594

Информационные технологии при обучении иностранному языку

Практическая работа

Иностранные языки, филология и лингвистика

Процесс внедрения (использования) информационных технологий в обучение иностранному языку. Информационные технологии при изучении страноведческого материала на базе английского языка.

Русский

2013-01-06

71 KB

158 чел.

Информационные технологии при обучении иностранному языку

Пояснительная записка

В последнее время в мировом научном сообществе становится все более популярной концепция глобального общества (Global society), с точки зрения которой все люди нашей планеты являются гражданами единого глобального общества, которое состоит из множества локальных обществ отдельных стран мира. Эта концепция значительно упрощает рассмотрение процессов глобализации, которые в этом случае превращаются в обычные общественные преобразования в рамках глобального общества. С упрощением отношений и приходом стран в более тесные связи есть предпосылка на личное вторжение в чуждую культуру, что может повлечь за собой неприятие и даже отторжение, т.н. культурологический шок. Избежать этого можно, прививая уважение и толерантное отношение  к другим культурным традициям. Для этого  необходимо изучать  обычаи, традиции и, даже, привычки другого народа. Поставленную задачу можно реализовать при обучении иностранному языку, т.к. язык является неотъемлемой частью культуры и его носителем.

 Вместе с тем становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое информационно-образовательное пространство предполагает  высокий уровень знаний и адаптацию к любым условиям жизни. Это означает, что знание даже не одного, а нескольких иностранных языков становится одним из условий образованности, фактором, существенно влияющим на успешное продвижение в разных сферах деятельности в новом постиндустриальном обществе.

С другой стороны современный период развития общества характеризуется сильным влиянием на него компьютерных технологий, которые проникают во все сферы человеческой деятельности, обеспечивают распространение информационных потоков в обществе, образуя глобальное информационное пространство. Знание иностранных языков и компьютерных технологий - важнейшие требования к уровню и качеству образования любого специалиста, помимо, разумеется, профессиональной области. В последние годы всё чаще поднимается вопрос о применении новых информационных технологий в  школе. Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения. Но на современном этапе развития информационной культуры общества знания устаревают очень быстро, и человек вынужден «учиться всю жизнь». Огромный объём знаний, накопленный человечеством, заставляет искать иные подходы к организации процесса обучения. Осознание фундаментальной роли информации в общественном развитии и огромные темпы роста информационных технологий обусловили необходимость формирования особой информационной культуры личности. Для использования новых компьютерных технологий в жизни требуется новое мышление, которое должно воспитываться у ребёнка с младших классов. Для нынешнего школьника, которому предстоит жить в информационном обществе будущего, компьютер должен стать неотъемлемой частью его жизни. Поэтому использование информационных и коммуникативных технологий (ИКТ) в учебном процессе является актуальной проблемой современного школьного образования. Педагоги нового поколения должны уметь квалифицированно выбирать и применять именно те технологии, которые в полной мере соответствуют содержанию и целям изучения конкретной дисциплины, способствуют  достижению целей гармоничного развития учащихся с учётом их индивидуальных особенностей (6).

Актуальность данной работы обусловлена недостаточной разработанностью проблемы внедрения информационных технологий в образовательный процесс (в том числе и по иностранному языку). Компьютеризация образовательных учреждений началась сравнительно недавно, и преподаватели испытывают ряд трудностей, вызванных объективными факторами, среди которых, недостаточно сформированное умение учеников пользоваться компьютером как средством работы с информацией.

Объект: процесс внедрения (использования) информационных технологий в обучение иностранному языку.

Предмет: информационные технологии при изучении страноведческого материала на базе английского языка

Цель: изучить возможности использования информационно – коммуникационных технологий на иностранном языке и создать электронное учебное пособие.

Гипотеза: мы предполагаем, что использование информационно – коммуникационных технологий на уроке способствует повышению познавательного интереса школьников к изучению ИЯ и иноязычной культуры, а так же информационно – технологической грамотности.

Задачи: 1.Раскрыть понятие информационно – коммуникационные   

        технологии.

     2.Изучить возможности использования  ИКТ.

        3.Создать электронное пособие по истории и достопримечательностям Лондона.

