5941

Педагогическая практика по воспитательной работе

Книга

Педагогика и дидактика

Педагогическая практика по воспитательной работе Информационно-методические материалы для начинающих методистов и студентов i - v курсов Отход от авторитарной педагогики и гуманизация всего учебно-воспитательного процесса предъявляют все более ...

Русский

2012-12-25

172 KB

174 чел.

Педагогическая практика по воспитательной работе

Информационно-методические материалы

для начинающих методистов и студентов iv курсов

Отход от авторитарной педагогики и гуманизация всего учебно-воспитательного процесса предъявляют всё более высокие и сложно реализуемые требования к организации воспитательной работы:

  •  личностно-ориентированный подход в воспитании (признание уникальности и своеобразия личности каждого ребёнка, её высшей социальной ценности);
  •  единство обучения, воспитания и развития;
  •  природосообразность воспитания (изучение и формирование индивидуально-личностных качеств ребёнка, учёт возрастных и половых различий в воспитательной работе);
  •  культуросообразность и национальное своеобразие воспитания в единстве с общечеловеческими ценностями (опора на национальные традиции своего народа, его культуру, привычки, а также культуру других народов);
  •  гуманизация межличностных отношений (уважительные отношения между педагогами и детьми, основанные на принципах сотрудничества, терпимости к мнению детей, доброте и внимании к ним; создание психологического комфорта, ситуаций успеха, доверия, соревновательности; диалогичность общения);
  •  гуманитаризация воспитания (приобщение личности к мировой культуре, воспитание экологического планетарного мышления);
  •  дифференциация и индивидуализация воспитания (отбор содержания, форм и методов воспитания с учётом своеобразия детей, учителей, родителей, условий семьи, школы, социума);
  •  средовый подход в воспитании (включение в жизнь учащихся забот и проблем ближайшего окружения; привлечение к работе с детьми учреждений науки, культуры, спорта, средств массовой информации, предприятий);
  •  эстетизация среды (комфорт, красота, уют, чистота помещений; эстетизация внешнего вида, культура взаимоотношений);
  •  рациональность и оптимальность организации педагогического процесса, основанные на преемственности содержания, форм, методов и требований к ребёнку, и способствующие сохранению его здоровья, обеспечивающие его психологическую защищённость, развитие его индивидуальности.

Очевидно, что воспитательная работа в условиях реформируемой школы требует от студента определённой готовности (т.е. сформированности некоторых общекультурных и профессиональных компетенций). Готовность студента к этому виду педагогической деятельности определяется как сложное личностное психическое образование и как определённое психическое состояние.

Профессионально значимое личностное образование  предполагает наличие таких компонентов как:

  •  положительное отношение к воспитательной деятельности, достаточно устойчивые мотивы деятельности;
  •  профессионально значимые черты характера и способности;
  •  педагогически ориентированные особенности восприятия, внимания, мышления, памяти, динамизм и устойчивость эмоционально-волевых процессов;
  •  соответствующие знания, умения, навыки и нравственно-этические установки.

Определённое психическое состояние складывается из совокупности следующих компонентов:

  •  мотивационных (потребность успешно выполнить задания практики, интерес к процессу их решения, стремление добиться положительных результатов);
  •  познавательных (понимание воспитательных задач, оценка их значимости, знание способов решения и возникающих проблем);
  •  процессуальных (вооружённость необходимыми умениями и навыками реализации воспитательных задач, умение конструировать воспитательные ситуации);
  •  эмоционально-волевых (чувство ответственности и долга, уверенность в успехе, мобилизация сил, терпимость и терпеливость).

Практика по воспитательной работе (в рамках педагогической практики) проводится на базе разных типов общеобразовательных  школ. В период прохождения педагогической практики студенты выступают в роли помощника классного руководителя или классного руководителя (на выпускных курсах). Подготовка студентов к воспитательной практике осуществляется в ходе изучения психолого-педагогических дисциплин, а также в процессе обучения на факультативах, в соответствующих кружках. В процессе практики по воспитательной работе решаются следующие задачи:

  1.  Овладение умениями планировать и вести внеучебную воспитательную работу в классе, в группе продлённого дня, с отдельными учащимися.
  2.  Накопление представлений о характере и содержании внеурочной воспитательной деятельности и функциональных обязанностях учителя, классного руководителя, воспитателя группы продлённого дня.
  3.  Освоение основных форм внеурочной воспитательной работы с учётом специфики разного типа школ.
  4.  Овладение методами и приёмами изучения возрастных и индивидуальных особенностей школьников.
  5.  Приобретение студентами умения анализировать и обобщать передовой психолого-педагогический опыт и личный опыт работы в образовательных учреждениях.

