59584

Источники «формы права»

Доклад

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Рассмотрение формы права предусматривает понимание вопроса о том, каким способом и где формируются правовые нормы. Иногда форма права и источник права воспринимается как одно и то же понятие, однако значение и смысл этих понятий различен

Русский

2014-06-10

54.5 KB

0 чел.

Тема: Источники «формы права»

Рассмотрение формы права предусматривает понимание вопроса о том, каким способом и где формируются правовые нормы. Иногда форма права и источник права воспринимается как одно и то же понятие, однако значение и смысл этих понятий различен. Источники права – это обстоятельства, вызывающие появление права, его действия. В этом смысле источник права можно сравнивать с корнем большого дерева, либо с родником из которого берет начало большая полноводная река.

Форма права - это внешнее проявление, выражение права, способ формирования, закрепление правовых норм. Форма права – это способ закрепления правотворческой (нормотворческой) деятельности государства. Существуют следующие основные формы права:

1)Обычаи – это самая древняя форма права.

2)Юридический прецедент (судебный или административный) – это решение по конкретному юридическому делу (судебному, административному), ставшая образцом для рассмотрения аналогичных дел в будущем.

Прецедент возникает тогда, когда какое-либо дело требует юридического решения, а необходимой нормы в законодательстве нет.

3) Нормативно-правовой акт – это юридический акт, содержащий в себе правовую норму, то есть правило поведения, установленное или санкционированное государством. Нормативный акт – очень удобная форма права, поскольку:

а) Он позволяет быстро и эффективно реагировать на любые изменения потребностей жизни.

Нормативные акты могут быть быстро изданы, в любом объеме изменены или отменены.

б) Нормативные акты объединены конституцией РФ и не должны ей противоречить.

в) Нормативные акты позволяют точно и определенно фиксировать содержание правовых норм, так как являются письменными источниками права.

4) Нормативный договор – соглашение равноправных участников договора, как правило, международно-правового характера.

Виды нормативных актов:

I.Законы образуют стержень правовой системы, принимаются государственной думой, одобряются советом федерации и подписываются президентом. Такой сложный порядок вступления закона в силу необходимо  для того, чтобы исключить создание скороспелых несовершенных, непродуманных законов, недопустить противоречий в правовой системе.

Законы делятся на три группы:

1)Основные законы конституции, регулирующие основополагающие вопросы жизни государства.

2)Конституционные законы – это законы, регулирующие более детально вопросы,

отнесенные к предмету конституции (закон о президенте, о выборах, о гражданстве)

3)Обыкновенные (обычные) законы принимаются  по иным важным вопросам общественной жизни. Особое место среди законов занимают кодексы. Кодекс (книга, пень) – это единый нормативно – правовой акт, систематизирующий законодательство какой-либо отрасли права (гражданского, уголовного, трудового и так далее)

Структура кодекса, как правило, складывается из 2 элементов – общей и особенной части.

В общей части закрепляются основополагающие принципы и нормы, определяющие характер и содержание непосредственно действующих норм особенной части кодекса.

Закон – нормативно – правовой акт, обладающий высшей юридической силой и принимаемый специально уполномоченным на то компетентным государственным органом, то есть органом законодательным (представительным).

Законотворческий (законодательный) процесс проходит в своем развитии несколько стадий:

1)Законодательная инициатива – право определенных органов и должностных лиц ставить вопрос об издании законов и вносить их проекты на рассмотрение государственной думы, порождающее обязанность законодательного органа их рассмотреть. Таким правом обладает президент, совет федераций, правительство, законодательные органы субъектов федерации, Конституционный верховный и высшие арбитражные суды, а также члены совета федерации и депутаты государственной думы.

2)Подготовка законопроектов должна начинаться с выявления потребностей в создании правовых норм на основе всестороннего изучения общественной практики, научных данных, предложений государственных органов, политических партий и других общественных объединений, а также отдельных граждан.

Образуются специальные комиссии для подготовки законопроектов.

3)Обсуждение законопроектов, которое происходит на заседании законодательного органа и открывается докладом представителя субъекта, внесшего законопроект на обсуждение. Далее депутаты обсуждают, оценивают законопроект, вносят в него поправки. В проект может проходить несколько чтений, число которых в законе не ограничено.

4)Принятие закона, которое происходит посредством открытого голосования. Голосование может быть за  проект в целом или постатейно. Для принятия простых законов достаточно простого большинства голосующих (226 депутатов), для конституционных – не менее 2/3 от общего количества.

Закон в течение двух недель должен быть рассмотрен советом федерации, который может его одобрить или отклонить, однако все конституционные подлежат рассмотрению советом федераций, и за этот

закон должно проголосовать не менее 3/4 членов совета федераций.

Если совет федераций не отклонил закон, то он считается принятым. В двухнедельный срок после этого, закон должен подписать президент, который может наложить на него вето.

5)Опубликование закона – публикуются законы в течение десяти дней, после их подписания в собрании законодательства и российской газете.

После законов по своей юридической силе следуют подзаконные нормативные акты:

1.Указы президента, по вопросам, относящимся к его компетенции, которая у него очень широка, поскольку, так как он является главой государства и возглавляет исполнительную власть. В случае противоречия указу конституции  и законам РФ  - этот указ конституционным судом может быть признан недействительным.

