59584

Источники «формы права»

Доклад

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Рассмотрение формы права предусматривает понимание вопроса о том, каким способом и где формируются правовые нормы. Иногда форма права и источник права воспринимается как одно и то же понятие, однако значение и смысл этих понятий различен

Русский

2014-06-10

54.5 KB

0 чел.

Тема: Источники «формы права»

Рассмотрение формы права предусматривает понимание вопроса о том, каким способом и где формируются правовые нормы. Иногда форма права и источник права воспринимается как одно и то же понятие, однако значение и смысл этих понятий различен. Источники права – это обстоятельства, вызывающие появление права, его действия. В этом смысле источник права можно сравнивать с корнем большого дерева, либо с родником из которого берет начало большая полноводная река.

Форма права - это внешнее проявление, выражение права, способ формирования, закрепление правовых норм. Форма права – это способ закрепления правотворческой (нормотворческой) деятельности государства. Существуют следующие основные формы права:

1)Обычаи – это самая древняя форма права.

2)Юридический прецедент (судебный или административный) – это решение по конкретному юридическому делу (судебному, административному), ставшая образцом для рассмотрения аналогичных дел в будущем.

Прецедент возникает тогда, когда какое-либо дело требует юридического решения, а необходимой нормы в законодательстве нет.

3) Нормативно-правовой акт – это юридический акт, содержащий в себе правовую норму, то есть правило поведения, установленное или санкционированное государством. Нормативный акт – очень удобная форма права, поскольку:

а) Он позволяет быстро и эффективно реагировать на любые изменения потребностей жизни.

Нормативные акты могут быть быстро изданы, в любом объеме изменены или отменены.

б) Нормативные акты объединены конституцией РФ и не должны ей противоречить.

в) Нормативные акты позволяют точно и определенно фиксировать содержание правовых норм, так как являются письменными источниками права.

4) Нормативный договор – соглашение равноправных участников договора, как правило, международно-правового характера.

Виды нормативных актов:

I.Законы образуют стержень правовой системы, принимаются государственной думой, одобряются советом федерации и подписываются президентом. Такой сложный порядок вступления закона в силу необходимо  для того, чтобы исключить создание скороспелых несовершенных, непродуманных законов, недопустить противоречий в правовой системе.

Законы делятся на три группы:

1)Основные законы конституции, регулирующие основополагающие вопросы жизни государства.

2)Конституционные законы – это законы, регулирующие более детально вопросы,

отнесенные к предмету конституции (закон о президенте, о выборах, о гражданстве)

3)Обыкновенные (обычные) законы принимаются  по иным важным вопросам общественной жизни. Особое место среди законов занимают кодексы. Кодекс (книга, пень) – это единый нормативно – правовой акт, систематизирующий законодательство какой-либо отрасли права (гражданского, уголовного, трудового и так далее)

Структура кодекса, как правило, складывается из 2 элементов – общей и особенной части.

В общей части закрепляются основополагающие принципы и нормы, определяющие характер и содержание непосредственно действующих норм особенной части кодекса.

Закон – нормативно – правовой акт, обладающий высшей юридической силой и принимаемый специально уполномоченным на то компетентным государственным органом, то есть органом законодательным (представительным).

Законотворческий (законодательный) процесс проходит в своем развитии несколько стадий:

1)Законодательная инициатива – право определенных органов и должностных лиц ставить вопрос об издании законов и вносить их проекты на рассмотрение государственной думы, порождающее обязанность законодательного органа их рассмотреть. Таким правом обладает президент, совет федераций, правительство, законодательные органы субъектов федерации, Конституционный верховный и высшие арбитражные суды, а также члены совета федерации и депутаты государственной думы.

2)Подготовка законопроектов должна начинаться с выявления потребностей в создании правовых норм на основе всестороннего изучения общественной практики, научных данных, предложений государственных органов, политических партий и других общественных объединений, а также отдельных граждан.

Образуются специальные комиссии для подготовки законопроектов.