Изменение в ходе научно-технического прогресса основ современного  производства, использование новых машин и технологий  приводят к увеличению доли интеллектуального труда, творческой функции рабочего в труде, к его профессиональной мобильности и вызывают преобразование системы знаний, умений и навыков, которые должны получить учащиеся в школе, а современный период развития цивилизованного общества характеризует процесс информатизации, который, в свою очередь, является глобальным социальным процессом, особенность которого состоит в том, что доминирующим видом деятельности в сфере общественного производства является сбор, накопление, продуцирование, обработка, хранение, передача и использование информации, осуществляемые на основе современных средств микропроцессорной и вычислительной техники, а также на базе разнообразных средств информационного обмена. А  информационное общество, в свою очередь, имеет отличительные особенности такие как: увеличение роли информации в жизни общества; рост доли информационных коммуникаций, продуктов и услуг в жизни людей; создание глобального информационного пространства. Информатизация общества означает совокупность взаимосвязанных политических, социально-экономических, научных факторов, которые обеспечивают свободный доступ каждому члену общества к любым источникам информации, кроме законодательно секретных. Целью информатизации общества является улучшение качества жизни людей за счет одновременного увеличения производительности и  облегчения условий труда. Информатизация общества обеспечивает:

• активное использование постоянно расширяющегося интеллектуального потенциала общества, сконцентрированного в печатном фонде, и научной, производственной и других видах деятельности его членов.

• интеграцию информационных технологий с научными, производственными, инициирующую развитие всех сфер общественного производства, интеллектуализацию трудовой деятельности;

• высокий уровень информационного обслуживания, доступность любого члена общества к источникам достоверной информации, визуализацию представляемой информации, существенность используемых данных (7).

Применение открытых информационных систем, рассчитанных на использование всего массива информации, доступной в данный момент обществу в определенной его сфере, позволяет усовершенствовать механизмы управления общественным устройством, способствует гуманизации и демократизации общества, повышает уровень благосостояния его членов. Процессы, происходящие в связи с информатизацией общества, способствуют не только ускорению научно–технического прогресса, интеллектуализации всех видов человеческой деятельности, но и созданию качественно новой информационной среды социума, обеспечивающей развитие творческого потенциала индивида.

Одним из приоритетных направлений процесса информатизации современного общества является информатизация образования – внедрение средств новых информационных технологий в систему образования. Это сделает возможным:

• совершенствование механизмов управления системой образования на основе использования автоматизированных банков данных научно–педагогической информации, информационно-методических материалов, а также коммуникационных сетей;

• совершенствование методологии и стратегии отбора содержания, методов и организационных форм обучения, соответствующих задачам развития личности обучаемого в современных условиях информатизации общества;

• создание методических систем обучения, ориентированных на развитие интеллектуального потенциала обучаемого, на формирование умений самостоятельно приобретать знания, осуществлять информационно–учебную, экспериментально – исследовательскую деятельность, разнообразные виды самостоятельной деятельности по обработке информации;

• создание и использование компьютерных тестирующих, диагностирующих, контролирующих и оценивающих систем (8).

Характерным для настоящего времени становится появление в производстве принципиально новых средств и технологий, базирующихся на непосредственном использовании последних достижений науки и техники. Одним из них являются информационные технологии обученияэто все технологии, использующие специальные технические средства (ЭВМ, аудио, кино, видео). Когда компьютеры стали широко использоваться в процессе образования, появился термин «новая информационная технология обучения». Но некоторые исследователи подчеркивают, что говорить о новой информационной технологии обучения можно лишь в том случае, если она удовлетворяет основным принципам педагогической технологии (предварительное проектирование, воспроизводимость, целостность и т.д.), решает задачи, которые прежде  не были теоретически или практически решены и если средством передачи информации обучаемому является компьютерная и информационная техника.

Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ)это «широкий спектр цифровых технологий, используемых для создания, передачи и распространения информации и оказания услуг (компьютерное оборудование, программное обеспечение, телефонные линии, сотовая связь, электронная почта, сотовые и спутниковые технологии, сети беспроводной и кабельной связи, мультимедийные средства, а также Интернет).

Один из возможных способов является использование информационно – коммуникационных технологий при изучении иностранного языка на уроках, что предполагает использование ресурсов Интернета, обучающих компьютерных программ, электронных учебников и пособий (11).

