5962

Сущность и содержание воспитательной работы в Вооруженных Силах Республики Беларусь

Реферат

Педагогика и дидактика

Сущность и содержание воспитательной работы в Вооруженных Силах Республики Беларусь Воспитательная работа - это система мер и мероприятий по воздействию на сознание, мировоззрение, волю и чувства военнослужащих (гражданского персонала) в целях ...

Русский

2012-12-25

89.5 KB

166 чел.

Сущность и содержание воспитательной работы в Вооруженных Силах Республики Беларусь

Воспитательная работа – это система мер и мероприятий по воздействию на сознание, мировоззрение, волю и чувства военнослужащих (гражданского персонала) в целях формирования в каждом из них идейно-нравственной личности, готовой сознательно выполнять должностные обязанности, развития в подчиненных воинских (трудовых) коллективах общей (коллективной) заинтересованности в повышении уровня и качества решения задач, возложенных на Вооруженные Силы.

Воспитательная работа носит системный характер. Данная система включает в себя ряд базовых элементов: 

Содержательный элемент представляет собой определение целей, задач, направлений и путей воспитания, которые реализуются в конкретных его формах в соответствии с закономерностями и принципами воспитательной работы.

Организационный элемент включает в себя планирование воспитательной работы, руководство и управление воспитательным процессом, обеспечение действенной обратной связи, обучение должностных лиц методике воспитательной работы, обмен опытом ее организации, ее анализ и корректировку.

Обеспечивающий элемент предполагает научно-методическое, информационное, материально-техническое и культурно-досуговое обеспечение воспитательной работы.

Оценивающий элемент составляют критерии и показатели эффективности воспитательной работы.

Воспитательная работа в Вооруженных Силах строится на следующих принципах:

конкретная социально-ценностная направленность и целеустремленность; соответствие содержания характеру решаемых задач обеспечения военной безопасности; единство обучения и воспитания военнослужащих;воспитание в процессе обучения и повседневной жизни; воспитание в коллективе и через коллектив; субъект-субъектный характер воспитательных взаимоотношений; опора на положительное в личности и коллективе; полнота охвата воспитанием;

активность, системность, конкретность, сочетание комплексного и индивидуального подходов; единство, согласованность и преемственность; оптимизация воспитательного процесса.

Командиры несут персональную ответственность за состояние воспитательной работы.Штабы совместно с органами идеологической работы обеспечивают единство планирования и организации боевой подготовки, воспитательной работы, участие командиров и начальников родов войск и служб в воспитании подчиненных.Органы идеологической работы осуществляют непосредственную организацию воспитательной работы.

Руководство воспитательной работой осуществляется на основании следующих принципов:

научность;

правовая доминантность руководителя в воспитательной деятельности;

активность и адекватность управленческих решений стоящим задачам;

сочетание групповых и индивидуальных форм воспитательного воздействия;

позитивно-мотивационная направленность воспитания;

сочетание убеждения, принуждения, личного примера, упражнения, поощрения, уважения к подчиненным и требовательности к ним;

учет специфики воинских частей и уровня психических и физических нагрузок на личный состав в ходе боевой учебы.

Мероприятия воспитательной работы включаются в соответствующий раздел плана идеологической работы, разрабатываемого органами идеологической работы (в ротах (батареях) – в расписания занятий), а также в планы работы советов офицерских собраний, женских советов, первичных организаций ОО «БРСМ».

Воспитательная работа в воинской части (подразделении) проводится в рабочие дни (три раза в неделю) в вечернее время, предусмотренное распорядком дня для этих целей, а так же в предвыходные, выходные, предпраздничные и праздничные дни.

Эффективность воспитательной работы, а также ее уровень влияния на морально-психологическое состояние личного состава оценивается при анализе эффективности идеологической работы.

Объектами воспитательной работы являются военнослужащие и гражданский персонал, члены их семей, воинские и трудовые коллективы, допризывная молодежь, население и общественность в регионе дислокации воинских формирований.

Субъектами воспитательной работы в Вооруженных Силах выступают: командиры и начальники всех степеней; штабы; органы идеологической работы; воинские и трудовые коллективы; семьи и близкие родственники военнослужащих и лиц гражданского персонала; средства массовой информации; общественные и религиозные объединения; общество и органы государственной власти.

