5964

Как реализовать воспитательные возможности литературы

Научная статья

Педагогика и дидактика

Как реализовать воспитательные возможности литературы Вопрос у меня важный и нужный. Действительно, вся литература, особенно русская литература, направлена на воспитание человека как личности, учит человека жить по совести. Что стоят такие слова...

Русский

2012-12-25

45.5 KB

2 чел.

Как реализовать воспитательные возможности литературы

Вопрос у меня важный и нужный. Действительно, вся литература, особенно русская литература, направлена на воспитание человека как личности, учит человека жить по совести.

Что стоят такие слова:

«Умей жить тогда, когда жизнь становится невыносимой…»

                            Павел Корчагин из романа Н. Островского «Как закалялась сталь»

«Служить бы рад, прислуживаться – тошно»

Александр Грибоедов «Горе от ума»

«Ты сам свой высший суд, всех строже оценить умеешь ты свой труд»

Александр Пушкин

«Хвалу и клевету приемли равнодушно

 И не оспаривай глупца»

                                        

                                                    Александр Пушкин

И так далее. Это я о том, чему учат умные книги. А теперь конкретно о том, что в наших классах можно сделать по этому вопросу. Объясню на примерах двух-трёх произведений.

Наша задача, задача учителя рекомендовать литературу для внеклассного чтения, формировать «золотую полку» книг для чтения.

Для внеклассного чтения рекомендую прочитать с учениками очень умную и полезную книгу Владимира Галактионовича Короленко «В дурном обществе» или «Дети подземелья». Это одно и то же произведение. Раньше оно изучалось в школе, сейчас её в программе нет. Берём книгу для внеклассного чтения.

Сам Короленко был гоним, всю жизнь его преследовало царское самодержавие. В своих произведениях он стоял за народ, смело боролся с его врагами. Это был человек высокой душевной красоты. Его произведения потрясают сердца людей, зажигают в них жажду лучшего.

Спрос на произведения Короленко со стороны юных читателей возрастает. Дети любят читать его книги «Слепой музыкант», «Сон Макара», «Огоньки».

Итак, книга «Дети подземелья».

После того как учащиеся прочитали эту повесть, задаю вопрос.

Какое значение имела для Васи (сына обеспеченного судьи) дружба с Валеком и Марусей? (обездоленные дети)

Что должны усвоить дети?

1. Что эта дружба имела важное значение для развития характера и мировоззрения Васи. Благодаря дружбе с Валеком и Марусей в Васе развилась потребность жить для других, укрепилась его доброта.

Если раньше он думал только о себе, то теперь после встречи с этими ребятами, он научился заботиться о других.

В сознании Васи всё-таки зародилось раздумье о неблагополучии жизни. Узнав, что Валек и Маруся – нищие, Вася не отшатнулся от них, а стал им ещё больше сочувствовать, помогать им.

2. В дружбе с ними проявилась его смелость (он не побоялся один спуститься в часовню);скромность (он, сын    судьи, не гнушался дружить с детьми нищего и даже искренне недоумевал, почему ему нельзя с ним дружить); верность данному слову (Валек просил Васю никому не говорить о том, что видел в часовне, и Вася сдержал данное слово; честность и мужество (на допросе у отца о пропавшей кукле Вася честно признаётся во всём и отвечает на вопросы отца не с опущенной, а с гордо поднятой головой); самообладание (Вася не хотел во время грозы спускаться в подземелье, но, подумав, что его друзья постоянно живут там, преодолев в себе неприятное чувство и стал спускаться туда вместе с ними).

Вася после встречи с обездоленными детьми начинает серьёзно смотреть на жизнь.

Почему я заговорила именно об этой книге?

Возраст наших детей очень восприимчив. Они хотят быть на кого-то похожими, с кого-то брать пример, кому-то подражать. Образ Васи, думаю, воспитывает или хотя бы кого-то заставит задуматься о жизни. Тыбурций говорит Васе: «Хорошо, что твоя дорога пролегла через нашу. Для тебя хорошо, друг, потому что у тебя в груди есть человеческое сердце, а не холодный камень… понимаешь?»