3)Обсуждение законопроектов, которое происходит на заседании законодательного органа и открывается докладом представителя субъекта, внесшего законопроект на обсуждение. Далее депутаты обсуждают, оценивают законопроект, вносят в него поправки. В проект может проходить несколько чтений, число которых в законе не ограничено.

4)Принятие закона, которое происходит посредством открытого голосования. Голосование может быть за  проект в целом или постатейно. Для принятия простых законов достаточно простого большинства голосующих (226 депутатов), для конституционных – не менее 2/3 от общего количества.

Закон в течение двух недель должен быть рассмотрен советом федерации, который может его одобрить или отклонить, однако все конституционные подлежат рассмотрению советом федераций, и за этот

закон должно проголосовать не менее 3/4 членов совета федераций.

Если совет федераций не отклонил закон, то он считается принятым. В двухнедельный срок после этого, закон должен подписать президент, который может наложить на него вето.

5)Опубликование закона – публикуются законы в течение десяти дней, после их подписания в собрании законодательства и российской газете.

После законов по своей юридической силе следуют подзаконные нормативные акты:

1.Указы президента, по вопросам, относящимся к его компетенции, которая у него очень широка, поскольку, так как он является главой государства и возглавляет исполнительную власть. В случае противоречия указу конституции  и законам РФ  - этот указ конституционным судом может быть признан недействительным.

2.Постановление правительства

3.Нормативные акты субъектов федерации (законы, указы)

4.Локальные нормативные акты, то есть акты местного характера, принимаются вопросом регулирования трудовых отношений: коллективный договор, правило внутреннего трудового распорядка, графики сменности, графики отпусков и так далее.

Понятие структуры правовой нормы:

Правовая норма – это правило поведения, установленное или санкционированное государством, состоит из 3 элементов:

1)Гипотеза – это вводная вступительная часть правовой нормы, предусматривающее на кого распространяются ее действия.

2)Диспозиция – это основная часть правовой нормы, в которой сформулировано само правило поведения, либо наоборот какого поведения следует воздержаться.

3)Санкция – юридическая ответственность, предусмотренная за нарушение данной правовой нормы.

Словесно структуру правовой нормы можно изобразить следующей формулой:

«если», «то», «иначе» - Если гипотеза, то диспозиция, иначе санкция.

Норма права – не одно и то же, что статья нормативно-правового акта, поскольку норма права -  это логически завершенное правила поведения, а статья нормативно-правового акта – формы воплощения, способ изложения правовой нормы.

В статье закона может содержаться вся норма целиком или часть нормы, часть элемента, поэтому норма права может содержаться в нескольких статьях нормативного акта.

 

 

      

       

 

  

 