Целью воспитательной работы является формирование у военнослужащих качеств законопослушного гражданина и патриота, военного профессионала, защитника Отечества, личной ответственности за выполнение поставленных задач.

Данная цель включает в себя следующие элементы:

1. Определение целей воспитания, предписанных государством, Министром обороны (воспитание гражданина и патриота, военного профессионала, конкретного военного специалиста).

2. Постановку дифференцированных целей воспитания различных категорий.

3. Учет и корректировку личностных целей военнослужащих.

Основными задачами воспитательной работы являются:

формирование любви к Беларуси и веры в ее будущее, готовности защищать страну;

воспитание способности ненавидеть врага, посягающего на свободу, независимость Отечества, уверенности в крахе его намерений и замыслов;

формирование и развитие у воинов профессионального самосознания, чувства долга и ответственности за его выполнение;

закрепление и развитие мотивов безусловного выполнения Конституции Республики Беларусь, законов и воинских уставов, дисциплинированного поведения, уважения к командирам, беспрекословного подчинения им;

развитие правового сознания и социально-правовой культуры военнослужащих, содействие поддержанию законности и правопорядка в воинских коллективах, а также в районах дислокации войск.

Воспитательная работа в Вооруженных Силах проводится по следующим направлениям:

гражданско-патриотическое;

государственно-правовое;

воинское;

духовно-нравственное;

семейно-бытовое.

Государственно-правовое воспитание – это процесс, направленный на формирование у военнослужащих и лиц гражданского персонала, членов их семей ценностных ориентаций, мотивов и установок, побуждающих в любой жизненной ситуации действовать в соответствии с нормами, определяющими права и обязанности граждан и регламентирующими воинскую деятельность, а также в соответствии с принятыми в обществе нормами поведения.

Цель государственно-правового воспитания – формирование у военнослужащих и лиц гражданского персонала, членов их семей личной ответственности за обеспечение безопасности Республики Беларусь, ясного понимания правовых основ государства и военной службы и стремления к их неукоснительному соблюдению.

Основные задачи государственно-правового воспитания:

формирование у военнослужащих и лиц гражданского персонала, членов их семей понимания предназначения Вооруженных Сил, своего места и роли в обеспечении безопасности Республики Беларусь;

разъяснение нормативных правовых актов Республики Беларусь;

обучение должностных лиц правовым основам служебной деятельности;

формирование социальной и моральной ответственности, высокой правовой культуры и дисциплинированности военнослужащих и лиц гражданского персонала.

Основными направлениями государственно-правового воспитания являются:

повышение теоретической и методической подготовки военнослужащих по правовым вопросам;

организация участия личного состава в правовоспитательном процессе;

обобщение и распространение передового правового опыта;

контроль за соблюдением законности и правопорядка, воинской дисциплины.

К основным специфическим формам государственно-правового воспитания относятся:

занятия в системе профессионально-должностной и идеологической подготовки;

правовое и оперативное информирование;

лекции, беседы и пр. с целью разъяснения правовых основ государства и военной службы;

показ кино-, видео продукции;

проведение мероприятий с участием работников прокуратуры и судов;

работа с письмами, жалобами и заявлениями граждан;

прием посетителей;

консультирование военнослужащих и лиц гражданского персонала, членов их семей по социально-правовым вопросам.

Воинское воспитание – это процесс формирования у военнослужащих высоких моральных, психологических и боевых качеств, необходимых для успешной военно-боевой деятельности.

Целью воинского воспитания является – формирование у военнослужащих в процессе воинской деятельности морально-боевых качеств, необходимых для выполнения воинского долга;

Задачи воинского воспитания:

формирование понимания предназначения Вооруженных Сил, личной ответственности каждого за защиту Отечества;

воспитание у военнослужащих бережного отношения и соблюдения боевых традиций;

формирование у личного состава верности Военной присяге и строгого исполнения воинских уставов, дисциплинированности;

воспитание воинов в духе высокой бдительности и боевой готовности;

развитие стремления к овладению воинской специальностью;

воспитание бережного отношения к боевой технике и оружию, военному имуществу;

формирование боевой активности и героизма;

воинское воспитание коллектива;

обеспечение примерности командиров (начальников);

формирование психологической готовности к выполнению боевых задач и психологической устойчивости.