В ходе воспитательной практики студенты выполняют следующие виды деятельности:

  •  знакомятся с учебно-материальной базой школы и документацией; с основными направлениями и системой воспитательной работы в школе, классе, группе продлённого дня;
  •  изучают психолого-педагогические особенности развития учащихся различного возраста, а также особенности развития коллектива сверстников;
  •  оказывают помощь педагогам (классным руководителям, воспитателям) в проведении внеучебной воспитательной работы со школьниками;
  •  самостоятельно планируют, разрабатывают и проводят с учащимися отдельные виды воспитательных занятий (беседы, классные часы, конкурсы, викторины, экскурсии, КТД, трудовые десанты, операции милосердия, познавательные игры, спортивно-оздоровительную работу, выпуск бюллетеней и газет, оформление классных уголков и т.п.);
  •  принимают участие в подготовке и проведении общешкольных дел (праздников, вечеров, конференций и т.п.);
  •  студенты выпускных курсов выполняют обязанности классного руководителя в прикреплённом классе, осуществляя в комплексе все перечисленные выше виды деятельности.

В процессе педагогической практики по воспитательной работе студенты должны овладеть следующими умениями:

  1.  Наблюдать, анализировать и планировать воспитательную работу в классе, в группе продлённого дня.
  2.  Определять конкретные воспитательные задачи с учётом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.
  3.  Организовывать детский коллектив на выполнение поставленных задач (определять последовательность работы, привлекать или формировать актив, выбирать наиболее эффективные приёмы и методы воспитательной работы, организовывать контроль и подведение итогов работы).
  4.  Изучать личность школьника и коллектив учащихся с помощью современных научно обоснованных психолого-педагогических методов.
  5.  Проводить различные виды воспитательной работы с учащимися (коллективные и индивидуальные).
  6.  Использовать нетрадиционные формы воспитательной работы.

Приведённые ниже материалы помогут студентам-практикантам и начинающим методистам эффективнее реализовать обучающую и оценивающую функции педагогической практики.

ПРИМЕРНЫЕ СХЕМЫ АНАЛИЗА РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ

И ФОРМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

Педагогическая практика – особое пространство для группового анализа педагогической деятельности.

При групповом анализе воспитательного процесса возможны более глубокий подход к оценке действий классного руководителя и учащихся  и более объективная самооценка. Можно не согласиться с мнением одного человека, но нельзя не согласиться, когда на те или иные недостатки указывают все.

Весьма целесообразны на всех этапах педагогической практики взаимопосещения студентами воспитательных мероприятий. Анализ воспитательных мероприятий в присутствии практикующих классных руководителей и воспитателей, методистов, коллег-практикантов – хорошая школа воспитания требовательности к себе и другим, а также уникальная возможность для обмена опытом.

ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ АНАЛИЗА ВНЕКЛАССНОГО ЗАНЯТИЯ

  1.  Первое слово предоставляется студенту, проводившему внеклассное занятие. Он должен обосновать, глубоко проанализировать занятие (тема, цель, задачи, тип занятия, оборудование, используемые пособия и литература, место данного занятия в системе воспитательной работы; методы и приёмы активизации познавательной деятельности учащихся, их дисциплина, наличие знаний по теме и др.), отметить положительные и отрицательные (на его взгляд) стороны занятия.
  2.  Далее следуют вопросы практиканту со стороны лиц, присутствующих на занятии, и ответы на эти вопросы.
  3.  Следующий этап – выступления присутствующих на занятии: а) студентов-практикантов; б) классного руководителя; в) преподавателя педагогики. Задача выступающих – подвергнуть занятие объективному всестороннему, но доброжелательному анализу (подчеркнув, прежде всего, позитивное), обязательно дать студенту практические советы и рекомендации, как на следующих воспитательных занятиях устранить допущенные недостатки.
  4.  Четвёртый этап – заключительное слово студента, проводившего внеурочное мероприятие. В нём он может ответить на замечания или согласиться с ними, а затем поблагодарить присутствующих на занятии за доброжелательное отношение, за полезные советы и рекомендации.
  5.  Заключительный этап – оценка занятия методистом-педагогом. В случае его отсутствия оценивает занятие классный руководитель.

СХЕМА АНАЛИЗА ПОКАЗАТЕЛЬНОГО ВНЕКЛАССНОГО

ВОСПИТАТЕЛЬНОГО МЕРОПРИЯТИЯ

  1.  Цель и содержание мероприятия.
  2.  Актуальность мероприятия:
  •  соответствие его содержания интересам, запросам, потребностям личности и возникающим в детской среде проблемам;
  •  обеспечение дальнейшего положительного общения в детском коллективе;
  •  направленность содержания на решение задач, поставленных перед школой, классом.

(Это показатели педагогической и психологической грамотности классного руководителя).