Вот и я хочу, чтобы у моих учеников в груди билось человеческое сердце. В этом мне помогают умные произведения. Думаю, что говорить мало, надо и действовать, совершать конкретные поступки. Поездка в детский дом к обездоленным детям произвела на моих учеников неизгладимое впечатление, оставила большой след в их юной душе, уверена, что добрее они стали, помощь чеченской девочке Асе Махамаевой, которая в результате взрыва зажигалки потеряла кисти рук и один глаз (об этой девочке писала газета «Жизнь»).

Ещё хочется рассказать об одном произведении, о его воспитательной роли. Это сказка, любимый жанр детей, она в программе уроков. Очень актуальная (важная, существенная) сказка для настоящего времени и не только.  Это классика, это вечные ценности. Французский поэт и критик Шарль Перро «Подарки феи». Эпиграфом к этой сказке могут быть следующие слова:

«Словом можно убить,

Словом можно спасти,

Словом можно полки за собой повести».

Эта сказка созвучна и «Притче о блудном сыне».

После изучения произведения вывод, который мы делаем на уроке.

Что же воспитала она в нас?

Во-первых, думать, что говоришь; во-вторых, ребята поняли, что только сильный человек умеет быть великодушным, умеет прощать, умеет, в конце концов, извиняться.  А дети все хотят быть сильными людьми. И извиняются они друг перед другом теперь и по делу и не всегда по делу. Но это и не страшно.

Шарля Перро более всего занимало, какое влияние окажут пересказанные им сказки на детей. Он писал: «Трудно себе представить, с какой жадностью эти невинные души, ещё не утратившие природной чистоты, воспринимают скрытые в сказках поучения. Они грустны и подавлены, когда герой или героиня сказки в беде, и вскрикивают от радости, когда приходит к ним счастье».

Из семян, посеянных в детской душе, писатель чаял со временем увидеть всходы «добрых наклонностей».

Очень высоко ценил сказки Шарля Перро Иван Сергеевич Тургенев.

Кстати, о сказке Шарля Перро «Красная Шапочка». Автор, вопреки обыкновению завершать сказку благополучным концом, закончил историю сурово: «…злой волк бросился на Красную Шапочку и съел её». При переводе это окончание исправили на благополучное: дровосеки убили волка, разрубили ему живот, и оттуда вышли Красная  Шапочка и её бабушка, живые и невредимые, - надо считать необоснованным нарушением авторского замысла.

Ещё о сказках. Сказки определяют для ребёнка нормы поведения. Тянут репку и дед, и бабка, и внучка, и Жучка, и кошка – тянут – потянут, а не вытянуть им репки. И только, когда пришла на помощь мышка, вытянули репку. Ребёнку доступна мысль, что никакая, даже самая маленькая сила не лишняя в работе: много ли сил в мышке, а без неё не могли вытянуть репку.

«Курочка-Ряба» несёт в себе очень важную для воспитания мысль. Снесла курочка яичко, бежала мышка, хвостиком махнула, яичко упало и разбилось. Стал дед плакать, бабка рыдать, заскрипели ворота, взлетели курицы, двери покосились, рассыпался тын, верх на избе зашатался. А весь переполох – от разбитого яйца. Много шума из ничего! Сказка смеётся над пустяшной причиной стольких нелепых последствий. Дети рано приучаются верно оценивать размеры явлений, дел и поступков и понимать смешную сторону всяких жизненных несоответствий.

Весёлый и задорный колобок так уверен в себе, что и сам не заметил, как стал хвастуном, которому льстит собственная удачливость, - вот он и попался лисе.  Сказка учит ребёнка оценивать дела и поступки людей в свете понятий о том, что хорошо и что плохо.

Что такое счастье?

«Нужны труды, испытания, страдания, чтобы добыть его, это счастье», - отвечает сказка.

Вывод. В сказках не бывает непоправимых жизненных бед, вместе с тем они не скрывают и то, что реальный мир знает тяжкие людские страдания, но всё кончается благополучно благодаря чуду.

Воображаемая чудесная победа добра над злом всегда активизирует чувства ребёнка. Потребность в справедливости, стремление преодолеть жизненные невзгоды навсегда делаются частью его мироощущения. Это важно для воспитания у человека жизненной стойкости и качеств борца за справедливость, активными быть, деятельными, выносливыми.