Содержание воинского воспитания определяется Конституцией Республики Беларусь, Военной присягой и воинскими уставами.

Основными направлениями воинского воспитания являются:

изучение военнослужащими требований Военной присяги и воинских уставов;

воспитание бдительности и стремления поддерживать высокую боевую готовность;

развитие у военнослужащих высокой ответственности за защиту Отечества, внутренней готовности и способности выполнить свой воинский долг;

развитие у военнослужащих сознательного отношения к овладению боевой техникой и оружием;

формирование и развитие у военнослужащих стойкости, отваги, мужества, презрения к смерти, способности преодолевать любые трудности для достижения победы, инициативности, самостоятельности, творчества при выполнении учебно-боевых задач;

формирование у личного состава дисциплинированности.

К основным формам воинского воспитания относятся:

занятия в системе профессионально-должностной подготовки;

моделирование условий и обстановки современного боя в учебном процессе;

воспитание на боевых традициях Вооруженных Сил и воинских ритуалах;

публикация материалов об успехах и положительных поступках военнослужащих в стенной печати, сообщение о них через радиоузел части;

вручение переходящих призов и вымпелов;

организация выступлений лучших военнослужащих перед сослуживцами с обменом опыта службы;

поздравления военнослужащих с днем рождения и другими важными для них событиями на собраниях или перед строем;

чествование лучших военнослужащих;

фотографирование лучших воинов при развернутом Боевом Знамени, с ветеранами части, Вооруженных Сил;

посещение мемориалов, исторических мест, музеев Боевой славы.

Духовно-нравственное воспитание – это процесс формирования у военнослужащих и гражданского персонала, членов их семей моральных качеств, норм и принципов поведения на основе нравственных ценностей, выработанных человечеством и белорусским народом.

Цель духовно-нравственного воспитания – формирование у военнослужащих и гражданского персонала, членов их семей нравственных ценностей, выработанных человечеством и белорусским народом, приобщение их к мировой и национальной культуре, а также побуждение к физическому совершенствованию как средству укрепления здоровья, развитие необходимых морально-психологических качеств, сплочение коллективов.

Основными задачами духовно-нравственного воспитания являются:

воспитание у военнослужащих и гражданского персонала, членов их семей высокой духовности и нравственных качеств, чувства гордости за свое Отечество и Вооруженные Силы;

содействие формированию у военнослужащих и гражданского персонала морально-психологической и военно-профессиональной готовности к успешному решению задач военной службы и выполнению требований дисциплины;

приобщение военнослужащих и гражданского персонала, членов их семей, к ценностям отечественной и мировой культуры, художественному самодеятельному творчеству;

организация культурного досуга и культуры взаимоотношений в коллективах;

превращение моральных принципов и норм в твердые убеждения, нравственные привычки;

формирование непримиримости к чуждой нам идеологии и морали.

Основные направления духовно-нравственного воспитания:

доведение до сознания военнослужащих и гражданского персонала, членов их семей требований морали, норм и правил поведения, обусловленных спецификой военно-профессиональной деятельности;

привитие военнослужащим и гражданскому персоналу, членам их семей навыков и умений поведения, соответствующих требованиям и принципам морали, превращение их в устойчивые привычки;

проведение системы общественно-педагогических мероприятий, направленных на разностороннее развитие;

приобщение военнослужащих и лиц гражданского персонала, членов их семей и гражданского персонала к системе культурных ценностей, истории и традициям Отечества, Вооружённых Сил, формирование потребности в их изучении и приумножении;

развитие потребности в здоровом образе жизни.

Основными специфическими формами духовно-нравственного воспитания являются:

лекции, беседы, доклады, лектории, тематические вечера, устные журналы, диспуты, «круглые столы», показ кино- и видеофильмов, вечера - чествования лучших военнослужащих, выпуск радиопрограмм, радиопередач, видеофильмов, фото- и слайдогазет;

встречи с писателями, поэтами, композиторами, художниками, деятелями театра и кино, экскурсии в культурно-художественные центры, посещение концертов, творческих вечеров, фото- и художественных выставок, культурное обеспечение праздничных мероприятий в воинской части;

работа кружковой (курсовой) сети, развитие художественного творчества воинов, работа самодеятельных исполнителей и творческих коллективов, творческие конкурсы, фестивали;

концерты, вечера отдыха, дискотеки, а также мероприятия по художественно-эстетическому оформлению территории военного городка.