  1.  Преемственность содержания данного мероприятия (его связь с другими мероприятиями в системе работы данного классного руководителя).
  2.  Соответствие содержания мероприятия форме его проведения, оригинальность решения воспитательных задач через содержание и форму.
  3.  Способность классного руководителя ориентироваться в конкретной педагогической ситуации, способность принимать нестандартные решения; возможность использовать свой прежний опыт в новых условиях, творческое применение передового педагогического опыта.

(Это показатели педагогического творчества, новизны и оригинальности педагогических решений).

  1.  Насыщенность мероприятия интересной информацией и эмоциональными переживаниями, обеспечивающими активное восприятие происходящего.

(Это показатели информированности и общей культуры классного руководителя, его умений учитывать возраст, интересы, потребности школьников).

  1.  Краткость и эффективность подготовительного периода.

(Это показатель организаторских способностей классного руководителя). Информацию о том, как проходила подготовка к мероприятию, и сколько учащихся принимало в ней участие, можно получить от самого педагога при анализе воспитательного мероприятия.

  1.  Удовлетворённость школьников проведённым мероприятием.

(Это общий показатель педагогического мастерства классного руководителя). В результате хорошо подготовленного мероприятия всегда разрешаются какие-то противоречия в детской среде, учащиеся получают или закрепляют нужную информацию, приобретают определённые умения и навыки, полезные привычки. Об удовлетворённости школьников проведённым мероприятием можно судить по их настроению, поведению, отношению к участникам данного мероприятия.

  1.  Культура проведения мероприятия, чёткость, последовательность запланированных событий, его органическая этапность, свобода проявления чувств, переживаний учащихся, их самостоятельность и инициатива.

(Это показатели оптимистической атмосферы в классном коллективе и знания педагогом своих воспитанников, его умения организовать всех и в то же время помочь каждому воспитаннику найти своё дело в общей работе).

  1.  Самооценка классным руководителем качества и результатов мероприятия.

(Объективность самооценки – показатель педагогической требовательности к своей работе).

ПРИМЕЧАНИЕ 1. По данной схеме анализируется показательное внеклассное мероприятие, проводимое учителем или студентом-стажёром в связи с учебными занятиями по педагогике, а также показательное мероприятие, специально проводимое учителем (классным руководителем) для группы студентов в период педагогической практики.

ПРИМЕЧАНИЕ 2. Анализ одного мероприятия не может отражать качество работы классного руководителя в целом, а отражает только качество отдельных её сторон. Анализ отдельного мероприятия может быть использован практикантами и классными руководителями для накопления опыта самоанализа и самооценки работы, побуждения к профессиональному самосовершенствованию.

ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА АНАЛИЗА ВНЕУРОЧНОГО МЕРОПРИЯТИЯ

  1.  Дата проведения занятия, школа, класс. Учитель (студент), ведущий занятие.
  2.  Тема занятия, цель, задачи, форма проведения.
  3.  Психолого-педагогическое обоснование занятия. В какой мере оно способствовало осуществлению поставленных задач; связь занятия с учебным процессом, его соответствие интересам и потребностям школьников.
  4.  Подготовительная работа к проведению занятия (инициатива учителя, студента; помощь и участие родителей; время, затраченное на подготовку; планирование занятия, оформление помещения; подготовка школьников к участию в коллективном мероприятии).
  5.  Подведение итогов занятия:
  •  продолжительность, организационные особенности занятия;
  •  ход и содержание занятия, реализация в нём принципов духовно-нравственного и гуманистического воспитания; эффективность методов, приёмов проведения занятия, соответствие их образовательно-воспитательным целям и возрастным особенностям учащихся; использование нетрадиционных форм работы;
  •  организационно-методическая чёткость завершения занятия; рекомендации учащимся, сформулированные в конце занятия.
  1.  Выводы:
  •  выполнение плана занятия, достижение цели и общая педагогическая оценка занятия;
  •  воспитание у учащихся правильных взглядов и высших чувств;
  •  привитие учащимся умений, навыков и привычек социально-активного поведения;
  •  развитие познавательных интересов, а также психических процессов, свойств и состояний учащихся (внимания, памяти, воображения, речи, мышления, способностей, эмоций);
  •  роль и место учителя (студента) в подготовке и проведении занятия, педагогический такт учителя (студента);
  •  предложения и пожелания по совершенствованию педагогического мастерства.

ПРИМЕРНАЯ СХЕМА АНАЛИЗА КЛАССНОГО ЧАСА

Тема классного часа. Образовательно-воспитательные задачи классного часа, их личностный смысл для школьников.

Подготовка учителя и учащихся к проведению классного часа:

  •  своевременность подготовки учителя и учащихся к проведению мероприятия;
  •  уровень самостоятельности и активности школьников в его подготовке;
  •  обеспеченность учебно-наглядным оборудованием.

