59584

Источники «формы права»

Доклад

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Рассмотрение формы права предусматривает понимание вопроса о том, каким способом и где формируются правовые нормы. Иногда форма права и источник права воспринимается как одно и то же понятие, однако значение и смысл этих понятий различен

Русский

2014-06-10

54.5 KB

0 чел.

Тема: Источники «формы права»

Рассмотрение формы права предусматривает понимание вопроса о том, каким способом и где формируются правовые нормы. Иногда форма права и источник права воспринимается как одно и то же понятие, однако значение и смысл этих понятий различен. Источники права – это обстоятельства, вызывающие появление права, его действия. В этом смысле источник права можно сравнивать с корнем большого дерева, либо с родником из которого берет начало большая полноводная река.

Форма права - это внешнее проявление, выражение права, способ формирования, закрепление правовых норм. Форма права – это способ закрепления правотворческой (нормотворческой) деятельности государства. Существуют следующие основные формы права:

1)Обычаи – это самая древняя форма права.

2)Юридический прецедент (судебный или административный) – это решение по конкретному юридическому делу (судебному, административному), ставшая образцом для рассмотрения аналогичных дел в будущем.

Прецедент возникает тогда, когда какое-либо дело требует юридического решения, а необходимой нормы в законодательстве нет.

3) Нормативно-правовой акт – это юридический акт, содержащий в себе правовую норму, то есть правило поведения, установленное или санкционированное государством. Нормативный акт – очень удобная форма права, поскольку:

а) Он позволяет быстро и эффективно реагировать на любые изменения потребностей жизни.

Нормативные акты могут быть быстро изданы, в любом объеме изменены или отменены.

б) Нормативные акты объединены конституцией РФ и не должны ей противоречить.

в) Нормативные акты позволяют точно и определенно фиксировать содержание правовых норм, так как являются письменными источниками права.

4) Нормативный договор – соглашение равноправных участников договора, как правило, международно-правового характера.

Виды нормативных актов:

I.Законы образуют стержень правовой системы, принимаются государственной думой, одобряются советом федерации и подписываются президентом. Такой сложный порядок вступления закона в силу необходимо  для того, чтобы исключить создание скороспелых несовершенных, непродуманных законов, недопустить противоречий в правовой системе.

Законы делятся на три группы:

1)Основные законы конституции, регулирующие основополагающие вопросы жизни государства.

2)Конституционные законы – это законы, регулирующие более детально вопросы,

отнесенные к предмету конституции (закон о президенте, о выборах, о гражданстве)

3)Обыкновенные (обычные) законы принимаются  по иным важным вопросам общественной жизни. Особое место среди законов занимают кодексы. Кодекс (книга, пень) – это единый нормативно – правовой акт, систематизирующий законодательство какой-либо отрасли права (гражданского, уголовного, трудового и так далее)

Структура кодекса, как правило, складывается из 2 элементов – общей и особенной части.

В общей части закрепляются основополагающие принципы и нормы, определяющие характер и содержание непосредственно действующих норм особенной части кодекса.

Закон – нормативно – правовой акт, обладающий высшей юридической силой и принимаемый специально уполномоченным на то компетентным государственным органом, то есть органом законодательным (представительным).

Законотворческий (законодательный) процесс проходит в своем развитии несколько стадий:

1)Законодательная инициатива – право определенных органов и должностных лиц ставить вопрос об издании законов и вносить их проекты на рассмотрение государственной думы, порождающее обязанность законодательного органа их рассмотреть. Таким правом обладает президент, совет федераций, правительство, законодательные органы субъектов федерации, Конституционный верховный и высшие арбитражные суды, а также члены совета федерации и депутаты государственной думы.

2)Подготовка законопроектов должна начинаться с выявления потребностей в создании правовых норм на основе всестороннего изучения общественной практики, научных данных, предложений государственных органов, политических партий и других общественных объединений, а также отдельных граждан.

Образуются специальные комиссии для подготовки законопроектов.

3)Обсуждение законопроектов, которое происходит на заседании законодательного органа и открывается докладом представителя субъекта, внесшего законопроект на обсуждение. Далее депутаты обсуждают, оценивают законопроект, вносят в него поправки. В проект может проходить несколько чтений, число которых в законе не ограничено.

4)Принятие закона, которое происходит посредством открытого голосования. Голосование может быть за  проект в целом или постатейно. Для принятия простых законов достаточно простого большинства голосующих (226 депутатов), для конституционных – не менее 2/3 от общего количества.

Закон в течение двух недель должен быть рассмотрен советом федерации, который может его одобрить или отклонить, однако все конституционные подлежат рассмотрению советом федераций, и за этот

закон должно проголосовать не менее 3/4 членов совета федераций.

Если совет федераций не отклонил закон, то он считается принятым. В двухнедельный срок после этого, закон должен подписать президент, который может наложить на него вето.