Семейно-бытовое воспитание – формирование культуры быта, идеалов и ценностей семейно-брачных отношений, регулирующих взаимоотношения между супругами, родителями и детьми.

Целью семейно-бытового воспитания является формирование у военнослужащих и лиц гражданского персонала, членов их семей качеств заботливого и законопослушного семьянина, оптимизирующих взаимоотношения в семье, обеспечивающих успешное осуществление семьей ее функций и способствующих достижению военнослужащими высоких показателей в служебной деятельности.

Основными задачами семейно-бытового воспитания являются:

воспитание у военнослужащих и гражданского персонала, членов их семей высокой духовности и нравственных качеств, обеспечивающих укрепление семьи, поддержание здоровых внутрисемейных отношений;

развитие у военнослужащих и гражданского персонала готовности к семейной жизни и высокой ответственности за создание и укрепление семьи;

оказание военнослужащим и гражданскому персоналу, членам их семей психолого-педагогической, правовой и хозяйственно-бытовой поддержки;

содействие организации рационального и благотворного для членов семей проведения свободного времени;

формирование непримиримости к чуждой нам идеологии и морали.

Семейно-бытовое воспитание военнослужащих и членов их семей проводится по следующим направлениям: организационно-диагностическому; психолого-педагогическому; духовно-нравственному.

Организационно-диагностическое направление включает в себя:

изучение социальных настроений военнослужащих и членов их семей;

оказание помощи в становлении молодых семей;

организацию деятельности общественных институтов воинской части;

формирование позитивного отношения членов семей военнослужащих к воинской службе.

Психолого-педагогическое направление предусматривает проведение мероприятий, способствующих психологическому образованию членов семей военнослужащих, оказание помощи в обучении основам педагогики.

Духовно-нравственное направление предусматривает организацию семейного досуга и отдыха, других мероприятий направленных на укрепление семейных отношений, формирование бережного и уважительного отношения членов семьи друг к другу. Для чего офицерскими собраниями, женскими советами, первичными организациями ОО «БРСМ» создаются клубы выходного дня, организуются спортивные праздники, проводятся экскурсии, кино и видеолектории и др. мероприятия.

Для повышения эффективности семейно-бытового воспитания организуется тесное взаимодействие с соответствующими структурами местных органов власти, общественными организациями.

К средствам воспитательной работы относятся: различные виды воинской деятельности; информационные средства; технические средства; учреждения культуры; средства визуальной информации и стенной печати; морально и материальное стимулирование; педагогическая среда и ее предметы и др.

Непосредственно воспитательное воздействие осуществляется различными формами воспитательной работы. Основными из них в воинской части, подразделении сегодня являются: лекции, беседы, собрания и совещания, вечера вопросов и ответов, пропаганда передового опыта, устные журналы, тематические вечера, утренники, диспуты, викторины, круглые столы, читательские конференции, концерты, встречи с заслуженными людьми, торжественные собрания, экскурсии и походы по историческим местам и местам боевой славы, проведение дней открытых дверей, работа клубов по интересам, кружков художественной самодеятельности др.

Таким образом, воспитательная работа в Вооруженных Силах Республики Беларусь является важнейшим направлением деятельности органов военного управления, командиров (начальников) по совершенствованию боевой готовности и боеспособности Вооруженных Сил, обеспечению надежной безопасности Республики Беларусь.

Вопрос 2. Гражданско-патриотическое воспитание как приоритетное направление воспитательной работы.Патриотизм (от греческого patrisotes – соотечественник, patris – Родина) – любовь к родине, к отечеству, преданность ему. Сегодня патриотизм понимается как любовь человека к своему народу, его обычаям и традициям, к своей Родине, готовность всеми силами служить ее интересам.Воспитать гражданина – патриота – значить подготовить человека к участию в решении задач государства, выполнению функций хозяина и труженика, организатора и исполнителя, защитника Родины и гражданина, который готов к активной деятельности на ее благо.