Ход классного часа:

  •  убедительность, чёткость, эмоциональность классного руководителя в постановке и раскрытии перед учащимися цели и задач классного часа;
  •  соответствие содержания, тематической направленности и технологии проведения мероприятия уровню развития коллектива класса;
  •  педагогическое мастерство классного руководителя в проведении классного часа: педагогическая культура, такт, манера общения, внешний вид воспитателя; создание психологической совместимости на начальном этапе проведения классного часа; рациональное использование времени; коррекционные действия классного руководителя.

Итоги классного часа:

  •  достижение цели и задач классного часа;
  •  позитивные и негативные аспекты проведённого мероприятия, их причины;
  •  педагогические выводы и рекомендации по совершенствованию работы классного руководителя (по подготовке и проведению классных часов).

ПРИМЕРНАЯ СХЕМА АНАЛИЗА КОЛЛЕКТИВНОЙ

ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (КТД)

Класс (классы), количество учащихся, профиль обучения.

Название темы КТД.

Цель и воспитательные задачи; их соответствие уровню развития школьников.

Характеристика подготовительного периода, его основных этапов: степень участия в подготовке воспитательного дела коллектива класса, органов самоуправления, каждого участника; уровень активности и самостоятельности учащихся при подготовке КТД; способы стимулирования воспитателем инициативы и общественной активности школьников; характер педагогического руководства коллективом учащихся при подготовке дела, стиль общения педагога с учениками.

Соответствие содержания КТД форме его проведения и поставленным воспитательным задачам.

Отношение учащихся к воспитательному делу: заинтересованность, самостоятельность и инициативность.

Способы поддержания и воспитания дисциплины у школьников в процессе КТД.

Литература, используемая при подготовке КТД.

Анализ содержания, форм и методов проведения КТД.

Предложения по совершенствованию методики подготовки и проведения КТД.

ПРИМЕРНАЯ СХЕМА АНАЛИЗА ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ

В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

  1.  Тема занятия. Место данной темы в общем плане работы.
  2.  Наличие общей цели, чётких воспитательных, образовательных и развивающих задач занятия.
  3.  Подготовка к занятию:
  •  Своевременно ли она началась?
  •  Кто принял участие в подготовительной работе и как были распределены поручения?
  •  В чём проявилась активность и самостоятельность участников?
  •  Какую помощь оказывали педагоги и родители?
  1.  Ход работы:

Было ли начало занятия организованным? Присутствовали ли все ребята?

Кто открывал и вёл занятие?

Обсуждалась ли программа работы, вносились ли в неё изменения?

  •  Были ли внимательны и активны все участники (сколько человек принимало участие в работе, какие задавали вопросы, делали дополнения)?

В какой форме были подведены итоги занятия?

  1.  Результаты воспитательного занятия:
  •  Реализованы ли  цель и задачи занятия?
  •  Какие знания, умения и навыки приобрели ребята?
  •  Какова роль руководителя-педагога? Сумел ли он направить занятие, не подавляя инициативы и самостоятельности ребят?
  •  Понравилось ли занятие самим детям? На основании чего можно сделать то или иное заключение об этом?
  •  Какие моменты занятия были наиболее эффективными и удачными?
  •  Выявленные недостатки и рекомендации по их устранению.

ПРИМЕРНАЯ СХЕМА АНАЛИЗА ЭТИЧЕСКОЙ БЕСЕДЫ

  1.  Тема, цель и задачи проводимой беседы.
  2.  Актуальность темы беседы для данного коллектива.
  3.  Опора на моральный опыт детей.
  4.  Убедительность, конкретность доводов и аргументов.
  5.  Логичность и последовательность при разъяснении моральных категорий.
  6.  Соответствие беседы возрастным особенностям детей и уровню их развития (избранная тема, используемые примеры, уровень анализа моральных понятий, количество и качество используемых источников, структура беседы, речь практиканта).
  7.  Эмоциональная насыщенность беседы (выразительность формулировки темы, образность и живость речи практиканта, новизна и выразительность используемых примеров).
  8.  Степень участия детей в подготовке беседы.
  9.  Степень активности школьников во время беседы. Контакт практиканта с классом, стиль его отношений с учащимися, приёмы активизации детей.
  10.  Умение практиканта ставить вопросы и отвечать на вопросы учащихся, подводить их к правильным выводам.
  11.  Выводы. Достигнута ли цель беседы, её достоинства и недостатки.
  12.  Рекомендации практиканту.