 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

45302. Характеристики систем подвижной связи. Стандарт сотовых систем связи (ССС). Пути усовершенствования ССС 45 KB
  Характеристики систем подвижной связи. Стандарт сотовых систем связи ССС. Системы подвижной радиосвязи предназначены для связи между движущимся абонентом и абонентом ТФОП или между двумя движущимися абонентами. Виды систем связи подвижной службы К основным видам ССПС относятся: региональные мобильные системы наземной связи; глобальные мобильные системы спутниковой связи; системы персонального радиовызова СПРВ.
45303. Стандарт GSM: услуги, архитектура, назначение узлов MSC, кодирование и модуляция, интерфейсы, каналы сигнализации и трафика, хэндовер, протоколы, частотный план структура кадров трафика и управления, речевое кодирование 1.08 MB
  Стандарт GSM: услуги архитектура назначение узлов MSC кодирование и модуляция интерфейсы каналы сигнализации и трафика хэндовер протоколы частотный план структура кадров трафика и управления речевое кодирование. Система сотовой связи стандарта GSM. Разработка GSM началась в 1982 году группой из 26 Европейских национальных телефонных компаний. В 1989 году Европейский Телекоммуникационный Институт Стандартов ETSI взял ответственность за дальнейшее развитие GSM.
45304. Стандарт CDMA: услуги, архитектура, кодирование и модуляция, прямые и обратные каналы трафика и управления, хэндовер и управление мощностью, борьба с многолучевостью. Кодирование в прямом и обратном каналах. Достоинства и недостатки CDMA 4.39 MB
  Стандарт CDM: услуги архитектура кодирование и модуляция прямые и обратные каналы трафика и управления хэндовер и управление мощностью борьба с многолучевостью. Достоинства и недостатки CDM. CDM англ. 1995 год – коммерческая эксплуатация первой СПС с CDM.
45305. Перспективный план нумерации для ЕСЭ РФ. Отличия нумерации в СПС, нумерация в GSM. Перспективы развития плана нумерации 342.1 KB
  Перспективный план нумерации для ЕСЭ РФ. Отличия нумерации в СПС нумерация в GSM. Перспективы развития плана нумерации. Под системой нумерации понимается совокупность правил позволяющих идентифицировать сети их фрагменты а также вызывающих и вызываемых пользователей.
45306. Сотовые сеты связи третьего поколения. Концепция, отличительные черты, услуги. Основные стандарты, их характеристика, пути развития. Цели проекта IMT-2000 92.86 KB
  Радиоинтерфейсы: IMTDS – использует DSCDM и FDD IMTMC – использует MCCDM и FDD IMTTC – использует TDM CDM и TDD IMTSС – использует TDM и FDD IMTFT – MCTDM и FDD TDD IMT dvnced – для систем связи с одновременной передачей нескольких ортогональных несущих OFDM и FDD. Характеристика систем 3 поколения Системы основанные на CDM WCDM: Разработана японской фирмой REB. Сети GSM не могут быть модернизированы для работы с WCDM хотя например GPRS может многократно транслироваться через сеть CDM. Отличия от CDM One – отсутствие...
45307. Система UMTS: архитектура, состав и назначение узлов UTRAN и CN. Контроллер радиосети RNC. Центр коммутации, типы каналов: логические, транспортные, физические. Частотный план, кодирование речи, управление мощностью 164.12 KB
  Центр коммутации типы каналов: логические транспортные физические. UE должно обеспечивать: передачу речи с принятым для системы набором скоростей услуги служб видеоконференции и приложений видеотелефонии использующие как коммутацию каналов так и пакетов; услуги Internet со скоростями 4736 кбит с в обычном режиме и с mx возможной скоростью в режиме best effort негарантированное обслуживание с наилучшими из возможных в данный момент характеристиками; удаленный доступ к локальным сетям; приложения электронной почты. Контроллер...
45308. Развитие сетей UMTS. Требования к системе в Release-7. Переход к сетям LTE. Требования к системе в Release 8-10 501.5 KB
  Переход к сетям LTE. Начавшиеся работы над Relese 9 определяют вторую фазу развития системы LTE. По мнению специалистов ETSI и 3GPP качественно изменения в Releses 9 и 10 по отношению к базовому для системы LTE Relese 8 можно представить в виде диаграммы рис. Совершенствование функциональных возможностей LTE в Relese 9 будет заключаться в реализации двух диапазонной или многодиапазонной передачи данных в одном физическом канале дальнейшем расширении возможностей сети радиодоступа EUTRN внедрении новых сценариев высокоскоростной...
45309. Конституционные основы судебной власти 27.59 KB
  Численность судей за исключением судей Конституционного Суда РФ и конституционных уставных судов субъектов РФ ежегодно устанавливается федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год. Такой подход объясняется тем что установить эту численность единожды как постоянную величину сложно: она меняется в связи с созданием новых участков мировых судей последовательным учреждением арбитражных апелляционных судов в перспективе административных судов и т. Законодательство предусматривает достаточно высокие требования к...
45310. Порядок формирования и организация Конституционного Суда РФ 25.17 KB
  Порядок формирования и организация Конституционного Суда РФ Статус Конституционного Суда РФ определяется в ст. Закон является кодифицированным актом в сфере конституционного судопроизводства он содержит как материальные так и процессуальные нормы. Статус Конституционного Суда закрепленный действующим законодательством по многим параметрам существенно изменился по сравнению со статусом Конституционного Суда РФ учрежденного в 1990 г. В состав Конституционного Суда РФ входят 19 судей назначаемых на должность Советом Федерации по...