5954

Эффективность воспитательной работы. Проблема критериев и норм воспитанности. Оценка уровня воспитанности.

Реферат

Педагогика и дидактика

Эффективность воспитательной работы. Проблема критериев и норм воспитанности. Оценка уровня воспитанности. В педагогической литературе под эффективностью воспитательной работы понимается ее действенность, результативность, способность обеспечить дос...

Русский

2012-12-25

57 KB

49 чел.

Эффективность воспитательной работы. Проблема критериев и норм воспитанности. Оценка уровня воспитанности.

В педагогической литературе под эффективностью воспитательной работы понимается ее действенность, результативность, способность обеспечить достижение цели воспитания. Ученые предлагают  определять ее как отношение достигнутого результата не только к поставленной цели, но и  к достижениям прошлых лет, чтобы стали более очевидными тенденции происходящих изменений.

Определение эффективности воспитательной работы  относится к числу наиболее сложных педагогических проблем.  Это объясняется несколькими причинами, одна из которых –существенное изменение подходов к воспитанию.  На смену социоцентрическому по направленности и авторитарному по характеру подходу приходит  гуманистическое, личностно ориентированное воспитание, а значит, изменяются нормы воспитанности, которые определяются целью воспитания.

Проблема критериев и норм воспитанности связана также с тем, что для оценки эффективности воспитания необходимо  предусмотреть возможность как качественного, так и количественного анализа полученных данных. В этих целях нужно продумать конкретные показатели, способы их фиксирования, их математическую обработку. Если ранее диагностика эффективности воспитания строилась чаще всего на основе педагогического наблюдения и экспертной оценки, то сейчас существует достаточное количество  диагностических методик.                                   

Современный педагог М.И.Шилова выделяет четыре уровня воспитанности:

Высокий уровень: личность способна к саморазвитию, отличается самостоятельностью в общении и деятельности.

Достаточный уровень: у ребенка, в основном, сформированы внутренние регуляторы поведения, но ему нужна помощь в критических ситуациях.

Низкий уровень: личность остановилась в своем развитии, без педагогической поддержки не способна к самосовершенствованию.

Неудовлетворительный уровень: саморазрушающаяся личность, склонная к асоциальному поведению.

В качестве критерия воспитанности личности школьника предлагается ее активная гражданская позиция, проявляющаяся в ценностных отношениях личности к действительности, среди которых наиболее информативными являются:

отношение к учению;

отношение к людям;

отношение к самому себе;

отношение к природе;

отношение к труду;

отношение к действительности.

Безусловно, можно использовать различные тесты и срезовые методики, но ничто лучше не подтвердит уровень воспитанности человека, чем его поступки. В мониторинге воспитанности основу составляют наблюдение за поступками и действиями, отношениями и предпочтениями детей, выявление и анализ мотивации.

 

Так, например, (привести пример из приводимой ниже таблицы):

__________________________________________________________________________

Диагностическая программа изучения уровня воспитанности М.И.Шиловой.

Отношение

Показатели воспитанности

Признаки проявления воспитанности

Ярко проявляются

Проявляются

Слабо проявляются

Не проявляются

                                           К обществу

      Долг и ответственность

Выполняет общественные поручения охотно и с желанием, ответственно,  требует такого же отношения от других

Выполняет общественные поручения охотно, ответственно, но не требует этого от других

Неохотно выполняет поручения, только при условии контроля со стороны учителей и товарищей

Уклоняется от общественных поручений, безответственен

Бережливость

Бережет школьное имущество, призывает к этому и других

Сам бережлив, но не интересуется, бережливы ли его товарищи

Проявляет бережливость, если чувствует контроль со стороны учителей, старших товарищей

Небережлив, наносит ущерб школьному имуществу и восстанавливает его лишь после настоятельных требований

К труду

Дисциплинированность

Примерно ведет себя, соблюдает правила поведения в школе, на улице, дома, требует этих качеств от других

Хорошо ведет себя независимо от наличия или отсутствия контроля, но не требует хорошего поведения от других

Соблюдает правила поведения при условии требовательности и контроля со стороны взрослых товарищей

И при наличии требований со стороны педагогов и товарищей нарушает дисциплину, слабо реагирует на внешние воздействия

Ответственное отношение к учению

Учится в полусилу, проявляет интерес к знаниям, трудолюбив и прилежен, добивается хороших результатов в учении, сам охотно помогает товарищам

Учится в полусилу, проявляет интерес к знаниям, хорошо учится сам, но товарищам помогает лишь тогда, когда поручают или просят

Учатся не в полную силу, сам не проявляет интереса к учению, требует постоянного контроля, безразличен к учебе товарищей

Несмотря на контроль, не проявляет интереса к учению и прилежанию, учится плохо

Отношение к общественно полезному труду

( трудолюбие)

Понимает общественную ценность труда, проявляет интерес к нему, добросовестно относится к самообслуживанию и другим видам труда, умело организует труд других

Понимает общественную ценность труда, проявляет интерес и добросовестное отношение к труду, но других на общественно полезный труд не организует и не побуждает