ПРИМЕРНАЯ СХЕМА АНАЛИЗА БЕСЕДЫ

ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ УЧАЩИХСЯ С ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИЛИ ВОКАЛЬНО-МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА

  1.  Тема, цель и задачи проводимой беседы.
    1.  Место данной беседы в общей системе воспитательной работы.
      1.  Обусловленность выбора данных произведений искусства (художественность, интерес учащихся, доступность для детей данного возраста).
      2.  Составные части беседы. Соответствие содержания беседы поставленным целям.
      3.  Оценка вступительного слова учителя как средства подготовки учащихся к эстетическому восприятию.
      4.  Обеспечение целостного восприятия детьми произведений искусства (обстановка, содержание, техническое исполнение, организация слухового или зрительного восприятия).
      5.  Оценка разбора произведения искусства с позиций:
  •  единства содержания и художественных средств;
  •  учёта возрастных особенностей школьников;
  •  приёмов активизации учащихся в ходе беседы: выявление личных впечатлений учащихся, их наблюдательности, эстетических познаний и вкусов;
  •  связи с жизнью, с поведением учащихся.
    1.  Степень эмоционального воздействия материала беседы на учащихся.
      1.  Поведение учащихся, их отношение к беседе, заинтересованность.
      2.  Оценка выполнения требований, предъявляемых к учителю (практиканту), проводившему беседу: целеустремлённость, эмоциональность, знание материала беседы, контакт с детьми.
      3.  Достигнуты ли поставленные цели.
      4.  Выводы и рекомендации.

ПРИМЕРНАЯ СХЕМА САМОАНАЛИЗА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ

  1.  Каково место данного мероприятия в общей системе воспитательной работы? Как оно связано с предыдущими мероприятиями, на что в них опирается? Как «работает» на последующие воспитательные мероприятия? В чём специфика этого мероприятия?
  2.  Какова цель и задачи мероприятия? Как учтены в задачах особенности класса, отдельных групп школьников?
  3.  Какова эффективность подготовки мероприятия (роль учащихся, студента, учителя при подготовке и проведении мероприятия).
  4.  Соответствовало ли содержание мероприятия выбранной форме?
  5.  На каких понятиях, идеях, фактах делался главный акцент на мероприятии и почему? Выделено ли было главное, существенное?
  6.  Необходим ли был дифференцированный подход к учащимся? Как он осуществлялся и почему именно так?
  7.  Воспитательная ценность мероприятия, активность детей, эмоциональный настрой, заинтересованность.
  8.  За счёт чего на мероприятии поддерживалась хорошая психологическая атмосфера, общение? Как было реализовано воспитательное влияние личности учителя (практиканта)?
  9.  Запасные методические «ходы» на случай непредвиденной ситуации.
  10.  Удалось ли полностью реализовать все поставленные задачи? Если не удалось, то какие и почему? Когда учитель (практикант) планирует исполнение нереализованного?
  11.  Выявленные недостатки и пути их преодоления.

ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ЗНАКОМСТВА С УЧЕБНЫМ ЗАВЕДЕНИЕМ

  1.  Тип учебного заведения: общеобразовательная школа, гимназия, лицей.
  2.  Материальная база:
  •  здание: типовое, индивидуальный проект, приспособленное помещение;
  •  пришкольный участок: детская площадка, географическая площадка, спортивно-физкультурный блок, сад, опытный участок, общее озеленение;
  •  школьные кабинеты;
  •  места отдыха и игровые комнаты;
  •  ТСО, лингофонные, дисплейные классы и классы информатики;
  •  спортивный комплекс: зал, спортивные снаряды и оборудование, тренажеры, душ, раздевалки;
  •  кино – и актовый залы; зал ритмики и хореографии;
  •  библиотека и читальный зал;
  •  мастерские для трудового обучения и творческой деятельности;
  •  медицинские кабинеты;
  •  столовая;
  •  оформление и озеленение школы, классов.
  1.  Педагогический коллектив: количественный и возрастной состав, стаж, образование.
  2.  Учебные планы и программы: какие, сколько лет по ним работает учебное заведение.
  3.  Основные направления учебно-воспитательной работы школы.
  4.  Традиции школы и их оценка.
  5.  Новации в деятельности коллектива

ПРИМЕРНАЯ СХЕМА ИЗУЧЕНИЯ СЕМЬИ

Общие сведения о семье: структура семьи, возраст, профессии родителей, бытовые и санитарно-гигиенические условия жизни семьи, материальное положение.