Сказки учат любить прекрасное, верить в него, стремиться к нему. Сказка воспитывает мудрость.

Главный вопрос – как воспитать любовь к чтению? Велика в этом роль не только школы, но и в первую очередь родителей. Ребёнок  книгу в руки возьмёт только тогда, когда в доме читающие родители, т. е. культ книги.

Помню, мама мне,  где читала, где пересказывала следующие произведения: «Собор Парижской богоматери» В. Гюго, «Матерь человеческая» Виталий Закруткин, «А зори здесь тихие» Борис Васильев, «Выбор» Юрий Бондарев и т. д. , но останавливалась на самом интересном – а дочитывать приходилось самой.

Дочь моя видит, что мы все с книгами, что ей остаётся – тоже берёт книгу. Так во мне воспитывали любовь к чтению.

Программа Л. А. Ефросининой, по которой я работаю, очень толковая. Каждое произведение несёт большой воспитательный заряд. Например, И. С. Тургенев. Стихотворение в прозе «Воробей». Автор показывает нам,  ради кого жертвовал старый воробей, во имя чего, преодолевая свой страх, ринулся он на землю, какая сила, «сильнее его воли» сбросила воробья с дерева. Ради любви мамы к своему ребёнку. Только любовь способна совершать чудеса и помогать в любой жизненной ситуации. Поступок воробья воспитывает в детях смелость, храбрость, силу воли, готовность жертвовать собою ради другого. Воробей преподал нам урок мужества, отважности, мудрости. Изучая данное произведение, я задаю ребятам  такой вопрос: «Как бы вы поступили, оказавшись на месте старого воробья?» И дети  предлагают свои варианты, как бы они поступили. Ни один ребёнок не остался равнодушным, и все были готовы помочь. И они помогают в жизни своим  одноклассникам. Таких примеров много. Заболел друг, и они вместе идут навещать своего товарища с гостинцами. Не знают слов песен – все вместе учат на перемене.  А главная мысль произведения «Воробей»: «Любовь – могучая сила, она побеждает смерть, она сильнее смерти!»

И. С. Тургенев завещал нам этим произведением любовь к ближнему, потому что только любовью держится и движется жизнь.  Велика воспитательная роль литературы. Таких произведений много, я бы даже сказала все произведения, вошедшие в курс «Литературное чтение», автор Л. А. Ефросинина, поучительны и дают огромный жизненный потенциал и заряд на дальнейшую жизнь.

Я перечислю только несколько таких произведений.

В. Белов «Родничок», В. Сутеев «Дядя Миша», «Мешок яблок», Ш. Перро «Красная шапочка», «подарки феи», «Кот в сапогах», Г. Скребицкий «Мать», А. Митта «Шар в окошке», русская народная сказка «Дочь-семилетка», В. Осеева «Сыновья», «Бабка», А. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», А. Куприн «Собачье счастье», Л. Пантелеев «Честное слово» и т. д.

Я уверена, что мои ученики вырастут настоящими людьми, готовыми к любым трудностям, к любым поворотам судьбы, потому что они воспитываются на жизненных произведениях, которые подобрала им автор уникальной программы Ефросинина Л.А.. И никогда  они не пройдут мимо чужого горя или несчастья и не останутся равнодушными людьми! А это самое главное в нашей жизни – чувство товарищества, чувство локтя!

Мы сами  росли на таких произведениях. Ну и что? Да мы стали трудолюбивыми, ответственными, отзывчивыми, терпеливыми. Целую жизнь, не уставая, мы сеем добро. Пусть и наши ученики вырастут такими же. Очень этого хочется. А поможет в этом великая сила литературы!