За последние десятилетия наблюдается существенное увеличение объемов и сложности учебных материалов, изучаемых во многих учебных заведениях. Большие трудности часто возникают при оперативной подготовке, изготовлении и распространении учебных пособий различных видов. Указанные факторы негативно сказываются на качестве подготовки обучаемых. В связи с этим большое внимание уделяется применению прогрессивных методик обучения. Одной из форм повышения эффективности обучения являются электронные пособия.

В настоящее время существует множество определений электронного учебного пособия, вот некоторые из них:

  •  это компьютерное, педагогическое программное средство, предназначенное, в первую очередь, для предъявления новой информации, дополняющей печатные издания, служащее для индивидуального и индивидуализированного обучения и позволяющее в ограниченной мере тестировать полученные знания и умения обучаемого;
  •  это электронный учебный курс, содержащий систематическое изложение учебной дисциплины или ее раздела, части, соответствующий государственному стандарту и учебной программе и официально утвержденный в качестве данного вида издания;
  •  это комплекс информационных, методических и программных средств, который предназначен для изучения отдельного предмета.

Электронные учебники позволяют решать такие основные педагогические задачи, как:

  •  начальное ознакомление с предметом, освоение его базовых понятий и конструкций;
  •  базовая подготовка на разных уровнях глубины и детальности;
  •  развитие способностей к определенным видам деятельности;
  •  восстановление знаний и умений.

Данный продукт создается со встроенной структурой, словарями, возможностью поиска и т.п., но в ходе создания пособия были выявлены следующие проблемы:

  •  нехватка литературы на всех этапах изучения, и, как следствие, сложность организации самостоятельной работы;
  •  разноуровневый подход при изучении дисциплины на разных этапах;
  •  большие трудозатраты по разработке электронных обучающих средств зачастую не компенсируются их эффективностью по причине быстрого устаревания информации.

Исходя из вышеперечисленных проблем можно выделить следующие требования к разработке электронного пособия:

  •  Простота использования;
  •  Удобный интерфейс;
  •  Осуществления поиска по книге;
  •  Добавление новой информации;
  •  Удаление устаревших данных.

Наше электронное учебное пособие предназначено для учащихся старших классов. Пособие может использоваться на уроках английского языка при изучении темы «Столица Великобритании», так и при самостоятельной работе учащихся.

В пособии страноведческий материал представлен  по нескольким разделам:

  •  история Лондона;
  •  исторические части Лондона (Сити, Вестминстерство, Вест-Энд);
  •  художественные галереи и музеи Лондона;
  •  современные достопримечательности Лондона.

История Лондона представлена со времен основания поселения древними римлянами до современности. Текст снабжен важнейшими датами из истории столицы Великобритании.

Исторически Лондон делится на четыре части: Сити, Вестминстерство, Вест-Энд и Ист-Энд, но интерес представляют три района, где сосредоточены основные достопримечательности столицы. Изучая район Лондона Сити учащиеся могут познакомиться с такими достопримечательностями как Собор Святого Павла, Лондонский Тауэр и Тауэрский Мост, Английский Банк, Королевская Биржа, Менсон Хаус.

Раздел  «Вестминстерство» содержит материалы о Вестминстерском дворце и Биг Бене, Вестминстерском аббатстве, официальной резиденции премьер-министра.

Учащиеся могут изучить материалы о Букингемском дворце, Трафальгарской площади и районе Пиккадили в разделе «Вест-Энд».

Наиболее известные и интересные музеи и картинные галереи, такие как Британский музей, музей Лондона, музей Естественной истории, музей Лондонского транспорта, музей Мадам Тюссо, Национальная галерея и галерея Тейта представлены в разделе «Музеи и галереи».

Лондон - это современный развивающийся город, который идет в ногу со временем, и в городе появляются современные сооружения, которые привлекают толпы туристов. В разделе «Современные туристические достопримечательности (Modern tourist attractions)» можно изучить тексты о самых необычных и современных сооружениях (13).

Каждый текст снабжен гиперссылками, которые позволяют перейти на дополнительную информацию или картинку и вернуться в первоначальный текст.

Пособие снабжено картой исторической части Лондона с отмеченными на ней основными достопримечательностями.

Задания для контроля и самоконтроля изученного материала представлены в разделе и «Checking», где представлены следующие задания:

  •  назовите достопримечательность;
  •  выберите правильный ответ;
  •  заполните пропуски.