Данные о семейном воспитании:

  1.  Воспитательная активность родителей: основные цели воспитания, наличие конкретных воспитательных задач, единство и согласованность требований взрослых к детям, общение с детьми, осведомлённость о жизни ребёнка; связь с учителями, классным руководителем; сознательное овладение психолого-педагогическими знаниями; участие в воспитательной работе школы.
  2.  Общественная направленность семейного коллектива: отношение взрослых к труду, своему городу (селу), предприятию; степень активности взрослых в общественной жизни, нацеленность родителей на развитие духовных потребностей детей.
  3.  Психология семейных отношений (выбрать характерный тип отношений):
  •  гармоничные отношения: уважение, дружба, любовь, теплота, взаимная забота, помощь;
  •  неустойчивые, но положительные семейные отношения: непродолжительные, устраняемые конфликты;
  •  отношения внешне благополучные, урегулированные, но внутренне неблагополучные: внешняя благопристойность держится на угрозах и страхе; родители подрывают авторитет друг друга, нередко самоустраняются от воспитания детей;
  •  резко конфликтные отношения: частые конфликты, психологическая несовместимость родителей; алкоголизм одного из них или обоих, атмосфера грубости, недоверия.
  1.  Наличие личного места у ребёнка в доме.
  2.  Выполнение ребёнком режима дня.
  3.  Распределение трудовых обязанностей в семье.
  4.  Организация свободного времени, культура досуга семьи.
  5.  Отношение родителей к школе.


ИНФОРМАТИВНО - МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

 Согласно Закону «Об образовании» образовательные учреждения получили право на свой устав и локальные акты. Поэтому школы разрабатывают и утверждают своё положение о классном руководстве, опираясь на соответствующие рекомендации.

Общие положения:

  1.  Классный руководитель назначается и освобождается от должности директором школы.
  2.  Классный руководитель подчиняется директору школы, его заместителям.
  3.  Главная функция классного руководителя – создание условий для свободного развития духовных и физических сил ребёнка, защита его прав и свобод.

Деятельность классного руководителя по обеспечению здоровья учащихся:

  •  изучает особенности развития детей;
  •  помогает врачам и участвует в проведении диспансеризации учеников;
  •  проводит беседы о личной гигиене;
  •  проводит профилактическую работу по предупреждению детского дорожного травматизма, несчастных случаев;
  •  способствует организации спортивных соревнований;
  •  пропагандирует здоровый образ жизни.

Взаимосвязь классного руководителя с семьями учащихся:

изучает семью, её воспитательные возможности, атмосферу семейного воспитания;

осуществляет индивидуальную работу с родителями, привлекая родителей к участию во внеклассной работе;

проводит систематическую работу по повышению педагогической культуры родителей.

Классный руководитель должен обладать следующей информацией:

состояние семейно-бытовых условий каждого ученика;

состояние здоровья;

положение в классе;

внешкольные интересы и увлечения;

общественные поручения;

отношение к школе, учителям, родителям, одноклассникам;

уровень воспитанности;

стремление к самосовершенствованию, самовоспитанию.

Взаимосвязь классного руководителя с учителями-предметниками:

координация решения воспитательных задач в процессе осуществления межпредметных связей;

определение совместно с учителями мер по развитию устойчивого интереса к знаниям, предупреждению неуспеваемости, обучению рациональным навыкам учебного труда;

посещение уроков учителей-предметников с целью наблюдения за учебной деятельностью учащихся класса;

создание ситуаций, ведущих к самостоятельному пополнению знаний учащимися;

проведение педагогического консилиума с учителями с целью определения реальных учебных возможностей конкретных учащихся класса;

вовлечение учащихся в учебные кружки, клубы и т.п.;

подготовка и проведение совместно с учителями-предметниками смотров знаний, конкурсов, олимпиад, конференций и т.п.

Работа с классным коллективом:

организация дежурства учащихся на переменах;

привитие навыков трудовой культуры;

проведение праздников, вечеров, встреч с интересными людьми, с людьми разных профессий;

участие со своим классом в общешкольных, районных, городских коллективных творческих делах;

проведение специальных мероприятий, направленных на формирование у детей коммуникативной культуры;

работа с активом класса, тактичное направление лидеров в организации деятельности классного коллектива и т.п.

Документация классного руководителя:

рабочий дневник;

план социального развития классного коллектива на каждое полугодие по различным направлениям (развитие интеллектуальных способностей; нравственно-эстетическое, половое, правовое, гражданское, экологическое, эстетическое воспитание и др.);

классный журнал;

ученические дневники; личные дела школьников.

ТЕХНОЛОГИЯ КОЛЛЕКТИВНОГО ТВОРЧЕСКОГО ДЕЛА

Технология коллективного творческого дела включает шесть последовательно сменяемых стадий его подготовки и проведения.

1 стадия. Предварительная работа воспитателя.

Руководитель коллектива обдумывает идею предстоящего дела, творческие дела для каждой микрогруппы, поручения для шефов, родителей, других педагогов. В заключение этого этапа проводятся нацеливающие беседы с учащимися, чтобы заинтересовать их предстоящим делом.

2 стадия. Коллективное планирование.

На общем сборе-старте руководитель ставит перед классом вопросы: Какое дело провести? На радость и пользу кому? С кем вместе провести? Где провести? Эти вопросы обсуждаются в микрогруппах, руководитель незаметно подбрасывает идеи. В итоге выбирается лучший вариант, для его реализации избирается Совет дела – представители каждой микрогруппы, которые будут координировать подготовку дела.

