59584

Источники «формы права»

Доклад

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Рассмотрение формы права предусматривает понимание вопроса о том, каким способом и где формируются правовые нормы. Иногда форма права и источник права воспринимается как одно и то же понятие, однако значение и смысл этих понятий различен

Русский

2014-06-10

54.5 KB

0 чел.

Тема: Источники «формы права»

Рассмотрение формы права предусматривает понимание вопроса о том, каким способом и где формируются правовые нормы. Иногда форма права и источник права воспринимается как одно и то же понятие, однако значение и смысл этих понятий различен. Источники права – это обстоятельства, вызывающие появление права, его действия. В этом смысле источник права можно сравнивать с корнем большого дерева, либо с родником из которого берет начало большая полноводная река.

Форма права - это внешнее проявление, выражение права, способ формирования, закрепление правовых норм. Форма права – это способ закрепления правотворческой (нормотворческой) деятельности государства. Существуют следующие основные формы права:

1)Обычаи – это самая древняя форма права.

2)Юридический прецедент (судебный или административный) – это решение по конкретному юридическому делу (судебному, административному), ставшая образцом для рассмотрения аналогичных дел в будущем.

Прецедент возникает тогда, когда какое-либо дело требует юридического решения, а необходимой нормы в законодательстве нет.

3) Нормативно-правовой акт – это юридический акт, содержащий в себе правовую норму, то есть правило поведения, установленное или санкционированное государством. Нормативный акт – очень удобная форма права, поскольку:

а) Он позволяет быстро и эффективно реагировать на любые изменения потребностей жизни.

Нормативные акты могут быть быстро изданы, в любом объеме изменены или отменены.

б) Нормативные акты объединены конституцией РФ и не должны ей противоречить.

в) Нормативные акты позволяют точно и определенно фиксировать содержание правовых норм, так как являются письменными источниками права.

4) Нормативный договор – соглашение равноправных участников договора, как правило, международно-правового характера.

Виды нормативных актов:

I.Законы образуют стержень правовой системы, принимаются государственной думой, одобряются советом федерации и подписываются президентом. Такой сложный порядок вступления закона в силу необходимо  для того, чтобы исключить создание скороспелых несовершенных, непродуманных законов, недопустить противоречий в правовой системе.

Законы делятся на три группы:

1)Основные законы конституции, регулирующие основополагающие вопросы жизни государства.

2)Конституционные законы – это законы, регулирующие более детально вопросы,

отнесенные к предмету конституции (закон о президенте, о выборах, о гражданстве)

3)Обыкновенные (обычные) законы принимаются  по иным важным вопросам общественной жизни. Особое место среди законов занимают кодексы. Кодекс (книга, пень) – это единый нормативно – правовой акт, систематизирующий законодательство какой-либо отрасли права (гражданского, уголовного, трудового и так далее)

Структура кодекса, как правило, складывается из 2 элементов – общей и особенной части.

В общей части закрепляются основополагающие принципы и нормы, определяющие характер и содержание непосредственно действующих норм особенной части кодекса.

Закон – нормативно – правовой акт, обладающий высшей юридической силой и принимаемый специально уполномоченным на то компетентным государственным органом, то есть органом законодательным (представительным).

Законотворческий (законодательный) процесс проходит в своем развитии несколько стадий:

1)Законодательная инициатива – право определенных органов и должностных лиц ставить вопрос об издании законов и вносить их проекты на рассмотрение государственной думы, порождающее обязанность законодательного органа их рассмотреть. Таким правом обладает президент, совет федераций, правительство, законодательные органы субъектов федерации, Конституционный верховный и высшие арбитражные суды, а также члены совета федерации и депутаты государственной думы.

2)Подготовка законопроектов должна начинаться с выявления потребностей в создании правовых норм на основе всестороннего изучения общественной практики, научных данных, предложений государственных органов, политических партий и других общественных объединений, а также отдельных граждан.

Образуются специальные комиссии для подготовки законопроектов.

3)Обсуждение законопроектов, которое происходит на заседании законодательного органа и открывается докладом представителя субъекта, внесшего законопроект на обсуждение. Далее депутаты обсуждают, оценивают законопроект, вносят в него поправки. В проект может проходить несколько чтений, число которых в законе не ограничено.

4)Принятие закона, которое происходит посредством открытого голосования. Голосование может быть за  проект в целом или постатейно. Для принятия простых законов достаточно простого большинства голосующих (226 депутатов), для конституционных – не менее 2/3 от общего количества.

Закон в течение двух недель должен быть рассмотрен советом федерации, который может его одобрить или отклонить, однако все конституционные подлежат рассмотрению советом федераций, и за этот

закон должно проголосовать не менее 3/4 членов совета федераций.

Если совет федераций не отклонил закон, то он считается принятым. В двухнедельный срок после этого, закон должен подписать президент, который может наложить на него вето.