Трудится при наличии соревнования, требований и контроля со стороны педагогов и товарищей

Не любит труд, стремится уклониться от него даже при наличии требований и контроля

К людям

      Коллективизм и товарищество

Общительный, уважает интересы коллектива, сам охотно отзывается на просьбы товарищей, организует полезные дела коллектива

Общительный, считается с интересами коллектива, охотно выполняет поручения, но сам не организует полезные дела

Не очень общительный, отзывается на просьбы товарищей, но в делах коллектива участвует неохотно

Необщительный, эгоистичный

      Доброта и отзывчивость

Добрый, заботливый, охотно помогает всем, кто нуждается в его помощи, побуждает на добрые дела товарищей

Сам добрый, отзывчивый, всегда поможет в трудную минуту, но других на добрые дела не мобилизует

Помогает другим, если поручает учитель или коллектив

Недоброжелателен, груб с товарищами

              Честность и правдивость

Верен своему слову, правдив с учителями, товарищами, добросовестно признается в своих проступках и того же требует от других

Верен своему слову, правдив с учителями, товарищами, добросовестно признается в своих проступках, но не требует честности и правдивости от других

Не всегда выполняет обещания, не сразу признается в своих проступках, а лишь после осуждения старшими и товарищами

Часто неискренен, обманывает учителей, старших

К себе

    Простота и скромность

Прост и скромен, одобряет эти качества у других

Сам прост и скромен, но не интересуется, обладают ли этими качествами окружающие его люди

Прост и скромен в присутствии старших и педагогов

Держится высокомерно, пренебрежительно относится к товарищам

                                     К культуре

                                 Культурный уровень

Много читает, охотно посещает культурные центры. Разбирается в музыке, живописи. Охотно делится своими знаниями с товарищами, привлекает их к культурной жизни

Любит читать. Посещает культурные центры. Проявляет интерес к живописи и музыке, но интересуется всем этим только для себя. Не привлекает товарищей к культурной жизни

Читает. Посещает культурные центры. Иногда посещает музеи, выставки. Но все это делает только по совету или настоянию взрослых: педагогов, родителей

Не хочет читать художественную литературу, отказывается посещать культурные центры. Не проявляет интереса к культуре, искусству

Затем составляется сводная таблица по каждому учащемуся. Оценка записывается условным обозначением:

Я – ярко проявляется (5 баллов);

П – проявляется (4 балла);

СП – слабо проявляется (3 балла);

НП – не проявляется (2 балла).

Итоговая оценка выводится как среднеарифметическое (сумма баллов делится на 11).

5 – 4,5 балла – высокий уровень воспитанности

4,4 – 3,9 балла – хороший уровень

3,8 – 2,9  балла – средний уровень

2,8 – 2 балла – низкий уровень

____________________________________________________________________________________

При оценке уровня воспитанности следует использовать несколько методик, взаимодополняющих друг друга, привлекать к самооценке и взаимооценке самих учащихся.

Вывод: Определение уровня воспитанности школьников позволяет выявить меру соответствия личности учащегося запланированному воспитательному результату и степень реализации цели и задач воспитательной работы учебного заведения.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

48920. Проектирование основания и фундамента 13 этажного жилого дома в городе Великий Устюг 6.71 MB
  Глубина заложения подошвы фундамента мелкого заложения равна: d = dв hs hcf hц = 22 03 02 06 = 21 м где dв= 22м размер от чистого пола подвала до пола 1го этажа hs =03м величина заглубления подошвы фундамента от низа пола подвала hcf = 02 высота пола подвала hц = 06 высота цокольной части здания 3. Великий Устюг нормативная глубина сезонного промерзания do= 03м для песка Kn = 06 жилое здание Вывод: Глубина залегания фундамента равна 21м т. Глава IV Определение размеров фундамента мелкого заложения на...
48921. Расчет асинхронного електродвигателя 1.01 MB
  Для проверки прочности рассчитывают пальцы на изгиб, а резину – по напряжениям смятия на поверхности соприкасания втулок с пальцами. При этом полагают, что все пальцы нагружены одинаково, а напряжения смятия распределены равномерно по длине втулки
48923. Перевезення вантажів у змішаному сполученні 2.63 MB
  Транспортна характеристика вантажу. Пакування вантажу. Розміщення і кріплення вантажу в контейнері визначення кількості вантажних місць ксті коробок в контейнері необхідної ксті контейнерів. Маркування вантажних місць. Технічні характеристики транспортних засобів що використовуються під час доставки...
48925. Створення приймача амплітудно модульованих сигналів 421.5 KB
  До радіоприймачів можуть висуватися вимоги не обумовлені у ГОСТі.1 Технічне завдання на проектування Загальні вимоги Проектування радіоприймального пристрою будьякого призначення здійснюється на основі технічного завдання яке повинно бути видане у вигляді вимог до технічних характеристик пристрою. Технічні вимоги на радіомовні приймачі складають у відповідності до вимог ГОСТ 565164 Технічні вимоги до спеціальної радіоприймальної апаратури визначаються технічними умовами узгодженими між замовником та постачальником. У...