3 стадия. Подготовка дела.

В микрогруппах идёт подготовка отдельных фрагментов общего коллективного дела. Педагог незаметно контролирует ход подготовки, помогая отстающим.

4 стадия. Проведение дела.

Любое КТД нужно стремиться провести в форме яркого праздника, в котором будут участвовать все, а педагог подготовит неожиданные сюрпризы.

5 стадия. Коллективное подведение итогов.

Чаще всего проводится в виде общего сбора-«огонька», во время которого идёт коллективный ответ на вопросы: Что было хорошо и почему? Что не получилось и почему? Что сделаем в будущем? Руководитель подводит итоги, докладывает их родителям, шефам, другим учителям.

6 стадия. Последействие (использование опыта проделанной работы).

На общем сборе-старте обсуждают, что достигли, что ещё можно и хотелось бы провести, задумывают и обсуждают новое КТД.

ПРИЗНАКИ ПЕРЕДОВОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА

1. Высокие количественные и, главным образом, качественные показатели результатов учебно-воспитательного процесса по основным параметрам:

сформированность общественной направленности школьников, проявляющейся, прежде всего, в признаках коллективизма и общественной активности;

образованность учеников (полнота и прочность знаний, система знаний и мера их обобщённости, умение переносить знания в новую ситуацию, наличие соответствующих умений и навыков; сформированность у учащихся познавательных интересов и потребностей, стремления к самообразованию; наличие общественно-ценных мотивов и ценностных ориентаций в учебной деятельности);

воспитанность учащихся (динамика развития у них общественно ценных личностных качеств и показателей общего развития; сформированность у учащихся общественно значимых ценностных ориентаций в деятельности, социальных мотивов общения и поведения, активной жизненной позиции, потребности в самовоспитании);

трудовой опыт, т.е. стремление к различным видам деятельности и наличие необходимых умений, практических навыков в выполнении трудовых операций (их количество, качество, скорость), умение анализировать процесс и результат конкретного труда, самоконтроль, самоанализ проделанной работы, связь теории с практикой, рационализаторский подход к делу, коррекция в организации труда, высокое качество материальных (вещественных) результатов трудового процесса, рабочей операции.

  1.  Оптимальность педагогического опыта (достижение наилучших результатов в учебно-воспитательной работе при наименьшей, экономной затрате сил, средств, времени педагогов и учащихся так, чтобы данный опыт не стал помехой для решения других не менее важных образовательных и воспитательных задач).

  1.  Устойчивость, стабильность опыта, длительное его функционирование.

  1.  Возможности повторения и творческого использования опыта одного педагога другим.

  1.   Перспективность опыта.

  1.  Научная обоснованность опыта (передовой опыт может быть или результатом творческих теоретических поисков педагога, или его находкой в процессе проб и ошибок).

ФОРМЫ ИЗУЧЕНИЯ И ОБОБЩЕНИЯ  ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА

Открытые занятия по различным темам и вопросам учебно-воспитательной работы. Посещая открытые занятия опытных педагогов, их коллеги, студенты-практиканты и руководители школы коллективно обсуждают, замечают те стороны, которые действительно являются передовыми, а также выявляют условия, при которых опыт конкретного педагога становится передовым и может стать достоянием других.

Педагогические советы, производственные совещания, собрания по проблемам педагогики (методики). Перед их проведением осуществляется большая подготовительная работа: посещаются и анализируются учебно-воспитательные занятия разных педагогов, изучается литература, подготавливается выставка, отражающая опыт, готовятся основные доклады и содоклады. На совете, собрании, совещании коллективно обсуждаются поднятые в докладе вопросы, обращается внимание на выявление тех факторов и условий, которые обеспечили успех в работе отдельных педагогов, групп и целых коллективов; после обсуждения вопроса выносятся рекомендации об использовании передового опыта.

Научно-методическая и научно-практическая конференции – удачная форма изучения и обобщения опыта. В соответствии с темой конференции учителя изучают литературу и осмысливают собственный опыт, а также опыт коллег.

Педагогические выставки, отражающие опыт (например, дидактический материал, способствующий активизации учебного процесса); различные схемы и материалы о межпредметных связях; образцы планов, конспектов и методических разработок по разным вопросам учебно-воспитательной работы и т.д.

Педагогическая выставка организуется так же, как составная часть других форм (конференций, совещаний и т.д.).

Педагогические чтения предполагают анализ, осмысление и обобщение учителем своего опыта. Педагог сначала выступает с докладом на педагогической секции, объединении или на педсовете, производственном совещании.

Затем проводятся педагогические чтения, лучшие доклады выдвигаются на областные, республиканские чтения, рекомендуются для опубликования в журналах, сборниках статей и т.д.

