения древними римлянами до современности. Текст снабжен важнейшими датами из истории столицы Великобритании.

Исторически Лондон делится на четыре части: Сити, Вестминстерство, Вест-Энд и Ист-Энд, но интерес представляют три района, где сосредоточены основные достопримечательности столицы. Изучая район Лондона Сити учащиеся могут познакомиться с такими достопримечательностями как Собор Святого Павла, Лондонский Тауэр и Тауэрский Мост, Английский Банк, Королевская Биржа, Менсон Хаус.

Раздел  «Вестминстерство» содержит материалы о Вестминстерском дворце и Биг Бене, Вестминстерском аббатстве, официальной резиденции премьер-министра.

Учащиеся могут изучить материалы о Букингемском дворце, Трафальгарской площади и районе Пиккадили в разделе «Вест-Энд».

Наиболее известные и интересные музеи и картинные галереи, такие как Британский музей, музей Лондона, музей Естественной истории, музей Лондонского транспорта, музей Мадам Тюссо, Национальная галерея и галерея Тейта представлены в разделе «Музеи и галереи».

Лондон - это современный развивающийся город, который идет в ногу со временем, и в городе появляются современные сооружения, которые привлекают толпы туристов. В разделе «Современные туристические достопримечательности (Modern tourist attractions)» можно изучить тексты о самых необычных и современных сооружениях (13).

Каждый текст снабжен гиперссылками, которые позволяют перейти на дополнительную информацию или картинку и вернуться в первоначальный текст.

Пособие снабжено картой исторической части Лондона с отмеченными на ней основными достопримечательностями.

Задания для контроля и самоконтроля изученного материала представлены в разделе и «Checking», где представлены следующие задания:

  •  назовите достопримечательность;
  •  выберите правильный ответ;
  •  заполните пропуски.

Данный электронный учебник построен в формате языка разметки гипертекстов HTML и представляет собой массив из HTML-файлов. Все ссылки представляют собой обыкновенные ссылки на HTML-страницы с соответствующей информацией. В итоге было получено электронное издание по теме «История и достопримечательности Лондона » содержащее в себе 62

html документа, в которых содержится теоретический и дополнительный материал и 95 иллюстраций обеспечивающих наглядность и понятность теоретического материала.

Использованная программа Power Point при создании проекта предназначена для работы с большими объемами информации, но ее применение идеально для Интернет сайтов, как небольших, так и достаточно крупных. Power Point отличатся хорошей скоростью работы, надежностью, гибкостью. Работа с ней, как правило, не вызывает больших трудностей. Задача длительного хранения информации очень часто встречается в программировании Web-приложений, исходя из этого каждый пользователь может легко и доступно воспользоваться данным проектом.

Список использованных источников

  1.  All London and surroundings [Картинки] / Италия: Casa Editrise Bonechi, 1981. – 47 с.
  2.  Весь Лондон [Картинки] / Италия: Editirial Escudo De ORO 2000. - 60 с.
  3.  Данилов, И.В. Всемирный следопыт [Текст] / И.В.Данилов. – СПб.: Всемирный следопыт, 2007. – 66 с.
  4.  Салина,И.А. Все о Лондоне [Текст] / И.А.Салина.- Смоленск: Просвещение, 1995. – 14 с.
  5.  Цветкова, И.Ф. Speak Out. Lets go to London [Текст] / И.Ф. Цветкова. – М.: Глосса-пресс, 2005. - 5 с.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

69454. Правовая культура и воспитание, формирование правового сознания 121.5 KB
  Реальное воздействие правовой нормы на поведение личности зависит от соответствия юридических предписаний реальным потребностям общества от состояния законности психол. Только педагогически и целесообразно организованная педагогическую деятельность в области правового...
69455. Педагогико–правовая дидактика: понятие, объект и предмет 57 KB
  Дидактика отрасль педагогики разрабатывающая теорию обучения. Предмет дидактики закономерности и принципы обучения его цели научные основы содержания образования методы формы средства обучения. Задачи дидактики: состоят в том чтобы описывать и объяснять...
69456. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПРАВУ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ НАУКА 51.5 KB
  Увы не сразу удалось понять: чему нужно учить своих детей Зачем следует учить вообще и как учить их Ответы на все сложности поставленных вопросов и пыталась дать Методика главной задачей которой по мнению специалистов и было найти описать и оценить способы обучения...
69457. Разработка трехмерной графической модели проводящей системы сердца 2.04 MB
  В работе приводится подробное описание модели и использованного средства разработки. Это позволяет использовать работу в учебных целях, а также она может использоваться специалистами при моделировании как нормальных, так и патологических работах сердца.
69458. Духовная ситуация времени и правовая подготовка студента педагогического Вуза 55 KB
  Так в курсе Основы права в институтах народного хозяйства делался упор на уголовно-правовую ответственность хозяйственных работников в технических Вузах на соблюдении норм техники безопасности и т.
69459. Присоединение Прибалтики к России, Эстляндия и Лифляндия в составе России 33.5 KB
  Прибалтика состоящая из Эстляндии Курляндии и Лифляндии была как известно присоединена к России в ходе Северной войны 1700-1721 которую вела Россия со Швецией за выход к Балтийскому морю. В результате победы России по Ништадтскому мирному договору 1721 г.
69460. Присоединение Северного Кавказа к России. Кавказская война 25.5 KB
  С присоединением к России территорий Закавказья территория Северного Кавказа была как бы независимым анклавом внутри Российского государства. госств заставлял обезопасить свои тылы тем более что многие народы в надежде избавиться от притязаний Турок стремились...
69461. Продажа Аляски. Явный и скрытый механизм сделки 28 KB
  Явный и скрытый механизм сделки Причины продажи Аляски: 1 опасность применения силы со стны США в целях присоединения этой территории; 2 убыточность РАК; 3 желание сохранить дружественные отношения с США; 4 Опасность распространения республиканских идей...
69462. Лирика А. С. Пушкина: особенности мироотношения поэта, жанровая динамика 37.12 KB
  Лицейский период 1811-1817 осваивает жанры и стили. Ода, элегия, политические стихи, эпиграммы, пародии. Основной – жанр дружеского послания. – пограничный между прозой и поэзией. «К товарищам». Поэт - ленивец, отказывающийся от социальных обязанностей, свободный, профессиональный литератор.