Гражданско-патриотическое воспитание – это процесс формирования у военнослужащих патриотического сознания, четкой гражданской позиции и готовности к самоотверженному служению Отечеству.

Цель гражданско-патриотического воспитания – воспитание гражданина-патриота Республики Беларусь готового и способного успешно выполнить профессиональные обязанности в мирное и военное время.

Основные задачи гражданско-патриотического воспитания:

формирование у военнослужащих любви к Родине, гордости за Отечество;

формирование готовности пожертвовать жизнью во имя Отечества;

воспитание чувства долга, чести и совести согласно Конституции Республики Беларусь;

формирование верности традициям Вооруженных Сил;

воспитание непримиримости к проявлениям национализма, шовинизма, национального эгоизма.

Гражданско-патриотическое воспитание проводится по военно-патриотическому, историко-краеведческому, героико-патриотическому, военно-шефскому направлениям.

Мероприятия патриотической направленности включаются в планы идеологической работы, (в роте (батарее) – в расписания занятий).

Содержание указанных мероприятий должно предусматривать:

работу по воспитанию патриотизма с учетом региональных особенностей, истории родного края, подвигов земляков;

деятельность советов музеев (комнат) Боевой славы, военно-исторических клубов, нештатных центров патриотического воспитания;

благоустройство и уход за воинскими захоронениями, памятниками и другими памятными местами;

увековечение памяти защитников Отечества;

проведение на базе воинских частей Дня открытых дверей, Дня молодого воина;

торжественное вручение воинам оружия и военной техники;

празднование Дня защитников Отечества и Вооруженных Сил Республики Беларусь, Дня Победы, годовых праздников соединений и воинских частей, участие военнослужащих в праздновании Дня Независимости Республики Беларусь (Дня Республики), Дня памяти воинов-интернационалистов, других государственных праздников, праздничных дней и памятных дат;

регулярные выступления ветеранов Великой Отечественной войны, Вооруженных Сил, воинов-интернационалистов перед личным составом;

воспитание на боевых традициях Вооруженных Сил, воинских частей, примерах военнослужащих, зачисленных навечно или почетными солдатами в списки личного состава воинских частей;

проведение спортивных мероприятий, концертов, смотров художественной самодеятельности, конкурсов, фестивалей;

просмотр, прослушивание и обсуждение телепередач «Арсенал», «Анфас», радиопередачи «Служу Айчыне», газетных и журнальных публикаций о Вооруженных Силах.

В гражданско-патриотическом воспитании кроме должностных лиц воинской части участвуют офицерские собрания, ветеранские организации, первичные организации ОО «БРСМ», женские советы, другие общественные объединения и партии патриотической направленности.

Организации ОО «БРСМ» в Вооруженных Силах оказывают большую помощь командирам и начальникам в воспитании у воинов беззаветной преданности Республике Беларусь, Президенту Республики Беларусь – Главнокомандующему Вооруженными Силами, в работе по укреплению в коллективах воинской дисциплины, созданию условий для всестороннего развития воинов, раскрытия их творческого потенциала, основанного на патриотических и духовно-нравственных ценностях белорусского народа.

При организации взаимодействия с общественными объединениями и политическими партиями в целях гражданско-патриотического воспитания должностными лицами воинской части целесообразно проводить следующие мероприятия:

регулярно уточнять имеющиеся в районе дислокации воинской части общественные объединения, движения, фонды, политические партии, их региональные отделения;

совместно с представителями государственных органов анализировать их возможное или оказываемое влияние на гражданско-патриотическое воспитание населения, военнослужащих и членов их семей;

определять организации, с которыми в интересах выполнения задач, стоящих перед воинской частью, возможно сотрудничество;

определять направления совместной работы, мероприятия, которые целесообразно проводить в интересах формирования высокого морального духа граждан Республики Беларусь, повышения престижа воинской службы, патриотического и воинского воспитания.