2.Постановление правительства

3.Нормативные акты субъектов федерации (законы, указы)

4.Локальные нормативные акты, то есть акты местного характера, принимаются вопросом регулирования трудовых отношений: коллективный договор, правило внутреннего трудового распорядка, графики сменности, графики отпусков и так далее.

Понятие структуры правовой нормы:

Правовая норма – это правило поведения, установленное или санкционированное государством, состоит из 3 элементов:

1)Гипотеза – это вводная вступительная часть правовой нормы, предусматривающее на кого распространяются ее действия.

2)Диспозиция – это основная часть правовой нормы, в которой сформулировано само правило поведения, либо наоборот какого поведения следует воздержаться.

3)Санкция – юридическая ответственность, предусмотренная за нарушение данной правовой нормы.

Словесно структуру правовой нормы можно изобразить следующей формулой:

«если», «то», «иначе» - Если гипотеза, то диспозиция, иначе санкция.

Норма права – не одно и то же, что статья нормативно-правового акта, поскольку норма права -  это логически завершенное правила поведения, а статья нормативно-правового акта – формы воплощения, способ изложения правовой нормы.

В статье закона может содержаться вся норма целиком или часть нормы, часть элемента, поэтому норма права может содержаться в нескольких статьях нормативного акта.

 

 

      

       

 

  

 

 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

85123. Тематичне опитування. Контроль навчальних досягнень учнів з теми Додавання і віднімання багатоцифрових чисел 33.89 KB
  На лісовій ділянці посадили 125 лип берізок на 75 більше ніж лип а дубів на 320 більше ніж беріз. Учні першої школи зібрали 12 кг 400 г шипшини другої на 5 кг 200 г менше ніж першої а третьої на 10 кг 700 г менше ніж учні першої і другої шкіл разом. У перших класах 180 учнів у других на 20 учнів більше ніж у перших а в третіх на 60 учнів менше ніж у других. Перша бригада відремонтувала 5 км 500 м дороги друга на 1 км 100 м більше ніж перша а третя на 4 км 900 м менше ніж перша і друга бригади разом.
85124. Аналіз тематичного опитування. Поняття про швидкість. Задачі на знаходження швидкості руху 86.98 KB
  Поняття про швидкість. Провести аналіз тематичного опитування; зясувати типові помилки; організувати роботу над помилками; ознайомити учнів з поняттям швидкість руху простими і складеними задачами на знаходження швидкості. Таблиця Швидкість. Щоб знайти швидкість треба відстань поділити на час.
85125. Задачі на знаходження відстані за даними швидкістю і часом. Знаходження значень виразів на додавання і віднімання 80.59 KB
  Ознайомити учнів зі способом визначення відстані за відомими швидкістю і часом; формувати вміння розвязувати задачі на основі творчих видів роботи; розвивати обчислювальні навички.
85126. Задачі на знаходження часу за швидкістю і відстанню. Дії над іменованими числами 104.28 KB
  Ознайомити учнів зі способом визначення часу за відомими швидкістю і відстанню; повторити виконання дій над іменованими числами.
85127. Прості і складені задачі на визначення швидкості, часу і відстані. Дії над іменованими числами. Ознайомлення з назвами геометричних тіл 43.93 KB
  Узагальнити зв\'язки між відстанню, часом і швидкістю; закріплювати вміння учнів розв\'язувати задачі на обчислення згаданих величин, виконувати дії над іменованими числами; ознайомити з назвами геометричних тіл.
85128. Дія множення. Переставний, сполучний і розподільний закони множення 57.4 KB
  Узагальнити уявлення учнів про дію множення; повторити взаємозвязки між величинами відстань, швидкість, час; перевірити обчислювальні навички та вміння розвязувати задачі, рівняння, нерівності.
85129. Нумерація трицифрових чисел. Табличне множення. Задачі на зведення до одиниці 224.36 KB
  Нумерація трицифрових чисел. Ознайомити учнів з підручником математики для 4 класу; повторити нумерацію трицифрових чисел зв\'язок дій додавання і множення таблицю множення; удосконалювати вміння розвязувати задачі на зведення до одиниці. Повторення нумерації трицифрових чисел. Назвіть цифру спільну для чисел кожного стовпчика і поясніть що вона означає в тому чи іншому випадку.
85130. Нумерація трицифрових чисел. Записування чисел під диктовку. Розкладання чисел на розрядні доданки 38.96 KB
  Повторити способи читання і записування трицифрових чисел, значення цифри залежно від її місця у запису числа, розкладання чисел на розрядні доданки, таблицю ділення; розвивати уміння розвязувати задачі двома способами, знаходити значення виразів зручним способом.
85131. Письмове додавання і віднімання трицифрових чисел. Знаходження значень буквених виразів. Розміщення відрізків на площині і в просторі 69.07 KB
  Письмове додавання і віднімання трицифрових чисел. Повторити прийоми письмового додавання і віднімання трицифрових чисел ділення і множення круглих чисел; удосконалювати вміння знаходити значення буквених виразів розвязувати задачі на знаходження третього доданка; закріпити поняття про вертикальне і горизонтальне положення відрізків. Заміни додавання множенням. З даного виразу на додавання склади ще один вираз на множення.