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

31071. Десмодонтоз 15.62 KB
  Впоследствии начинается воспалительный процесс в десневых тканях образуются пародонтальные карманы которые наполнены гнойным содержимым происходит смещение зубов их расшатывание а затем они попросту выпадают. Параллельно с этим заболеванием происходит поражение ладоней и подошв стопы гиперкератоз происходит нарушение обменных процессов триптофана и возникает диспротеинэмия. Лечение в данном случае требуется симптоматическое а при уже развившихся стадиях происходит удаление поврежденных зубов и проводится ортопедическое лечение.
31072. Кандидоз 15.34 KB
  Болеют кандидозом дети начиная с первых дней жизни и взрослые обычно пожилые и ослабленные чаще женщины. Существуют два пути возникновения кандидоза заражение от больного кандидозом и переход собственных условнопатогенных грибов в патогенные под воздействием благоприятных для развития гриба факторов. В развитии кандидоза особенно хронического значительную роль играют: дефекты клеточного иммунитета заболевания эндокринной системы тяжелые истощающие заболевания туберкулез анацидные гастриты...
31073. Актиномикоз (лучисто-грибковая болезнь) 16.46 KB
  При локализации процесса на нижней губе в области щеки инфильтрат ограниченный часто округлой формы спаян с подслизистой тканью. При расположении очага в подъязычной области на нижней и боковой поверхностях языка инфильтрат более разлитой и поверхностный. Слизистая оболочка в области поражения имеет красный иногда цианотичный цвет. При расположении очагов в области губы или щеки наблюдается абсцедирование.
31074. Предраковые заболевания 18.89 KB
  Значительную роль играют: курение табака склонность к очень горячей или острой пище крепким спиртным напиткам жевание табака употребление наса неблагоприятные метеорологические условия холод ветер сильная инсоляция длительно существующие слабые механические травмы профессиональные факторы анилиновые краски и лаки пары и пыль пека продукты сухой перегонки угля каменноугольной смолы фенол формальдегид пары бензина некоторые соединения бензола и др. Веррукозная лейкоплакия встречается в виде ограниченных...
31075. ОПУХОЛИ СЛИЗИСТОЙ ОБОЛОЧКИ ПООСТИ РТА 18.21 KB
  Рак слизистой оболочки рта При локализации поражения на первом месте стоит нижняя губа на втором – язык на третьем – дно полости рта затем слизистая оболочка щек неба челюстей и др. По гистологической картине различаются следующие формы рака полости рта: Для внутриэпителиального рака характерны признаки малигнизации эпителия при сохраненной базальной мембране. Плоскоклеточный рак микроскопически представляет скопления злокачественных эпителиальных клеток инфильтрирующих подлежащую соединительную ткань. Для Лимфоэпителиомы характерна...
31076. Эпителиальные опухоли 25.42 KB
  Инфильтрация подлежащих тканей отмечается лишь в запущенных случаях когда опухоль прорастает вглубь с разрушением хряща кости. Клинически опухоль проявляется в виде язвенной и папиллярной форм.: эруптивная гидраденома гидроцистома киста потовой железы доброкачественная опухоль исходящая из внутриэпидермальной части протока эккринной потовой железы.
31077. Пиогенная гранулема 13.68 KB
  : дольчатая капиллярная гемангнома гипертрофическая капиллярная гемангиома частая разновидность капиллярной гемангиомы возникающая на пальцах и в слизистых оболочках полости рта и носа. Наряду с очажками типа грануляционной ткани и возможным вторичным воспалением отмечается сходство с ранней или поздней стадией ювенильной разновидности капиллярной гемангиомы.
31078. Опухоли мягких тканей орофациальной области из меланинобразующей ткани 29 KB
  Все они доброкачественные пигментные опухоли состоящие из невусных клеток и имеющие разные размеры от крошечных до гигантских. Часть гигантских разновидностей таких невусов безопасны остальная часть особенно касающиеся новорожденных таят в себе потенциальную опасность превращения в меланому до 50 случаев в течение первых 3 5 лет жизни. Мелкие и крупные врожденные невоклеточные невусы новорожденных сборная группа из весьма разнообразных новообразований.
31079. Органоспецифические опухоли челюстных костей 29 KB
  Фолликулярная форма состоит из островков одонтогенного эпителия различной величины и формы напоминающих строение эмалевого органа по периферии островков частоколом располагаются клетки цилиндрического эпителия а в центре они приобретают звездчатую форму эпителиальный ретикулум. Сетевидная форма представлена тяжами одонтоенного эпителия с его причудливыми ветвлениями. Плексиформный вариант характеризуется тяжами эпителия неправильных очертаний переплетающихся в виде сети. По периферии тяжи ограничены цилиндрическими или кубическими...