Диспуты и дискуссии по актуальным проблемам учебно-воспитательной работы. Они организуются как в устной, так и в печатной форме. В педагогических коллективах обсуждаются острые и спорные педагогические проблемы. Мнения, высказываемые разными учителями, взаимно дополняют друг друга или оказываются совершенно противоположными. Каждый участник спора стремится аргументировать свою позицию или опровергнуть мнение спорящей стороны фактами из собственной практики, материалами передового опыта.

Педагогические экскурсии проводятся с целью изучения практической реализации передового опыта. На экскурсии наглядно видны в условиях практики передовые методы, приёмы и организация учебно-воспитательной работы педагога-мастера.

Семинарские занятия по проблемам педагогики. Тема семинара определяется на учебный год или на несколько лет. Изучается теоретический и методический материал, анализируется личный опыт педагогов – участников семинара, делаются обобщения.

Практикумы по разработке методики изучения и обобщения педагогического опыта. Если в школе есть группа учителей-энтузиастов, занимающихся изучением опыта, то оправдано проведение практикумов. На занятия выносятся такие вопросы как составление библиографии по определённым темам, подготовка плана изучения опыта, обсуждение методов изучения и выбор их по конкретным темам, выбор способов наблюдения и фиксации опыта, количественный анализ и качественная интерпретация полученных материалов, обобщение всего материала.

Педагогические консультации могут быть устные и письменные. В работе ищущего педагога-новатора возникают вопросы, затруднения и иногда сомнения. Педагогическая консультация проводится учёными, опытными учителями-практиками.

Самообразование – это доступная, эффективная и необходимая для любого педагога форма изучения опыта других специалистов, если этот опыт уже описан и обобщён в виде докладов, статей, брошюр, монографий, методических разработок, памяток, инструкций и т.д.


Приложение

В ПОМОЩЬ ПРАКТИКАНТУ: СЛОВАРЬ БАЗОВЫХ ПОНЯТИЙ

Анализ

Мыслительная операция, основанная на разложении изучаемого явления, свойства на составные элементы

Внеклассная работа

Организованные и целенаправленные занятия с учащимися воспитательного и образовательного характера, проводимые во внеурочное время. Одна из форм организации досуга учащихся

Воспитательная активность семьи

Сознательное, систематическое, планомерное и согласованное воздействие родителей на ребёнка с целью формирования определённых качеств личности

Деятельность

Специфически человеческая форма отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение и преобразование в интересах людей

Досуг детей

Свободное от обязательной деятельности время

Запущенность педагогическая

Отклонение от нормы в поведении и учебной деятельности ребёнка, обусловленное недостатками воспитания

Классное родительское собрание

Высший общественный орган, определяющий своими решениями задачи и направления работы родительского коллектива класса в школе, семье, а также по месту жительства детей.

Классный коллектив

Объединение школьников, стремящихся в совместной деятельности к достижению социально-значимых целей и созданию благоприятных условий для удовлетворения интересов и потребностей каждого воспитанника с учётом его индивидуальных особенностей

Коллективное творческое дело (КТД)

Эффективное средство решения воспитательных задач; проявление общей заботы о развитии каждого участника.

2. Общественно важное дело, первейшее назначение которого – забота об улучшении жизни своего коллектива и окружающей жизни

Метод

Путь познания или способ достижения цели

Мотив

Побудительная причина деятельности

Навык

Действие, сформированное путём повторения, характеризующееся высокой степенью освоенности и отсутствием поэлементной сознательной регуляции и контроля

Обучаемость

Индивидуальные показатели скорости и качества усвоения человеком знаний, умений и навыков в процессе обучения

Педагогическая задача

1. Задача изменения личности воспитанника или коллектива, перевода из одного состояния в другое.

2. Задачи по организации конкретных воспитательных дел, посредством которых достигаются определённые образовательно-воспитательные цели

Педагогическая технология

  1.  Рациональная организация деятельности и её оснащение.
  2.  Последовательность операций, позволяющая получать результат с наименьшими затратами.
  3.  Упорядоченная система действий, выполнение которых приводит к гарантированному достижению педагогических целей

План работы классного руководителя

1. Творческий документ, определяющий содержание, пути и средства достижения целей и задач образования и воспитания.

2. Творческий документ воспитателя, в котором отражены данные педагогической диагностики и система воспитательной работы учителя с коллективом класса, с отдельными учащимися; взаимодействие с родителями и общественностью, центрами дополнительного образования и другими культурнообразовательными учреждениями

Педагогическая культура родителей

Определённый уровень педагогических, психологических, физиологических и других знаний о человеке, а также сформированные умения и навыки семейного и общественного воспитания детей с учётом их индивидуальных различий

Характеристика класса

Текстовое или кодовое выражение данных психолого-педагогической диагностики