5)Опубликование закона – публикуются законы в течение десяти дней, после их подписания в собрании законодательства и российской газете.

После законов по своей юридической силе следуют подзаконные нормативные акты:

1.Указы президента, по вопросам, относящимся к его компетенции, которая у него очень широка, поскольку, так как он является главой государства и возглавляет исполнительную власть. В случае противоречия указу конституции  и законам РФ  - этот указ конституционным судом может быть признан недействительным.

2.Постановление правительства

3.Нормативные акты субъектов федерации (законы, указы)

4.Локальные нормативные акты, то есть акты местного характера, принимаются вопросом регулирования трудовых отношений: коллективный договор, правило внутреннего трудового распорядка, графики сменности, графики отпусков и так далее.

Понятие структуры правовой нормы:

Правовая норма – это правило поведения, установленное или санкционированное государством, состоит из 3 элементов:

1)Гипотеза – это вводная вступительная часть правовой нормы, предусматривающее на кого распространяются ее действия.

2)Диспозиция – это основная часть правовой нормы, в которой сформулировано само правило поведения, либо наоборот какого поведения следует воздержаться.

3)Санкция – юридическая ответственность, предусмотренная за нарушение данной правовой нормы.

Словесно структуру правовой нормы можно изобразить следующей формулой:

«если», «то», «иначе» - Если гипотеза, то диспозиция, иначе санкция.

Норма права – не одно и то же, что статья нормативно-правового акта, поскольку норма права -  это логически завершенное правила поведения, а статья нормативно-правового акта – формы воплощения, способ изложения правовой нормы.

В статье закона может содержаться вся норма целиком или часть нормы, часть элемента, поэтому норма права может содержаться в нескольких статьях нормативного акта.

 

 

      

       

 

  

 

 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

811. Сравнительный анализ требований зарубежных (национальных) и отечественных нормативных и технических документов 300.5 KB
  Сравнительный анализ методов контроля обсадных труб по ГОСТ 632-80, документам API. Попробуем сравнить российские национальные стандарты со стандартами Американского института нефти (API) на примере стандартов API 5CT/ISO 11960:2001 и ГОСТ 632-80.
812. База данных 250.5 KB
  Совокупность сведений о реальных объектах, процессах, событиях или явлениях, относящихся к определённой теме или задаче. Создание базы данных Продажи книг. Описание структуры базы данных, обработка данных и управление данными.
813. Особенности использование кодов 170 KB
  Создать алфавит А, используемый при форматировании Ф.И.О., которые будут являться исходным текстом. Построить прямые двоичные коды постоянной длины и закодировать ими исходный текст. Коды, учитывающие частоту символов. Коды Грея. Построение кода для обнаружения и исправления ошибок.
814. Сознание в философии 229 KB
  Постановка проблемы сознания в философии. Информационное взаимодействие как генетическая структура. Сознание как необходимое условие воспроизводства. Типы и уровни информационного взаимодействия.
815. Привод ленточного транспортера 7.73 MB
  Подготовка данных для расчета червячной передачи на ЭВМ. Выбор типа и схемы установки подшипников. Расчет валов на статическую прочность и сопротивление усталости. Порядок сборки привода, выполнение необходимых регулировочных работ. Выбор смазочных материалов и системы смазывания.
816. Реформы и контрреформы государственного управления во второй половине ХIХ в. 227.5 KB
  Предпосылки реформ государственного управления в начале ХIХ века. Поиск путей совершенствования государственного управления при Александре I. Конституционные проекты декабристов. Причины незавершенности реформ государственного управления 1-й половины ХIХ века. Кризис абсолютистко-бюрократической системы управления при Николае I. Сущность и значение реформ государственного управления в период правления Александра II.
817. Разработка техпроцессов сборки и монтажа 222 KB
  Выбор возможного типового или группового ТП и (при необходимости) его доработка. Составление маршрутов ТП сборки блоков (сборочных единиц) и установление технологических требований к входящим в них сборочным единицам и деталям. Выдача технического задания на проектирование и изготовление специальной технологической оснастки. Корректировка документации по результатам испытаний опытной партии.
818. Исследование спектров амплитудно-модулированных сигналов 263 KB
  Модуляция гармоническим колебанием. Модуляция периодической последовательности прямоугольных импульсов. Значения амплитуд и частот спектральных составляющих.
819. Інноваційні технології корекційно-компенсаторного впливу на дітей з вадами розвитку (на прикладі ДЦП) 201.5 KB
  Комплексне лікування дитячого церебрального паралічу. Медикаментозні засоби, лікувальна фізкультура, ортопедична допомога, різні види масажу, рефлексотерапія, фізіотерапевтичні процедури, заняття з логопедом і психологом, навчання навичкам самообслуговування та праці.