Приоритетным направлением взаимодействия с общественными объединениями является работа с Белорусским Союзом офицеров и иными ветеранскими организациями патриотической направленности, основными направлениями работы с которыми являются:

встречи командования и выступления должностных лиц перед ветеранами и привлечение ветеранских организаций к проведению воспитательной работы;

совместное проведение мероприятий военно-патриотического характера;

поддержка и оказание помощи ветеранам Великой Отечественной войны и Вооруженных Сил;

содействие и координация работы ветеранских организаций в проведении гражданско-патриотической работы с молодежью;

приглашение ветеранов на годовой праздник воинской части, для участия в ритуале принятия Военной присяги, вручения личному составу вооружения и военной техники, проводов военнослужащих, уволенных с военной службы;

участие ветеранов в вечерах чествования военнослужащих;

проведение ветеранами экскурсий в музеях, по местам боев.

В интересах гражданско-патриотического необходимо осуществлять взаимодействие с религиозными организациями, основными направлениями которого могут быть:

возрождение православных воинских традиций и ритуалов;

формирование у военнослужащих нравственной мотивации воинской службы, самоотверженного служения Отечеству;

оказание помощи командованию воинских частей по повышению морально-психологического состояния войск, формированию здоровой морально-психологической обстановки в воинских коллективах, семьях военнослужащих, среди населения военных городков;

участие священнослужителей Белорусской Православной Церкви в проведении ритуалов и торжественных мероприятий, посвященных памятным датам Вооруженных Сил Республики Беларусь, соединений и воинских частей;

оказание военнослужащими, добровольно выразившими желание, в свободное от службы время помощи Белорусской Православной Церкви в проведении реставрации, ремонта, восстановления и строительства храмов и других культовых объектов.

В гарнизонах и воинских частях ежегодно составляются планы совместной работы с учреждениями образования. Отдельными приказами соответствующих командиров закрепляются за воинскими частями (подразделениями) военно-патриотические классы, созданные в учреждениях образования.

Органами военного управления оказывается содействие и помощь учреждениям образования, отделам областных, районных и городских исполнительных комитетов по делам молодежи, структурам молодежных общественных объединений в организации работы спортивно-патриотических лагерей для допризывной молодежи, проведении походов молодежи по местам боевой славы, туристско-краеведческих экспедиций, а также в организации учебно-полевых сборов с допризывной молодежью.

Для ознакомления личного состава с трудовыми успехами белорусского народа могут быть использованы такие формы воспитания, как: беседы, доклады, тематические вечера, организация встреч с заслуженными людьми, организация экскурсий на предприятия, выступления воинов, побывавших в отпуске и пр.

Действенным средством воспитания личного состава в духе патриотизма является телевидение, печать, литература и искусство.

Библиотеки воинских частей используют различные формы пропаганды книг на военно-патриотическую тематику, проводят в подразделениях книжные выставки, обсуждения произведений литературы, читательские конференции.

Сегодня в нашей стране объективно созданы все условия для того, чтобы ее граждане гордились своей Родиной.

Республика Беларусь сегодня – сильное и процветающее государство в центре Европы, проводящее подлинно независимую политику в интересах народа и успешно решающее сложные задачи социально-экономического развития страны, повышения благосостояния своих граждан. В Беларуси обеспечены мир, стабильность и безопасность, успешно развиваются промышленное и сельскохозяйственное производство, национальная система науки и образования, различные отрасли социальной сферы.

Много сделано в государстве для укрепления престижа Вооруженных Сил, роста авторитета воинской службы, усиления патриотического воспитания военнослужащих и населения на истории и боевых традициях армии.

Ни один музей, ни одна комната Боевой славы, ни одно имя Героя в соединениях и воинских частях не утеряно и не забыто.

Приказами Министра Обороны Республики Беларусь в списки лучших воинских частей навечно зачислены герои-фронтовики и воины-интернационалисты. В их числе и первый Герой Беларуси военный летчик подполковник Карват Владимир Николаевич.

Живым примером мужества, чести и воинской доблести служит введенный в Вооруженных Силах институт Почетных солдат.

Крепнет связь армии и школы. Хорошей традицией, с участием школьников, стали экскурсии в воинские части, посещения музеев Боевой Славы частей, выступления с концертами, встречи с офицерами, участниками боевых действий, чествования ветеранов, проведение совместных спортивных соревнований и другие мероприятия.

Таким образом, в Республике Беларусь, в наших Вооруженных Силах делается все необходимое, чтобы формировать патриотизм военнослужащих, граждан нашей страны, как важнейший фактор национальной безопасности государства.