Данный электронный учебник построен в формате языка разметки гипертекстов HTML и представляет собой массив из HTML-файлов. Все ссылки представляют собой обыкновенные ссылки на HTML-страницы с соответствующей информацией. В итоге было получено электронное издание по теме «История и достопримечательности Лондона » содержащее в себе 62

html документа, в которых содержится теоретический и дополнительный материал и 95 иллюстраций обеспечивающих наглядность и понятность теоретического материала.

Использованная программа Power Point при создании проекта предназначена для работы с большими объемами информации, но ее применение идеально для Интернет сайтов, как небольших, так и достаточно крупных. Power Point отличатся хорошей скоростью работы, надежностью, гибкостью. Работа с ней, как правило, не вызывает больших трудностей. Задача длительного хранения информации очень часто встречается в программировании Web-приложений, исходя из этого каждый пользователь может легко и доступно воспользоваться данным проектом.

Список использованных источников

  1.  All London and surroundings [Картинки] / Италия: Casa Editrise Bonechi, 1981. – 47 с.
  2.  Весь Лондон [Картинки] / Италия: Editirial Escudo De ORO 2000. - 60 с.
  3.  Данилов, И.В. Всемирный следопыт [Текст] / И.В.Данилов. – СПб.: Всемирный следопыт, 2007. – 66 с.
  4.  Салина,И.А. Все о Лондоне [Текст] / И.А.Салина.- Смоленск: Просвещение, 1995. – 14 с.
  5.  Цветкова, И.Ф. Speak Out. Lets go to London [Текст] / И.Ф. Цветкова. – М.: Глосса-пресс, 2005. - 5 с.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

63499. Прикладні аспекти оцінювання потенціалу підприємства. Механізм використання економічного потенціалу 66 KB
  Прикладні аспекти оцінювання потенціалу підприємства. Механізм використання економічного потенціалу Особливості оцінювання потенціалу для моніторингу поточних можливостей Формування та розробка показників регулювання використання економічного потенціалу...
63500. Трудности выявления субъекта и объекта философии, специфика определения предмета 67.5 KB
  Предмет философии ее место и роли отношения с мифологией. Трудности выявления субъекта и объекта философии специфика определения предмета. С точки зрения вашего преподавателя определение предмета философии как и многие иные не только в философии должно работать решая конкретные задачи.
63501. Связь философии с искусством в мироотношении человека и народа. Эвристическая функция философии 63.5 KB
  Связь философии с искусством в мироотношении человека и народа. Эвристическая функция философии. С искусством отношения философии строятся на основе взаимообогащения. Искусство намного старше философии но многие виды и жанры искусства создали философы.
63502. Проблемы аксиологии. Подлинные и мнимые нравственные ценности семьи, народа и общества 84.5 KB
  Аксиология это учение о ценностях мир которых огромен и мал может быть уродлив по иерархии и ведет к гибели человека семьи народа государства человеческого общества в целом если на первом месте ценности чисто потребительские материальные и политические но не подлинно человеческие мнимые.
63503. Философская антропология. Человек в природе, культуре и системе социальных связей 75 KB
  Напор трудностей не выдерживают пытаются спрятаться от жизни чтобы за них кто то их основные проблемы решал. Чацкий их хватает на занятия науками искусствами государственными делами они хорошо укорененные в жизни духовно аристократичны самостоятельны...
63504. Гносеология и эпистемология. Проблема истины и ее критериев. Познание и практика 99 KB
  Раздел философии в котором изучаются познавательные возможности человека называется гносеологией. В знаниях научных больше всего объективного: независимого от человека и человечества. Глаз человека видит хуже глаза орла зато видит больше.
63505. Философские аспекты понимания общества. Специфика социального познания 78 KB
  Философские аспекты понимания общества. Социальное строение жизни общества изучает прежде всего социология вопросы управления общественной жизнью политология хозяйственную деятельность в материальном производстве экономическая теория и т.
63506. Формационная и цивилизационная концепции общественного развития 76.5 KB
  Да и времени не оставили нам уже не только людьми созданные но и природой уготованные 21 веку глобальные проблемы вокруг решения которых надо скорее всему человечеству объединиться несмотря на все цивилизационные различия и групповые эгоистичные мечты амбициозных правителей.