5)Опубликование закона – публикуются законы в течение десяти дней, после их подписания в собрании законодательства и российской газете.

После законов по своей юридической силе следуют подзаконные нормативные акты:

1.Указы президента, по вопросам, относящимся к его компетенции, которая у него очень широка, поскольку, так как он является главой государства и возглавляет исполнительную власть. В случае противоречия указу конституции  и законам РФ  - этот указ конституционным судом может быть признан недействительным.

2.Постановление правительства

3.Нормативные акты субъектов федерации (законы, указы)

4.Локальные нормативные акты, то есть акты местного характера, принимаются вопросом регулирования трудовых отношений: коллективный договор, правило внутреннего трудового распорядка, графики сменности, графики отпусков и так далее.

Понятие структуры правовой нормы:

Правовая норма – это правило поведения, установленное или санкционированное государством, состоит из 3 элементов:

1)Гипотеза – это вводная вступительная часть правовой нормы, предусматривающее на кого распространяются ее действия.

2)Диспозиция – это основная часть правовой нормы, в которой сформулировано само правило поведения, либо наоборот какого поведения следует воздержаться.

3)Санкция – юридическая ответственность, предусмотренная за нарушение данной правовой нормы.

Словесно структуру правовой нормы можно изобразить следующей формулой:

«если», «то», «иначе» - Если гипотеза, то диспозиция, иначе санкция.

Норма права – не одно и то же, что статья нормативно-правового акта, поскольку норма права -  это логически завершенное правила поведения, а статья нормативно-правового акта – формы воплощения, способ изложения правовой нормы.

В статье закона может содержаться вся норма целиком или часть нормы, часть элемента, поэтому норма права может содержаться в нескольких статьях нормативного акта.

 

 

      

       

 

  

 

 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

14351. Навчальна мотивація студента 43.57 KB
  Навчальна мотивація студента Зміст Введення 1. Теоретичні аспекти характеристики мотиваційної сфери студентів 1.1 Теоретична сутність поняття мотивація 1.2 Специфіка навчальної мотивації студента 2. Організація та результати проведеного дослідження 2.1 ...
14352. Діагностика мотивації 41 KB
  Лабораторна робота №3. Діагностика мотивації. Завдання: Діагностика мотивації досягнення методикою Х.Хекхаузена та тестом Т.Елсера. Діагностика мотивів учбової діяльності методикою М.І.Алексєєвої. Встановлення кореляційних зв`язків між мотивами учбової ...
14353. Діагностика мотивації учнів 38.89 KB
  Лабораторна робота №3 З дисципліни Психодіагностика На тему: Діагностика мотивації Мета: Продіагностувати мотивацію досягнення успіху та уникнення невдачі; Діагностика мотивів учбової діяльності; Встановлення кореляційних звязків між мотивацією учбово
14354. Розенцвейг Описание теста 42.99 KB
  10 Розенцвейг Описание теста Тест занимает промежуточное место между тестом ассоциации слов и тестом тематической апперцепции. ТАТ он напоминает тем что использует картинки в качестве стимульного материала. Но в отличие от картинок ТАТа эти рисунки весь
14355. Дослідження психічних станів 41 KB
  Лабораторна робота №4. Дослідження психічних станів. Методика діагностики тривожності СпілбергераХаніна; САН; Методика діагностики емоційного вигоряння В.Бойко; Методика диференціальної діагностики депресії Зунге в адаптації Балашової; Мето
14356. Методика ч.д. Спілбергера, ЮЛ. Ханіна 36.27 KB
  Методика ч.д. Спілбергера ЮЛ. Ханіна. Мета. Дослідження рівня тривожності в даний момент реактивна тривожність та рівня тривожності як стійкої характеристики особистісна тривожність. Тест може застосовуватися для осіб у віці від 16 років. Обробка результатів. Реакти
14357. Емоційні стани 34.94 KB
  Лабораторна робота № 4 Емоційні стани Методика діагностики тривожності СпілбергераХаніна Мета визначити показники особистісної та ситуативної тривожності досліджуваного. Обробка результатів Після проведення методики результати обробляються ок...
14358. Тести інтелекту 30 KB
  Лабораторна робота №2. Тести інтелекту. Методики: Матриці Равена. Тест структури інтелекту Амтхауера. Завдання: Провести діагностику інтелектуальних здібностей за допомогою вказаних методик. Підрахувати сирі бали по обох методиках. Порівня...
14359. Діагностика конституційних диспозицій 44.09 KB
  Лабораторна робота №1 З дисципліни Психодіагностика На тему: Діагностика конституційних диспозицій Зміст Методика діагностики темпераменту Я.Стреляу; Тестопитувальник ЕРІ Г.Айзенка; Методика діагностики темпераменту Л. Терстоуна; Методика виз